Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ос 2:1-23

1 Dicite fratribus vestris: Populus meus; et sorori vestræ: Misericordiam consecuta.

 
2 Judicate matrem vestram, judicate,
quoniam ipsa non uxor mea,
et ego non vir ejus.
Auferat fornicationes suas a facie sua,
et adulteria sua de medio uberum suorum;
 
3 ne forte expoliem eam nudam,
et statuam eam secundum diem nativitatis suæ,
et ponam eam quasi solitudinem,
et statuam eam velut terram inviam,
et interficiam eam siti.
 
4 Et filiorum illius non miserebor,
quoniam filii fornicationum sunt.
 
5 Quia fornicata est mater eorum,
confusa est quæ concepit eos;
quia dixit: Vadam post amatores meos,
qui dant panes mihi, et aquas meas,
lanam meam, et linum meum,
oleum meum, et potum meum.
 
6 Propter hoc ecce ego sepiam viam tuam spinis,
et sepiam eam maceria, et semitas suas non inveniet.
 
7 Et sequetur amatores suos, et non apprehendet eos;
et quæret eos, et non inveniet:
et dicet: Vadam, et revertar ad virum meum priorem,
quia bene mihi erat tunc magis quam nunc.
 
8 Et hæc nescivit, quia ego dedi ei frumentum, et vinum, et oleum,
et argentum multiplicavi ei, et aurum,
quæ fecerunt Baal.
 
9 Idcirco convertar, et sumam frumentum meum in tempore suo,
et vinum meum in tempore suo.
Et liberabo lanam meam et linum meum,
quæ operiebant ignominiam ejus.
 
10 Et nunc revelabo stultitiam ejus in oculis amatorum ejus;
et vir non eruet eam de manu mea;
 
11 et cessare faciam omne gaudium ejus,
solemnitatem ejus, neomeniam ejus, sabbatum ejus,
et omnia festa tempora ejus.
 
12 Et corrumpam vineam ejus, et ficum ejus,
de quibus dixit: Mercedes hæ meæ sunt,
quas dederunt mihi amatores mei;
et ponam eam in saltum,
et comedet eam bestia agri.
 
13 Et visitabo super eam dies Baalim,
quibus accendebat incensum,
et ornabatur in aure sua, et monili suo.
Et ibat post amatores suos,
et mei obliviscebatur, dicit Dominus.
 
14 Propter hoc ecce ego lactabo eam,
et ducam eam in solitudinem,
et loquar ad cor ejus.
 
15 Et dabo ei vinitores ejus ex eodem loco,
et vallem Achor, ad aperiendam spem;
et canet ibi juxta dies juventutis suæ,
et juxta dies ascensionis suæ de terra Ægypti.
 
16 Et erit in die illa, ait Dominus:
vocabit me, Vir meus,
et non vocabit me ultra Baali.
 
17 Et auferam nomina Baalim de ore ejus,
et non recordabitur ultra nominis eorum.
 
18 Et percutiam cum eis fœdus in die illa, cum bestia agri,
et cum volucre cæli, et cum reptili terræ;
et arcum, et gladium, et bellum conteram de terra,
et dormire eos faciam fiducialiter.
 
19 Et sponsabo te mihi in sempiternum;
et sponsabo te mihi in justitia, et judicio,
et in misericordia, et in miserationibus.
 
20 Et sponsabo te mihi in fide;
et scies quia ego Dominus.
 
21 Et erit in die illa:
exaudiam, dicit Dominus, exaudiam cælos,
et illi exaudient terram.
 
22 Et terra exaudiet triticum, et vinum, et oleum,
et hæc exaudient Jezrahel.
 
23 Et seminabo eam mihi in terra,
et miserebor ejus quæ fuit Absque misericordia.
Свернуть

Неверная жена Изреель — образ всего Северного царства. Много милостей явил ей Господь, но она думала, что все это давали ей ее любовники — языческие боги. Что ж, если дары не ведут к благодарности Тому, Кто их подарил, то в них больше нет никакого смысла. Мы так часто ропщем на неудачи и провалы, но иногда это единственный способ почувствовать свою нужду в Боге. Именно в пустыне произойдет покаяние народа и он снова обретет любовь и прощение. Теперь образ Изреели — возлюбленная невеста, обручающаяся с Богом в милости и правде.

Темы:

Другие мысли вслух

 
На Ос 2:20
20 Et sponsabo te mihi in fide;
et scies quia ego Dominus.
Свернуть
В яхвистской, а позже в иудейской традиции отношения между Богом и народом Божиим нередко уподоблялись семейным, супружеским. На первый взгляд такой подход может показаться слишком вольным, почти панибратским...  Читать далее

В яхвистской, а позже в иудейской традиции отношения между Богом и народом Божиим нередко уподоблялись семейным, супружеским. На первый взгляд такой подход может показаться слишком вольным, почти панибратским: Бог как будто бы низводится до человеческого, почти бытового уровня. Но если вдуматься, именно и только так можно сохранить союз-завет, заключённый на Синае.

В самом деле, отношения между Богом и отдельным человеком, так же, как между Богом и народом Божиим, могут быть полноценными лишь в том случае, если они будут неформальными и безусловными. Конечно, и в супружеских отношениях есть место юридическим формальностям, брачным контрактам, известным и в древнем Израиле тоже. Но, как известно, брачный контракт заключается всё же скорее на случай урегулирования имущественных и прочих юридических формальностей в случае развода.

Когда отношения между супругами в браке нормальные, никому и в голову не приходит требовать друг от друга соблюдения каких-то контрактов: всё решается по любви и взаимному согласию. То же касается и союза между Богом и Его народом, который распространяется на каждого, кто в этот народ входит: Декалог, конечно, является условием союза, сознательное нарушение любой из десяти заповедей означает его разрыв.

Декалог не просто моральный кодекс, это описание пути, ведущего к Богу или (в случае нарушения содержащихся в нём заповедей) от Бога уводящего. И актуальным он, как и Тора вообще, становится, как говорит апостол Павел, именно тогда, когда человек грешит, уходит от Бога, разрывает отношения с Ним. Через Тору, по слову апостола, познаётся грех. Таким образом оказывается, что и в отношениях между Богом и человеком закон становится актуален тогда, когда дело идёт к разрыву отношений. Когда же отношения нормальные, Тора оказывается человеку внутренне органична, не воспринимаясь, как нечто, ограничивающее человека извне.

Осия говорит о таких отношениях между Богом и Его народом, которые напоминают отношения внутри крепкой семьи, не нуждающиеся в формальном регулировании. В этом, между прочим, был для народа и единственный шанс на спасение, на то, чтобы Бог принял его: ведь союз-завет, если говорить о временах Осии, был нарушен уже неоднократно, и теперь оставалось лишь надеяться, что Бог простит Свой народ так же, как прощает любящий муж неверную жену, не разводясь с ней, хотя для развода есть все права и все основания.

Но прощение возможно лишь в том случае, если отношения народа с Богом обновятся и обретут новое духовное качество. Просто вернуться назад, к бывшему прежде, так же невозможно, как невозможно склеить черепки разбитой посуды. И в этой надежде есть уже предчувствие Царства: ведь, входя в Царство, человек не возвращается к тому состоянию, какое было ему свойственно до грехопадения, а обретает нечто новое и большее. Обретает полноту жизни, превосходящую любой прежде совершённый грех.

Свернуть
 
На Ос 2:21
21 Et erit in die illa:
exaudiam, dicit Dominus, exaudiam cælos,
et illi exaudient terram.
Свернуть
В сегодняшнем ветхозаветном чтении Господь говорит: «Услышу небо, и оно услышит землю». Конечно, это особый поэтический библейский язык, и конечно, толковать эти слова можно очень по-разному...  Читать далее

В сегодняшнем ветхозаветном чтении Господь говорит: «Услышу небо, и оно услышит землю». Конечно, это особый поэтический библейский язык, и конечно, толковать эти слова можно очень по-разному. Но вот о чём подумалось мне сегодня. Мы веруем в общение святых. Может быть, именно об этом общении идёт речь в сегодняшнем отрывке? Небо услышит землю – Церковь Торжествующая услышит молитвы Церкви странствующей. И Господь услышит небо – молитвы Церкви Торжествующей, ангелов и святых.

Свернуть
 
На Ос 2:1-24
1 Dicite fratribus vestris: Populus meus; et sorori vestræ: Misericordiam consecuta.

 
2 Judicate matrem vestram, judicate,
quoniam ipsa non uxor mea,
et ego non vir ejus.
Auferat fornicationes suas a facie sua,
et adulteria sua de medio uberum suorum;
 
3 ne forte expoliem eam nudam,
et statuam eam secundum diem nativitatis suæ,
et ponam eam quasi solitudinem,
et statuam eam velut terram inviam,
et interficiam eam siti.
 
4 Et filiorum illius non miserebor,
quoniam filii fornicationum sunt.
 
5 Quia fornicata est mater eorum,
confusa est quæ concepit eos;
quia dixit: Vadam post amatores meos,
qui dant panes mihi, et aquas meas,
lanam meam, et linum meum,
oleum meum, et potum meum.
 
6 Propter hoc ecce ego sepiam viam tuam spinis,
et sepiam eam maceria, et semitas suas non inveniet.
 
7 Et sequetur amatores suos, et non apprehendet eos;
et quæret eos, et non inveniet:
et dicet: Vadam, et revertar ad virum meum priorem,
quia bene mihi erat tunc magis quam nunc.
 
8 Et hæc nescivit, quia ego dedi ei frumentum, et vinum, et oleum,
et argentum multiplicavi ei, et aurum,
quæ fecerunt Baal.
 
9 Idcirco convertar, et sumam frumentum meum in tempore suo,
et vinum meum in tempore suo.
Et liberabo lanam meam et linum meum,
quæ operiebant ignominiam ejus.
 
10 Et nunc revelabo stultitiam ejus in oculis amatorum ejus;
et vir non eruet eam de manu mea;
 
11 et cessare faciam omne gaudium ejus,
solemnitatem ejus, neomeniam ejus, sabbatum ejus,
et omnia festa tempora ejus.
 
12 Et corrumpam vineam ejus, et ficum ejus,
de quibus dixit: Mercedes hæ meæ sunt,
quas dederunt mihi amatores mei;
et ponam eam in saltum,
et comedet eam bestia agri.
 
13 Et visitabo super eam dies Baalim,
quibus accendebat incensum,
et ornabatur in aure sua, et monili suo.
Et ibat post amatores suos,
et mei obliviscebatur, dicit Dominus.
 
14 Propter hoc ecce ego lactabo eam,
et ducam eam in solitudinem,
et loquar ad cor ejus.
 
15 Et dabo ei vinitores ejus ex eodem loco,
et vallem Achor, ad aperiendam spem;
et canet ibi juxta dies juventutis suæ,
et juxta dies ascensionis suæ de terra Ægypti.
 
16 Et erit in die illa, ait Dominus:
vocabit me, Vir meus,
et non vocabit me ultra Baali.
 
17 Et auferam nomina Baalim de ore ejus,
et non recordabitur ultra nominis eorum.
 
18 Et percutiam cum eis fœdus in die illa, cum bestia agri,
et cum volucre cæli, et cum reptili terræ;
et arcum, et gladium, et bellum conteram de terra,
et dormire eos faciam fiducialiter.
 
19 Et sponsabo te mihi in sempiternum;
et sponsabo te mihi in justitia, et judicio,
et in misericordia, et in miserationibus.
 
20 Et sponsabo te mihi in fide;
et scies quia ego Dominus.
 
21 Et erit in die illa:
exaudiam, dicit Dominus, exaudiam cælos,
et illi exaudient terram.
 
22 Et terra exaudiet triticum, et vinum, et oleum,
et hæc exaudient Jezrahel.
 
23 Et seminabo eam mihi in terra,
et miserebor ejus quæ fuit Absque misericordia.
 
24 Et dicam Non populo meo: Populus meus es tu;
et ipse dicet: Deus meus es tu.
Свернуть
В книге пророка Осии Израиль сравнивается с неверной женой. Для Бога неверность Его народа — то же, что для любого нормального мужчины измена жены...  Читать далее

В книге пророка Осии Израиль сравнивается с неверной женой. Для Бога неверность Его народа — то же, что для любого нормального мужчины измена жены. Это не только страшная боль — это ещё и предательство и унижение. И в книге Осии Господь говорит много горьких слов Своему народу. Но сейчас Он говорит главное: да, Израиль согрешил, но всё, что нужно, — это покаяться, оставить беззакония и обратиться к Богу. Бог не требует от Своего народа ничего, кроме одного: вспомнить, у Кого милосердие, отказаться от ложных богов и обратиться к Единому истинному Богу. Он не назначает «испытательных сроков», Он не просто говорит: ну ладно, так и быть, приму... Он принимает «неверную жену» — народ Свой — как единственную и неповторимую возлюбленную, которой прощается всё не потому, что она заслужила прощение, но потому, что её просто любят. И обетование благословений Божиих Израилю больше всего похоже на стихи о любви — да так оно, в сущности, и есть, ведь вся Библия — это поэма о безграничной, безумной любви Бога к каждому из нас.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).