Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на 3 Цар 19:1-21

Поделиться
1 И пересказал Ахав Иезавели всё, что сделал Илия, и то, что он убил всех пророков мечом. 2 И послала Иезавель посланца к Илии сказать: (если ты Илия, а я Иезавель, то) пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с душею каждого из них. 3 Увидев это, он встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою, и пришел в Вирсавию, которая в Иудее, и оставил отрока своего там.
4 А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. 5 И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь (и пей). 6 И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул. 7 И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь (и пей), ибо дальняя дорога пред тобою. 8 И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива.
9 И вошел он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия? 10 Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее. 11 И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; 12 после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, (и там Господь). 13 Услышав сие, Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия? 14 Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее. 15 И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею, 16 а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя; 17 кто убежит от меча Азаилова, того умертвит Ииуй; а кто спасется от меча Ииуева, того умертвит Елисей. 18 Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч (мужей); всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его.
19 И пошел он оттуда, и нашел Елисея, сына Сафатова, когда он орал; двенадцать пар (волов) было у него, и сам он был при двенадцатой. Илия, проходя мимо него, бросил на него милоть свою. 20 И оставил (Елисей) волов, и побежал за Илиею, и сказал: позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою. Он сказал ему: пойди и приходи назад, ибо что сделал я тебе? 21 Он, отойдя от него, взял пару волов и заколол их и, зажегши плуг волов, изжарил мясо их, и роздал людям, и они ели. А сам встал и пошел за Илиею, и стал служить ему.
Свернуть

Господь услышал молитву Илии. Он не только посрамил язычников, но и послал на землю дождь. Казалось бы, одержана важная духовная победа, но опять Илия вынужден скрываться. Что ж, после одержанной победы нередко возникает соблазн расслабиться и прекратить усилия. Но впереди ещё много трудов.

Илия уходит в пустыню. Он в одиночестве должен пройти путь, сходный с путём народа, водимого по пустыне Моисеем. Тогда народ уходил из рабства у язычников, но теперь язычество снова поработило сердца огромной части народа, и Илия, подобно Моисею, должен снова вывести народ из рабства.

Как и Моисей, Илия идёт беседовать с Господом на гору Хорив. Но как различаются явления Господа этим двум пророкам. Если во дни Моисея Господь являл Свою славу в сопровождении грозных явлений, то Илии Он является в веянии тихого ветра.

Случайно ли, что в веянии тихого ветра Господь явился именно Илии? Прежние грозные явления Господа помогали людям хотя бы в какой-то мере увидеть всю несоизмеримость Бога и людей, Его присутствия и нашего привычного существования. Но для Илии, человека сурового, нет необходимости показывать грозную мощь Создателя, он в ней и не сомневается. Возможно, именно поэтому Господь явился Илии не так, как тот ожидал и настраивался.

Не только Илии, но и всем нам Господь даёт понять, что наши представления о Нём неполны и недостаточны, ведь Он выше любых наших представлений о Нём. И если мы привыкаем к одному из способов, каким Он действует в мире и обращается к нам, настолько, что перестаём замечать другие грани Его откровения, то Он даст нам возможность обратить на них внимание.

Для Илии, да и для всех нас, было важно услышать свидетельство Господа о семи тысячах, не поклонившихся Ваалу несмотря на видимое торжество язычества и истребление верных. Это уже не несколько праведников, с трудом найденных в Содоме, здесь залог того, что народ имеет возможность не быть погубленным нечестивцами. Но сколько раз на протяжении последующих веков такая ситуация будет повторяться. И всякий раз число верных будет превышать все мыслимые предположения.

Поражает также призыв Господа помазать царя для Сирии. Впервые Господь поручает Своему пророку помазать царя для языческого государства. Но для Господа нет чужих народов, Он таинственно действует даже среди тех, кто пока ещё не знает или отвергает Его.

Темы:

Другие мысли вслух

 
На 3 Цар 19:1-21
1 И пересказал Ахав Иезавели всё, что сделал Илия, и то, что он убил всех пророков мечом. 2 И послала Иезавель посланца к Илии сказать: (если ты Илия, а я Иезавель, то) пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с душею каждого из них. 3 Увидев это, он встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою, и пришел в Вирсавию, которая в Иудее, и оставил отрока своего там.
4 А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. 5 И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь (и пей). 6 И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул. 7 И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь (и пей), ибо дальняя дорога пред тобою. 8 И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива.
9 И вошел он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия? 10 Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее. 11 И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; 12 после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, (и там Господь). 13 Услышав сие, Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия? 14 Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее. 15 И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею, 16 а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя; 17 кто убежит от меча Азаилова, того умертвит Ииуй; а кто спасется от меча Ииуева, того умертвит Елисей. 18 Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч (мужей); всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его.
19 И пошел он оттуда, и нашел Елисея, сына Сафатова, когда он орал; двенадцать пар (волов) было у него, и сам он был при двенадцатой. Илия, проходя мимо него, бросил на него милоть свою. 20 И оставил (Елисей) волов, и побежал за Илиею, и сказал: позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою. Он сказал ему: пойди и приходи назад, ибо что сделал я тебе? 21 Он, отойдя от него, взял пару волов и заколол их и, зажегши плуг волов, изжарил мясо их, и роздал людям, и они ели. А сам встал и пошел за Илиею, и стал служить ему.
Свернуть
Господь услышал молитву Илии. Он не только посрамил язычников, но и послал на землю дождь. Казалось бы...  Читать далее

Господь услышал молитву Илии. Он не только посрамил язычников, но и послал на землю дождь. Казалось бы, одержана важная духовная победа, но опять Илия вынужден скрываться. Что ж, после одержанной победы нередко возникает соблазн расслабиться и прекратить усилия. Но впереди ещё много трудов.

Илия уходит в пустыню. Он в одиночестве должен пройти путь, сходный с путём народа, водимого по пустыне Моисеем. Тогда народ уходил из рабства у язычников, но теперь язычество снова поработило сердца огромной части народа, и Илия, подобно Моисею, должен снова вывести народ из рабства.

Как и Моисей, Илия идёт беседовать с Господом на гору Хорив. Но как различаются явления Господа этим двум пророкам. Если во дни Моисея Господь являл Свою славу в сопровождении грозных явлений, то Илии Он является в веянии тихого ветра.

Случайно ли, что в веянии тихого ветра Господь явился именно Илии? Прежние грозные явления Господа помогали людям хотя бы в какой-то мере увидеть всю несоизмеримость Бога и людей, Его присутствия и нашего привычного существования. Но для Илии, человека сурового, нет необходимости показывать грозную мощь Создателя, он в ней и не сомневается. Возможно, именно поэтому Господь явился Илии не так, как тот ожидал и настраивался.

Не только Илии, но и всем нам Господь даёт понять, что наши представления о Нём неполны и недостаточны, ведь Он выше любых наших представлений о Нём. И если мы привыкаем к одному из способов, каким Он действует в мире и обращается к нам, настолько, что перестаём замечать другие грани Его откровения, то Он даст нам возможность обратить на них внимание.

Для Илии, да и для всех нас, было важно услышать свидетельство Господа о семи тысячах, не поклонившихся Ваалу несмотря на видимое торжество язычества и истребление верных. Это уже не несколько праведников, с трудом найденных в Содоме, здесь залог того, что народ имеет возможность не быть погубленным нечестивцами. Но сколько раз на протяжении последующих веков такая ситуация будет повторяться. И всякий раз число верных будет превышать все мыслимые предположения.

Поражает также призыв Господа помазать царя для Сирии. Впервые Господь поручает Своему пророку помазать царя для языческого государства. Но для Господа нет чужих народов, Он таинственно действует даже среди тех, кто пока ещё не знает или отвергает Его.

Свернуть
 
На 3 Цар 19:11-16
11 И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; 12 после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, (и там Господь). 13 Услышав сие, Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия? 14 Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее. 15 И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею, 16 а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя;
Свернуть
Какой у Бога голос? Наверное, уж Он-то может сказать слово так, что небеса разверзнутся и горы обрушатся. Но почему-то не любит Он говорить так...  Читать далее

Какой у Бога голос? Наверное, уж Он-то может сказать слово так, что небеса разверзнутся и горы обрушатся. Но почему-то не любит Он говорить так. Глас с небес — явление крайне редкое, а уж такой глас, чтобы все присутствующие и слышали, и разобрали каждое слово — и того реже... Он выбирает другой путь — Он говорит в тихом ветре. Почему? Знаете, в школе бывают учителя, которые громко кричат, но их никто не слушает, а бывают такие, которые говорят тихо-тихо, почти шёпотом — но все слышат каждое слово, потому что прислушиваются. Бог не хочет перекрикивать нас! Конечно, громкий крик услышат все — но Ему нужно, чтобы Его слышал тот, для кого Его голос действительно важен. Он ждёт, пока внутри всё затихнет, и тогда, в полной тишине, мы услышим Его голос.

Свернуть
 
На 3 Цар 19:11-12
11 И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; 12 после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, (и там Господь).
Свернуть
Опыт Илии ясно, как ничто другое, доказывает, что у Бога есть некий аналог того, что у человека называется чувством юмора. Хотя, возможно, хорошо зная Своего служителя, Он решил познакомить Илию с некой, прежде ему неведомой, стороной Своей личности...  Читать далее

Опыт Илии ясно, как ничто другое, доказывает, что у Бога есть некий аналог того, что у человека называется чувством юмора. Хотя, возможно, хорошо зная Своего служителя, Он решил познакомить Илию с некой, прежде ему неведомой, стороной Своей личности. Традиционно, начиная с эпохи Моисея, а быть может, и раньше молния, которую называли обычно небесным огнём, буря, землетрясение воспринимались, как проявления силы Божией. И натуре Илии такие проявления, несомненно, должны были быть очень близки: для него Бог — прежде всего, неумолимый Судья, карающий отступников и уничтожающий язычников, дерзнувших покуситься на Его прерогативы. Уничтожающий, если надо, и руками Своих служителей, как уничтожил однажды сам Илия языческих жрецов. И вот теперь именно ему, Илии, Бог открывается не в буре, не в огне и не в землетрясении, а в голосе тонкого безмолвия (так в еврейском тексте; «веяние тихого ветра» — это Септуагинта, греческий перевод, иногда отличающийся от оригинала не только по стилю, но и по смыслу). Откровение было важным, хотя вся его важность, возможно, была осмыслена далеко не сразу и не самим Илией. Прежде присутствие Божие связывалось со Скинией, с Храмом, с алтарём. Бог был там, на том месте, на которое Он Сам указал, и больше нигде искать встречи с Ним не приходилось. Исключение составляли пророки с их специфическим духовным и религиозным опытом. Бог говорил с ними, они слышали Его голос, видели посланные Им видения, и таким образом узнавали, что Бог рядом. А Илии, кажется, впервые открылось, что Бог рядом не только тогда, когда Он говорит, но и тогда, когда молчит. Сквозь тонкое, прозрачное безмолвие ощущается присутствие Того, Кто может заговорить в любой момент. Но сейчас Он молчит. Однако это не значит, что Он далеко, отвернулся, забыл. Он здесь. И, когда придёт время, Он заговорит, даст о Себе знать. Но и когда молчит, Он всё равно рядом. Это главное.

Свернуть
 
На 3 Цар 19:12
12 после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, (и там Господь).
Свернуть
Обещая пророку Илии встречу с Собой, Господь перечисляет все характерные признаки Богоявления, которые нам кажутся вполне естественными. Еще бы, Владыка неба и земли является в этом мире, и как тут не быть...  Читать далее

Обещая пророку Илии встречу с Собой, Господь перечисляет все характерные признаки Богоявления, которые нам кажутся вполне естественными. Еще бы, Владыка неба и земли является в этом мире, и как тут не быть ветру, раздирающему горы, землетрясению и огню. Но Библия говорит, что это все — явления нашего мира, сопутствующие приходу Всемогущего. Не в этом Господь, категорично утверждает она.

Вместо всех этих катаклизмов, явных и грозных, в качестве иконы Божества Библия предлагает веяние тихого ветра, напоминающее дыхание самой жизни. Это принципиально важный момент, потому что мы склонны проецировать на Бога свой страх перед Его праведностью, и этим оправдывать свое удаление от Него. Бог — это нечто иное, отличное от видимых проявлений Его присутствия. Это веяние тихого ветра — как дыхание тайны, переворачивает душу пророка и становится одной из ключевых богословских аксиом, помнить о которой необходимо при чтении Священного Писания.

Свернуть
 
На 3 Цар 19:19-21
19 И пошел он оттуда, и нашел Елисея, сына Сафатова, когда он орал; двенадцать пар (волов) было у него, и сам он был при двенадцатой. Илия, проходя мимо него, бросил на него милоть свою. 20 И оставил (Елисей) волов, и побежал за Илиею, и сказал: позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою. Он сказал ему: пойди и приходи назад, ибо что сделал я тебе? 21 Он, отойдя от него, взял пару волов и заколол их и, зажегши плуг волов, изжарил мясо их, и роздал людям, и они ели. А сам встал и пошел за Илиею, и стал служить ему.
Свернуть
Елисей делает совершенно бессмысленную, казалось бы, вещь. Чем ему так помешали несчастные волы? Зачем надо было их жарить и раздавать их мясо? Вернул бы их домой, и всё тут. Но Елисею почему-то очень нужно было отдать всё, за что он нёс ответственность в «прежней жизни».  Читать далее

Елисей делает совершенно бессмысленную, казалось бы, вещь. Чем ему так помешали несчастные волы? Зачем надо было их жарить и раздавать их мясо? Вернул бы их домой, и всё тут. Но Елисею почему-то очень нужно было отдать всё, за что он нёс ответственность в «прежней жизни». Илия призывает его на служение, и Елисей принимает это призвание со всей серьёзностью. Он не отводит этих волов домой, потому что ему они больше не принадлежат, но он и не просто отпускает их – для Елисея важно накормить других. Всё, что было у него, он отдал, и теперь с пустыми руками начинает свой новый путь – путь пророка Господня.

Свернуть
 
На 3 Цар 19:19-21
19 И пошел он оттуда, и нашел Елисея, сына Сафатова, когда он орал; двенадцать пар (волов) было у него, и сам он был при двенадцатой. Илия, проходя мимо него, бросил на него милоть свою. 20 И оставил (Елисей) волов, и побежал за Илиею, и сказал: позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою. Он сказал ему: пойди и приходи назад, ибо что сделал я тебе? 21 Он, отойдя от него, взял пару волов и заколол их и, зажегши плуг волов, изжарил мясо их, и роздал людям, и они ели. А сам встал и пошел за Илиею, и стал служить ему.
Свернуть
Какой удивительный пример подает нам Елисей. Что мы видим? Человека, работающего на поле, причем работающего на своем скоте, а значит, довольно состоятельного...  Читать далее

Какой удивительный пример подает нам Елисей. Что мы видим? Человека, работающего на поле, причем работающего на своем скоте, а значит, довольно состоятельного человека. И вот он совершает «опрометчивый» поступок: в одно мгновение решает следовать за Илией, оставив все, что имеет. Да и как решает, после чего? Ведь сомневающемуся сердцу вряд ли понять «брошенную милоть» как однозначный знак от Бога (3 Цар. 19:19)… Да и сам Илия затем спрашивает Елисея: «Что сделал я тебе?» (3 Цар. 19:20)- тем самым давая ему еще одну возможность засомневаться… Но у Елисея да — да, а нет — нет (см. Мф. 5:37). Появившаяся в сердце мысль о том, что так хочет Бог, сразу превращается в решение исполнить, за которым следует действие. Да даст нам Господь такие же силы делать правильный выбор, когда в сердце брезжит хотя бы слабенькое, но все-таки понимание того, что лучше для Него…

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).