Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Иез 31:1-18

Поделиться
1 В одиннадцатом году, в третьем месяце, в первый день месяца, было ко мне слово Господне: 2 сын человеческий! скажи фараону, царю Египетскому, и народу его:
кому ты равняешь себя в величии твоем?
 
3 Вот, Ассур был кедр на Ливане,
  с красивыми ветвями и тенистою листвою,
и высокий ростом;
  вершина его находилась среди толстых сучьев.
 
4 Воды растили его,
  бездна поднимала его,
реки ее окружали
  питомник его,
и она протоки свои посылала
  ко всем деревам полевым.
 
5 Оттого высота его перевысила
  все дерева полевые,
и сучьев на нем было много,
  и ветви его умножались,
и сучья его становились длинными от множества вод,
  когда он разрастался.
 
6 На сучьях его вили гнезда
  всякие птицы небесные,
под ветвями его выводили детей
  всякие звери полевые,
и под тенью его жили
  всякие многочисленные народы.
 
7 Он красовался высотою роста своего,
  длиною ветвей своих,
ибо корень его был
  у великих вод.
 
8 Кедры в саду Божием не затемняли его;
  кипарисы не равнялись сучьям его,
и каштаны не были величиною
  с ветви его,
ни одно дерево в саду Божием
  не равнялось с ним красотою своею.
 
9 Я украсил его
  множеством ветвей его,
так что все дерева Едемские в саду Божием
  завидовали ему.
10 Посему так сказал Господь Бог: за то, что ты высок стал ростом и вершину твою выставил среди толстых сучьев, и сердце его возгордилось величием его — 11 за то Я отдал его в руки властителю народов; он поступил с ним, как надобно; за беззаконие его Я отверг его. 12 И срубили его чужеземцы, лютейшие из народов, и повергли его на горы; и на все долины упали ветви его; и сучья его сокрушились на всех лощинах земли, и из-под тени его ушли все народы земли, и оставили его. 13 На обломках его поместились всякие птицы небесные, и в сучьях были всякие полевые звери. 14 Это для того, чтобы никакие дерева при водах не величались высоким ростом своим и не поднимали вершины своей из среды толстых сучьев, и чтобы не прилеплялись к ним из-за высоты их дерева, пьющие воду; ибо все они будут преданы смерти, в преисподнюю страну вместе с сынами человеческими, отшедшими в могилу.
15 Так говорит Господь Бог: в тот день, когда он сошел в могилу, Я сделал сетование о нем, затворил ради него бездну и остановил реки ее, и задержал большие воды и омрачил по нем Ливан, и все дерева полевые были в унынии по нем. 16 Шумом падения его Я привел в трепет народы, когда низвел его в преисподнюю, к отшедшим в могилу, и обрадовались в преисподней стране все дерева Едема, отличные и наилучшие Ливанские, все, пьющие воду; 17 ибо и они с ним отошли в преисподнюю, к пораженным мечом, и союзники его, жившие под тенью его, среди народов. 18 Итак которому из дерев Едемских равнялся ты в славе и величии? Но теперь наравне с деревами Едемскими ты будешь низведен в преисподнюю, будешь лежать среди необрезанных, с пораженными мечом.
  Это фараон и все множество народа его, говорит Господь Бог.
Свернуть

Пророчество Иезекииля о судьбе Египта завершает притча о крушении высокого кедра, в иносказательной форме повторяющая главную мысль пророчества. В начале притчи высокий и превознесенный кедр — символ Ассирии, жестокой державы, возвысившейся за счет угнетения ближневосточных народов. Меньше, чем за полвека до пророчества Иезекииля, Ассирия пала под ударами вавилонян, и это падение в корне изменило всю стратегическую ситуацию на Ближнем Востоке.

Вторая половина притчи использует тот же образ высокого кедра для обозначения Египта, соперничавшего с Ассирией в военной мощи и влиянии. Говоря о падении высокого кедра, пророк сопоставляет гибель Египетского государства с гибелью Ассирии, основываясь на общих обеим державам беззакониях: идолопоклонстве и жестокости. Для библейского отношения к истории эта притча очень характерна: наблюдающие историю в течение многих столетий авторы и редакторы Священного Писания находят в ней подтверждения тому, что всякая мощь без служения Богу обречена на исчезновение.

Весьма возможно, что в словах жившего в Вавилонии Иезекииля есть и политический подтекст, который он вынужден облекать в форму притчи. Дело в том, что вавилонская империя практически ничем не отличается ни от Ассирии, ни от Египта, ни от других древних империй. Говоря об их общей судьбе, пророк намекает на то, что не уйдет от нее и Вавилон. Уже следующее после Иезекииля поколение станет свидетелем того, как он падет под ударами персов.

Таким образом, пророк видит в истории два накладывающихся друг на друга процесса. С одной стороны, одна за другой сменяют друг друга империи, похожие, как две капли воды. Каждая из них грабит, переселяет и уничтожает все, что попадается на ее пути, и каждая гибнет, разрушенная следующей. Надо сказать, что в этот ряд, кроме упомянутых пророком Ассирии и Египта, укладываются и Вавилон, и Персия, и империя Александра Македонского, и Рим, и далее... вплоть до третьего рейха и советского блока. Но в этой последовательной смене принципиально ничего не меняется, и ничего принципиально нового не возникает. Поэтому эти события для пророка — не суть истории, но лишь фон (или покров) для того, что совершает в ней Господь. Главное — Его замысел, направленный на спасение мира. И при всей тяжести обвинений Израилю, он нужен Богу для этой великой цели, и потому, подвергаясь очищению, не разделяет общей участи человеческих государств.

Пророк говорит в притче о деревах Едемских, о насаждении Божьем. Вовлекаемые в водоворот политической истории, они, тем не менее, остаются иноприродными ей, потому что смысл их существования — не в их величии, но в Боге. Далее пророк скажет еще одно слово о Египте, а потом перейдет к действиям Бога в судьбе Израиля и всего мира. Он будет говорит о спасении, о Новом завете и приходе Мессии — и какой мелочью покажется по сравнению с этим весь это круговорот империй... Нельзя не отметить, насколько поучительной оказывается эта притча в поисках «национальной идеологии». Не только отдельный человек, но и страны и народы, чтобы не разделить судьбу Ассирии и Египта, должны искать того, что достойно вечности. А это — только Завет с Богом.

Другие мысли вслух

 
На Иез 31:1-18
1 В одиннадцатом году, в третьем месяце, в первый день месяца, было ко мне слово Господне: 2 сын человеческий! скажи фараону, царю Египетскому, и народу его:
кому ты равняешь себя в величии твоем?
 
3 Вот, Ассур был кедр на Ливане,
  с красивыми ветвями и тенистою листвою,
и высокий ростом;
  вершина его находилась среди толстых сучьев.
 
4 Воды растили его,
  бездна поднимала его,
реки ее окружали
  питомник его,
и она протоки свои посылала
  ко всем деревам полевым.
 
5 Оттого высота его перевысила
  все дерева полевые,
и сучьев на нем было много,
  и ветви его умножались,
и сучья его становились длинными от множества вод,
  когда он разрастался.
 
6 На сучьях его вили гнезда
  всякие птицы небесные,
под ветвями его выводили детей
  всякие звери полевые,
и под тенью его жили
  всякие многочисленные народы.
 
7 Он красовался высотою роста своего,
  длиною ветвей своих,
ибо корень его был
  у великих вод.
 
8 Кедры в саду Божием не затемняли его;
  кипарисы не равнялись сучьям его,
и каштаны не были величиною
  с ветви его,
ни одно дерево в саду Божием
  не равнялось с ним красотою своею.
 
9 Я украсил его
  множеством ветвей его,
так что все дерева Едемские в саду Божием
  завидовали ему.
10 Посему так сказал Господь Бог: за то, что ты высок стал ростом и вершину твою выставил среди толстых сучьев, и сердце его возгордилось величием его — 11 за то Я отдал его в руки властителю народов; он поступил с ним, как надобно; за беззаконие его Я отверг его. 12 И срубили его чужеземцы, лютейшие из народов, и повергли его на горы; и на все долины упали ветви его; и сучья его сокрушились на всех лощинах земли, и из-под тени его ушли все народы земли, и оставили его. 13 На обломках его поместились всякие птицы небесные, и в сучьях были всякие полевые звери. 14 Это для того, чтобы никакие дерева при водах не величались высоким ростом своим и не поднимали вершины своей из среды толстых сучьев, и чтобы не прилеплялись к ним из-за высоты их дерева, пьющие воду; ибо все они будут преданы смерти, в преисподнюю страну вместе с сынами человеческими, отшедшими в могилу.
15 Так говорит Господь Бог: в тот день, когда он сошел в могилу, Я сделал сетование о нем, затворил ради него бездну и остановил реки ее, и задержал большие воды и омрачил по нем Ливан, и все дерева полевые были в унынии по нем. 16 Шумом падения его Я привел в трепет народы, когда низвел его в преисподнюю, к отшедшим в могилу, и обрадовались в преисподней стране все дерева Едема, отличные и наилучшие Ливанские, все, пьющие воду; 17 ибо и они с ним отошли в преисподнюю, к пораженным мечом, и союзники его, жившие под тенью его, среди народов. 18 Итак которому из дерев Едемских равнялся ты в славе и величии? Но теперь наравне с деревами Едемскими ты будешь низведен в преисподнюю, будешь лежать среди необрезанных, с пораженными мечом.
  Это фараон и все множество народа его, говорит Господь Бог.
Свернуть
Пророчество Иезекииля о судьбе Египта завершает притча о крушении высокого кедра, в иносказательной форме повторяющая ...  Читать далее

Пророчество Иезекииля о судьбе Египта завершает притча о крушении высокого кедра, в иносказательной форме повторяющая главную мысль пророчества. В начале притчи высокий и превознесенный кедр — символ Ассирии, жестокой державы, возвысившейся за счет угнетения ближневосточных народов. Меньше, чем за полвека до пророчества Иезекииля, Ассирия пала под ударами вавилонян, и это падение в корне изменило всю стратегическую ситуацию на Ближнем Востоке.

Вторая половина притчи использует тот же образ высокого кедра для обозначения Египта, соперничавшего с Ассирией в военной мощи и влиянии. Говоря о падении высокого кедра, пророк сопоставляет гибель Египетского государства с гибелью Ассирии, основываясь на общих обеим державам беззакониях: идолопоклонстве и жестокости. Для библейского отношения к истории эта притча очень характерна: наблюдающие историю в течение многих столетий авторы и редакторы Священного Писания находят в ней подтверждения тому, что всякая мощь без служения Богу обречена на исчезновение.

Весьма возможно, что в словах жившего в Вавилонии Иезекииля есть и политический подтекст, который он вынужден облекать в форму притчи. Дело в том, что вавилонская империя практически ничем не отличается ни от Ассирии, ни от Египта, ни от других древних империй. Говоря об их общей судьбе, пророк намекает на то, что не уйдет от нее и Вавилон. Уже следующее после Иезекииля поколение станет свидетелем того, как он падет под ударами персов.

Таким образом, пророк видит в истории два накладывающихся друг на друга процесса. С одной стороны, одна за другой сменяют друг друга империи, похожие, как две капли воды. Каждая из них грабит, переселяет и уничтожает все, что попадается на ее пути, и каждая гибнет, разрушенная следующей. Надо сказать, что в этот ряд, кроме упомянутых пророком Ассирии и Египта, укладываются и Вавилон, и Персия, и империя Александра Македонского, и Рим, и далее... вплоть до третьего рейха и советского блока. Но в этой последовательной смене принципиально ничего не меняется, и ничего принципиально нового не возникает. Поэтому эти события для пророка — не суть истории, но лишь фон (или покров) для того, что совершает в ней Господь. Главное — Его замысел, направленный на спасение мира. И при всей тяжести обвинений Израилю, он нужен Богу для этой великой цели, и потому, подвергаясь очищению, не разделяет общей участи человеческих государств.

Пророк говорит в притче о деревах Едемских, о насаждении Божьем. Вовлекаемые в водоворот политической истории, они, тем не менее, остаются иноприродными ей, потому что смысл их существования — не в их величии, но в Боге. Далее пророк скажет еще одно слово о Египте, а потом перейдет к действиям Бога в судьбе Израиля и всего мира. Он будет говорит о спасении, о Новом завете и приходе Мессии — и какой мелочью покажется по сравнению с этим весь это круговорот империй... Нельзя не отметить, насколько поучительной оказывается эта притча в поисках «национальной идеологии». Не только отдельный человек, но и страны и народы, чтобы не разделить судьбу Ассирии и Египта, должны искать того, что достойно вечности. А это — только Завет с Богом.

Свернуть
 
На Иез 31:1-18
1 В одиннадцатом году, в третьем месяце, в первый день месяца, было ко мне слово Господне: 2 сын человеческий! скажи фараону, царю Египетскому, и народу его:
кому ты равняешь себя в величии твоем?
 
3 Вот, Ассур был кедр на Ливане,
  с красивыми ветвями и тенистою листвою,
и высокий ростом;
  вершина его находилась среди толстых сучьев.
 
4 Воды растили его,
  бездна поднимала его,
реки ее окружали
  питомник его,
и она протоки свои посылала
  ко всем деревам полевым.
 
5 Оттого высота его перевысила
  все дерева полевые,
и сучьев на нем было много,
  и ветви его умножались,
и сучья его становились длинными от множества вод,
  когда он разрастался.
 
6 На сучьях его вили гнезда
  всякие птицы небесные,
под ветвями его выводили детей
  всякие звери полевые,
и под тенью его жили
  всякие многочисленные народы.
 
7 Он красовался высотою роста своего,
  длиною ветвей своих,
ибо корень его был
  у великих вод.
 
8 Кедры в саду Божием не затемняли его;
  кипарисы не равнялись сучьям его,
и каштаны не были величиною
  с ветви его,
ни одно дерево в саду Божием
  не равнялось с ним красотою своею.
 
9 Я украсил его
  множеством ветвей его,
так что все дерева Едемские в саду Божием
  завидовали ему.
10 Посему так сказал Господь Бог: за то, что ты высок стал ростом и вершину твою выставил среди толстых сучьев, и сердце его возгордилось величием его — 11 за то Я отдал его в руки властителю народов; он поступил с ним, как надобно; за беззаконие его Я отверг его. 12 И срубили его чужеземцы, лютейшие из народов, и повергли его на горы; и на все долины упали ветви его; и сучья его сокрушились на всех лощинах земли, и из-под тени его ушли все народы земли, и оставили его. 13 На обломках его поместились всякие птицы небесные, и в сучьях были всякие полевые звери. 14 Это для того, чтобы никакие дерева при водах не величались высоким ростом своим и не поднимали вершины своей из среды толстых сучьев, и чтобы не прилеплялись к ним из-за высоты их дерева, пьющие воду; ибо все они будут преданы смерти, в преисподнюю страну вместе с сынами человеческими, отшедшими в могилу.
15 Так говорит Господь Бог: в тот день, когда он сошел в могилу, Я сделал сетование о нем, затворил ради него бездну и остановил реки ее, и задержал большие воды и омрачил по нем Ливан, и все дерева полевые были в унынии по нем. 16 Шумом падения его Я привел в трепет народы, когда низвел его в преисподнюю, к отшедшим в могилу, и обрадовались в преисподней стране все дерева Едема, отличные и наилучшие Ливанские, все, пьющие воду; 17 ибо и они с ним отошли в преисподнюю, к пораженным мечом, и союзники его, жившие под тенью его, среди народов. 18 Итак которому из дерев Едемских равнялся ты в славе и величии? Но теперь наравне с деревами Едемскими ты будешь низведен в преисподнюю, будешь лежать среди необрезанных, с пораженными мечом.
  Это фараон и все множество народа его, говорит Господь Бог.
Свернуть
Могущество языческого повелителя не просто уподобляется величественному кедру. Пророческий образ раскрывает нам...  Читать далее

Могущество языческого повелителя не просто уподобляется величественному кедру. Пророческий образ раскрывает нам, что это дерево превосходило все деревья Эдема, поэтому мы снова можем вспомнить падшего ангела, к делам которого оказываются причастны языческие цари. Величие фараону, как и любому земному правителю, дано Богом, вот только люди (не только правители, все мы) слишком легко забывают о Подателе даров и относят свои успехи на счёт собственных усилий. Но пророчество предупреждает: самовозвеличиваясь, мы рискуем не только погрузиться в собственные "человеческие" греховные страсти, которые нам так хочется считать извинительными, но и уподобиться тому самому ангелу, первым взбунтовавшемуся против Творца, и тем ведёт в рабство у сил тьмы.

Попав в зависимость от страстной гордости крайне трудно не встать на путь противления Богу. Но оно неизбежно заканчивается крахом.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).