Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ион 1:8-16

8 Тогда они стали расспрашивать его: «Признайся нам, из-за кого обрушилось на нас это бедствие: чем ты занимаешься и откуда идешь, из какой ты страны и какого племени?» 9 «Я еврей, - ответил Иона, - Господа, Бога небесного чту*Или: боюсь / благоговею., Того, Кто всё сотворил: и море, и сушу». 10 Ответ поверг моряков в еще больший страх. «Что же ты сделал такого?!» - спросили они, когда поняли, что он от Господа бежит.
11 «Как же нам поступить с тобой, чтобы море успокоилось и не угрожало нам больше»? - спросили они. А море тем временем становилось всё яростней. 12 Тогда Иона сказал: «Бросьте меня в море, оно и успокоится, и вы спасетесь. Я знаю, что из-за меня попали вы в эту страшную бурю». 13 Моряки не вняли сему: отчаянно налегали они на весла, пытаясь достичь берега, но все их усилия были тщетны - буря на море продолжала усиливаться. 14 Тогда воззвали они к БогуБукв.: к Господу.: «Господи, не погуби! Прости нас, что лишаем мы жизни этого человекаБукв.: да не погибнем мы из-за жизни этого человека.! Не сочти нас виновными в убийстве этом. Ибо Ты, Господи, сделал так, как Тебе было угодно!» 15 И как только бросили они Иону за борт, утихло море. 16 Люди же эти, объятые великим страхом перед Господом, принесли Ему жертвы и дали обеты.
Свернуть

Когда Иона объявил о себе, что бежит от лица Господня, то люди, бывшие на корабле, устрашились страхом великим. Они не знают, в чём дело, каковы причины, побудившие Иону так поступить, но одно то, что этот человек может быть на такое способен, повергает их в ужас. Само стремление уйти от Бога воспринимается как нечто чудовищное даже теми, кто ещё не знает Его.

Но вот мы видим, что Иона готов к самопожертвованию, и в его готовности можно увидеть не только стремление остановить бурю и искупить свою вину, приняв наказание за грех противления Богу. Теперь в спокойствии Ионы можно увидеть надежду на Бога, это уже не спокойствие безалаберности. Иона преодолел страх и готов идти, куда бы Господь ни направил его.

Следствием этих событий явилось то, что спутники Ионы, столкнувшись с реальностью последствий богопротивления, обратились к Господу и дали Ему обеты. Даже последствия нашей греховности Господь в силах не только исправить, но и повернуть во благо.

Другие мысли вслух

 
На Ион 1:11-12
11 «Как же нам поступить с тобой, чтобы море успокоилось и не угрожало нам больше»? - спросили они. А море тем временем становилось всё яростней. 12 Тогда Иона сказал: «Бросьте меня в море, оно и успокоится, и вы спасетесь. Я знаю, что из-за меня попали вы в эту страшную бурю».
Свернуть
Книга Ионы в своём роде уникальна. Уникальна не потому, что, как предполагают некоторые библеисты, была написана тогда, когда...  Читать далее

Книга Ионы в своём роде уникальна. Уникальна не потому, что, как предполагают некоторые библеисты, была написана тогда, когда Ниневия уже лежала в руинах: анахронизмы встречаются и в других библейских книгах. Упоминание Ниневии, как средоточия мирового зла, свидетельствует если не прямо, то косвенно о допленном происхождении книги: именно в те времена Ниневия была символом противостояния человека Богу. Потом таким символом станет Вавилон.

Уникальность книги в другом: это не сборник пророческих проповедей, какими являются остальные пророческие книги, а книга о пророке, о том, как непросто следовать воле Божьей даже тому, кто, казалось бы, уже сделал свой выбор. Иона прекрасно знает, чего от него хочет Бог: Его голос он слышал совершенно ясно. Дело не в духовной глухоте, а в нежелании отправляться туда, где, как уверен Иона, ничего хорошего его не ждёт.

Иона сам предлагает выбросить себя за борт в критический момент и это лишь доказывает, что он прекрасно понимает: происходящее не случайно, это рука Божья, от которой не убежишь. Ему же так не хочется в Ниневию, что он до последнего испытывает твёрдость Его руки. Он говорит: бросьте меня в море.

Оказаться в бушующем море, пусть даже на доске или на плоту, — верная гибель. Спастись в такой ситуации можно, только если Бог прямо вмешается в ситуацию. Иона как бы провоцирует Бога на такое вмешательство. Он показывает Ему: если ты не хочешь освободить меня от порученного дела, то вот, я бросаюсь в море, и, если я Тебе нужен, Ты не дашь мне утонуть и доставишь меня туда, куда Сам захочешь.

Сразу и не скажешь, чего тут больше: вызова, доверия или и того, и другого одновременно. Ясно лишь одно: такой поступок предполагает прочные и достаточно доверительные отношения с Богом, которые, при всей доверительности, могут порой быть весьма неоднозначными. Как и между близкими людьми, бывает всякое: размолвки, упрямство, недопонимание. Но, как и между людьми, все это не отменяет факта близости и доверительности.

В конце концов Бог всё-таки доставляет Своего служителя на место. Правда, способом весьма необычным и даже баснословным: в брюхе гигантского морского животного ( в переводе его иногда называют китом, иногда рыбой, а в оригинале речь идёт о морском чудовище). Пророку всё-таки приходится сделать то, что Бог ему поручает.

Свернуть
 
На Ион 1:1-2:1
1 Слово Господне было Ионе*Евр. Йона - «голубь»; ср. 4 Цар 14:25., сыну Амиттая: 2 «Ступай немедля в великий город НиневиюНиневия - один из крупнейших городов древнего Ближнего Востока, последняя столица Ассирийской империи, располагалась на восточном берегу реки Тигр. и предостереги живущих там: ждет их возмездиеБукв.: и провозглашай против нее (Ниневии), в знач. предупреди ее об угрозе возмездия (см. 3:4)., ибо беззакония их дошли до небес и они перед очами МоимиБукв.: зло их восходит пред лицо Мое.». 3 Но Иона вознамерился бежать в ТаршишТаршиш (или: Тартесс) - самый дальний от Израиля портовый город (или провинция) в Западном Средиземноморье (совр. Испания); здесь в знач. на край света., чтобы скрыться от Господа. Он добралсяБукв.: спустился / нисшел (в Яффу); в евр. это слово повторено ниже в этом стихе спустился (в корабль) и в ст. 5 спустился (в трюм). до Яффы, нашел там корабль, отправлявшийся в Таршиш, заплатил за провоз, взошел на судно, чтобы плыть на немБукв.: с ними. в Таршиш, прочь от Господа.
4 А Господь наслал в это время на море сильный ветер - разыгралась буря, и кораблю грозило крушение. 5 Страх*Евр. слово яре (оно встречается здесь в ст. 5, 9 и 16) означает как простой испуг, так и почитание высших сил (ср. рус. выражение «страх Божий»). объял моряков, и каждый из них стал взывать к своему богу, моля о помощи. В отчаянии они побросали за борт весь груз, чтобы облегчить корабль. А Иона тем временем спустился в трюм, лег там и заснул крепким сном. 6 Капитан, натолкнувшись на него, возмутился: «Как можешь ты спать? Вставай, воззови и ты к своему богу! Может быть, твой бог позаботится о нас и не допустит нашей гибели».
7 А моряки говорили меж собой: «Давайте бросим жребий и узнаем, из-за кого постигла нас такая беда». Бросили они жребий, и пал он на Иону. 8 Тогда они стали расспрашивать его: «Признайся нам, из-за кого обрушилось на нас это бедствие: чем ты занимаешься и откуда идешь, из какой ты страны и какого племени?» 9 «Я еврей, - ответил Иона, - Господа, Бога небесного чту*Или: боюсь / благоговею., Того, Кто всё сотворил: и море, и сушу». 10 Ответ поверг моряков в еще больший страх. «Что же ты сделал такого?!» - спросили они, когда поняли, что он от Господа бежит.
11 «Как же нам поступить с тобой, чтобы море успокоилось и не угрожало нам больше»? - спросили они. А море тем временем становилось всё яростней. 12 Тогда Иона сказал: «Бросьте меня в море, оно и успокоится, и вы спасетесь. Я знаю, что из-за меня попали вы в эту страшную бурю». 13 Моряки не вняли сему: отчаянно налегали они на весла, пытаясь достичь берега, но все их усилия были тщетны - буря на море продолжала усиливаться. 14 Тогда воззвали они к БогуБукв.: к Господу.: «Господи, не погуби! Прости нас, что лишаем мы жизни этого человекаБукв.: да не погибнем мы из-за жизни этого человека.! Не сочти нас виновными в убийстве этом. Ибо Ты, Господи, сделал так, как Тебе было угодно!» 15 И как только бросили они Иону за борт, утихло море. 16 Люди же эти, объятые великим страхом перед Господом, принесли Ему жертвы и дали обеты.
1 Но случилось так, что по воле Господней огромная рыба*Евр. даг гадоль, в LXX кетос («морское чудовище»). Евреи не были связаны с морем, и поэтому читателю не следует ждать от них свидетельств о биологических различиях среди обитателей моря. Из сказанного здесь и в Мф 12:40 невозможно решить, что представляло собой это морское животное. проглотила Иону, и он, пробыв в ее чреве три дня и три ночи,
Свернуть
В сегодняшнем чтении описана реальная схема поведения человека, который вдруг осознает, чего хочет от него Бог. И начинает этому сопротивляться...  Читать далее

В сегодняшнем чтении описана реальная схема поведения человека, который вдруг осознает, чего хочет от него Бог. Если это вообще первый раз, когда отдаешь себе отчет в реальности присутствия Бога и осознаешь меру четкости артикуляции Его желаний, то бегство может быть и более серьезным, чем у Ионы. С другой стороны, даже если это не первый и не второй раз, когда ты понимаешь, что дорога круто поворачивает и место, в которое она тебя приведет, совсем тебе не нравится, то, как бы не был ты предан и послушен, ты попытаешься свернуть в любую возможную сторону. Это даже не отказ — ты не можешь отказаться, потому что понимаешь, что так сказал Бог — это попытка не говоря «нет», избежать исполнения воли Бога. Но любой такой отказ человека, будучи понятен и всегда возможен, производит такое же воздействие на мироздание как землетрясение в 7-8 баллов. Ты сворачиваешь с пути, садишься на первый попавшийся корабль — и мир вокруг тебя трясет и грозит смертью всем, кто ни сном ни духом не подозревает, куда и от чего ты бежишь. Поняв причину всех катаклизмов такого рода, есть два варианта поведения. Во-первых, можно остаться жить в ките, в полной изоляции, в отвратительной гниющей помойке. Можно сказать: «что обещал, исполню», и кит выплюнет тебя туда, куда ты не хотел идти.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).