Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Откр 4:1-11

Поделиться
1 После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. 2 И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; 3 и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. 4 И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. 5 И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; 6 и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. 7 И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. 8 И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая:
свят, свят, свят
Господь Бог Вседержитель,
  Который был, есть и грядет.
 9 И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, 10 тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря:
 
11 достоин Ты, Господи,
  приять славу и честь и силу:
ибо Ты сотворил все,
  и все по Твоей воле существует и сотворено.
Свернуть

Этот отрывок из книги Откровения состоит из сплошной символики. Рассматривать его буквально вообще не имеет смысла: попытка представить себе внешность Бога (Который должен быть похож на драгоценные камни) обречена на провал. Но в символах Иоанн пытается выразить открытую ему реальность. Бог – средоточие света: именно об этом говорят образы сверкающих камней и радуги. Двадцать четыре старца – по мнению многих комментаторов, образ родоначальников ветхозаветной и новозаветной Церквей: 12 патриархов и 12 апостолов. Четыре «животных» – возможно, ангелы; эти четыре существа соответствуют в церковной традиции четырём евангелистам. Иоанн рисует картину непостижимой славы Божией и не менее непостижимого общения с Ним в Его Царствии. И вершина общения с Ним – хвала: хвала, к которой призваны мы все.

Другие мысли вслух

 
На Откр 4:1-11
1 После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. 2 И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; 3 и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. 4 И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. 5 И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; 6 и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. 7 И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. 8 И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая:
свят, свят, свят
Господь Бог Вседержитель,
  Который был, есть и грядет.
 9 И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, 10 тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря:
 
11 достоин Ты, Господи,
  приять славу и честь и силу:
ибо Ты сотворил все,
  и все по Твоей воле существует и сотворено.
Свернуть
После послания семи церквям Иоанну открывается видение Престола славы и того богослужения, которое там происходит. Образы, из которых оно складывается, можно считать традиционными. Сам Престол славы открывался ещё пророкам...  Читать далее

После послания семи церквям Иоанну открывается видение Престола славы и того богослужения, которое там происходит. Образы, из которых оно складывается, можно считать традиционными. Сам Престол славы открывался ещё пророкам допленной эпохи, смысл этого символа вполне прозрачен: он свидетельствует о том, что видящий его оказывается в центре мироздания как Царства Божьего, там, где Бог встречается с сотворённым Им миром. И четыре животных, упомянутые апостолом, тоже известны из пророческого визионерского опыта: они символизируют собой те силы мироздания, силы природные, через которые и проявляется власть Бога над миром.

Конечно, Бог остаётся Творцом, а мир — творением, пропасть между Божьим бытием и бытием тварным остаётся, но она преодолевается тем действием Божьей воли, которая и делает возможным то, что открывается Иоанну: предстояние мира Богу, то богослужение вокруг Престола славы, да и само явление Престола, которое становится духовным центром мироздания. Конечно, символы есть символы, увиденное Иоанном нельзя рассматривать как непосредственное восприятие духовной реальности самой по себе, такой, какова она есть.

Но такой, какова она есть, её вообще невозможно увидеть, равно, как нельзя воспринять её и никакими другими человеческими чувствами. И представить её себе такой, какова она есть, тоже нельзя: ведь речь идёт не о природе, а о духе, между тем, как наша психика, сама будучи природой, хоть и особой, может воспринимать духовные воздействия и реагировать на них, но не воспринимать их такими, какие они есть.

Наша психика воспринимает не духовные воздействия как таковые, а те следы, которые эти воздействия оставляют — вот они-то и становятся символами визионерских «картин». Такова и «картина», открывшаяся Иоанну у Престола славы: он видит мир, предстоящий Богу, и народ Божий, который символизируют двадцать четыре старца. Число тут символично: дважды двенадцать, двойная полнота народа Божьего, символом которого и стало число двенадцать — соответственно двенадцати коленам. Таким предстаёт апостолу небесное богослужение, духовный центр Царства, а значит, и всего мироздания.

Свернуть
 
На Откр 4:1-11
1 После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. 2 И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; 3 и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. 4 И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. 5 И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; 6 и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. 7 И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. 8 И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая:
свят, свят, свят
Господь Бог Вседержитель,
  Который был, есть и грядет.
 9 И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, 10 тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря:
 
11 достоин Ты, Господи,
  приять славу и честь и силу:
ибо Ты сотворил все,
  и все по Твоей воле существует и сотворено.
Свернуть
Сразу же после получения им послания, предназначенного семи церквям, апостол видит себя стоящим перед Престолом Славы...  Читать далее

Сразу же после получения им послания, предназначенного семи церквям, апостол видит себя стоящим перед Престолом Славы (ст. 2 – 3). Образ двери, открытой в небо (ст. 1), не нуждается в объяснениях, смысл его вполне прозрачен. Обращает на себя внимание выражение «после этого», которое даёт понять, что речь идёт о событиях, относящихся к концу времён: ведь семь конкретных церквей, к которым обращался Спаситель, фактически представляли собой живой образ вселенской Церкви в её земной истории. Теперь же, как видно, земная история окончилась, и апостолу начинает открываться то, что будет предшествовать дню Суда и возвращения Спасителя. Откровение Престола Славы уже в эпоху поздних пророков воспринималось, как откровение Царства (Ис. 6 : 1 – 3). Апостолу Престол Славы открывается на фоне меноры (священного семисвечника), такого же, как тот, который он видел позади явившемуся ему прежде Спасителя (ст. 5; ср. Откр. 1 : 12 – 15).

Как видно, Иоанну открылось то небесное святилище, прообразом которого на земле была Скиния и Святое Святых Иерусалимского Храма. Есть в этом небесном святилище и совет старейшин, состоящий, как видно, из двадцати четырёх человек, и некие «животные», которые поклоняются Богу вместе с людьми (ст. 4 – 11). Число двадцать четыре нужно, очевидно, считать символическим; как всякое число, кратное двенадцати, оно символизирует полноту народа Божия, а в новозаветном контексте — и полноту Церкви тоже. Как видно, небесная Церковь в лице своего совета старейшин всегда пребывает у престола Божия. Что же касается «животных», то это, очевидно, те же самые существа, которых Иезекииль видел везущими колесницу Яхве (Иезек. 1 : 4 – 13). Конечно, речь в данном случае идёт не о животных собственно, а о неких духовных существах явно нечеловеческой природы, которые исполняют перед Богом некие служебные функции. Их лица напоминают о божественности, как она понималась в языческом мире: символами верховного божества в ближневосточных религиях были, в частности, бык, лев и орёл, с которыми связывалось представление, соответственно, о плодородии, силе и власти. Как видно, все эти силы в Царстве никуда не исчезают, изменяется лишь их природа и функции: теперь главным их предназначением становится не самоутверждение, а служение Богу. То же относится и к преображённой человечности: не случайно одно из «животных» имеет человеческое лицо. Предстоящая престолу Божию небесная Церковь, поклоняющаяся Ему вместе с силами преображённого космоса — таким открывается Царство Иоанну.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).