Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на13 Марта 2018

 

В Библии немало говорится и о гневе, и о ненависти. На первый взгляд может показаться, что речь идёт о вещах если не одинаковых, то, по крайней мере, похожих настолько, что слова «гнев» и «ненависть» можно использовать, как синонимы. И всё же, как видно, это не так. В самом деле, ненависть к человеку, судя по слову священнописателя, возникает тогда, когда он умышленно делает зло. А вот вспыльчивый человек может во время вспышки гнева (а по смыслу соответствующего еврейского слова речь идёт именно о вспышке гнева, связанной с нетерпением) совершить неразумный поступок, о котором впоследствии ему, вполне вероятно, придётся жалеть, но ненависти он, как видно, не вызывает (во всяком случае, автор афоризма ничего об этом не говорит). И дело тут, наверное, не в том, что в случае вспышки гнева перед нами всего лишь незначительный эпизод: люди нетерпеливые к таким вспышкам склонны, и они могут у них повторяться регулярно по самым разным поводам. Дело, вероятно, в другом, а именно, в духовной глубине происходящего. Внешне, на психическом уровне проявления гнева (особенно у людей эмоциональных) и ненависти могут порой быть похожи (хотя человек, мало склонный к эмоциям, может своей ненависти прямо и не выказывать). Но человек, сознательно делающий зло, очевидно, решил для себя, что на это зло он имеет право, или ещё как-то обосновал свой поступок. Как бы то ни было, речь идёт именно о выборе, об осознанной интенции, а значит, о сфере собственно духовной. Неудивительно, что, кроме ненависти, такое поведение ничего не вызывает: ведь ненависть, прежде всего, означает неприятие человека и отталкивание от него, нежелание общаться и стремление исключить человека из своей жизни. Ничего другого в нашем мире человек, сознательно делающий зло, и не может ни у кого вызвать: желать добра такому человеку может лишь тот, кто уже приобщился к Царству и живёт его жизнью. А вот вспышку гнева, вызванную нетерпением, простить не так уж сложно, тем более, что вспыливший сам, скорее всего, будет сожалеть о своём поступке: ведь тут нет осознанной интенции, духовную жизнь такие вспышки, конечно, омрачают, но не искажают необратимо, как искажает её сознательно сделанное зло. А потому и духовных оснований для ответной ненависти такой гнев, как правило, не даёт.

Свернуть

В Библии немало говорится и о гневе, и о ненависти. На первый взгляд может показаться, что речь идёт о вещах если не одинаковых, то, по крайней мере, похожих настолько, что слова «гнев» и «ненависть» можно использовать, как синонимы. И всё же, как видно, это не так. В самом деле, ненависть к человеку, судя по...

скрыть

В Библии немало говорится и о гневе, и о ненависти. На первый взгляд может показаться, что речь идёт о вещах если не одинаковых, то, по крайней мере, похожих настолько, что слова «гнев» и «ненависть» можно использовать, как синонимы. И всё же, как видно, это не так. В самом деле, ненависть к человеку, судя по...  Читать далее

 

Почему именно радуга становится знаком того завета, который Бог заключает с Ноем, а в его лице — со всеми праведниками всех времён и народов? В древности подавляющее большинство народов считало радугу мостом, соединяющим небо и землю. По этому мосту, как думали, боги, живущие на небесах, спускались на землю к людям с тем, чтобы вступить с ними в общение. Конечно, Бога Библии священнописатель видит отнюдь не таким, какими видели древние язычники своих богов. Но образ радуги он сохраняет, делая её символом завета. И, по-видимому, главным смыслом этого символа, который был в нём заключён изначально, становится связь между небом и землёй. В самом деле, любой союз-завет предполагает особые отношения между теми, кто его заключает, в данном случае, между Богом и теми праведниками, которые, подобно Ною, Богу небезразличны настолько, что Он готов спасать их даже тогда, когда всё остальное человечество обречено. Но для судеб человечества важно другое: Бог готов остановить грядущую катастрофу ради тех праведников, с которыми Он заключил союз. А радуга — живое напоминание, а значит, и актуализация тех отношений, которые союз предполагает. Собственно, и спасают-то мир от катастрофы именно эти отношения. Конечно, на большее тут рассчитывать не приходится: завета с Ноем недостаточно для того, чтобы изменить ситуацию в мире кардинально, тут нужен народ Божий со своей историей, завершающейся приходом Мессии. Но для того, чтобы спасти мир от катастрофы, его достаточно. И этого уже немало: благодаря завету с Ноем человечество получает возможность дожить до своего спасения.

Свернуть

Почему именно радуга становится знаком того завета, который Бог заключает с Ноем, а в его лице — со всеми...

скрыть

Почему именно радуга становится знаком того завета, который Бог заключает с Ноем, а в его лице — со всеми...  Читать далее

 
На Ин 5:1-16 

Давайте посмотрим на исцеленного Иисусом человека. Он, как написано, находился в болезни тридцать восемь лет. Нам это время и будучи здоровыми-то представить сложно! Вряд ли все тридцать восемь лет он находился в Иерусалимской купальне, но, вероятно, большую часть времени он проводит в этом мучительном ожидании и разочаровании. Во-первых, в ожидании движения воды, а затем - в разочаровании, когда он понимает, что опять не успел… Но ведь он все-таки пробовал! Увидев движение воды, он начинал спускаться в воду, а не отчаивался окончательно, поняв в очередной раз, что не успел. Ведь легче всего в этой ситуации махнуть рукой и поверить в то, что исцеление невозможно. Эти стойкость и вера, хоть и не видны с первого взгляда, поражают. А затем его разговор с Иисусом. На глупый, казалось бы, вопрос, этот больной человек отвечает прямо и честно. Он не говорит, полный гордыни: неужели не понятно, что я хочу вылечиться, чего бы я тут торчал? Нет, больной говорит о своей слабости, вероятно уже в который раз прося помощи словами о неимении человека, который бы опустил его в купальню. И в ответ на свое доверие и веру получает исцеление.

Свернуть

Давайте посмотрим на исцеленного Иисусом человека. Он, как написано, находился в болезни тридцать восемь лет. Нам это время...

скрыть

Давайте посмотрим на исцеленного Иисусом человека. Он, как написано, находился в болезни тридцать восемь лет. Нам это время...  Читать далее

 

Спасение, главная тема этой книги — это тайна действия Бога в жизни человеческой личности и в жизни народа. Эта тайна невыразима в словах или образах, как и сама жизнь, но мы можем постараться описать основные моменты взаимодействия Бога и человека — именно это и делает вдохновенный автор истории о Моисее. Первый момент выражен в рассказе о спасении маленького Моисея — корзина, отданная на волю волн, волей Божьей плывет туда, куда нужно. Здесь течение реки, одна из самых ненадежных вещей, становится символом надежды, основанной только на вере в промысел Божий, на таинственное действие Бога в этом мире. И второе — Бог совершает спасение людей в сотрудничестве с человеком. Попытка Моисея самостоятельно спасти своего соплеменника из рабства заканчивается плачевно — он оказывается в изгнании. Но лишь теперь, отчаявшись в своих возможностях помочь своим братьям, он может встретить Бога, чтобы продолжать эту работу вместе с Ним. Читатель может попытаться применить эти образы к собственной жизни, в которой хватает действия Бога без человека и действия человека без Бога. Теперь настал момент совместных усилий, которые только и смогут привести к настоящему результату.

Свернуть

Спасение, главная тема этой книги — это тайна действия Бога в жизни человеческой личности и в жизни народа. Эта тайна...

скрыть

Спасение, главная тема этой книги — это тайна действия Бога в жизни человеческой личности и в жизни народа. Эта тайна...  Читать далее

 

В событиях, о которых повествует книга Есфири, происходит замечательный и совершенно неожиданный поворот. Царедворец Аман расписывает царю, какими почестями нужно почтить заслуженного человека, ожидая, что эти почести достанутся ему самому. Но царь повелел почтить ими Мардохея, того самого, на которого возгорелась ненависть Амана. «Ирония судьбы», — сказали бы мы. Близкие Амана говорят иначе: ты не пересилишь Мардохея, потому что он иудей и с ним Бог живой. И поэтому происшедшее иронично, но это ирония не безликой судьбы, но Всемогущего Бога. В этом проступает одна из основных идей всей книги: непостижимое для людей, а часто и незаметное, вмешательство Бога в жизнь людей.

Свернуть

В событиях, о которых повествует книга Есфири, происходит замечательный и совершенно неожиданный поворот...

скрыть

В событиях, о которых повествует книга Есфири, происходит замечательный и совершенно неожиданный поворот...  Читать далее

 

Величие Бога, неизмеримо превосходящее величие Его творения, может навести на мысль о нашем ничтожестве. В самом деле, если рассуждать согласно нашей привычной повседневной логике, то из одной лишь несопоставимости размеров следует признать, что мы ничего не значим рядом с Ним.

И тем не менее нигде в Библии смиренное признание нашей малости не означает признания ничтожества и бессмысленности существования рода людского. Именно то, что все наши дела перед взором Господа как на ладони, говорит о том, что мы для Него небезразличны, ведь это нас Он создал в завершение всего сотворённого. Именно о человеке, единственном из существ, сказано, что его Бог создал по Своему образу и подобию.

Да, возгордившись, мы впали в ничтожество. Но смиряясь, мы можем начать подниматься после падения. Именно наше смирение перед Его волей и Его величием открывает перед нами возможность принять и осуществить Его первоначальный замысел о нас.

Свернуть

Величие Бога, неизмеримо превосходящее величие Его творения, может навести на мысль о нашем ничтожестве...

скрыть

Величие Бога, неизмеримо превосходящее величие Его творения, может навести на мысль о нашем ничтожестве...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).