Псалом Давида |
1 Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его. 2 Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его. 3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; 4 избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; 5 насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя. |
6 Господь творит правду и суд всем обиженным. 7 Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым — дела Свои. 8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. 9 Не до конца гневается, и не вовек негодует. 10 Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам. 11 Ибо как высоко небо над землею, так велика милость (Господа) к боящимся Его. 12 Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши. 13 Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. |
14 Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть. |
15 Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет. 16 Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его. 17 Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, 18
и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их. |
19 Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает. 20 Благословите Господа, (все) Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его. 21 Благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его. 22 Благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа! |
Милость Господа превышает всё, что мы могли бы представить, а для нас это не просто очень трудно, но и невозможно, когда мы следуем человеческим понятиям о справедливости. Но Его пути - не наши пути, и если на земле милость и истина слишком часто расходятся, то у Господа они пребывают в единстве. Единство противоречащих, согласно обычной логике, одно другому качеств, принято называть антиномичным, но единство милости и справедливости у Господа так называть не хочется. Именно потому, что Он видит, что мы из себя представляем, и чего от нас можно ожидать, Он к нам и долготерпит, впрочем, не снижая требовательности к нам.
Поэтому не лишним становится напоминание о Его правде, пребывающей на тех, кто хранит Его завет. Следуя за Ним, мы получаем возможность хотя бы в какой-то степени подняться над логикой повседневности и приобщиться к исходящей от Него правде, соединяющей милость и справедливость.
18 высокие горы — сернам; каменные утесы — убежище зайцам. |
Конечно, традиция важна для любой религии: ведь без неё невозможна никакая преемственность поколений. Но отношение к традиции может быть разным. Нередко бывает, что традиция сводится к некоторому набору текстов и ритуалов, которые повторяются снова и снова, становясь основой религиозной жизни общины.
Эти тексты и ритуалы никогда не бывают бессмысленными, во всяком случае, бессмысленными изначально; но часто оказывается, что с течением времени в процессе бесконечного повторения изначальный смысл не только ритуала, но даже и текста забывается и уходит в прошлое, а на смену ему приходит другой, новый, иногда мало связанный с изначальным.
С этим практически ничего нельзя поделать: как изнашивается в процессе употребления всякая вещь, так изнашивается и ритуал, и как теряет свой изначальный вид износившийся материал, так и износившийся ритуал утрачивает свой изначальный смысл, который забывается, уходя в прошлое. И даже если какому-нибудь историку удастся докопаться до этого изначального смысла, изменить ситуацию его находка уже не может: ритуал живёт своей жизнью, его невозможно вновь вернуть к первоначальному смыслу так же, как невозможно вернуть новизну износившемуся от времени материалу.
Поэтому автор псалма предлагает другой путь: каждое поколение должно возносить Богу свою хвалу, заново находить Его для себя и устанавливать с Ним свои, живые и реальные для себя, отношения. Прошлый опыт в таком случае нужен не для того, чтобы просто повторять снова и снова чужие слова, пусть и очень выразительные, или чужие мысли, пусть и очень глубокие. Он нужен, как пример, как модель тех отношений, которые невозможно повторить, но можно установить снова здесь и теперь.
Духовная жизнь ведь и состоит из отношений, которые не могут быть достоянием ни прошлого, ни будущего: любые отношения, будь то отношения с Богом или с человеком, возможны только в настоящем. Ориентироваться на старые формы — значит имитировать то, чего нет. Воспользоваться ими — значит понять, как выстраивали отношения с Богом раньше, и с учётом прошлого опыта сделать это сегодня. Так, как и предполагает подлинная традиция.
(Псалом Давида о сотворении мира.) |
1 Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием. 2
Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер; 3
устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра. 4 Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий. |
5 Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки. 6 Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее; на горах стоят воды. 7 От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят. 8 Восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них. 9 Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю. |
10 Ты послал источники в долины; между горами текут (воды). 11 Поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою. 12 При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос. 13 Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. |
14 Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, 15
и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека. 16 Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил. 17 На них гнездятся птицы: ели — жилище аисту, 18 высокие горы — сернам; каменные утесы — убежище зайцам. |
19 Он сотворил луну для указания времен; солнце знает свой запад. 20 Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; 21 львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. 22 Восходит солнце, (и) они собираются и ложатся в свои логовища. |
Милость Господа превышает всё, что мы могли бы представить, а для нас это не просто очень трудно, но и невозможно, когда мы следуем человеческим понятиям о справедливости. Но Его пути - не наши пути, и если на земле милость и истина слишком часто расходятся, то у Господа они пребывают в единстве. Единство противоречащих, согласно обычной логике, одно другому качеств, принято называть антиномичным, но единство милости и справедливости у Господа так называть не хочется. Именно потому, что Он видит, что мы из себя представляем, и чего от нас можно ожидать, Он к нам и долготерпит, впрочем, не снижая требовательности к нам.
Поэтому не лишним становится напоминание о Его правде, пребывающей на тех, кто хранит Его завет. Следуя за Ним, мы получаем возможность хотя бы в какой-то степени подняться над логикой повседневности и приобщиться к исходящей от Него правде, соединяющей милость и справедливость.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||