4 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, 5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. |
Камни бывают разные. Например, живые. О том, что Христос – краеугольный камень, мы знаем. Знаем и о том, что Он назвал камнем апостола Петра. Сегодня апостол Пётр напоминает, что каждый из нас – живой камень, и из этих камней созидается Церковь Божия. Как же она созидается? Сама по себе? В определённом смысле – да: камни сами складываются в дом духовный, как говорит апостол Пётр. Они сами «устрояют из себя» Церковь! Они? Мы с вами. Церковь созидаем мы сами, находя в ней своё место.Сама по себе? В определённом смысле – да: камни сами складываются в дом духовный, как говорит апостол Пётр. Они сами «устрояют из себя» Церковь. Они? Мы с вами. Церковь созидаем мы сами, находя в ней своё место.
4 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, 5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. |
Апостол Пётр говорит, что все мы – камни, из которых строится Церковь. Более или менее привычны слова о том, что Христос – «камень краеугольный, избранный, драгоценный». Мы помним и о том, что Иисус сказал Петру: «Ты – камень, и на сем камне я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18). Но, оказывается, каждый из нас –камень, из которого строится Церковь! Мы не просто в ней – мы часть её, если бы не было христиан – не было бы и Церкви.
Камни, из которых построена Церковь, не простые, а живые. И это значит, что Господь не просто механически подбирал некие предметы подходящего размера и формы. В Его плане строительства учитывается каждый отдельный камешек – ведь все они разные, живые, а если они живые, то, значит, они меняются! И это важно, потому что Церковь тоже не просто здание – она живая. Итак, каждый из нас – не «винтик в механизме», а часть живой Церкви. И потому важно, чтобы мы помнили о том, что Церковь – не два-три камешка, а все камни вместе. Если живые камни будут враждовать – Церковь развалится (и мы видим, как это происходит). Если камни будут стремиться к миру и любви – Господь сможет построить из них Свой дом, Церковь.
1 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, 2 как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; 3 ибо вы вкусили, что благ Господь. |
4 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, 5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. 6 Ибо сказано в Писании: "вот, Я полагаю в Сионе камень 7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится". камень, который отвергли строители, 8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, |
9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; 10 некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы. |
Христос назван живым камнем, но подобными Ему живыми камнями призваны быть и мы. Ещё раз апостол отмечает высоту, нам доверенную: мы призваны стать подобными Богу соработниками спасения. Ведь Он сотворил нас по Своему образу и подобию, и если даже мы исказили Его образ своей греховностью, это не значит, что Господь отказался от первоначального замысла.
Собирание верных вокруг Христа и есть важнейший шаг на пути к восстановлению повреждённого грехом мира. Перечень определений, раскрывающих предназначение христиан (род избранный, царственное священство, народ святый...), над которыми следовало бы почаще задумываться посреди повседневной суеты, Петр завершает словами о том, что христиане некогда не народ, а ныне народ Божий. Здесь вспоминается, как с призванием Авраама начинается путь народа, избранного на хранение верности Господу. Но если первоначально для выполнения порученного служения народу было необходимо отгородиться от языческих соседей, то теперь народ Божий расширяется, в его состав могут войти все призванные, хотя бы они были отвергнуты людьми. Но не Богом.
1 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, 2 как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; 3 ибо вы вкусили, что благ Господь. |
4 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, 5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. 6 Ибо сказано в Писании: "вот, Я полагаю в Сионе камень 7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится". камень, который отвергли строители, 8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, |
9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; 10 некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы. |
Пётр говорит о христианской жизни как о пути духовного становления каждого из христиан с непосредственным участием в этом процессе Самого Христа. Апостол не случайно говорит о слове и о «словесном молоке», которое в духовном смысле для становления христиан значит столько же, сколько физическое молоко для физического развития младенца.
Говоря о слове Божьем, в те времена имели в виду прежде всего Тору — не только как текст, естественно, но и как обращённое к человеку откровение. Речь идёт о том, что называлось тогда внутренней Торой — заповедями, которые воспринимались не как юридические или моральные нормы, а как непосредственно обращённые к человеку Божьи интенции. Это было действительно слово Божье — не услышанное от людей, от учителей или проповедников, а воспринятое непосредственно от Бога теми, к кому оно было обращено.
Внутренняя Тора становилась не просто духовным и нравственным императивом для человека, ей следующего, она создавала формы и рамки непосредственного богообщения, превращаясь во внутреннюю форму, которая духовно поддерживала человека. И если внешняя религиозность напоминает в этом отношении корсет, поддерживающий тело извне, то внутренняя Тора больше похожа на скелет, поддерживающий его изнутри и не ограничивающий подвижности. А результатом должно было быть превращение человека в «духовный камень», который, по словам апостола, мог бы стать частью дома, основанием которого является Сам воскресший Христос. Не случайно в этом контексте Пётр упоминает «святое священство» и «духовные жертвы».
Суть всякого яхвистского жертвоприношения — богообщение, пребывание в Божьем присутствии, совместная трапеза Бога и людей. А на священниках лежала задача соединить два мира — освящающий мир Божьего присутствия и мир земной, этим присутствием освящаемый. И вот теперь, после прихода Христа и явления миру Царства, именно жители Царства становятся священниками — мир теперь освящается через них. И в этом смысле можно говорить о «духовных жертвах»: если жертвоприношение — богообщение и пребывание в Божьем присутствии прежде всего, тогда вся жизнь христианина должна стать «жертвоприношением» — в смысле как раз именно такого пребывания.
Но без внутренней Торы это невозможно, без неё Царство останется для человека лишь чем-то внешним, потому, что изнутри он будет совершенно не готов принять ни его силу, ни его дыхание, и ещё меньше будет готов их удержать и нести в мир. А Пётр ставит христианам именно такую задачу — нести Царство в мир, став живыми камнями духовного Храма. Не больше, не меньше.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||