Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на 1 Кор 4:6-15

Поделиться
6 Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим. 7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?
8 Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать! 9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. 10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. 11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, 12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; 13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.
14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. 15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.
Свернуть

Апостол Павел говорит сегодня о том, что никто не вправе приписывать себе дары Божии. «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» Есть ли в нас что-то хорошее, что было бы не от Бога? По определению — нет, ибо всякое благо нисходит лишь от Него. А это значит, что все наши дары, способности, умения — Его дар. Хвалиться подарком, конечно, можно... но имеет ли смысл утверждать, что это вовсе и не подарок, а «моё собственное изобретение»? Забыв о том, Кто Податель всяческих благ, мы считаем себя вправе не считаться с Его волей. И вот против этого предостерегает нас апостол Павел.

Другие мысли вслух

 
На 1 Кор 4:7
7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?
Свернуть
Эти слова апостола сразу заставляют опомниться, служат противоядием против превозношения и осуждения других людей. Если бы только их помнить всегда...  Читать далее

Эти слова апостола сразу заставляют опомниться, служат противоядием против превозношения и осуждения других людей. Если бы только их помнить всегда!

Само мое существование — дар, а сколько прекрасного вдобавок к факту моего бытия я имею! У меня есть сердце, разум, чувства, воля, тело, любовь родителей и других людей — ни за что! просто потому, что я — это я! У меня есть верность друзей и любовь животных, у меня есть знания, дом, вещи и много всего...У меня есть солнце и звезды, облака и деревья, у меня есть небо и земля, у меня есть Бог! Все, что у меня есть, — мне дано и все это создано Богом для меня!

По сравнению с этим хвалиться перед другими, а тем более гордиться, превозноситься и осуждать — просто глупо. Если уж хвалиться — то только Богом, Который дал мне все!

Осознание того, что все, что я имею, — мною получено, не только помогает не превозноситься, но освобождает (потому что когда я что-то присваиваю — неважно, духовные качества или материальную вещь, я становлюсь несвободным: присвоенное «зажимается в руке», и тем самым я «лишаюсь руки», по словам митрополита Антония Сурожского), дает истинный мир — смирение и является источником благодарности к тем, через кого я все получил — Богу и людям.

Свернуть
 
На 1 Кор 4:8-21
8 Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать! 9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. 10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. 11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, 12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; 13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.
14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. 15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. 16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. 17 Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви. 18 Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились; 19 но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу, 20 ибо Царство Божие не в слове, а в силе. 21 Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости?
Свернуть
Как видно, для Павла христианство — прежде всего жизнь со Христом в Его Царстве и свидетельство о Нём и об этой жизни. Потому и говорит апостол, что Царство «не в слове, а в силе». Судя по словам апостола, обращённых к коринфским...  Читать далее

Как видно, для Павла христианство — прежде всего жизнь со Христом в Его Царстве и свидетельство о Нём и об этой жизни. Потому и говорит апостол, что Царство «не в слове, а в силе». Судя по словам апостола, обращённых к коринфским христианам, для них это было иначе. И Павел не случайно говорит о подлинной христианской жизни как о жизни людей гонимых, бедных, неуспешных.

Он как бы противопоставляет такую жизнь той, которую вели многие христиане Коринфа, нашедшие своё место в мире. Не исключено, конечно, что кто-то из церковных лидеров Коринфа действительно сделал что-то вроде церковной карьеры — хотя, разумеется, церковная карьера в те времена была совсем не такой, как позже, когда церковные институты стали не только легальными, но даже официальными и очень влиятельными.

Однако проблема ведь заключалась не в масштабах, а во внутреннем состоянии тех, кто такую карьеру делал. Проблема была как раз в том, что люди нашли себя в этом мире. Устроились пусть и не так роскошно, как устраивались церковные карьеристы иных времён, но вполне комфортно. И не в том дело, что они стали вождями каких-то местных церковных или околоцерковных групп и движений. Дело в их внутреннем состоянии, которое апостол характеризует одним словом: обогатились.

Утратили то духовное состояние, которое Иисус, как и Исайя Иерусалимский столетиями раньше, называл бедностью. Тут ведь дело не в том, чего и сколько человек имеет, а в том, на что он полагается. И думает ли он, что что-то имеет. Божий бедняк прекрасно понимает, что он пуст и готов принять в себя, в свою жизнь, в свою душу и сердце то, чем Бог захочет его наполнить. Он всем существом ощущает, что у него нет ничего такого, на что он мог бы опереться в этом мире, да и вообще нет ничего ценного, ничего такого, за что бы стоило держаться.

Богач же уверен, что у него что-то такое есть. Что-то принадлежащее ему по праву, не потому, что Бог подарил ему это, а потому, что он его заработал, заслужил. На заработанное и застуженное можно опереться, оно не подведёт. Это твоё. Ты богат. Вот только богатство оказывается земным. От мира сего. Не имеющим отношения к Царству. Богач может быть богат словами о Царстве. Но его силу обретает лишь бедняк, и апостол это прекрасно знает: он ведь был богаче многих, но предпочёл бедность ради Христа и Царства.

Свернуть
 
На 1 Кор 4:8-21
8 Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать! 9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. 10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. 11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, 12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; 13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.
14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. 15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. 16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. 17 Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви. 18 Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились; 19 но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу, 20 ибо Царство Божие не в слове, а в силе. 21 Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости?
Свернуть
Продолжая разговор о Царстве, Павел вновь обращается к теме бедности и...  Читать далее

Продолжая разговор о Царстве, Павел вновь обращается к теме бедности и подлинной мудрости. Противопоставляя своё положение положению тех, кто занимал видные места в коринфской церкви, апостол снова напоминает христианам Коринфа о том, о чём он уже не раз говорил и им, и другим своим единоверцам: Царство не от мира сего, а потому оно никак не может торжествовать в нашем, ещё не до конца преображённом мире прежде его полного преображения в конце времён (ст. 8 – 14). И дело тут не в том, что Павлу не хотелось видеть коринфских христиан такими, какими они себя воображали, а в том, что до возвращения Христа этого можно было добиться, лишь отказавшись от той полноты Царства, которая в ещё не преображённом до конца мире не совместима ни с каким торжеством.

Апостол никого не упрекает, он лишь напоминает коринфской церкви о некоторых основополагающих вещах, без которых ни о какой жизни в Царстве речи быть не может (ст. 14). И когда он предупреждает христиан Коринфа о том, что может придти к ним не только с любовью, но и с обличением («с жезлом», ст. 21), целью апостола является вовсе не стремление кого-то пристыдить или развенчать. Просто, видя, что происходит в коринфской церкви, Павел не мог не понимать, что ему предстоит столкнуться с очень серьёзными духовными проблемами, что многие из местных церковных лидеров, в сущности, вовсе не являются свидетелями Христа и Царства и ведут свою общину совсем не туда, куда следует. Он знает, что лидеры эти перестали быть свидетелями, став просто учителями наподобие тех, которых в те времена можно было найти во множестве в любой раввинистической или философской школе. И знает, что такие учителя, вся сила которых заключается в искусном владении словом, неизбежно отступят перед подлинной силой, которой не смогут противостоять — перед силой Царства, которую являет всякий подлинный свидетель (ст. 18 – 20).

Свернуть
 
На 1 Кор 4:1-21
1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. 2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. 3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. 4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. 5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
6 Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим. 7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?
8 Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать! 9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. 10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. 11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, 12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; 13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.
14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. 15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. 16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. 17 Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви. 18 Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились; 19 но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу, 20 ибо Царство Божие не в слове, а в силе. 21 Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости?
Свернуть
То, о чем говорит апостол Павел, — одна из самых трудных и вместе с тем самых нужных вещей в христианстве...  Читать далее

То, о чем говорит апостол Павел, — одна из самых трудных и вместе с тем самых нужных вещей в христианстве. С мирской точки зрения путь, который проходит Сам Господь и на который Он призывает Своих учеников, — путь неудачи, путь унижения. «Мы сделались позорищем для мира», — в греческом тексте стоит слово θέατρον, театр, зрелище — те, на кого смотрят с насмешкой. Иисус, Которого встречали как Мессию — избитый кнутом и распятый на древе. Павел, ученейший из иудеев — немощный и вечно гонимый, постоянно оскорбляемый своими чадами. Петр, глава новой религиозной общины — распятый вниз головой... Ну разве не безумие — такой путь? Место христианина — в этом ряду. Это трудно, потому что так хочется почета, признания заслуг, благополучия, наконец. Опыт Павла важен для нас потому, что мы, вместе с его корреспондентами, можем видеть Того, ради Кого он идет на все это. И тогда ответом на наше согласие стать сором, посмешищем для мира будут слова Создателя: «Ты дорог в очах Моих» (Ис. 43:4).

Свернуть
 
На 1 Кор 4:1-7
1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. 2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. 3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. 4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. 5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
6 Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим. 7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?
Свернуть
Продолжая разговор о служении, Павел обращается к ещё одной весьма важной для...  Читать далее

Продолжая разговор о служении, Павел обращается к ещё одной весьма важной для служителя и для всякого ищущего Царства теме — к теме суда и оценки как самого человека, так и его деятельности. Рассуждения апостола, несомненно, перекликаются со словами Спасителя: «Не судите, и не будете судимы», - причём для Павла они оказываются выражением одного из важнейших принципов жизни и отношений между людьми в Царстве. А ключом для понимания апостолом проблемы суда и оценки оказывается его замечание о том, что ему не только нет дела до чужих оценок своей деятельности, но и сам он никак себя не оценивает (ст. 3 – 4). Суд — дело Божие, он совершится в конце времён, поэтому не стоит своими поспешными оценками опережать события (ст. 5). Только так можно избежать взаимного превозношения (ст. 6 – 7), а значит, стать верными служителями и свидетелями Христа и Царства (ст. 1 – 2).

Такой подход не случаен, если вспомнить, что в Царстве каждый получает именно свою награду. Царство предполагает не коллективизм, а общинную жизнь. Коллектив — явление сугубо человеческое, а потому и критерии оценки каждого в нём неизбежно будут чисто человеческими и, следовательно, универсальными. Тут неизбежна унификация и вполне возможна как окончательная оценка всего, сделанного членом коллектива, так и суд в отношении самого человека: ведь по земным меркам человек оказывается лишь, по выражению социологов, «продуктом среды», сам по себе он ничего не значит, а всё, им сделанное, ценно лишь постольку, поскольку полезно «для общества», вернее, для конкретного коллектива, к которому человек принадлежит. В Царстве же оценить и самого человека, и всё, им сделанное, может лишь Бог.

Конечно, и в общине отношения человека как с Богом, так и с ближними чрезвычайно важны, но здесь человек не оказывается производным от общины так, как в нашем, ещё не преображённом мире он нередко оказывается производным от общества, от коллектива. А в таком случае становится очевидно, что ни община в целом, ни кто бы то ни было из её членов в отдельности не могут и не должны «судить» человека, т.е. давать окончательную оценку ему самому и его деятельности. Конечно, если те или иные поступки противоречат Торе, а совершивший их ни в чём не раскаивается и ни о чём не жалеет, ситуация становится вполне однозначной, но в таком случае о нарушителе можно сказать, что он сам навлекает на себя осуждение Божие. А во всех других случаях, как видно, от оценок лучше воздержаться до конца времён, когда Своё слово скажет Тот Единственный, Кому на последнем Суде принадлежит решающее слово.

Свернуть
 
На 1 Кор 4:1-7
1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. 2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. 3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. 4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. 5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
6 Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим. 7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?
Свернуть
Говоря о христианском служении, Павел упоминает о необходимости воздерживаться от суда и оценки человека. Очевидно, тут он имеет в виду то же самое, что и Сам Иисус, призывавший Своих последователей не судить ближних...  Читать далее

Говоря о христианском служении, Павел упоминает о необходимости воздерживаться от суда и оценки человека. Очевидно, тут он имеет в виду то же самое, что и Сам Иисус, призывавший Своих последователей не судить ближних. Подлинные служители Христовы как раз и отличаются тем, что воздерживаются от суда и оценки своих ближних.

Речь идёт, конечно, не об оценке конкретных поступков или результатов деятельности (без такой оценки невозможно никакое взаимодействие с людьми), а об оценке именно человека. Нередко ведь оценку конкретного поступка человека или его духовного состояния мы переносим на человека как такового, считая, что он и есть то самое, чем является в данный момент.

Между тем, людям свойственно меняться, а источник всех изменений — духовное «я» человека, то самое, которое в Библии называется сердцем и которое видит до конца, до последней глубины один Бог. Поэтому только Он и может оценить человека адекватно. Мы же можем оценить адекватно лишь конкретные слова, поступки, результаты. Но и в этом случае важно не использовать такие оценки для определения места человека в своём мире, в мире своих отношений.

В конце концов, оценку каждому даёт Бог, и Ему совсем не важно, что мы думаем друг о друге — не потому, что мы и наши мнения Ему безразличны, а потому, что почти всегда наши взаимные оценки оказываются достаточно далеки от той реальности, которая открыта Ему. Поэтому-то Павел и не придаёт особого значения мнению людей о себе и о своём служении, советуя то же и другим. Но в таком случае вряд ли имеет смысл требовать от окружающих, чтобы они учитывали и наши мнения о себе. По крайней мере, когда речь идёт об оценке самого человека, а не его поступков.

Впрочем, и в случае, когда дело касается поступков, важно иметь в виду те мотивы, которые двигали человеком, а их порой бывает понять совсем не так просто. И тем более не стоит определять место человека в своём мире на основании его слов, поступков или преходящих состояний, духовных или психических. Иначе каждый человек нам неизбежно будет то нравиться, а то нет, то будет казаться близким и понятным, а то чужим и далёким, то мы будем считать его другом, а то врагом.

Между тем, по существу этот самый человек вполне может не быть ничем из того, чем он нам кажется. Конечно, его состояния, слова и поступки могут и неизбежно будут сказываться на возможности взаимодействия с ним, но такое взаимодействие — лишь функция, обусловленная ситуацией. А вот давать окончательную оценку человеку, исходя из способов и форм его функционирования, как минимум опрометчиво.

Ведь нередко люди духовно пустые оказываются чрезвычайно активными и «правильными», так, что может показаться, будто они и есть образец христианской жизни. Но зачастую такие активисты, исчерпав силы и растеряв былой энтузиазм, оказываются несостоятельны именно духовно, не имея в себе той жизни Царства, которая и придаёт смысл всякой активности. Поэтому и советует апостол не судить и не давать оценок до дня возвращения Спасителя и торжества Царства: ведь только тогда и станет ясно, кто как прошёл свой путь и кто чего стоит на самом деле.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).