Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Быт 25:1-34

1 И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру. 2 Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. 3 Иокшан родил Шеву, (Фемана) и Дедана. Сыны Дедана были: (Рагуил, Навдеил,) Ашурим, Летушим и Леюмим. 4 Сыны Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. Все сии сыны Хеттуры. 5 И отдал Авраам все, что было у него, Исааку (сыну своему), 6 а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную.
7 Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет; 8 и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный (жизнью), и приложился к народу своему. 9 И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре, 10 на поле (и в пещере), которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его. 11 По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. Исаак жил при Беэр-лахай-рои.
12 Вот родословие Измаила, сына Авраамова, которого родила Аврааму Агарь Египтянка, служанка Саррина; 13 и вот имена сынов Измаиловых, имена их по родословию их: первенец Измаилов Наваиоф, за ним Кедар, Адбеел, Мивсам, 14 Мишма, Дума, Масса, 15 Хадад, Фема, Иетур, Нафиш и Кедма. 16 Сии суть сыны Измаиловы, и сии имена их, в селениях их, в кочевьях их. Это двенадцать князей племен их. 17 Лет же жизни Измаиловой было сто тридцать семь лет; и скончался он, и умер, и приложился к народу своему. 18 Они жили от Хавилы до Сура, что пред Египтом, как идешь к Ассирии. Они поселились пред лицем всех братьев своих.
19 Вот родословие Исаака, сына Авраамова. Авраам родил Исаака. 20 Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина. 21 И молился Исаак Господу о (Ревекке) жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. 22 Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. 23 Господь сказал ей:
Два племени во чреве твоем,
  и два различных народа произойдут из утробы твоей;
один народ сделается сильнее другого,
  и больший будет служить меньшему.
 24 И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. 25 Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. 26 Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились (от Ревекки).
27 Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. 28 Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова.
29 И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. 30 И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. 31 Но Иаков сказал (Исаву): продай мне теперь же свое первородство. 32 Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? 33 Иаков сказал (ему): поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал (Исав) первородство свое Иакову. 34 И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство.
Свернуть

Эта глава посвящена описанию жизни многих людей. Авраам умирает в покое и довольстве. Измаил женился, у него много детей и он живет в мире со своим единокровным братом Иссаком. Исаак счастливо женат. Единственное, что омрачало его жизнь – это отсутствие детей. И вот, после 20 лет брака, Ревека рожает двух мальчиков. Мирная спокойная жизнь. Про Исаака мы мало что узнаем, кроме этого. Но зато с момента рождения между его сыновьями зреет спор. Основой конфликта становится тот факт, что старший, т.е. первородный и наследник, совершенно не считает свое первородство чем-то ценным. Зато младший готов все отдать за то, чтобы ему досталось право быть первым в роду, наследовать от отца. Речь идет не о материальном наследстве, а о благословении отца для сына, передача ответственности за семью, род и, в случае с семьей Авраама, речь идет о благословении Божьем и о земле обетованной. Исав расстался со всем этим за миску похлебки. Иаков получил то, ради чего он мог пойти на все, всего лишь вовремя накормив брата.

Другие мысли вслух

 
На Быт 25:1-34
1 И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру. 2 Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. 3 Иокшан родил Шеву, (Фемана) и Дедана. Сыны Дедана были: (Рагуил, Навдеил,) Ашурим, Летушим и Леюмим. 4 Сыны Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. Все сии сыны Хеттуры. 5 И отдал Авраам все, что было у него, Исааку (сыну своему), 6 а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную.
7 Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет; 8 и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный (жизнью), и приложился к народу своему. 9 И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре, 10 на поле (и в пещере), которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его. 11 По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. Исаак жил при Беэр-лахай-рои.
12 Вот родословие Измаила, сына Авраамова, которого родила Аврааму Агарь Египтянка, служанка Саррина; 13 и вот имена сынов Измаиловых, имена их по родословию их: первенец Измаилов Наваиоф, за ним Кедар, Адбеел, Мивсам, 14 Мишма, Дума, Масса, 15 Хадад, Фема, Иетур, Нафиш и Кедма. 16 Сии суть сыны Измаиловы, и сии имена их, в селениях их, в кочевьях их. Это двенадцать князей племен их. 17 Лет же жизни Измаиловой было сто тридцать семь лет; и скончался он, и умер, и приложился к народу своему. 18 Они жили от Хавилы до Сура, что пред Египтом, как идешь к Ассирии. Они поселились пред лицем всех братьев своих.
19 Вот родословие Исаака, сына Авраамова. Авраам родил Исаака. 20 Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина. 21 И молился Исаак Господу о (Ревекке) жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. 22 Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. 23 Господь сказал ей:
Два племени во чреве твоем,
  и два различных народа произойдут из утробы твоей;
один народ сделается сильнее другого,
  и больший будет служить меньшему.
 24 И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. 25 Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. 26 Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились (от Ревекки).
27 Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. 28 Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова.
29 И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. 30 И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. 31 Но Иаков сказал (Исаву): продай мне теперь же свое первородство. 32 Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? 33 Иаков сказал (ему): поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал (Исав) первородство свое Иакову. 34 И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство.
Свернуть
В истории Иакова и Исава положительных героев не найти. Равно, как и отрицательных — каждый из двоих по-своему неоднозначен. Соперничество и борьба за первородство понятны: это борьба за власть...  Читать далее

В истории Иакова и Исава положительных героев не найти. Равно, как и отрицательных — каждый из двоих по-своему неоднозначен. Соперничество и борьба за первородство понятны: это борьба за власть. Старший сын вождя обычно наследовал власть в племени после смерти отца. В случае Иакова и Исава определиться было непросто: разница составляла несколько секунд и была чисто формальной — по сути, Иаков и Исав были одного возраста.

Только вот характер у братьев оказался диаметрально противоположным. Исав несомненно куда больше импонировал мужской части племени: охотник, воин, он с детства в степи. Иное дело Иаков: типичный маменькин сынок, он всё время в шатре, с женщинами.

Так можно и нужно было в те времена растить девочку, но никак не мальчика, который должен был вырасти настоящим мужчиной — иначе ему не нашлось бы достойного места в племени. Исав в глазах всего племени и рос настоящим мужчиной, и вырос таким — оттого он и не сомневался в том, что вождём после смерти отца быть ему, но уж никак не его брату. Иакова Исав всерьёз не принимал: он был уверен, что власть ему гарантирована, а продажу своего права первенца («первородства») Иакову считал, скорее всего, лишь ни к чему не обязывающей игрой.

Для Иакова же всё было всерьёз. Он хотел власти, стремился к ней, мечтал о том, чтобы после смерти отца стать вождём. Парадоксальным образом Исава этот вопрос не занимал, наверное, потому, что он был уверен: власть и так у него в руках, бороться ему не с кем. С другой стороны, он не особо дорожил своим правом первенца. Он едва ли лукавил, говоря Иакову: я хожу на смерть, и что мне в этом первородстве (соответствующее еврейское выражение можно перевести и как «я умираю», и как «я хожу на смерть»)?

Судя по этим словам, Исав был, по крайней мере, в молодости, не из тех, кто особо дорожил жизнью. Для охотника и воина такое самоощущение естественно, но для будущего вождя его нельзя не счесть чересчур легкомысленным: играть своей жизнью тогда, когда на тебе ответственность за племя, едва ли разумно.

С возрастом, конечно, привычки и мироощущение меняются, но было в Исаве и ещё кое-что: он был уверен в том, что будет хорошим вождём, что он готов занять место отца. Он не собирался прилагать к тому особых усилий. Иное дело Иаков: он знал, что ему как раз усилий предстоит затратить немало, что власть сама по себе ему в руки не упадёт. Богу оставалось лишь направить эти усилия в нужное русло.

С таким человеком, как Иаков, с человеком, готовым к целенаправленным усилиям, работать можно. С тем, кто уверен, что он и так готов, работать сложно, если вообще возможно. Между тем на самом деле не был готов ни Исав, ни Иаков. Исав был готов стать вождём своего племени — но это не то, что стать вождём народа Божия. Иаков был не готов ни к чему, кроме любых усилий, которые он бы приложил для того, чтобы стать вождём. Он готов меняться, готов работать — и Бог выбирает его.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).