Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Мих 6:8

Поделиться
О, человек! сказано тебе, что — добро
  и чего требует от тебя Господь:
действовать справедливо, любить дела милосердия
  и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.
Свернуть

Во времена Второго Храма, после Вавилонского плена, в кругах иудейских богословов популярны были краткие, в одну-две фразы, определения того, в чём заключается суть Торы. Но, как видно, эта послепленная раввинистическая традиция корнями уходит в традицию пророческую, ещё допленную.

Такое определение приводит и Михей, выделяя главное в Торе: справедливый суд, любовь к милосердию (именно так в еврейском тексте) и скромность или сдержанность перед Богом (то, что в Синодальном переводе названо «смиренномудрием»). Казалось бы, такое определение нельзя считать универсальным: ведь не все судьи, не каждому приходится выносить судебные определения. Но пророк говорит о суде в более широком смысле.

Тора дана человеку не для того, чтобы осуждать ближнего, а для того, чтобы он мог использовать её, как инструмент при принятии решения, соответствующего воле Божией, в той конкретной ситуации, в которой ему приходится это решение принимать. А в конкретной ситуации каждый сам оказывается для себя судьёй: ведь каждому самому приходится оценивать и саму ситуацию, и поступки каждого, кто имеет к ней отношение, и свой собственный выбор. Правильный выбор и оказывается основой основ, когда дело касается соблюдения Торы. Но правильный выбор возможен лишь в том случае, если человек с самого начала ориентирован на милосердие (то, что пророк и называет любовью к милосердию).

Как видно, такая ориентация вовсе не была исключительной особенностью новозаветного откровения. Другое дело, что в Царстве без такой духовной ориентации просто невозможно существовать. Но и до прихода в мир Христа пророкам и праведникам было известно, что без милосердия соблюдение Торы невозможно. В самом деле: Тора предполагает презумпцию невиновности, притом не только юридической, но и духовно-нравственной, и предполагает её в мире падших людей, которые поступать в соответствии с данными Богом заповедями без особых и целенаправленных усилий не могут по определению.

Чтобы в таком мире не осуждать таких людей заранее, чтобы изначально не предполагать в их действиях и поступках худших намерений, нужно милосердие, нужно быть готовым дать каждому шанс проявить себя лучшим человеком, чем тот, каким он, вероятнее всего, окажется в силу своей падшей природы. И быть готовым соблюдать заповеди Божии даже по отношению к тому, кто соблюдать их, скорее всего, не сможет, а быть может, и не захочет. Но милосердие так же мало свойственно падшему человеку, как и праведность. И то, и другое можно обрести, лишь являя ту сдержанность перед Богом, о которой говорит пророк.

Речь, конечно, не о том, что Бога надо стесняться. Речь о том, что человеку, желающему обрести праведность и милосердие, нужно идти за Богом, а не бежать впереди Него, периодически сворачивая с дороги, как бежит порой впереди своего хозяина по лесу молодой пёс. Ведь только следуя за Богом можно получить от Него те силы и возможности, которые делают праведника праведником и дают желающему следовать Торе силы осуществить своё намерение.

Другие мысли вслух

 
На Мих 6:1-16
Слушайте, что говорит Господь:
встань, судись перед горами,
  и холмы да слышат голос твой!
Слушайте, горы, суд Господень,
  и вы, твердые основы земли:
ибо у Господа суд с народом Своим,
  и с Израилем Он состязуется.
Народ Мой! что сделал Я тебе
  и чем отягощал тебя? отвечай Мне.
Я вывел тебя из земли Египетской
  и искупил тебя из дома рабства,
и послал перед тобою Моисея,
  Аарона и Мариам.
Народ Мой! вспомни, что замышлял Валак, царь Моавитский,
  и что отвечал ему Валаам, сын Веоров,
и что происходило от Ситтима до Галгал,
  чтобы познать тебе праведные действия Господни.
"С чем предстать мне пред Господом,
  преклониться пред Богом небесным?
Предстать ли пред Ним со всесожжениями,
  с тельцами однолетними?
Но можно ли угодить Господу тысячами овнов
  или неисчетными потоками елея?
Разве дам Ему первенца моего за преступление мое
  и плод чрева моего — за грех души моей?"
О, человек! сказано тебе, что — добро
  и чего требует от тебя Господь:
действовать справедливо, любить дела милосердия
  и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.
Глас Господа взывает к городу,
  и мудрость благоговеет пред именем Твоим:
слушайте жезл и Того, Кто поставил его.
10 
  Не находятся ли и теперь в доме нечестивого
    сокровища нечестия
  и уменьшенная мера, отвратительная?
11 
Могу ли я быть чистым с весами неверными
  и с обманчивыми гирями в суме?
12 
Так как богачи его исполнены неправды,
  и жители его говорят ложь,
  и язык их есть обман в устах их,
13 
то и Я неисцельно поражу тебя
  опустошением за грехи твои.
14 
Ты будешь есть, и не будешь сыт;
  пустота будет внутри тебя;
будешь хранить, но не убережешь,
  а что сбережешь, то предам мечу.
15 
Будешь сеять, а жать не будешь;
  будешь давить оливки, и не будешь умащаться елеем;
  выжмешь виноградный сок, а вина пить не будешь.
16 
Сохранились у вас обычаи Амврия
  и все дела дома Ахавова,
  и вы поступаете по советам их;
и предам Я тебя опустошению и жителей твоих посмеянию,
  и вы понесете поругание народа Моего.
Свернуть
Когда одна из сторон нарушает договор, вторая может обратиться в суд...  Читать далее

Когда одна из сторон нарушает договор, вторая может обратиться в суд. Израиль нарушает завет с Богом, и Бог возвышает голос, призывая народ Свой на суд. Разве Он первым нарушил договор? Нет, Бог верен в Своем слове. Что, Израиль может считать себя соблюдающим договор, если он приносит предписанные жертвы? Опять нет, потому что суть договора не в жертвоприношениях. «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим». Значит, договор действительно нарушен Израилем, и Бог предупреждает, что в этом случае становится невозможным исполнение договора и с Его стороны: Он снимает Свою защиту с Израиля. «Предам Я тебя опустошению и жителей твоих посмеянию, и вы понесете поругание народа Моего».

Свернуть
 
На Мих 6:1-16
Слушайте, что говорит Господь:
встань, судись перед горами,
  и холмы да слышат голос твой!
Слушайте, горы, суд Господень,
  и вы, твердые основы земли:
ибо у Господа суд с народом Своим,
  и с Израилем Он состязуется.
Народ Мой! что сделал Я тебе
  и чем отягощал тебя? отвечай Мне.
Я вывел тебя из земли Египетской
  и искупил тебя из дома рабства,
и послал перед тобою Моисея,
  Аарона и Мариам.
Народ Мой! вспомни, что замышлял Валак, царь Моавитский,
  и что отвечал ему Валаам, сын Веоров,
и что происходило от Ситтима до Галгал,
  чтобы познать тебе праведные действия Господни.
"С чем предстать мне пред Господом,
  преклониться пред Богом небесным?
Предстать ли пред Ним со всесожжениями,
  с тельцами однолетними?
Но можно ли угодить Господу тысячами овнов
  или неисчетными потоками елея?
Разве дам Ему первенца моего за преступление мое
  и плод чрева моего — за грех души моей?"
О, человек! сказано тебе, что — добро
  и чего требует от тебя Господь:
действовать справедливо, любить дела милосердия
  и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.
Глас Господа взывает к городу,
  и мудрость благоговеет пред именем Твоим:
слушайте жезл и Того, Кто поставил его.
10 
  Не находятся ли и теперь в доме нечестивого
    сокровища нечестия
  и уменьшенная мера, отвратительная?
11 
Могу ли я быть чистым с весами неверными
  и с обманчивыми гирями в суме?
12 
Так как богачи его исполнены неправды,
  и жители его говорят ложь,
  и язык их есть обман в устах их,
13 
то и Я неисцельно поражу тебя
  опустошением за грехи твои.
14 
Ты будешь есть, и не будешь сыт;
  пустота будет внутри тебя;
будешь хранить, но не убережешь,
  а что сбережешь, то предам мечу.
15 
Будешь сеять, а жать не будешь;
  будешь давить оливки, и не будешь умащаться елеем;
  выжмешь виноградный сок, а вина пить не будешь.
16 
Сохранились у вас обычаи Амврия
  и все дела дома Ахавова,
  и вы поступаете по советам их;
и предам Я тебя опустошению и жителей твоих посмеянию,
  и вы понесете поругание народа Моего.
Свернуть
Господь предлагает людям судиться с Ним. Мы уже готовы представить такой суд грозным, при этом вряд ли будет...  Читать далее

Господь предлагает людям судиться с Ним. Мы уже готовы представить такой суд грозным, при этом вряд ли будет ошибкой предположить, что многие из нас уверены в обвинительном уклоне такого суда. Тем поразительнее, что Господь, с Которым по определению никто не сможет сравниться, намерен состязаться с народом на равных и предлагает людям высказать, какие они имеют к Нему претензии. Он готов умалиться, чтобы быть услышанным, и здесь перед нами одно из тех мест Ветхого Завета, которые будут раскрыты в Новом Завете, когда Господь умалится и станет разговаривать с людьми как один из них.

Господь Сам напоминает, что Он сделал для народа. Именно потому, что Он реально заботился о Своих детях, Он может с них строго спрашивать. Ведь Он хранил верность народу, но обо всём народе невозможно сказать, чтобы тот хранил верность. За измену придётся отвечать, и отступники сами себя наказали, накликав на свои головы последствия собственных беззаконий.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).