Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Притч 10:3

Поделиться
Не допустит Господь терпеть голод душе праведного,
  стяжание же нечестивых исторгнет.
Свернуть

Слова о Боге, Который не допустит праведному голодать, а накопленное нечестивцем у него отберёт, можно понять по-разному. Между прочим, именно такого рода афоризмы не раз приводили мыслящих христиан к вопросу не только о социальной справедливости, но и к предположениям о необходимости радикального перераспределения собственности, притом насильственным путём.

Читая обличения пророков, нетрудно убедиться в том, что и они тоже выступали за социальную справедливость, уповая, впрочем, не на революцию, а на возвращение общества к Торе, к её нормам и ценностям. Однако приведённый здесь афоризм не ограничивается одной социальной проблематикой, ведь проблема богатства и бедности имеет две стороны.

С одной стороны, речь действительно нужно вести о ней, как о социальной проблеме, проблеме справедливого распределения общественных доходов, и Тора предлагает вполне определённые механизмы перераспределения этих доходов в пользу малоимущих. Выражаясь современным языком, государство, основанное на Торе, было бы социальным государством.

Однако есть в этом вопросе и другая сторона, связанная с отношением к имуществу, к богатству или бедности, да и вообще к собственной жизни. Достаточно вспомнить упоминавшуюся в своё время в прессе историю самоубийства миллионера, в предсмертной записке написавшего, что на оставшиеся у него два миллиона годового дохода жить достойно он не может.

Как видно, главные проблемы начинаются тогда, когда человек сам начинает определять для себя, сколько ему хватит «для счастья». А основной проблемой оказывается обычно то, что определённой и казавшейся достаточной суммы раньше или позже (скорее, впрочем, раньше) всегда оказывается мало. Корень же всех этих проблем связан с тем, что падший человек привык сам определять для себя и смысл, и цели, и форму, и содержание собственной жизни.

Путь же праведности такое самоопределение исключает: человек в этом случае себе уже не принадлежит, как и для чего ему жить, определяет Бог, а главным смыслом жизни оказывается принятие человеком Божьего определения. Уровень годового дохода оказывается тут всего лишь одним из определений, и притом не самым важным, хотя и существенным: иначе Тора не уделяла бы столько внимания вопросам социальной справедливости и перераспределения общественного богатства в пользу неимущих.

В конце концов всё сводится к словам Спасителя «ищите прежде Царства Божия и правды его, и это всё приложится вам», причём под «этим всем», судя по контексту высказывания, относится всё то, чего ищут в земной жизни язычники. Всё решает система приоритетов: если она правильная, праведник не останется без пропитания, если, конечно, этого пропитания целенаправленно не лишат его гонители (но это уже другая история).

Нечестивец же теряет всё, и не потому, что у него всё отнимут люди (хотя и такой поворот событий исключить нельзя), а потому, что ни Царства, ни спасения ему не получить, так, что со все своим богатством он разделит, пользуясь библейским выражением, «путь всей земли». Путь, ведущий в никуда, как говорят о нём авторы библейских книг.

Другие мысли вслух

 
На Притч 10:3
Не допустит Господь терпеть голод душе праведного,
  стяжание же нечестивых исторгнет.
Свернуть
Слова о Боге, Который не допустит праведному голодать, а накопленное нечестивцем у него отберёт, можно понять по-разному. Между прочим, именно такого рода афоризмы не раз приводили мыслящих христиан к вопросу...  Читать далее

Слова о Боге, Который не допустит праведному голодать, а накопленное нечестивцем у него отберёт, можно понять по-разному. Между прочим, именно такого рода афоризмы не раз приводили мыслящих христиан к вопросу не только о социальной справедливости, но и к предположениям о необходимости радикального перераспределения собственности, притом насильственным путём.

Читая обличения пророков, нетрудно убедиться в том, что и они тоже выступали за социальную справедливость, уповая, впрочем, не на революцию, а на возвращение общества к Торе, к её нормам и ценностям. Однако приведённый здесь афоризм не ограничивается одной социальной проблематикой, ведь проблема богатства и бедности имеет две стороны.

С одной стороны, речь действительно нужно вести о ней, как о социальной проблеме, проблеме справедливого распределения общественных доходов, и Тора предлагает вполне определённые механизмы перераспределения этих доходов в пользу малоимущих. Выражаясь современным языком, государство, основанное на Торе, было бы социальным государством.

Однако есть в этом вопросе и другая сторона, связанная с отношением к имуществу, к богатству или бедности, да и вообще к собственной жизни. Достаточно вспомнить упоминавшуюся в своё время в прессе историю самоубийства миллионера, в предсмертной записке написавшего, что на оставшиеся у него два миллиона годового дохода жить достойно он не может.

Как видно, главные проблемы начинаются тогда, когда человек сам начинает определять для себя, сколько ему хватит «для счастья». А основной проблемой оказывается обычно то, что определённой и казавшейся достаточной суммы раньше или позже (скорее, впрочем, раньше) всегда оказывается мало. Корень же всех этих проблем связан с тем, что падший человек привык сам определять для себя и смысл, и цели, и форму, и содержание собственной жизни.

Путь же праведности такое самоопределение исключает: человек в этом случае себе уже не принадлежит, как и для чего ему жить, определяет Бог, а главным смыслом жизни оказывается принятие человеком Божьего определения. Уровень годового дохода оказывается тут всего лишь одним из определений, и притом не самым важным, хотя и существенным: иначе Тора не уделяла бы столько внимания вопросам социальной справедливости и перераспределения общественного богатства в пользу неимущих.

В конце концов всё сводится к словам Спасителя «ищите прежде Царства Божия и правды его, и это всё приложится вам», причём под «этим всем», судя по контексту высказывания, относится всё то, чего ищут в земной жизни язычники. Всё решает система приоритетов: если она правильная, праведник не останется без пропитания, если, конечно, этого пропитания целенаправленно не лишат его гонители (но это уже другая история).

Нечестивец же теряет всё, и не потому, что у него всё отнимут люди (хотя и такой поворот событий исключить нельзя), а потому, что ни Царства, ни спасения ему не получить, так, что со все своим богатством он разделит, пользуясь библейским выражением, «путь всей земли». Путь, ведущий в никуда, как говорят о нём авторы библейских книг.

Свернуть
 
На Притч 10:1-32
 
Притчи Соломона.
Сын мудрый радует отца,
  а сын глупый — огорчение для его матери.
Не доставляют пользы сокровища неправедные,
  правда же избавляет от смерти.
Не допустит Господь терпеть голод душе праведного,
  стяжание же нечестивых исторгнет.
Ленивая рука делает бедным,
  а рука прилежных обогащает.
Собирающий во время лета — сын разумный,
  спящий же во время жатвы — сын беспутный.
Благословения — на голове праведника,
  уста же беззаконных заградит насилие.
Память праведника пребудет благословенна,
  а имя нечестивых омерзеет.
Мудрый сердцем принимает заповеди,
  а глупый устами преткнется.
Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно;
  а кто превращает пути свои, тот будет наказан.
10 
Кто мигает глазами, тот причиняет досаду,
  а глупый устами преткнется.
11 
Уста праведника — источник жизни,
  уста же беззаконных заградит насилие.
12 
Ненависть возбуждает раздоры,
  но любовь покрывает все грехи.
13 
В устах разумного находится мудрость,
  но на теле глупого — розга.
14 
Мудрые сберегают знание,
  но уста глупого — близкая погибель.
15 
Имущество богатого — крепкий город его,
  беда для бедных — скудость их.
16 
Труды праведного — к жизни,
  успех нечестивого — ко греху.
17 
Кто хранит наставление, тот на пути к жизни;
  а отвергающий обличение — блуждает.
18 
Кто скрывает ненависть, у того уста лживые;
  и кто разглашает клевету, тот глуп.
19 
При многословии не миновать греха,
  а сдерживающий уста свои — разумен.
20 
Отборное серебро — язык праведного,
  сердце же нечестивых — ничтожество.
21 
Уста праведного пасут многих,
  а глупые умирают от недостатка разума.
22 
Благословение Господне — оно обогащает
  и печали с собою не приносит.
23 
Для глупого преступное деяние как бы забава,
  а человеку разумному свойственна мудрость.
24 
Чего страшится нечестивый, то и постигнет его,
  а желание праведников исполнится.
25 
Как проносится вихрь, так нет более нечестивого;
  а праведник — на вечном основании.
26 
Что уксус для зубов и дым для глаз,
  то ленивый для посылающих его.
27 
Страх Господень прибавляет дней,
  лета же нечестивых сократятся.
28 
Ожидание праведников — радость,
  а надежда нечестивых погибнет.
29 
Путь Господень — твердыня для непорочного
  и страх для делающих беззаконие.
30 
Праведник во веки не поколеблется,
  нечестивые же не поживут на земле.
31 
Уста праведника источают мудрость,
  а язык зловредный отсечется.
32 
Уста праведного знают благоприятное,
  а уста нечестивых — развращенное.
Свернуть
Начинаются краткие притчи. Они выглядят россыпью отдельных афоризмов и пословиц и могут показаться...  Читать далее

Начинаются краткие притчи. Они выглядят россыпью отдельных афоризмов и пословиц и могут показаться бессистемным и хаотичным собранием разнородных фраз. Но, всматриваясь в них, можно увидеть, как из их многообразия, как из мозаики, вырисовывается картина.

Поначалу некоторые суждения могут показаться прямолинейными, и на примеры о благе, которые получает праведник, можно привести контрпримеры, вроде бы свидетельствующие об обратном. Но, во-первых, не стоит ими увлекаться и не замечать того, что далеко не всегда нечестивые пользовались плодами своих преступлений. А потом мы замечаем, что и Писание говорит о том же, но и раскрывает смысл происходящего: «труды праведного — к жизни, успех нечестивого — ко греху», а «надежда нечестивых погибнет», хотя бы пока что их пути казались успешными. Это пройдёт, причём гораздо быстрее, чем кажется...

Свернуть
 
На Притч 10:1-22
Сын мудрый радует отца,
  а сын глупый — огорчение для его матери.
Не доставляют пользы сокровища неправедные,
  правда же избавляет от смерти.
Не допустит Господь терпеть голод душе праведного,
  стяжание же нечестивых исторгнет.
Ленивая рука делает бедным,
  а рука прилежных обогащает.
Собирающий во время лета — сын разумный,
  спящий же во время жатвы — сын беспутный.
Благословения — на голове праведника,
  уста же беззаконных заградит насилие.
Память праведника пребудет благословенна,
  а имя нечестивых омерзеет.
Мудрый сердцем принимает заповеди,
  а глупый устами преткнется.
Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно;
  а кто превращает пути свои, тот будет наказан.
10 
Кто мигает глазами, тот причиняет досаду,
  а глупый устами преткнется.
11 
Уста праведника — источник жизни,
  уста же беззаконных заградит насилие.
12 
Ненависть возбуждает раздоры,
  но любовь покрывает все грехи.
13 
В устах разумного находится мудрость,
  но на теле глупого — розга.
14 
Мудрые сберегают знание,
  но уста глупого — близкая погибель.
15 
Имущество богатого — крепкий город его,
  беда для бедных — скудость их.
16 
Труды праведного — к жизни,
  успех нечестивого — ко греху.
17 
Кто хранит наставление, тот на пути к жизни;
  а отвергающий обличение — блуждает.
18 
Кто скрывает ненависть, у того уста лживые;
  и кто разглашает клевету, тот глуп.
19 
При многословии не миновать греха,
  а сдерживающий уста свои — разумен.
20 
Отборное серебро — язык праведного,
  сердце же нечестивых — ничтожество.
21 
Уста праведного пасут многих,
  а глупые умирают от недостатка разума.
22 
Благословение Господне — оно обогащает
  и печали с собою не приносит.
Свернуть
Чтение Бытия предваряют обетование Господа не уничтожать землю и все живое. И слова...  Читать далее

Чтение Бытия предваряют обетование Господа не уничтожать землю и все живое. И слова Исайи: "Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня", предваряют приход Христа. Утешение людям в Спасении и пути Воскресения и все решится в день Суда. И в Притчах мы находим слова: "Благословение Господне - оно обогащает и печали с собою не приносит". Господь благословил нас на жизнь, на работу, на счастье. Но с Ним и в Нем. В Его благословении. Весь мир теперь только через Христа спасается и через дела наши осуждается. И Господь восстановил мир после потопа. Так и через Церковь и Христа восстановится каждый человек. И каждый получает весь мир и несет свое бремя ответственности перед Господом.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).