Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ис 26:7-9

Поделиться
Путь праведника прям;
  Ты уравниваешь стезю праведника.
И на пути судов Твоих,
  Господи, мы уповали на Тебя;
к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе
  стремилась душа наша.
Душею моею я стремился к Тебе ночью,
  и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра:
ибо когда суды Твои совершаются на земле,
  тогда живущие в мире научаются правде.
Свернуть

Господь призывает всех тех, кому трудно и больно, придти к Нему. Эти слова обо всех нас - как потом напишет Александр Блок, "о всех усталых в чужом краю, о всех кораблях, ушедших в море, о всех, забывших радость свою". Нас призывает к Себе заботливый Бог - Отец, по Чьему образу и подобию мы сотворены и Которому больно, когда больно нам. Нас зовет к Себе Бог, знающий, что такое страдания и боль - Христос, прошедший через больше страданий, чем каждый из нас, и показавший, что даже за смертью есть прорыв - в Воскресение. Ждет встречи с нами Дух Святой - Бог, дающий покой и силы, чтобы надеяться и верить в то, что прорыв обязательно будет…

У Господа, пожалуй, нет более сильного желания, чем чтобы Его дети пришли к Нему и Он мог излить на них всю Свою любовь. Он хочет снять с нас наши тяготы, все то, что мешает нашему взгляду быть постоянно обращенным на Него, и взамен дать нам что-то, что гораздо более ценно. Что-то, имен чему много, но главное, наверное, - Любовь. Это то благое иго и легкое бремя, о котором Он говорит. И в то же время, как показал нам Сам Христос, Его бремя - это Крест... Крест и прорыв в Воскресение - вот настоящая жизнь, которую предлагает нам Бог.

Другие мысли вслух

 
На Ис 26:7-9
Путь праведника прям;
  Ты уравниваешь стезю праведника.
И на пути судов Твоих,
  Господи, мы уповали на Тебя;
к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе
  стремилась душа наша.
Душею моею я стремился к Тебе ночью,
  и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра:
ибо когда суды Твои совершаются на земле,
  тогда живущие в мире научаются правде.
Свернуть
Сегодняшнее чтение из книги пророка Исаии — очередной гимн любви. «К имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа... наша», — говорит Исаия...  Читать далее

Сегодняшнее чтение из книги пророка Исаии — очередной гимн любви. «К имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша», — говорит Исаия. Можно ли помнить о Боге непрестанно? Наверное, к чему-то подобному стремится пророк: чтобы мысль с любого предмета плавно и естественно переходила к мысли о Нём — как плавно и естественно все мысли влюблённого сводятся к мыслям о возлюбленной.

Свернуть
 
На Ис 26:9
Душею моею я стремился к Тебе ночью,
  и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра:
ибо когда суды Твои совершаются на земле,
  тогда живущие в мире научаются правде.
Свернуть
Часто люди, не читающие Библию и в Бога не верящие, по отношению к самим себе или у другим людям, попавшим в сложную ситуация, говорят: "Это Бог наказал". Но можно ли предъявлять претензии Богу за то, что, прыгнув с десятого этажа, ты разобьешься насмерть?...  Читать далее

Часто люди, не читающие Библию и в Бога не верящие, по отношению к самим себе или у другим людям, попавшим в сложную ситуация, говорят: "Это Бог наказал". Но можно ли предъявлять претензии Богу за то, что, прыгнув с десятого этажа, ты разобьешься насмерть? Неотвратимое действие закона всемирного тяготения вряд ли можно считать карой. Разве что требовать у Бога объяснений, на каком основании Он установил такие законы. Даже с человеческой точки зрения подобные претензии смешны и абсурдны: Творец имеет право решить сам без консультации с творением, какие законы определяют функционирование мира. И пренебрежение фундаментальными законами мироздания неизбежно приводит к страшным последствиям. Незнание закона или отказ признать, что закон есть, не значит, что он перестанет действовать, и каждый раз предъявлять нам свой страшный счет. Это и есть проявление суда. Незнание закона не освободит нас от ответственности. Потому что нам предоставлена возможность познать. Все они описаны в Библии. Но научит ли это чему-нибудь? Разве мало мне в мире плодов зла? Разве мне мало работы здесь? Можно закрыть глаза на то, что не имеет ко мне прямого отношения, но от этого суды Его все равно не перестанут совершаться на земле и, если мы не верим словам, то будем научаться правде страшными человеческими методами.

Свернуть
 
На Ис 26:19
19 
Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!
  Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе:
ибо роса Твоя — роса растений,
  и земля извергнет мертвецов.
Свернуть
Тема всеобщего воскресения в пророческой проповеди появляется достаточно рано. Как видно, уже Исайя Иерусалимский говорит о нём достаточно отчётливо. Что же касается темы посмертия, неважно благого или дурного, то о нём в библейских книгах не говорится практически ничего, а то, что всё-таки упомянуто, связано не с полученным...  Читать далее

Тема всеобщего воскресения в пророческой проповеди появляется достаточно рано. Как видно, уже Исайя Иерусалимский говорит о нём достаточно отчётливо. Что же касается темы посмертия, неважно благого или дурного, то о нём в библейских книгах не говорится практически ничего, а то, что всё-таки упомянуто, связано не с полученным авторами соответствующих книг откровением, а заимствовано из добиблейского, языческого опыта. И ничего удивительного в этом нет. В самом деле, что такое то посмертие, о котором много написано, к примеру, в египетских и греческих священных книгах? В конечном счёте, это некое состояние, которое полноценной жизнью можно назвать лишь в известном смысле. Конечно, сознание в том посмертном состоянии, которое описывают эти источники, у человека сохраняется, здесь всё же не тот библейский шеол, не тот мир теней, где жизни, строго говоря, нет вообще. Но ведь человек, каким его задумал и создал Бог, не сводится к одному лишь сознанию, хотя самосознание действительно является основой духовной жизни человека. Человек — существо, обладающее природой, как психической, так и физической. И природа эта ему необходима именно для полноценной духовной жизни. Потому-то сохранения одного лишь сознания, хотя бы во всей его полноте и ясности, для такой жизни недостаточно. И Бог открыл Своему народу, что в конце пути каждого ждёт не посмертие, а воскресение, то возвращение к жизни во всей её преображённой полноте, которую только и можно считать достойной человека, как образа Божия.

Свернуть
 
На Ис 25:1-27:13
Господи! Ты Бог мой;
  превознесу Тебя, восхвалю имя Твое,
ибо Ты совершил дивное;
  предопределения древние истинны, аминь.
Ты превратил город в груду камней,
  твердую крепость в развалины;
чертогов иноплеменников уже не стало в городе;
  вовек не будет он восстановлен.
Посему будут прославлять Тебя народы сильные;
  города страшных племен будут бояться Тебя.
Ибо Ты был убежищем бедного,
  убежищем нищего в тесное для него время,
  защитою от бури, тенью от зноя;
ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены.
  Как зной в месте безводном,
Ты укротил буйство врагов;
  как зной тенью облака,
  подавлено ликование притеснителей.
6 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; 7 и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. 8 Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. 9 И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! 10 Ибо рука Господа почиет на горе сей, и Моав будет попран на месте своем, как попирается солома в навозе. 11 И хотя он распрострет посреди его руки свои, как плавающий распростирает их для плавания; но Бог унизит гордость его вместе с лукавством рук его. 12 И твердыню высоких стен твоих обрушит, низвергнет, повергнет на землю, в прах.
В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной:
  город крепкий у нас;
  спасение дал Он
  вместо стены и вала.
Отворите ворота;
  да войдет народ праведный,
  хранящий истину.
Твердого духом
  Ты хранишь в совершенном мире,
  ибо на Тебя уповает он.
Уповайте на Господа вовеки,
  ибо Господь Бог
  есть твердыня вечная.
Он ниспроверг
  живших на высоте,
  высоко стоявший город;
поверг его, поверг на землю,
  бросил его в прах.
Нога попирает его,
  ноги бедного,
  стопы нищих.
Путь праведника прям;
  Ты уравниваешь стезю праведника.
И на пути судов Твоих,
  Господи, мы уповали на Тебя;
к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе
  стремилась душа наша.
Душею моею я стремился к Тебе ночью,
  и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра:
ибо когда суды Твои совершаются на земле,
  тогда живущие в мире научаются правде.
10 
Если нечестивый будет помилован,
  то не научится он правде —
будет злодействовать в земле правых
  и не будет взирать на величие Господа.
11 
Господи! рука Твоя была высоко поднята,
  но они не видали ее;
увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой;
  огонь пожрет врагов Твоих.
12 
Господи! Ты даруешь нам мир;
  ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас.
13 
Господи Боже наш!
  другие владыки кроме Тебя господствовали над нами;
  но чрез Тебя только мы славим имя Твое.
14 
Мертвые не оживут;
  рефаимы не встанут,
потому что Ты посетил и истребил их,
  и уничтожил всякую память о них.
15 
Ты умножил народ, Господи,
  умножил народ — прославил Себя,
  распространил все пределы земли.
16 
Господи! в бедствии он искал Тебя;
  изливал тихие моления,
  когда наказание Твое постигало его.
17 
Как беременная женщина,
  при наступлении родов,
  мучится, вопит от болей своих,
так были мы пред Тобою, Господи.
18 
  Были беременны, мучились —
  и рождали как бы ветер;
спасения не доставили земле,
  и прочие жители вселенной не пали.
19 
Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!
  Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе:
ибо роса Твоя — роса растений,
  и земля извергнет мертвецов.
20 
Пойди, народ мой, войди в покои твои
  и запри за собой двери твои,
укройся на мгновение,
  доколе не пройдет гнев.
21 
Ибо вот, Господь выходит из жилища Своего
  наказать обитателей земли за их беззаконие,
и земля откроет поглощенную ею кровь
  и уже не скроет убитых своих.
1 В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское. 
2 В тот день
воспойте о нем — о возлюбленном винограднике:
 
3    Я, Господь, хранитель его,
  в каждое мгновение напояю его;
ночью и днем стерегу его,
  чтобы кто не ворвался в него.
 
4    Гнева нет во Мне.
Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны,
  Я войною пойду против него,
  выжгу его совсем.
 
5 Разве прибегнет к защите Моей
  и заключит мир со Мною?
  тогда пусть заключит мир со Мною.
В грядущие дни укоренится Иаков,
  даст отпрыск и расцветет Израиль;
  и наполнится плодами вселенная.
Так ли Он поражал его, как поражал поражавших его?
  Так ли убивал его, как убиты убивавшие его?
Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его;
  выбросил его сильным дуновением Своим как бы в день восточного ветра.
И чрез это загладится беззаконие Иакова;
  и плодом сего будет снятие греха с него,
когда все камни жертвенников
  он обратит в куски извести,
  и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца.
10 
Ибо укрепленный город опустеет,
  жилища будут покинуты и заброшены, как пустыня.
Там будет пастись теленок,
  и там он будет покоиться и объедать ветви его.
11 
Когда ветви его засохнут, их обломают;
  женщины придут и сожгут их.
Так как это народ безрассудный,
  то не сжалится над ним Творец его,
  и не помилует его Создатель его.
12 Но будет в тот день: Господь потрясет всё от великой реки до потока Египетского, и вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому; 13 и будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме.
Свернуть
Апокалипсис Исаии — не рассказ о грядущих бедствиях...  Читать далее

Апокалипсис Исаии — не рассказ о грядущих бедствиях, а провидение торжества Божьего Царства. Отметим для себя некоторые детали, о которых говорит пророк. Победа над врагами Израиля, собирание Израиля из рассеяния, трапеза Господня для всех народов на Сионской горе, открытость путей личной праведности, победа над смертью и воскресение мертвых, поражение змея, радость и веселие в Божьем спасении. Для чего это написано? Может быть, мы призваны соучаствовать в этой победе — своим доверием к пророчеству и согласием с замыслом Божьим.

Свернуть
 
На Ис 25:1-27:13
Господи! Ты Бог мой;
  превознесу Тебя, восхвалю имя Твое,
ибо Ты совершил дивное;
  предопределения древние истинны, аминь.
Ты превратил город в груду камней,
  твердую крепость в развалины;
чертогов иноплеменников уже не стало в городе;
  вовек не будет он восстановлен.
Посему будут прославлять Тебя народы сильные;
  города страшных племен будут бояться Тебя.
Ибо Ты был убежищем бедного,
  убежищем нищего в тесное для него время,
  защитою от бури, тенью от зноя;
ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены.
  Как зной в месте безводном,
Ты укротил буйство врагов;
  как зной тенью облака,
  подавлено ликование притеснителей.
6 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; 7 и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. 8 Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. 9 И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! 10 Ибо рука Господа почиет на горе сей, и Моав будет попран на месте своем, как попирается солома в навозе. 11 И хотя он распрострет посреди его руки свои, как плавающий распростирает их для плавания; но Бог унизит гордость его вместе с лукавством рук его. 12 И твердыню высоких стен твоих обрушит, низвергнет, повергнет на землю, в прах.
В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной:
  город крепкий у нас;
  спасение дал Он
  вместо стены и вала.
Отворите ворота;
  да войдет народ праведный,
  хранящий истину.
Твердого духом
  Ты хранишь в совершенном мире,
  ибо на Тебя уповает он.
Уповайте на Господа вовеки,
  ибо Господь Бог
  есть твердыня вечная.
Он ниспроверг
  живших на высоте,
  высоко стоявший город;
поверг его, поверг на землю,
  бросил его в прах.
Нога попирает его,
  ноги бедного,
  стопы нищих.
Путь праведника прям;
  Ты уравниваешь стезю праведника.
И на пути судов Твоих,
  Господи, мы уповали на Тебя;
к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе
  стремилась душа наша.
Душею моею я стремился к Тебе ночью,
  и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра:
ибо когда суды Твои совершаются на земле,
  тогда живущие в мире научаются правде.
10 
Если нечестивый будет помилован,
  то не научится он правде —
будет злодействовать в земле правых
  и не будет взирать на величие Господа.
11 
Господи! рука Твоя была высоко поднята,
  но они не видали ее;
увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой;
  огонь пожрет врагов Твоих.
12 
Господи! Ты даруешь нам мир;
  ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас.
13 
Господи Боже наш!
  другие владыки кроме Тебя господствовали над нами;
  но чрез Тебя только мы славим имя Твое.
14 
Мертвые не оживут;
  рефаимы не встанут,
потому что Ты посетил и истребил их,
  и уничтожил всякую память о них.
15 
Ты умножил народ, Господи,
  умножил народ — прославил Себя,
  распространил все пределы земли.
16 
Господи! в бедствии он искал Тебя;
  изливал тихие моления,
  когда наказание Твое постигало его.
17 
Как беременная женщина,
  при наступлении родов,
  мучится, вопит от болей своих,
так были мы пред Тобою, Господи.
18 
  Были беременны, мучились —
  и рождали как бы ветер;
спасения не доставили земле,
  и прочие жители вселенной не пали.
19 
Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!
  Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе:
ибо роса Твоя — роса растений,
  и земля извергнет мертвецов.
20 
Пойди, народ мой, войди в покои твои
  и запри за собой двери твои,
укройся на мгновение,
  доколе не пройдет гнев.
21 
Ибо вот, Господь выходит из жилища Своего
  наказать обитателей земли за их беззаконие,
и земля откроет поглощенную ею кровь
  и уже не скроет убитых своих.
1 В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское. 
2 В тот день
воспойте о нем — о возлюбленном винограднике:
 
3    Я, Господь, хранитель его,
  в каждое мгновение напояю его;
ночью и днем стерегу его,
  чтобы кто не ворвался в него.
 
4    Гнева нет во Мне.
Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны,
  Я войною пойду против него,
  выжгу его совсем.
 
5 Разве прибегнет к защите Моей
  и заключит мир со Мною?
  тогда пусть заключит мир со Мною.
В грядущие дни укоренится Иаков,
  даст отпрыск и расцветет Израиль;
  и наполнится плодами вселенная.
Так ли Он поражал его, как поражал поражавших его?
  Так ли убивал его, как убиты убивавшие его?
Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его;
  выбросил его сильным дуновением Своим как бы в день восточного ветра.
И чрез это загладится беззаконие Иакова;
  и плодом сего будет снятие греха с него,
когда все камни жертвенников
  он обратит в куски извести,
  и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца.
10 
Ибо укрепленный город опустеет,
  жилища будут покинуты и заброшены, как пустыня.
Там будет пастись теленок,
  и там он будет покоиться и объедать ветви его.
11 
Когда ветви его засохнут, их обломают;
  женщины придут и сожгут их.
Так как это народ безрассудный,
  то не сжалится над ним Творец его,
  и не помилует его Создатель его.
12 Но будет в тот день: Господь потрясет всё от великой реки до потока Египетского, и вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому; 13 и будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме.
Свернуть
Пророк прозревает те отдалённые времена, когда Господь воцарится не только в Израиле, но и среди всех народов...  Читать далее

Пророк прозревает те отдалённые времена, когда Господь воцарится не только в Израиле, но и среди всех народов, узнавших и принявших Его. Восторжествует справедливость, будут низвержены пытавшиеся величаться над народами, и даже крепостные стены будут разрушены, ведь в них больше уже не будет необходимости. На преображённой земле будет обитать праведный народ, очистившийся пред Господом.

Но даже этого мало, и пророк раскрывает перед нами откровение о предстоящей победе над смертью и о воскрешении умерших. Здесь один из важнейших моментов пророческого прозрения Исаии, здесь Господь раскрывает то, что ещё не было в полноте возвещено, однако теперь станет одним из центральных упований верных. Значит, наступит день, когда все увидят, что многие из испытанных человечеством страданий не были бессмысленными, они, как муки роженицы, завершатся новой, невообразимой для нас нынешних жизнью.

Открывая Исаии неизбежность Своей победы над Левиафаном, символизирующим противящиеся Ему силы зла, Господь раскрывает важное понятие о Себе. Гнева нет во Мне, говорит Он, и это значит, что хотя мы сотворены по Его образу и подобию, но Он нам не подобен, как не станет сложное уподобляться простому. Мы заблуждаемся, если пытаемся истолковать Его действия по образцу человеческих страстей и суждений. Не гневом Он движим, когда сокрушает нечестие. Но то, что противится Ему, будет искоренено.

Свернуть
 
На Ис 25:1-27:13
Господи! Ты Бог мой;
  превознесу Тебя, восхвалю имя Твое,
ибо Ты совершил дивное;
  предопределения древние истинны, аминь.
Ты превратил город в груду камней,
  твердую крепость в развалины;
чертогов иноплеменников уже не стало в городе;
  вовек не будет он восстановлен.
Посему будут прославлять Тебя народы сильные;
  города страшных племен будут бояться Тебя.
Ибо Ты был убежищем бедного,
  убежищем нищего в тесное для него время,
  защитою от бури, тенью от зноя;
ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены.
  Как зной в месте безводном,
Ты укротил буйство врагов;
  как зной тенью облака,
  подавлено ликование притеснителей.
6 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; 7 и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. 8 Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. 9 И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! 10 Ибо рука Господа почиет на горе сей, и Моав будет попран на месте своем, как попирается солома в навозе. 11 И хотя он распрострет посреди его руки свои, как плавающий распростирает их для плавания; но Бог унизит гордость его вместе с лукавством рук его. 12 И твердыню высоких стен твоих обрушит, низвергнет, повергнет на землю, в прах.
В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной:
  город крепкий у нас;
  спасение дал Он
  вместо стены и вала.
Отворите ворота;
  да войдет народ праведный,
  хранящий истину.
Твердого духом
  Ты хранишь в совершенном мире,
  ибо на Тебя уповает он.
Уповайте на Господа вовеки,
  ибо Господь Бог
  есть твердыня вечная.
Он ниспроверг
  живших на высоте,
  высоко стоявший город;
поверг его, поверг на землю,
  бросил его в прах.
Нога попирает его,
  ноги бедного,
  стопы нищих.
Путь праведника прям;
  Ты уравниваешь стезю праведника.
И на пути судов Твоих,
  Господи, мы уповали на Тебя;
к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе
  стремилась душа наша.
Душею моею я стремился к Тебе ночью,
  и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра:
ибо когда суды Твои совершаются на земле,
  тогда живущие в мире научаются правде.
10 
Если нечестивый будет помилован,
  то не научится он правде —
будет злодействовать в земле правых
  и не будет взирать на величие Господа.
11 
Господи! рука Твоя была высоко поднята,
  но они не видали ее;
увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой;
  огонь пожрет врагов Твоих.
12 
Господи! Ты даруешь нам мир;
  ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас.
13 
Господи Боже наш!
  другие владыки кроме Тебя господствовали над нами;
  но чрез Тебя только мы славим имя Твое.
14 
Мертвые не оживут;
  рефаимы не встанут,
потому что Ты посетил и истребил их,
  и уничтожил всякую память о них.
15 
Ты умножил народ, Господи,
  умножил народ — прославил Себя,
  распространил все пределы земли.
16 
Господи! в бедствии он искал Тебя;
  изливал тихие моления,
  когда наказание Твое постигало его.
17 
Как беременная женщина,
  при наступлении родов,
  мучится, вопит от болей своих,
так были мы пред Тобою, Господи.
18 
  Были беременны, мучились —
  и рождали как бы ветер;
спасения не доставили земле,
  и прочие жители вселенной не пали.
19 
Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!
  Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе:
ибо роса Твоя — роса растений,
  и земля извергнет мертвецов.
20 
Пойди, народ мой, войди в покои твои
  и запри за собой двери твои,
укройся на мгновение,
  доколе не пройдет гнев.
21 
Ибо вот, Господь выходит из жилища Своего
  наказать обитателей земли за их беззаконие,
и земля откроет поглощенную ею кровь
  и уже не скроет убитых своих.
1 В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское. 
2 В тот день
воспойте о нем — о возлюбленном винограднике:
 
3    Я, Господь, хранитель его,
  в каждое мгновение напояю его;
ночью и днем стерегу его,
  чтобы кто не ворвался в него.
 
4    Гнева нет во Мне.
Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны,
  Я войною пойду против него,
  выжгу его совсем.
 
5 Разве прибегнет к защите Моей
  и заключит мир со Мною?
  тогда пусть заключит мир со Мною.
В грядущие дни укоренится Иаков,
  даст отпрыск и расцветет Израиль;
  и наполнится плодами вселенная.
Так ли Он поражал его, как поражал поражавших его?
  Так ли убивал его, как убиты убивавшие его?
Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его;
  выбросил его сильным дуновением Своим как бы в день восточного ветра.
И чрез это загладится беззаконие Иакова;
  и плодом сего будет снятие греха с него,
когда все камни жертвенников
  он обратит в куски извести,
  и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца.
10 
Ибо укрепленный город опустеет,
  жилища будут покинуты и заброшены, как пустыня.
Там будет пастись теленок,
  и там он будет покоиться и объедать ветви его.
11 
Когда ветви его засохнут, их обломают;
  женщины придут и сожгут их.
Так как это народ безрассудный,
  то не сжалится над ним Творец его,
  и не помилует его Создатель его.
12 Но будет в тот день: Господь потрясет всё от великой реки до потока Египетского, и вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому; 13 и будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме.
Свернуть
Апокалипсис Исаии — не рассказ о грядущих бедствиях...  Читать далее

Апокалипсис Исаии — не рассказ о грядущих бедствиях, а провидение торжества Божьего Царства. Отметим для себя некоторые детали, о которых говорит пророк. Победа над врагами Израиля, собирание Израиля из рассеяния, трапеза Господня для всех народов на Сионской горе, открытость путей личной праведности, победа над смертью и воскресение мертвых, поражение змея, радость и веселие в Божьем спасении. Для чего это написано? Может быть, мы призваны соучаствовать в этой победе — своим доверием к пророчеству и согласием с замыслом Божьим.

Свернуть
 
На Ис 25:1-27:13
Господи! Ты Бог мой;
  превознесу Тебя, восхвалю имя Твое,
ибо Ты совершил дивное;
  предопределения древние истинны, аминь.
Ты превратил город в груду камней,
  твердую крепость в развалины;
чертогов иноплеменников уже не стало в городе;
  вовек не будет он восстановлен.
Посему будут прославлять Тебя народы сильные;
  города страшных племен будут бояться Тебя.
Ибо Ты был убежищем бедного,
  убежищем нищего в тесное для него время,
  защитою от бури, тенью от зноя;
ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены.
  Как зной в месте безводном,
Ты укротил буйство врагов;
  как зной тенью облака,
  подавлено ликование притеснителей.
6 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; 7 и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. 8 Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. 9 И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! 10 Ибо рука Господа почиет на горе сей, и Моав будет попран на месте своем, как попирается солома в навозе. 11 И хотя он распрострет посреди его руки свои, как плавающий распростирает их для плавания; но Бог унизит гордость его вместе с лукавством рук его. 12 И твердыню высоких стен твоих обрушит, низвергнет, повергнет на землю, в прах.
В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной:
  город крепкий у нас;
  спасение дал Он
  вместо стены и вала.
Отворите ворота;
  да войдет народ праведный,
  хранящий истину.
Твердого духом
  Ты хранишь в совершенном мире,
  ибо на Тебя уповает он.
Уповайте на Господа вовеки,
  ибо Господь Бог
  есть твердыня вечная.
Он ниспроверг
  живших на высоте,
  высоко стоявший город;
поверг его, поверг на землю,
  бросил его в прах.
Нога попирает его,
  ноги бедного,
  стопы нищих.
Путь праведника прям;
  Ты уравниваешь стезю праведника.
И на пути судов Твоих,
  Господи, мы уповали на Тебя;
к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе
  стремилась душа наша.
Душею моею я стремился к Тебе ночью,
  и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра:
ибо когда суды Твои совершаются на земле,
  тогда живущие в мире научаются правде.
10 
Если нечестивый будет помилован,
  то не научится он правде —
будет злодействовать в земле правых
  и не будет взирать на величие Господа.
11 
Господи! рука Твоя была высоко поднята,
  но они не видали ее;
увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой;
  огонь пожрет врагов Твоих.
12 
Господи! Ты даруешь нам мир;
  ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас.
13 
Господи Боже наш!
  другие владыки кроме Тебя господствовали над нами;
  но чрез Тебя только мы славим имя Твое.
14 
Мертвые не оживут;
  рефаимы не встанут,
потому что Ты посетил и истребил их,
  и уничтожил всякую память о них.
15 
Ты умножил народ, Господи,
  умножил народ — прославил Себя,
  распространил все пределы земли.
16 
Господи! в бедствии он искал Тебя;
  изливал тихие моления,
  когда наказание Твое постигало его.
17 
Как беременная женщина,
  при наступлении родов,
  мучится, вопит от болей своих,
так были мы пред Тобою, Господи.
18 
  Были беременны, мучились —
  и рождали как бы ветер;
спасения не доставили земле,
  и прочие жители вселенной не пали.
19 
Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!
  Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе:
ибо роса Твоя — роса растений,
  и земля извергнет мертвецов.
20 
Пойди, народ мой, войди в покои твои
  и запри за собой двери твои,
укройся на мгновение,
  доколе не пройдет гнев.
21 
Ибо вот, Господь выходит из жилища Своего
  наказать обитателей земли за их беззаконие,
и земля откроет поглощенную ею кровь
  и уже не скроет убитых своих.
1 В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское. 
2 В тот день
воспойте о нем — о возлюбленном винограднике:
 
3    Я, Господь, хранитель его,
  в каждое мгновение напояю его;
ночью и днем стерегу его,
  чтобы кто не ворвался в него.
 
4    Гнева нет во Мне.
Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны,
  Я войною пойду против него,
  выжгу его совсем.
 
5 Разве прибегнет к защите Моей
  и заключит мир со Мною?
  тогда пусть заключит мир со Мною.
В грядущие дни укоренится Иаков,
  даст отпрыск и расцветет Израиль;
  и наполнится плодами вселенная.
Так ли Он поражал его, как поражал поражавших его?
  Так ли убивал его, как убиты убивавшие его?
Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его;
  выбросил его сильным дуновением Своим как бы в день восточного ветра.
И чрез это загладится беззаконие Иакова;
  и плодом сего будет снятие греха с него,
когда все камни жертвенников
  он обратит в куски извести,
  и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца.
10 
Ибо укрепленный город опустеет,
  жилища будут покинуты и заброшены, как пустыня.
Там будет пастись теленок,
  и там он будет покоиться и объедать ветви его.
11 
Когда ветви его засохнут, их обломают;
  женщины придут и сожгут их.
Так как это народ безрассудный,
  то не сжалится над ним Творец его,
  и не помилует его Создатель его.
12 Но будет в тот день: Господь потрясет всё от великой реки до потока Египетского, и вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому; 13 и будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме.
Свернуть
Пророк прозревает те отдалённые времена, когда Господь воцарится не только в Израиле, но и среди всех народов...  Читать далее

Пророк прозревает те отдалённые времена, когда Господь воцарится не только в Израиле, но и среди всех народов, узнавших и принявших Его. Восторжествует справедливость, будут низвержены пытавшиеся величаться над народами, и даже крепостные стены будут разрушены, ведь в них больше уже не будет необходимости. На преображённой земле будет обитать праведный народ, очистившийся пред Господом.

Но даже этого мало, и пророк раскрывает перед нами откровение о предстоящей победе над смертью и о воскрешении умерших. Здесь один из важнейших моментов пророческого прозрения Исаии, здесь Господь раскрывает то, что ещё не было в полноте возвещено, однако теперь станет одним из центральных упований верных. Значит, наступит день, когда все увидят, что многие из испытанных человечеством страданий не были бессмысленными, они, как муки роженицы, завершатся новой, невообразимой для нас нынешних жизнью.

Открывая Исаии неизбежность Своей победы над Левиафаном, символизирующим противящиеся Ему силы зла, Господь раскрывает важное понятие о Себе. Гнева нет во Мне, говорит Он, и это значит, что хотя мы сотворены по Его образу и подобию, но Он нам не подобен, как не станет сложное уподобляться простому. Мы заблуждаемся, если пытаемся истолковать Его действия по образцу человеческих страстей и суждений. Не гневом Он движим, когда сокрушает нечестие. Но то, что противится Ему, будет искоренено.

Свернуть
 
На Ис 25:1-27:13
Господи! Ты Бог мой;
  превознесу Тебя, восхвалю имя Твое,
ибо Ты совершил дивное;
  предопределения древние истинны, аминь.
Ты превратил город в груду камней,
  твердую крепость в развалины;
чертогов иноплеменников уже не стало в городе;
  вовек не будет он восстановлен.
Посему будут прославлять Тебя народы сильные;
  города страшных племен будут бояться Тебя.
Ибо Ты был убежищем бедного,
  убежищем нищего в тесное для него время,
  защитою от бури, тенью от зноя;
ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены.
  Как зной в месте безводном,
Ты укротил буйство врагов;
  как зной тенью облака,
  подавлено ликование притеснителей.
6 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; 7 и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. 8 Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. 9 И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! 10 Ибо рука Господа почиет на горе сей, и Моав будет попран на месте своем, как попирается солома в навозе. 11 И хотя он распрострет посреди его руки свои, как плавающий распростирает их для плавания; но Бог унизит гордость его вместе с лукавством рук его. 12 И твердыню высоких стен твоих обрушит, низвергнет, повергнет на землю, в прах.
В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной:
  город крепкий у нас;
  спасение дал Он
  вместо стены и вала.
Отворите ворота;
  да войдет народ праведный,
  хранящий истину.
Твердого духом
  Ты хранишь в совершенном мире,
  ибо на Тебя уповает он.
Уповайте на Господа вовеки,
  ибо Господь Бог
  есть твердыня вечная.
Он ниспроверг
  живших на высоте,
  высоко стоявший город;
поверг его, поверг на землю,
  бросил его в прах.
Нога попирает его,
  ноги бедного,
  стопы нищих.
Путь праведника прям;
  Ты уравниваешь стезю праведника.
И на пути судов Твоих,
  Господи, мы уповали на Тебя;
к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе
  стремилась душа наша.
Душею моею я стремился к Тебе ночью,
  и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра:
ибо когда суды Твои совершаются на земле,
  тогда живущие в мире научаются правде.
10 
Если нечестивый будет помилован,
  то не научится он правде —
будет злодействовать в земле правых
  и не будет взирать на величие Господа.
11 
Господи! рука Твоя была высоко поднята,
  но они не видали ее;
увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой;
  огонь пожрет врагов Твоих.
12 
Господи! Ты даруешь нам мир;
  ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас.
13 
Господи Боже наш!
  другие владыки кроме Тебя господствовали над нами;
  но чрез Тебя только мы славим имя Твое.
14 
Мертвые не оживут;
  рефаимы не встанут,
потому что Ты посетил и истребил их,
  и уничтожил всякую память о них.
15 
Ты умножил народ, Господи,
  умножил народ — прославил Себя,
  распространил все пределы земли.
16 
Господи! в бедствии он искал Тебя;
  изливал тихие моления,
  когда наказание Твое постигало его.
17 
Как беременная женщина,
  при наступлении родов,
  мучится, вопит от болей своих,
так были мы пред Тобою, Господи.
18 
  Были беременны, мучились —
  и рождали как бы ветер;
спасения не доставили земле,
  и прочие жители вселенной не пали.
19 
Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!
  Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе:
ибо роса Твоя — роса растений,
  и земля извергнет мертвецов.
20 
Пойди, народ мой, войди в покои твои
  и запри за собой двери твои,
укройся на мгновение,
  доколе не пройдет гнев.
21 
Ибо вот, Господь выходит из жилища Своего
  наказать обитателей земли за их беззаконие,
и земля откроет поглощенную ею кровь
  и уже не скроет убитых своих.
1 В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское. 
2 В тот день
воспойте о нем — о возлюбленном винограднике:
 
3    Я, Господь, хранитель его,
  в каждое мгновение напояю его;
ночью и днем стерегу его,
  чтобы кто не ворвался в него.
 
4    Гнева нет во Мне.
Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны,
  Я войною пойду против него,
  выжгу его совсем.
 
5 Разве прибегнет к защите Моей
  и заключит мир со Мною?
  тогда пусть заключит мир со Мною.
В грядущие дни укоренится Иаков,
  даст отпрыск и расцветет Израиль;
  и наполнится плодами вселенная.
Так ли Он поражал его, как поражал поражавших его?
  Так ли убивал его, как убиты убивавшие его?
Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его;
  выбросил его сильным дуновением Своим как бы в день восточного ветра.
И чрез это загладится беззаконие Иакова;
  и плодом сего будет снятие греха с него,
когда все камни жертвенников
  он обратит в куски извести,
  и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца.
10 
Ибо укрепленный город опустеет,
  жилища будут покинуты и заброшены, как пустыня.
Там будет пастись теленок,
  и там он будет покоиться и объедать ветви его.
11 
Когда ветви его засохнут, их обломают;
  женщины придут и сожгут их.
Так как это народ безрассудный,
  то не сжалится над ним Творец его,
  и не помилует его Создатель его.
12 Но будет в тот день: Господь потрясет всё от великой реки до потока Египетского, и вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому; 13 и будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме.
Свернуть
Апокалипсис Исаии — не рассказ о грядущих бедствиях...  Читать далее

Апокалипсис Исаии — не рассказ о грядущих бедствиях, а провидение торжества Божьего Царства. Отметим для себя некоторые детали, о которых говорит пророк. Победа над врагами Израиля, собирание Израиля из рассеяния, трапеза Господня для всех народов на Сионской горе, открытость путей личной праведности, победа над смертью и воскресение мертвых, поражение змея, радость и веселие в Божьем спасении. Для чего это написано? Может быть, мы призваны соучаствовать в этой победе — своим доверием к пророчеству и согласием с замыслом Божьим.

Свернуть
 
На Ис 25:1-27:13
Господи! Ты Бог мой;
  превознесу Тебя, восхвалю имя Твое,
ибо Ты совершил дивное;
  предопределения древние истинны, аминь.
Ты превратил город в груду камней,
  твердую крепость в развалины;
чертогов иноплеменников уже не стало в городе;
  вовек не будет он восстановлен.
Посему будут прославлять Тебя народы сильные;
  города страшных племен будут бояться Тебя.
Ибо Ты был убежищем бедного,
  убежищем нищего в тесное для него время,
  защитою от бури, тенью от зноя;
ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены.
  Как зной в месте безводном,
Ты укротил буйство врагов;
  как зной тенью облака,
  подавлено ликование притеснителей.
6 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; 7 и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. 8 Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. 9 И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! 10 Ибо рука Господа почиет на горе сей, и Моав будет попран на месте своем, как попирается солома в навозе. 11 И хотя он распрострет посреди его руки свои, как плавающий распростирает их для плавания; но Бог унизит гордость его вместе с лукавством рук его. 12 И твердыню высоких стен твоих обрушит, низвергнет, повергнет на землю, в прах.
В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной:
  город крепкий у нас;
  спасение дал Он
  вместо стены и вала.
Отворите ворота;
  да войдет народ праведный,
  хранящий истину.
Твердого духом
  Ты хранишь в совершенном мире,
  ибо на Тебя уповает он.
Уповайте на Господа вовеки,
  ибо Господь Бог
  есть твердыня вечная.
Он ниспроверг
  живших на высоте,
  высоко стоявший город;
поверг его, поверг на землю,
  бросил его в прах.
Нога попирает его,
  ноги бедного,
  стопы нищих.
Путь праведника прям;
  Ты уравниваешь стезю праведника.
И на пути судов Твоих,
  Господи, мы уповали на Тебя;
к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе
  стремилась душа наша.
Душею моею я стремился к Тебе ночью,
  и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра:
ибо когда суды Твои совершаются на земле,
  тогда живущие в мире научаются правде.
10 
Если нечестивый будет помилован,
  то не научится он правде —
будет злодействовать в земле правых
  и не будет взирать на величие Господа.
11 
Господи! рука Твоя была высоко поднята,
  но они не видали ее;
увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой;
  огонь пожрет врагов Твоих.
12 
Господи! Ты даруешь нам мир;
  ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас.
13 
Господи Боже наш!
  другие владыки кроме Тебя господствовали над нами;
  но чрез Тебя только мы славим имя Твое.
14 
Мертвые не оживут;
  рефаимы не встанут,
потому что Ты посетил и истребил их,
  и уничтожил всякую память о них.
15 
Ты умножил народ, Господи,
  умножил народ — прославил Себя,
  распространил все пределы земли.
16 
Господи! в бедствии он искал Тебя;
  изливал тихие моления,
  когда наказание Твое постигало его.
17 
Как беременная женщина,
  при наступлении родов,
  мучится, вопит от болей своих,
так были мы пред Тобою, Господи.
18 
  Были беременны, мучились —
  и рождали как бы ветер;
спасения не доставили земле,
  и прочие жители вселенной не пали.
19 
Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!
  Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе:
ибо роса Твоя — роса растений,
  и земля извергнет мертвецов.
20 
Пойди, народ мой, войди в покои твои
  и запри за собой двери твои,
укройся на мгновение,
  доколе не пройдет гнев.
21 
Ибо вот, Господь выходит из жилища Своего
  наказать обитателей земли за их беззаконие,
и земля откроет поглощенную ею кровь
  и уже не скроет убитых своих.
1 В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское. 
2 В тот день
воспойте о нем — о возлюбленном винограднике:
 
3    Я, Господь, хранитель его,
  в каждое мгновение напояю его;
ночью и днем стерегу его,
  чтобы кто не ворвался в него.
 
4    Гнева нет во Мне.
Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны,
  Я войною пойду против него,
  выжгу его совсем.
 
5 Разве прибегнет к защите Моей
  и заключит мир со Мною?
  тогда пусть заключит мир со Мною.
В грядущие дни укоренится Иаков,
  даст отпрыск и расцветет Израиль;
  и наполнится плодами вселенная.
Так ли Он поражал его, как поражал поражавших его?
  Так ли убивал его, как убиты убивавшие его?
Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его;
  выбросил его сильным дуновением Своим как бы в день восточного ветра.
И чрез это загладится беззаконие Иакова;
  и плодом сего будет снятие греха с него,
когда все камни жертвенников
  он обратит в куски извести,
  и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца.
10 
Ибо укрепленный город опустеет,
  жилища будут покинуты и заброшены, как пустыня.
Там будет пастись теленок,
  и там он будет покоиться и объедать ветви его.
11 
Когда ветви его засохнут, их обломают;
  женщины придут и сожгут их.
Так как это народ безрассудный,
  то не сжалится над ним Творец его,
  и не помилует его Создатель его.
12 Но будет в тот день: Господь потрясет всё от великой реки до потока Египетского, и вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому; 13 и будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме.
Свернуть
Пророк прозревает те отдалённые времена, когда Господь воцарится не только в Израиле, но и среди всех народов...  Читать далее

Пророк прозревает те отдалённые времена, когда Господь воцарится не только в Израиле, но и среди всех народов, узнавших и принявших Его. Восторжествует справедливость, будут низвержены пытавшиеся величаться над народами, и даже крепостные стены будут разрушены, ведь в них больше уже не будет необходимости. На преображённой земле будет обитать праведный народ, очистившийся пред Господом.

Но даже этого мало, и пророк раскрывает перед нами откровение о предстоящей победе над смертью и о воскрешении умерших. Здесь один из важнейших моментов пророческого прозрения Исаии, здесь Господь раскрывает то, что ещё не было в полноте возвещено, однако теперь станет одним из центральных упований верных. Значит, наступит день, когда все увидят, что многие из испытанных человечеством страданий не были бессмысленными, они, как муки роженицы, завершатся новой, невообразимой для нас нынешних жизнью.

Открывая Исаии неизбежность Своей победы над Левиафаном, символизирующим противящиеся Ему силы зла, Господь раскрывает важное понятие о Себе. Гнева нет во Мне, говорит Он, и это значит, что хотя мы сотворены по Его образу и подобию, но Он нам не подобен, как не станет сложное уподобляться простому. Мы заблуждаемся, если пытаемся истолковать Его действия по образцу человеческих страстей и суждений. Не гневом Он движим, когда сокрушает нечестие. Но то, что противится Ему, будет искоренено.

Свернуть
 
На Мф 11:27-30
27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. 28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
Свернуть
Иисус иногда характеризует Царство каким-то совершенно удивительным, парадоксальным образом. Чего стоит, например, «благое иго» или...  Читать далее

Иисус иногда характеризует Царство каким-то совершенно удивительным, парадоксальным образом. Чего стоит, например, «благое иго» или «лёгкое бремя»! А между тем такие определения очень точно описывают то, чем оказывается Царство для падшего человека. С игом у нормального человека едва ли может ассоциироваться что-то позитивное: ведь в изначальном смысле соответствующего греческого слова иго — ярмо, которое символически надевали на порабощаемого человека в знак его нового состояния. Да и бремя может связываться в сознании человека с тяжестью, которую приходится нести потому, что нельзя сбросить, но уж никак не с лёгкостью бытия. А между тем Царство для падшей человеческой природы действительно оказывается бременем, так же, как путь в Царство падший человек может проделать лишь в том случае, если наденет на себя, как говорили учёные раввины тех времён, «ярмо Торы». Не случайно в устах Иисуса «ярмо Торы» становится «ярмом Царства»: ведь речь идёт о той же внутренней борьбе, которая свойственна всякому падшему человеку, желающему идти путём праведности. Не случайно и Павел говорил, что Торой познаётся грех: именно попытки идти путём праведности, следовать Торе открывают человеку его подлинную греховную природу, и тогда путь праведности становится тяжёлым, а Тора — добровольно принятым на себя игом. Но Иисус говорит о большем: ведь Он принёс в мир не Тору, которую мир знал и до Его прихода, а Царство, где идущий путём праведности мог, наконец, получить облегчение, достигнув цели. Теперь и то бремя собственной греховности, которое начинает ощущаться лишь тогда, когда пытаешься соблюдать заповеди, становится лёгким: ведь теперь реальностью становится не только падший мир, но и Царство с его жизнью, и чем тяжелее становится собственный грех, тем больше ощущается дыхание Царства, облегчающее его тяжесть. Такая двойственность неизбежна, она будет сохраняться до конца времён, до полного преображения человеческой природы. Но двойственность эта сама по себе вселяет надежду: ведь она свидетельствует о том, что Царство, входящее в мир, не вымысел, а реальность.

Свернуть
 
На Мф 11:25-30
25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; 26 ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение. 27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. 28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
Свернуть
Странно слышать о том, что недоступное для мудрых и разумных открыто младенцам. Правда, мы уже привыкли к тому, что слова...  Читать далее

Странно слышать о том, что недоступное для мудрых и разумных открыто младенцам. Правда, мы уже привыкли к тому, что слова Иисуса содержат в себе не только прямой смысл, но и притчу, однако и с учётом этого, как могут младенцы вместить то, что оказалось недоступно мудрейшим? Здесь в очередной раз сказанное Христом не укладывается в логику нашей повседневности. Но человеческая мудрость ещё в древности провозгласила: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Только осознав свои границы, можно надеяться их преодолеть, а чтобы что-то начать понимать, надо признать себя незнающим. ММежду тем книжникам и фарисеям всех времён трудно признаться в собственном незнании, но такая гордость перекрывает им возможность увидеть что-то новое незамутнённым взором. И хотя самого главного, как известно, нельзя увидеть глазами, но многое можно почувствовать незасорённой псевдознанием душой, сохранившей детскую открытость. Когда мы слышим обещание Христа успокоить труждающихся и обременённых, обещанный покой в первую очередь представляется отдыхом от тяжких трудов. Лишь затем мы вспоминаем о покое Седьмого дня, о единении с Господом, дающим возможность войти в Свой покой. То, что именно трудящихся и обременённых Христос призывает взять на себя Его иго, поначалу выглядит парадоксально, однако кажущееся противоречие снимается Им Самим. Ведь Христос — Единственный, Чей груз, будучи принят добровольно, не сгибает, а выпрямляет. Его бремя легко именно потому, что оно придаёт силы и снимает с нас тяжесть греховного груза.

Свернуть
 
На Мф 11:20-30
20 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: 21 горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, 22 но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. 23 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; 24 но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.
25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; 26 ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение. 27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. 28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
Свернуть
Жители городов, в которых были явлены знамения и чудеса Иисуса, не поверили Ему, а в числе Его учеников оказались...  Читать далее

Жители городов, в которых были явлены знамения и чудеса Иисуса, не поверили Ему, а в числе Его учеников оказались «младенцы» — простые, необразованные люди, часто с «неидеальным» прошлым, больные, нечистые, отчаявшиеся, «нищие духом». Это ставит нас перед вопросом познания Бога, обретения истинной веры. Оказывается, чудеса играют очень незначительную роль во внутреннем перевороте человека, который в Евангелии называется покаянием. Бог может быть познан, только когда Сам открывает Себя — Сын открывает Отца, Отец приводит к вере в Сына. Это откровение — некое внутреннее чудо, знамение, невидимое для других, часто и для самого человека. Оно происходит в опыте покоя, который дает Господь Иисус «труждающимся и обремененным», в интуитивной встрече с Тем, Кто по-настоящему кроток, когда жизнь человека превращается в ученичество у Христа, в приобретение смиренного сердца.

Свернуть
 
На Мф 11:1-30
1 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.
2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих 3 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? 4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: 5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; 6 и блажен, кто не соблазнится о Мне.
7 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? 8 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. 9 Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. 10 Ибо он тот, о котором написано:
"се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим,
  который приготовит путь Твой пред Тобою".
 11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. 12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, 13 ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. 14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти. 15 Кто имеет уши слышать, да слышит!
16 Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, 17 говорят:
"мы играли вам на свирели, и вы не плясали;
  мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали".
 18 Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: "в нем бес". 19 Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: "вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам". И оправдана премудрость чадами ее.
20 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: 21 горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, 22 но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. 23 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; 24 но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.
25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; 26 ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение. 27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. 28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
Свернуть
Говоря об осуществлении Царства Божьего, евангелист ясно подчеркивает центральную роль в этом Самого Христа. Он...  Читать далее

Говоря об осуществлении Царства Божьего, евангелист ясно подчеркивает центральную роль в этом Самого Христа. Он оказывается основным содержанием проповеди Крестителя (ведь именно за этим приходили к нему люди со всей страны, а не чтобы посмотреть, как ветер качает тростник в пустыне!). Он стоит в центре проповеди в Галилейских городах (с Его приходом Капернаум «возносится до неба», а отказавшись услышать Его проповедь, «низвергается до ада»). И наконец, Он сосредотачивает в Себе божественный закон и божественную волю. Это видно из лексики последних стихов этой главы: «труждающимися и обремененными» называли себя благочестивые люди, бравшие на себя «бремя» исполнения всех заповедей закона (так что это вовсе не про рабочий класс, который после работы идет в церковь умиротворять душу богослужением). Иисус же призывает учеников взять на себя, как «бремя» Его Самого, жить Им, служить Богу — Им, потому что, в отличие от неподвижных и неизменных заповедей Пятикнижия, Его «бремя» удобно и легко — у Него к каждому найдется персональный подход, а кроме того — верность, любовь и прощение.

Свернуть
 
На Мф 11:1-30
1 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.
2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих 3 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? 4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: 5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; 6 и блажен, кто не соблазнится о Мне.
7 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? 8 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. 9 Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. 10 Ибо он тот, о котором написано:
"се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим,
  который приготовит путь Твой пред Тобою".
 11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. 12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, 13 ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. 14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти. 15 Кто имеет уши слышать, да слышит!
16 Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, 17 говорят:
"мы играли вам на свирели, и вы не плясали;
  мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали".
 18 Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: "в нем бес". 19 Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: "вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам". И оправдана премудрость чадами ее.
20 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: 21 горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, 22 но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. 23 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; 24 но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.
25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; 26 ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение. 27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. 28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
Свернуть
Сегодняшнее чтение многое говорит нам о мудрости, в том смысле, в каком понимает её Иисус. Начинается оно эпизодом...  Читать далее

Сегодняшнее чтение многое говорит нам о мудрости, в том смысле, в каком понимает её Иисус. Начинается оно эпизодом, описывающим странное, на первый взгляд, недоумение Иоанна Крестителя по поводу служения Спасителя (ст. 2 – 6). В самом деле, ведь вопрос был задан именно тем человеком, который первым указал на Иисуса как на Мессию-Христа (Мф 3:13–17). А для Самого Иисуса этот эпизод стал поводом для горьких слов о человеческой мудрости. И дело тут не в ограниченности человеческого разума: в такой ограниченности самой по себе ничего страшного нет, ведь Бог с самого начала не задумывал человека всеведущим. Дело в том, как и для чего человек использует данный ему Богом разум. А падший человек, оказывается, чаще всего использует его для самооправдания и самоутверждения. Ветхозаветные авторы смотрят на мудрость как на искусство выстраивания отношений с Богом и с людьми, как на науку праведной жизни, но нередко оказывалось, что она вырождалась в некое подобие интеллектуальных игр, служащих исключительно для развлечения и в этом смысле немногим отличающихся от детских игр (ст. 16 – 17). Но хуже всего оказывалось то, что эти игры, принимаемые со всей серьёзностью, в критически важный момент заслонили от «мудрецов» живую Истину, пришедшую в мир, заслонили от них Царство. Какого Мессию ожидали в те времена верующие евреи? Мессианских богословских концепций было немало, но случилось так, что реальный Мессия не вписался полностью ни в одну из них. Наверное, даже сам Иоанн Креститель ожидал от узнанного им Мессии-Христа чего-то другого. Впрочем, на тех, кому свои теории дороже истины, угодить невозможно: если постится, значит, одержимый, а если не постится — обжора, пьяница, грешник (ст. 18 – 19)… Здесь важно лишь одно: соответствует ли тот, кого оценивают, критериям «своего», вписывается ли он в рамки концепции, или нет. Если же нет, то всегда можно найти обоснования для того, чтобы объявить такого «неправильным», грешником, нарушителем Торы и слугой сатаны. А сторонники «правильной» теории всегда сумеют обосновать её «правильность» (ст. 19). Вот только на Суде потом таким «теоретикам» придётся тяжелее тех, кто просто грешил без всяких теорий (ст. 20 – 24). Что, в общем-то, и неудивительно: на мудреце, употребившем свою мудрость во зло, ответственность больше, чем на том, кто ни на какую мудрость не претендует.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).