Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на 2 Цар 24:10

Поделиться
10 И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я.
Свернуть

Что страшного в желании Давида пересчитать свой народ? Царь всего лишь выясняет, чем он владеет. Информация небесполезная и для правителя очень важная. Из нее узнаешь, на какое количество солдат ты можешь расчитывать в войне, сколько налогов можно собрать и т.д. Нам кажется, что царь вправе все это знать, поскольку власть царя безгранична. Особенно царя, поставленного Богом. Но уникальность положения царя Израиля в том, что народ, данный ему, на самом деле принадлежит Богу. Бог его считает, умножает, воспитывает. И желание отодвинуть Бога, лишить Его власти хотя бы мысленно, все посчитать и всем овладеть, вытеснив Бога повыше, чтобы распоряжаться земным самому, это желание не помазанника, но любого человека. Одновременно это и корень первородного греха: владеть всем самому и объявить себя хозяином всего, что, казалось бы, твое. Но это «все» только дано в управление. И Владелец Сам знает времена и сроки, когда Он выясняет, насколько разумно ты управляешь тем, что тебе доверено.

Другие мысли вслух

 
На 2 Цар 24:10
10 И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я.
Свернуть
В традиционных обществах люди обычно очень осторожно (а чаще и прямо негативно) относятся ко всякого рода попыткам переписи населения, паспортизации и всем другим формам государственного учёта населения или его имущества...  Читать далее

В традиционных обществах люди обычно очень осторожно (а чаще и прямо негативно) относятся ко всякого рода попыткам переписи населения, паспортизации и всем другим формам государственного учёта населения или его имущества. Оно и неудивительно: ведь в таком обществе существуют свои, обычно общинные, формы и способы учёта и контроля. А на всякого рода нововведения в этой области носители традиционалистского менталитета смотрят как на попытку лишить их прежней свободы и подчинить власти каких-то структур, почти всегда воспринимающихся как нечто чуждое или прямо враждебное.

Вряд ли отношение к переписи во времена Давида могло быть иным. В самом деле, еврейское общество при Давиде было ещё вполне патриархальным, так же, как и само государство. Царь опирался в управлении государством на традиционные племенные институты вроде совета старейшин и народного собрания. У Давида был, конечно, и свой круг приближённых, и своя дружина, но ни регулярного бюрократического аппарата, ни регулярной армии в его государстве ещё не существовало.

И то, и другое появилось в Израиле только во время правления сына Давида Соломона как следствие проведённых Соломоном реформ. И духовные лидеры, стоявшие во главе пророческого движения, тоже относились к переписи отрицательно: они всегда поддерживали традиционный уклад жизни и старинные патриархальные обычаи. Но было в этой затее с переписью и иное, собственно духовное измерение. Любая перепись делается для того, чтобы сделать управление страной более эффективным. Пересчитать всех с тем, чтобы людьми было проще распоряжаться, чтобы легче было ими манипулировать.

Понятая так перепись была несомненным шагом к укреплению той земной государственности, которая всегда враждебна Богу как таковая, по самой своей сути. Предоставленная сама себе, всякая государственность превращается рано или поздно в очередную Вавилонскую башню, конец которой предопределён самой её природой. И каждый шаг на пути к укреплению государственности поэтому следует делать лишь тогда, когда это абсолютно необходимо, когда другого выхода просто нет.

Тогда, когда без такого шага народ не сможет дальше нормально жить. В случае с Давидом ничего подобного явно не было: перепись делалась просто для того, чтобы подвести итоги пройденного пути. Без неё вполне можно было обойтись. И Давид, уже отдав распоряжение о переписи, почти сразу же понял, какой шаг он сделал, какой духовный процесс запустил. Как человек духовно чуткий он не мог этого не понять. А поняв, не мог не раскаяться в совершённом: ведь он всегда оставался в первую очередь пророком, Божьим человеком, и лишь затем царём, политиком, воином.

Свернуть
 
На 2 Цар 24:1-25
1 Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду. 2 И сказал царь Иоаву военачальнику, который был при нем: пройди по всем коленам Израилевым (и Иудиным) от Дана до Вирсавии, и исчислите народ, чтобы мне знать число народа. 3 И сказал Иоав царю: Господь Бог твой да умножит столько народа, сколько есть, и еще во сто раз столько, а очи господина моего царя да увидят это; но для чего господин мой царь желает этого дела? 4 Но слово царя Иоаву и военачальникам превозмогло; и пошел Иоав с военачальниками от царя считать народ Израильский. 5 И перешли они Иордан и остановились в Ароере, на правой стороне города, который среди долины Гадовой, к Иазеру; 6 и пришли в Галаад и в землю Тахтим-Ходши; и пришли в Дан-Яан и обошли Сидон; 7 и пришли к укреплению Тира и во все города Хивеян и Хананеян и вышли на юг Иудеи в Вирсавию; 8 и обошли всю землю и пришли чрез девять месяцев и двадцать дней в Иерусалим. 9 И подал Иоав список народной переписи царю; и оказалось, что Израильтян было восемьсот тысяч мужей сильных, способных к войне, а Иудеян пятьсот тысяч.
10 И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я. 11 Когда Давид встал на другой день утром, то было слово Господа к Гаду пророку, прозорливцу Давида: 12 пойди и скажи Давиду: так говорит Господь: три наказания предлагаю Я тебе; выбери себе одно из них, которое совершилось бы над тобою. 13 И пришел Гад к Давиду, и возвестил ему, и сказал ему: избирай себе, быть ли голоду в стране твоей семь лет, или чтобы ты три месяца бегал от неприятелей твоих, и они преследовали тебя, или чтобы в продолжение трех дней была моровая язва в стране твоей? теперь рассуди и реши, что мне отвечать Пославшему меня. 14 И сказал Давид Гаду: тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне. (И избрал себе Давид моровую язву во время жатвы пшеницы.)
15 И послал Господь язву на Израильтян от утра до назначенного времени; (и началась язва в народе) и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек. 16 И простер Ангел (Божий) руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его; но Господь пожалел о бедствии и сказал Ангелу, поражавшему народ: довольно, теперь опусти руку твою. Ангел же Господень был тогда у гумна Орны Иевусеянина. 17 И сказал Давид Господу, когда увидел Ангела, поражавшего народ, говоря: вот, я согрешил, я (пастырь) поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего.
18 И пришел в тот день Гад к Давиду и сказал: иди, поставь жертвенник Господу на гумне Орны Иевусеянина. 19 И пошел Давид по слову Гада (пророка), как повелел Господь. 20 И взглянул Орна и увидел царя и слуг его, шедших к нему, и вышел Орна и поклонился царю лицем своим до земли. 21 И сказал Орна: зачем пришел господин мой царь к рабу своему? И сказал Давид: купить у тебя гумно для устроения жертвенника Господу, чтобы прекратилось поражение народа. 22 И сказал Орна Давиду: пусть возьмет и вознесет в жертву господин мой, царь, что ему угодно. Вот волы для всесожжения и повозки и упряжь воловья на дрова. 23 Все это, царь, Орна отдает царю. Еще сказал Орна царю: Господь Бог твой да будет милостив к тебе! 24 Но царь сказал Орне: нет, я заплачу тебе, что стоит, и не вознесу Господу Богу моему жертвы, взятой даром. И купил Давид гумно и волов за пятьдесят сиклей серебра. 25 И соорудил там Давид жертвенник Господу и принес всесожжения и мирные жертвы. (После Соломон распространил жертвенник, потому что он мал был.) И умилостивился Господь над страною, и прекратилось поражение Израильтян.
Свернуть
Рассказ о переписи начинается с упоминания гнева Господа на израильтян. Повествователь не уточняет, чем был вызван гнев на этот раз...  Читать далее

Рассказ о переписи начинается с упоминания гнева Господа на израильтян. Повествователь не уточняет, чем был вызван гнев на этот раз, тем не менее мы вправе рассматривать затеянную Давидом перепись в связи с общим греховным состоянием народа, за которое надо держать ответ. Устами пророка Гада Господь предлагает Давиду выбрать кару самому, и Давид выбирает наименее продолжительную.

Но даже кратковременная эпидемия оказалась чрезмерно опустошительной. Увидев масштабы бедствия, Давид не только упрашивает Ангела остановить истребление, но и просит покарать себя самого, только бы отвести беду от народа. Характерно, что, обращаясь к Господу, Давид сравнивает народ с овцами, тем самым уподобляя себя пастуху. И действительно, в этом эпизоде Давид ведёт себя, как тот самый добрый пастырь, готовый пострадать за своих овец, о котором через много лет напомнит Сын Давидов.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).