Псалом Давида |
א – алеф 1 К Тебе, Господи, возношу душу мою. ב – бет 2 Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь (вовек), да не восторжествуют надо мною враги мои. ג– гимел 3 Да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя; да постыдятся беззаконнующие втуне. |
ד – далет 4 Укажи мне, Господи, пути Твои, и научи меня стезям Твоим. ה – ге 5 Направь меня на истину Твою и научи меня; ибо Ты Бог спасения моего; ו – вав
на Тебя надеюсь всякий день. |
ז – заин 6 Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века. |
ח – хет 7 Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи! |
ט – тет 8 Благ и праведен Господь; посему наставляет грешников на путь. י – йод 9 Направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим. כ – каф 10 Все пути Господни — милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его. |
ל – ламед 11 Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое, ибо велико оно. מ – мем 12 Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать. נ – нун 13 Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю. ס – самех 14 Тайна Господня — боящимся Его, и завет Свой Он открывает им. ע – аин 15 Очи мои всегда к Господу; ибо Он извлекает из сети ноги мои. |
פ – пе 16 Призри на меня и помилуй меня; ибо я одинок и угнетен. צ – цаде 17 Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих. ק – коф 18 Призри на страдание мое и на изнеможение мое, и прости все грехи мои. |
ר – реш 19 Посмотри на врагов моих, как много их, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня. ש – шин 20 Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю. ת – тав 21 Непорочность и правота да охраняют меня; ибо я на Тебя надеюсь. פּ – пе 22 Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его. |
Надежда на Бога не бесплодна, если сочетается с желанием узнавать Его волю и следовать ей. Доверие не отрицает знания, наоборот, вера и знание взаимосвязаны. Душа человека стремится к Господу, и Он открывается тем, кто доверяет Его мудрости.
Признание себя достойным предстоять пред Богом не означает объявления себя безгрешным. Псалмопевец и не претендует на непогрешимость, он не скрывает, что совершал не только «грехи юности», но и преступления. Тем не менее он надеется на милость Господа, сознавая, что как бы человек ни падал, милость Господа превыше всех прегрешений.
Важная мысль звучит в псалме: Господь не только посылает возмездие за грехи, но и наставляет грешников, помогает им исправить их пути. Здесь — один из источников нашей надежды на избавление от старающихся поработить нас грехов — тех самых главных и многочисленных врагов, от которых Господь способен нас защитить и избавить.
10 у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства. |
Размышляющий о благости Божией псалмопевец восклицает: «Все пути Господни — милость и истина...» Сегодня нам сложнее всего принять этот факт. В других псалмах и в других местах Ветхого Завета мы встречаемся и с гневом Божиим, и с Его угрозами, но, похоже, здесь псалмопевец прав, потому что и гнев, и предупреждения Бога — это выражение истинности Его любви к нам.
И еще одно соображение. Возможно, у вас другое впечатление, но я не раз встречал людей, которые, найдя в Библии Божие обещание чего-то хорошего для тех, кто делает что-то хорошее, сразу задают вопрос: «А если этого хорошего не делать, то Бог — что, не даст?» Удивительно это желание прежде всего примерить на себя неправедность, «плохость» и тем самым «проверить», что из этого выйдет. Не исключено, что так «срабатывает» то самое искушение, которым змей соблазнил Еву (Быт. 3).
А может быть, за этим вопросом стоит непобедимое желание получить что-то «на халяву», не напрягаясь. Казалось бы, если вознаграждение тебя устраивает, то почему бы не поработать? А мы, вместо того, чтобы дело делать, оглядываемся на других — не удалось ли им получить то же, но с меньшими усилиями, и, если удалось, то воспринимаем это как страшную несправедливость по отношению к нам. Об этом же человеческом феномене и известная притча Иисуса (Мф. 20:1-16), не правда ли?
3 Ибо милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей. |
4 Не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду. |
Святость и праведность — откуда они? От Бога или от человека? Конечно, самый простой ответ — от Бога. Это Он свят и праведен, а мы грешные люди, с которых нечего спрашивать ни святости, ни праведности. И всё же заповедь Бог даёт именно человеку. На первый взгляд, ситуация кажется парадоксальной: ведь и до Павла, задолго до прихода в мир Христа, люди понимали или, по крайней мере, догадывались, что, по большому счёту, праведников на свете не бывает, что человеческая праведность — вещь весьма относительная, и если Бог захочет найти в человеке какой-нибудь духовный или нравственный изъян, Он всегда его найдёт, даже если будет подходить к человеку не со Своей бесконечной, а с конечной человеческой меркой. И всё же встать перед Богом может только праведник. Так где же человеку взять такую праведность? Конечно, только у Бога. Только Он может сделать человека праведным. Но от человека требуется готовность принимать. Собственно, праведность человека ведь именно в этом и заключается: ему важно быть способным принять то, что Бог готов ему дать полной мерой. И все заповеди, все данные Богом законы нужны, в конечном счёте, вовсе не для того, чтобы сделать человека лучше: падшего человека не делают лучше никакие законы, никакие моральные нормы и никакие правила поведения. Они нужны для того, чтобы сделать человека восприимчивым к воздействию Бога на его сердце. А Бог уже Сам сделает человека таким, каким Он захочет его видеть.
1 Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь. 2 Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое. 3 Ибо милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей. |
4 Не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду. 5 Возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду. |
6 Буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи, 7 чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои. |
8 Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей. 9 Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, 10 у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства. |
11 А я хожу в моей непорочности; избавь меня, (Господи,) и помилуй меня. 12 Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа. |
Надежда на Бога не бесплодна, если сочетается с желанием узнавать Его волю и следовать ей. Доверие не отрицает знания, наоборот, вера и знание взаимосвязаны. Душа человека стремится к Господу, и Он открывается тем, кто доверяет Его мудрости.
Признание себя достойным предстоять пред Богом не означает объявления себя безгрешным. Псалмопевец и не претендует на непогрешимость, он не скрывает, что совершал не только «грехи юности», но и преступления. Тем не менее он надеется на милость Господа, сознавая, что как бы человек ни падал, милость Господа превыше всех прегрешений.
Важная мысль звучит в псалме: Господь не только посылает возмездие за грехи, но и наставляет грешников, помогает им исправить их пути. Здесь — один из источников нашей надежды на избавление от старающихся поработить нас грехов — тех самых главных и многочисленных врагов, от которых Господь способен нас защитить и избавить.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||