Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Мф 4:12-17

Поделиться
12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею 13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, 14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
 
15 "земля Завулонова и земля Неффалимова,
  на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
 
16 народ, сидящий во тьме,
  увидел свет великий,
и сидящим в стране и тени смертной
  воссиял свет".
17 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Свернуть

Многие люди (среди которых далеко не одни лишь христиане) на протяжении вот уже двух тысячелетий пытаются сформулировать то главное, что хотел сказать миру Иисус. А весть, которую Он принёс, в сущности, умещается в одну фразу: обратитесь, потому, что Царство Небесное приблизилось. Собственно, ничего другого Он и не говорил; всё остальное было лишь свидетельством истинности этих главных слов, наглядным и зримым доказательством того, что Царство, которого ждали, о котором говорили ещё ветхозаветные пророки, наконец действительно «приблизилось», что оно уже рядом, уже входит в наш мир, преображая его, так, что теперь каждому ищущему Царства предоставляется возможность приобщиться к той жизни, которой он жаждал. Конечно, чтобы такое приобщение стало возможным, многое в своей жизни придётся пересмотреть и изменить. Да и отношения между людьми, живущими в Царстве, не могут быть такими же, как между теми, кто живёт по закону нашего, хотя и преображающегося, но далеко ещё не до конца преображённого мира. Об этой новой жизни, о жизни Царства и рассказывают нам все без исключения новозаветные книги. Но в этих книгах собраны свидетельства тех, кто встретил Христа и приобщился к Царству, они — лишь иллюстрация главного. А главное, что составляет суть христианства, уместилось в одну фразу Спасителя: обратитесь, потому, что Царство Небесное приблизилось.

Другие мысли вслух

 
На Мф 4:12-17
12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею 13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, 14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
 
15 "земля Завулонова и земля Неффалимова,
  на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
 
16 народ, сидящий во тьме,
  увидел свет великий,
и сидящим в стране и тени смертной
  воссиял свет".
17 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Свернуть
Для чего Христу понадобилось уходить в Галилею? По обычной человеческой логике идти на проповедь следовало бы в те края...  Читать далее

Для чего Христу понадобилось уходить в Галилею? По обычной человеческой логике идти на проповедь следовало бы в те края, где больше грамотной публики, сведущей в Писании и потому более подготовленной, туда, где проще быть услышанным. А в те дни, когда сажают широко известного проповедника, лучше и вовсе притихнуть, но зато заручиться поддержкой влиятельных лиц, чтобы выждать и в удобный момент выйти на проповедь при их поддержке.

Но Христос следует Своей логике, на обычный человеческий лад непонятной. Даже на доброжелательный взгляд Его проповедь могла показаться принятием эстафеты, выпавшей из рук Иоанна. Ведь Иисус повторяет слова Иоанна: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Но скоро уже в Галилее наметится разница между двумя учениями, одно из которых уступит место другому.

Христос будет расти, а Иоанн умаляться. Но величие Христа неразрывно связано с Его умалением, и одним из проявлений умаления стал уход в Галилею, глухую провинцию на границе языческих земель. Именно здесь происходит мало кем замеченное поначалу событие, изменившее мир, — проповедь Спасителя.

Свернуть
 
На Мф 4:12-23
12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею 13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, 14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
 
15 "земля Завулонова и земля Неффалимова,
  на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
 
16 народ, сидящий во тьме,
  увидел свет великий,
и сидящим в стране и тени смертной
  воссиял свет".
17 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, 19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. 20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. 21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. 22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.
23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
Свернуть
Ключевое слово в сегодняшнем евангельском чтении — свет. Евангелист говорит нам, что приход...  Читать далее

Ключевое слово в сегодняшнем евангельском чтении — свет. Евангелист говорит нам, что приход Господа Иисуса в Галилею стал для жителей этой страны явлением великого света, о котором пророчествовал Исайя. Подобным образом говорит и Сам Господь в беседе с Никодимом, о чем рассказывает нам евангелист Иоанн. Господь сказал, что суд миру состоит в том, что свет пришел в мир. Речь, конечно, идет не о таинственном сиянии Божества, сопровождающем порой Откровение Славы Вседержителя. Скорее, нужно вспомнить слова псалма: «Слово Твое — светильник ноге моей». Приход Христа дает нам возможность видеть и различать добро и зло, путь жизни и путь смерти. В Его присутствии мы получаем возможность увидеть правду о Боге, о самих себе и о мире. И если свет Преображения, нетварное сияние Божие, удостоиваются видеть лишь некоторые из нас, то свет истины, о котором говорят сегодня пророк Исайя и евангелист Матфей, даются каждому с того дня, когда Господь начал Свое служение.

Свернуть
 
На Мф 4:12-25
12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею 13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, 14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
 
15 "земля Завулонова и земля Неффалимова,
  на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
 
16 народ, сидящий во тьме,
  увидел свет великий,
и сидящим в стране и тени смертной
  воссиял свет".
17 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, 19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. 20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. 21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. 22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.
23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. 24 И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. 25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.
Свернуть
Иисус начинает Свою проповедь с того, на чем прервалась проповедь Иоанна Крестителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»...  Читать далее

Иисус начинает Свою проповедь с того, на чем прервалась проповедь Иоанна Крестителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Но не это — суть Его проповеди. Именно сегодняшний отрывок Евангелия от Матфея наиболее четко описывает Его служение: Он призывает учеников и тем самым начинает строить Свою Церковь, Он проповедует Евангелие Царства и Он являет дела Божьи в этом мире, свидетельствуя о том, что с Его приходом отношения между Богом и миром изменились. Сегодняшний отрывок — своеобразное «краткое содержание» всего последующего Евангелия.

Свернуть
 
На Мф 4:1-25
1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, 2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. 3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. 4 Он же сказал ему в ответ: написано:
"не хлебом одним будет жить человек,
  но всяким словом, исходящим из уст Божиих."
 5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, 6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано:
"Ангелам Своим заповедает о Тебе,
  и на руках понесут Тебя,
да не преткнешься о камень ногою Твоею".
 7 Иисус сказал ему: написано также: "не искушай Господа Бога твоего". 8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. 10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано:
"Господу Богу твоему поклоняйся
  и Ему одному служи".
 11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.
12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею 13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, 14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
 
15 "земля Завулонова и земля Неффалимова,
  на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
 
16 народ, сидящий во тьме,
  увидел свет великий,
и сидящим в стране и тени смертной
  воссиял свет".
17 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, 19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. 20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. 21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. 22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.
23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. 24 И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. 25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.
Свернуть
Вряд ли евангелисту могла прийти в голову мысль, что испытание Иисуса в пустыне могло окончиться тем, что Он бы...  Читать далее

Вряд ли евангелисту могла прийти в голову мысль, что испытание Иисуса в пустыне могло окончиться тем, что Он бы уступил соблазну сатаны, впал в какой-нибудь грех. Скорее, в описании этого странного спора, где Сын Божий и сатана перебрасываются библейскими цитатами, кроется выбор, стоявший перед Иисусом: какой путь Он изберет, чтобы осуществить Свою миссию, как Бог явится людям и возвратит их к истинной жизни. Искуситель предлагает Ему путь земного царства, ведь если Он — действительно Сын Божий, то все царства земли по праву принадлежат Ему, все неисчислимые легионы ангелов будут сражаться за Него, сама земля превратит Его державу в рай, а камни станут хлебами. Но Господь выбирает другой путь: Он не будет привлекать людей показными чудесами и силой, вместо рабов у Него будут ученики, которые узнают о Его божественной славе без принуждения, верой и любовью.

Свернуть
 
На Мф 4:1-25
1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, 2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. 3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. 4 Он же сказал ему в ответ: написано:
"не хлебом одним будет жить человек,
  но всяким словом, исходящим из уст Божиих."
 5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, 6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано:
"Ангелам Своим заповедает о Тебе,
  и на руках понесут Тебя,
да не преткнешься о камень ногою Твоею".
 7 Иисус сказал ему: написано также: "не искушай Господа Бога твоего". 8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. 10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано:
"Господу Богу твоему поклоняйся
  и Ему одному служи".
 11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.
12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею 13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, 14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
 
15 "земля Завулонова и земля Неффалимова,
  на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
 
16 народ, сидящий во тьме,
  увидел свет великий,
и сидящим в стране и тени смертной
  воссиял свет".
17 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, 19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. 20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. 21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. 22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.
23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. 24 И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. 25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.
Свернуть
Сегодняшнее чтение посвящено описанию начала земного служения Иисуса, которому предшествует искушение в пустыне...  Читать далее

Сегодняшнее чтение посвящено описанию начала земного служения Иисуса (ст. 12 – 25), которому предшествует искушение в пустыне (ст. 1 – 11). Зачем, казалось бы, проводить через такое испытание Того, Кто заведомо должен был его выдержать? И всё же свой смысл здесь был. Человек всегда остаётся человеком, даже если речь идёт о Человеке, в Котором пребывает вся полнота Божия. Даже такой Человек свободен, и потому должен свободно выбрать Свой путь, так же, как и всякий другой человек. Божественная воля присуща Иисусу в той же полноте, как Отцу Небесному, но и воля человеческая дана ему также во всей полноте, так что выбор для Него отнюдь не был игрой или условностью. А само испытание было, в сущности, проверкой на готовность избегать тех соблазнительно лёгких путей, которые дьявол во все времена пытался выдать за истинные. Ловушка здесь в том, что пути эти обещают привести к поставленной Богом цели, но без тех усилий, которых, очевидно, потребует путь, указанный Богом. Главной темой проповеди Иисуса становится Царство, которое, по Его словам, «приблизилось», и призыв к обращению, без которого в Царство не войти (ст. 17). Но как побудить людей к обращению? Тут-то дьявол и предлагает Иисусу своё «содействие». Преврати камни в хлеб, накорми народ, и тогда каждый готов будет пойти за Тобой в Царство (ст. 3). Вариант, казалось бы, действительно беспроигрышный: кто же откажется от бесплатного хлеба? Вот только и стимулом для обращающихся станет тогда хлеб, а не Царство. Ведь и без того человечество во все времена искало себе удобной и выгодной религии, а от высших сил все народы хотели добиться прежде всего успеха в делах, военных побед и хороших урожаев. И если сегодня об этом не говорится напрямую, то нередко лишь потому, что эти просьбы сменились рассуждениями о «социальной функции религии» и «экономической эффективности» той или иной конфессии. А Иисус между тем говорит о слове Божием, о том живом откровении и той полноте богообщения, без которых нет Царства и которые не заменить никакими экономическими успехами и достижениями (ст. 4). Ну что ж, если не хлеб, тогда чудо, за чудом народ побежит так же, как за бесплатным хлебом (ст. 5 – 6). Вот только чудеса, которые дьявол предлагает Иисусу, такого рода, что человек никак в них не участвует. С человеком что-то происходит; он видит и слышит то, чего никогда бы не увидел и не услышал, быть может, он меняется внешне, и может даже иногда увидеть то Царство, о котором говорит Иисус. Вот только внутренне человек при этом не меняется нисколько; речь идёт не о том, чего хочет человек и на что он готов решиться ради Бога и Его Царства, а о том, что может сделать для человека Бог. Но Бог готов сделать для человека всё, Он уже не раз доказывал это делом, и испытывать Его лишний раз не стоит (ст. 7). Конечно, если бы в Царство можно было попасть по взмаху волшебной палочки, желающих было бы огромное множество, но ведь мало просто оказаться в Царстве, нужно ещё впустить его в своё сердце, а тут уже не поможет никакая волшебная палочка, на это человек должен решиться сам. И вот, когда все уловки оказались бесполезными, дьявол просто предлагает Иисусу сделку: всего один поклон в обмен на полную свободу действий в мире, где дьявол правит и где действовать без его согласия означает обречь себя на заведомое поражение (ст. 9 – 10). Соблазн велик: всего один чисто символический жест, к тому же без свидетелей, и никаких проблем в дальнейшем: ведь если дьявол не вмешается, то не помешает и никто другой в мире, в котором его власть до пришествия Христа была поистине безграничной. Но Иисус понимает: такой символический жест означает, что дьявол будет всегда стоять у Него за спиной, отравляя своим присутствием то Царство, которое Он несёт в мир. Конечно, дух тьмы редко обнаруживает это своё присутствие прямо, но он не случайно показывает Иисусу мир именно как «царства мира и славу их» (ст. 8): где государство, тем более «славное», там дьяволу место найдётся всегда, такова природа всякой власти в падшем мире. И тут уже неважно, какой теорией прикроет он свои попытки отравить жизнь Церкви Христовой и отвратить верных от Царства: концепцией ли «двух мечей», как когда-то на Западе, или теорией «симфонии», как в те же времена на Востоке, или идеей «Царства Божия на земле», как случалось нередко в более поздние времена. От такой духовной отравы спасает лишь одно: безусловная верность Богу, тому Богу Живому, полноту Которого несёт в Себе Иисус (ст. 10). И лишь после преодоления этих соблазнов открывается возможность пребывать в Царстве и свидетельствовать о нём.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).