Библия-Центр
РУ
Вся Библия
Церковнославянский перевод (ru)
Поделиться

Кни1га Премyдрости їисyса сы1на сірaхова, ГлавA 33

Боsщагосz гDа не срsщетъ ѕло2: ѓще и3 въ напaсть впаде1тъ, пaки и4зметъ є3го2.
Мyжъ премyдръ не возненави1дитъ зако1на, сумнsйжесz въ не1мъ ћкоже въ бyри корaбль.
Человёкъ разуми1въ вёру и4метъ зако1ну, и3 зако1нъ є3мY вёренъ,
ћкw вопроше1ніе прaведныхъ. Пригото1ви сло1во, и3 тaкw ўслы1шанъ бyдеши: сочетaй наказaніе и3 тогдA tвэщaй.
Ко1ло колесни1чное ўтро1ба бyzгw, и3 ћкоже џсь вертsщаzсz помышле1ніе є3гw2.
Ко1нь на kжде1ніи ћкw дрyгъ лицемёренъ, под8 всsкимъ kздsщимъ рже1тъ.
Почто2 де1нь дне2 преспэвaетъ, и3 всsкъ свётъ дне2 лёта t со1лнца;
Рaзумомъ гDнимъ разлучи1стасz, и3 и3змэни2 вре1мz и3 прaздники:
t ни1хъ вознесе2 и3 њс™и2, и3 t ни1хъ положи2 въ число2 днjй.
10 И# человёцы вси2 t пе1рсти, и3 t земли2 со1зданъ бы1сть ґдaмъ.
11 Мно1жествомъ вёдэніz гDь раздэли2 | и3 и3змэни2 пути6 и4хъ.
12 T ни1хъ блгcви2 и3 вознесе2, и3 t ни1хъ њс™и2 и3 къ себЁ прибли1жи, t ни1хъ проклS и3 смири2 и3 соврати2 и5хъ t стоsніz и4хъ.
13 Ћкw бре1ніе скуде1льника въ руцЁ є3гw2, вси2 путіе2 є3гw2 по и3зволе1нію є3гw2: тaкw человёцы въ руцЁ сотво1ршагw и5хъ, и4мже воздaстъ по судY своемY.
14 (Ћкw) проти1ву ѕло1му благо1е и3 проти1ву сме1рти живо1тъ, тaкw проти1ву благочести1вагw грёшникъ. И# си1це воззри2 во вс‰ дэлA вы1шнzгw: дво1е дво1е, є3ди1но проти1ву є3ди1ному.
15 Ѓзъ же послёдній бдёхъ и3 наслёдихъ ћкоже t начaтка, ћкоже собирazй в8слёдъ њб8имaтелей віногрaдныхъ.
16 Во блгcве1ніе гDне достиго1хъ и3 ћкw њб8имaтель напо1лнихъ точи1ло.
17 Разсмотри1те, ћкw не себЁ є3ди1ному труди1хсz, но всBмъ и4щущымъ наказaніz.
18 Послyшайте мене2, вельмHжи людjй, и3 влaстеліе собо1ра, внуши1те.
19 Сы1ну и3 женЁ, брaту и3 дрyгу не дaждь влaсти на себЁ въ животЁ свое1мъ,
20 и3 не дaждь и3но1му и3мёніz своегw2, да не раскaешисz тре1буzй и5хъ:
21 до1ндеже жи1въ є3си2 и3 дыхaніе въ тебЁ, не и3змэни2 себе2 всsцэй пло1ти:
22 лyчше бо є4сть, да тебЁ мо1лzтсz ч†да тво‰, не1жели тебЁ зрёти въ рyцэ ч†дъ твои1хъ.
23 Во всёхъ дёлэхъ твои1хъ бyди преспэвaz и3 не дaждь поро1ка на слaву твою2.
24 Въ де1нь скончaніz днjй животA твоегw2 и3 во вре1мz сме1рти твоеS раздэли2 наслёдіе твое2.
25 Пи1ща и3 же1зліе и3 бре1мz nслY: хлёбъ и3 наказaніе и3 дёло рабY.
26 Накажи2 рабA, и3 њбрsщеши поко1й: њслaби рyку є3мY, и3 и3скaти нaчнетъ свобо1ды.
27 И$го и3 реме1нь вы1ю прекланsютъ, и3 рабY лукaву ќзы и3 р†ны.
28 Вложи2 є3го2 въ дёло, да не прaзденъ бyдетъ, мно1зэй бо ѕло1бэ научи1ла прaздность:
29 ўстро1й є3го2 въ дёлэхъ, ћкоже подобaетъ є3мY, и3 ѓще не послyшаетъ, всади2 є3го2 во њкHвы.
30 И# не бyди и3зли1шенъ над8 всsкою пло1тію, и3 без8 судA не сотвори2 ничесHже.
31 Ѓще ти2 є4сть рaбъ, да бyдетъ ћкоже ты2, поне1же кро1вію стzжaлъ є3си2 є3го2:
32 ѓще ти2 є4сть рaбъ, и3мёй є3го2 ћкоже брaта, поне1же ћкw души2 твоеS востре1буеши є3гw2:
33 ѓще њѕло1биши є3го2 непрaведнw, и3 востaвъ tбэжи1тъ, кjимъ путе1мъ пои1щеши є3гw2; (не вёси.)

Кни1га Премyдрости їисyса сы1на сірaхова, ГлавA 34

Тщє1тны надє1жды и3 лжи6вы (сyть) неразyмиву мyжу, и3 сHніz вперsютъ безyмныхъ.
Ћкоже є4млzйсz за стёнь и3 гонsй вётры, тaкожде є4млzй вёру снHмъ:
сіе2 по семY видёніе снHвъ, прsмw лицY подо1біе лицA.
T нечи1стагw что2 њчи1ститсz, и3 t лжи1вагw кaz и4стина;
Волшє1бства и3 њба‰ніz и3 сHніz сyєтна сyть, и3 ћкоже раждaющіz се1рдцу мечт†ніz бывaютъ:
ѓще не t вы1шнzгw пHслана бyдутъ на посэще1ніе, не вдaждь въ нS се1рдца твоегw2:
мно1гихъ бо прельсти1ша сHніz, и3 tпадо1ша надёющесz на нS.
Без8 лжи2 соверши1тсz зако1нъ, и3 премyдрость во ўстёхъ вёрныхъ соверше1ніе.
Мyжъ ўче1ный ўвёда мно1гw, и3 многоискyсный повёсть рaзумъ.
10 И$же не и3скуси1сz, мaлw вёсть: њбходsй же страны6 ўмно1житъ хи1трость.
11 Мно1гw ви1дэхъ во њбхожде1ніи мое1мъ, и3 в‰щшаz слове1съ мои1хъ рaзумъ мо1й:
12 мно1гащи дaже до сме1рти бёдствовахъ, и3 спасе1нъ бы1хъ си1хъ рaди.
13 Дyхъ боsщихсz гDа поживе1тъ, наде1жда бо и4хъ на сп7сaющаго |.
14 Боsйсz гDа ничегw2 ўбои1тсz и3 не ўстраши1тсz, то1й бо наде1жда є3мY.
15 Боsщемусz гDа блаже1нна душA: чи1мъ њдержи1тсz, и3 кто2 є3мY ўтвержде1ніе;
16 Џчи гDни на лю1бzщыz є3го2: защище1ніе си1лы и3 ўтвержде1ніе крёпости, покро1въ t вaра и3 покро1въ въ полyдне, хране1ніе t претыкaніz и3 по1мощь t паде1ніz:
17 воздвизazй дyшу и3 просвэщazй џчи, и3сцэле1ніе даsй, живо1тъ и3 блгcве1ніе.
18 И$же прино1ситъ же1ртву t непрaвды, приноше1ніе поро1чно, и3 не сyть во благоволе1ніе дaры беззако1нныхъ.
19 Не бlговоли1тъ вы1шній њ приноше1ніи нечести1выхъ, ни мно1жествомъ же1ртвъ њчcтитъ грэхи2.
20 Ћкw жрsй сы1на пред8 nтце1мъ є3гw2, тaкw приносsй жє1ртвы t и3мёніz ўбо1гихъ.
21 Хлёбъ ўбHгимъ живо1тъ ўбо1гихъ, лишazй є3гw2 человёкъ крове1й є4сть.
22 Ўбивaетъ и4скреннzго tе1млzй є3мY поживле1ніе, и3 проливaетъ кро1вь лишazй мзды2 нае1мника.
23 є3ди1нъ созидazй, ґ другjй разорszй, что2 ўспёетъ бо1лэе, то1кмw трyдъ;
24 є3ди1ному молsщусz, ґ друго1му проклинaющу, ко1егw глaсъ ўслы1шитъ вLка;
25 Њмывazйсz t мертвецA и3 пaки прикасazйсz є3мY, кaz по1льза є3мY t бaни;
26 Тaкw человёкъ постsйсz њ грэсёхъ свои1хъ и3 пaки ходsй и3 т†zжде творsй, мольбY є3гw2 кто2 ўслы1шитъ, и3 что2 ўспЁ смире1ніемъ свои1мъ;

Кни1га Премyдрости їисyса сы1на сірaхова, ГлавA 35

Соблюдazй зако1нъ ўмножaетъ приношє1ніz, прино1ситъ же1ртву спасе1ніz внимazй зaповэдемъ.
Воздаsй благодaть ѓки приносsй семідaлъ, и3 творsй ми1лостыню ѓки жрsй же1ртву хвале1ніz.
Бlговоле1ніе гDне є4же tступи1ти t лукaвства, и3 њчище1ніе є4сть є4же tступи1ти t непрaвды.
Не kви1сz пред8 гDемъ то1щь: вс‰ бо сі‰ зaповэди рaди.
Приноше1ніе прaведнагw ўтучнsетъ nлтaрь, и3 благоухaніе є3гw2 пред8 вы1шнимъ:
же1ртва мyжа прaведнагw пріsтна, и3 пaмzть є3S не забве1на бyдетъ.
Џкомъ благи1мъ прослaви гDа и3 не ўмaли t начaтка рyкъ твои1хъ:
во всsцэмъ даsніи ве1село и3мёй лице2 твое2 и3 со весе1ліемъ њсвzти2 десzти1ну.
Дaждь вы1шнему по даsнію є3гw2, и3 џкомъ благи1мъ приwбрётеніе руки2:
10 ћкw гDь воздаsй є4сть и3 седмери1цею воздaстъ ти2.
11 Дaра не ўмалsй, и4бо не пріи1метъ, и3 не внимaй же1ртвэ непрaведнэй:
12 ћкw гDь судіS є4сть, и3 нёсть ў негw2 слaвы лицA.
13 Не пріи1метъ лицA на ўбо1га и3 моли1тву њби1димагw ўслы1шитъ:
14 не пре1зритъ моли1твы си1рагw, ни вдови1цы, є3гдA и3зліе1тъ проше1ніе.
15 Не сле1зы ли вдови6чи по лани1тома текyтъ, и3 во1пль є3S на наве1дшаго |;
16 Служaй (бг7у) во благоволе1ніи пріsтъ бyдетъ, и3 моли1тва є3гw2 до њ1блакъ до1йдетъ:
17 моли1тва смире1ннагw про1йде њ1блаки, и3 до1ндеже прибли1житсz, не ўтёшитсz,
18 и3 не tстyпитъ, до1ндеже посэти1тъ вы1шній, сyдитъ въ прaвду и3 сотвори1тъ сyдъ:
19 и3 гDь не заме1длитъ, ниже2 и4мать долготерпёти њ ни1хъ, до1ндеже сокруши1тъ чрє1сла неми1лостивыхъ.
20 И# kзы1кwмъ воздaстъ ме1сть, до1ндеже потреби1тъ мно1жество досади1телей и3 ски1птры непрaведныхъ сокруши1тъ:
21 до1ндеже воздaстъ человёку по дэsніємъ є3гw2, по дэлHмъ человёчєскимъ и3 помышле1ніємъ и4хъ:
22 до1ндеже разсyдитъ судо1мъ лю1ди сво‰ и3 возвесели1тъ | млcтію свое1ю.
23 Ко1ль краснA ми1лость во вре1мz ско1рби є3гw2, ћкоже њ1блацы дожде1вніи во вре1мz бездо1ждіz.

Кни1га Премyдрости їисyса сы1на сірaхова, ГлавA 36

Поми1луй ны2, вLко, б9е всёхъ, и3 воззри2,
и3 наложи2 стрaхъ тво1й на вс‰ kзы1ки:
воздви1гни рyку твою2 на kзы1ки ч{жды, и3 да ќзрzтъ си1лу твою2.
Ћкоже пред8 ни1ми њс™и1лсz є3си2 въ нaсъ, тaкожде пред8 нaми возвели1чисz на ни1хъ:
и3 да познaютъ тS, ћкоже и3 мы2 познaхомъ тS, ћкw нёсть бг7а рaзвэ тебє2, гDи.
Њбнови2 знaмєніz и3 и3змэни2 чудесA,
прослaви рyку и3 мы1шцу деснyю (твою2), воздви1гни ћрость и3 и3злjй гнёвъ,
и3зми2 сопостaта и3 сотри2 врагA,
поспэши2 вре1мz и3 помzни2 клsтву, и3 да повёдzтъ вели6чіz тво‰.
10 Гнёвомъ nгнS поzде1нъ да бyдетъ спасazйсz, и3 њѕлоблsющіи людjй твои1хъ да њбрsщутъ пaгубу.
11 Сокруши2 главы6 кнzзе1й врaжіихъ, глаго1лющихъ: нёсть рaзвэ нaсъ.
12 Собери2 вс‰ кwлёна ї†кwвлz и3 наслёдствуй и5хъ ћкоже t начaла.
13 Поми1луй лю1ди, гDи, наречє1нныz и4менемъ твои1мъ, и3 ї}лz, є3го1же пе1рвенцемъ наре1клъ є3си2.
14 Ўще1дри грaдъ с™ы1ни твоеS, їеrли1мъ, мёсто поко1ища твоегw2.
15 И#спо1лни сіHна взsти словесA тво‰, и3 t слaвы твоеS лю1ди тво‰.
16 Дaждь свидётельство сyщымъ t начaла твaремъ твои6мъ и3 воздви1гни прbро1чєствіz с{щаz њ и4мени твое1мъ:
17 дaждь мздY терпsщымъ тебе2, и3 прbро1цы твои2 да ўвёрzтсz.
18 Ўслы1ши, гDи, мольбы6 моли1твєнникъ твои1хъ, по бlгослове1нію ґарHню њ лю1дехъ твои1хъ,
19 и3 ўразумёютъ вси2 сyщіи на земли2, ћкw ты2 гDь є3си2, бг7ъ вэкHвъ.
20 Всsко брaшно ћстъ чре1во: є4сть же брaшно брaшна добрёе.
21 Гортaнь вкушaетъ бр†шна t ло1ва, тaкw се1рдце разуми1во словесA лHжна.
22 Се1рдце стропти1во дaстъ печaль, и3 человёкъ многоискyсный воздaстъ є3мY.
23 Всsкагw мyжеска по1лу пріи1метъ женA: є4сть же дще1рь дще1ре лyчше.
24 Добро1та же1нска весели1тъ лице2 и3 над8 все2 желaніе человёческо пред8успэвaетъ:
25 ѓще є4сть на љзы1цэ є3S ми1лость и3 кро1тость, нёсть мyжъ є3S то1ченъ сынHмъ человёчєскимъ.
26 Стzжaвый женY начинaетъ и3мёти стzжaніе, помо1щника по себЁ и3 столпA поко1ю.
27 И#дёже нёсть њгрaды, расхище1но бyдетъ и3мёніе, и3 и3дёже нёсть жены2, воздо1хнетъ скитazсz:
28 кто1 бо повёритъ воwруже1ну разбо1йнику преходsщу t грaда во грaдъ;
29 Тaкожде и3 человёку не и3мyщу гнэздA и3 њбитaющу, и3дёже њбвечерsетъ.

Кни1га Премyдрости їисyса сы1на сірaхова, ГлавA 37

Всsкъ дрyгъ рече1тъ: содружи1хсz є3мY и3 ѓзъ. Но є4сть дрyгъ и4менемъ то1чію дрyгъ.
Печaль не пребывaетъ ли до сме1рти, пріsтель и3 дрyгъ претворszйсz во врагA;
Q, лукaво помышле1ніе, tкyду и3звали1лосz є3си2 покры1ти сyшу ле1стію;
Пріsтель њ весе1ліи дрyжни срaдуетсz, ґ во вре1мz ско1рби проти1венъ бyдетъ:
пріsтель со дрyгомъ труждaетсz чре1ва рaди и3 проти1ву брaни во1зметъ щи1тъ.
Не забyди дрyга въ души2 твое1й и3 не поминaй є3гw2 во и3мёніи твое1мъ.
Всsкъ совётникъ возно1ситъ совётъ, но є4сть совэщazй њ себЁ самёмъ.
T совётника храни2 дyшу твою2 и3 разумёй пе1рвэе, что2 є3мY потре1ба: сaмъ бо себЁ совэщавaетъ:
да не когдA возложи1тъ на тS жре1бій и3 рече1тъ ти2: до1бръ пyть тво1й: и3 стaнетъ прsмw, ви1дэти, что2 сбyдетсz тебЁ.
10 Не совэщавaй съ подзирaющимъ тS и3 t зави1дzщихъ ти2 скры1й совётъ:
11 со жено1ю њ ревнyющей є4й и3 со страшли1вымъ њ брaни, съ купце1мъ њ мёнэ и3 со купyющимъ њ продaжи, со зави1дливымъ њ благодаре1ніи
12 и3 съ неми1лостивымъ њ поми1лованіи, съ лэни1вымъ њ всsцэмъ дёлэ
13 и3 съ нае1мникомъ годовы1мъ њ соверше1ніи, съ рабо1мъ лэни1вымъ њ мно1зэ дёланіи.
14 Не внемли2 си6мъ њ всsцэмъ совэщaніи,
15 но то1кмw съ мyжемъ благоговёйнымъ пrнw бyди, є3го1же ѓще познaеши соблюдaюща зaпwвэди гDни,
16 и4же душе1ю свое1ю по души2 твое1й, и3 ѓще согрэши1ши, споболи1тъ съ тобо1ю.
17 И# совётъ се1рдца ўстaви, нёсть бо ти2 вёрнэе є3гw2:
18 душa бо мyжа возвэщaти нёкогда бо1лэе њбы1че, не1жели се1дмь блюсти1теліе высо1цэ сэдsщіи на стрaжи.
19 И# њ всёхъ си1хъ помоли1сz вы1шнему, да ўпрaвитъ во и4стинэ пyть тво1й.
20 Начaтокъ всsкагw дёла сло1во, и3 пре1жде всsкагw дёланіz совётъ.
21 Слёдъ и3змэне1ніz серде1чна лице2. Четы1ри ч†сти происхо1дzтъ: добро2 и3 ѕло2, живо1тъ и3 сме1рть: и3 њбладazй и4ми всегдA љзы1къ є4сть.
22 є4сть мyжъ хи1тръ и3 наказaтель мнHгимъ, ґ свое1й души2 неключи1мь є4сть.
23 є4сть ўмудрszйсz въ словесёхъ ненави1димь: се1й всsкіz пи1щи лише1нъ бyдетъ:
24 не данa бо бы1сть є3мY t гDа благодaть, ћкw всsкіz премyдрости лише1нъ бы1сть.
25 є4сть премyдръ свое1й души2, и3 плоды2 рaзума є3гw2 во ўстёхъ вBрны.
26 Мyжъ премyдръ лю1ди сво‰ накaжетъ, и3 плоды2 рaзума є3гw2 вBрны.
27 Мyжъ премyдръ и3спо1лнитсz благослове1ніz, и3 ўблажaтъ є3го2 вси2 зрsщіи.
28 Живо1тъ мyжа въ числЁ днjй: ґ днjе ї}лєвы безчи1сленни.
29 Премyдрый во свои1хъ лю1дехъ наслёдитъ вёру, и3 и4мz є3гw2 жи1во бyдетъ во вёкъ.
30 Чaдо, въ животЁ твое1мъ и3скуси2 дyшу твою2 и3 ви1ждь, что2 є4й ѕло2 є4сть, и3 не дaждь є4й.
31 И$бо не вс‰ всBмъ на по1льзу, и3 не всsка душA во все1мъ благоволи1тъ.
32 Не пресыщaйсz во всsцэй слaдости и3 не разливaйсz на (разли1чіе) брaшна,
33 и4бо во мно1зэхъ брaшнахъ недyгъ бyдетъ, и3 пресыще1ніе прибли1житъ дaже до холе1ры:
34 пресыще1ніемъ бо мно1зи ўмро1ша, внимazй же приложи1тъ житіе2.

Кни1га Премyдрости їисyса сы1на сірaхова, ГлавA 38

Почитaй врачA проти1ву потре1бъ че1стію є3гw2, и4бо гDь создA є3го2:
t вы1шнzгw бо є4сть и3сцэле1ніе, и3 t царS пріи1метъ дaръ.
Худо1жество врачA вознесе1тъ главY є3гw2, и3 пред8 вельмо1жами ўдиви1мь бyдетъ.
ГDь создA t земли2 врачєвaніz, и3 мyжъ мyдрый не возгнушaетсz и4ми.
Не t дре1ва ли њслади1сz водA, да познaна бyдетъ си1ла є3гw2;
И# то1й дaлъ є4сть худо1жество человёкwмъ, да слaвитсz въ чудесёхъ свои1хъ:
тёми ўврачевA и3 tsтъ бwлёзни и4хъ.
Мmровaрецъ си1ми состро1итъ смэше1ніе, и3 не скончaютсz дэлA є3гw2, и3 ми1ръ t негw2 є4сть на лицы2 земли2.
Чaдо, въ болёзни твое1й не презирaй, но моли1сz гDеви, и3 то1й тS и3сцэли1тъ:
10 tступи2 t прегрэше1ніz и3 напрaви рyцэ, и3 t всsкагw грэхA њчи1сти се1рдце (твое2):
11 дaждь благоухaніе и3 пaмzть семідaла и3 ўмaсти приноше1ніе, ѓкибы не пе1рвэе приносsй:
12 и3 дaждь мёсто врачY, гDь бо є3го2 создA: и3 да не ўдали1тсz t тебє2, потре1бенъ бо ти2 є4сть.
13 є4сть вре1мz, є3гдA въ рукY є3гw2 благоухaніе:
14 и4бо и3 тjи гDеви мо1лzтсz, да ўпрaвитъ и5мъ поко1й и3 и3сцэле1ніе рaди њздравле1ніz.
15 Согрэшazй пред8 сотво1ршимъ є3го2 впаде1тъ въ рyцэ врачY.
16 Чaдо, над8 мертвеце1мъ и3сточи2 сле1зы и3 ћкоже ѕлЁ стрaждущь начни2 плaчь: и3 ћкоже досто1итъ є3мY, соскyтай тёло є3гw2 и3 не пре1зри погребе1ніz є3гw2.
17 Го1рекъ сотвори2 плaчь и3 рыдaніе тепло2, и3 сотвори2 сётованіе, ћкоже є3мY досто1итъ, де1нь є3ди1нъ и3 двA хуле1ніz рaди, и3 ўтёшисz печaли рaди:
18 t печaли бо сме1рть бывaетъ, и3 печaль серде1чнаz слsчетъ крёпость.
19 Въ нанесе1ніи пребывaетъ и3 печaль, и3 житіе2 ни1щагw въ се1рдцы.
20 Не дaждь въ печaль се1рдца твоегw2, њстaви ю5 помzнyвъ послBднzz.
21 Не забyди, нёсть бо возвраще1ніz: и3 є3мY по1льзы не сотвори1ши, и3 себе2 њѕло1биши.
22 Помzни2 сyдъ є3гw2, ћкw си1це и3 тво1й: мнЁ вчерA, ґ тебЁ дне1сь.
23 Въ поко1и мертвецA ўпоко1й пaмzть є3гw2, и3 ўтёшисz њ не1мъ во и3схо1дэ дyха є3гw2.
24 Премyдрость кни1жника во благовре1меніи прaзднества, и3 ўмалszйсz дэsніемъ свои1мъ ўпремyдритсz.
25 Чи1мъ ўмудри1тсz держaй њрaло и3 хвалsйсz nстно1мъ, гонsй волы2 и3 њбращazйсz въ дёлэхъ и4хъ, и3 по1вэсть є3гw2 въ сынёхъ ю4нчихъ;
26 Се1рдце свое2 дaстъ возры1ти бразды6, и3 бдёніе є3гw2 на насыще1ніихъ ю4ницъ.
27 Тaкw всsкъ древодёлz и3 ґрхіте1ктwнъ, и4же нHщи ћкw дни6 провождaетъ, дёлаz и3зва‰ніz печaтей, и3 прилэжaніе є3гw2 и3змэни1ти разли1чіе:
28 се1рдце свое2 дaстъ ўподо1бити живописaніе, и3 бдёніе є3гw2 є4же соверши1ти дёло.
29 Тaкожде и3 ковaчь сэдS бли1з8 нaковальни и3 соглsдаzй дёло желёза: куре1ніе nгнS ўдручи1тъ тёло є3гw2, и3 теплото1ю пе1щи ўтруди1тсz:
30 глaсъ млaта њбнови1тъ ќхо є3гw2, и3 прsмw подо1бію сосyда џчи є3гw2:
31 се1рдце свое2 вдaстъ на скончaніе дёлъ, и3 бдёніе є3гw2 ўкраси1ти до концA.
32 Тaкожде и3 скуде1льникъ сэдS на дёлэ свое1мъ и3 вертS ногaма свои1ма ко1ло,
33 и4же въ печaли лежи1тъ вы1ну на дёлэ свое1мъ, и3счислsемо все2 дёланіе є3гw2:
34 мы1шцею свое1ю воwбрази1тъ бре1ніе и3 пред8 ногaма преклони1тъ крёпость є3гw2:
35 се1рдце свое2 вдaстъ скончaти сосyдъ, и3 бдёніе є3гw2 њчи1стити пе1щь.
36 Вси2 сjи на рyки сво‰ надёютсz, и3 кjйждо въ дёлэ свое1мъ ўмудрsетсz.
37 Без8 тёхъ не насели1тсz грaдъ, и3 не вселsтсz, ни похо1дzтъ и3 въ собо1рище не во1змутсz:
38 на престо1лэ же судjй не сsдутъ и3 завёта судY не размы1слzтъ, ниже2 и4мутъ и3звэщaти наказaніz и3 судA, и3 въ при1тчахъ не њбрsщутсz:
39 но то1кмw здaніємъ житє1йскимъ прилэжaтъ, и3 моле1ніе и4хъ въ дёланіи худо1жества.
Для корректного отображения некириллических текстов желательно установить шрифты Lucida Sans Unicode (для текстов на греческом) и Hirmos (для текстов на церковнославянском). Если Ваш браузер поддерживает технологию CSS3, шрифты будут загружены автоматически.
Комментарии:
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

33:18 "Начальники собрания", т.е. синагоги, где благочестивые иудеи собирались слушать наставления.


33:25-33 О жестоком обращении с рабами см Исх 21:20-21; ср Мф 18:34; Лк 12:46. Однако рабы не были оставлены на произвол своих господ. Их права были определены и защищены Законом: Исх 21:1-6, Исх 21:26, Исх 21:27; Лев 25:46; Втор 15:12-18; ср со стт Сир 33:30-33 данной главы; ср отношение к рабам ап. Павла (Еф 6:9; Кол 4:1; Флм 1:6).


33:31 "Приобрел кровью", т.е. заработал тяжелым трудом.


34:1-8 В ВЗ Бог иногда просвещает людей посредством сновидений (Быт 28:10-17; Быт 31:10-13, Быт 31:24; Быт 37:5-11; Быт 41:1-36 и т.д.: ср Числ 12:6; Мф 1:20-23; Мф 2:13, Мф 2:22), но обращение к сновидениям как к обычному способу гадания порицается пророками и законниками: Иер 29:8; Екк 5:6; Лев 19:26; Втор 13:1-5; Втор 18:9-14; Сын Сир следует их примеру, признавая, однако, что существуют сновидения, "посланные от Всевышнего для вразумления" (Сир 34:6).


34:3 "Сновидения совершенно то же, что подобие лица против лица", т.е. они подобны отражению в зеркале, а не реальному изображение лица. В сновидениях проецируется состояние души человека, что не приносит ему ничего нового и достоверного (ст Сир 34:4).


35:1-10 Сын Сирахов- ревностный исполнитель обрядов, приверженный к культу, и в то же время моралист, заботящийся о том, чтобы претворить Закон в жизнь, гл. обр. его предписания справедливости и любви. Оба эти стремления сочетаются в данном тексте: для Сына Сир исполнение Закона также является культом.


35:5 "Утучнять алтарь" - жир приносимой жертвы тает под действием огня и стекает по жертвеннику. В евр. рукописи прибавлено на полях: "Благотворящий бедному дает взаймы Богу; кто же ему отдаст, если не Он? " (ср Притч 19:17).


36:1-19 Эта молитва проливает свет на умонастроение благочестивых иудеев в конце 2 в. до Р.Х., накануне восстания Маккавеев. В глазах языч. народов (ст Сир 36:4) святость Бога проявилась в том, что Он наказал Израиль за Его грехи; таким же образом Он явит Свое величие, карая языч. народы, угнетающие Израиль ( Иез 28:20-26; Иез 38:16, Иез 38:23; Иез 39:27). Заметим, что молитва проникнута мессианским упованием, как и Пс 50:12. В кн. Сир нет других отголосков этого течения, нашедшего себе выражение в Завете, затем в учении пророков и вдохновившего Маккавеев на восстание.


36:12 "Собери все колена Иакова и соделай их наследием Твоим" - надежда на возвращение в Израиль и объединение всех колен, возникшая в период Плена, продолжала жить в сердцах иудеев и после возвращения из Плена: рассеяние среди языч. народов представлялось явлением временным и прискорбным; пришествие Мессии должно было положить ему конец.


38:1-8 Возможно, что некоторые благочестивые иудеи видели в обращении больного за помощью к врачу недостаток упования на Бога (ср 2 Пар 16:12). Сын Сир опровергает это мнение.


38:15 "Да впадет в руки врача", т.е. да заболеет. Судя по предыдущим стт, здесь отсутствует ирония по отношению к врачам. Ср букв евр текст: "Тот согрешает перед Господом, кто превозносится перед врачом".


38:16-23 У иудеев, как и у других народов Востока, погребальные обряды обычно отличались внешней выразительностью и совершались по определенным правилам. Их особенности описаны у Иер 9:17-18; Ам 5:16; Иез 24:15-24; Мф 9:23; Мк 5:38.


38:17 Плач об умершем, согласно Сир 22:11, должен продолжаться семь дней, но в зависимости от степени родства обряды могли быть разной продолжительности.


Эта второканоническая книга не включена в евр Библию, хотя была написана на евр языке. Ее оригинал был известен не только раввинам, но и бл. Иерониму. До нас она дошла только в греч переводе, который и признан Церковью каноническим. В Вульг эта книга называется «Ecclesiasticus (liber)», т.е. «церковная книга», согласно названию, данному ей в 3-м веке Церковью в отличие от Синагоги. В 1896 г. было найдено около двух третей евр текста Сир среди фрагментов различных средневековых рукописей, находившихся в древней синагоге города Каира. Недавно короткие отрывки ее были обнаружены в одной из Кумранских пещер, а в 1964 г. нашли в Массаде часть книги (Сир 39:27-44:17), написанную письмом 1-го в. до Р.Х. Расхождение этих рукописей как между собой, так и с греческим и сириакским переводами свидетельствует о том, что эта книга была уже давно распространена в нескольких рецензиях (редакциях).

С 198 г. Палестина находилась под владычеством Селевкидов. Некоторая часть евр населения, принадлежавшая главным образом к правящему классу, легко эллинизировалась, перенимая чужие нравы и идеи. Антиох Епифан (175-163 гг.) решил ускорить этот процесс и стал проводить эллинизацию насильственно. Сын Сирахов противопоставляет таким опасным новшествам весь авторитет ВЗ-ного предания. Перед нами книжник, соединивший любовь к Премудрости с любовью к Закону и преисполненный ревности к Храму и уважения к священству. Он вскормлен свящ. книгами, пророками и в особенности писаниями мудрых Израиля. Цель его — наставлять в Премудрости всех, кто ищет ее (Сир 33:17; Сир 50:29; ср предисловие к гл. 1).

По своей структуре книга напоминает предшествующие писания мудрых Израиля. Она представляет собою собрание кратких сентенций, афоризмов и небольших картин, довольно беспорядочно сгрупированных и иногда даже повторяющихся. Исключение составляют главы, в которых воспевается слава Божия в природе (Сир 42:15-43:36) и в истории (Сир 44:1-50:31), а также добавления: благодарственный гимн (Сир 51:1-17) и молитва о приобретении мудрости (Сир 51:18-38). Евр текст этого последнего отрывка был найден в одной из Кумранских пещер, в рукописи Псалтири. Эта находка подтверждает предположение, что данный отрывок до включения его в кн Сир существовал в виде отдельного произведения. В книге излагается традиционное учение; подобно его предшественникам, автор рассматривает Премудрость как персонифицированное откровение Бога. Судьба человека и проблема суда вызывает у него такую же тревожную неуверенность, какой охвачены и Иов, и Екклесиаст. Он верит в воздаяние, чувствует трагическую значительность смертного часа, но для него еще не вполне ясно, каким образом Бог воздаст каждому по делам его. Размышляя о сущности Премудрости Божией, он идет дальше прозрений кн Притч и Иова. Новизна учения сына Сирахова в том, что он отождествляет Премудрость с Законом, провозглашенным Моисеем (Сир 24:26-28), как впоследствии — автор поэмы о Премудрости (Вар 3:9-4:4). Тем самым, в отличие от своих предшественников, он вводит Премудрость в законническое течение. Более того, он видит соблюдение Закона в точном исполнении богослужебных предписаний (Сир 35:1-10). Он — ревностный ритуалист. В отличие от более древних мудрецов Израиля, Сын Сирахов много размышляет над историей (Сир 44:1-49:18), в которой особенно подчеркивает роль священства.

Сын Сирахов — последний свидетель учения о мудрости в Палестине, книга которого была принята в канон Писаний. Его можно считать достойным представителем хасидим, т.е. благочестивых (ср. 1 Макк 2:42), которым в скором времени предстояло восстать на защиту своей веры против гонения Антиоха Епифана. Благодаря им в Израиле сохранились те островки истинной веры, где нашла себе отклик проповедь Иисуса Христа. Хотя кн Сир не вошла в евр канон, на нее часто ссылаются авторы раввини-стических писаний. У НЗ-ных авторов — ев. Матфея и ап. Иакова — содержится немало восходящих к ней реминисценций.

ПРЕДИСЛОВИЕ (греч. переводчика)

Это предисловие не является составной частью книги и не входит в библейский канон. В нем говорится об евр Библии, разделенной на 3 части (ср 1 Макк 12:9): «закон, пророки и прочие писатели». Нет уверенности в том, что в ту эпоху (конец 2 в. до Р.Х.) содержание этих трех частей — особенно последней — было тождественно теперешнему. Переводчик прибыл в Египет в 38 г. царствования Евергета. Очевидно речь идет о Птолемее VII Евергете (170-117); 38-й г. его царствования соответствует 132 г. до Р.Х.

«Книгами Премудрости» или «мудрых» называют пять книг: Иова, Притчей, Екклесиаста, Иисуса сына Сирахова и Премудрости Соломоновой. К ним присоединили Псалтирь и Песнь Песней, в которых мы находим ту же направленность мысли, выраженной в поэтической форме. Произведения такого рода были распространены на всем древнем Востоке. В Египте на протяжении его вековой истории появилось немало книг мудрости. В Месопотамии, начиная с шумерийской эпохи, составлялись притчи, басни, поэмы о страдании, в какой-то мере напоминающие нам кн. Иова. Эта месопотамская мудрость проникла в Ханаан: в Рас-Шамре были найдены тексты о мудрости на аккадском языке. «Премудрость Ахиахара», появившаяся в Ассирии и распространившаяся в кругах, говоривших по-арамейски, была затем переведена на несколько древних языков. Этот род мудрости по существу международен и не является собственно религиозным. В центре внимания мудрых стоит жизненный путь человека, но их метод — не философская рефлексия, как у греков, а собирание плодов жизненного опыта. Они преподают искусство жить и находиться на интеллектуальном уровне своей среды и эпохи; учат человека сообразовываться с порядком мироздания и указывают, как достигать счастья и успеха. Однако их советы не всегда приводят к желанным результатам, и этот опыт служит исходной точкой пессимизма, которым проникнут ряд произведений мудрости как в Египте, так и в Месопотамии.

Такая мудрость процветала и у израильтян. Характерно, что израильские мудрецы признавали свою связь с мудростью «сынов Востока и Египта» и лучшей похвалой премудрости Соломона считали утверждение о ее превосходстве над мудростью языческой (3 Цар 4:29). Широкой известностью пользовались аравийские и едомские мудрецы (Иер 49:7; Вар 3:22-23; Авд 1:8). Иов и его три друга-мудреца жили в Едоме. Автор кн. Товита знал Премудрость Ахиахара, а Притч 22:17-23:11 напоминают египетские изречения Аменемопе. Некоторые псалмы приписаны Еману и Ефану, которые, согласно 3 Цар 4:31, были ханаанскими мудрецами. Притчи содержат Слова Агура (Притч 30:1-14) и Слова Лемуила (Притч 31:1-9), которые оба происходили из племени Масса, жившего в северной Аравии (Быт 25:14).

Поэтому не удивительно, что первые израильские произведения мудрости во многом родственны произведениям соседних народов. Наиболее древние части кн. Притч содержат одни только предписания человеческой мудрости. Самые важные богословские темы Ветхого Завета: Закон, Союз-Завет, Избрание, Спасение — в этих книгах почти не затрагиваются. Исключение составляют кн. Иисуса сына Сирахова и Премудрости Соломоновой, написанные значительно позже. Израильские мудрецы как будто бы не интересуются историей и будущим своего народа. Подобно своим восточным собратьям, они больше заняты личной судьбой человека, но рассматривают ее в более высоком плане — в освещении религии Ягве. Таким образом, несмотря на общность происхождения, между мудростью языческой и израильской имеется существенное различие, усиливающееся по мере того, как постепенно раскрывается Откровение.

Противопоставление мудрости и безумия становится противопоставлением правды и неправды, благочестия и нечестия. Истинная премудрость — это страх Божий, а страх Божий — синоним благочестия. Если восточную мудрость можно определить как своего рода гуманизм, то премудрость израильскую можно назвать гуманизмом религиозным.

Однако эта религиозная ценность премудрости выявилась не сразу. Содержание евр. термина «хохма» весьма сложно. Он может обозначать ловкость движений или профессиональную сноровку, политическое чутье, проницательность, а также и хитрость, умение, искусство магии. Такая человеческая мудрость может служить как добру, так и злу, и эта двузначность в какой-то мере объясняет отрицательные суждения некоторых пророков о мудрецах (Ис 5:21; Ис 29:14; Иер 8:9). Этим объясняется также, что в евр. письменности тема Премудрости Божией (евр. «хохмот» — множ. число, употребляемое в значении превосходной степени) появляется довольно поздно, хотя происхождение мудрости от Бога никогда не отрицалось, и уже в Угорите мудрость считалась свойством великого бога Эла. Только после Плена стали утверждать, что Бог мудр Премудростью надмирной, действие которой человек видит в творении, но которая в своей сущности недосягаема и «неисследима» (Иов 28; Иов 38-39; Сир 1:1-10; Сир 16:24 сл; Сир 39:12 сл; Сир 42:15-43:33 и т.д.). В большом прологе кн. Притч (Притч 1-9) Премудрость Божия говорит как некое лицо, она присуща Богу от вечности и действует с Ним в творении (гл. обр. Притч 8:22-31). В Сир 24 Премудрость сама свидетельствует, что она вышла из уст Всевышнего, обитает на небесах и послана Израилю от Бога. В Прем 7:22-8:1 она определена как излияние славы Всемогущего, образ Его совершенства. Так Премудрость, являясь свойством Божиим, отделяется от Него и представляется как Личность. Для ветхозаветного человека эти выражения являются, по-видимому, яркими поэтическими сравнениями, но в них уже заложена тайна, подготавливающая откровение Св. Троицы. Подобно Логосу в евангелии от Иоанна, эта Премудрость одновременно и в Боге и вне Бога, и во всех этих текстах обосновывается наименование «Премудрость Божия», которое ап. Павел дает Христу (1 Кор 1:24).

Вопрос об участи человека тесно связан у мудрецов с проблемой воздаяния. В древних частях Притч (Притч 3:33-35; Притч 9:6, Притч 9:18) Премудрость, т.е. праведность, непременно ведет к благополучию, а безумие, т.е. нечестие, приводит к разорению, ибо Богу свойственно награждать добрых и наказывать злых. Однако жизненный опыт зачастую как будто противоречит такому взгляду. Как объяснить бедствия, постигающие праведников? Этой проблеме посвящена кн. Иова. Те же вопросы, хотя и в несколько другом аспекте, тревожат Екклесиаста. Сын Сирахов в основном придерживается традиционных взглядов и хвалит счастье мудрого (Сир 14:21-15:10), но его преследует мысль о смерти. Он знает, что все зависит от этого последнего часа: «Легко для Господа в день смерти воздать человеку по делам его» (Сир 11:26, ср Сир 1:13; Сир 7:36; Сир 28:6; Сир 41:12). Он смутно предчувствует откровение о конечной участи человека. Вскоре после него пророк Даниил (Дан 12:2) уже ясно выражает веру в загробное воздаяние, связанное с верой в воскресение мертвых, так как евр. мысль не представляет себе жизни духа, отделенного от плоти. Параллельное и вместе с тем более разработанное учение появляется в александрийском иудаизме. Учение Платона о бессмертии души помогло евр. мысли осознать, что «Бог создал человека для нетления» (Прем 2:23) и после смерти праведники вкусят вечное блаженство у Бога, а нечестивые получат заслуженное наказание (Прем 3:1-12).

Исходной формой письменности мудрых можно считать машал (в русском переводе — притча). Таково во множественном числе заглавие книги, которую мы называем кн. Притчей. Машал — это краткое, выразительное изречение, близкое к народной мудрости, сохранившейся в пословицах. Древние сборники притчей содержат лишь подобные краткие изречения, но со временем машал развивается, достигая размеров небольшой притчи или аллегорического повествования. Это развитие, ясно выраженное в дополнительных разделах и особенно в прологе кн. Притчей (Притч 1-9), ускоряется в последующих книгах мудрых: кн. Иова и Премудрости Соломоновой представляют собой крупные литературные произведения.

Первоначальное происхождение мудрости следует искать в жизни семьи или рода. Наблюдения над природой или людьми, накоплявшиеся из поколения в поколение, выражались в изречениях, в народных поговорках, в пословицах, имевших моральный характер и служивших правилами поведения. Аналогично происхождение первых формулировок обычного права, которые иногда близки не только по содержанию, но и по форме изречениям мудрости. Эта традиция народной мудрости продолжала существовать параллельно с возникновением письменных сборников мудрости. Ей обязаны своим происхождением, напр., притчи в 1 Цар 24:14; 3 Цар 20:11, басни в Суд 9:8-15, басня в 4 Цар 14:9. Даже пророки черпали из этого наследия (напр. Ис 28:24-28; Иер 17:5-11).

Краткие изречения, запечатлевающиеся в памяти, предназначаются для устной передачи. Отец или мать учит им своего сына дома (Притч Притч 1:8; Притч 4:1; Притч 31:1; Сир 3:1), а затем мудрые продолжают преподавать их в своих школах (Сир 41:23; Сир 41:26; ср Притч 7:1 сл; Притч 9:1 сл). С течением времени мудрость становится привилегией образованного класса: мудрые и книжники фигурируют рядом в Иер 8:8-9. Сын Сирахов Сир 38:24-39:11 восхваляет профессию книжника, дающую ему возможность приобретать мудрость в противоположность ручным ремеслам. Из книжников выходили царские чиновники, и учение мудрости культивировалось сначала при дворе. То же самое происходило и в других центрах восточной мудрости, в Египте и в Месопотамии. Один из сборников притчей Соломона был составлен «мужами Езекии, царя Иудейского», Притч 25:1. Эти мудрецы не только собирали древние изречения, но и сами писали. Два произведения, составленные, по всей вероятности, при дворе Соломона — история Иосифа и история преемства престола Давидова — можно тоже рассматривать как писания мудрых.

Таким образом, круги мудрых значительно отличаются от той среды, в которой появились священнические и пророческие писания. Иер 18:18 перечисляет три различных класса — священников, мудрых и пророков. Мудрые не особенно интересуются культом, их как будто не волнуют несчастья их народа и не захватывает поддерживающая его великая надежда. Однако в эпоху Плена эти три течения сливаются. В прологе Притчей слышится тон пророческой проповеди, в кн. Сир (Сир 44-49) и Прем (Прем 10-19) содержится много размышлений над Священной историей; сын Сирахов почитает священство, ревнует о культе и даже отождествляет Премудрость и Закон (Сир 24:23-34): перед нами уже союз книжника (или мудрого) с законоучителем, который можно видеть и в евр. среде евангельских времен.

Так завершается долгий путь, начало которому в ВЗ положил Соломон. Все учение мудрых, постепенно преподававшееся избранному народу, подготавливало умы к восприятию нового откровения — откровения Воплощенной Премудрости, которая «больше Соломона» (Мф 12:42).

Скрыть
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

33:2 Что корабль без руля во время бури, — то и человек, не управляемый твердым и мудрым законом.


33:4 Отвечай тем, кто спросит тебя.


33:5 Мысль и чувство неразумного человека так же неустойчивы, как колесо во время движения колесницы.


33:7-14 Все дни, по своему происхождению, одинаковы, но некоторые из них, изволением Божиим, возведены на степень нарочитых дней, для увековечения в памяти народов славных и спасительных деяний Господних. Все люди, по своему происхождению, также равны между собою, но всеведение Господне (ст. 11) прозревает, кто и как из них воспользуется в земной жизни дарованной ему свободой воли (15:11-20), а потому, в своем правосудии, Господь определяет в удел одним блаженство, в удел другим — страдание.


33:15-17 Ср. 24:37. Писатель книги говорит о своем усердии в деле собирания мудрых наставлений, для вразумления всех ищущих наставления, причем называет себя последним в ряду ветхозаветных учителей, трудившихся в винограднике Премудрости.


33:31 Ты приобрел его кровью, т. е. приобрел его частью твоего кровного достояния и сблизил с собою кровью его трудов и страданий.


34:3 Подобие лица против лица, т. е. тень лица (ср. 2 ст.).


34:5 Верящий сновидениям, ждет их осуществления с таким же томлением, с каким роженица ждет появления своего ребенка.


34:8 Неукоснительно осуществляется тот закон, что премудрость пребывает и усовершается лишь в тех, кто служит ей усердно и нелицемерно.


34:13 Поясняется в 14-17 ст.


34:20 Поясняется 21-22 ст.


34:23-25 Поясняются 26 ст. Нельзя в одно и то же время строить и разрушать построяемое, молиться о ком-либо и проклинать его, омываться от осквернения и тут же прикасаться к оскверняющему, каяться в грехах и сейчас же повторять их.


35:1-3 Ср. Пс 50:19; Ис 1. См. пр. к 7:9. Кто соблюдает внешние предписания закона в отношении жертвоприношений, тог умножает свое» жертвой количество приношений; кто же, совместно с этим, осуществляет в своей жизни дух заповедей Господних, — тот приносит жертву во свое спасение. Кто совершает благодарственную жертву по требованию лишь закона, — тот приносит семидал, т. е. увеличивает количество приносимых при жертве семидалов чистого хлебного приношения; кто же, совместно с этим, творит дела милосердия, тот приносит Богу жертву истинной хвалы (Мф 5:16).


35:4-10 Необходимость внутреннего богопочтения не говорит еще за то, что может быть пренебрегаемо богопочтение внешнее. Предписания закона о богослужении и жертве должны выполняться без опущений и в радостном настроении доброхотного сердца.


35:11-23 Господь нелицеприятен и милосерд: жертву нечестивого притеснителя ближних отвергнет, слезы же обездоленных и угнетенных праведников услышит и не замедлит произвести свой праведный суд.


36:2 Поясняется следующими стихами.


36:4  Как пред ними, язычниками, Ты явил святость Твою в нас, Твоем избранном народе, даровав нам свои святые законы и учреждения для святой и богоугодной жизни; так пред нами яви величие Твое в них, вразумив их грозными и славными знамениями божественного могущества Твоего.


36:9  Ускори время явления милости Твоей к нам, вспомни клятву отцам нашим, и да возвестят наказанные и вразумленные Тобою о великих делах правосудного могущества Твоего.


36:10-11 Имеются в виду иноземцы, притеснявшие народ еврейский после возвращения его из плена вавилонского.


36:13 Ср. Быт 32:24-32; Исх 4:22.


36:16  Даруй свидетельство Твоего милосердия тем, которые были от начала достоянием Твоим, т. е. Твоему избранному народу, и воздвигни, восстанови, пророчества от имени Твоего, прекратившиеся со смертью послепленных пророков Аггея, Захарии и Малахии.


36:20-29 Как для гортани не безразлично качество принимаемой пищи, для разумного сердца — качество слышимых слов, для благовоспитанной девицы — посторонний мужчина; так для мужа не безразличны качества его жены: умная, добрая, приветливая, красивая жена — радость, украшение и залог благоденствия для ее мужа.


37:5 Возьмется за щит против друга.


37:13 С годовым наемником — об окончании работы ранее договоренного срока.


37:17-18 Ср. 17:6-9.


37:21  Господствует всегда язык, т. е. язык является преимущественным средством к обнаружению душевного состояния человека.


37:22-29 Истинно-благотворная мудрость заключается не в многознайстве, многоглаголании и искусстве поучительства, а в умении дать и применить как в отношении себя, так и в отношении других действительный урок ведения и жизни.


38:5 См. Исх 15:23-26.


38:7  Ими, т. е. врачествами. Ср. 4 ст.


38:8  И занятия его не оканчиваются приготовлением смеси, т. е. одними научно-теоретическими опытами, но имеют и благотворное практическое значение, ибо через него, врача, бывает благо исцелений болезней человеческих на лице земли. Ср. 7 ст.


38:9-15 В случае болезни обратись к Господу Богу с молитвою о помиловании, принеси требуемые законом жертвы, но вместе с тем дай место и врачу ибо и его создал Господь во славу Свою и на пользу страждущему человечеству. Врач знающий и богобоязненный может послужить для болящего одним из орудий божественного милосердия о нем. Только упорный нечестивец не вправе надеяться на целебную силу богосозданных врачеваний.


38:20 Поясняется 21-22 ст. Вспоминая о конце, т. е. скоротечности своей жизни, не истощай свои силы безмерным сокрушением, бесполезным и для тебя, и для других. Закон смерти объемлет собою все живущее на земле, и действие его не может быть приостановлено сетованиями человека. Безмерные сетования могут лишь повредить человеку, ускорив в отношении его действие страшного закона (ср. 18 ст.).


38:27 Проводит ночь, как день, в размышлениях о том, чтобы оразнообразить форму своих построений.


Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова написана после заключения еврейского канона священных книг Ветхого Завета, принадлежит небогодухновенному лицу, и относится к числу неканонических книг Ветхого Завета.

В греческих списках библейского текста: александрийском, синайском, Ефрема Сирина она надписывается: «Премудрость Иисуса сына Сирахова», каковое наименование перешло и в наши славянский и русский переводы. В Ватиканском списке: «Премудрость Сираха». В Вульгате: «Екклезиастик». Наименования: «Премудрость Иисуса сына Сирахова» и «Премудрость Сираха» указывают на писателя книги (Сир 51:29; Сир 51:1), а «Екклезиастик» — на церковно-учительный характер ее.

В отличие от других неканонических книг, писатели которых остались неизвестными, писатель настоящей книги называет себя иерусалимлянином Иисусом, сыном некоего Сираха (Сир 50:29; Сир 51:1). Из текста книги видно, что это был человек, по тому времени очень образованный, — особенно богословски, — обладал практическим опытом, много путешествовал и изучал нравы людей.

Время происхождения книги не может быть установлено с непререкаемою точностью. На основании содержания 50-й главы можно догадываться, что писатель книги был современником иудейского первосвященника Симона Первого, названного Праведным и жившего при Птоломее Лаге, ок. 290 г. до Р. Х. Внук писателя и переводчик его книги с еврейского языка на греческий жил, — предполагают, — при Евергете I, правившем ок. 247 г. до Р. Х., и сделал свой перевод книги около 230 г. до Р. Х. (см. пролог книги пред греческим и славянским текстом).

Содержанием книги Премудрости Иисуса сына Сирахова служит учение о премудрости божественной в ее проявлениях в мире и человеке, и о богодарованной мудрости человеческой в применении к различным обстоятельствам и случаям жизни человека.

Независимо от неканонического происхождения книги, общее содержание последней издревле считалось глубоко-поучительным для тех, кто ищет уроков мудрости и благочестия. Отцы Церкви нередко пользовались выражениями премудрого сына Сирахова как подтверждением своих учительных мыслей. В 85 апостольском правиле юношам советуется изучать «Премудрость многоученого Сираха». В 39 пасхальном послании св. Афанасия Александрийского книга Премудрости Иисуса сына Сирахова назначается для поучительного чтения оглашенным. Св. Иоанн Дамаскин называет ее «прекрасною и очень полезною» книгою.

Первое полное толкование книги Премудрости Иисуса сына Сирахова было составлено Рабаном Мавром. Затем, в XVI в., появляются труды Янсения; в XVII — Корнелия и Ляпиде. Из новейших ученых над истолкованием книги потрудились: Horowifz, Lesefre, Keel, Multon Knabenbauer, Levi. Над обработкой найденных отрывков еврейского текста книги: Halevy, Smend, Touzard, Kцnig, Strack, Peters. Из русских трудов можно указать: экзегетическую монографию неизвестного автора «Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова в русском переводе с краткими объяснениями». Спб. 1860 г. и статью проф. Рождественского «Вновь открытый еврейский текст книги Иисуса сына Сирахова и его значение для библейской науки». Спб. 1903 г.»

Подробные предварительные сведения о книге Премудрости Иисуса сына Сирахова имеются в соч. проф. Казанской Дух. Академии П. А. Юнгерова «Частное историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. Выпуск второй». Пророческие и неканонические книги. Казань, 1907 г., с. 227-239.

См. «Понятие о Библии».

Третий отдел ветхозаветных священных книг составляют в греко-славянской Библии книги «учительные», из которых пять — Иова, Псалтирь, Притчи, Екклезиаст и Песнь Песней признаются каноническими, а две — Премудрость Соломона и Премудрость Иисуса сына Сирахова1Современный распорядок учительных книг в греко-славянской Библии несколько отличается от древнего. Именно в Синайском кодексе они расположены в таком виде: Псалтирь, Притчи, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрость Соломона, Сирах, Иов; в Ватиканском списке за кн. Песнь Песней следует Иов и далее Премудрость Соломона и Сирах. неканоническими. В противоположность этому в еврейской Библии двух последних, как и всех вообще неканонических, совсем не имеется, первые же пять не носят названия «учительных», не образуют и особого отдела, а вместе с книгами: Руфь, Плач Иеремии, Есфирь, Даниил, Ездра, Неемия, первая и вторая Паралипоменон, причисляются к так называемым «кетубим», «агиографам», — «священным писаниям». Сделавшееся у раввинов-талмудистов техническим обозначением третьей части Писания название «кетубим» заменялось в древности другими, указывающими на учительный характер входящих в ее состав произведений. Так, у Иосифа Флавия современные учительные книги, кроме Иова, известны под именем «прочих книг, содержащих гимны Богу и правила жизни для людей» (Против Аппиона I, 4); Филон называет их «гимнами и другими книгами, которыми устрояется и совершенствуется знание и благочестие» (О созерцательной жизни), а автор 2-ой маккавейской книги — «τὰ του̃ Δαυιδ καὶ ἐπιστολὰς βασιλέων περὶ ἀναθεμάτων» — «книги Давида и письма царей о приношениях» (2:13). Наименование «τὰ του̃ Δαυιδ» тожественно с евангельским названием учительных книг псалмами» («подобает скончатися всем написанным в законе Моисееве и пророцех и псалмех о мне»; Лк 24:44), а это последнее, по свидетельству Геферника, имело место и у раввинов. У отцов и учителей церкви, выделяющих, согласно переводу LXX, учительные книги в особый отдел, они также не носят современного названия, а известны под именем «поэтических». Так называют их Кирилл Иерусалимский (4-е огласительное слово), Григорий Богослов (Σύταγμα. Ράκκη, IV, с. 363), Амфилохий Иконийский (Ibid. С. 365), Епифаний Кипрский и Иоанн Дамаскин (Точное изложение православной веры. IV, 17). Впрочем, уже Леонтий Византийский (VI в.) именует их «учительными», — «παραινετικά» (De Sectis, actio II. Migne. Т. 86, с. 1204).

При дидактическом характере всего Священного Писания усвоение только некоторым книгам названия «учительных» указывает на то, что они написаны с специальной целью научить, вразумить, показать, как должно мыслить об известном предмете, как его следует понимать. Данную цель в применении к религиозно-нравственным истинам и преследуют, действительно, учительные книги. Их взгляд, основная точка зрения на учение веры и благочестия — та же, что и в законе; особенность ее заключается в стремлении приблизить богооткровенную истину к пониманию человека, довести его при помощи различных соображений до сознания, что ее должно представлять именно так, а не иначе, Благодаря этому, предложенная в законе в форме заповеди и запрещения, она является в учительных книгах живым убеждением того, кому дана, кто о ней думал и размышлял, выражается как истина не потому только, что открыта в законе, как истина, но и потому, что вполне согласна с думой человека, стала уже как бы собственным его достоянием, собственной его мыслью. Приближая богооткровенные истины к человеческому пониманию, учительные книги, действительно, «совершенствуют сознание и благочестие». И что касается примеров такого освещения их, то они прежде всего наблюдаются в кн. Иова. Ее главное положение, вопрос об отношении правды Божией к правде человеческой, трактуется автором с точки зрения его приемлемости для человеческого сознания. Первоначально сомневавшийся в божественном правосудии, Иов оказывается в результате разговоров уверовавшим в непреклонность божественной правды. Объективное положение: «Бог правосуден» возводится на степень личного субъективного убеждения. Подобным же характером отличается и кн. Екклезиаст. Ее цель заключается в том, чтобы внушить человеку страх Божий (Иов 12:13), побудить соблюдать заповеди Божии. Средством к этому является, с одной стороны, разъяснение того положения, что все отвлекающее человека от Бога, приводящее к Его забвению, — различные житейские блага не составляют для человека истинного счастья, и потому предаваться им не следует, и с другой — раскрытие той истины, что хранение заповедей дает ему настоящее благо, так как приводит к даруемому за добрую жизнь блаженству по смерти, — этому вечно пребывающему благу. Равным образом и кн. Притчей содержит размышления о началах откровенной религии, законе и теократии и влиянии их на образование умственной, нравственной и гражданской жизни Израиля. Результатом этого размышления является положение, что только страх Господень и познание Святейшего составляют истинную, успокаивающую ум и сердце, мудрость. И так как выражением подобного рода мудрости служат разнообразные правила религиозно-нравственной деятельности, то в основе их лежит убеждение в согласии откровенной истины с требованиями человеческого духа.

Раскрывая богооткровенную истину со стороны ее согласия с пониманием человека, учительные книги являются показателями духовного развития народа еврейского под водительством закона. В лице лучших своих представителей он не был лишь страдательным существом по отношению к открываемым истинам, но более или менее вдумывался в них, усваивал их, т. е. приводил в согласие со своими внутренними убеждениями и верованиями. Погружаясь сердцем и мыслию в область откровения, он или представлял предметы своего созерцания в научение, для развития религиозного ведения и споспешествования требуемой законом чистоте нравственности, как это видим в кн. Иова, Екклезиаст, Притчей и некоторых псалмах (78, 104, 105 и т. п.), или же отмечал, выражал то впечатление, которое производило это созерцание на его сердце, в лирической форме религиозных чувствований и сердечных размышлений (Псалтирь). Плод богопросвещенной рефлексии о божественном откровении, данном еврейскому народу в закон, учительные книги носят по преимуществу субъективный характер в отличие от объективного изложения истин веры и благочестия в законе и объективного же описания жизни еврейского народа в книгах исторических. Другое отличие учительных книг — это их поэтическая форма с ее характерною особенностью — параллелизмом, определяемым исследователями еврейской поэзии как соотношение одного стиха с другим. Это — род рифмы мысли, симметрия идеи, выражаемой обыкновенно два или иногда три раза в различных терминах, то синонимических, то противоположных. Сообразно различному взаимоотношению стихов параллелизм бывает синонимический, антитический, синтетический и рифмический. Первый вид параллелизма бывает тогда, когда параллельные члены соответствуют друг другу, выражая равнозначащими терминами один и тот же смысл. Примеры подобного параллелизма представляет Пс 113 — «когда Израиль вышел из Египта, дом Иакова (из среды) народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его, Израиль владением Его. Море это увидело и побежало, Иордан возвратился назад, горы прыгали, как овцы, и холмы, как агнцы». Параллелизм антитический состоит в соответствии двух членов друг другу через противоположность выражений или чувств. «Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего. Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко» (Притч 27:6-7). «Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся. Они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо» (Пс 19:8-9). Параллелизм бывает синтетическим, когда он состоит лишь в сходстве конструкции или меры: слова не соответствуют словам и члены фразы членам фразы, как равнозначащие или противоположные по смыслу, но оборот и форма тожественны; подлежащее соответствует подлежащему, глагол — глаголу, прилагательное — прилагательному, и размер один и тот же. «Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых; повеления Господа праведны, веселят сердце; страх Господа чист, просвещает очи» (Пс 18). Параллелизм бывает, наконец, иногда просто кажущимся и состоит лишь в известной аналогии конструкции или в развитии мысли в двух стихах. В этих случаях он является чисто рифмическим и поддается бесконечным комбинациям. Каждый член параллелизма составляет в еврейской поэзии стих, состоящий из соединения ямбов и трохеев, причем самый употребительный стих евреев — гептасиллабический, или из семи слогов. Стихами этого типа написаны кн. Иова (Иов 3:1-42:6), вся книга Притчей и большинство псалмов. Встречаются также стихи из четырех, пяти, шести и девяти слогов, чередуясь иногда с стихами различного размера. Каждый стих является, в свою очередь, частью строфы, существенным свойством которой служит то, что она заключает в себе единую, или главную, мысль, полное раскрытие которой дается в совокупности составляющих ее стихов. Впрочем, в некоторых случаях то две различные мысли соединены в одной строфе, то одна и та же мысль развивается и продолжается далее этого предела.

Скрыть

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

«При всяком даре имей лице веселое и в радости посвящай десятину». Cамое очевидное... 

 

Превращение друга во врага, по слову мудреца, оказывается самым страшным для человека, «скорбью до смерти». Почему же так? Как и отчего друзья становятся врагами? Причины вражды могут быть самыми разными. Иногда речь идёт о... 

 

Призыв мудреца «не уменьшать даров» может показаться странным, если только не учитывать того, что все жертвоприношения Торой были строго регламентированы, как в плане количества (определённое количество жертвенных животных в определённые праздники), так и в плане качества... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).