Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Деян 8:1-25

Saulo era fra coloro che approvarono la sua uccisione. In quel giorno scoppiò una violenta persecuzione contro la Chiesa di Gerusalemme e tutti, ad eccezione degli apostoli, furono dispersi nelle regioni della Giudea e della Samaria.
Persone pie seppellirono Stefano e fecero un grande lutto per lui.
Saulo intanto infuriava contro la Chiesa ed entrando nelle case prendeva uomini e donne e li faceva mettere in prigione.
Quelli però che erano stati dispersi andavano per il paese e diffondevano la parola di Dio.
Filippo, sceso in una città della Samaria, cominciò a predicare loro il Cristo.
E le folle prestavano ascolto unanimi alle parole di Filippo sentendolo parlare e vedendo i miracoli che egli compiva.
Da molti indemoniati uscivano spiriti immondi, emettendo alte grida e molti paralitici e storpi furono risanati.
E vi fu grande gioia in quella città .
V'era da tempo in città un tale di nome Simone, dedito alla magia, il quale mandava in visibilio la popolazione di Samaria, spacciandosi per un gran personaggio.
10 A lui aderivano tutti, piccoli e grandi, esclamando: «Questi è la potenza di Dio, quella che è chiamata Grande».
11 Gli davano ascolto, perché per molto tempo li aveva fatti strabiliare con le sue magie.
12 Ma quando cominciarono a credere a Filippo, che recava la buona novella del regno di Dio e del nome di Gesù Cristo, uomini e donne si facevano battezzare.
13 Anche Simone credette, fu battezzato e non si staccava più da Filippo. Era fuori di sé nel vedere i segni e i grandi prodigi che avvenivano.
14 Frattanto gli apostoli, a Gerusalemme, seppero che la Samaria aveva accolto la parola di Dio e vi inviarono Pietro e Giovanni.
15 Essi discesero e pregarono per loro perché ricevessero lo Spirito Santo;
16 non era infatti ancora sceso sopra nessuno di loro, ma erano stati soltanto battezzati nel nome del Signore Gesù .
17 Allora imponevano loro le mani e quelli ricevevano lo Spirito Santo.
18 Simone, vedendo che lo Spirito veniva conferito con l'imposizione delle mani degli apostoli, offrì loro del denaro
19 dicendo: «Date anche a me questo potere perché a chiunque io imponga le mani, egli riceva lo Spirito Santo».
20 Ma Pietro gli rispose: «Il tuo denaro vada con te in perdizione, perché hai osato pensare di acquistare con denaro il dono di Dio.
21 Non v'è parte né sorte alcuna per te in questa cosa, perché il tuo cuore non è retto davanti a Dio.
22 Pentiti dunque di questa tua iniquità e prega il Signore che ti sia perdonato questo pensiero.
23 Ti vedo infatti chiuso in fiele amaro e in lacci d'iniquità ».
24 Rispose Simone: «Pregate voi per me il Signore, perché non mi accada nulla di ciò che avete detto».
25 Essi poi, dopo aver testimoniato e annunziato la parola di Dio, ritornavano a Gerusalemme ed evangelizzavano molti villaggi della Samaria.
Свернуть

Сегодняшнее чтение даёт нам возможность посмотреть на Царство с новой, быть может, несколько неожиданной стороны. Речь идёт об истории с неким магом по имени Симон (ст. 9 – 24). При чтении рассказа сразу же бросается в глаза, что Симон очень скоро после появления в городе Филиппа стал одним из наиболее внимательных его слушателей и, казалось, готов уже был стать одним из последователей (ст. 9 – 13). Но, когда в город пришли апостолы и помолились о ниспослании Духа на новообращённых, Симон пришёл к ним, предлагая деньги и прося взамен той силы молитвы, которая делала возможным нисхождение Духа на тех, за кого они молятся (ст. 18 – 19). Казалось бы, такое стремление мага к силе Божией должно казаться странным и противоестественным. Но если вдуматься в сущность магии, ничего особенно странного мы здесь не увидим. Ведь маги издавна смотрели на мир как на выражение и воплощение некой сверхприродной силы или энергии, овладение которой считалось целью магии и смыслом жизни мага. По-видимому, и Симону удалось достичь в этом отношении определённых, быть может, немалых, успехов (ст. 10 – 11). Но тут в городе появляется некий незнакомец, которому, кажется, сила знакома лучше, владеет он ею мастерски, и Симон, конечно же, захотел стать учеником таинственного незнакомца, а решив так, уже не отходил от него (ст. 13). Крещением он, вероятно, пренебрёг, считая его для себя ненужным. По-видимому, как и большинство магов, Симон был практическим атеистом. Если он и думал о Боге, то, вероятно, в том смысле, что Бог не может ему ни помочь, ни помешать: ведь силу маг должен обрести сам, не обращаясь ни к каким богам или духам. Когда же он убедился, что апостолы действительно обладают совершенно реальной силой, меняющей человека, он, естественно, захотел научиться владеть ею так же, как они. Но тут всё оказалось и проще, и сложнее, чем ожидал Симон. Оказалось, что речь идёт не просто о силе, а о Царстве, входящем в мир, сила же — всего лишь одно из его проявлений. А Симон хотел обрести силу без Царства. Не случайно Пётр оценивает его духовное состояние предельно жёстко (ст. 22 – 23). И дело тут не в том, что та сила, власть над которой хочет получить маг, плоха сама по себе. В конечном счёте, в мире нет ничего изначально демонического: ведь дьявол не в состоянии творить, он может лишь портить и извращать то, что сотворено не им. Страшно другое: маг всегда, даже соприкасаясь с Царством, оказывается закрытым для других, включая Бога, оставаясь абсолютным эгоцентриком. А Царство, наоборот, предполагает полную открытость навстречу Богу и ближнему. Судя по реакции Симона на слова Петра (ст. 24), он, вероятно, начинает это понимать. И, возможно, тем самым делает первый шаг к Царству.

Другие мысли вслух

 
На Деян 8:1-25
Saulo era fra coloro che approvarono la sua uccisione. In quel giorno scoppiò una violenta persecuzione contro la Chiesa di Gerusalemme e tutti, ad eccezione degli apostoli, furono dispersi nelle regioni della Giudea e della Samaria.
Persone pie seppellirono Stefano e fecero un grande lutto per lui.
Saulo intanto infuriava contro la Chiesa ed entrando nelle case prendeva uomini e donne e li faceva mettere in prigione.
Quelli però che erano stati dispersi andavano per il paese e diffondevano la parola di Dio.
Filippo, sceso in una città della Samaria, cominciò a predicare loro il Cristo.
E le folle prestavano ascolto unanimi alle parole di Filippo sentendolo parlare e vedendo i miracoli che egli compiva.
Da molti indemoniati uscivano spiriti immondi, emettendo alte grida e molti paralitici e storpi furono risanati.
E vi fu grande gioia in quella città .
V'era da tempo in città un tale di nome Simone, dedito alla magia, il quale mandava in visibilio la popolazione di Samaria, spacciandosi per un gran personaggio.
10 A lui aderivano tutti, piccoli e grandi, esclamando: «Questi è la potenza di Dio, quella che è chiamata Grande».
11 Gli davano ascolto, perché per molto tempo li aveva fatti strabiliare con le sue magie.
12 Ma quando cominciarono a credere a Filippo, che recava la buona novella del regno di Dio e del nome di Gesù Cristo, uomini e donne si facevano battezzare.
13 Anche Simone credette, fu battezzato e non si staccava più da Filippo. Era fuori di sé nel vedere i segni e i grandi prodigi che avvenivano.
14 Frattanto gli apostoli, a Gerusalemme, seppero che la Samaria aveva accolto la parola di Dio e vi inviarono Pietro e Giovanni.
15 Essi discesero e pregarono per loro perché ricevessero lo Spirito Santo;
16 non era infatti ancora sceso sopra nessuno di loro, ma erano stati soltanto battezzati nel nome del Signore Gesù .
17 Allora imponevano loro le mani e quelli ricevevano lo Spirito Santo.
18 Simone, vedendo che lo Spirito veniva conferito con l'imposizione delle mani degli apostoli, offrì loro del denaro
19 dicendo: «Date anche a me questo potere perché a chiunque io imponga le mani, egli riceva lo Spirito Santo».
20 Ma Pietro gli rispose: «Il tuo denaro vada con te in perdizione, perché hai osato pensare di acquistare con denaro il dono di Dio.
21 Non v'è parte né sorte alcuna per te in questa cosa, perché il tuo cuore non è retto davanti a Dio.
22 Pentiti dunque di questa tua iniquità e prega il Signore che ti sia perdonato questo pensiero.
23 Ti vedo infatti chiuso in fiele amaro e in lacci d'iniquità ».
24 Rispose Simone: «Pregate voi per me il Signore, perché non mi accada nulla di ciò che avete detto».
25 Essi poi, dopo aver testimoniato e annunziato la parola di Dio, ritornavano a Gerusalemme ed evangelizzavano molti villaggi della Samaria.
Свернуть
Интересно, что Евангелие, которое благовествуют ученики, будучи отделено от дара Святого Духа, который подается...  Читать далее

Интересно, что Евангелие, которое благовествуют ученики, будучи отделено от дара Святого Духа, который подается уверовавшим через апостолов, может легко превратиться в очередное эзотерическое магическое учение. Именно так воспринимает его Симон Волхв. Не зная свободы и благодати Святого Духа, отношений с Богом, построенных исключительно на милости и свободном даре общения, он считает, что в христианской жизни можно что-то купить или продать. Это заблуждение весьма универсально. Как только мы теряем (забываем) этот опыт радости о Боге, перестаем жить Духом, мы тут же начинаем думать, что у Бога можно что-то заработать, вынудить Его на что-либо, как-то подкупить Его.

Свернуть
 
На Деян 8:1-8
Saulo era fra coloro che approvarono la sua uccisione. In quel giorno scoppiò una violenta persecuzione contro la Chiesa di Gerusalemme e tutti, ad eccezione degli apostoli, furono dispersi nelle regioni della Giudea e della Samaria.
Persone pie seppellirono Stefano e fecero un grande lutto per lui.
Saulo intanto infuriava contro la Chiesa ed entrando nelle case prendeva uomini e donne e li faceva mettere in prigione.
Quelli però che erano stati dispersi andavano per il paese e diffondevano la parola di Dio.
Filippo, sceso in una città della Samaria, cominciò a predicare loro il Cristo.
E le folle prestavano ascolto unanimi alle parole di Filippo sentendolo parlare e vedendo i miracoli che egli compiva.
Da molti indemoniati uscivano spiriti immondi, emettendo alte grida e molti paralitici e storpi furono risanati.
E vi fu grande gioia in quella città .
Свернуть
Как удивительно и страшно оказаться в Иерусалиме во время гонения, почувствовать волнение, страх, трепет людей и в тоже время...  Читать далее

Как удивительно и страшно оказаться в Иерусалиме во время гонения, почувствовать волнение, страх, трепет людей и в тоже время все возрастающую веру и радость следования Христу. Перед нами что-то очень похожее на Евангельские события — гонения, смущение и плач по убитому. Только в этот раз речь идет уже об учениках Христа, убит Стефан. И как тогда, находятся «мужи благоговейные», погребающие мученика. Плач по Стефану затихает, но вот уже слышно эхо — горюют люди, родственников которых сажает в темницы Савл. Но в тоже время мы видим Филиппа, благовествующего весть о Христе — пришедшем Мессии. Мы видим чудеса и исцеления, людей, внимающих слову и «радость великую» (Деян.8:8). Вот так и в наше время, сложности бывают плодотворной почвой ощущению Божьего присутствия, глубокой молитве и радости. Именно поэтому Господь просит принимать все, что Он дает, без противления, т.к. «любящим Господа все содействует ко благу» (Рим.8:28). И всяческие трудности призваны утвердить нас на пути следования за Ним.

Свернуть
 
На Деян 8:4-25
Quelli però che erano stati dispersi andavano per il paese e diffondevano la parola di Dio.
Filippo, sceso in una città della Samaria, cominciò a predicare loro il Cristo.
E le folle prestavano ascolto unanimi alle parole di Filippo sentendolo parlare e vedendo i miracoli che egli compiva.
Da molti indemoniati uscivano spiriti immondi, emettendo alte grida e molti paralitici e storpi furono risanati.
E vi fu grande gioia in quella città .
V'era da tempo in città un tale di nome Simone, dedito alla magia, il quale mandava in visibilio la popolazione di Samaria, spacciandosi per un gran personaggio.
10 A lui aderivano tutti, piccoli e grandi, esclamando: «Questi è la potenza di Dio, quella che è chiamata Grande».
11 Gli davano ascolto, perché per molto tempo li aveva fatti strabiliare con le sue magie.
12 Ma quando cominciarono a credere a Filippo, che recava la buona novella del regno di Dio e del nome di Gesù Cristo, uomini e donne si facevano battezzare.
13 Anche Simone credette, fu battezzato e non si staccava più da Filippo. Era fuori di sé nel vedere i segni e i grandi prodigi che avvenivano.
14 Frattanto gli apostoli, a Gerusalemme, seppero che la Samaria aveva accolto la parola di Dio e vi inviarono Pietro e Giovanni.
15 Essi discesero e pregarono per loro perché ricevessero lo Spirito Santo;
16 non era infatti ancora sceso sopra nessuno di loro, ma erano stati soltanto battezzati nel nome del Signore Gesù .
17 Allora imponevano loro le mani e quelli ricevevano lo Spirito Santo.
18 Simone, vedendo che lo Spirito veniva conferito con l'imposizione delle mani degli apostoli, offrì loro del denaro
19 dicendo: «Date anche a me questo potere perché a chiunque io imponga le mani, egli riceva lo Spirito Santo».
20 Ma Pietro gli rispose: «Il tuo denaro vada con te in perdizione, perché hai osato pensare di acquistare con denaro il dono di Dio.
21 Non v'è parte né sorte alcuna per te in questa cosa, perché il tuo cuore non è retto davanti a Dio.
22 Pentiti dunque di questa tua iniquità e prega il Signore che ti sia perdonato questo pensiero.
23 Ti vedo infatti chiuso in fiele amaro e in lacci d'iniquità ».
24 Rispose Simone: «Pregate voi per me il Signore, perché non mi accada nulla di ciò che avete detto».
25 Essi poi, dopo aver testimoniato e annunziato la parola di Dio, ritornavano a Gerusalemme ed evangelizzavano molti villaggi della Samaria.
Свернуть
Симон волхв — очень современная фигура, и описанная здесь история кажется очень знакомой. Ведь и в наше время...  Читать далее

Симон волхв — очень современная фигура, и описанная здесь история кажется очень знакомой. Ведь и в наше время не составляет труда встретить выдающих себя за кого-то великого магов и экстрасенсов, чью силу многие путают с силой Божией. Для многих наших современников стало привычным ставить христианство в один ряд с другими мировоззренческими системами и «обогащать» его, соединяя с оккультными и прочими «паранормальными» практиками.

Симон Волхв уверовал и крестился. Но на его примере мы видим первый случай того, как инерция прежней духовности продолжает проявляться и даже усиливаться после обращения. Понятно, что тем силам, к которым человек долго обращался, не хочется его отпускать от себя, но и самому такому человеку необходимо чётко разделять новообретённую веру и прежние увлечения. Симон же полагал, что сила Духа Святого подобна силам, с которыми он до сих пор имел дело, только гораздо мощнее. Думается, в этом, а не только в желании дар Божий получить за деньги, в стремлении внести в духовную жизнь отношения купли-продажи, состояла неправда Симона.

Впоследствии о Симоне Волхве возникло много легенд, согласно которым он вернулся к магической практике, но Книга Деяний прерывает рассказ о Симоне на словах о возможности его покаяния. Такая возможность у Симона была, остаётся она и у его нынешних подражателей, только бы они опомнились. Но принёс ли Симон покаяние, также не сказано. Он просит апостолов молиться о себе, видимо, считая их сильнее себя, но не молится сам. Что-то ему, видимо, мешало...

Свернуть
 
На Деян 8:4-25
Quelli però che erano stati dispersi andavano per il paese e diffondevano la parola di Dio.
Filippo, sceso in una città della Samaria, cominciò a predicare loro il Cristo.
E le folle prestavano ascolto unanimi alle parole di Filippo sentendolo parlare e vedendo i miracoli che egli compiva.
Da molti indemoniati uscivano spiriti immondi, emettendo alte grida e molti paralitici e storpi furono risanati.
E vi fu grande gioia in quella città .
V'era da tempo in città un tale di nome Simone, dedito alla magia, il quale mandava in visibilio la popolazione di Samaria, spacciandosi per un gran personaggio.
10 A lui aderivano tutti, piccoli e grandi, esclamando: «Questi è la potenza di Dio, quella che è chiamata Grande».
11 Gli davano ascolto, perché per molto tempo li aveva fatti strabiliare con le sue magie.
12 Ma quando cominciarono a credere a Filippo, che recava la buona novella del regno di Dio e del nome di Gesù Cristo, uomini e donne si facevano battezzare.
13 Anche Simone credette, fu battezzato e non si staccava più da Filippo. Era fuori di sé nel vedere i segni e i grandi prodigi che avvenivano.
14 Frattanto gli apostoli, a Gerusalemme, seppero che la Samaria aveva accolto la parola di Dio e vi inviarono Pietro e Giovanni.
15 Essi discesero e pregarono per loro perché ricevessero lo Spirito Santo;
16 non era infatti ancora sceso sopra nessuno di loro, ma erano stati soltanto battezzati nel nome del Signore Gesù .
17 Allora imponevano loro le mani e quelli ricevevano lo Spirito Santo.
18 Simone, vedendo che lo Spirito veniva conferito con l'imposizione delle mani degli apostoli, offrì loro del denaro
19 dicendo: «Date anche a me questo potere perché a chiunque io imponga le mani, egli riceva lo Spirito Santo».
20 Ma Pietro gli rispose: «Il tuo denaro vada con te in perdizione, perché hai osato pensare di acquistare con denaro il dono di Dio.
21 Non v'è parte né sorte alcuna per te in questa cosa, perché il tuo cuore non è retto davanti a Dio.
22 Pentiti dunque di questa tua iniquità e prega il Signore che ti sia perdonato questo pensiero.
23 Ti vedo infatti chiuso in fiele amaro e in lacci d'iniquità ».
24 Rispose Simone: «Pregate voi per me il Signore, perché non mi accada nulla di ciò che avete detto».
25 Essi poi, dopo aver testimoniato e annunziato la parola di Dio, ritornavano a Gerusalemme ed evangelizzavano molti villaggi della Samaria.
Свернуть
В церковное употребление ещё в Средние века вошёл термин «симония». Так называлась купля и продажа церковных должностей. Вполне очевидно, что термин восходит к имени упомянутого в Книге Деяний мага Симона, вроде бы обратившегося и отказавшегося от магии, но… в известном смысле всё-таки оставшегося магом. Правда, средневековые последователи...  Читать далее

В церковное употребление ещё в Средние века вошёл термин «симония». Так называлась купля и продажа церковных должностей. Вполне очевидно, что термин восходит к имени упомянутого в Книге Деяний мага Симона, вроде бы обратившегося и отказавшегося от магии, но… в известном смысле всё-таки оставшегося магом. Правда, средневековые последователи библейского Симона явно измельчали: они хотели получить за деньги церковную должность, а Симон метил выше. Он хотел купить себе немного благодати. Насколько денег хватит. А это уже посерьёзнее церковной должности. Тут-то и начинается самое интересное и самое показательное. С продажей церковных должностей всё ясно: все церковные структуры — дело рук человеческих. И с куплей-продажей мест в этих структурах тоже по-человечески всё понятно, хоть и мерзко. А вот с благодатью действительно интересно. Как Симон представлял себе благодать, если был уверен, что её можно купить или продать?

Наверное, примерно так же, как ту сверхприродную энергию, которой он сам всю жизнь стремился овладеть. И, вероятно, добился в этом деле известных успехов, если ему удавались его многочисленные «волхвования». Маг ведь всегда уверен, что энергия, наличие которой он если не осознаёт, то ощущает, энергия, лежащая в основе мироздания, — реальна. И ею можно овладеть. А главное — ему это удастся. Без такой уверенности мага нет. И магии тоже. Но вот маг сталкивается с проявлениями силы Божьей. Силы Царства.

И… легко и быстро обращается. А потом просит продать ему благодати. Интересное обращение! Хотя, если вдуматься, ничего странного тут нет. Равно, как нет, разумеется, и никакого настоящего обращения. А есть — признание очевидного для мага факта: в мире есть сила, превосходящая всё то, с чем ему до сих пор приходилось иметь дело. И есть люди, этой силой владеющие — так видит ситуацию маг. С такими людьми надо ладить. Надо принять их религию — для мага христианство всегда будет только религией, как жизнь Царства оно ему неведомо по определению. В конце концов, маг может даже бытие Бога принять, если увидит, что сила исходит от Него. Но довериться Богу он не сможет никогда. Ведь довериться — значит признать Его не просто более сильным, но и высшим себя.

Для такого признания магу надо перестать быть магом. Перестать быть самим собой. А пока этого не произошло, религия мага будет строиться по принципу «ты мне, я тебе». Бог сильнее — значит, надо с Ним договориться. Так, чтобы Он поделился Своей силой. Может быть, через каких-нибудь людей, каких-нибудь посредников, которым Его сила доступна. Но… апостолы вдруг, совершенно неожиданно для Симона, дают ему жёсткую отповедь. И он что-то понимает — если не всё, то, по крайней мере, кое-что.

Понимает, что эти люди несут нечто такое, чего не купишь за деньги. И дело не в том, что Бог не хочет делиться с человеком Своей силой. Дело в том, что эта сила — часть Его Царства. И получить её можно лишь войдя в Царство. Вместе с Божьей любовью, как одно из её проявлений. А вне Царства и без Божьей любви маг так и останется магом. Какую бы религию он ни исповедовал и сколько бы ни обращался к Богу. С Ним ведь не договориться. Ему можно только отдать всего себя. И взамен получить от Него всё. Всё Царство во всей его полноте.

Свернуть
 
На Деян 8:24
24 Rispose Simone: «Pregate voi per me il Signore, perché non mi accada nulla di ciò che avete detto».
Свернуть
Иногда от родителей, иногда от других людей нам доводится слышать что-то, по смыслу близкое к: «Ты живешь неправильно, и если так пойдет дальше, то тебе будет плохо». А мы в ответ: «Ну, что ты каркаешь!»...  Читать далее

Иногда от родителей, иногда от других людей нам доводится слышать что-то, по смыслу близкое к: «Ты живешь неправильно, и если так пойдет дальше, то тебе будет плохо». А мы в ответ: «Ну, что ты каркаешь!» Нам так не хочется увидеть причину неприятностей или даже бед в самих себе, что мы готовы найти ее в том, что нас обличили.

Так и здесь Симон-волхв, обличенный апостолами в языческом подходе к христианской жизни и призванный ими к личному покаянию, то есть внутреннему изменению и обращению к Богу, просит их, чтобы они помолились за него, полагая, что таким образом снимется их «заклятие». Как будто не внутреннее язычество Симона, а слова апостолов ведут его к будущей духовной катастрофе.

Свернуть
 
На Деян 7:52-8:3
52 Quale dei profeti i vostri padri non hanno perseguitato? Essi uccisero quelli che preannunciavano la venuta del Giusto, del quale voi ora siete divenuti traditori e uccisori;
53 voi che avete ricevuto la legge per mano degli angeli e non l'avete osservata».
54 All'udire queste cose, fremevano in cuor loro e digrignavano i denti contro di lui.
55 Ma Stefano, pieno di Spirito Santo, fissando gli occhi al cielo, vide la gloria di Dio e Gesù che stava alla sua destra
56 e disse: «Ecco, io contemplo i cieli aperti e il Figlio dell'uomo che sta alla destra di Dio».
57 Proruppero allora in grida altissime turandosi gli orecchi; poi si scagliarono tutti insieme contro di lui,
58 lo trascinarono fuori della città e si misero a lapidarlo. E i testimoni deposero il loro mantello ai piedi di un giovane, chiamato Saulo.
59 E così lapidavano Stefano mentre pregava e diceva: «Signore Gesù , accogli il mio spirito».
60 Poi piegò le ginocchia e gridò forte: «Signore, non imputar loro questo peccato». Detto questo, morì . Atti - Capitolo 8
Saulo era fra coloro che approvarono la sua uccisione. In quel giorno scoppiò una violenta persecuzione contro la Chiesa di Gerusalemme e tutti, ad eccezione degli apostoli, furono dispersi nelle regioni della Giudea e della Samaria.
Persone pie seppellirono Stefano e fecero un grande lutto per lui.
Saulo intanto infuriava contro la Chiesa ed entrando nelle case prendeva uomini e donne e li faceva mettere in prigione.
Свернуть
Стефан совершенно неожиданно меняет и тему, и тональность своей речи. Начинает он, явно имея в виду оправдаться перед своими судьями, объяснить смысл тех слов, которые стали поводом к его обвинению. Весь его довольно продолжительный...  Читать далее

Стефан совершенно неожиданно меняет и тему, и тональность своей речи. Начинает он, явно имея в виду оправдаться перед своими судьями, объяснить смысл тех слов, которые стали поводом к его обвинению. Весь его довольно продолжительный экскурс в историю еврейского народа и в историю Откровения должен был подвести Стефана к теме Храма как святилища и Торы как инструмента освящения.

Дальше, по-видимому, предполагался переход к образу Христа как живого святилища, как нового Храма, и как живой Торы. Такой переход мог бы объяснить смысл слов Стефана, повторенных им за Иисусом, о разрушении Храма — тех самых слов, которые и послужили поводом к обвинению. Но вдруг, без всякой, казалось бы, причины, Стефан переходит от спокойного исторического экскурса к прямым обвинениям присутствующих в духе и стиле древних пророков. Что же произошло?

Ответом на вопрос может быть свидетельство самого Стефана, который, по собственным его словам, увидел открывшееся небо и Самого Христа, которого он назвал «Сыном Человеческим», стоящего «одесную Бога». Такое откровение не могло не нарушить течения речи Стефана, не изменить как её темы, так и тональности. Очевидно, то, что увидел Стефан, стало началом его ухода, прологом его мученической кончины. Задача изменилась: ещё минуту назад она заключалась в том, чтобы произнести речь в свою защиту, теперь, когда стало ясно, что земной путь и земное служение Стефана подходят к концу, новой задачей стало сказать перед уходом то главное, что должны были услышать собравшиеся послушать Стефана люди. Оправдательная речь как таковая в этой ситуации, естественно, уже не имела смысла.

Главным же было то, о чём говорил ещё во время Своего земного служения слушающим Его людям Сам Иисус: по существу духовное состояние народа ничуть не изменилось со времён поздних пророков. Предшественники тех, кто теперь обвинял Стефана, убивали пророков потому, что не хотели слышать Божьего свидетельства, которое они несли. Обвиняющие же теперь Стефана люди таким же образом убили Самого Мессию — потому, что им так же непереносимо было свидетельство о Царстве, как их предшественникам откровение пророков. Вот это главное и должны были услышать слушающие Стефана люди прежде, чем мученик покинет наш мир. И они услышали всё. И поступили так же, как их отцы.

Свернуть
 
На Деян 7:52-8:3
52 Quale dei profeti i vostri padri non hanno perseguitato? Essi uccisero quelli che preannunciavano la venuta del Giusto, del quale voi ora siete divenuti traditori e uccisori;
53 voi che avete ricevuto la legge per mano degli angeli e non l'avete osservata».
54 All'udire queste cose, fremevano in cuor loro e digrignavano i denti contro di lui.
55 Ma Stefano, pieno di Spirito Santo, fissando gli occhi al cielo, vide la gloria di Dio e Gesù che stava alla sua destra
56 e disse: «Ecco, io contemplo i cieli aperti e il Figlio dell'uomo che sta alla destra di Dio».
57 Proruppero allora in grida altissime turandosi gli orecchi; poi si scagliarono tutti insieme contro di lui,
58 lo trascinarono fuori della città e si misero a lapidarlo. E i testimoni deposero il loro mantello ai piedi di un giovane, chiamato Saulo.
59 E così lapidavano Stefano mentre pregava e diceva: «Signore Gesù , accogli il mio spirito».
60 Poi piegò le ginocchia e gridò forte: «Signore, non imputar loro questo peccato». Detto questo, morì . Atti - Capitolo 8
Saulo era fra coloro che approvarono la sua uccisione. In quel giorno scoppiò una violenta persecuzione contro la Chiesa di Gerusalemme e tutti, ad eccezione degli apostoli, furono dispersi nelle regioni della Giudea e della Samaria.
Persone pie seppellirono Stefano e fecero un grande lutto per lui.
Saulo intanto infuriava contro la Chiesa ed entrando nelle case prendeva uomini e donne e li faceva mettere in prigione.
Свернуть
От исторических аналогий Стефан переходит к прямым обличениям, и здесь обвинители не выдерживают и...  Читать далее

От исторических аналогий Стефан переходит к прямым обличениям, и здесь обвинители не выдерживают и набрасываются на него. Не перегнул ли Стефан палку, может быть, стоило проповедовать помягче, не задевая ничьих самолюбий? Глядишь, и сам бы цел остался, и кого-нибудь обратил бы...

Но «смягчённая» проповедь стала бы чем угодно, только не призывом к спасению, не речью о жизни и смерти. Наступил момент, когда требуется предельная прямота и готовность кровью засвидетельствовать верность слов и верность Слову. Не мог Стефан отказаться от того, в чём был уверен как в Истине, не метафорой было его свидетельство о небесах отверстых и Сыне Человеческом, стоящем одесную Бога, за метафоры жизнь не отдают.

Если при расправе над Христом была соблюдена хотя бы имитация правосудия, то теперь обвинители даже не притворяются, что соблюдают закон. Отброшены юридические формальности и творится самосуд, бессудное убийство. Не любящие римлян, но прекрасно с ними ладящие, с удовольствием нарушают римский запрет на вынесение смертных приговоров. Впрочем, Стефана убили и без вынесения приговора, так что буква запрета не нарушена.

И здесь мы впервые видим Савла, ревнителя закона, руководствующегося не законом, а собственной ненавистью. Ему ещё предстоит увидеть, что не ненависть на самом деле выше закона...

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).