Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ис 57:1-21

Праведник умирает,
  и никто не принимает этого к сердцу;
и мужи благочестивые восхищаются от земли,
  и никто не помыслит,
что праведник восхищается от зла.
Он отходит к миру;
ходящие прямым путем
  будут покоиться на ложах своих.
Но приблизьтесь сюда вы,
  сыновья чародейки,
  семя прелюбодея и блудницы!
Над кем вы глумитесь?
  против кого расширяете рот,
  высовываете язык?
не дети ли вы преступления,
  семя лжи,
разжигаемые похотью к идолам
  под каждым ветвистым деревом,
заколающие детей при ручьях,
  между расселинами скал?
В гладких камнях ручьев доля твоя;
  они, они жребий твой;
им ты делаешь возлияние
  и приносишь жертвы:
  могу ли Я быть доволен этим?
На высокой и выдающейся горе
  ты ставишь ложе твое
  и туда восходишь приносить жертву.
За дверью также и за косяками
  ставишь памяти твои;
ибо, отвратившись от Меня,
  ты обнажаешься и восходишь;
  распространяешь ложе твое
и договариваешься с теми из них,
  с которыми любишь лежать,
  высматриваешь место.
Ты ходила также к царю с благовонною мастью
  и умножила масти твои,
и далеко посылала послов твоих,
  и унижалась до преисподней.
10 
От долгого пути твоего утомлялась,
  но не говорила: «надежда потеряна!»;
все еще находила живость в руке твоей,
  и потому не чувствовала ослабления.
11 
Кого же ты испугалась и устрашилась,
  что сделалась неверною
и Меня перестала помнить
  и хранить в твоем сердце?
не оттого ли, что Я молчал, и притом долго,
  ты перестала бояться Меня?
12 
Я покажу правду твою и дела твои —
  и они будут не в пользу тебе.
13 
Когда ты будешь вопить, спасет ли тебя сборище твое? —
  всех их унесет ветер,
  развеет дуновение;
а надеющийся на Меня наследует землю
  и будет владеть святою горою Моею.
14 
И сказал: поднимайте, поднимайте, ровняйте путь,
  убирайте преграду с пути народа Моего.
15 
Ибо так говорит Высокий и Превознесенный,
  вечно Живущий — Святый имя Его:
Я живу на высоте небес и во святилище,
  и также с сокрушенными и смиренными духом,
чтобы оживлять дух смиренных
  и оживлять сердца сокрушенных.
16 
Ибо не вечно буду Я вести тяжбу
  и не до конца гневаться;
иначе изнеможет предо Мною дух
  и всякое дыхание, Мною сотворенное.
17 
За грех корыстолюбия его Я гневался
  и поражал его, скрывал лице и негодовал;
  но он, отвратившись, пошел по пути своего сердца.
18 
Я видел пути его, и исцелю его,
  и буду водить его
  и утешать его и сетующих его.
19 
Я исполню слово: мир, мир дальнему и ближнему, говорит Господь,
  и исцелю его.
20 
А нечестивые — как море взволнованное,
  которое не может успокоиться
  и которого воды выбрасывают ил и грязь.
21 
Нет мира нечестивым, говорит Бог мой.
Свернуть

Господь говорит Второисайе слово об участи праведных в мире, исполненном зла и лжи; речь об этом заходит в контексте обетования об обращении к Богу не только израильтян, но и иноплеменников. Логика слов Господних такова: в 56-й главе Он призывает к обращению все народы, и завершается эта глава исключительно важным словом о том, что Бог призывает народы к Себе, а не к Израилю. Вожди Израиля слепы и множество беззаконий в сердцах и делах их. Не к образу жизни или религии определенных людей призывает нас Господь, но только к Себе, потому что никто из нас не может быть достойным свидетелем Его святости. Эта мысль не теряет своей актуальности и для Церкви Нового завета. И далее, в читаемой сегодня 57-й главе, Господь говорит об участи праведника.

Слова эти разительно отличаются от всего, что мы читаем об этом в Ветхом завете, да и от стереотипных представлений большинства людей. Господь говорит, что участь праведника печальна, потому что в падшем мире праведность неизбежно влечет за собой страдание. Мы же, напротив, как и большинство ветхозаветных иудеев, думаем, что все должно быть наоборот: праведник должен благоденствовать, а нечестивый — погибать. Праведнику, конечно, следовало бы благоденствовать, а нечестия вообще не должно было быть, если бы не грехопадение людей, исказившее изначальный замысел Творца. И потому для праведника лишь смерть приносит долгожданный мир, обретаемый уже в Боге, и смерть становится избавлением от злобы, царящей в этом мире. Здесь слово Второисайи созвучно тому, что говорит апостол Павел в начале послания к Филиппийцам: «для меня жизнь — Христос и смерть — приобретение».

Продолжая, Господь говорит о том, что идолопоклонство, тем не менее, не приносит блага никому и никогда, потому что путь идолопоклонника состоит в служении лжи. В сущности, тем самым Господь уравнивает Израиль и все остальные народы, одинаково призывая всех обратиться к Нему. Это совершенно новозаветная мысль: именно ее иными словами выражает Иоанн Креститель, призывая иудеев омыться (креститься в нашем переводе), как омываются приходящие к вере язычники. Для всех только покаяние и надежда на Бога оказываются путем к жизни, к «наследованию земли», как выражается здесь пророк. Более чем вероятно, что, говоря о кротких, наследующих землю, именно это место цитирует в Нагорной проповеди Господь Иисус Христос.

В заключительной части главы Господь говорит о том, что никто не может противостоять Его правде. Не с гневом и обличением, как говорили бы об этом мы, но с болью и состраданием говорит Господь. «Для чего вам умирать?», — восклицал от имени Всевышнего за несколько десятилетий до этого пророк Иезекииль. И через Второисайю Господь призывает всех людей прийти к Нему, удалив всякое препятствие на пути к Искупителю. «Тяжба», противостояние Бога и стремящихся к греху и смерти людей, будет не вечной, говорит Господь, потому что никто из нас не сможет выжить в ней. И в последних стихах Господь вновь, как и через других пророков, обещает даровать прощение и спасение кающимся.

Именно здесь, в этих последних стихах, находим мы удивительные слова, истинную жемчужину пророческого откровения. Призывая всех к обращению, Господь говорит о том, что в обращении и спасении, в исцелении нас от греха и смерти состоит Его воля и цель. Господь говорит: «Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом». Не только в небесах, не только во святилище, но рядом с смиренными духом пребывает Всемогущий. Вот откуда начинает открываться нам то, что выражают великие слова Христа «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное, блаженны плачущие, ибо они утешатся». Потому Второисайю и называют ветхозаветным евангелистом, что ему было открыто многое, что прозвучит из уст Христа и совершится в Его земной жизни. Но слово Господне не ограничивается этим. Продолжая, Господь говорит: «Я живу... чтобы оживлять дух смиренных и сердца сокрушенных». Для того Он живет, чтобы оживлять нас, смиренных и сокрушенных! В этом даре милосердия Сам Господь полагает смысл Своей жизни, непостижимой и невыразимой словами. Вечная тайна Божественной Жизни открывается здесь как дар Бога тем, кто приходит к Нему.

Другие мысли вслух

 
На Ис 57:1-21
Праведник умирает,
  и никто не принимает этого к сердцу;
и мужи благочестивые восхищаются от земли,
  и никто не помыслит,
что праведник восхищается от зла.
Он отходит к миру;
ходящие прямым путем
  будут покоиться на ложах своих.
Но приблизьтесь сюда вы,
  сыновья чародейки,
  семя прелюбодея и блудницы!
Над кем вы глумитесь?
  против кого расширяете рот,
  высовываете язык?
не дети ли вы преступления,
  семя лжи,
разжигаемые похотью к идолам
  под каждым ветвистым деревом,
заколающие детей при ручьях,
  между расселинами скал?
В гладких камнях ручьев доля твоя;
  они, они жребий твой;
им ты делаешь возлияние
  и приносишь жертвы:
  могу ли Я быть доволен этим?
На высокой и выдающейся горе
  ты ставишь ложе твое
  и туда восходишь приносить жертву.
За дверью также и за косяками
  ставишь памяти твои;
ибо, отвратившись от Меня,
  ты обнажаешься и восходишь;
  распространяешь ложе твое
и договариваешься с теми из них,
  с которыми любишь лежать,
  высматриваешь место.
Ты ходила также к царю с благовонною мастью
  и умножила масти твои,
и далеко посылала послов твоих,
  и унижалась до преисподней.
10 
От долгого пути твоего утомлялась,
  но не говорила: «надежда потеряна!»;
все еще находила живость в руке твоей,
  и потому не чувствовала ослабления.
11 
Кого же ты испугалась и устрашилась,
  что сделалась неверною
и Меня перестала помнить
  и хранить в твоем сердце?
не оттого ли, что Я молчал, и притом долго,
  ты перестала бояться Меня?
12 
Я покажу правду твою и дела твои —
  и они будут не в пользу тебе.
13 
Когда ты будешь вопить, спасет ли тебя сборище твое? —
  всех их унесет ветер,
  развеет дуновение;
а надеющийся на Меня наследует землю
  и будет владеть святою горою Моею.
14 
И сказал: поднимайте, поднимайте, ровняйте путь,
  убирайте преграду с пути народа Моего.
15 
Ибо так говорит Высокий и Превознесенный,
  вечно Живущий — Святый имя Его:
Я живу на высоте небес и во святилище,
  и также с сокрушенными и смиренными духом,
чтобы оживлять дух смиренных
  и оживлять сердца сокрушенных.
16 
Ибо не вечно буду Я вести тяжбу
  и не до конца гневаться;
иначе изнеможет предо Мною дух
  и всякое дыхание, Мною сотворенное.
17 
За грех корыстолюбия его Я гневался
  и поражал его, скрывал лице и негодовал;
  но он, отвратившись, пошел по пути своего сердца.
18 
Я видел пути его, и исцелю его,
  и буду водить его
  и утешать его и сетующих его.
19 
Я исполню слово: мир, мир дальнему и ближнему, говорит Господь,
  и исцелю его.
20 
А нечестивые — как море взволнованное,
  которое не может успокоиться
  и которого воды выбрасывают ил и грязь.
21 
Нет мира нечестивым, говорит Бог мой.
Свернуть
Снова пророческое слово обличает нечестивые дела, и снова мы видим, как резко противопоставлены праведники и...  Читать далее

Снова пророческое слово обличает нечестивые дела, и снова мы видим, как резко противопоставлены праведники и грешники. В таком противопоставлении нет противоречия с тем, что Библия говорит о повреждённости грехом природы любого человека, на её страницах мы читаем о падениях даже самых достойных из людей. В обличении грешников также нет "перехода на личности", здесь не люди противопоставлены друг другу, а избранные ими пути. Пути же, как ни крути, неизбежно воздействуют на странников, идущих ими, как дорожная пыль неизбежно садится на их одежду.

Не потому нет мира нечестивым, что кто-то лишает их мира на основании каких-то непонятно на чём основанных правил. Нет, мы сотворены таким образом, что отступление от замысла Творца не идёт нам во благо. Сами пути и дела нечестивых таковы, что неизбежно лишают мира тех, кто ими следует и их совершает.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).