Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Jam 3:18

18 And the n Lit fruit of righteousnessseed whose fruit is righteousness is sown in peace o Or forby those who make peace.
Свернуть

В конце третьей главы своего Соборного послания апостол Иаков говорит о различии человеческой и божественной мудрости. В данном случае речь идет о мудрости в древнем смысле этого слова: о следовании пути жизни, о правильном выборе пути. Через несколько десятилетий после апостола Иакова Дидахэ (Учение двенадцати апостолов) сформулирует общебиблейское, принятое и христианами, представление о мудрости словами: «Есть два пути; один — жизни и один — смерти; велико же различие между ними». Мудрость для апостола Иакова в первую очередь дает возможность выбора пути жизни. Апостол говорит о том, что такая мудрость дается только Богом; остальное он называет мудростью земной, душевной и бесовской, различая, как и Дидахэ, только два пути.

Божественная мудрость, даруемая людям, по слову апостола, приносит в жизни человека добрый плод, который он называет плодом праведности. Апостол использует этот термин вслед за Господом Иисусом Христом, Который не раз говорил о плодах, которые приносит в нашей жизни семя, сеемое Богом. Этот плод праведности (правды в Синодальном переводе), в сущности, является синонимом вечной жизни, потому что подразумевает свободу от греха, единство с Богом и, следовательно, свободу от смерти.

Апостол Иаков дает своим корреспондентам максимально практические указания о том, каким образом достигается плод праведности, добрый плод жизни. Он посвящает этому значительную часть всего Послания, но наиболее кратко его мысль выражена этими словами: «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир». Здесь мы сталкиваемся с некоторой особенностью Синодального перевода. Греческий текст Послания буквально говорит, что «плод праведности мирно сеется у творящих мир». Речь, следовательно, идет о большем, чем о сохранении мира в собственном сердце. Апостол говорит о созидании мира в себе самих и, конечно, вокруг себя: этому посвящена вся третья глава. Созидание мира, служение примирения — вот главное, что ведет человека к жизни. Все же иные пути апостол называет бесовскими.

Другие мысли вслух

 
На Jam 3:18
18 And the n Lit fruit of righteousnessseed whose fruit is righteousness is sown in peace o Or forby those who make peace.
Свернуть
Послание Иакова содержит много таких глубоких изречений, афоризмов, в которые нужно вдумываться. «Плод... сеется»: то есть речь идет о самом начале действия правды, об условиях, в которых правда может начать действовать...  Читать далее

Послание Иакова содержит много таких глубоких изречений, афоризмов, в которые нужно вдумываться. «Плод... сеется»: то есть речь идет о самом начале действия правды, об условиях, в которых правда может начать действовать. «Правда» — это и «праведность», и «справедливость», и «правота». Как для нас, людей, естественно бороться, даже драться, за то, чтобы доказать свою правоту, за то, чтобы добиться того, что мы считаем справедливостью! И вот Писание нас осаживает: правда действует только через тех, кто хранит мир. Мир — это не просто отсутствие войны, ненависти, драки, мир — это очень позитивное состояние мыслей, чувств, отношений, обретающих гармонию, равновесие — в опоре на постоянную и неизменную любовь Божию.

Свернуть
 
На Jam 3:13-18
13 Who among you is wise and understanding? Let him show by his good behavior his deeds in the gentleness of wisdom. 14 But if you have bitter jealousy and i Or strifeselfish ambition in your heart, do not be arrogant and so lie against the truth. 15 This wisdom is not that which comes down from above, but is earthly, j Or unspiritualnatural, demonic. 16 For where jealousy and k V 14, note 1selfish ambition exist, l I.e. in that placethere is disorder and every evil thing. 17 But the wisdom from above is first pure, then peaceable, gentle, m Or willing to yieldreasonable, full of mercy and good fruits, unwavering, without hypocrisy. 18 And the n Lit fruit of righteousnessseed whose fruit is righteousness is sown in peace o Or forby those who make peace.
Свернуть
Кажется, что разумный человек может быть и злым, и добрым – какая связь между разумом и морально-этическими категориями? Но апостол Иаков разграничивает мудрость, сходящую свыше, и мудрость бесовскую. И первый признак бесовской «мудрости» — зависть и сварливость...  Читать далее

Кажется, что разумный человек может быть и злым, и добрым – какая связь между разумом и морально-этическими категориями? Но апостол Иаков разграничивает мудрость, сходящую свыше, и мудрость бесовскую. И первый признак бесовской «мудрости» — зависть и сварливость… Как ни обидно, именно от этого в себе освободиться труднее всего. Уж больно привыкли мы выражать всем окружающим все свои претензии в максимально доходчивой форме – короче говоря, скандалить и ворчать по всякому поводу. И кажется нам, что это поможет, что вот сейчас я объясню этому идиоту, что он идиот – и мир станет лучше… А мудрость, сходящая свыше, от Бога, учит кротости. И истинно мудрый человек умеет промолчать, когда надо, а когда возможно – вразумить заблуждающегося с кротостью и любовью.

Свернуть
 
На Jam 3:11-18
11 Does a fountain send out from the same opening both g Lit sweetfresh and bitter water? 12 Can a fig tree, my brethren, produce olives, or a vine produce figs? Nor can salt water produce h V 11, note 1fresh.
13 Who among you is wise and understanding? Let him show by his good behavior his deeds in the gentleness of wisdom. 14 But if you have bitter jealousy and i Or strifeselfish ambition in your heart, do not be arrogant and so lie against the truth. 15 This wisdom is not that which comes down from above, but is earthly, j Or unspiritualnatural, demonic. 16 For where jealousy and k V 14, note 1selfish ambition exist, l I.e. in that placethere is disorder and every evil thing. 17 But the wisdom from above is first pure, then peaceable, gentle, m Or willing to yieldreasonable, full of mercy and good fruits, unwavering, without hypocrisy. 18 And the n Lit fruit of righteousnessseed whose fruit is righteousness is sown in peace o Or forby those who make peace.
Свернуть
Господь «до ревности любит дух, живущий» в нас. Что означает эта вольная цитата апостола Иакова, цитата «по духу» и о какой...  Читать далее

Господь «до ревности любит дух, живущий» в нас. Что означает эта вольная цитата апостола Иакова, цитата «по духу» и о какой ревности идет речь? Всякому человеку, хорошо знакомому с синодальным переводом, на память сразу же приходят слова из 68 псалма, которые потом прозвучат в Евангелии от Иоанна: ибо ревность по доме Твоем снедает меня (Пс 68:10). Но на самом деле, это лишь особенность синодального перевода, не лишенная своего смысла, но не абсолютная по значению. Обратимся к таким старым переводам как церковнославянский или Вульгата. В церковнославянском на тех местах, где в синодальном стоит месте ревность, которая является словно бы смысловым центром этих слов, стоят разные слова: слово «ревность» стоит только в псалме, а в Послании Иакова, над которым мы сегодня размышляем — «зависть». Именно слово “invidia” мы находим в Вульгате, слово, имеющее больше отрицательных, чем положительных смыслов: и зависть, и недоброжелательство и даже ненависть… Всего этого конечно не испытывает Господь к нам – мы этого не чувствуем. Но о чем тогда хотел сказать апостол? Послушаем Сергея Фуделя. «...Если человек не влюблен в Бога, то он еще не совсем поверил в Него. А если он поверил в Него, то он знает Его имя, и это имя согревает его сердце и ведет его всю жизнь. ...Иногда мы стремимся «отыграться» только на людях. Будем, дескать, любить людей и с нас хватит. Это самообман. Человек непознаваем вне Бога, и только через Бога он может быть принимаем. Вне Его он — уродство. Только влюбившись в Бога, можно влюбиться в человека, потому что только тогда догадываешься, что в человеке — Бог. Иначе все непрочно, и наша любовь к людям только до первого испытания огнем жизни.» (Сергей Фудель, «Вернуться в свой дом», из писем к сыну с 1946 г. по 1961 г., с. 71)

Свернуть
 
На Jam 3:1-18
1 Let not many of you become teachers, my brethren, knowing that as such we will incur a a Or greater condemnationstricter judgment. 2 For we all stumble in many ways. If anyone does not stumble in b Lit wordwhat he says, he is a perfect man, able to bridle the whole body as well. 3 Now if we put the bits into the horses’ mouths so that they will obey us, we direct their entire body as well. 4 Look at the ships also, though they are so great and are driven by strong winds, are still directed by a very small rudder wherever the inclination of the pilot desires. 5 So also the tongue is a small part of the body, and yet it boasts of great things.
See how great a forest is set aflame by such a small fire!
 6 And the tongue is a fire, the very world of iniquity; the tongue is set among our members as that which defiles the entire body, and sets on fire the course of our c Or existence, originlife, and is set on fire by d Gr Gehennahell. 7 For every e Lit naturespecies of beasts and birds, of reptiles and creatures of the sea, is tamed and has been tamed by the human f Lit naturerace. 8 But no one can tame the tongue; it is a restless evil and full of deadly poison. 9 With it we bless our Lord and Father, and with it we curse men, who have been made in the likeness of God; 10 from the same mouth come both blessing and cursing. My brethren, these things ought not to be this way. 11 Does a fountain send out from the same opening both g Lit sweetfresh and bitter water? 12 Can a fig tree, my brethren, produce olives, or a vine produce figs? Nor can salt water produce h V 11, note 1fresh.
13 Who among you is wise and understanding? Let him show by his good behavior his deeds in the gentleness of wisdom. 14 But if you have bitter jealousy and i Or strifeselfish ambition in your heart, do not be arrogant and so lie against the truth. 15 This wisdom is not that which comes down from above, but is earthly, j Or unspiritualnatural, demonic. 16 For where jealousy and k V 14, note 1selfish ambition exist, l I.e. in that placethere is disorder and every evil thing. 17 But the wisdom from above is first pure, then peaceable, gentle, m Or willing to yieldreasonable, full of mercy and good fruits, unwavering, without hypocrisy. 18 And the n Lit fruit of righteousnessseed whose fruit is righteousness is sown in peace o Or forby those who make peace.
Свернуть
Слова Соборного послания апостола Иакова о том, что не может один источник изливать соленую и сладкую воду, увы, звучат весьма обличительно. Апостол говорит о том, что...  Читать далее

Слова Соборного послания апостола Иакова о том, что не может один источник изливать соленую и сладкую воду, увы, звучат весьма обличительно. Апостол говорит о том, что если ты, претендуя на знание истины, имеешь в сердце горькую зависть и сварливость, то ты лжец. «Не хвалитесь и не лгите на истину», говорит апостол. Похвальба, о которой идет речь, это как раз и есть претензия на имя христианина со стороны сварливого человека.

Апостол Иаков детально объясняет, что характерно для человека, живущего в истинной божественной мудрости. Он говорит, что эта мудрость чиста, то есть не направлена на собственное возвеличивание. Небесная мудрость мирна, то есть ищет мира более, чем чего-либо другого. Она скромна и послушлива, ибо ценит мир более собственной человеческой правоты. Небесная мудрость полна милосердия и добрых плодов, так как ищет исполнения воли Христа. Она чужда разделений (в Синодальном тексте — беспристрастна) и нелицемерна, так как признает Божественный закон единым для всех.

Слова апостола в заключительной части сегодняшнего отрывка «Откуда у вас вражды и распри?» одинаково могут быть отнесены и к отдельным христианам, и к крупным «подразделениям» христианского народа. Сварливость, о которой говорит апостол Иаков, свойственна нам, когда мы ворчим и нагло поучаем рядом стоящих христиан, хотя сами ничем от них не отличаемся. И когда мы попрекаем других епархиями, открытыми на нашей (не Божьей, а нашей) территории, хотя у нас самих полно епархий в чужих землях — это та же сварливость. Увы.

Свернуть
 
На Jam 3:1-18
1 Let not many of you become teachers, my brethren, knowing that as such we will incur a a Or greater condemnationstricter judgment. 2 For we all stumble in many ways. If anyone does not stumble in b Lit wordwhat he says, he is a perfect man, able to bridle the whole body as well. 3 Now if we put the bits into the horses’ mouths so that they will obey us, we direct their entire body as well. 4 Look at the ships also, though they are so great and are driven by strong winds, are still directed by a very small rudder wherever the inclination of the pilot desires. 5 So also the tongue is a small part of the body, and yet it boasts of great things.
See how great a forest is set aflame by such a small fire!
 6 And the tongue is a fire, the very world of iniquity; the tongue is set among our members as that which defiles the entire body, and sets on fire the course of our c Or existence, originlife, and is set on fire by d Gr Gehennahell. 7 For every e Lit naturespecies of beasts and birds, of reptiles and creatures of the sea, is tamed and has been tamed by the human f Lit naturerace. 8 But no one can tame the tongue; it is a restless evil and full of deadly poison. 9 With it we bless our Lord and Father, and with it we curse men, who have been made in the likeness of God; 10 from the same mouth come both blessing and cursing. My brethren, these things ought not to be this way. 11 Does a fountain send out from the same opening both g Lit sweetfresh and bitter water? 12 Can a fig tree, my brethren, produce olives, or a vine produce figs? Nor can salt water produce h V 11, note 1fresh.
13 Who among you is wise and understanding? Let him show by his good behavior his deeds in the gentleness of wisdom. 14 But if you have bitter jealousy and i Or strifeselfish ambition in your heart, do not be arrogant and so lie against the truth. 15 This wisdom is not that which comes down from above, but is earthly, j Or unspiritualnatural, demonic. 16 For where jealousy and k V 14, note 1selfish ambition exist, l I.e. in that placethere is disorder and every evil thing. 17 But the wisdom from above is first pure, then peaceable, gentle, m Or willing to yieldreasonable, full of mercy and good fruits, unwavering, without hypocrisy. 18 And the n Lit fruit of righteousnessseed whose fruit is righteousness is sown in peace o Or forby those who make peace.
Свернуть
Упомянув служение учителя, Иаков сразу же переходит к теме обуздания языка, а с ним и всего тела. Оно и понятно: ведь служение учителя в первохристианской Церкви было прежде всего служением слова...  Читать далее

Упомянув служение учителя, Иаков сразу же переходит к теме обуздания языка, а с ним и всего тела. Оно и понятно: ведь служение учителя в первохристианской Церкви было прежде всего служением слова. Учитель, или раввин, в церковной общине брал на себя тщательное изучение Торы и обучение Торе других, прежде всего в практической плоскости.

Разумеется, это практическое обучение в Церкви проходило в контексте христианских интерпретаций Торы. И тут вопрос духовного состояния самого учителя становился основополагающим. Служение учителя-раввина как никакое другое легко и быстро обнаруживало разрыв между знанием и даже пониманием основополагающих вещей, связанных с Торой и с духовной жизнью вообще, с одной стороны, и осознанием тех же самых вещей, с другой.

Узнать и даже понять, что такое, к примеру, внутренняя Тора, куда проще, чем осознать её присутствие в собственной жизни и соответственно эту самую жизнь изменить. Осознание предполагает внутренние изменения человека, соответствующие тому, что он знает теоретически. Тогда меняется и вся жизнь человека, а не только его взгляды и мировоззрение. Критерием же внутренних изменений является как раз именно речь.

Тут Иаков не оригинален, он лишь напоминает о том, что должно было быть достаточно хорошо известно его читателям из весьма популярных в те времена сборников афоризмов, входящих в книги, которые мы сегодня называем учительными. Достаточно открыть, к примеру, Книгу Притчей, чтобы обнаружить там целый ряд афоризмов, описывающих, как мудрый человек хранит уста и обуздывает язык, в отличие от глупца, который этого делать не умеет.

Иаков лишь напоминает об этих достаточно очевидных вещах. В самом деле: чтобы с языка ничего такого не «срывалось», человек должен серьёзно измениться внутренне. Изменения должны затронуть его психику настолько глубоко, чтобы даже подсознание перестало жить своей жизнью. Тут мало только знания и понимания, тут нужно то самое осознание. А если его нет, тогда учителем лучше не становиться: ведь разрыв между знанием и осознанием — штука крайне опасная и духовно разрушительная. А иногда и не только духовно.

Свернуть
 
На Jam 3:1-18
1 Let not many of you become teachers, my brethren, knowing that as such we will incur a a Or greater condemnationstricter judgment. 2 For we all stumble in many ways. If anyone does not stumble in b Lit wordwhat he says, he is a perfect man, able to bridle the whole body as well. 3 Now if we put the bits into the horses’ mouths so that they will obey us, we direct their entire body as well. 4 Look at the ships also, though they are so great and are driven by strong winds, are still directed by a very small rudder wherever the inclination of the pilot desires. 5 So also the tongue is a small part of the body, and yet it boasts of great things.
See how great a forest is set aflame by such a small fire!
 6 And the tongue is a fire, the very world of iniquity; the tongue is set among our members as that which defiles the entire body, and sets on fire the course of our c Or existence, originlife, and is set on fire by d Gr Gehennahell. 7 For every e Lit naturespecies of beasts and birds, of reptiles and creatures of the sea, is tamed and has been tamed by the human f Lit naturerace. 8 But no one can tame the tongue; it is a restless evil and full of deadly poison. 9 With it we bless our Lord and Father, and with it we curse men, who have been made in the likeness of God; 10 from the same mouth come both blessing and cursing. My brethren, these things ought not to be this way. 11 Does a fountain send out from the same opening both g Lit sweetfresh and bitter water? 12 Can a fig tree, my brethren, produce olives, or a vine produce figs? Nor can salt water produce h V 11, note 1fresh.
13 Who among you is wise and understanding? Let him show by his good behavior his deeds in the gentleness of wisdom. 14 But if you have bitter jealousy and i Or strifeselfish ambition in your heart, do not be arrogant and so lie against the truth. 15 This wisdom is not that which comes down from above, but is earthly, j Or unspiritualnatural, demonic. 16 For where jealousy and k V 14, note 1selfish ambition exist, l I.e. in that placethere is disorder and every evil thing. 17 But the wisdom from above is first pure, then peaceable, gentle, m Or willing to yieldreasonable, full of mercy and good fruits, unwavering, without hypocrisy. 18 And the n Lit fruit of righteousnessseed whose fruit is righteousness is sown in peace o Or forby those who make peace.
Свернуть
Речь апостола о необходимости обуздывать язык — одно из самых красноречивых мест в его послании. Из древности до нас...  Читать далее

Речь апостола о необходимости обуздывать язык — одно из самых красноречивых мест в его послании. Из древности до нас дошла история об Эзопе, которого хозяин два раза посылал на рынок с приказом принести оттуда лучшее и худшее, что есть на свете. Оба раза Эзоп приносил язык — орудие и зла, и добра. Но если Эзоп всего лишь свидетельствовал о реальном положении вещей, то Иаков, признавая реальное состояние вещей, когда из тех же уст исходит благословение и проклятие, заключает: не должно, братия мои, сему так быть.

Этим словам Иакова как будто противоречит его же высказывание о том, что язык укротить никто из людей не может. Эту мысль можно бы назвать излишне пессимистичной, впрочем, нетрудно понять, что у Иакова были основания для такого утверждения, ведь он говорит о чисто человеческих усилиях. Но если опереться не на них, а на мудрость, приходящую свыше, многое меняется.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).