Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Быт 49:1-33

Vocavit autem Iacob filios suos et ait eis: “ Congrega mini, ut annuntiem, quae ventura sunt vobis in diebus novissimis.
Congregamini et audite, filii Iacob,
audite Israel patrem vestrum!
Ruben primogenitus meus,
tu fortitudo mea et principium roboris mei;
prior in dignitate, maior in robore!
Ebulliens sicut aqua non excellas,
quia ascendisti cubile patris tui
et maculasti stratum meum.
Simeon et Levi fratres,
vasa violentiae arma eorum.
In consilium eorum ne veniat anima mea,
et in coetu illorum non sit gloria mea;
quia in furore suo occiderunt virum
et in voluntate sua subnervaverunt tauros.
Maledictus furor eorum, quia pertinax,
et indignatio eorum, quia dura!
Dividam eos in Iacob
et dispergam eos in Israel.
Iuda, te laudabunt fratres tui;
manus tua in cervicibus inimicorum tuorum;
adorabunt te filii patris tui.
Catulus leonis Iuda:
a praeda, fili mi, ascendisti;
requiescens accubuit ut leo
et quasi leaena; quis suscitabit eum?
10 Non auferetur sceptrum de Iuda
et baculus ducis de pedibus eius,
donec veniat ille, cuius est,
et cui erit oboedientia gentium;
11 ligans ad vineam pullum suum
et ad vitem filium asinae suae,
lavabit in vino stolam suam
et in sanguine uvae pallium suum;
12 nigriores sunt oculi eius vino
et dentes eius lacte candidiores.
13 Zabulon in litore maris habitabit
et in statione navium,
pertingens usque ad Sidonem.
14 Issachar asinus fortis,
accubans inter caulas
15 vidit requiem quod esset bona,
et terram quod optima;
et supposuit umerum suum ad portandum
factusque est tributis serviens.
16 Dan iudicabit populum suum
sicut una tribuum Israel.
17 Fiat Dan coluber in via,
cerastes in semita,
mordens calcanea equi,
ut cadat ascensor eius retro.
18 Salutare tuum exspectabo, Domine!
19 Gad, latrones aggredientur eum,
ipse autem aggredietur calcaneum eorum.
20 Aser, pinguis panis eius,
et praebebit delicias regales.
21 Nephthali cerva emissa,
dans cornua pulchra.
22 Arbor fructifera Ioseph,
arbor fructifera super fontem:
rami transcendunt murum.
23 Sed exasperaverunt eum et iurgati sunt,
et adversati sunt illi habentes iacula.
24 Et confractus est arcus eorum,
et dissoluti sunt nervi brachiorum eorum
per manus Potentis Iacob,
per nomen Pastoris, Lapidis Israel.
25 Deus patris tui erit adiutor tuus,
et Omnipotens benedicet tibi
benedictionibus caeli desuper,
benedictionibus abyssi iacentis
deorsum,
benedictionibus uberum et vulvae.
26 Benedictiones patris tui confortatae sunt
super benedictiones montium aeternorum,
desiderium collium antiquorum;
fiant in capite Ioseph
et in vertice nazaraei inter fratres suos.
27 Beniamin lupus rapax;
mane comedet praedam
et vespere dividet spolia ”.
28 Omnes hi in tribubus Israel duodecim. Haec locutus est eis pater suus benedixitque singulis benedictionibus propriis.
29 Et praecepit eis dicens: “ Ego congregor ad populum meum; sepelite me cum patribus meis in spelunca Machpela, quae est in agro Ephron Hetthaei
30 contra Mambre in terra Chanaan, quam emit Abraham cum agro ab Ephron Hetthaeo in possessionem sepulcri;
31 ibi sepelierunt eum et Saram uxorem eius, ibi sepultus est Isaac cum Rebecca coniuge sua, ibi et Lia condita iacet ”.
32 Finitisque mandatis, quibus filios instruebat, collegit pedes suos super lectulum et obiit; appositusque est ad populum suum.
Свернуть

Сегодняшнее чтение представляет собой не что иное, как древнее пророчество, произнесённое неизвестным пророком в адрес каждого из двенадцати еврейских племён и вложенное традицией в уста самого Иакова. Конечно, в принципе нельзя исключать, что пророчество это действительно был произнесено самим Иаковом. Однако надо заметить, что Библия рисует нам образ Иакова скорее как человека, наделённого даром пророческих сновидений, чем пророка в традиционном для тех времён смысле слова, на которого Иаков всё же был не очень похож. Впрочем, иногда пророческий дар проявлялся и у таких людей, от которых этого никто не ожидал. Как бы то ни было, очевидно одно: историческая судьба каждого из двенадцати еврейских племён предсказана здесь как нечто непреложное и заранее Богом запланированное. И тогда встаёт вопрос: а насколько вообще запланированы заранее все исторические события и повороты? И какова в таком случае роль человека в истории? Вопрос не праздный: ведь мера свободы в данном случае, как и в любом другом, определяет меру ответственности. Нельзя требовать от человека ответственности за то, что не в его власти. Между тем, даже то пророчество, которое мы находим в сегодняшнем отрывке, касающееся, разумеется, не всего человечества, а одного лишь народа Божия, уже заставляет предположить, что с предопределённостью всё не так однозначно. Конечно, роль каждого из двенадцати колен расписана здесь достаточно жёстко. Но при этом мы нередко видим и указания на те племенные особенности, которые обусловливают выбор Богом того или иного места в жизни и истории народа Божия для соответствующего племени. Нельзя ставить во главе народа того, кто не в состоянии сдержать свою ярость (ст. 5 – 6); не стоит оставлять власть тому, кто не владеет собой и не может соблюсти элементарные нравственные нормы (ст. 3 – 4). Учитываются и определённые племенные особенности и склонности: кому-то в удел достаётся море (ст. 13), кому-то — плодородные земли (ст. 20), а кому-то придётся много воевать (ст. 19). Каждому своё, и едва ли одни в данном случае захотели бы поменяться местами и занятиями с другими. Но если так, то роль и место каждого племени определяется не одним решением Божьим; решение это, как видно, принимается с учётом того, каким стало то или иное племя в глазах Божьих. А это, естественно, зависит уже не только от Бога, но и от человека.

Другие мысли вслух

 
На Быт 49:1-32
Vocavit autem Iacob filios suos et ait eis: “ Congrega mini, ut annuntiem, quae ventura sunt vobis in diebus novissimis.
Congregamini et audite, filii Iacob,
audite Israel patrem vestrum!
Ruben primogenitus meus,
tu fortitudo mea et principium roboris mei;
prior in dignitate, maior in robore!
Ebulliens sicut aqua non excellas,
quia ascendisti cubile patris tui
et maculasti stratum meum.
Simeon et Levi fratres,
vasa violentiae arma eorum.
In consilium eorum ne veniat anima mea,
et in coetu illorum non sit gloria mea;
quia in furore suo occiderunt virum
et in voluntate sua subnervaverunt tauros.
Maledictus furor eorum, quia pertinax,
et indignatio eorum, quia dura!
Dividam eos in Iacob
et dispergam eos in Israel.
Iuda, te laudabunt fratres tui;
manus tua in cervicibus inimicorum tuorum;
adorabunt te filii patris tui.
Catulus leonis Iuda:
a praeda, fili mi, ascendisti;
requiescens accubuit ut leo
et quasi leaena; quis suscitabit eum?
10 Non auferetur sceptrum de Iuda
et baculus ducis de pedibus eius,
donec veniat ille, cuius est,
et cui erit oboedientia gentium;
11 ligans ad vineam pullum suum
et ad vitem filium asinae suae,
lavabit in vino stolam suam
et in sanguine uvae pallium suum;
12 nigriores sunt oculi eius vino
et dentes eius lacte candidiores.
13 Zabulon in litore maris habitabit
et in statione navium,
pertingens usque ad Sidonem.
14 Issachar asinus fortis,
accubans inter caulas
15 vidit requiem quod esset bona,
et terram quod optima;
et supposuit umerum suum ad portandum
factusque est tributis serviens.
16 Dan iudicabit populum suum
sicut una tribuum Israel.
17 Fiat Dan coluber in via,
cerastes in semita,
mordens calcanea equi,
ut cadat ascensor eius retro.
18 Salutare tuum exspectabo, Domine!
19 Gad, latrones aggredientur eum,
ipse autem aggredietur calcaneum eorum.
20 Aser, pinguis panis eius,
et praebebit delicias regales.
21 Nephthali cerva emissa,
dans cornua pulchra.
22 Arbor fructifera Ioseph,
arbor fructifera super fontem:
rami transcendunt murum.
23 Sed exasperaverunt eum et iurgati sunt,
et adversati sunt illi habentes iacula.
24 Et confractus est arcus eorum,
et dissoluti sunt nervi brachiorum eorum
per manus Potentis Iacob,
per nomen Pastoris, Lapidis Israel.
25 Deus patris tui erit adiutor tuus,
et Omnipotens benedicet tibi
benedictionibus caeli desuper,
benedictionibus abyssi iacentis
deorsum,
benedictionibus uberum et vulvae.
26 Benedictiones patris tui confortatae sunt
super benedictiones montium aeternorum,
desiderium collium antiquorum;
fiant in capite Ioseph
et in vertice nazaraei inter fratres suos.
27 Beniamin lupus rapax;
mane comedet praedam
et vespere dividet spolia ”.
28 Omnes hi in tribubus Israel duodecim. Haec locutus est eis pater suus benedixitque singulis benedictionibus propriis.
29 Et praecepit eis dicens: “ Ego congregor ad populum meum; sepelite me cum patribus meis in spelunca Machpela, quae est in agro Ephron Hetthaei
30 contra Mambre in terra Chanaan, quam emit Abraham cum agro ab Ephron Hetthaeo in possessionem sepulcri;
31 ibi sepelierunt eum et Saram uxorem eius, ibi sepultus est Isaac cum Rebecca coniuge sua, ibi et Lia condita iacet ”.
32 Finitisque mandatis, quibus filios instruebat, collegit pedes suos super lectulum et obiit; appositusque est ad populum suum.
Свернуть
Пророчество Иакова, включённое в рассказ, который библеисты называют новеллой об Иосифе, произошло уже после его написания, во время окончательной редактуры...  Читать далее

Пророчество Иакова, включённое в рассказ, который библеисты называют новеллой об Иосифе, произошло уже после его написания, во время окончательной редактуры текста Пятикнижия. Случайно ли это? Вряд ли: редактура ведь делалась автором, у которого было своё видение всех тех текстов, с которыми он работал, и чёткий замысел всей композиции в целом. Если он включает в текст рассказа древнее пророчество, то делает это не случайно. Оно — напутствие только ещё рождающемуся народу Божию, напутствие основателя союза двенадцати племён, завершающего свой земной путь.

Напутствие, в котором есть и провидение судьбы каждого. Впрочем, тут не просто провидение, какое встречается иногда у людей, воспринимающих картины будущей реальности. Тут всякий раз очевидным образом просматривается связь между теми или иными свойствами или склонностями кого-то из детей Иакова и судьбой их потомков. Библия ведь не знает понятия рока, судьбы, фатума. Фатализму у Бога места нет. Будущее человека и его потомков определяется тем выбором, который делает этот человек здесь и теперь.

Выбор и поступки формируют привычки, привычки задают те или иные основные черты характера, а характер определяет жизненный путь не только самого человека — многие черты характера и связанные с ними психологические особенности переходят даже по наследству, так, что и потомкам придётся столкнуться с результатами тех решений, которые принимали предки, и с плодами их поступков. В народе Божьем же есть ещё и такой фактор, как прямое Божье вмешательство в события.

Бог, конечно, может вмешаться в них где угодно и когда угодно, но история народа Божия — история особая, она направляется Богом в большей степени, чем история любого другого народа. Так и определяется исторический путь народа Божия — через Божью работу с конкретными людьми и с целыми сообществами, со всеми их особенностями, со всеми последствиями всего когда-то сделанного, решённого или оставшегося нерешённым. Человеку же, Бога не знающему, всё это кажется судьбой — неизбежной и неотвратимой. Тут уж каждому своё: кому судьба, кому воля Божья.

Свернуть
 
На Быт 49:1-32
Vocavit autem Iacob filios suos et ait eis: “ Congrega mini, ut annuntiem, quae ventura sunt vobis in diebus novissimis.
Congregamini et audite, filii Iacob,
audite Israel patrem vestrum!
Ruben primogenitus meus,
tu fortitudo mea et principium roboris mei;
prior in dignitate, maior in robore!
Ebulliens sicut aqua non excellas,
quia ascendisti cubile patris tui
et maculasti stratum meum.
Simeon et Levi fratres,
vasa violentiae arma eorum.
In consilium eorum ne veniat anima mea,
et in coetu illorum non sit gloria mea;
quia in furore suo occiderunt virum
et in voluntate sua subnervaverunt tauros.
Maledictus furor eorum, quia pertinax,
et indignatio eorum, quia dura!
Dividam eos in Iacob
et dispergam eos in Israel.
Iuda, te laudabunt fratres tui;
manus tua in cervicibus inimicorum tuorum;
adorabunt te filii patris tui.
Catulus leonis Iuda:
a praeda, fili mi, ascendisti;
requiescens accubuit ut leo
et quasi leaena; quis suscitabit eum?
10 Non auferetur sceptrum de Iuda
et baculus ducis de pedibus eius,
donec veniat ille, cuius est,
et cui erit oboedientia gentium;
11 ligans ad vineam pullum suum
et ad vitem filium asinae suae,
lavabit in vino stolam suam
et in sanguine uvae pallium suum;
12 nigriores sunt oculi eius vino
et dentes eius lacte candidiores.
13 Zabulon in litore maris habitabit
et in statione navium,
pertingens usque ad Sidonem.
14 Issachar asinus fortis,
accubans inter caulas
15 vidit requiem quod esset bona,
et terram quod optima;
et supposuit umerum suum ad portandum
factusque est tributis serviens.
16 Dan iudicabit populum suum
sicut una tribuum Israel.
17 Fiat Dan coluber in via,
cerastes in semita,
mordens calcanea equi,
ut cadat ascensor eius retro.
18 Salutare tuum exspectabo, Domine!
19 Gad, latrones aggredientur eum,
ipse autem aggredietur calcaneum eorum.
20 Aser, pinguis panis eius,
et praebebit delicias regales.
21 Nephthali cerva emissa,
dans cornua pulchra.
22 Arbor fructifera Ioseph,
arbor fructifera super fontem:
rami transcendunt murum.
23 Sed exasperaverunt eum et iurgati sunt,
et adversati sunt illi habentes iacula.
24 Et confractus est arcus eorum,
et dissoluti sunt nervi brachiorum eorum
per manus Potentis Iacob,
per nomen Pastoris, Lapidis Israel.
25 Deus patris tui erit adiutor tuus,
et Omnipotens benedicet tibi
benedictionibus caeli desuper,
benedictionibus abyssi iacentis
deorsum,
benedictionibus uberum et vulvae.
26 Benedictiones patris tui confortatae sunt
super benedictiones montium aeternorum,
desiderium collium antiquorum;
fiant in capite Ioseph
et in vertice nazaraei inter fratres suos.
27 Beniamin lupus rapax;
mane comedet praedam
et vespere dividet spolia ”.
28 Omnes hi in tribubus Israel duodecim. Haec locutus est eis pater suus benedixitque singulis benedictionibus propriis.
29 Et praecepit eis dicens: “ Ego congregor ad populum meum; sepelite me cum patribus meis in spelunca Machpela, quae est in agro Ephron Hetthaei
30 contra Mambre in terra Chanaan, quam emit Abraham cum agro ab Ephron Hetthaeo in possessionem sepulcri;
31 ibi sepelierunt eum et Saram uxorem eius, ibi sepultus est Isaac cum Rebecca coniuge sua, ibi et Lia condita iacet ”.
32 Finitisque mandatis, quibus filios instruebat, collegit pedes suos super lectulum et obiit; appositusque est ad populum suum.
Свернуть
Вряд ли нам удастся понять смысл всех этих пророчеств, ведь мы очень мало знаем о будущем всех колен —...  Читать далее

Вряд ли нам удастся понять смысл всех этих пророчеств, ведь мы очень мало знаем о будущем всех колен — в библейских рассказах речь, по большей части, пойдет об основных племенах: Иуде, Ефреме, Манассии, Вениамине. Но мы можем видеть, что Бог, видящий настоящее и будущее каждого человека и каждого народа, открывает Свой замысел, единый, в силу единства этого мира, и многообразный, в силу множественности персонажей, участвующих в этом замысле. Перед Его взором находится история каждого из нас, так же как каждого из сыновей Иакова, устремленная, подобно стреле, в еще не совершившееся будущее, ко времени встречи с Творцом и главным действующим Лицом этой истории — когда придет Тот, на Кого уповают народы...

Свернуть
 
На Быт 49:2
Congregamini et audite, filii Iacob,
audite Israel patrem vestrum!
Свернуть
Мы редко слушаем и редко слышим голос Божий. Но бывает, что слышим. Господь говорит с нами, и мы начинаем понимать, какова...  Читать далее

Мы редко слушаем и редко слышим голос Божий. Но бывает, что слышим. Господь говорит с нами, и мы начинаем понимать, какова Его воля о нас. Мы встречаем Его, учимся доверять Ему. Но если мы встречаем Его только когда мы одни и не стремимся к общине, к Церкви, по собственному желанию остаемся в одиночестве, есть опасность, что в момент искушения, в какой то трудный период нашей жизни мы забудем об этой встрече, перестанем исполнять то, что Бога заповедал нам, вообще решим, что нам эта Встреча пригрезилась.

А когда в Церкви мы собираемся вместе, и Господь приходит к нам, к своему единому народу и пребывает среди нас, мы всегда можем свидетельствовать друг другу, если кто-то усомнился: «Господь был среди нас в тот день». Иногда Господь говорит с нами через проповедь священника в нашей церкви. И если мы вместе, когда кто-то из нас поступает дурно, другой может напомнить ему о словах проповеди, которую мы слышали вместе. Слово, услышанное вместе, может больше укрепить, чем-то, что открылось нам в одиночестве, хотя это и не всегда так. «Сойдитесь и послушайте».

Свернуть
 
На Быт 49:8-10
Iuda, te laudabunt fratres tui;
manus tua in cervicibus inimicorum tuorum;
adorabunt te filii patris tui.
Catulus leonis Iuda:
a praeda, fili mi, ascendisti;
requiescens accubuit ut leo
et quasi leaena; quis suscitabit eum?
10 Non auferetur sceptrum de Iuda
et baculus ducis de pedibus eius,
donec veniat ille, cuius est,
et cui erit oboedientia gentium;
Свернуть
Пророчество Иакова об Иуде часто интерпретировали в мессианском смысле: еврейское слово «шило» обычно переводят в этом случае как «примиритель», и, написанное с большой буквы, оно становится эпитетом грядущего Мессии. Между тем, в еврейском оригинале...  Читать далее

Пророчество Иакова об Иуде часто интерпретировали в мессианском смысле: еврейское слово «шило» обычно переводят в этом случае как «примиритель», и, написанное с большой буквы, оно становится эпитетом грядущего Мессии. Между тем, в еврейском оригинале не только не различаются строчные и прописные буквы, но и само слово, скорее всего, является именем собственным. Шило — название города, в русском переводе называемого обычно Силомом. Именно в Силом спустя некоторое время после завоевания евреями Палестины была перенесена Скиния, где она находилась довольно долго.

Там же, в Иудее, зародилась и еврейская государственность: и Саул, и Давид, и сын Давида Соломон принадлежали к племени Иуда, обитавшему в Иудейских горах, от этого племени и получивших своё название. Может показаться, что при такой интерпретации пророчества его мессианский смысл полностью теряется. Но это всё же не совсем так.

Достаточно вспомнить, что вся яхвистская, а позже и иудейская мессианская традиция связана с тем особым союзом-заветом, который Бог заключает с Давидом как основателем правящей в Иерусалиме династии. Без этого завета мессианская традиция была бы совсем другой. Конечно, данные Давиду Богом обещания ближайшим образом относятся к нему самому и к его потомкам. Но обещания эти предполагают также особое отношение Бога к Иерусалиму как к Своему собственному городу.

Об этом немало сказано и пророками, и авторами яхвистских гимнов, которые можно найти в Книге Псалмов. Если так, то и сам Иерусалим, и его царь — реальность не только историческая, но и метаисторическая. Не случайно у пророков послепленной эпохи Иерусалим становится символом мессианского Царства и его столицей, а Мессию уже Исайя Иерусалимский считает потомком Давида.

Конечно, и Мессия, и мессианский Иерусалим со временем и с развитием мессианской традиции начинают всё меньше походить на обычный земной город, управляемый обычным земным правителем. Но при всём этом у Мессии и мессианского Иерусалима сохраняется связь с земной историей. И это важно: ведь Царство хоть и не от мира сего, но входит оно именно в наш мир. Входит для того, чтобы преобразить мир, а не разрушить его. А преображённый мир — это мир именно со всей своей историей. Историей своих отношений с Богом. Историей откровения и историей спасения. А значит, и с историей завета, в которую и Иерусалим, и его царь Давид уже вписаны. Навсегда.

Свернуть
 
На Быт 49:8-10
Iuda, te laudabunt fratres tui;
manus tua in cervicibus inimicorum tuorum;
adorabunt te filii patris tui.
Catulus leonis Iuda:
a praeda, fili mi, ascendisti;
requiescens accubuit ut leo
et quasi leaena; quis suscitabit eum?
10 Non auferetur sceptrum de Iuda
et baculus ducis de pedibus eius,
donec veniat ille, cuius est,
et cui erit oboedientia gentium;
Свернуть
Благословение колен Израиля — свидетельство нечеловеческой верности Бога своим обещаниям...  Читать далее

Благословение колен Израиля — свидетельство нечеловеческой верности Бога своим обещаниям. Иуде было обещано, что Мессия будет происходить из его потомства, так все и случилось. Если внимательно прочитать родословие Иисуса из Евангелия от Матфея, то подобная верность своим обещаниям становится неочевидной. Они обычные люди, такие, как все, на протяжении жизни поколений собрали любые доступные человеку грехи. Их, как и нас, не останавливал тот факт, что они станут родственниками Спасителя. И, тем не менее, Он все равно пришел на землю, Он согласился стать кровным родственником всем этим людям, а потом и всем нам.

Свернуть
 
На Быт 49:32
32 Finitisque mandatis, quibus filios instruebat, collegit pedes suos super lectulum et obiit; appositusque est ad populum suum.
Свернуть
Вот подходит к концу наш еще один Великий пост. Заканчивается и установленное Церковью на это время чтение...  Читать далее

Вот подходит к концу наш еще один Великий пост. Заканчивается и установленное Церковью на это время чтение книги Бытие ее последней главой, чтением о мирной смерти двух великих людей Иакова и его сына Иосифа. И в этом благочинном успении еще ничто не предвещает иной смерти, смерти, которую мы будем вновь проживать на следующей, Страстной неделе. И то, что эти события сейчас для нас близки друг ко другу возможно промысел Церкви, а может просто знак для каждого. Могло ведь быть и так, что Господь не явился бы к нам во Христе. И было бы нам так, как для людей братских нам авраамических религий. Ничего сверх разумения, мирная кончина великих учителей и отцов, их погребение, их гробницы. Но вот перед нами разница этих смертей, смерти Иакова и Иосифа и смерти Христа. Обратим внимание на то, что говорится, что тела Иакова и Иосифа были набальзамированы. Конечно, это просто следование египетскому обычаю. Но в этом сохранении тела какая-то особо зримая антитеза пустоте гробницы Христа. Но до нее еще так далеко.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).