Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на12 Сентября 2019

 

Как видно, человек нередко оказывается куда мстительнее Бога. Таким описан в одноимённой книге и Иона. Он уже забыл, что сам оказался вовсе не идеальным служителем Божьим, что Богу пришлось доставить его на место проповеди не без скандала, притом несколько необычным способом.

И вот теперь, когда он всё же исполнил поручение Божье, у него осталось лишь одно желание: чтобы поставленная перед ним задача оказалась… проваленной. Как же ещё можно было бы расценить ситуацию, когда в городе после проповеди Ионы не оказалось бы ни одного обратившегося, так, что Ниневию осталось бы только уничтожить, стереть с лица земли вместе со всеми её жи-телями, показавшими свою полную неготовность к исправлению?

К счастью, всё про-изошло совсем не так, Ниневия именно покаялась и обратилась, притом обратилось, судя по рассказу Книги Ионы, большинство её жителей. Оглушительный успех! Город спасён! Но Иону это отнюдь не радует.

Почему же так? Что мешает пророку радоваться вместе с Богом хорошо исполненному поручению? Наверное, те устоявшиеся мнения и предрассудки, которые были свойственны его соотечественникам.

Книга Ионы была написана, приблизительно, в середине или в начале VIII в. до н.э., когда Ниневию считали худшим местом на свете и средоточием мирового зла: ведь она была столицей Ассирийской империи, которую ненавидели все, включая евреев. Такой город, с точки зрения Ионы, мог заслуживать только одного: уничтожения. Он и ехать-то туда не хо-чет именно поэтому: Иона знает, что, если в городе появляется пророк, этот город по-лучает шанс, пусть и небольшой, на спасение.

Иона не хочет, чтобы Ниневия спаслась, пусть даже обратившись к Богу, он хочет, чтобы она погибла, потому, что, на его взгляд, ничего другого она не заслуживает. Иона — еврей, житель Иудеи, у него, как и у многих его соотечественников, с Ассирией личные счёты. Даже если жители Ниневии раскаются, Иона отнюдь не готов видеть в них братьев, пусть они теперь и обратились к его Богу. Ему не надо таких братьев, он не хочет, чтобы у его Бога появились такие поклонники. Он так прямо и говорит Богу: я знаю Твоё милосердие и с самого начала боялся, что Ты окажешься милостив к тем, с кем я бы не хотел делить Твоё милосердие. Но Бог не человек. В отличие от Ионы, Он готов принять каждого раскаявшегося и обратившегося. Даже ниневитянина.

Свернуть

Как видно, человек нередко оказывается куда мстительнее Бога. Таким описан в одноимённой книге и Иона. Он уже забыл, что сам оказался вовсе не идеальным служителем Божьим, что Богу пришлось доставить его на место проповеди не без скандала, притом несколько необычным способом...

скрыть

Как видно, человек нередко оказывается куда мстительнее Бога. Таким описан в одноимённой книге и Иона. Он уже забыл, что сам оказался вовсе не идеальным служителем Божьим, что Богу пришлось доставить его на место проповеди не без скандала, притом несколько необычным способом...  Читать далее

 

Слова Иисуса о хуле на духа Божия могут показаться не очень понятными. В самом деле, какая разница, поносит ли нечестивец Самого Бога или Его дыхание? Ведь это, в сущности, одно и то же. И всё же некоторое различие тут есть.

В самом деле, иногда даже воинствующий атеизм может иметь своё объяснение, если рассматривать его как мировоззренческую концепцию или идеологию. С какой религией столкнулся человек, ставший атеистом? Какой стороной повернулась она к нему? С какими верующими (или «верующими») пришлось ему встретиться в жизни? И какой образ Бога сложился в результате в его сознании? Часто, кроме Самого Бога, это неведомо никому. А на поверхности — следствия опыта, нередко очень непростого, одним из которых вполне может быть и атеизм, даже воинствующий.

Но Богу важны не наши концепции, а наше сердце. Он-то лучше всех знает, почему тот или иной из людей стал атеистом, произошло ли это из-за упрямства, нежелания видеть и понимать, или из-за невозможности увидеть, или потому, что смотреть было не на что. Иное дело — явное действие Божие, не заметить и не разглядеть которое можно лишь тогда, когда не хочешь замечать и видеть.

Можно быть даже воинствующим атеистом, но и атеист, если только он честен с собой и с другими, не станет называть чёрное белым. А в случае с теми обвинениями, которые выдвигали против Иисуса фарисеи, заявляя, что Он одержим, ситуация была именно такой: Его обвинители не желали видеть явного действия Божия, пытаясь объяснить его как угодно, лишь бы не признать очевидного.

И если даже атеизм иногда не вменяется Богом человеку в грех (хотя бы потому, что не всегда человек виноват в том, что не узнал Бога), то духовное лукавство, неискренность перед самим собой и перед Богом являются несомненным и тяжким грехом. И не потому, что Бог обидчив (Он готов простить раскаивающемуся грешнику любой грех), а потому, что такая позиция в принципе исключает всякие настоящие отношения, как с Богом, так и с людьми. И Иисус напоминает об этом Своим собеседникам. Не потому, что хочет убедить их в Своей правоте, а потому, что хочет предостеречь их от пути, ведущего в погибель.

Свернуть

Слова Иисуса о хуле на духа Божия могут показаться не очень понятными. В самом деле, какая разница, поносит ли нечестивец Самого Бога или Его дыхание? Ведь это, в...

скрыть

Слова Иисуса о хуле на духа Божия могут показаться не очень понятными. В самом деле, какая разница, поносит ли нечестивец Самого Бога или Его дыхание? Ведь это, в...  Читать далее

 

Слово «облекитесь», которое использует апостол Павел, может подстегнуть наше воображение. Облечься во что-то — значит пребывать в этом. Мы тогда оказываемся внутри своеобразной оболочки, которая фильтрует наше взаимодействие с окружающим нас миром. Павел перечисляет некоторые качества, или свойства, этого фильтра, ставя при этом выше всего любовь как совершенное выражение совершенных взаимоотношений. Внутри же этой оболочки Павел поселяет состояние мира, исходящего от Бога, что приводит на память слова преп. Серафима Саровского о жизни христианина как стяжании Духа Святого, Духа мирного. А вот, что проходит сквозь оболочку к сердцу: слово Христово. И тогда все, что исходит от нас, становится делом во имя Господа и благодарением Богу. Похоже, что эта мысль развивается в отрывке из Евангелия от Луки, который говорит о делах, к которым мы призваны, делам любви, потому что именно в любви мы уподобляемся Отцу, приближаясь к Его совершенству (ср. стих 36 с Мф. 5:48).

Свернуть

Слово «облекитесь», которое использует апостол Павел, может подстегнуть наше воображение. Облечься во что-то — значит пребывать в этом. Мы тогда оказываемся внутри своеобразной оболочки...

скрыть

Слово «облекитесь», которое использует апостол Павел, может подстегнуть наше воображение. Облечься во что-то — значит пребывать в этом. Мы тогда оказываемся внутри своеобразной оболочки...  Читать далее

 

В первой части 36-й главы пророк Иезекииль продолжает слово о погибели врагов избранного народа, о прекращении всякой жестокости и несправедливости. Он говорит удивительные слова о благословении Божием на землю Израилеву, которая не будет уже землей страдания, не будет проклята за грехи живущих на ней людей. Конечно, это место нужно рассматривать параллельно со словами 3-й главы книги Бытия, где Бог говорит Адаму: «проклята земля за тебя». Отмена этого проклятия происходит в результате избавления Израиля, в результате прихода Мессии. Предреченное пророком благословение только начинает исполняться во дни Господа Иисуса Христа, окончательно же оно исполнится в конце времен. Так пророк соединяет спасительное действие Божие воедино: то, что будет происходить при возвращении Израиля из плена, события, связанные с приходом Мессии и конец времен. Это типично для пророков, потому что они всегда говорят не столько о последовательности событий, сколько об их сути.

Далее Господь говорит о грехе Израиля нечто новое. С одной стороны, повторяя сказанное в первой части книги, Он вновь формулирует вину народа как «кровь, которую они проливали на этой земле и... они оскверняли ее идолами». Но, кроме того, Господь говорит, что тем самым израильтяне обесславили имя Божие, то есть не были верными свидетелями Его святости. Это повторение возвращает нас к главной проблеме: каким может быть избавление, и как люди могут быть избавлены от своего греха и его последствий? Этот вопрос мучил Иеремию и Аввакума, и многих других пророков. Есть ли какая-нибудь надежда после всего, что произошло?

Это слово надежды — самое главное в 36-й главе. Господь говорит о Своей верности, о том, что избавление и спасение будут совершаться не ради вероломных людей, но ради Самого Бога. Пусть народ отрекся от Завета — но Бог не отрекся, хотя и имел к тому все основания. Эти слова — яркое свидетельство того, что побудительным мотивом спасения для Бога служит только Его любовь к нам. И поскольку Израиль обесславил имя Божие, теперь Сам Бог явит на них святость Свою, чтобы все народы узнали ее.

Объясняя, как именно будет явлена святость Божия на народе Его, Господь дает Иезекиилю пророчество о Пятидесятнице, о том, что людям будет дан дух новый, Дух Божий: «вложу внутрь вас Дух Мой». Сердце плотяное вместо сердца каменного, знаменитейшие слова этой главы — это образ новой жизни, по сравнению с которой все, что мы знали раньше — безжизненный камень. И эта новая жизнь — плод Духа, о котором потом будет говорить апостол Павел. Словно предвосхищая то, что он будет писать Римлянам о законе и благодати, пророк Иезекииль записывает пророчество о том, что по даровании Духа народ Божий будет исполнять закон не из страха или верности, но потому, что дух, который в человеке, будет вести его по пути закона. Собственно, в терминах книги пророка Иезекииля, это и есть спасение, потому что обратившийся от греха будет жить. Итак, Бог обещает совершить это спасение ради Себя Самого, «силой, действием и наитием» Святого Духа.

Свернуть

В первой части 36-й главы пророк Иезекииль продолжает слово о погибели врагов избранного народа, о прекращении всякой...

скрыть

В первой части 36-й главы пророк Иезекииль продолжает слово о погибели врагов избранного народа, о прекращении всякой...  Читать далее

 

Когда мы читаем в Евангелии, что эта женщина была хананеянкой, то это не означает, что она была «второго сорта», или не из того происхождения, или еще чем-то не угодила Иисусу. Мы знаем (читали в Евангелии и просто чувствуем сердцем), что Иисус всегда готов помочь и исцелить и бедных, и грешных, и отверженных. Для первых слушателей евангелиста совершенно понятно, что она — самая настоящая язычница, то есть верит в языческих богов, поклоняется им и приносит им жертвы. Именно поэтому Господь подвергает ее такому испытанию веры — чтобы помочь ей самой понять, почему она обращается за помощью к Нему, а не к своим богам. Здесь как бы проводится черта между языческими представлениями человека и обращением к Иисусу, то есть — молитвой. Молитва ко Христу (и к Отцу во Христе) несовместима с язычеством, а язычество — это не обязательно вера в других богов, но и вполне обычная для христиан надежда не на Единого Бога, а на что-либо другое: на деньги, на свои способности, на свою партию, на «авось» и пр. Язычество — это когда мы живем не для Бога, а для кого-то еще (например, для себя). Если же мы, будучи такими язычниками, захотим что-нибудь попросить у Христа, обратиться к Нему в молитве, нам будет необходимо вместе с этой женщиной-хананеянкой пройти через полную переоценку своей веры, понять, почему же мы обратились ко Христу, а не к своим идолам...

Свернуть

Когда мы читаем в Евангелии, что эта женщина была хананеянкой, то это не означает, что она была «второго сорта», или не из того происхождения...

скрыть

Когда мы читаем в Евангелии, что эта женщина была хананеянкой, то это не означает, что она была «второго сорта», или не из того происхождения...  Читать далее

 

В привычном для нас переводе сказано, что Иона был проглочен китом, хотя в на языке оригинала в тексте упоминается даг гадол (большая рыба). Буквальное восприятие перевода спровоцировало несостоятельные, но постоянные насмешки антирелигиозников, любивших указывать на размеры пищепровода кита, неспособного проглотить человека. Между тем случаи заглатывания людей некоторыми крупными хищными рыбами известны, и всё же видовая принадлежность упомянутого в Книге Ионы существа не столь существенна, как суть рассказа.

Мы видим Иону спокойным, уповающим на Бога. Теперь, обернувшись назад, даже в спокойствии Ионы во чреве корабля во время бури мы можем увидеть залог его спокойствия во чреве рыбы. Но внутри корабля Иона сам пытался отдалиться от Бога, внутри же рыбы он получил то, чего добивался, Господь предоставил ему такую возможность. Каждый из нас, отворачиваясь от Него, может оказаться проглочен подобной рыбой. Она может принимать любой облик и возникать посреди любых внешних обстоятельств, и уже от нас зависит, воззовём ли мы к Богу сквозь отделяющие нас от Него преграды, возникшие в результате наших собственных действий и устремлений.

Молитва Ионы из глубины — вдохновенный псалом, выражающий надежду не только древнего пророка, но и любого из нас, падающих, часто впадающих в состояние отверженности и оставленности, но и тогда не оставляемых Богом. Он с нами в любом месте и готов вывести из отчаяния и черного мрака. Так же, как Он вывел на сушу Иону.

...Пройдут века, и Христос, сравнив Своё пребывание во гробе с пребыванием Ионы во чреве кита, откроет Своим слушателям, что им не будет дано иного знамения, «кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 12:39-40). Будет ли натяжкой отметить, что и готовность Ионы к самопожертвованию за спутников по плаванию также была подобна предстоящему самопожертвованию Сына Человеческого?

Свернуть

В привычном для нас переводе сказано, что Иона был проглочен китом, хотя в на языке оригинала в тексте...

скрыть

В привычном для нас переводе сказано, что Иона был проглочен китом, хотя в на языке оригинала в тексте...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).