Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ис 58:5

Поделиться
Таков ли тот пост, который Я избрал,
  день, в который томит человек душу свою,
когда гнет голову свою, как тростник,
  и подстилает под себя рубище и пепел?
Это ли назовешь постом
  и днем, угодным Господу?
Свернуть

Вопрос о посте для многих христиан является одним из главных. Впрочем, христиане тут не оригинальны: одним из центральных он был и для иудеев, причём достаточно давно, ещё за несколько веков до прихода Мессии. Почему же он занял в жизни иудеев столь важное место? Изначально в яхвизме постам ведь уделялось вовсе не так много внимания. Да, конечно, в дни траура, личного или общественного, пост соблюдался, и соблюдался строго (иудейские посты бывали обычно полными, от пищи и воды воздерживались на протяжении всего дня, если же пост был многодневным, что случалось нечасто, есть и пить можно было лишь после захода солнца).

Но уже в послепленный период в синагогальной среде сложилась практика регулярных однодневных постов, сохранявшаяся как минимум до конца эпохи Второго Храма. Этой практики придерживались в том числе и члены фарисейского братства. По-видимому, таких регулярных постов в евангельскую эпоху было два в неделю. Предполагалось, что в эти дни каждый постится, вспоминая свои собственные грехи. Будь оно действительно так, от такого поста могла бы быть несомненная духовная польза.

Равно, впрочем, как и от церковных постов, смысл которых в конечном счёте сводится тоже либо к памяти о собственных грехах, либо к воспоминанию о крестной смерти Спасителя и о предательстве Иуды. Но ещё до прихода Христа произошло то, что полностью исказило суть и смысл поста за грехи: он превратился в религиозную обязанность. То же с течением времени во многом произошло и с нашими христианскими постами, несмотря на соответствующие предостережения Спасителя.

Судя по словам Исайи, можно думать, что началось это превращение достаточно рано, вскоре после возвращения евреев в Иудею после Вавилонского плена, если не раньше. Пост начинает восприниматься как некое самоограничение, ценное само по себе, как своего рода наказание себя за совершённые грехи. Предполагается, что всё это нужно Богу, и поступающий так становится соответственно ближе к Богу и угоднее Ему. Впоследствии возник также благочестивый миф о том, что пост якобы очищает человека от греха или от его последствий.

Всё это, разумеется, было достаточно далеко от реальности. Очистить себя от греха, само собой понятно, не может ни один человек. Для такого очищения нужно непосредственное вмешательство Божье, Его прямое действие. Да и в самоограничении как таковом особой пользы для духовной жизни нет. Богу оно не нужно. Всякое самоограничение ценно лишь постольку, поскольку позволяет человеку понять себя, увидеть истинные мотивы своих поступков, увидеть свои грехи и понять, как им противостоять.

Но и тут одного самоограничения мало: как всякая духовная работа, эта предполагает участие Бога, без которого никакое самоограничение само по себе ничего полезного человеку не откроет. Но религиозному сознанию свойственно абсолютизировать значение поста самого по себе. Тем более, что различие постящихся и не постящихся становится одним из признаков принадлежности к религиозной общине.

И тогда пост, ставший самоцелью, начинает дезориентировать человека и разрушать его духовную жизнь. Он заставляет человека тратить силы и время на то, что с духовной точки зрения не даёт ему ничего. А иногда даже приносит вред: ведь многие религиозные люди начинают гордиться своими постами, удивляясь, что Бог не замечает их усилий. И утверждаются в своей правоте тем больше, чем больших успехов достигают в этом своеобразном религиозном спорте. Вот только наградой победителю в этом соревновании становится не Царство, а чувство глубокого религиозного удовлетворения. А это плохая замена Царству.

Другие мысли вслух

 
На Ис 58:5
Таков ли тот пост, который Я избрал,
  день, в который томит человек душу свою,
когда гнет голову свою, как тростник,
  и подстилает под себя рубище и пепел?
Это ли назовешь постом
  и днем, угодным Господу?
Свернуть
Вопрос о посте для многих христиан является одним из главных. Впрочем, христиане тут не оригинальны: одним из центральных он был и для иудеев, причём достаточно давно, ещё за несколько веков до прихода Мессии. Почему же он занял в жизни иудеев столь важное место? Изначально в...  Читать далее

Вопрос о посте для многих христиан является одним из главных. Впрочем, христиане тут не оригинальны: одним из центральных он был и для иудеев, причём достаточно давно, ещё за несколько веков до прихода Мессии. Почему же он занял в жизни иудеев столь важное место? Изначально в яхвизме постам ведь уделялось вовсе не так много внимания. Да, конечно, в дни траура, личного или общественного, пост соблюдался, и соблюдался строго (иудейские посты бывали обычно полными, от пищи и воды воздерживались на протяжении всего дня, если же пост был многодневным, что случалось нечасто, есть и пить можно было лишь после захода солнца).

Но уже в послепленный период в синагогальной среде сложилась практика регулярных однодневных постов, сохранявшаяся как минимум до конца эпохи Второго Храма. Этой практики придерживались в том числе и члены фарисейского братства. По-видимому, таких регулярных постов в евангельскую эпоху было два в неделю. Предполагалось, что в эти дни каждый постится, вспоминая свои собственные грехи. Будь оно действительно так, от такого поста могла бы быть несомненная духовная польза.

Равно, впрочем, как и от церковных постов, смысл которых в конечном счёте сводится тоже либо к памяти о собственных грехах, либо к воспоминанию о крестной смерти Спасителя и о предательстве Иуды. Но ещё до прихода Христа произошло то, что полностью исказило суть и смысл поста за грехи: он превратился в религиозную обязанность. То же с течением времени во многом произошло и с нашими христианскими постами, несмотря на соответствующие предостережения Спасителя.

Судя по словам Исайи, можно думать, что началось это превращение достаточно рано, вскоре после возвращения евреев в Иудею после Вавилонского плена, если не раньше. Пост начинает восприниматься как некое самоограничение, ценное само по себе, как своего рода наказание себя за совершённые грехи. Предполагается, что всё это нужно Богу, и поступающий так становится соответственно ближе к Богу и угоднее Ему. Впоследствии возник также благочестивый миф о том, что пост якобы очищает человека от греха или от его последствий.

Всё это, разумеется, было достаточно далеко от реальности. Очистить себя от греха, само собой понятно, не может ни один человек. Для такого очищения нужно непосредственное вмешательство Божье, Его прямое действие. Да и в самоограничении как таковом особой пользы для духовной жизни нет. Богу оно не нужно. Всякое самоограничение ценно лишь постольку, поскольку позволяет человеку понять себя, увидеть истинные мотивы своих поступков, увидеть свои грехи и понять, как им противостоять.

Но и тут одного самоограничения мало: как всякая духовная работа, эта предполагает участие Бога, без которого никакое самоограничение само по себе ничего полезного человеку не откроет. Но религиозному сознанию свойственно абсолютизировать значение поста самого по себе. Тем более, что различие постящихся и не постящихся становится одним из признаков принадлежности к религиозной общине.

И тогда пост, ставший самоцелью, начинает дезориентировать человека и разрушать его духовную жизнь. Он заставляет человека тратить силы и время на то, что с духовной точки зрения не даёт ему ничего. А иногда даже приносит вред: ведь многие религиозные люди начинают гордиться своими постами, удивляясь, что Бог не замечает их усилий. И утверждаются в своей правоте тем больше, чем больших успехов достигают в этом своеобразном религиозном спорте. Вот только наградой победителю в этом соревновании становится не Царство, а чувство глубокого религиозного удовлетворения. А это плохая замена Царству.

Свернуть
 
На Ис 58:5-7
Таков ли тот пост, который Я избрал,
  день, в который томит человек душу свою,
когда гнет голову свою, как тростник,
  и подстилает под себя рубище и пепел?
Это ли назовешь постом
  и днем, угодным Господу?
Вот пост, который Я избрал:
  разреши оковы неправды,
  развяжи узы ярма,
и угнетенных отпусти на свободу,
  и расторгни всякое ярмо;
раздели с голодным хлеб твой,
  и скитающихся бедных введи в дом;
когда увидишь нагого, одень его,
  и от единокровного твоего не укрывайся.
Свернуть
В конкретных религиозных традициях баланс духовной и религиозной составляющей может различаться, но только христианство не было религией с самого начала. Конечно, с течением времени...  Читать далее

В конкретных религиозных традициях баланс духовной и религиозной составляющей может различаться, но только христианство не было религией с самого начала. Конечно, с течением времени на христианской почве выросли свои, христианские религии. Но христианству собственно они не нужны. Апостол Павел, к примеру, будучи христианином в полном смысле слова, всю жизнь оставался решительным противником отождествления христианства с какой бы то ни было религией, даже с родным ему иудаизмом. Хотя именно иудео-христианская традиция была родной для первохристианской церкви.

Между тем, религиозная жизнь вообще требует от человека меньше духовных усилий, чем жизнь духовная. Внешней активности в религиозной жизни обычно бывает больше, внутренней же существенно меньше. И психологически религия комфортнее духовной жизни: тут привычный ритуал, знакомые и общепринятые в данной общине ценности и поведенческие модели, чувство исполненного религиозного долга. А в духовной жизни одни вопросы, которых обычно бывает больше, чем ответов, особенно готовых. А ведь религия даёт ещё и целую кучу поводов для самоутверждения.

И ритуальные запреты тут играют особую роль: отделяют «благочестивых» от «нечестивых», «праведников» от «грешников», словом — правоверных от неверных. Чем строже пост, чем больше ритуальных запретов и ограничений в день шаббата, тем больше поводов для гордости. И для недоумения: а чего это Бог нас не замечает? А Бог устами Своего пророка говорит: не нужен мне ваш пост. Такой — точно не нужен. И религиозность ваша Мне не нужна. А нужно — сердце, открытое навстречу Мне. И вашим ближним тоже. Вот тогда и начнётся духовная жизнь. С Богом и с людьми.

Свернуть
 
На Ис 58:1-14
Взывай громко, не удерживайся;
  возвысь голос твой, подобно трубе,
и укажи народу Моему на беззакония его,
  и дому Иаковлеву — на грехи его.
Они каждый день ищут Меня
  и хотят знать пути Мои,
как бы народ, поступающий праведно
  и не оставляющий законов Бога своего;
они вопрошают Меня о судах правды,
  желают приближения к Богу:
"почему мы постимся, а Ты не видишь?
  смиряем души свои, а Ты не знаешь?" —
Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу
  и требуете тяжких трудов от других.
Вот, вы поститесь для ссор и распрей
  и для того, чтобы дерзкою рукою бить других;
вы не поститесь в это время так,
  чтобы голос ваш был услышан на высоте.
Таков ли тот пост, который Я избрал,
  день, в который томит человек душу свою,
когда гнет голову свою, как тростник,
  и подстилает под себя рубище и пепел?
Это ли назовешь постом
  и днем, угодным Господу?
Вот пост, который Я избрал:
  разреши оковы неправды,
  развяжи узы ярма,
и угнетенных отпусти на свободу,
  и расторгни всякое ярмо;
раздели с голодным хлеб твой,
  и скитающихся бедных введи в дом;
когда увидишь нагого, одень его,
  и от единокровного твоего не укрывайся.
Тогда откроется, как заря, свет твой,
  и исцеление твое скоро возрастет,
и правда твоя пойдет пред тобою,
  и слава Господня будет сопровождать тебя.
Тогда ты воззовешь, и Господь услышит;
  возопиешь, и Он скажет: "вот Я!"
 
Когда ты удалишь из среды твоей ярмо,
  перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
10 
и отдашь голодному душу твою
  и напитаешь душу страдальца:
тогда свет твой взойдет во тьме,
  и мрак твой будет как полдень;
11 
и будет Господь вождем твоим всегда,
  и во время засухи будет насыщать душу твою
  и утучнять кости твои,
и ты будешь, как напоенный водою сад
  и как источник, которого воды
  никогда не иссякают.
12 
И застроятся потомками твоими пустыни вековые:
  ты восстановишь основания многих поколений,
и будут называть тебя восстановителем развалин,
  возобновителем путей для населения.
13 
Если ты удержишь ногу твою ради субботы
  от исполнения прихотей твоих во святый день Мой,
и будешь называть субботу отрадою,
  святым днем Господним, чествуемым,
и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами,
  угождать твоей прихоти и пустословить —
14 
то будешь иметь радость в Господе,
  и Я возведу тебя на высоты земли
и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего:
  уста Господни изрекли это.
Свернуть
Эту главу можно постоянно перечитывать во время любого поста, и вряд ли она утратит свою актуальность. В самом...  Читать далее

Эту главу можно постоянно перечитывать во время любого поста, и вряд ли она утратит свою актуальность. В самом деле, до чего удобно отдать Господу совсем немножко, можно временно ограничить кулинарные предпочтения и на том успокоиться. А ведь Господь просит у нас отдать ему сердца, просит, чтобы мы полностью Ему принадлежали. Не потому просит, что хочет всё у нас отнять и присвоить, а потому, что любящий хочет соединиться с любимым в полноте.

Если мы не готовы открыться навстречу Его любви, то даже заботу о нуждающихся, о голодных и угнетаемых мы успешно засушим или же превратим в формальную благотворительность для галочки. Но если готовы, то желание помочь ближнему станет проявлением любви, требующей выхода и отдачи, и выразится в реальных делах. И как знать, не окажется ли тогда даже то немногое, что мы можем Ему дать, значительным, подобным лепте бедной вдовы?

Свернуть
 
На Ис 58:1-11
Взывай громко, не удерживайся;
  возвысь голос твой, подобно трубе,
и укажи народу Моему на беззакония его,
  и дому Иаковлеву — на грехи его.
Они каждый день ищут Меня
  и хотят знать пути Мои,
как бы народ, поступающий праведно
  и не оставляющий законов Бога своего;
они вопрошают Меня о судах правды,
  желают приближения к Богу:
"почему мы постимся, а Ты не видишь?
  смиряем души свои, а Ты не знаешь?" —
Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу
  и требуете тяжких трудов от других.
Вот, вы поститесь для ссор и распрей
  и для того, чтобы дерзкою рукою бить других;
вы не поститесь в это время так,
  чтобы голос ваш был услышан на высоте.
Таков ли тот пост, который Я избрал,
  день, в который томит человек душу свою,
когда гнет голову свою, как тростник,
  и подстилает под себя рубище и пепел?
Это ли назовешь постом
  и днем, угодным Господу?
Вот пост, который Я избрал:
  разреши оковы неправды,
  развяжи узы ярма,
и угнетенных отпусти на свободу,
  и расторгни всякое ярмо;
раздели с голодным хлеб твой,
  и скитающихся бедных введи в дом;
когда увидишь нагого, одень его,
  и от единокровного твоего не укрывайся.
Тогда откроется, как заря, свет твой,
  и исцеление твое скоро возрастет,
и правда твоя пойдет пред тобою,
  и слава Господня будет сопровождать тебя.
Тогда ты воззовешь, и Господь услышит;
  возопиешь, и Он скажет: "вот Я!"
 
Когда ты удалишь из среды твоей ярмо,
  перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
10 
и отдашь голодному душу твою
  и напитаешь душу страдальца:
тогда свет твой взойдет во тьме,
  и мрак твой будет как полдень;
11 
и будет Господь вождем твоим всегда,
  и во время засухи будет насыщать душу твою
  и утучнять кости твои,
и ты будешь, как напоенный водою сад
  и как источник, которого воды
  никогда не иссякают.
Свернуть
58 глава книги пророка Исайи, которую мы читаем сегодня  — поразительный текст, значение которого для христиан трудно переоценить...  Читать далее

58 глава книги пророка Исайи, которую мы читаем сегодня  — поразительный текст, значение которого для христиан трудно переоценить. Господь отвечает на вопрос о «судах правды» людям, которые «желают приближения к Богу». «Почему мы постимся, а Ты не видишь» — так, с предельной откровенностью формулирует пророк «претензию» благочестивого человека к Богу. То ли мы так устроены, то ли наследие тысячелетий языческих тысячелетий тяготеет над нами, но инстинктивно мы думаем, что Богу нужны наши жертвы, и чем больше усилий мы предпринимаем, тем большую милость зарабатываем.

Господь говорит на это суровые слова: «в день поста вашего вы исполняете волю вашу» и «вы поститесь для ссор и распрей». «Кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои», — говорил Он в начале книги Исайи. Милость Божию, приближение к Нему можно снискать только милостью и правдой, реализованными в жизни: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды...». Таким образом, аскетическое делание человека в этом ветхозаветном отрывке представляется так же, как и в Новом завете. Это важно помнить, чтобы мы не возгордились достигнутыми за прошедший пост высотами...

Свернуть
 
На Ис 58:1-11
Взывай громко, не удерживайся;
  возвысь голос твой, подобно трубе,
и укажи народу Моему на беззакония его,
  и дому Иаковлеву — на грехи его.
Они каждый день ищут Меня
  и хотят знать пути Мои,
как бы народ, поступающий праведно
  и не оставляющий законов Бога своего;
они вопрошают Меня о судах правды,
  желают приближения к Богу:
"почему мы постимся, а Ты не видишь?
  смиряем души свои, а Ты не знаешь?" —
Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу
  и требуете тяжких трудов от других.
Вот, вы поститесь для ссор и распрей
  и для того, чтобы дерзкою рукою бить других;
вы не поститесь в это время так,
  чтобы голос ваш был услышан на высоте.
Таков ли тот пост, который Я избрал,
  день, в который томит человек душу свою,
когда гнет голову свою, как тростник,
  и подстилает под себя рубище и пепел?
Это ли назовешь постом
  и днем, угодным Господу?
Вот пост, который Я избрал:
  разреши оковы неправды,
  развяжи узы ярма,
и угнетенных отпусти на свободу,
  и расторгни всякое ярмо;
раздели с голодным хлеб твой,
  и скитающихся бедных введи в дом;
когда увидишь нагого, одень его,
  и от единокровного твоего не укрывайся.
Тогда откроется, как заря, свет твой,
  и исцеление твое скоро возрастет,
и правда твоя пойдет пред тобою,
  и слава Господня будет сопровождать тебя.
Тогда ты воззовешь, и Господь услышит;
  возопиешь, и Он скажет: "вот Я!"
 
Когда ты удалишь из среды твоей ярмо,
  перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
10 
и отдашь голодному душу твою
  и напитаешь душу страдальца:
тогда свет твой взойдет во тьме,
  и мрак твой будет как полдень;
11 
и будет Господь вождем твоим всегда,
  и во время засухи будет насыщать душу твою
  и утучнять кости твои,
и ты будешь, как напоенный водою сад
  и как источник, которого воды
  никогда не иссякают.
Свернуть
Мы привыкли к тому, что пост – это другое время, есть рядовое время, есть праздник, а есть пост, и это три...  Читать далее

Мы привыкли к тому, что пост – это другое время, есть рядовое время, есть праздник, а есть пост, и это три различных модуса существования. Для ветхозаветного иудея это так и было, ибо пост был временем, когда пища вовсе не вкушалась, и человек не только не ел и не пил, но и не занимался своими обычными делами, посвящая все время молитве. И хотя сейчас мы не можем позволить себе совсем не есть и не пойти на работу, все же пост мы ощущаем отчетливо по ограничениям, по молитвам, имеющим иной род, иными словами, по каким-то формальным внешним признакам. Но вот то, что говорит Господь сегодня, устами пророка Исаии: раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, – это совсем не относится к ряду тех формальных признаков, по которым мы чувствуем, что наступил пост, ибо это мы стараемся делать в любое время. Сам Господь говорит об этом как о заповеди на каждый день. Но если это так, давайте прочтем слова Исаии «в обратную сторону» — преврати всю твою жизнь в пост, пусть каждый твой день будет подобен посту. Но не так ли и со всеми нашими постными ограничениями, разве мы не стараемся ограничивать себя в рядовое время? Разве не каемся, не ищем непрестанной молитвы? На самом деле, восприятие поста как времени углубления духовной жизни, оно и хорошо, и опасно. Опасно, ибо чем-то похоже на известное «с понедельника…», и мы должны понимать глубинную духовную общность и поста, и праздника, и рядового времени, их укорененность на единой почве жизни.

: Вспомним описание апостолом Павлом своей жизни: «...в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор 11:27). Современный перевод дает слово «пост», и даже Словарь библейского богословия Дюфура так это слово трактует, а на самом деле это значит просто, что не было ни еды, ни питья («altogether without food or drink», как переводит Ново-Иерусалимская). Но сравнение разных переводов и принятие обоих в своем культурном контексте означает лишь одно: пост для апостола Павла был образом его жизни, а не привычкой делать это в то или иное время.

Ни в коем случае это не означает, что мы пытаемся оспорить годовой богослужебный круг, нет. Но наша жизнь изменилась, пост дается неожиданно, а не во время отдыха от полевых работ. И как ценно нам молиться со всей Церковью, так ценно нам молиться наедине с Господом. Церковные традиции постов и праздников дают очень много, они подобие двигателя церковного организма. Но как нельзя сказать голодному сейчас не пост и я тебя не накормлю, - так нельзя сказать Господу: сейчас пост, изволь мне предстать пред Твои очи и послушай, что я хочу Тебе сказать. Ибо и пост – вся жизнь и каждый день, и праздник – вся жизнь и каждый день. А Церковь просто дает нам всегда быть в унисон. Хотя у каждого своя совершенно неповторимая песня.

Свернуть
 
На Ис 58:1-9
Взывай громко, не удерживайся;
  возвысь голос твой, подобно трубе,
и укажи народу Моему на беззакония его,
  и дому Иаковлеву — на грехи его.
Они каждый день ищут Меня
  и хотят знать пути Мои,
как бы народ, поступающий праведно
  и не оставляющий законов Бога своего;
они вопрошают Меня о судах правды,
  желают приближения к Богу:
"почему мы постимся, а Ты не видишь?
  смиряем души свои, а Ты не знаешь?" —
Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу
  и требуете тяжких трудов от других.
Вот, вы поститесь для ссор и распрей
  и для того, чтобы дерзкою рукою бить других;
вы не поститесь в это время так,
  чтобы голос ваш был услышан на высоте.
Таков ли тот пост, который Я избрал,
  день, в который томит человек душу свою,
когда гнет голову свою, как тростник,
  и подстилает под себя рубище и пепел?
Это ли назовешь постом
  и днем, угодным Господу?
Вот пост, который Я избрал:
  разреши оковы неправды,
  развяжи узы ярма,
и угнетенных отпусти на свободу,
  и расторгни всякое ярмо;
раздели с голодным хлеб твой,
  и скитающихся бедных введи в дом;
когда увидишь нагого, одень его,
  и от единокровного твоего не укрывайся.
Тогда откроется, как заря, свет твой,
  и исцеление твое скоро возрастет,
и правда твоя пойдет пред тобою,
  и слава Господня будет сопровождать тебя.
Тогда ты воззовешь, и Господь услышит;
  возопиешь, и Он скажет: "вот Я!"
 
Когда ты удалишь из среды твоей ярмо,
  перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
Свернуть
Пост, как религиозная практика, был известен и яхвизму, и иудаизму. Впрочем...  Читать далее

Пост, как религиозная практика, был известен и яхвизму, и иудаизму. Впрочем, ни яхвизм, ни иудаизм не знали постов многодневных, подобных тем, какие стали практиковать христиане Средних веков. Изначальный смысл поста — траур, обычно по умершему родственнику, и продолжаться такой траурный пост мог, как правило, от одного дня до трёх. Пост обычно был полным, постившиеся ничего не ели и не пили с вечера того дня, который предшествовал посту, до вечера самого постного дня. Кроме того, посты могли брать на себя целые города или селения в случае какого-нибудь бедствия, особенно такого, о котором было известно (нередко со слов пророка), что оно попущено Богом за грехи жителей.

Но такие посты были разовыми, и постившиеся брали их на себя по конкретному каждый раз случаю. В послепленный период, когда религиозная жизнь еврейского народа была уже немыслима вне Синагоги, появилась практика регулярных, обычно два раза в неделю, однодневных постов, которые были связаны уже не с какими-то конкретными событиями (в таких случаях постились дополнительно), а рассматривались, как своего рода духовное упражнение, выполнять которое было религиозной обязанностью каждого верующего еврея.

Предполагалось, что посты эти связаны с теми грехами, которые постящийся мог совершить (быть может, даже сам того не зная), но, как бывает обычно в таких случаях, они становились простой формальностью, своеобразной «жертвой» Богу, которую постящийся приносил Ему тем, что отказывался от воды и пищи на целые сутки. И мало кому приходил в голову вопрос о том, нужен ли вообще Богу такой пост. Воздержание от еды и питья, как предполагалось, должно было заставить постящегося выйти из привычной колеи обыденной жизни, вспомнить о Боге и о ближнем, заново и ярко пережить то, о чём в суете повседневности человек склонен забывать. На деле же получалось, что воздержание само оказалось элементом повседневной религиозной рутины, привычной, как она сама.

В такой ситуации пророку приходилось напоминать постящимся о том, что это не просто религиозная обязанность и не жертва Богу, Которому не нужны упражнения в воздержании сами по себе, а способ переключить внимание человека с себя на Бога и на ближних. Если же пост не выполняет этой функции, он не нужен Богу и не приносит пользы человеку.

Свернуть
 
На Ис 58:1-9
Взывай громко, не удерживайся;
  возвысь голос твой, подобно трубе,
и укажи народу Моему на беззакония его,
  и дому Иаковлеву — на грехи его.
Они каждый день ищут Меня
  и хотят знать пути Мои,
как бы народ, поступающий праведно
  и не оставляющий законов Бога своего;
они вопрошают Меня о судах правды,
  желают приближения к Богу:
"почему мы постимся, а Ты не видишь?
  смиряем души свои, а Ты не знаешь?" —
Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу
  и требуете тяжких трудов от других.
Вот, вы поститесь для ссор и распрей
  и для того, чтобы дерзкою рукою бить других;
вы не поститесь в это время так,
  чтобы голос ваш был услышан на высоте.
Таков ли тот пост, который Я избрал,
  день, в который томит человек душу свою,
когда гнет голову свою, как тростник,
  и подстилает под себя рубище и пепел?
Это ли назовешь постом
  и днем, угодным Господу?
Вот пост, который Я избрал:
  разреши оковы неправды,
  развяжи узы ярма,
и угнетенных отпусти на свободу,
  и расторгни всякое ярмо;
раздели с голодным хлеб твой,
  и скитающихся бедных введи в дом;
когда увидишь нагого, одень его,
  и от единокровного твоего не укрывайся.
Тогда откроется, как заря, свет твой,
  и исцеление твое скоро возрастет,
и правда твоя пойдет пред тобою,
  и слава Господня будет сопровождать тебя.
Тогда ты воззовешь, и Господь услышит;
  возопиешь, и Он скажет: "вот Я!"
 
Когда ты удалишь из среды твоей ярмо,
  перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
Свернуть
Пророк Исаия сегодня рассказывает нам о том, как любые дела, которые мы делаем, подчиняясь Богу и признавая Его правоту...  Читать далее

Пророк Исаия сегодня рассказывает нам о том, как любые дела, которые мы делаем, подчиняясь Богу и признавая Его правоту и мудрость, все равно становятся пищей для нашего эгоизма. Казалось бы, пост – вот то, что человек делает потому, что Господь много раз говорил, насколько это важно для укрепления веры. Однако уверенность в том, что я центр мира, настолько сильна, что Бог, а тем более и окружающие нас люди, становятся теми, кто должен терпеливо сносить мое плохое настроение, скверный характер — все, что связано со мной. Основное предназначение окружающего меня мира — забыть о себе и служить полностью хорошему проведению моего поста. Такая картина ужасна и смешна. Большей нелепицы трудно себе представить. И тем не менее пророк предупреждает нас о том, что именно это первое и трудное испытание для человека: пост – время служения Богу и ближнему. Служения, а не приведения и Бога, и ближнего в соответствие с моими представлениями о том, как они должны себя вести во время моего поста.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).