Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Втор 32:2

Поделиться
Польется как дождь учение мое,
  как роса речь моя,
как мелкий дождь на зелень,
  как ливень на траву.
Свернуть

Сравнение учения или наставления с проливающимся на сухую землю дождём, с живительной влагой является общим местом соответствующего рода гимнографии, притом гимнографии не только библейской. Конечно, представители любой духовной или религиозной школы, как правило, рассматривают своё учение, как источник жизни и истины. Но в данном случае речь идёт не о конкретных людях, не о Моисее или Аароне, а о Торе, о данном Богом откровении. А потому и традиционные слова начинают звучать иначе, по-новому. Ведь Тора — не только законодательство, это ещё и соответствующий законодательству образ жизни, а также духовное состояние, позволяющее такой образ жизни вести. И если формально придерживаться тех норм закона, которые предписывает Тора, можно и своими силами, то сделать свою жизнь соответствующей Торе до конца и в полноте падший человек не может в принципе: ведь для этого ему пришлось бы безусловно избегать любого греха, потому, что каждый грех является так или иначе нарушением какой-нибудь из десяти заповедей и какой-нибудь (обычно не одной, а нескольких) норм Торы. Тогда-то и становится понятно, что соблюсти Тору до конца и стать праведником можно лишь, если Тора станет не просто сводом законов, а живым откровением, которое Бог даёт тем, кто хочет идти путём праведности, здесь и теперь, что она и есть именно откровение в первую очередь, а законодательство и моральный кодекс уже потом. А если речь идёт об откровении, то и понять Тору, как видно, возможно лишь в контексте откровения, меняющего всю жизнь человека. А Тора становится, выражаясь современным языком, алгоритмом этих перемен. И, по слову апостола, «детоводителем ко Христу».

Другие мысли вслух

 
На Втор 32:1-25
Внимай, небо, я буду говорить;
  и слушай, земля, слова уст моих.
Польется как дождь учение мое,
  как роса речь моя,
как мелкий дождь на зелень,
  как ливень на траву.
Имя Господа прославляю;
  воздайте славу Богу нашему.
Он твердыня; совершенны дела Его,
  и все пути Его праведны;
Бог верен, и нет неправды (в Нем);
  Он праведен и истинен.
Но они развратились пред Ним,
  они не дети Его по своим порокам,
  род строптивый и развращенный.
Сие ли воздаете вы Господу,
  народ глупый и несмысленный?
не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя,
  создал тебя и устроил тебя?
Вспомни дни древние,
  помысли о летах прежних родов;
спроси отца твоего, и он возвестит тебе,
  старцев твоих, и они скажут тебе.
Когда Всевышний давал уделы народам
  и расселял сынов человеческих,
тогда поставил пределы народов
  по числу сынов Израилевых;
ибо часть Господа народ Его,
  Иаков наследственный удел Его.
10 
Он нашел его в пустыне,
  в степи печальной и дикой,
ограждал его, смотрел за ним,
  хранил его, как зеницу ока Своего.
11 
Как орел вызывает гнездо свое,
  носится над птенцами своими,
распростирает крылья свои, берет их
  и носит их на перьях своих:
12 
так Господь один водил его,
  и не было с Ним чужого бога.
13 
Он вознес его на высоту земли
  и кормил произведениями полей,
и питал его медом из камня
  и елеем из твердой скалы,
14 
маслом коровьим и молоком овечьим,
  и туком агнцев и овнов Васанских и козлов,
и тучною пшеницею,
  и ты пил вино, кровь виноградных ягод.
15 
И (ел Иаков, и) утучнел Израиль, и стал упрям;
  утучнел, отолстел и разжирел;
и оставил он Бога, создавшего его,
  и презрел твердыню спасения своего.
16 
Богами чуждыми они раздражили Его
  и мерзостями (своими) разгневали Его.
17 
Приносили жертвы бесам, а не Богу,
  богам, которых они не знали,
новым, которые пришли от соседей
  и о которых не помышляли отцы ваши.
18 
А Заступника, родившего тебя, ты забыл,
  и не помнил Бога, создавшего тебя.
19 
Господь увидел (и вознегодовал),
  и в негодовании пренебрег сынов Своих и дочерей Своих,
20 
и сказал: сокрою лице Мое от них,
  (и) увижу, какой будет конец их:
ибо они род развращенный,
  дети, в которых нет верности.
21 
Они раздражили Меня не богом,
  суетными своими огорчили Меня:
и Я раздражу их не народом,
  народом бессмысленным огорчу их.
22 
Ибо огонь возгорелся во гневе Моем,
жжет до ада преисподнего,
  и поядает землю и произведения ее,
  и попаляет основания гор.
23 
Соберу на них бедствия
и истощу на них стрелы Мои:
24 
будут истощены голодом,
  истреблены горячкою
  и лютою заразою;
и пошлю на них зубы зверей
  и яд ползающих по земле.
25 
Извне будет губить их меч,
  а в домах ужас
— и юношу, и девицу,
  и грудного младенца,
  и покрытого сединою старца.
Свернуть
Приведённый в этой главе гимн традиция приписывает Моисею, как и всю Книгу Второзакония. Библеисты не раз высказывали сомнения в принадлежности его Моисею, но, как бы то ни было, вряд ли можно сомневаться...  Читать далее

Приведённый в этой главе гимн традиция приписывает Моисею, как и всю Книгу Второзакония. Библеисты не раз высказывали сомнения в принадлежности его Моисею, но, как бы то ни было, вряд ли можно сомневаться, что к Моисею восходит отражённая в нём традиция. Гимн стал продолжением того красочного описания передачи духовной власти преемнику, которая описана в предыдущей главе. Там, наставляя своего ученика и преемника Иисуса Навина, Моисей говорит о неизбежности отступничества.

Здесь же, в гимне, ему приписываемом, Моисей излагает логику тех духовных процессов, которые ему, несомненно, пришлось наблюдать лично, и не только ему: Иисусу Навину в свой черёд пришлось убедиться в правоте своего духовного наставника. Гимн, приведённый в книге, отражает опыт и Моисея, и Иисуса Навина, и в данном случае уже не так важно, когда именно он был написан. Логика же духовных процессов, отражённая в тексте гимна, достаточно прозрачна. По дороге к обещанной Богом земле Бог неоднократно являл Своему народу и Своё присутствие, и Свои чудеса: вмешательство Бога в происходящее было слишком очевидным для каждого, чтобы в нём можно было сомневаться.

Наглядность, однако, сама по себе ещё не гарантирует доверия — и история народа, история пути к обещанной земле стала тому замечательным подтверждением. Народ верил, пока видел, а когда чудесные события оказывались позади, он вновь становился, по сути, неверующим. Оно и неудивительно: ведь, чтобы измениться, мало просто прожить те или иные события, пусть и духовного порядка, надо ещё их осознать.

Без осознания любые чудеса остаются для человека реальными лишь до тех пор, пока происходят, или до тех пор, пока не погаснут связанные с ними эмоции. Отсутствие осознания и сделало возможным лёгкое отступничество: та жизнь, с которой соприкоснулся народ на обещанной ему Богом земле, когда на неё ступил, стала для него единственной реальностью — со всем тем язычеством, которое на ней укоренилось. Народ и стал язычником — отчасти незаметно для себя, как бывает со всяким, живущим безотчётно и неосознанно.

Свернуть
 
На Втор 32:1-25
Внимай, небо, я буду говорить;
  и слушай, земля, слова уст моих.
Польется как дождь учение мое,
  как роса речь моя,
как мелкий дождь на зелень,
  как ливень на траву.
Имя Господа прославляю;
  воздайте славу Богу нашему.
Он твердыня; совершенны дела Его,
  и все пути Его праведны;
Бог верен, и нет неправды (в Нем);
  Он праведен и истинен.
Но они развратились пред Ним,
  они не дети Его по своим порокам,
  род строптивый и развращенный.
Сие ли воздаете вы Господу,
  народ глупый и несмысленный?
не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя,
  создал тебя и устроил тебя?
Вспомни дни древние,
  помысли о летах прежних родов;
спроси отца твоего, и он возвестит тебе,
  старцев твоих, и они скажут тебе.
Когда Всевышний давал уделы народам
  и расселял сынов человеческих,
тогда поставил пределы народов
  по числу сынов Израилевых;
ибо часть Господа народ Его,
  Иаков наследственный удел Его.
10 
Он нашел его в пустыне,
  в степи печальной и дикой,
ограждал его, смотрел за ним,
  хранил его, как зеницу ока Своего.
11 
Как орел вызывает гнездо свое,
  носится над птенцами своими,
распростирает крылья свои, берет их
  и носит их на перьях своих:
12 
так Господь один водил его,
  и не было с Ним чужого бога.
13 
Он вознес его на высоту земли
  и кормил произведениями полей,
и питал его медом из камня
  и елеем из твердой скалы,
14 
маслом коровьим и молоком овечьим,
  и туком агнцев и овнов Васанских и козлов,
и тучною пшеницею,
  и ты пил вино, кровь виноградных ягод.
15 
И (ел Иаков, и) утучнел Израиль, и стал упрям;
  утучнел, отолстел и разжирел;
и оставил он Бога, создавшего его,
  и презрел твердыню спасения своего.
16 
Богами чуждыми они раздражили Его
  и мерзостями (своими) разгневали Его.
17 
Приносили жертвы бесам, а не Богу,
  богам, которых они не знали,
новым, которые пришли от соседей
  и о которых не помышляли отцы ваши.
18 
А Заступника, родившего тебя, ты забыл,
  и не помнил Бога, создавшего тебя.
19 
Господь увидел (и вознегодовал),
  и в негодовании пренебрег сынов Своих и дочерей Своих,
20 
и сказал: сокрою лице Мое от них,
  (и) увижу, какой будет конец их:
ибо они род развращенный,
  дети, в которых нет верности.
21 
Они раздражили Меня не богом,
  суетными своими огорчили Меня:
и Я раздражу их не народом,
  народом бессмысленным огорчу их.
22 
Ибо огонь возгорелся во гневе Моем,
жжет до ада преисподнего,
  и поядает землю и произведения ее,
  и попаляет основания гор.
23 
Соберу на них бедствия
и истощу на них стрелы Мои:
24 
будут истощены голодом,
  истреблены горячкою
  и лютою заразою;
и пошлю на них зубы зверей
  и яд ползающих по земле.
25 
Извне будет губить их меч,
  а в домах ужас
— и юношу, и девицу,
  и грудного младенца,
  и покрытого сединою старца.
Свернуть
Одна из тем этой песни — корни неверности человека перед Богом...  Читать далее

Одна из тем этой песни — корни неверности человека перед Богом. Неверие порождается пресыщенностью, самонадеянностью, самодостаточностью. Не случайно библейский образ безбожия — ожирение сердца, а царство Божье достается нищим. Почему так происходит? Почему человек благополучный начинает надеяться на свои деньги, таланты, на свои силы? Неужели нельзя принимать все это с благодарностью и смирением? Наверное можно, если сердце не ожирело, если сохраняется надежда на Бога. И если то, что Он дает, используется нами не для себя, а для служения людям. Тогда есть шанс не забыть Бога, а наоборот, воздать Ему славу и послужить Его делу, которое Он совершает на нашей земле.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).