Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Рим 2:1-16

Сегw2 рaди без8tвётенъ є3си2, q, человёче всsкъ судsй: и4мже бо судо1мъ сyдиши дрyга, себе2 њсуждaеши, т†zжде бо твори1ши судsй.
Вёмы же, ћкw сyдъ б9ій є4сть пои1стиннэ на творsщихъ таковaz.
Помышлsеши ли же сіе2, q, человёче, судsй таковaz творsщымъ и3 творS сaмъ т†zжде, ћкw ты2 и3збэжи1ши ли судA б9іz;
И#ли2 њ богaтствэ бlгости є3гw2 и3 кро1тости и3 долготерпёніи неради1ши, не вёдый, ћкw бlгость б9іz на покаsніе тS веде1тъ;
По же1стокости же твое1й и3 непокazнному се1рдцу, собирaеши себЁ гнёвъ въ де1нь гнёва и3 tкрове1ніz првdнагw судA б9іz,
и4же воздaстъ коемyждо по дэлHмъ є3гw2:
њ1вымъ ќбw, по терпёнію дёла бlгaгw, слaвы и3 че1сти и3 нетлёніz и4щущымъ, живо1тъ вёчный:
ґ и5же по рве1нію противлsютсz ќбw и4стинэ, повинyютсz же непрaвдэ, ћрость и3 гнёвъ.
Ско1рбь и3 тэснотA на всsку дyшу человёка творsщагw ѕло1е, їуде1а же пре1жде и3 є4ллина.
10 (За?.) Слaва же и3 че1сть и3 ми1ръ всsкому дёлающему бlго1е, їуде1еви же пре1жде и3 є4ллину.
11 Нёсть бо на лиц† зрёніz ў бг7а.
12 є3ли1цы бо беззако1ннw1без8 зако1на согрэши1ша, беззако1ннw2без8 зако1на и3 поги1бнутъ: и3 є3ли1цы въ зако1нэ согрэши1ша, зако1номъ сyдъ пріи1мутъ:
13 не слы1шателіе бо зако1на прaведни пред8 бг7омъ, но творцы2 зако1на, (сjи) њправдsтсz:
14 (За? #82#.) є3гдa бо kзы1цы, не и3мyще зако1на, є3стество1мъ закHннаz творsтъ, сjи, зако1на не и3мyще, сaми себЁ сyть зако1нъ:
15 и5же kвлsютъ дёло зако1нное напи1сано въ сердцaхъ свои1хъ, спослyшествующей и5мъ со1вэсти, и3 междY собо1ю помыслHмъ њсуждaющымъ и3ли2 tвэщaющымъ,
16 въ де1нь, є3гдA сyдитъ бг7ъ т†йнаz человёкwмъ, по бlговёстію моемY, ї}сомъ хrто1мъ.
Свернуть

Оправдывает не наличие закона, не формальная приверженность ему, но его исполнение, дела находящихся под властью закона по закону же и будут судимы. Но почему вне закона должны погибнуть те, которые не и м е я закона согрешили? Соответствует ли высшему милосердию юридический принцип «незнание закона не освобождает от ответственности»?

Павел даёт ответ и на этот, и на другой постоянно задаваемый вопрос: что будет с теми людьми, которые совершали добрые дела, не зная заповедей? Разумом, действительно, не знали, но в их сердце жил закон совести, внятный каждому, кто не заглушил его в себе. И на деле такие люди могут быть большими исполнителями неписаного закона, чем иные знатоки писаного. О таких людях не сказано, что они не пойдут на суд, на суд не идут уверовавшие (Ин. 3:18), но на суде они смогут представить добрые дела, совершаемые по зову совести. Каким будет приговор в каждом конкретном случае, мы не знаем, но мы верим, что приговор Того, Кто нелицеприятен, не может не быть справедливым.

Другие мысли вслух

 
На Рим 2:1-11
Сегw2 рaди без8tвётенъ є3си2, q, человёче всsкъ судsй: и4мже бо судо1мъ сyдиши дрyга, себе2 њсуждaеши, т†zжде бо твори1ши судsй.
Вёмы же, ћкw сyдъ б9ій є4сть пои1стиннэ на творsщихъ таковaz.
Помышлsеши ли же сіе2, q, человёче, судsй таковaz творsщымъ и3 творS сaмъ т†zжде, ћкw ты2 и3збэжи1ши ли судA б9іz;
И#ли2 њ богaтствэ бlгости є3гw2 и3 кро1тости и3 долготерпёніи неради1ши, не вёдый, ћкw бlгость б9іz на покаsніе тS веде1тъ;
По же1стокости же твое1й и3 непокazнному се1рдцу, собирaеши себЁ гнёвъ въ де1нь гнёва и3 tкрове1ніz првdнагw судA б9іz,
и4же воздaстъ коемyждо по дэлHмъ є3гw2:
њ1вымъ ќбw, по терпёнію дёла бlгaгw, слaвы и3 че1сти и3 нетлёніz и4щущымъ, живо1тъ вёчный:
ґ и5же по рве1нію противлsютсz ќбw и4стинэ, повинyютсz же непрaвдэ, ћрость и3 гнёвъ.
Ско1рбь и3 тэснотA на всsку дyшу человёка творsщагw ѕло1е, їуде1а же пре1жде и3 є4ллина.
10 (За?.) Слaва же и3 че1сть и3 ми1ръ всsкому дёлающему бlго1е, їуде1еви же пре1жде и3 є4ллину.
11 Нёсть бо на лиц† зрёніz ў бг7а.
Свернуть
Обличая грехи, Павел тут же призывает к осторожности, указывая на опасность для самого обличителя: он рискует...  Читать далее

Обличая грехи, Павел тут же призывает к осторожности, указывая на опасность для самого обличителя: он рискует погрузиться в те же самые грехи, которые обличает в окружающих. И уж тем более не следует судить о чужих грехах людям, совершающим те же самые дела, которые они взялись обличать. Впрочем, человеку часто свойственно обвинять окружающих именно в тех грехах, склонность к которым он имеет сам.

Многие люди на это могли бы возразить, что они потому и осуждают, что сами не таковы. Но вспомним, как легко Петр совершил падение, о способности к которому не предполагал. Упорство в грехах, о котором пишет Павел, может проявляться, помимо прочего, и в нежелании видеть свои собственные грехи.

Одним из способов сопротивления собственной греховности может стать постоянство в добрых делах, и Павел не просто призывает делать их время от времени, а пишет именно о постоянном делании. Возможно ли это для людей? Вообще-то говоря, невозможно. Но «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27).

Свернуть
 
На Рим 2:1-11
Сегw2 рaди без8tвётенъ є3си2, q, человёче всsкъ судsй: и4мже бо судо1мъ сyдиши дрyга, себе2 њсуждaеши, т†zжде бо твори1ши судsй.
Вёмы же, ћкw сyдъ б9ій є4сть пои1стиннэ на творsщихъ таковaz.
Помышлsеши ли же сіе2, q, человёче, судsй таковaz творsщымъ и3 творS сaмъ т†zжде, ћкw ты2 и3збэжи1ши ли судA б9іz;
И#ли2 њ богaтствэ бlгости є3гw2 и3 кро1тости и3 долготерпёніи неради1ши, не вёдый, ћкw бlгость б9іz на покаsніе тS веде1тъ;
По же1стокости же твое1й и3 непокazнному се1рдцу, собирaеши себЁ гнёвъ въ де1нь гнёва и3 tкрове1ніz првdнагw судA б9іz,
и4же воздaстъ коемyждо по дэлHмъ є3гw2:
њ1вымъ ќбw, по терпёнію дёла бlгaгw, слaвы и3 че1сти и3 нетлёніz и4щущымъ, живо1тъ вёчный:
ґ и5же по рве1нію противлsютсz ќбw и4стинэ, повинyютсz же непрaвдэ, ћрость и3 гнёвъ.
Ско1рбь и3 тэснотA на всsку дyшу человёка творsщагw ѕло1е, їуде1а же пре1жде и3 є4ллина.
10 (За?.) Слaва же и3 че1сть и3 ми1ръ всsкому дёлающему бlго1е, їуде1еви же пре1жде и3 є4ллину.
11 Нёсть бо на лиц† зрёніz ў бг7а.
Свернуть
Возвращаясь к образу двух путей — пути праведности и пути нечестия, апостол...  Читать далее

Возвращаясь к образу двух путей — пути праведности и пути нечестия, апостол развивает далее тему универсализма, начатую им рассуждениями о естественном богопознании и о «естественной Торе». Он говорит о вещах, казалось бы, самоочевидных, напоминая, что не стоит осуждать других за грехи, от которых не свободен сам (ст. 1 – 2). В послании, как видно, речь идёт о людях, испытывающих долготерпение Божие именно таким образом (ст. 3 – 8). А из контекста становится понятно, что осуждение это имело под собой формально-религиозные основания: осуждавшие, вероятно, противопоставляли себя другим по признаку принадлежности или к еврейскому народу, или к Церкви (первое, судя по уравниванию апостолом в праведности «иудеев» и «эллинов» (ст. 9 – 11) , т.е. евреев и язычников, более вероятно). Конечно, такая религиозная гордыня отнюдь не оправдывала перед Богом тех, кто ей предавался, она лишь прибавляла к совершаемым ими грехам ещё один.

Но дело было не только в лицемерии и тщетной надежде на то, что принадлежность к еврейскому народу сама по себе окажется своего рода индульгенцией. Дело было в самом понимании праведности теми, кто стоял на такой позиции. Для них, очевидно, праведность была неотделима от принадлежности к определённой национальной и религиозной общине, так что принадлежащие к ней по определению должны были быть судимы Богом по каким-то особым, быть может, щадящим законам. А Павел с самого начала видит праведность исключительно в контексте отношений человека с Богом. Тора же для него универсальна, она дана каждому независимо от национальной или религиозной принадлежности и не является исключительной собственностью какой бы то ни было религиозной общины.

Язычник может следовать Торе, и тогда он найдёт Христа и войдёт в Царство, хотя, конечно, еврею это сделать проще, ведь он изучает Тору с детства. Но, если еврей нарушает Тору, спрос с него будет не меньше, а больше, чем с язычника, хотя и язычник, имевший опыт естественного откровения, ответит за совершённые им злые дела, о которых он знал, что они плохи. Павел не сомневается в том, что принесённое в мир Христом Царство одно на всех. Но тогда и праведность должна быть одна на всех. И Тора тоже.

Свернуть
 
На Рим 2:1-11
Сегw2 рaди без8tвётенъ є3си2, q, человёче всsкъ судsй: и4мже бо судо1мъ сyдиши дрyга, себе2 њсуждaеши, т†zжде бо твори1ши судsй.
Вёмы же, ћкw сyдъ б9ій є4сть пои1стиннэ на творsщихъ таковaz.
Помышлsеши ли же сіе2, q, человёче, судsй таковaz творsщымъ и3 творS сaмъ т†zжде, ћкw ты2 и3збэжи1ши ли судA б9іz;
И#ли2 њ богaтствэ бlгости є3гw2 и3 кро1тости и3 долготерпёніи неради1ши, не вёдый, ћкw бlгость б9іz на покаsніе тS веде1тъ;
По же1стокости же твое1й и3 непокazнному се1рдцу, собирaеши себЁ гнёвъ въ де1нь гнёва и3 tкрове1ніz првdнагw судA б9іz,
и4же воздaстъ коемyждо по дэлHмъ є3гw2:
њ1вымъ ќбw, по терпёнію дёла бlгaгw, слaвы и3 че1сти и3 нетлёніz и4щущымъ, живо1тъ вёчный:
ґ и5же по рве1нію противлsютсz ќбw и4стинэ, повинyютсz же непрaвдэ, ћрость и3 гнёвъ.
Ско1рбь и3 тэснотA на всsку дyшу человёка творsщагw ѕло1е, їуде1а же пре1жде и3 є4ллина.
10 (За?.) Слaва же и3 че1сть и3 ми1ръ всsкому дёлающему бlго1е, їуде1еви же пре1жде и3 є4ллину.
11 Нёсть бо на лиц† зрёніz ў бг7а.
Свернуть
Рассуждая о суде и об осуждении, Павел исходит из того же, из чего и Сам Спаситель, призывавший Своих последователей воздерживаться от суда и от осуждения ближних. И дело тут не в том, что мы неспособны увидеть грех другого человека...  Читать далее

Рассуждая о суде и об осуждении, Павел исходит из того же, из чего и Сам Спаситель, призывавший Своих последователей воздерживаться от суда и от осуждения ближних. И дело тут не в том, что мы неспособны увидеть грех другого человека. Дело в том, что никто из нас, людей, не в состоянии оценить жизнь другого человека во всей её полноте. Один из великих учителей Торы, живший за два примерно столетия до прихода Спасителя, Гиллель, говорил: не суди ближнего до тех пор, пока сам не побываешь в его положении. Он говорил всего лишь об оценке конкретных поступков, но даже тут был очень осторожен и понимал, что для адекватной оценки ситуацию нужно знать во всей полноте и притом изнутри. А ведь христианство — это жизнь Царства и жизнь в Царстве.

И суд, о котором говорит Павел, так же, как и тот, о котором говорит Сам Иисус, — это суд в Царстве над жителем Царства. Суд абсолютный. Которого не может быть помимо Самого Христа, да и то лишь в конце времён. Потому, что увидеть всю жизнь человека во всей её полноте может только Он один, и не раньше того момента, когда сам человек поставит в ней последнюю точку, а последняя точка в любом случае будет поставлена не раньше дня последнего Суда.

Вот и выходит, что всякая иная оценка конкретного поступка человека в той или иной ситуации может быть лишь оценкой, но не судом. Квалификацией преступления, если речь идёт действительно о преступлении, но не приговором. Ещё, между прочим, и потому, что принцип «побывать в шкуре своего ближнего прежде, чем судить» остаётся в силе и для христиан. Но в данном случае это означает не только побывать в его положении применительно к конкретной жизненной ситуации, но и побывать в полноте жизни Царства с тем, чтобы всё оценить адекватно: ведь речь-то идёт об оценке человека, живущего в двух мирах, в мире ещё не преображённом и в Царстве одновременно. С миром непреображённым у нас обычно проблем нет, а вот с полнотой Царства они вполне могут возникнуть.

Тут принцип прост: пусть судит тот, кто без греха. А иначе самого судящего будут судить исходя из логики падшего мира, а не из логики Царства. Того самого мира, где прощения за сознательно совершённый грех нет, а есть лишь вечное за него наказание. И дело тут не в какой-то мстительности Бога, а в том, что, выбирая ту или иную точку зрения, тот или иной взгляд на человека и его жизнь, мы тем самым выбираем и меру полноты собственного существования. Или, точнее, выбрав ту или иную меру полноты собственного существования, мы решаемся так или иначе оценить поступки тех, кто рядом. А ведь именно этот выбор становится выбором гибели или спасения. Именно он определяет, оказываемся ли мы в конечном счёте в Царстве или во «внешней тьме».

Свернуть
 
На Рим 2:1-9
Сегw2 рaди без8tвётенъ є3си2, q, человёче всsкъ судsй: и4мже бо судо1мъ сyдиши дрyга, себе2 њсуждaеши, т†zжде бо твори1ши судsй.
Вёмы же, ћкw сyдъ б9ій є4сть пои1стиннэ на творsщихъ таковaz.
Помышлsеши ли же сіе2, q, человёче, судsй таковaz творsщымъ и3 творS сaмъ т†zжде, ћкw ты2 и3збэжи1ши ли судA б9іz;
И#ли2 њ богaтствэ бlгости є3гw2 и3 кро1тости и3 долготерпёніи неради1ши, не вёдый, ћкw бlгость б9іz на покаsніе тS веде1тъ;
По же1стокости же твое1й и3 непокazнному се1рдцу, собирaеши себЁ гнёвъ въ де1нь гнёва и3 tкрове1ніz првdнагw судA б9іz,
и4же воздaстъ коемyждо по дэлHмъ є3гw2:
њ1вымъ ќбw, по терпёнію дёла бlгaгw, слaвы и3 че1сти и3 нетлёніz и4щущымъ, живо1тъ вёчный:
ґ и5же по рве1нію противлsютсz ќбw и4стинэ, повинyютсz же непрaвдэ, ћрость и3 гнёвъ.
Ско1рбь и3 тэснотA на всsку дyшу человёка творsщагw ѕло1е, їуде1а же пре1жде и3 є4ллина.
Свернуть
Очень полезно иногда вдумываться в каждое слово, которое встречаешь в Писании. Искать смысл, думать, почему сказано...  Читать далее

Очень полезно иногда вдумываться в каждое слово, которое встречаешь в Писании. Искать смысл, думать, почему сказано именно так, а не иначе, вникать в логику хода мыслей. Ведь, если читать текст просто так, стараясь ухватить только общий смысл, не вчитываясь в детали, то какой-то очень важный смысл можно упустить. И все то, что могло бы проступить и сделать этот текст объемным, ускользает. В сегодняшнем отрывке апостол Павел продолжает перечислять всевозможные злодеяния, в которые пускается человек, не заботящийся «иметь Бога в разуме» (Рим. 1:28). И уже этого списка довольно, чтобы каждый мог найти в себе что-то, с чем стоит пойти на исповедь. Взять хотя бы «нелюбовны» — ну кто может с чистой совестью сказать, что он умеет любить и преисполнен любви? Да нет таких, любить из людей по-настоящему и всегда умел только Один. Даже у самых святых людей всегда было всегда чувство собственной греховности — им ли с их любовью к Богу не видеть в себе все, что Ему «противно»? Так что нам и сам список уже дает почву к размышлениям. Но! Этого мало. Дальше Павел настойчиво напоминает, что этот список — не мерило для проверки других людей на греховность. Это лично к каждому. И вот та самая деталь, которая может ускользнуть при беглом чтении: Павел приравнивает к наказанию за сам грех наказание за осуждение совершающего такой грех. Если задуматься, то может получиться, что за каждым из нас тянется очень длинный список грехов - список всего того, за что мы осуждали других. И в этом мы становимся абсолютно такими же грешниками — нелюбовны, злоречивы, горды и немилостивы...

Свернуть
 
На Рим 2:1-9
Сегw2 рaди без8tвётенъ є3си2, q, человёче всsкъ судsй: и4мже бо судо1мъ сyдиши дрyга, себе2 њсуждaеши, т†zжде бо твори1ши судsй.
Вёмы же, ћкw сyдъ б9ій є4сть пои1стиннэ на творsщихъ таковaz.
Помышлsеши ли же сіе2, q, человёче, судsй таковaz творsщымъ и3 творS сaмъ т†zжде, ћкw ты2 и3збэжи1ши ли судA б9іz;
И#ли2 њ богaтствэ бlгости є3гw2 и3 кро1тости и3 долготерпёніи неради1ши, не вёдый, ћкw бlгость б9іz на покаsніе тS веде1тъ;
По же1стокости же твое1й и3 непокazнному се1рдцу, собирaеши себЁ гнёвъ въ де1нь гнёва и3 tкрове1ніz првdнагw судA б9іz,
и4же воздaстъ коемyждо по дэлHмъ є3гw2:
њ1вымъ ќбw, по терпёнію дёла бlгaгw, слaвы и3 че1сти и3 нетлёніz и4щущымъ, живо1тъ вёчный:
ґ и5же по рве1нію противлsютсz ќбw и4стинэ, повинyютсz же непрaвдэ, ћрость и3 гнёвъ.
Ско1рбь и3 тэснотA на всsку дyшу человёка творsщагw ѕло1е, їуде1а же пре1жде и3 є4ллина.
Свернуть
Перечень «превратностей ума» в Послании к Римлянам впечатляет...  Читать далее

Перечень «превратностей ума» в Послании к Римлянам впечатляет. Может быть, не все мы обнаруживаем в себе, но что-то — наверняка. Апостол Павел говорит, что голос совести осуждает всех людей, независимо от «вероисповедания». При этом речь идет не столько о делах, сколько о внутренней настроенности на грех, об этом же говорит и Иисус в Нагорной проповеди. И еще Иисус подчеркивает, что важно сохранять верность в наших существующих отношениях, а не искать новых связей. Все наши непотребства и неверности улетучиваются, когда нами движет истинная любовь.

Свернуть
 
На Рим 2:1
Сегw2 рaди без8tвётенъ є3си2, q, человёче всsкъ судsй: и4мже бо судо1мъ сyдиши дрyга, себе2 њсуждaеши, т†zжде бо твори1ши судsй.
Свернуть
Слова Павла о том, что человеку, судящему другого, нечем защититься (именно так буквально можно перевести то греческое слово, которое в Синодальном переводе передано, как «неизвинителен»), напоминают слова Спасителя о суде, которым каждый...  Читать далее

Слова Павла о том, что человеку, судящему другого, нечем защититься (именно так буквально можно перевести то греческое слово, которое в Синодальном переводе передано как «неизвинителен»), напоминают слова Спасителя о суде, которым каждый будет судим так же, как он судит ближнего. Но апостол выделяет здесь один конкретный аспект проблемы, связанный с тем, что моральное право судить других имеет лишь тот, кто сам не делает того, в чём обвиняет подсудимого.

На первый взгляд, тут нет ничего такого, что мешало бы суду и осуждению. В самом деле, ведь не все люди на земле воры, убийцы, развратники или богохульники. Но Павел, как видно, придерживается иного, христианского взгляда на праведность, который требует от человека, претендующего на Царство (а на него по определению претендует всякий христианин), полной свободы от греха. Конечно, применительно к непреображённому миру подобного рода требование теряет всякий смысл. На практике оно просто вылилось бы в безнаказанность, оправдываемую принципом, вложенным Достоевским в уста одного из своих героев, сказавшего, что «каждый перед каждым во всём виноват». Звучит красиво, но на деле «каждый перед каждым во всём» означает обычно «никто ни перед кем ни в чём».

Непреображённый мир допускает оценку не человека, а лишь его конкретного поступка, и требует именно такой оценки, оценки конкретного совершённого человеком греха или преступления. Но Тора всё же предполагает, что такую оценку даёт праведник. А для Павла праведность — это именно свобода от греха, ведь он говорит о Царстве, а не о непреображённом мире. А такой свободой из ищущих Царства не может похвастаться никто, ведь ищут его падшие люди.

И если оценивать человека и его дела с точки зрения Царства, с точки зрения того, кто и в какой мере готов туда войти, достойных просто не останется. Кроме, конечно, Самого Христа, Который, однако, пришёл не судить, а спасать. Потому и говорит апостол, что не стоит судить другого тому, кто сам делает то же, что и осуждаемый им грешник. В Царстве судить может лишь не имеющий греха. Остальным же лучше быть поскромнее. И думать не о чужих грехах, а о собственном спасении.

Свернуть
 
На Рим 2:3
Помышлsеши ли же сіе2, q, человёче, судsй таковaz творsщымъ и3 творS сaмъ т†zжде, ћкw ты2 и3збэжи1ши ли судA б9іz;
Свернуть
Это — одна из самых частых человеческих иллюзий, что осуждение греха в других людях делает нас самих праведниками. Мы ведь противостоим греху, даже боремся с ним. И в Писании сказано: «Обличайте»...  Читать далее

Это — одна из самых частых человеческих иллюзий, что осуждение греха в других людях делает нас самих праведниками. Мы ведь противостоим греху, даже боремся с ним. И в Писании сказано: «Обличайте» (Еф. 5:11).

Так удобно «проглядеть», что сначала там написано: «Не участвуйте в делах тьмы». Так легко забыть все, что сказано Спасителем, оставившим право суда только Себе Самому (Мф. 7:1-5, Ин. 8:7). Занятость нашей души искоренением чужих грехов «предохраняет» нас от труда собственного покаяния и дает ощущение причастности к благому, Божиему делу — спасению человечества.

Свернуть
 
На Рим 2:11
11 Нёсть бо на лиц† зрёніz ў бг7а.
Свернуть
Слова Павла о том, что Бог нелицеприятен, казалось бы, понятны любому верующему. И, как правило, говоря об этом, мы имеем в виду, прежде всего, неподкупность Бога и Его справедливость. Наши ожидания от суда Божия связаны в первую очередь с тем, что...  Читать далее

Слова Павла о том, что Бог нелицеприятен, казалось бы, понятны любому верующему. И, как правило, говоря об этом, мы имеем в виду, прежде всего, неподкупность Бога и Его справедливость. Наши ожидания от суда Божия связаны в первую очередь с тем, что на Его суде каждый получит по заслугам, в том числе и тот, кому по каким-то причинам удалось избежать справедливого суда на земле, так же, как и тот, кто искал справедливости у земных судей и не смог её найти. Иначе говоря, мы видим в Боге блюстителя справедливости, как мы её понимаем, такого блюстителя, который может сделать то, что не под силу сделать нам потому, что падший мир, по слову Спасителя, «лежит во зле».

А у Бога между тем, похоже, цели совершенно иные. И понятия о справедливости тоже. Его задача не восстановление справедливости, а спасение каждого, кого можно спасти. Конечно, тут безусловно важен духовный и нравственный выбор человека. Того, кто принципиально не считает нужным соблюдать данные Богом заповеди, спасти очень трудно. И не потому, что Бог сердится на таких людей, а потому, что заповеди никогда не давались Богом Своему народу как исключительно моральный кодекс.

Они всегда были, в первую очередь, описанием того духовного пути, который вёл человека к Богу, углубляя и упрочивая его с Богом отношения. Или пути, который, наоборот, уводил человека прочь от Бога, если человек выбирал путь нарушения заповеди.

А спасать того, кто бежит от тебя прочь, нелегко. И дело тут не в том, что у Бога нет возможностей воздействовать на тех, кто нарушает данные Им заповеди, а в том, что Он слишком уважает свободу каждого из нас для того, чтобы спасть нас насильно, без нашего на то согласия. Но если только человек готов оставить в прошлом свой грех и своё противостояние Богу, если он готов обратиться и раскаяться, Бог принимает его так, как будто никаких грехов за ним нет.

Бог не блюститель нравственности и справедливости, Он — Бог любви и спасения. Ему не важно, кем был человек, когда грешил, Ему важно, кем является человек, обращающийся к Нему здесь и теперь. И уж тем более не важно Богу, каких взглядов и убеждений обратившийся к Нему человек придерживается. Ему даже не так важно, религиозен ли обращающийся, или нет. Важно одно: как этот обращающийся собирается отныне строить свою жизнь: в соответствии с волей Божией или вопреки ей. Ведь только это и определяет, сможет ли обращающийся войти в Царство, или останется вне его, во внешней тьме.

Свернуть
 
На Рим 2:11
11 Нёсть бо на лиц† зрёніz ў бг7а.
Свернуть
В религиозной психологии есть такое понятие: религиозный антропоморфизм. Это когда мы судим о Боге по себе, думая, что Он — такой же и забывая Его собственные слова: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои» (Ис. 55:8). Именно в таком помрачении мы думаем, что...  Читать далее

В религиозной психологии есть такое понятие: религиозный антропоморфизм. Это когда мы судим о Боге по себе, думая, что Он — такой же и забывая Его собственные слова: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои» (Ис. 55:8). Именно в таком помрачении мы думаем, что Бог выбирает и отличает тех, кто Ему по тем или иным причинам нравится больше. Но Он Сам говорит, что «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Никакие второстепенные обстоятельства не делают нас ближе или дальше от Бога, кроме нашей собственной воли и поступков.

И еще для нас важно помнить контекст, в котором Священное Писание произносит эту мысль: «во всяком народе под небесами боящийся Бога угоден Ему». То, что мы считаем своими заслугами и преимуществами: принадлежность к определенной народности, определенному исповеданию или что-нибудь еще — все это имеет так же мало значения, как и цвет глаз и волос. Ибо нет лицеприятия у Бога, и один подлец ничем не лучше другого.

Свернуть
 
На Рим 2:12-16
12 є3ли1цы бо беззако1ннw1без8 зако1на согрэши1ша, беззако1ннw2без8 зако1на и3 поги1бнутъ: и3 є3ли1цы въ зако1нэ согрэши1ша, зако1номъ сyдъ пріи1мутъ:
13 не слы1шателіе бо зако1на прaведни пред8 бг7омъ, но творцы2 зако1на, (сjи) њправдsтсz:
14 (За? #82#.) є3гдa бо kзы1цы, не и3мyще зако1на, є3стество1мъ закHннаz творsтъ, сjи, зако1на не и3мyще, сaми себЁ сyть зако1нъ:
15 и5же kвлsютъ дёло зако1нное напи1сано въ сердцaхъ свои1хъ, спослyшествующей и5мъ со1вэсти, и3 междY собо1ю помыслHмъ њсуждaющымъ и3ли2 tвэщaющымъ,
16 въ де1нь, є3гдA сyдитъ бг7ъ т†йнаz человёкwмъ, по бlговёстію моемY, ї}сомъ хrто1мъ.
Свернуть
Развивая свою мысль о «естественной Торе», Павел противопоставляет евреев...  Читать далее

Развивая свою мысль о «естественной Торе», Павел противопоставляет евреев язычникам не по религиозному критерию, а только исходя из отношения тех и других к Торе. Конечно, говоря о Торе, апостол рассматривает её не только как законодательство, но и как путь, предполагающий следование заповедям и тем законам, которые на них основаны. Тора для него — объективная реальность, её законы действуют независимо от того, знают ли о них люди или нет. Но это всё же духовные законы, и действие их на человека, в отличие от законов природы, в известной степени зависит от отношений между человеком и Богом. Язычник может ничего не знать о Торе, но он всё же догадывается о ней по оказываемому ею действию на свою душу и своё сердце. Павел в этом случае употребляет выражение «дело Торы» (ст. 15), фактически уравнивая перед Богом язычников, исполняющих Тору, написанную в их сердцах, с евреями, которым она известна во всей полноте (ст. 14).

«Естественная Тора» ничуть не хуже писаной, если она позволяет язычнику найти дорогу в Царство. А доказательством того, что она существует и многими язычниками воспринимается как несомненная реальность их жизни, апостол считает ту нравственную борьбу, которая язычникам знакома не хуже, чем евреям, искренне стремящимся следовать Торе (ст. 15). Различия между евреями и язычниками становятся актуальными не в Царстве и даже не на пути к нему, а тогда, когда дело касается нарушения Торы.

Объективно грех во всяком случае остаётся грехом, и потому согрешающим язычникам, не знающим Торы, грозит гибель, а евреям, нарушающим Тору, — суд (ст. 12). Различие же, как видно, заключается в том, что тех, кто принял Тору осознанно, Бог судит в соответствии с тем, что ими было принято, остальных же — в соответствии с тем, что им могло и должно было быть известно о грехе и праведности. Тора не гарантия спасения и не привилегия, она всего лишь инструмент, помогающий на пути в Царство. И тот, кому он был дан, несёт ответственность за то, что получил в свои руки, тем более, что дар этот всегда принимается добровольно.

Свернуть
 
На Рим 2:12-16
12 є3ли1цы бо беззако1ннw1без8 зако1на согрэши1ша, беззако1ннw2без8 зако1на и3 поги1бнутъ: и3 є3ли1цы въ зако1нэ согрэши1ша, зако1номъ сyдъ пріи1мутъ:
13 не слы1шателіе бо зако1на прaведни пред8 бг7омъ, но творцы2 зако1на, (сjи) њправдsтсz:
14 (За? #82#.) є3гдa бо kзы1цы, не и3мyще зако1на, є3стество1мъ закHннаz творsтъ, сjи, зако1на не и3мyще, сaми себЁ сyть зако1нъ:
15 и5же kвлsютъ дёло зако1нное напи1сано въ сердцaхъ свои1хъ, спослyшествующей и5мъ со1вэсти, и3 междY собо1ю помыслHмъ њсуждaющымъ и3ли2 tвэщaющымъ,
16 въ де1нь, є3гдA сyдитъ бг7ъ т†йнаz человёкwмъ, по бlговёстію моемY, ї}сомъ хrто1мъ.
Свернуть
Говоря о Торе (Законе), Павел, как видно, не делает исключения для язычников. Здесь апостол развивает в контексте нового, христианского откровения те представления о языческой праведности, которые были...  Читать далее

Говоря о Торе (Законе), Павел, как видно, не делает исключения для язычников. Здесь апостол развивает в контексте нового, христианского откровения те представления о языческой праведности, которые были свойственны раввинистической традиции его времени. Эти представления основывались на интерпретации описанного в Книге Бытия союза-завета, заключённого Богом с Ноем.

Ной как раз и был образом праведника, не принадлежащего к народу Божию (а язычниками, с точки зрения евреев, считались все, не принадлежащие к еврейскому народу). Предполагалось, что Ной был первым таким праведником-неевреем, но отнюдь не единственным: союз Бога с Ноем открывал возможность праведной жизни всякому, кто пойдёт по его стопам. Павел идёт несколько дальше. Традиционно считалось, что Тора язычникам не дана, они к ней отношения не имеют, и соблюдение заповедей для язычника — дело исключительно добровольное.

Если язычник хочет праведной жизни, он их соблюдает, как это делал и Ной (впрочем, не в полном объёме: вторая, третья и четвёртая заповеди для язычников обязательными не были); если нет, он может жить по собственному разумению, как ему заблагорассудится. Апостол же уверен: Тора присутствует в сердце каждого человека.

Возможно, на эту мысль его навело общение со стоиками, которых он мог видеть на родине ещё до приезда в Иерусалим: стоики как раз были уверены в существовании внутреннего нравственного императива, присущего каждому, которому надлежало следовать без изъятий, не ожидая притом никаких наград за такое следование ни при жизни, ни после смерти. Конечно, язычник-стоик мог ничего не знать, и часто действительно ничего не знал, о происхождении того внутреннего императива, которому следовал.

Павел же был уверен, что тут проявляет себя нечто вроде «естественной Торы», того минимума Божьего присутствия в человеческой жизни, который у человека верующего раскрывается, давая ему возможность полноценной духовной жизни, включая и следование внутренней Торе, без которого говорить всерьёз о духовной жизни во времена Павла не приходилось. Конечно, ответственность за Тору лежит именно на евреях как на народе Божьем: ведь именно им Тора была дана явным образом и ими она была осознана как таковая.

От язычников ничего подобного нельзя было ни требовать, ни ожидать. Но зато с евреев, как с народа Божия, и спрос особый: они должны быть исполнителями Торы («делателями Закона»), должны осуществить её в своей жизни. Речь идёт, конечно, в первую очередь о внутренней Торе: Тору внешнюю соблюдал в те времена каждый еврей. Если же знающий Тору отказывается от этого, он и будет судим в соответствии с той Торой, которую знал, но не исполнял. А язычник, для которого знание Торы ограничивалось её «естественным», полуосознанным вариантом, лишится жизни, если не будет следовать своему внутреннему духовно-нравственному императиву, как о том догадывались стоики. Каждому своё, и спрос соответствует мере понимания.

Свернуть
 
На Рим 2:14-29
14 (За? #82#.) є3гдa бо kзы1цы, не и3мyще зако1на, є3стество1мъ закHннаz творsтъ, сjи, зако1на не и3мyще, сaми себЁ сyть зако1нъ:
15 и5же kвлsютъ дёло зако1нное напи1сано въ сердцaхъ свои1хъ, спослyшествующей и5мъ со1вэсти, и3 междY собо1ю помыслHмъ њсуждaющымъ и3ли2 tвэщaющымъ,
16 въ де1нь, є3гдA сyдитъ бг7ъ т†йнаz человёкwмъ, по бlговёстію моемY, ї}сомъ хrто1мъ.
17 Се2, ты2 їуде1й и3менyешисz, и3 почивaеши на зако1нэ, и3 хвaлишисz њ бз7э,
18 и3 разумёеши во1лю, и3 разсуждaеши л{чшаz, научaемь t зако1на,
19 ўповaz же себе2 вождA бы1ти слэпы6мъ, свёта сyщымъ во тьмЁ,
20 наказaтелz без{мнымъ, ўчи1телz младе1нцємъ, и3мyща њ1бразъ рaзума и3 и4стины въ зако1нэ:
21 научaz ў2бо и3нaго, себе1 ли не ўчи1ши,
22 проповёдаz не крaсти, крaдеши: глаго1лzй не прелюбы2 твори1ти, прелюбы2 твори1ши: гнушazсz јдwлъ, с™†z крaдеши:
23 и4же въ зако1нэ хвaлишисz, преступле1ніемъ зако1на бг7а безче1ствуеши.
24 И$мz бо б9іе вaми хyлитсz во kзы1цэхъ, ћкоже є4сть пи1сано.
25 Њбрёзаніе бо по1льзуетъ, ѓще зако1нъ твори1ши: ѓще же зако1на престyпникъ є3си2, њбрёзаніе твое2 неwбрёзаніе бы1сть.
26 Ѓще ў2бо неwбрёзаніе њправдaніе зако1на сохрани1тъ, не неwбрёзаніе ли є3гw2 во њбрёзаніе вмэни1тсz,
27 и3 њсyдитъ є4же t є3стествA неwбрёзаніе, зако1нъ совершaющее, тебе2, и4же писaніемъ и3 њбрёзаніемъ є3си2 престyпникъ зако1на.
28 (За? #83#.) Не бо2 и4же ћвэ, їуде1й є4сть, ни є4же ћвэ во пло1ти, њбрёзаніе:
29 но и4же въ тaйнэ їуде1й, и3 њбрёзаніе се1рдца дyхомъ, (ґ) не писaніемъ: є3мyже похвалA не t человBкъ, но t бг7а.
Свернуть
Еще две тысячи лет назад и Господь, и апостол Павел предупреждали нас: всегда и во все времена, начиная с грехопадения, человек находится...  Читать далее

Еще две тысячи лет назад и Господь, и апостол Павел предупреждали нас: всегда и во все времена, начиная с грехопадения, человек находится в разладе с самим собой. То ум с сердцем не в ладу, то душа с телом, то убеждения с поступками, то совесть с жизнью… Большинству людей катастрофически не хватает цельности жизни — такой, чтобы в человеке все было на своем месте, чтобы, как все-таки иногда бывает, посмотришь на человека — и понимаешь, что есть у него внутри что-то такое, за что стоило бы отдать очень многое (см. Рим. 2:29). Есть внутри стержень, не мимолетный, не преходящий, а настоящая основа, которую ничто не в состоянии поколебать (см. Мф. 7:24-27). Причем не то, что кажется незыблемым, а то, что таким останется и на Страшном Суде. Именно для цельного человека «да» — это «да», а «нет» — это «нет» (см. Мф. 5:37). Такой человек, если и учит, то тому, что и сам соблюдает. Его поступки не порочат его веру и убеждения (см. Рим. 2:21, 24). Конечно, можно сказать, что по-хорошему, картина получается идеальная и практически недостижимая. Но в том-то и загвоздка, что это не так. И идеальность не может для нас служить оправданием перед Богом, потому что Бог знает, что это не так. Он был Человеком, и Он знает изнутри, что цельным быть возможно. И именно потому что Христос открыл для нас дорогу к такой жизни, Он «будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» — мерило нашей святости.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).