Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Лк 7:2-10

Со1тнику же нёкоему рaбъ болS ѕлЁ, хотsше1и3мёzше ўмре1ти, и4же бЁ є3мY че1стенъ.
Слы1шавъ же њ ї}сэ, послA къ немY стaрцы їудє1йскіz, молS є3го2, ћкw да прише1дъ сп7се1тъ рабA є3гw2.
Nни1 же прише1дше ко ї}сови, молsху є3го2 то1щнw, глаго1люще, ћкw досто1инъ є4сть, є3мyже дaси сіе2:
лю1битъ бо kзы1къ нaшъ, и3 со1нмище то1й создA нaмъ.
І3}съ же и3дsше съ ни1ми. И# ўже2 є3мY не дале1че сyщу t хрaмины, послA къ немY со1тникъ дрyги, глаго1лz є3мY: гDи, не дви1жисz: нёсмь бо досто1инъ, да под8 кро1въ мо1й вни1деши:
тёмже ни себе2 досто1йна сотвори1хъ пріити2 къ тебЁ: но рцы2 сло1во, и3 и3сцэлёетъ џтрокъ мо1й:
и4бо и3 ѓзъ человёкъ є4смь под8 влады1кою ўчине1нъ, и3мёz под8 собо1ю во1ины: и3 глаго1лю семY: и3ди2, и3 и4детъ: и3 друго1му: пріиди2, и3 пріи1детъ: и3 рабY моемY: сотвори2 сіе2, и3 сотвори1тъ.
Слы1шавъ же сі‰ ї}съ, чуди1сz є3мY, и3 њбрaщьсz и3дyщему по не1мъ наро1ду рече2: гlю вaмъ, ни во ї}ли толи1ки вёры њбрэто1хъ.
10 И# возврaщшесz по1сланніи њбрэто1ша болsщаго рабA и3сцэлёвша.
Свернуть

Давайте сосредоточим свой взгляд на словах сотника, звучащих в сегодняшнем евангельском фрагменте: ведь и я человек подначальный, имеющий в своем подчинении воинов, и говорю одному: "пойди", и идет, и другому: "приходи", и приходит, и этому рабу моему: "сделай это", и делает (в пер еп. Кассиана). Этот текст в синодальном переводе звучит так: Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. В обоих случаях мы выделили местоимение «я» и союз «и». Заметим, что они идут в разном порядке. Эта разница не случайна. Что-то заставило авторов синодального перевода поменять порядок слов (невзирая на то, что он именно таков и в оригинале и во всех современных и старых переводах), сделав фразу труднопроизносимой и неестественно звучащей по-русски. Очень похоже, что она стала означать, хотя я и подвластный человек, но у меня в подчинении…. И вот что такое это что-то, устраненное епископом Кассианом, нам надо понять, ибо это дает очень много, как нам кажется, для понимания текста. Если сотник говорит: и я человек подначальный, значит, он имеет в виду, я как и кто-то еще (I am also – как в большинстве англ. переводов). А кто этот кто-то еще? Но ведь он говорит с Иисусом. Все эти слова обращены к Нему… По сути сотник говорит так. Надо мной есть начальство, у меня есть подчиненные, есть некая трехуровневая иерархия общества, в которой он стоит посередине между низшим и высшим уровнем. И вот Иисусу он говорит, как и Ты. То есть Ты тоже имеешь над Собой Кого-то, кому Ты подчиняешься, как я подчиняюсь начальству. И этот Кто-то безусловно Бог. Он переносит невольно эту трехуровневую иерархию, к которой привык сам, и на все устройство мироздания. А Иисуса ставит посередине, словно бы посредником между Богом и человеком. Для нас это совершенно не так. Ибо Иисус не посредник – а Сам Бог. Именно поэтому в синодальном переводе эти два слова были переставлены и этот смысл начисто убран из текста. Но если обратится к исправленному тексту… Только нас это ни в коем случае не должно пугать, в этом совсем нет ничего страшного. Напротив, это повод не к сомнениям, а к восхищению, к восхищению нашим Господом, Его смирением, готовым признать Себя лишь посредником и объявляя веру сотника лучшей, чем вера, что была найдена Им в Израиле. Обратим внимание, здесь лишь сравнительные характеристики применены, вера сотника вовсе не признана идеалом веры для всех времен и народов. Но это был уже прорыв, уже шаг, увидеть в Нем посланника Божия, Человека, подчиняющегося Богу, это уже очень-очень много и Господь так ценит этот шаг. Господь вообще ценит каждый наш шажочек. Пусть мы от совсем примитивной веры сделали маленький шажочек к пониманию чего-то, что чуть-чуть посложнее, Господь уже очень-очень ценит это и не скупится ни на хвалебные оценки, ни на всецелую помощь. Нам кажется, этот текст, так как мы читаем у епископа Кассиана, удивительное свидетельство смирения Господа и Его доброты неизреченной.

Другие мысли вслух

 
На Лк 7:1-17
є3гдa же скончA вс‰ гlго1лы сво‰ въ слyхи лю1демъ, (За? #29#.) вни1де въ капернаyмъ.
Со1тнику же нёкоему рaбъ болS ѕлЁ, хотsше1и3мёzше ўмре1ти, и4же бЁ є3мY че1стенъ.
Слы1шавъ же њ ї}сэ, послA къ немY стaрцы їудє1йскіz, молS є3го2, ћкw да прише1дъ сп7се1тъ рабA є3гw2.
Nни1 же прише1дше ко ї}сови, молsху є3го2 то1щнw, глаго1люще, ћкw досто1инъ є4сть, є3мyже дaси сіе2:
лю1битъ бо kзы1къ нaшъ, и3 со1нмище то1й создA нaмъ.
І3}съ же и3дsше съ ни1ми. И# ўже2 є3мY не дале1че сyщу t хрaмины, послA къ немY со1тникъ дрyги, глаго1лz є3мY: гDи, не дви1жисz: нёсмь бо досто1инъ, да под8 кро1въ мо1й вни1деши:
тёмже ни себе2 досто1йна сотвори1хъ пріити2 къ тебЁ: но рцы2 сло1во, и3 и3сцэлёетъ џтрокъ мо1й:
и4бо и3 ѓзъ человёкъ є4смь под8 влады1кою ўчине1нъ, и3мёz под8 собо1ю во1ины: и3 глаго1лю семY: и3ди2, и3 и4детъ: и3 друго1му: пріиди2, и3 пріи1детъ: и3 рабY моемY: сотвори2 сіе2, и3 сотвори1тъ.
Слы1шавъ же сі‰ ї}съ, чуди1сz є3мY, и3 њбрaщьсz и3дyщему по не1мъ наро1ду рече2: гlю вaмъ, ни во ї}ли толи1ки вёры њбрэто1хъ.
10 И# возврaщшесz по1сланніи њбрэто1ша болsщаго рабA и3сцэлёвша.
11 (За? #30#.) И# бы1сть посе1мъ, и3дsше во грaдъ, нарицaемый наjнъ: и3 съ ни1мъ и3дsху ўчн7цы2 є3гw2 мно1зи и3 наро1дъ мно1гъ.
12 Ћкоже прибли1жисz ко вратHмъ грaда, и3 се2 и3зношaху ўме1рша, сы1на є3диноро1дна мaтери свое1й, и3 тA бЁ вдовA: и3 наро1дъ t грaда мно1гъ съ не1ю.
13 И# ви1дэвъ ю5 гDь, млcрдова њ не1й, и3 рече2 є4й: не плaчи.
14 И# пристyпль коснyсz во џдръ: носsщіи же стaша: и3 рече2: ю4ноше, тебЁ гlю, востaни.
15 И# сёде ме1ртвый, и3 начaтъ глаго1лати: и3 даде2 є3го2 мaтери є3гw2.
16 Пріsтъ же стрaхъ всёхъ, и3 слaвлzху бг7а, глаго1люще: ћкw прbро1къ ве1лій востA въ нaсъ, и3 ћкw посэти2 бг7ъ людjй свои1хъ.
17 (За? #31#.) И# и3зы1де сло1во сіе2 по все1й їуде1и њ не1мъ, и3 по все1й странЁ.
Свернуть
Евангелия полны описаний чудесных исцелений и даже воскрешений. Но описание исцеления слуги римского центуриона (сотника) у Луки явно занимает особое место, ему уделено даже больше внимания, чем воскрешению Спасителем сына вдовы из Наина. Не потому ли, что речь идёт о язычнике, римлянине, о котором тем не менее Сам Иисус сказал...  Читать далее

Евангелия полны описаний чудесных исцелений и даже воскрешений. Но описание исцеления слуги римского центуриона (сотника) у Луки явно занимает особое место, ему уделено даже больше внимания, чем воскрешению Спасителем сына вдовы из Наина. Не потому ли, что речь идёт о язычнике, римлянине, о котором тем не менее Сам Иисус сказал, что такой веры, как у него, Он не видел даже в еврейском народе? Может быть: Лука — евангелист, своё евангелие писавший для язычников. Но вряд ли дело только в этом. Дело ещё и в несколько необычном, так сказать, дистанционном исцелении.

На первый взгляд это может показаться странным: ведь для исцеления важно приобщение человека к тому Царству, которое принёс в мир Спаситель. А тут больной даже не видит Иисуса, быть может, вовсе и не знает о Нём. О каком же приобщении может в таком случае идти речь? Между тем, дело, видимо, обстоит не так просто. В самом деле: что такое, в сущности, христианство? Жизнь со Христом в том Царстве, которое Он принёс в мир. А что такое христианское свидетельство? Это Царство, которое каждый из нас, христиан, берёт с собой, когда идёт в мир.

Такое, конечно, возможно, если мы в Царстве, а оно в нас. Если его дыхание пребывает в нашем сердце. А этого, в свою очередь, не будет без полного и абсолютного доверия к Иисусу. Того самого личного доверия, без которого не бывает любви и близкой дружбы. Если же доверие есть, то есть и Царство. Его сила и его дыхание. Тогда эта сила и это дыхание может действовать даже на расстоянии: ведь для Царства расстояний, подобных тем, которые во многом определяют жизнь нашего мира, не существует.

И доверившийся Иисусу язычник, римский центурион, стал частью Царства и понёс его с собой. В своём сердце. А в сердце его был не только Иисус, но и его больной слуга. И этот слуга оказался в Царстве, быть может, совершенно для себя неожиданно, но совершенно реально. А в Царстве больных нет, там все здоровы. Так и происходит исцеление. Но не только исцеление: так в мир входит Царство. Тихо и внешне незаметно, но абсолютно реально. Не опираясь ни на какую религию и ни на какую традицию, а только на сердце, обращённое ко Христу.

Свернуть
 
На Лк 7:1-17
є3гдa же скончA вс‰ гlго1лы сво‰ въ слyхи лю1демъ, (За? #29#.) вни1де въ капернаyмъ.
Со1тнику же нёкоему рaбъ болS ѕлЁ, хотsше1и3мёzше ўмре1ти, и4же бЁ є3мY че1стенъ.
Слы1шавъ же њ ї}сэ, послA къ немY стaрцы їудє1йскіz, молS є3го2, ћкw да прише1дъ сп7се1тъ рабA є3гw2.
Nни1 же прише1дше ко ї}сови, молsху є3го2 то1щнw, глаго1люще, ћкw досто1инъ є4сть, є3мyже дaси сіе2:
лю1битъ бо kзы1къ нaшъ, и3 со1нмище то1й создA нaмъ.
І3}съ же и3дsше съ ни1ми. И# ўже2 є3мY не дале1че сyщу t хрaмины, послA къ немY со1тникъ дрyги, глаго1лz є3мY: гDи, не дви1жисz: нёсмь бо досто1инъ, да под8 кро1въ мо1й вни1деши:
тёмже ни себе2 досто1йна сотвори1хъ пріити2 къ тебЁ: но рцы2 сло1во, и3 и3сцэлёетъ џтрокъ мо1й:
и4бо и3 ѓзъ человёкъ є4смь под8 влады1кою ўчине1нъ, и3мёz под8 собо1ю во1ины: и3 глаго1лю семY: и3ди2, и3 и4детъ: и3 друго1му: пріиди2, и3 пріи1детъ: и3 рабY моемY: сотвори2 сіе2, и3 сотвори1тъ.
Слы1шавъ же сі‰ ї}съ, чуди1сz є3мY, и3 њбрaщьсz и3дyщему по не1мъ наро1ду рече2: гlю вaмъ, ни во ї}ли толи1ки вёры њбрэто1хъ.
10 И# возврaщшесz по1сланніи њбрэто1ша болsщаго рабA и3сцэлёвша.
11 (За? #30#.) И# бы1сть посе1мъ, и3дsше во грaдъ, нарицaемый наjнъ: и3 съ ни1мъ и3дsху ўчн7цы2 є3гw2 мно1зи и3 наро1дъ мно1гъ.
12 Ћкоже прибли1жисz ко вратHмъ грaда, и3 се2 и3зношaху ўме1рша, сы1на є3диноро1дна мaтери свое1й, и3 тA бЁ вдовA: и3 наро1дъ t грaда мно1гъ съ не1ю.
13 И# ви1дэвъ ю5 гDь, млcрдова њ не1й, и3 рече2 є4й: не плaчи.
14 И# пристyпль коснyсz во џдръ: носsщіи же стaша: и3 рече2: ю4ноше, тебЁ гlю, востaни.
15 И# сёде ме1ртвый, и3 начaтъ глаго1лати: и3 даде2 є3го2 мaтери є3гw2.
16 Пріsтъ же стрaхъ всёхъ, и3 слaвлzху бг7а, глаго1люще: ћкw прbро1къ ве1лій востA въ нaсъ, и3 ћкw посэти2 бг7ъ людjй свои1хъ.
17 (За? #31#.) И# и3зы1де сло1во сіе2 по все1й їуде1и њ не1мъ, и3 по все1й странЁ.
Свернуть
Сегодня мы вновь обращаемся к такому фундаментальному понятию, как вера. Это слово чаще всего означает в Библии...  Читать далее

Сегодня мы вновь обращаемся к такому фундаментальному понятию, как вера. Это слово чаще всего означает в Библии не просто доверие какой-либо информации, а способность в критическую минуту «схватиться» за Бога, опереться на Него, как на твердую колонну или скалу. Сегодняшний рассказ о римском офицере, просившем Иисуса исцелить своего слугу и которого Христос ставит в пример Своим ученикам, хорошо это иллюстрирует. Он, военный человек, воспитанный на армейской дисциплине, абсолютно уверен, что его приказ будет исполнен, так же, как готов исполнить приказ своего командира. В его отношениях с Богом такая уверенность основывается не на дисциплине и воинском порядке, где за непослушание солдат карается смертью, а на чем-то не менее сильном — а именно, на вере. Собственно говоря, когда Писание говорит о вере, то речь идет о вере, которая даже сильнее смерти — так, что больные исцеляются и мертвые воскресают.

Свернуть
 
На Лк 7:1-17
є3гдa же скончA вс‰ гlго1лы сво‰ въ слyхи лю1демъ, (За? #29#.) вни1де въ капернаyмъ.
Со1тнику же нёкоему рaбъ болS ѕлЁ, хотsше1и3мёzше ўмре1ти, и4же бЁ є3мY че1стенъ.
Слы1шавъ же њ ї}сэ, послA къ немY стaрцы їудє1йскіz, молS є3го2, ћкw да прише1дъ сп7се1тъ рабA є3гw2.
Nни1 же прише1дше ко ї}сови, молsху є3го2 то1щнw, глаго1люще, ћкw досто1инъ є4сть, є3мyже дaси сіе2:
лю1битъ бо kзы1къ нaшъ, и3 со1нмище то1й создA нaмъ.
І3}съ же и3дsше съ ни1ми. И# ўже2 є3мY не дале1че сyщу t хрaмины, послA къ немY со1тникъ дрyги, глаго1лz є3мY: гDи, не дви1жисz: нёсмь бо досто1инъ, да под8 кро1въ мо1й вни1деши:
тёмже ни себе2 досто1йна сотвори1хъ пріити2 къ тебЁ: но рцы2 сло1во, и3 и3сцэлёетъ џтрокъ мо1й:
и4бо и3 ѓзъ человёкъ є4смь под8 влады1кою ўчине1нъ, и3мёz под8 собо1ю во1ины: и3 глаго1лю семY: и3ди2, и3 и4детъ: и3 друго1му: пріиди2, и3 пріи1детъ: и3 рабY моемY: сотвори2 сіе2, и3 сотвори1тъ.
Слы1шавъ же сі‰ ї}съ, чуди1сz є3мY, и3 њбрaщьсz и3дyщему по не1мъ наро1ду рече2: гlю вaмъ, ни во ї}ли толи1ки вёры њбрэто1хъ.
10 И# возврaщшесz по1сланніи њбрэто1ша болsщаго рабA и3сцэлёвша.
11 (За? #30#.) И# бы1сть посе1мъ, и3дsше во грaдъ, нарицaемый наjнъ: и3 съ ни1мъ и3дsху ўчн7цы2 є3гw2 мно1зи и3 наро1дъ мно1гъ.
12 Ћкоже прибли1жисz ко вратHмъ грaда, и3 се2 и3зношaху ўме1рша, сы1на є3диноро1дна мaтери свое1й, и3 тA бЁ вдовA: и3 наро1дъ t грaда мно1гъ съ не1ю.
13 И# ви1дэвъ ю5 гDь, млcрдова њ не1й, и3 рече2 є4й: не плaчи.
14 И# пристyпль коснyсz во џдръ: носsщіи же стaша: и3 рече2: ю4ноше, тебЁ гlю, востaни.
15 И# сёде ме1ртвый, и3 начaтъ глаго1лати: и3 даде2 є3го2 мaтери є3гw2.
16 Пріsтъ же стрaхъ всёхъ, и3 слaвлzху бг7а, глаго1люще: ћкw прbро1къ ве1лій востA въ нaсъ, и3 ћкw посэти2 бг7ъ людjй свои1хъ.
17 (За? #31#.) И# и3зы1де сло1во сіе2 по все1й їуде1и њ не1мъ, и3 по все1й странЁ.
Свернуть
Сегодняшнее чтение включает два рассказа: рассказ об исцелении Иисусом слуги римского центуриона...  Читать далее

Сегодняшнее чтение включает два рассказа: рассказ об исцелении Иисусом слуги римского центуриона («сотника») (ст. 1–10) и о воскрешении Им умершего сына наинской вдовы (ст. 11–17). Как и во всех упоминаемых евангелистами случаях воскрешения и исцеления, здесь перед нами явление того Царства, которое Иисус принёс в мир. В Царстве этом нет места ни болезням, ни смерти, и всякий, соприкоснувшийся с ним, получает жизнь и здоровье во всей их полноте, насколько такая полнота ему доступна в рамках ещё не преображённой человечности.

Но Царство — это не просто некое место или пространство, хотя бы даже как-то особенно устроенное или организованное. Царство — это прежде всего отношения, связывающие людей со Христом и друг с другом. Можно было бы даже сказать, что Царство как особого рода место или пространство определяется этими отношениями и от них зависит. В самом деле, если взять, к примеру, историю исцеления слуги центуриона, то здесь и нет, собственно, никакого единого и непрерывного физического или мистического пространства: ведь в момент исцеления слуги центуриона Иисус был от него достаточно далеко, а сам слуга, вполне вероятно, мог и не знать о том, что его господин просил о его исцелении. А вот единое духовное пространство есть, и порождено оно теми отношениями любви и доверия, которые связывали центуриона и со своим слугой, и с Иисусом.

То, что центурион как-то совершенно по-особенному относился к своему слуге (который в оригинале прямо назван рабом), достаточно очевидно: такая забота о больном рабе для римлян, отнюдь не склонных к сентиментальности, была явно необычной. Очевидно, эта любовь и заставила его обратиться к Учителю, о Котором в народе ходили самые разные слухи, но о Котором было точно известно, что Он исцеляет каждого, кто готов Ему доверять. И центурион действительно сумел довериться Иисусу так, как, по Его собственному свидетельству, мало кто доверялся Ему даже из народа Божия (ст. 9): он не решился позвать Учителя к себе в дом, будучи совершенно уверен, что одного Его желания будет достаточно для исцеления (ст. 6–8). Мера доверия и любви оказалась так велика, что Царство стало реальностью не только для самого центуриона, но и для его слуги, который вообще не видел Иисуса и, быть может, даже ничего о Нём не знал. Так отношения рождают Царство. И тогда становится понятно, почему Иисус готов войти в каждый дом, где Его ждут. Ведь ждущие и принимающие Его тем самым увеличивают пространство Царства, сами становясь его частью, а значит, его свидетелями и служителями. Такими же свидетелями и служителями, какими Иисус хочет видеть каждого из нас.

Свернуть
 
На Лк 7:1-17
є3гдa же скончA вс‰ гlго1лы сво‰ въ слyхи лю1демъ, (За? #29#.) вни1де въ капернаyмъ.
Со1тнику же нёкоему рaбъ болS ѕлЁ, хотsше1и3мёzше ўмре1ти, и4же бЁ є3мY че1стенъ.
Слы1шавъ же њ ї}сэ, послA къ немY стaрцы їудє1йскіz, молS є3го2, ћкw да прише1дъ сп7се1тъ рабA є3гw2.
Nни1 же прише1дше ко ї}сови, молsху є3го2 то1щнw, глаго1люще, ћкw досто1инъ є4сть, є3мyже дaси сіе2:
лю1битъ бо kзы1къ нaшъ, и3 со1нмище то1й создA нaмъ.
І3}съ же и3дsше съ ни1ми. И# ўже2 є3мY не дале1че сyщу t хрaмины, послA къ немY со1тникъ дрyги, глаго1лz є3мY: гDи, не дви1жисz: нёсмь бо досто1инъ, да под8 кро1въ мо1й вни1деши:
тёмже ни себе2 досто1йна сотвори1хъ пріити2 къ тебЁ: но рцы2 сло1во, и3 и3сцэлёетъ џтрокъ мо1й:
и4бо и3 ѓзъ человёкъ є4смь под8 влады1кою ўчине1нъ, и3мёz под8 собо1ю во1ины: и3 глаго1лю семY: и3ди2, и3 и4детъ: и3 друго1му: пріиди2, и3 пріи1детъ: и3 рабY моемY: сотвори2 сіе2, и3 сотвори1тъ.
Слы1шавъ же сі‰ ї}съ, чуди1сz є3мY, и3 њбрaщьсz и3дyщему по не1мъ наро1ду рече2: гlю вaмъ, ни во ї}ли толи1ки вёры њбрэто1хъ.
10 И# возврaщшесz по1сланніи њбрэто1ша болsщаго рабA и3сцэлёвша.
11 (За? #30#.) И# бы1сть посе1мъ, и3дsше во грaдъ, нарицaемый наjнъ: и3 съ ни1мъ и3дsху ўчн7цы2 є3гw2 мно1зи и3 наро1дъ мно1гъ.
12 Ћкоже прибли1жисz ко вратHмъ грaда, и3 се2 и3зношaху ўме1рша, сы1на є3диноро1дна мaтери свое1й, и3 тA бЁ вдовA: и3 наро1дъ t грaда мно1гъ съ не1ю.
13 И# ви1дэвъ ю5 гDь, млcрдова њ не1й, и3 рече2 є4й: не плaчи.
14 И# пристyпль коснyсz во џдръ: носsщіи же стaша: и3 рече2: ю4ноше, тебЁ гlю, востaни.
15 И# сёде ме1ртвый, и3 начaтъ глаго1лати: и3 даде2 є3го2 мaтери є3гw2.
16 Пріsтъ же стрaхъ всёхъ, и3 слaвлzху бг7а, глаго1люще: ћкw прbро1къ ве1лій востA въ нaсъ, и3 ћкw посэти2 бг7ъ людjй свои1хъ.
17 (За? #31#.) И# и3зы1де сло1во сіе2 по все1й їуде1и њ не1мъ, и3 по все1й странЁ.
Свернуть
Все мы верим, что Господь, сотворивший этот мир, имеет полную власть над природой...  Читать далее

Все мы верим, что Господь, сотворивший этот мир, имеет полную власть над природой. Это ведь так же просто, как представить офицера, командующего солдатами на плацу: захотел — все пошли направо, захотел — налево! А верим ли мы, что Господь может на наших глазах исцелить больного человека — вот прямо так просто — сказал и выздоровел? «Ну, — скажем мы, — теоретически тоже верим...» Видим ли мы эту громадную разницу между теоретической верой во всемогущество Божье и верой в чудо, которое касается непосредственно нас самих? В военном сознании римского центуриона этого зазора не оказалось — его вера была не теоретической, а живой — и произошло чудо. Пожалуй, Господь не нашел бы такой веры не только в Израиле...

Свернуть
 
На Лк 7:1-10
є3гдa же скончA вс‰ гlго1лы сво‰ въ слyхи лю1демъ, (За? #29#.) вни1де въ капернаyмъ.
Со1тнику же нёкоему рaбъ болS ѕлЁ, хотsше1и3мёzше ўмре1ти, и4же бЁ є3мY че1стенъ.
Слы1шавъ же њ ї}сэ, послA къ немY стaрцы їудє1йскіz, молS є3го2, ћкw да прише1дъ сп7се1тъ рабA є3гw2.
Nни1 же прише1дше ко ї}сови, молsху є3го2 то1щнw, глаго1люще, ћкw досто1инъ є4сть, є3мyже дaси сіе2:
лю1битъ бо kзы1къ нaшъ, и3 со1нмище то1й создA нaмъ.
І3}съ же и3дsше съ ни1ми. И# ўже2 є3мY не дале1че сyщу t хрaмины, послA къ немY со1тникъ дрyги, глаго1лz є3мY: гDи, не дви1жисz: нёсмь бо досто1инъ, да под8 кро1въ мо1й вни1деши:
тёмже ни себе2 досто1йна сотвори1хъ пріити2 къ тебЁ: но рцы2 сло1во, и3 и3сцэлёетъ џтрокъ мо1й:
и4бо и3 ѓзъ человёкъ є4смь под8 влады1кою ўчине1нъ, и3мёz под8 собо1ю во1ины: и3 глаго1лю семY: и3ди2, и3 и4детъ: и3 друго1му: пріиди2, и3 пріи1детъ: и3 рабY моемY: сотвори2 сіе2, и3 сотвори1тъ.
Слы1шавъ же сі‰ ї}съ, чуди1сz є3мY, и3 њбрaщьсz и3дyщему по не1мъ наро1ду рече2: гlю вaмъ, ни во ї}ли толи1ки вёры њбрэто1хъ.
10 И# возврaщшесz по1сланніи њбрэто1ша болsщаго рабA и3сцэлёвша.
Свернуть
Какой именно веры не нашел Господь в Израиле, как сказал Он о вере сотника из Капернаума? Во-первых, сотник исповедует свою веру в божественную природу Христа...  Читать далее

Какой именно веры не нашел Господь в Израиле, как сказал Он о вере сотника из Капернаума? Во-первых, сотник исповедует свою веру в божественную природу Христа. Он не ожидает, что Назаретский Учитель будет совершать исцеление, прикасаясь к больному слуге или иным способом, требующим Его личного присутствия. По словам сотника, он верит, что одной только воли Христа, выраженной Его словом, достаточно для исцеления. Тем самым он исповедует Его волю как творящую силу, действующую в мире вне рамок физических законов, законов естества. Как сотника слушаются те сто человек, которые поставлены под его начало, так послушен Христу весь мир. Так можно думать о всемогущем и вездесущем Боге, Творце неба и земли или о Том, Кто Самим Богом послан в мир. И, во-вторых, эта вера заставляет сотника в первую очередь взглянуть на самого себя. Он мыслит о Боге не как о средстве для решения тех или иных проблем, но как о Личности, перед которой он предстанет, когда Иисус придет к нему в дом. И потому он говорит, что недостоин этого посещения. Вот эти два аспекта веры сотника и делают его для нас примером для подражания.

Свернуть
 
На Лк 7:1-10
є3гдa же скончA вс‰ гlго1лы сво‰ въ слyхи лю1демъ, (За? #29#.) вни1де въ капернаyмъ.
Со1тнику же нёкоему рaбъ болS ѕлЁ, хотsше1и3мёzше ўмре1ти, и4же бЁ є3мY че1стенъ.
Слы1шавъ же њ ї}сэ, послA къ немY стaрцы їудє1йскіz, молS є3го2, ћкw да прише1дъ сп7се1тъ рабA є3гw2.
Nни1 же прише1дше ко ї}сови, молsху є3го2 то1щнw, глаго1люще, ћкw досто1инъ є4сть, є3мyже дaси сіе2:
лю1битъ бо kзы1къ нaшъ, и3 со1нмище то1й создA нaмъ.
І3}съ же и3дsше съ ни1ми. И# ўже2 є3мY не дале1че сyщу t хрaмины, послA къ немY со1тникъ дрyги, глаго1лz є3мY: гDи, не дви1жисz: нёсмь бо досто1инъ, да под8 кро1въ мо1й вни1деши:
тёмже ни себе2 досто1йна сотвори1хъ пріити2 къ тебЁ: но рцы2 сло1во, и3 и3сцэлёетъ џтрокъ мо1й:
и4бо и3 ѓзъ человёкъ є4смь под8 влады1кою ўчине1нъ, и3мёz под8 собо1ю во1ины: и3 глаго1лю семY: и3ди2, и3 и4детъ: и3 друго1му: пріиди2, и3 пріи1детъ: и3 рабY моемY: сотвори2 сіе2, и3 сотвори1тъ.
Слы1шавъ же сі‰ ї}съ, чуди1сz є3мY, и3 њбрaщьсz и3дyщему по не1мъ наро1ду рече2: гlю вaмъ, ни во ї}ли толи1ки вёры њбрэто1хъ.
10 И# возврaщшесz по1сланніи њбрэто1ша болsщаго рабA и3сцэлёвша.
Свернуть
Для старейшин Израиля, доброжелательных к сотнику, важно подчеркнуть, что он заботится о народе...  Читать далее

Для старейшин Израиля, доброжелательных к сотнику, важно подчеркнуть, что он заботится о народе. Римлянин любит завоёванный его государством израильский народ и даже выстроил синагогу, это не могло не броситься в глаза на фоне обычного поведения завоевателей. Но если строительство синагоги в глазах старейшин — знак доброго расположения, то для сотника оно оказалось этапом внутреннего духовного поиска.

Только ли потому сотник счёл себя недостойным, что был знаком с иудейскими правилами о нечистоте и считался с местными обычаями? А что, если он чувствовал собственную греховность, и его просьба к Иисусу воздержаться от вхождения в дом была сродни просьбе Петра выйти от него, “человека грешного”? Почему-то думается, что верно второе предположение, тем более что Иисус, обращаясь к народу, отмечает, что сотник обладает верой, какую Он и в Израиле не нашел.

Язычник, которому закон, недавно им узнанный, раскрыл сердце, оказался более готовым принять Иисуса, чем многие иудеи, знавшие закон с детства. Но не будем на этом основании превозноситься над тогдашними иудеями. Мы и сегодня можем встретить как неофитов, открытых Христу, так и многолетних христиан, привыкших к обладанию духовными сокровищами и потому забывающими о них.

Свернуть
 
На Лк 7:1-10
є3гдa же скончA вс‰ гlго1лы сво‰ въ слyхи лю1демъ, (За? #29#.) вни1де въ капернаyмъ.
Со1тнику же нёкоему рaбъ болS ѕлЁ, хотsше1и3мёzше ўмре1ти, и4же бЁ є3мY че1стенъ.
Слы1шавъ же њ ї}сэ, послA къ немY стaрцы їудє1йскіz, молS є3го2, ћкw да прише1дъ сп7се1тъ рабA є3гw2.
Nни1 же прише1дше ко ї}сови, молsху є3го2 то1щнw, глаго1люще, ћкw досто1инъ є4сть, є3мyже дaси сіе2:
лю1битъ бо kзы1къ нaшъ, и3 со1нмище то1й создA нaмъ.
І3}съ же и3дsше съ ни1ми. И# ўже2 є3мY не дале1че сyщу t хрaмины, послA къ немY со1тникъ дрyги, глаго1лz є3мY: гDи, не дви1жисz: нёсмь бо досто1инъ, да под8 кро1въ мо1й вни1деши:
тёмже ни себе2 досто1йна сотвори1хъ пріити2 къ тебЁ: но рцы2 сло1во, и3 и3сцэлёетъ џтрокъ мо1й:
и4бо и3 ѓзъ человёкъ є4смь под8 влады1кою ўчине1нъ, и3мёz под8 собо1ю во1ины: и3 глаго1лю семY: и3ди2, и3 и4детъ: и3 друго1му: пріиди2, и3 пріи1детъ: и3 рабY моемY: сотвори2 сіе2, и3 сотвори1тъ.
Слы1шавъ же сі‰ ї}съ, чуди1сz є3мY, и3 њбрaщьсz и3дyщему по не1мъ наро1ду рече2: гlю вaмъ, ни во ї}ли толи1ки вёры њбрэто1хъ.
10 И# возврaщшесz по1сланніи њбрэто1ша болsщаго рабA и3сцэлёвша.
Свернуть
Рассказ об исцелении Иисусом слуги римского центуриона (сотника) показывает нам Царство с достаточно неожиданной стороны...  Читать далее

Рассказ об исцелении Иисусом слуги римского центуриона (сотника) показывает нам Царство с достаточно неожиданной стороны. Трудно сказать, каковы были религиозные взгляды упомянутого в рассказе центуриона, но к еврейскому народу он, очевидно, относился с уважением, а лично Иисусу доверял полностью, так, как, судя по собственным словам Спасителя, не доверял Ему никто из народа Божия. А вот о слуге, который, собственно, и нуждался в исцелении, в этом отношении вообще нельзя сказать ничего определённого: ни о его религиозности, ни о его отношении к еврейскому народу евангелист ничего нам не говорит. Что касается доверия лично к Иисусу, то невозможно даже сказать точно, знал ли слуга центуриона о Нём хоть что-нибудь, слышал ли когда-нибудь это имя. Как бы то ни было, в том состоянии, в котором находился слуга тогда, когда его хозяин пошёл разыскивать Иисуса, ему было не до размышлений о Том, за Кем пошёл центурион.

Ясно лишь одно: своего слугу центурион любил не меньше, чем он доверял Иисусу, иначе вряд ли бы он стал прилагать все усилия для того, чтобы помочь умирающему. А полнота доверия к Иисусу проявилась, в частности, и в том, что центурион был уверен в способности Спасителя исцелить его больного слугу на расстоянии, так, что он даже не стал звать Его к себе домой: зачем лишний раз утруждать такого Человека, если можно без этого обойтись? Такая уверенность возможна, очевидно, лишь при абсолютном доверии.

Но ведь речь идёт о доверии самого центуриона, а не его слуги. Сам же слуга находился в это самое время в другом месте и, вероятнее всего, об Иисусе даже не думал, так что ни о каких личных отношениях, ни о каком его доверии или недоверии к Спасителю речи вести не приходится. Со Христом его соединяет лишь любовь к нему его хозяина и доверие того же хозяина к Тому, Кто может исцелить. Такое опосредованное отношение, приводящее к исцелению, кажется довольно необычным: как правило, исцеляемые люди находились от Иисуса в пределах, по крайней мере, прямой видимости, если не непосредственного контакта, и входили в непосредственные с Ним отношения любви и доверия.

Но, как видно, Царство не знает границ не только физических, но и духовных: опосредованное отношение в Царстве так же реально и актуально, как отношение непосредственное, и если кого-то из людей со Христом связывают отношения любви и доверия, то они непременно скажутся и на тех ближних, которые такому человеку дороги. Иначе, наверное, и не может быть: ведь Царство — пространство любви, соединяющей всех его обитателей, пронизанное дыханием Бога, для которого не существует расстояний.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).