Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Втор 33:1-29

Поделиться
1 Вот благословение, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею. 2 Он сказал:
Господь пришел от Синая,
  открылся им от Сеира,
  воссиял от горы Фарана
и шел со тьмами святых;
  одесную Его огнь закона.
 
3 Истинно Он любит народ (Свой);
  все святые его в руке Твоей,
и они припали к стопам Твоим,
  чтобы внимать словам Твоим.
 
4 Закон дал нам Моисей,
  наследие обществу Иакова.
 
5 И он был царь Израиля,
  когда собирались главы народа
  вместе с коленами Израилевыми.
Да живет Рувим и да не умирает,
  и (Симеон) да не будет малочислен!
Но об Иуде сказал сие:
услыши, Господи, глас Иуды
  и приведи его к народу его;
руками своими да защитит он себя,
  и Ты будь помощником против врагов его.
И о Левии сказал: туммим Твой
  и урим Твой на святом муже Твоем,
которого Ты искусил в Массе,
  с которым Ты препирался при водах Меривы,
который говорит об отце своем и матери своей:
  "я на них не смотрю",
  и братьев своих не признает,
  и сыновей своих не знает.
Ибо они, левиты, слова Твои хранят
  и завет Твой соблюдают,
10 
учат законам Твоим Иакова
  и заповедям Твоим Израиля,
возлагают курение пред лице Твое
  и всесожжения на жертвенник Твой.
11 
Благослови, Господи, силу его
  и о деле рук его благоволи,
порази чресла восстающих на него
  и ненавидящих его, чтобы они не могли стоять.
12 
О Вениамине сказал:
возлюбленный Господом обитает
  у Него безопасно,
(Бог) покровительствует ему всякий день,
  и он покоится между раменами Его.
13 
Об Иосифе сказал:
да благословит Господь землю его
  вожделенными дарами неба,
  росою и дарами бездны, лежащей внизу,
14 
вожделенными плодами от солнца
  и вожделенными произведениями луны,
15 
превосходнейшими произведениями гор древних
  и вожделенными дарами холмов вечных,
16 
и вожделенными дарами земли и того, что наполняет ее.
  Благословение Явившегося в терновом кусте
да приидет на главу Иосифа
  и на темя наилучшего из братьев своих.
17 
Крепость его как первородного тельца,
  и роги его, как роги буйвола;
ими избодет он народы все до пределов земли:
  это тьмы Ефремовы,
  это тысячи Манассиины.
18 
О Завулоне сказал:
веселись, Завулон, в путях твоих,
  и Иссахар, в шатрах твоих.
19 
Созывают они народ на гору,
  там заколают законные жертвы,
ибо они питаются богатством моря
  и сокровищами, сокрытыми в песке.
20 
О Гаде сказал:
благословен распространивший Гада.
  Он покоится как лев
  и сокрушает и мышцу и голову.
21 
Он избрал себе начаток земли,
  там почтен уделом от законодателя,
и пришел с главами народа,
  и исполнил правду Господа
  и суды с Израилем.
22 
О Дане сказал:
Дан молодой лев,
  который выбегает из Васана.
23 
О Неффалиме сказал:
Неффалим насыщен благоволением
  и исполнен благословения Господа;
  море и юг во владении его.
24 
Об Асире сказал:
благословен между сынами Асир,
  он будет любим братьями своими,
  и окунет в елей ногу свою.
25 
Железо и медь — запоры твои;
  как дни твои, будет умножаться богатство твое.
26 
Нет подобного Богу Израилеву,
  Который по небесам принесся на помощь тебе
  и во славе Своей на облаках.
27 
Прибежище (твое) Бог древний,
  и (ты) под мышцами вечными;
Он прогонит врагов от лица твоего
  и скажет: "истребляй!"
28 
Израиль живет безопасно, один;
  око Иакова видит пред собою землю
обильную хлебом и вином,
  и небеса его каплют росу.
29 
Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе,
  народ, хранимый Господом,
Который есть щит, охраняющий тебя,
  и меч славы твоей?
Враги твои раболепствуют тебе,
  и ты попираешь выи их.
Свернуть

Древние благословения двенадцати коленам, которые Моисей произносит перед смертью, раскрывают перед нами (на ветхозаветном языке) красоту замысла Божьего о нас. То, что благословения относятся как к отдельным коленам, так и ко всему Израилю, являет принцип единства-множественности, по которому Бог устроил мир. Этот же принцип работает и в отношении любого человеческого общества — семьи, общины, страны, Церкви. Каждый важен для Бога, у каждого есть свое служение, свои дары, свое благословение. Но и все мы вместе являемся предметом Его любви и благодатной заботы. Этот аспект очень важен и в практическом отношении. Например, верующий человек часто склонен либо полностью идентифицироваться с общим телом — с Церковью, либо же, наоборот, обособляться от Него. О важности личностного аспекта говорится в Мф. 6:6. А о ценности общения в Боге — последняя заповедь Христа: «Да будут все едины».

Другие мысли вслух

 
На Втор 33:1-29
1 Вот благословение, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею. 2 Он сказал:
Господь пришел от Синая,
  открылся им от Сеира,
  воссиял от горы Фарана
и шел со тьмами святых;
  одесную Его огнь закона.
 
3 Истинно Он любит народ (Свой);
  все святые его в руке Твоей,
и они припали к стопам Твоим,
  чтобы внимать словам Твоим.
 
4 Закон дал нам Моисей,
  наследие обществу Иакова.
 
5 И он был царь Израиля,
  когда собирались главы народа
  вместе с коленами Израилевыми.
Да живет Рувим и да не умирает,
  и (Симеон) да не будет малочислен!
Но об Иуде сказал сие:
услыши, Господи, глас Иуды
  и приведи его к народу его;
руками своими да защитит он себя,
  и Ты будь помощником против врагов его.
И о Левии сказал: туммим Твой
  и урим Твой на святом муже Твоем,
которого Ты искусил в Массе,
  с которым Ты препирался при водах Меривы,
который говорит об отце своем и матери своей:
  "я на них не смотрю",
  и братьев своих не признает,
  и сыновей своих не знает.
Ибо они, левиты, слова Твои хранят
  и завет Твой соблюдают,
10 
учат законам Твоим Иакова
  и заповедям Твоим Израиля,
возлагают курение пред лице Твое
  и всесожжения на жертвенник Твой.
11 
Благослови, Господи, силу его
  и о деле рук его благоволи,
порази чресла восстающих на него
  и ненавидящих его, чтобы они не могли стоять.
12 
О Вениамине сказал:
возлюбленный Господом обитает
  у Него безопасно,
(Бог) покровительствует ему всякий день,
  и он покоится между раменами Его.
13 
Об Иосифе сказал:
да благословит Господь землю его
  вожделенными дарами неба,
  росою и дарами бездны, лежащей внизу,
14 
вожделенными плодами от солнца
  и вожделенными произведениями луны,
15 
превосходнейшими произведениями гор древних
  и вожделенными дарами холмов вечных,
16 
и вожделенными дарами земли и того, что наполняет ее.
  Благословение Явившегося в терновом кусте
да приидет на главу Иосифа
  и на темя наилучшего из братьев своих.
17 
Крепость его как первородного тельца,
  и роги его, как роги буйвола;
ими избодет он народы все до пределов земли:
  это тьмы Ефремовы,
  это тысячи Манассиины.
18 
О Завулоне сказал:
веселись, Завулон, в путях твоих,
  и Иссахар, в шатрах твоих.
19 
Созывают они народ на гору,
  там заколают законные жертвы,
ибо они питаются богатством моря
  и сокровищами, сокрытыми в песке.
20 
О Гаде сказал:
благословен распространивший Гада.
  Он покоится как лев
  и сокрушает и мышцу и голову.
21 
Он избрал себе начаток земли,
  там почтен уделом от законодателя,
и пришел с главами народа,
  и исполнил правду Господа
  и суды с Израилем.
22 
О Дане сказал:
Дан молодой лев,
  который выбегает из Васана.
23 
О Неффалиме сказал:
Неффалим насыщен благоволением
  и исполнен благословения Господа;
  море и юг во владении его.
24 
Об Асире сказал:
благословен между сынами Асир,
  он будет любим братьями своими,
  и окунет в елей ногу свою.
25 
Железо и медь — запоры твои;
  как дни твои, будет умножаться богатство твое.
26 
Нет подобного Богу Израилеву,
  Который по небесам принесся на помощь тебе
  и во славе Своей на облаках.
27 
Прибежище (твое) Бог древний,
  и (ты) под мышцами вечными;
Он прогонит врагов от лица твоего
  и скажет: "истребляй!"
28 
Израиль живет безопасно, один;
  око Иакова видит пред собою землю
обильную хлебом и вином,
  и небеса его каплют росу.
29 
Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе,
  народ, хранимый Господом,
Который есть щит, охраняющий тебя,
  и меч славы твоей?
Враги твои раболепствуют тебе,
  и ты попираешь выи их.
Свернуть
Книга Второзакония завершается благословением Моисея, после которого следует заключительная сцена-эпилог. Это благословение напоминает благословение народа...  Читать далее

Книга Второзакония завершается благословением Моисея, после которого следует заключительная сцена-эпилог. Это благословение напоминает благословение народа Иосифом, которое мы находим в заключительной части Книги Бытия. Такие параллели не случайны.

Изначально Книга Иисуса Навина, судя по преобладающему сегодня среди библеистов мнению, составляла единое целое с Пятикнижием, являясь шестой книгой Торы, какой она была создана во время Вавилонского плена. Тора перестала быть Шестикнижием, превратившись в Пятикнижие, лишь после реформы Эзры в середине V в. до н.э. Книга Бытия была изначально своего рода прологом к Торе, а Книга Иисуса Навина — её эпилогом. Таким образом оказывается, что благословение народа — точнее, двенадцати племён, из которых он состоит — звучит в самом конце пролога Торы и перед самым её эпилогом.

В первом случае благословляет народ Иосиф — ведь именно он сделал возможным переселение народа в Египет и спасение его от голодной смерти, а во втором — Моисей, духовный вождь, организатор и вдохновитель Исхода, при котором народ Египет покинул. Однако в обоих случаях благословение всегда конкретно, оно связано с особенностями каждого племени и его родоначальника. Ничего удивительного тут нет: благословение ведь означает не что иное, как дарование Богом народу или отдельному человеку той силы, которая, в первую очередь, должна позволить человеку стать самим собой, тем, кем и чем его задумал Бог.

Речь идёт, разумеется, о себе настоящем, о подлинном качестве и о подлинном призвании человека, а не о том, что человек нередко о себе воображает, считая себя вовсе не тем, что он есть на самом деле, и придумывая себе «призвание» сообразно собственной воображаемой картине себя и своей жизни. Стать же тем, кто человек есть на самом деле, можно лишь с Божьим участием: ведь на самом деле человек всегда таков, каким его задумал Бог.

Благословение поэтому и предполагает раскрытие Богом в человеке его наиболее характерной черты, которая сама по себе почти всегда амбивалентна и может быть с равным успехом использована как на благо, так и во зло. Бог хочет, чтобы каждый с Его помощью раскрыл в себе себя настоящего и использовал то лучшее, что дано ему Им. Так строится жизнь человека, и так же строится жизнь народа — ведь для Бога народ не масса, он состоит из отдельных людей, из которых Бог видит и знает каждого. Это данный Богом народу потенциал — а как он будет задействован, зависит от самого народа и от конкретных людей.

Свернуть
 
На Втор 33:1-29
1 Вот благословение, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею. 2 Он сказал:
Господь пришел от Синая,
  открылся им от Сеира,
  воссиял от горы Фарана
и шел со тьмами святых;
  одесную Его огнь закона.
 
3 Истинно Он любит народ (Свой);
  все святые его в руке Твоей,
и они припали к стопам Твоим,
  чтобы внимать словам Твоим.
 
4 Закон дал нам Моисей,
  наследие обществу Иакова.
 
5 И он был царь Израиля,
  когда собирались главы народа
  вместе с коленами Израилевыми.
Да живет Рувим и да не умирает,
  и (Симеон) да не будет малочислен!
Но об Иуде сказал сие:
услыши, Господи, глас Иуды
  и приведи его к народу его;
руками своими да защитит он себя,
  и Ты будь помощником против врагов его.
И о Левии сказал: туммим Твой
  и урим Твой на святом муже Твоем,
которого Ты искусил в Массе,
  с которым Ты препирался при водах Меривы,
который говорит об отце своем и матери своей:
  "я на них не смотрю",
  и братьев своих не признает,
  и сыновей своих не знает.
Ибо они, левиты, слова Твои хранят
  и завет Твой соблюдают,
10 
учат законам Твоим Иакова
  и заповедям Твоим Израиля,
возлагают курение пред лице Твое
  и всесожжения на жертвенник Твой.
11 
Благослови, Господи, силу его
  и о деле рук его благоволи,
порази чресла восстающих на него
  и ненавидящих его, чтобы они не могли стоять.
12 
О Вениамине сказал:
возлюбленный Господом обитает
  у Него безопасно,
(Бог) покровительствует ему всякий день,
  и он покоится между раменами Его.
13 
Об Иосифе сказал:
да благословит Господь землю его
  вожделенными дарами неба,
  росою и дарами бездны, лежащей внизу,
14 
вожделенными плодами от солнца
  и вожделенными произведениями луны,
15 
превосходнейшими произведениями гор древних
  и вожделенными дарами холмов вечных,
16 
и вожделенными дарами земли и того, что наполняет ее.
  Благословение Явившегося в терновом кусте
да приидет на главу Иосифа
  и на темя наилучшего из братьев своих.
17 
Крепость его как первородного тельца,
  и роги его, как роги буйвола;
ими избодет он народы все до пределов земли:
  это тьмы Ефремовы,
  это тысячи Манассиины.
18 
О Завулоне сказал:
веселись, Завулон, в путях твоих,
  и Иссахар, в шатрах твоих.
19 
Созывают они народ на гору,
  там заколают законные жертвы,
ибо они питаются богатством моря
  и сокровищами, сокрытыми в песке.
20 
О Гаде сказал:
благословен распространивший Гада.
  Он покоится как лев
  и сокрушает и мышцу и голову.
21 
Он избрал себе начаток земли,
  там почтен уделом от законодателя,
и пришел с главами народа,
  и исполнил правду Господа
  и суды с Израилем.
22 
О Дане сказал:
Дан молодой лев,
  который выбегает из Васана.
23 
О Неффалиме сказал:
Неффалим насыщен благоволением
  и исполнен благословения Господа;
  море и юг во владении его.
24 
Об Асире сказал:
благословен между сынами Асир,
  он будет любим братьями своими,
  и окунет в елей ногу свою.
25 
Железо и медь — запоры твои;
  как дни твои, будет умножаться богатство твое.
26 
Нет подобного Богу Израилеву,
  Который по небесам принесся на помощь тебе
  и во славе Своей на облаках.
27 
Прибежище (твое) Бог древний,
  и (ты) под мышцами вечными;
Он прогонит врагов от лица твоего
  и скажет: "истребляй!"
28 
Израиль живет безопасно, один;
  око Иакова видит пред собою землю
обильную хлебом и вином,
  и небеса его каплют росу.
29 
Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе,
  народ, хранимый Господом,
Который есть щит, охраняющий тебя,
  и меч славы твоей?
Враги твои раболепствуют тебе,
  и ты попираешь выи их.
Свернуть
Древние благословения двенадцати коленам, которые Моисей произносит перед смертью, раскрывают перед нами...  Читать далее

Древние благословения двенадцати коленам, которые Моисей произносит перед смертью, раскрывают перед нами (на ветхозаветном языке) красоту замысла Божьего о нас. То, что благословения относятся как к отдельным коленам, так и ко всему Израилю, являет принцип единства-множественности, по которому Бог устроил мир. Этот же принцип работает и в отношении любого человеческого общества — семьи, общины, страны, Церкви. Каждый важен для Бога, у каждого есть свое служение, свои дары, свое благословение. Но и все мы вместе являемся предметом Его любви и благодатной заботы. Этот аспект очень важен и в практическом отношении. Например, верующий человек часто склонен либо полностью идентифицироваться с общим телом — с Церковью, либо же, наоборот, обособляться от Него. О важности личностного аспекта говорится в Мф. 6:6. А о ценности общения в Боге — последняя заповедь Христа: «Да будут все едины».

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).