Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на 4 Цар 17:1-41

1 В двенадцатый год царствования в Иудее Ахаза воцарился в Израиле Осия, сын Илы. Он правил Израилем в Самарии девять лет. 2 Он творил то, что было злом в глазах Господа, но не настолько был нечестив, как цари израильские, что были до него. 3 Против него выступил ассирийский царь Салманесер*Возможно, речь идет об ассирийском царе Салманасаре V, правившем Ассирией в 727–722 гг. до Р.Х., хотя Израильское царство было окончательно завоевано при Саргоне II (722–705 гг.) в 722/721 г. (ср. ст. 26, где имя ассирийского царя не названо)., Осия подчинился ему и стал платить дань. 4 Но когда Осия отправил послов к египетскому царю Со*Неясно, какой фараон имеется в виду. и не выплатил ежегодной дани царю ассирийскому, тот счел его изменником. Ассирийский царь схватил Осию и посадил в тюрьму.
5 Ассирийский царь прошел по всему Израилю*Букв.: всей стране., дошел до Самарии и три года ее осаждал. 6 На девятый год царствования Осии ассирийский царь захватил Самарию и переселил всех израильтян в Ассирию. Он поселил их в Халахе, что на Хаворе, потоке в области Гозан, а также в мидийских городах.
7 Случилось всё это потому, что израильтяне стали грешить против Господа, Бога своего, Который вывел их из Египта из-под власти фараона, царя египетского, и стали благоговеть пред иными богами, 8 поступая по обычаям народов, которых Господь изгнал ради израильтян, и следуя примеру царей израильских. 9 Израильтяне поступали неверноБукв.: тайком поступали израильтяне неверно. по отношению к Господу, Богу своемуДруг. возм. пер.: израильтяне приписали Господу, Богу своему, то, что к Нему отношения не имело., и строили себе капища повсюду - от сторожевого поста и до обнесенного стеной города. 10 Они ставили себе священные камни и столбы, посвященные Ашере, на всяком высоком холме и под всяким раскидистым деревом; 11 там, в этих капищах, они совершали воскурения, как те народы, которые Господь изгнал ради них, и творили зло, навлекая гнев Господень. 12 Они поклонялись идолам, от чего предостерегал их Господь: «Не делайте этого!» 13 Через пророков Своих и провидцев Господь предупреждал Израиль и Иудею: «Отвратитесь от своих нечестивых путей и соблюдайте Мои заповеди и установления - всё, что Я заповедал в Законе вашим праотцам и что передал вам через Моих слуг, пророков!» 14 Но не послушали они, закоснев в своем упрямстве, как некогда праотцы их, что не доверились Господу, Богу своему. 15 Отвергли они Его установления и Завет, Союз, что заключил Он с их праотцами, и свидетельства, которыми Он предупреждал их, погнались они за ничтожным и обратились в ничтожество*Или: погнались за пустотой и обратились в пустое. , как и окрестные народы, хотя Господь заповедал не подражать им. 16 Они оставили все заповеди Господа, Бога своего, сделали себе двух литых тельцов, поставили посвященный Ашере столб и поклонялись всему воинству небесному и служили Ваалу. 17 Они проводили своих сыновей и дочерей через огонь, занимались гаданиями и волхованиями, предавались делам, что были злом в глазах Господа, и гневили Его. 18 Велик был гнев Господень на Израиль, и удалил Он народ израильский*Букв.: их. от лица Своего - никого не осталось, кроме одного колена Иуды.
19 Но и колено Иуды не хранило заповедей Господа, Бога своего, следуя тем же обычаям, что и Израиль. 20 Господь отверг весь род Израиля, принизил его, предал в руки грабителей, а потом и вовсе изгнал долой с глаз Своих. 21 Господь отнял Израиль у рода Давидова*Букв.: Он вырвал Израиль из дома Давидова; см. 3 Цар 11:31, 32., они поставили царем Иеровоама, сына Невата, а Иеровоам увел Израиль от Господа и вовлек в тяжкий грех. 22 Неуклонно следовали израильтяне по пути Иеровоама, какие бы грехи он ни творил, 23 пока Господь не удалил Израиль от лица Своего, как и предупреждал через слуг Своих, пророков. И отправились израильтяне со своей земли в изгнание, в Ассирию, - там они и поныне.
24 Ассирийский царь привел людей из Вавилона, Куты, Аввы, Хамата и Сефарваима и поселил в самарийских городах вместо народа израильского. Так они завладели Самарией и заняли ее города. 25 Поначалу поселившиеся там иноземцы не благоговели пред Господом, и Он стал насылать на них львов, которые нападали на них и убивали. 26 Царю ассирийскому тогда донесли: «Народы, которые ты привел и поселил в городах Самарии, не знают обрядов Бога этой страны - и Он насылает на них львов, которые убивают их за то, что они не знают обрядов Бога этой страны». 27 Тогда ассирийский царь велел вернуть одного из священников, отправленных оттуда в изгнание, чтобы он поселился там и научил людей обрядам Бога той страны. 28 Один из священников, которых изгнали из Самарии, вернулся, поселился в Бет-Эле и стал учить их, как благоговеть пред Господом, почитать Его.
29 Меж тем каждый народ стал делать своих богов и ставить их у себя в капищах на холмах, которые прежде устроили самаряне, - каждый народ в тех городах, где жил. 30 Вавилоняне сделали себе изображение Суккот-Бенот, люди из Кута - Нергала, люди из Хамата сделали изображение Ашимы, 31 жители Аввы - Нивхаза и Тартака, а жители Сефарваима приносили своих детей в огненную жертву Адраммелеху и Анаммелеху, богам сефарваимским. 32 Почитали они при этом и Господа*Или: благоговели они пред Господом; букв.: боялись Господа; то же в ст. 33 и 41.. Некоторых из своих людей они поставили жрецами в капища на холмах, и те совершали на этих холмах служение. 33 И Господа они почитали, и собственным богам служили по обычаям тех народов, откуда были переселены.
34 И поныне они ведут себя по прежним обычаям, не благоговеют пред Господом как должно, не поступают по Его установлениям и велениям, по закону и заповедям, что Господь передал сынам Иакова, нарекая ему имя Израиль, 35 заключив с ними Завет, Союз, и заповедав им: «Не благоговейте пред иными богами, не поклоняйтесь им и не служите, не приносите им жертв! 36 Благоговейте только пред Господом, Который вывел вас из Египта могучей силой Своей, рукой простертой, - Ему одному поклоняйтесь, Ему приносите жертвы! 37 Изо дня в день твердо держитесь Его установлений и повелений, закона Его и заповедей, написанных Им для вас, а пред другими богами не благоговейте! 38 Не забывайте Завета, Союза, который Я заключил с вами,- и пред другими богами не благоговейте! 39 Только пред Господом, Богом вашим, благоговейте - и Он избавит вас от всех врагов». 40 Но не послушали они, а поступали по прежним обычаям.
41 Почитая Господа, те народы служили и своим идолам - и дети их, и внуки поступают так же, как их праотцы, и поныне.
Свернуть

То, что произошло с Израильским царством, и его цари, и многие из его жителей сами на себя накликали своими собственными делами. Итог: царство разгромлено и уничтожено, народ депортирован в отдалённые провинции, а на его место переселены жители других земель.

Библейский повествователь, обстоятельно анализируя происшедшую трагедию, постоянно подчёркивает, что всему причиной — неверность Господу. А ведь даже за неверный народ Господь неоднократно заступался, но снова и снова, когда угроза миновала, народ отворачивался от Него, пока снова гром не грянет, и так по новому кругу.

Не так ли и во все последующие века, включая наше время, продолжалось и повторялось то же, что происходило с ветхозаветным народом? И сегодня мы видим те же соблазны, те же самые попытки совместить веру с «интересными» оккультными верованиями и приверженностью к кажущимся незаменимыми грехами. И сегодня Господь продолжает нас любить даже такими, постоянно от Него отворачивающимися, Он продолжает быть рядом с нами. Но как часто мы уходим от Него так далеко, что приходим в себя только на краю обрыва...

Другие мысли вслух

 
На 4 Цар 17:41
41 Почитая Господа, те народы служили и своим идолам - и дети их, и внуки поступают так же, как их праотцы, и поныне.
Свернуть
Двоеверие — обычное состояние еврейского народа в допленный период. Массовое религиозное сознание и в эпоху Судей, практически сразу же после завоевания обещанной Богом земли, и в эпоху царей спокойно мирилось с поклонением местным языческим богам, которых почитали...  Читать далее

Двоеверие — обычное состояние еврейского народа в допленный период. Массовое религиозное сознание и в эпоху Судей, практически сразу же после завоевания обещанной Богом земли, и в эпоху царей спокойно мирилось с поклонением местным языческим богам, которых почитали наряду с Яхве. Конечно, они считались младшими по отношению к Нему, но сути дела это не меняло: яхвизм превращался в язычество, Бог Авраама и Моисея переставал быть Единым и единственным, Он становился главой многочисленного пантеона, наподобие Зевса или Юпитера. И лишь в послепленную эпоху, когда сформировался народ-община, когда еврейство стало этноконфессиональной общностью, язычество было преодолено окончательно. Но почему же тяга к язычеству оказалась столь сильна? Можно было бы, конечно, попробовать объяснить всё влиянием местных обычаев и традиций. Отчасти такое объяснение можно было бы считать верным. Но именно лишь отчасти: ведь двоеверие сохранялось даже тогда, когда уже сформировалась достаточно мощная яхвистская религиозная традиция. Как видно, дело не только в языческих влияниях, как таковых. В самом деле, что такое язычество? Религиозная потребность в человеке неистребима. Но удовлетворять её можно по-разному. Как видно, происхождением своим она обязана той естественной для человека, но во многом утраченной после грехопадения способности к прямому богообщению, без которого человек не может нормально существовать ни духовно, ни психологически. И вот теперь, когда такое богообщение оказалось если не невозможно, то, по крайней мере, серьёзно затруднено, человек начинает искать себе паллиативов. Хорошо; но почему же не вернуться к прямому богообщению, тем более, что Бог Израиля никогда в нём Своему народу не отказывал? Да, но такое богообщение обязывает, обязывает, как минимум, к соблюдению заповедей, а дальше, с развитием и углублением отношений, и к большему. А боги, созданные людьми, не обязывают ни к чему, они лишь создают психологический комфорт. И вот в поисках комфортной для себя религии люди уходят от общения с Тем, Кто сотворил небо и землю, к общению с кем угодно, лишь бы такое общение, как принято говорить сегодня, «не напрягало». А Бог — ну что же, Ему тоже найдётся место в пантеоне. На почётном месте. Чтобы всё было благопристойно и необременительно.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).