Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Быт 34:1-31

1 Когда Дина, дочь Иакова от Лии, пошла познакомиться с местными девушками*Букв.: посмотреть на дочерей земли / страны., 2 Шехем, сын Хамора-хиввея, правителя той страны, увидел ее, схватил и совершил над нею насилие. 3 После этого он сильно привязался к Дине, дочери Иакова, полюбил ее и пытался уговорами завоевать сердце девушки*Букв.: говорил по сердцу девушки.. 4 Да и отца своего, Хамора, Шехем просил: «Возьми мне в жены эту девушку!» 5 Иаков узнал, что Шехем обесчестил его дочь Дину, но так как сыновья его в то время пасли скот далеко в поле, Иаков хранил молчание и ничего не предпринимал, пока сыновья не возвратились домой.
6 Хамор, отец Шехема, пришел к Иакову, чтобы переговорить с ним о Дине. 7 Как раз в это время сыновья Иакова, услышав о случившемся, вернулись с поля. Глубоко оскорбленные, они*Друг. возм. пер.: сыновья Иакова вернулись с поля. Услышав (о происшедшем), они были глубоко оскорблены. преисполнились яростью. Шехем навлек бесчестие на Израиль - изнасиловал дочь Иакова, сделал то, что совершенно недопустимо!
8 Хамор же убеждал Иакова и его сыновей: «Сын мой Шехем пленился дочерью вашей*Букв.: Шехем - сын мой, страстно желает душа его дочь вашу. Здесь используется более сильное выражение, чем в ст. 3, которое свидетельствует не только о чувствах, но и об осознанном выборе Шехема.. Прошу вас, отдайте ее в жены ему! 9 Давайте породнимся: отдавайте нам в жены своих дочерей и берите за себя наших. 10 Если поселитесь среди нас, вся страна наша перед вами: живите на ней, кочуйте по ней и приобретайте во владение участки земли для себя».
11 Тут Шехем сказал отцу Дины и братьям ее: «Окажите мне милость, я дам вам всё, что скажете! 12 Назначьте сколь угодно большой выкуп за невесту, требуйте любой свадебный подарок, и я дам вам всё, что вы мне скажете, только отдайте мне эту девушку в жены».
13 И так как Шехем обесчестил их сестру Дину, сыновья Иакова, разговаривая с Шехемом и его отцом Хамором, ответили хитростью на их просьбу: 14 «Мыслимое ли дело - отдать сестру нашу необрезанному мужчине! Это позор для нас! 15 Уступить вам? Разве только вы станете такими, как мы, и каждый мужчина у вас будет обрезан. 16 Лишь тогда мы будем отдавать вам в жены своих дочерей, а ваших - брать за себя; жить будем среди вас и одним народом станем. 17 Если вы не захотите принять наше условие и не совершите обрезание, мы заберем сестру свою*Букв.: нашу дочь. Некоторые комментаторы полагают, что свою нелюбовь к Лии Иаков перенес и на свою дочь Дину, рожденную Лией. Поэтому родные братья Дины, Симеон и Левий, фактически взяли на себя роль ее отца. и уйдем».
18 Хамору и его сыну Шехему это показалось справедливым. 19 Юноша не колебался относительно того, чтобы сделать себе обрезание, ибо был влюблен в дочь Иакова. (А он пользовался особым уважением в доме Хамора, отца своего.) 20 И пошли Хамор и сын его Шехем к городским воротам и сказали горожанам: 21 «Это мирные люди, и к нам они относятся хорошо. Пусть селятся и кочуют они по стране нашей - земли достаточно и для них. Мы будем брать в жены их дочерей, а своих - выдавать за них. 22 Но эти люди согласны жить здесь и стать с нами одним народом лишь на таком условии: все мужчины у нас должны быть обрезаны, как и у них. 23 Если мы сделаем это, их стада, имущество и все животные - не для нас ли всё это? Так давайте же согласимся с ними, и тогда они будут жить среди нас».
24 Все мужчины, что собрались у городских ворот, послушались Хамора и его сына Шехема, и обрезан был каждый мужчина, живущий в том городе. 25 А на третий день, когда те были тяжело больны из-за обрезания, Симеон и Левий, сыновья Иакова, братья Дины, вооружившись мечами, напали на город, не подозревающий об опасности, и перебили в нем всех мужчин. 26 И Хамора, и сына его Шехема сразили мечом, забрали Дину из дома Шехема и ушли. 27 На место кровавой резни пришли*Букв.: наткнулись (или: наступили) на убитых. остальные сыновья Иакова и разграбили город, в котором обесчестили их сестру. 28 Они забрали овец, коров и ослов - всех животных, что были в городе и на поле, 29 всё богатство тех людей; они взяли в плен и детей, и женщин и разграбили всё, что было в домах.
30 Узнав о том, что произошло, Иаков сказал Симеону и Левию: «Беду страшную навлекли вы на меня и ненавистным сделали меня для жителей этой страны - ханаанеев и периззеев. А нас с вами - раз-два и обчелся, и если они соберутся против нас и нападут, никому из дома моего не остаться в живых!» 31 «А как посмели они, - вспылили Симеон и Левий, - обойтись с сестрой нашей, как с девкой продажной?!»
Свернуть

История, рассказанная в этой главе - это история основателя и последователей. Казалось бы, сыновья наследуют завет от отца. И в процессе чтения кажется, что сейчас их решительность приведет к тому, что увеличение народа будет происходить не просто внутри одной семьи, а благодаря принятию завтра язычниками. И, как следствие, обрезание – знак завета – выдвигается основным условием, при котором возможны смешанные браки. Но, оказывается, что это было всего лишь хорошо спланированной местью. Это и становится причиной конфликта между Исааком и сыновьями, которые использовали подтверждение вечного договора с Богом для истребления людей, которые были готовы стать близкими во всем.

Другие мысли вслух

 
На Быт 34:1-31
1 Когда Дина, дочь Иакова от Лии, пошла познакомиться с местными девушками*Букв.: посмотреть на дочерей земли / страны., 2 Шехем, сын Хамора-хиввея, правителя той страны, увидел ее, схватил и совершил над нею насилие. 3 После этого он сильно привязался к Дине, дочери Иакова, полюбил ее и пытался уговорами завоевать сердце девушки*Букв.: говорил по сердцу девушки.. 4 Да и отца своего, Хамора, Шехем просил: «Возьми мне в жены эту девушку!» 5 Иаков узнал, что Шехем обесчестил его дочь Дину, но так как сыновья его в то время пасли скот далеко в поле, Иаков хранил молчание и ничего не предпринимал, пока сыновья не возвратились домой.
6 Хамор, отец Шехема, пришел к Иакову, чтобы переговорить с ним о Дине. 7 Как раз в это время сыновья Иакова, услышав о случившемся, вернулись с поля. Глубоко оскорбленные, они*Друг. возм. пер.: сыновья Иакова вернулись с поля. Услышав (о происшедшем), они были глубоко оскорблены. преисполнились яростью. Шехем навлек бесчестие на Израиль - изнасиловал дочь Иакова, сделал то, что совершенно недопустимо!
8 Хамор же убеждал Иакова и его сыновей: «Сын мой Шехем пленился дочерью вашей*Букв.: Шехем - сын мой, страстно желает душа его дочь вашу. Здесь используется более сильное выражение, чем в ст. 3, которое свидетельствует не только о чувствах, но и об осознанном выборе Шехема.. Прошу вас, отдайте ее в жены ему! 9 Давайте породнимся: отдавайте нам в жены своих дочерей и берите за себя наших. 10 Если поселитесь среди нас, вся страна наша перед вами: живите на ней, кочуйте по ней и приобретайте во владение участки земли для себя».
11 Тут Шехем сказал отцу Дины и братьям ее: «Окажите мне милость, я дам вам всё, что скажете! 12 Назначьте сколь угодно большой выкуп за невесту, требуйте любой свадебный подарок, и я дам вам всё, что вы мне скажете, только отдайте мне эту девушку в жены».
13 И так как Шехем обесчестил их сестру Дину, сыновья Иакова, разговаривая с Шехемом и его отцом Хамором, ответили хитростью на их просьбу: 14 «Мыслимое ли дело - отдать сестру нашу необрезанному мужчине! Это позор для нас! 15 Уступить вам? Разве только вы станете такими, как мы, и каждый мужчина у вас будет обрезан. 16 Лишь тогда мы будем отдавать вам в жены своих дочерей, а ваших - брать за себя; жить будем среди вас и одним народом станем. 17 Если вы не захотите принять наше условие и не совершите обрезание, мы заберем сестру свою*Букв.: нашу дочь. Некоторые комментаторы полагают, что свою нелюбовь к Лии Иаков перенес и на свою дочь Дину, рожденную Лией. Поэтому родные братья Дины, Симеон и Левий, фактически взяли на себя роль ее отца. и уйдем».
18 Хамору и его сыну Шехему это показалось справедливым. 19 Юноша не колебался относительно того, чтобы сделать себе обрезание, ибо был влюблен в дочь Иакова. (А он пользовался особым уважением в доме Хамора, отца своего.) 20 И пошли Хамор и сын его Шехем к городским воротам и сказали горожанам: 21 «Это мирные люди, и к нам они относятся хорошо. Пусть селятся и кочуют они по стране нашей - земли достаточно и для них. Мы будем брать в жены их дочерей, а своих - выдавать за них. 22 Но эти люди согласны жить здесь и стать с нами одним народом лишь на таком условии: все мужчины у нас должны быть обрезаны, как и у них. 23 Если мы сделаем это, их стада, имущество и все животные - не для нас ли всё это? Так давайте же согласимся с ними, и тогда они будут жить среди нас».
24 Все мужчины, что собрались у городских ворот, послушались Хамора и его сына Шехема, и обрезан был каждый мужчина, живущий в том городе. 25 А на третий день, когда те были тяжело больны из-за обрезания, Симеон и Левий, сыновья Иакова, братья Дины, вооружившись мечами, напали на город, не подозревающий об опасности, и перебили в нем всех мужчин. 26 И Хамора, и сына его Шехема сразили мечом, забрали Дину из дома Шехема и ушли. 27 На место кровавой резни пришли*Букв.: наткнулись (или: наступили) на убитых. остальные сыновья Иакова и разграбили город, в котором обесчестили их сестру. 28 Они забрали овец, коров и ослов - всех животных, что были в городе и на поле, 29 всё богатство тех людей; они взяли в плен и детей, и женщин и разграбили всё, что было в домах.
30 Узнав о том, что произошло, Иаков сказал Симеону и Левию: «Беду страшную навлекли вы на меня и ненавистным сделали меня для жителей этой страны - ханаанеев и периззеев. А нас с вами - раз-два и обчелся, и если они соберутся против нас и нападут, никому из дома моего не остаться в живых!» 31 «А как посмели они, - вспылили Симеон и Левий, - обойтись с сестрой нашей, как с девкой продажной?!»
Свернуть
История с Лией и Сихемом — некрасивая, если сказать мягко. Очень мягко — потому, что на самом деле тут вероломство, которое встретишь не часто. Недоверие и страх правят тут соплеменниками Иакова — это очевидно...  Читать далее

История с Лией и Сихемом — некрасивая, если сказать мягко. Очень мягко — потому, что на самом деле тут вероломство, которое встретишь не часто. Недоверие и страх правят тут соплеменниками Иакова — это очевидно. Так же, как очевиден и контраст между самим Иаковом и этими самыми соплеменниками. Оно и понятно: одно дело — конкретный человек, другое — народ, племя, человеческое сообщество. Духовный уровень вождя, лидера — одно, духовное состояние народа, особенно в среднем — другое.

Прежде всего потому, что духовности «в среднем» как раз не бывает. Она всегда дело личное и личностное. Коллективизм и духовность, духовность и массовое сознание — вещи несовместимые. Нужно перестать быть частью толпы, массы, «народа», как его понимает толпа или масса, чтобы жить нормальной, полноценной духовной жизнью.

И работать с толпой, массой, народом в целом, если речь вести именно о духовной работе — невозможно. Такая работа всегда и по определению штучная. Личностная. С Иаковом Бог работал не один десяток лет — и кое-что Ему сделать удалось. Даже довольно много удалось — достаточно сравнить Иакова, каким он покинул родной дом, и Иакова, каким он туда вернулся. Вот только остальные-то жили себе своей обычной жизнью, не особенно меняясь.

Им вполне хватало Иакова — вождя, о котором они были уверены, что он им дан Богом. Так оно и было — до тех пор, пока не пришлось принимать решения быстро и самим, полагаясь лишь на свой опыт. Вот тогда-то и сработала коллективная психика. Коллективное бессознательное с его неосознанными, часто призрачными страхами и с рефлексивной жестокостью — как реакцией на эти призрачные страхи.

Жестокостью, естественно прикрываемой благовидными обоснованиями, на деле довольно сомнительными: судя по библейскому рассказу, у молодых людей всё было серьёзно — что бы там ни произошло во время первой встречи. Результат известен: вместо мира — вражда, вместо семейного счастья — кровопролитие. А Иаков ничего не может тут поделать — всё уже сделано без него. Так и шла история народа Божия — Богом поставленные вожди во главе и народная масса, не отличающаяся от всякой другой. До тех пор, пока, наконец, во времена плена, в Вавилоне, не сложился народ-община — но это уже другая история.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).