Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Пс 2:1-12

Поделиться
 Псалом Давида
Зачем мятутся народы,
  и племена замышляют тщетное?
Восстают цари земли,
  и князья совещаются вместе
  против Господа и против Помазанника Его.
"Расторгнем узы их,
  и свергнем с себя оковы их".
Живущий на небесах посмеется,
  Господь поругается им.
Тогда скажет им во гневе Своем,
  и яростью Своею приведет их в смятение:
"Я помазал Царя Моего
  над Сионом, святою горою Моею.
Возвещу определение:
Господь сказал Мне: Ты Сын Мой;
  Я ныне родил Тебя.
Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе
  и пределы земли во владение Тебе.
Ты поразишь их жезлом железным;
  сокрушишь их, как сосуд горшечника".
10 
Итак вразумитесь, цари;
  научитесь, судьи земли!
11 
Служите Господу со страхом,
  и радуйтесь (пред Ним) с трепетом.
12 
Почтите Сына, чтобы Он не прогневался,
  и чтобы вам не погибнуть в пути вашем;
ибо гнев Его возгорится вскоре.
 
  Блаженны все, уповающие на Него.
Свернуть

Поднимающиеся против Бога руководствуются, как им кажется, благими намерениями, они хотели бы расторгнуть узы и свергнуть оковы. Увы, они не понимают, что их бунт направлен против Освободителя, единственно способного избавить от рабства. К тому же среди противящихся не только заблудившиеся во тьме народы, но и их цари, а мы помним, что Господь через пророка Самуила не одобрил установление царской власти. Можно разделять царей и их подданных, но взаимосвязь между ними сохраняется даже тогда, когда народы поднимаются против царей, ведь цари - не только главы, но и часть своих народов. Поэтому здесь, в одном из ранних пророчеств о Сыне, Которого будут гнать и цари, и народы, мы слышим призыв уповать на Него, обращённый и к царям, и к народам.

Другие мысли вслух

 
На Пс 2:1
Зачем мятутся народы,
  и племена замышляют тщетное?
Свернуть
Для описания мира, в котором нет места Богу, автор Псалма 2 использует такие слова, как «беспокойство» (в этом смысле он говорит о народах, что они «мятутся») и «пустота» (племена замышляют «тщетное», букв. «пустое»). Можно, конечно, понимать слова гимнографа в обычном, обиходном смысле...  Читать далее

Для описания мира, в котором нет места Богу, автор Псалма 2 использует такие слова, как «беспокойство» (в этом смысле он говорит о народах, что они «мятутся») и «пустота» (племена замышляют «тщетное», букв. «пустое»). Можно, конечно, понимать слова гимнографа в обычном, обиходном смысле: все замыслы тех, кто выступает против поставленного Богом «помазанника» (речь в псалме идёт, по-видимому, о царе, скорее всего, о Соломоне), — пустая трата сил и времени, они напрасно беспокоятся и мучают себя.

Есть, однако, здесь и более глубокий смысл, связанный с действием промысла Божия и с сутью того, что этот промысел собой представляет. Главный вопрос, на который раньше или позже каждому приходится отвечать, если не другим, то хотя бы самому себе, — вопрос «зачем». Зачем жить, зачем делать то, что делаешь, зачем замышлять и осуществлять самые масштабные и грандиозные планы, которые в ответе на вопрос «зачем» нуждаются не меньше самых обычных, повседневных дел и задач.

Ответ же, в конечном счёте, известен одному лишь Богу, Который сотворил мир, имея в виду Свои цели, и Который один только и знает ответы на вопрос «зачем» применительно к каждой вещи и к каждому человеку. Никакого другого смысла, помимо вложенного Богом, ни в чём нет и быть не может. Это же касается и всякого события: смысл в том или ином событии можно найти лишь тогда, когда в нём видит смысл Бог. А если Он не видит смысла в происходящем, значит, его и нет, сколько бы значения ни придавали ему люди, строящие свои (иногда весьма масштабные) планы.

Если Бог не видит смысла в происходящих событиях, значит, за ними стоит пустота, о которой говорит гимнограф. Пустота не событийная, а, как говорят философы, экзистенциальная: происходящее оказывается как бы вращающимся вокруг пустоты, небытия, в котором нет Бога и не ощущается Его воли.

Таким и видит гимнограф мир и события, в которых нет места Богу: волнение и смятение, суета вокруг пустоты, которая неизбежно поглощает всё это волнение и смятение вместе с теми, кто отдаёт им свою жизнь. Пустота, являющая собой полноту небытия, как противоположность той полноте жизни Царства, которую может дать человеку Бог.

Свернуть
 
На Пс 2:7
Возвещу определение:
Господь сказал Мне: Ты Сын Мой;
  Я ныне родил Тебя.
Свернуть
Второй псалом в христианской традиции издавна воспринимается, как мессианский. Между тем, с точки зрения исторической его едва ли можно считать таковым: вероятнее всего, этот гимн посвящён интронизации кого-то из царей Израиля или Иудеи, быть может, даже самого Соломона...  Читать далее

Второй псалом в христианской традиции издавна воспринимается, как мессианский. Между тем, с точки зрения исторической его едва ли можно считать таковым: вероятнее всего, этот гимн посвящён интронизации кого-то из царей Израиля или Иудеи, быть может, даже самого Соломона. А заглавные буквы в соответствующих стихах — лишь интерпретация переводчика, ведь древние рукописи вообще, и древнееврейские в частности, не знают различия прописных и строчных букв. Но означает ли это, что к мессианской традиции этот гимн никакого отношения не имеет? Формально — да; но дело, быть может, обстоит всё же не так просто. Что, если гимн действительно посвящён Соломону? Ведь тогда он не только о Соломоне, тогда он и о его отце Давиде, а значит, и о том союзе-завете, который Бог заключил с ним, обещав ему, что его потомки будут занимать иерусалимский престол столько, сколько просуществует сам Иерусалим. Собственно, и представление о Мессии «из рода Давида» связано именно с этими, данными Богом, обещаниями: откуда же ожидать праведного царя, как не из рода Давида, который сам был живым примером праведника на престоле? Но ведь изначально этот Мессия, этот помазанник с большой буквы, не был чем-то особенным, он не был Мессией в том смысле, в котором мы говорим о Мессии сегодня. Он воспринимался, как обычный человек с особенным призванием свыше, как поставленный Богом праведный правитель, который, кроме своей безупречной праведности, больше ничем от других людей отличаться не будет. И царство его представлялось самым обычным земным царством, которое от прочих отличается лишь праведным судом и правильными, основанными на Торе, законами. И, наверное, на каждого правителя, дававшего повод надеяться на свою праведность, верные смотрели с затаённой надеждой: не он ли? Не пришло ли время исполниться обещаниям, которые была даны Богом Давиду? И лишь тогда, когда через великих пророков Израилю было дано новое откровение, стало понятно, что с Мессией всё не так просто и придёт Он не так скоро. Но ожидания не исчезали, как не исчезла и традиция восприятия соответствующих гимнов, как гимнов, посвящённых обещанному Богом помазаннику. А там уже оставался один шаг до включения их в мессианскую традицию. Шаг, сделанный первым поколением христиан.

Свернуть
 
На Пс 2:1-13
Зачем мятутся народы,
  и племена замышляют тщетное?
Восстают цари земли,
  и князья совещаются вместе
  против Господа и против Помазанника Его.
"Расторгнем узы их,
  и свергнем с себя оковы их".
Живущий на небесах посмеется,
  Господь поругается им.
Тогда скажет им во гневе Своем,
  и яростью Своею приведет их в смятение:
"Я помазал Царя Моего
  над Сионом, святою горою Моею.
Возвещу определение:
Господь сказал Мне: Ты Сын Мой;
  Я ныне родил Тебя.
Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе
  и пределы земли во владение Тебе.
Ты поразишь их жезлом железным;
  сокрушишь их, как сосуд горшечника".
10 
Итак вразумитесь, цари;
  научитесь, судьи земли!
11 
Служите Господу со страхом,
  и радуйтесь (пред Ним) с трепетом.
12 
Почтите Сына, чтобы Он не прогневался,
  и чтобы вам не погибнуть в пути вашем;
ибо гнев Его возгорится вскоре.
Свернуть
Поразительное пророчество о Христе, Сыне Божьем, которое мы читаем во втором псалме, рождается у псалмопевца как...  Читать далее

Поразительное пророчество о Христе, Сыне Божьем, которое мы читаем во втором псалме, рождается у псалмопевца как выражение его собственной духовной и молитвенной жизни. В мире он встречает вражду и разделение, и эта враждебность особенно остро переживается им как вражда против Божьих замыслов. Земные владыки, племена и народы — все объединяются против тех, кто руководствуется волей Творца, против тех, кого Он поставил служить Себе. Таков опыт царя Давида, боровшегося одновременно со множеством внешних противников; точно так же становятся друзьями Пилат и Ирод в день, когда они осуждают Христа.

Важно, что в молитве Давид выражает свою веру в то, что он поставлен царем не за заслуги или особые личные качества, но волей Бога. Не в Давиде сила царя Давида, но только в Боге. Отчасти отстраняя свою собственную личность, Давид видит и прославляет усыновление Богом тех, кто верен Ему — и человеческую вражду как следствие этого усыновления. Единственную же надежду людей Давид видит в почитании Сына, в том, чтобы преклониться перед этой благодатью усыновления Богу.

Исключительно важно в нашей молитве помнить слова Давида: «Служите Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом». Они говорят об удивительной тайне духовной жизни, где непротиворечиво сочетается переживание близости Бога и радость о Его милосердии и, с другой стороны, глубочайшее благоговение, священный трепет. Это парадоксальное (как все, в чем участвует Бог) соединение становится настоящей пищей души во времена, когда еще не открыта людям святыня Тела и Крови Христовой.

Особенный, уникальный духовный опыт всех, чтущих Единого Бога, выражен последними словами псалма. Давид говорит о блаженстве, полноте жизни, которое может быть обретено человеком в уповании на Бога. Мало что так укрепляет в нас и радость и Боге, и священный трепет перед Ним, как опыт упования на Него.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).