Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Пс 73:1-23

Поделиться
 Псалом Асафа
Как благ Бог к Израилю,
  к чистым сердцем!
А я — едва не пошатнулись ноги мои,
  едва не поскользнулись стопы мои, —
Я позавидовал безумным,
  видя благоденствие нечестивых.
Ибо им нет страданий до смерти их,
  и крепки силы их.
На работе человеческой нет их,
  и с прочими людьми не подвергаются ударам.
Оттого гордость, как ожерелье, обложила их,
  и дерзость, как наряд, одевает их.
Выкатились от жира глаза их,
  бродят помыслы в сердце.
Над всем издеваются, злобно разглашают клевету;
  говорят свысока.
Поднимают к небесам уста свои,
  и язык их расхаживает по земле.
10 
Потому туда же обращается народ Его,
  и пьют воду полною чашею,
11 
и говорят: "как узнает Бог?
  и есть ли ведение у Вышнего?"
12 
И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем,
  умножают богатство.
13 
(И я сказал:) так не напрасно ли я очищал сердце мое,
  и омывал в невинности руки мои,
14 
и подвергал себя ранам всякий день
  и обличениям всякое утро?
15 
Но если бы я сказал: "буду рассуждать так", —
  то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
16 
И думал я, как бы уразуметь это;
  но это трудно было в глазах моих,
17 
доколе не вошел я во святилище Божие
  и не уразумел конца их.
18 
Так! на скользких путях поставил Ты их,
  и низвергаешь их в пропасти.
19 
Как нечаянно пришли они в разорение,
  исчезли, погибли от ужасов!
20 
Как сновидение по пробуждении,
  так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.
21 
Когда кипело сердце мое,
  и терзалась внутренность моя,
22 
тогда я был невежда и не разумел;
  как скот был я пред Тобою.
23 
Но я всегда с Тобою;
  Ты держишь меня за правую руку.
Свернуть

Одним из самых необъяснимых явлений для верующих во все времена было то, что Бог допускает иногда разрушение Своих святилищ и осквернение Своих святынь. Для язычника разрушение его храмов и осквернение его алтарей врагами могло означать только одно: его боги проиграли войну, они побеждены другими, более сильными богами или духами, так же, как армия его страны оказалась разгромлена вражеской армией.

Так мог думать язычник; но что оставалось думать верующим яхвистам, чей Храм после вавилонского нашествия лежал в руинах подобно множеству других, языческих храмов? Неужели Яхве проиграл войну? Неужели Он уступил Бел-Мардуку, покровителю Вавилона и его царя?

Первой реакцией на это невероятное событие была уверенность в том, что произошло какое-то недоразумение, которое вскоре разрешится. Все были вначале уверены, что власть вавилонян — это ненадолго, что очень скоро в результате победоносного восстания (поддержанного, впрочем, египтянами, которые были такими же язычниками, как и вавилоняне, с которыми они враждовали) враг будет изгнан из священного города, а осквернённый им Храм будет очищен, и в нём возобновятся богослужения и жертвоприношения.

Но после того, как восстание потерпело поражение, а Храм был уже не просто осквернён, но разрушен до основания, стало ясно, что никакого недоразумения нет. Это могло ввести верующих яхвистов в самый настоящий ступор: мог ли Яхве уступить языческим богам, мог ли Он отдать Свой народ и Свой дом врагам? Как такое могло произойти?

Автору псалма остаётся надеяться лишь на заключённый когда-то с Богом союз-завет: если бы Бог и вспомнил Свой народ, то лишь благодаря этому завету. Такой подход предполагал и то, что постигшая народ катастрофа не случайна, что она — следствие многочисленных измен и отступничества, которые ей предшествовали.

Одному из Своих пророков, Иезекиилю, Бог прямо показывает это в видении: он видит, что Храм стал фактически местом, где торжествует язычество и разврат, так, что Богу в нём уже не осталось места. Храм рухнул задолго до катастрофы, а вавилонские солдаты, его осквернившие, лишь сделали видимым то, что прежде было скрыто.

Пророку было открыто и другое: Бог не оставит Своих верных, и плен — не навсегда. Настанет день, когда народ обновится духовно, и Бог вновь откроет ему путь на землю отцов, вернувшись в Свой Храм, который будет заново отстроен на прежнем месте. Это возвращение и станет торжеством восстановленного союза-завета, на которое надеется автор псалма.

Другие мысли вслух

 
На Пс 73:1-23
 Псалом Асафа
Как благ Бог к Израилю,
  к чистым сердцем!
А я — едва не пошатнулись ноги мои,
  едва не поскользнулись стопы мои, —
Я позавидовал безумным,
  видя благоденствие нечестивых.
Ибо им нет страданий до смерти их,
  и крепки силы их.
На работе человеческой нет их,
  и с прочими людьми не подвергаются ударам.
Оттого гордость, как ожерелье, обложила их,
  и дерзость, как наряд, одевает их.
Выкатились от жира глаза их,
  бродят помыслы в сердце.
Над всем издеваются, злобно разглашают клевету;
  говорят свысока.
Поднимают к небесам уста свои,
  и язык их расхаживает по земле.
10 
Потому туда же обращается народ Его,
  и пьют воду полною чашею,
11 
и говорят: "как узнает Бог?
  и есть ли ведение у Вышнего?"
12 
И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем,
  умножают богатство.
13 
(И я сказал:) так не напрасно ли я очищал сердце мое,
  и омывал в невинности руки мои,
14 
и подвергал себя ранам всякий день
  и обличениям всякое утро?
15 
Но если бы я сказал: "буду рассуждать так", —
  то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
16 
И думал я, как бы уразуметь это;
  но это трудно было в глазах моих,
17 
доколе не вошел я во святилище Божие
  и не уразумел конца их.
18 
Так! на скользких путях поставил Ты их,
  и низвергаешь их в пропасти.
19 
Как нечаянно пришли они в разорение,
  исчезли, погибли от ужасов!
20 
Как сновидение по пробуждении,
  так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.
21 
Когда кипело сердце мое,
  и терзалась внутренность моя,
22 
тогда я был невежда и не разумел;
  как скот был я пред Тобою.
23 
Но я всегда с Тобою;
  Ты держишь меня за правую руку.
Свернуть
Одним из самых необъяснимых явлений для верующих во все времена было то, что Бог допускает иногда разрушение...  Читать далее

Одним из самых необъяснимых явлений для верующих во все времена было то, что Бог допускает иногда разрушение Своих святилищ и осквернение Своих святынь. Для язычника разрушение его храмов и осквернение его алтарей врагами могло означать только одно: его боги проиграли войну, они побеждены другими, более сильными богами или духами, так же, как армия его страны оказалась разгромлена вражеской армией.

Так мог думать язычник; но что оставалось думать верующим яхвистам, чей Храм после вавилонского нашествия лежал в руинах подобно множеству других, языческих храмов? Неужели Яхве проиграл войну? Неужели Он уступил Бел-Мардуку, покровителю Вавилона и его царя?

Первой реакцией на это невероятное событие была уверенность в том, что произошло какое-то недоразумение, которое вскоре разрешится. Все были вначале уверены, что власть вавилонян — это ненадолго, что очень скоро в результате победоносного восстания (поддержанного, впрочем, египтянами, которые были такими же язычниками, как и вавилоняне, с которыми они враждовали) враг будет изгнан из священного города, а осквернённый им Храм будет очищен, и в нём возобновятся богослужения и жертвоприношения.

Но после того, как восстание потерпело поражение, а Храм был уже не просто осквернён, но разрушен до основания, стало ясно, что никакого недоразумения нет. Это могло ввести верующих яхвистов в самый настоящий ступор: мог ли Яхве уступить языческим богам, мог ли Он отдать Свой народ и Свой дом врагам? Как такое могло произойти?

Автору псалма остаётся надеяться лишь на заключённый когда-то с Богом союз-завет: если бы Бог и вспомнил Свой народ, то лишь благодаря этому завету. Такой подход предполагал и то, что постигшая народ катастрофа не случайна, что она — следствие многочисленных измен и отступничества, которые ей предшествовали.

Одному из Своих пророков, Иезекиилю, Бог прямо показывает это в видении: он видит, что Храм стал фактически местом, где торжествует язычество и разврат, так, что Богу в нём уже не осталось места. Храм рухнул задолго до катастрофы, а вавилонские солдаты, его осквернившие, лишь сделали видимым то, что прежде было скрыто.

Пророку было открыто и другое: Бог не оставит Своих верных, и плен — не навсегда. Настанет день, когда народ обновится духовно, и Бог вновь откроет ему путь на землю отцов, вернувшись в Свой Храм, который будет заново отстроен на прежнем месте. Это возвращение и станет торжеством восстановленного союза-завета, на которое надеется автор псалма.

Свернуть
 
На Пс 73:21-23
21 
Когда кипело сердце мое,
  и терзалась внутренность моя,
22 
тогда я был невежда и не разумел;
  как скот был я пред Тобою.
23 
Но я всегда с Тобою;
  Ты держишь меня за правую руку.
Свернуть
Так велико потрясение, что в начале псалма звучит вопрос о том, для чего мы отринуты навсегда? Даже в голову не приходит...  Читать далее

Так велико потрясение, что в начале псалма звучит вопрос о том, для чего мы отринуты навсегда? Даже в голову не приходит, что происшедшее может оказаться временным испытанием. Но это немудрено, ведь нечестивыми разорены и осквернены все святыни, все места священных собраний, не к кому обратиться за словом мудрости, не слышно пророчеств. Могли ли даже самые из прозорливых пророков увидеть, что эта картина ещё не раз в течение веков не только повторится, но и умножится?

Но даже в самые горькие времена верные продолжают взывать к Господу, храня Ему верность и вспоминая завет с Ним. Они верят: Господь придёт на помощь, Он не отвернулся, именно поэтому можно обращаться к Нему.

Он и теперь даст восторжествовать Своей правде.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).