
| 10 И воззвал Иавис к Богу Израилеву и сказал: о, если бы Ты благословил меня Твоим благословением, распространил пределы мои, и рука Твоя была со мною, охраняя меня от зла, чтобы я не горевал!.. И Бог ниспослал ему, чего он просил. | 
Посреди длиннейшего перечня имен потомков Иуды мы неожиданно встречаем короткий (всего два стиха) рассказ о некоем Иависе, про которого практически ничего неизвестно, кроме его имени («сын мук»). Кто его отец и мать? Были ли у него дети? Какое место он занимает в родословной цепочке? Ответов нет.
Иавис обращается к Богу с просительной молитвой. Ну и что? Во все века люди так поступали, и мы так делаем. Но всегда ли Бог дает то, что у него просят? Никакая молитва не может заставить Бога совершить то, что Он считает неправильным.
Далеко не все наши молитвы-прошения «попадают в точку», не всегда мы просим о том, что и Он хочет нам дать. А вот у Иависа это получилось. При этом важно не только то, что он просит, но и то, как он просит. Начнем с обращения: «О если бы Ты...». Замечательна эта модальность, оставляющая Богу полную свободу – услышать или не услышать, ответить или не ответить, дать или не дать.
Вспомним: «не как Я хочу, но как Ты» (Matteo 26:39). «Благословил меня Твоим благословением» – Иавис предлагает Богу Самому избрать, каким будет это благословение. «Распространил пределы мои» – обычно мы понимаем это так, что Иавис просит о прибавлении земельных владений и вообще имущества. Но как часто именно такие запросы остаются без Божьего ответа. Возможно, что в этом случае у Бога была возможность интерпретировать это прошение иначе.
Иавис просит о расширении его пределов. Но земля и все, что на ней, не является его собственностью, все это принадлежит Богу (Esodo 19:5). «Мои пределы» – это моя ограниченность, моя замкнутость, моя неспособность творить добро, моя несвобода. Но именно увеличение степени свободы человека, находящегося в рабстве греху, и есть дело спасения, совершаемое Богом на протяжении всей истории. «Рука Твоя была со мною» – тем самым Иавис просит о действенном Божьем присутствии в его жизни.
В этом есть очень большой риск, но есть и соответствие желанию Самого Бога (Giosuè 1:9, Matteo 28:20). «Охраняя меня от зла» – разве не слышна здесь перекличка с той молитвой, которой нас научил Господь? «Чтобы я не горевал» – «да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Giovanni 15:11). Поразительное соответствие молитвы Иависа тому, что Бог хочет от нас услышать. «И Бог ниспослал ему, чего он просил» – мы не знаем, что конкретно Бог дал Иавису, но мы знаем, какой пример молитвы дает нам этот отрывок из Библии.
| 10 И воззвал Иавис к Богу Израилеву и сказал: о, если бы Ты благословил меня Твоим благословением, распространил пределы мои, и рука Твоя была со мною, охраняя меня от зла, чтобы я не горевал!.. И Бог ниспослал ему, чего он просил. | 
Посреди длиннейшего перечня имен потомков Иуды мы неожиданно встречаем короткий (всего два стиха) рассказ о некоем Иависе, про которого практически ничего неизвестно, кроме его имени («сын мук»). Кто его отец и мать? Были ли у него дети? Какое место он занимает в родословной цепочке? Ответов нет.
Иавис обращается к Богу с просительной молитвой. Ну и что? Во все века люди так поступали, и мы так делаем. Но всегда ли Бог дает то, что у него просят? Никакая молитва не может заставить Бога совершить то, что Он считает неправильным.
Далеко не все наши молитвы-прошения «попадают в точку», не всегда мы просим о том, что и Он хочет нам дать. А вот у Иависа это получилось. При этом важно не только то, что он просит, но и то, как он просит. Начнем с обращения: «О если бы Ты...». Замечательна эта модальность, оставляющая Богу полную свободу – услышать или не услышать, ответить или не ответить, дать или не дать.
Вспомним: «не как Я хочу, но как Ты» ( 26:39). «Благословил меня Твоим благословением» – Иавис предлагает Богу Самому избрать, каким будет это благословение. «Распространил пределы мои» – обычно мы понимаем это так, что Иавис просит о прибавлении земельных владений и вообще имущества. Но как часто именно такие запросы остаются без Божьего ответа. Возможно, что в этом случае у Бога была возможность интерпретировать это прошение иначе.
Иавис просит о расширении его пределов. Но земля и все, что на ней, не является его собственностью, все это принадлежит Богу ( 19:5). «Мои пределы» – это моя ограниченность, моя замкнутость, моя неспособность творить добро, моя несвобода. Но именно увеличение степени свободы человека, находящегося в рабстве греху, и есть дело спасения, совершаемое Богом на протяжении всей истории. «Рука Твоя была со мною» – тем самым Иавис просит о действенном Божьем присутствии в его жизни.
В этом есть очень большой риск, но есть и соответствие желанию Самого Бога ( 1:9, 28:20). «Охраняя меня от зла» – разве не слышна здесь перекличка с той молитвой, которой нас научил Господь? «Чтобы я не горевал» – «да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» ( 15:11). Поразительное соответствие молитвы Иависа тому, что Бог хочет от нас услышать. «И Бог ниспослал ему, чего он просил» – мы не знаем, что конкретно Бог дал Иавису, но мы знаем, какой пример молитвы дает нам этот отрывок из Библии.
| 1 Сыновья Иуды: Фарес, Есром, Харми, Хур и Шовал. 2 Реаия, сын Шовала, родил Иахафа; Иахаф родил Ахума и Лагада: от них племена Цорян. 3 И сии сыновья Етама: Изреель, Ишма и Идбаш, и сестра их, по имени Гацлелпони, 4 Пенуел, отец Гедора, и Езер, отец Хуша. Вот сыновья Хура, первенца Ефрафы, отца Вифлеема. 5 У Ахшура, отца Фекои, были две жены: Хела и Наара. 6 И родила ему Наара Ахузама, Хефера, Фимни и Ахашфари; это сыновья Наары. 7 Сыновья Хелы: Цереф, Цохар и Ефнан. 8 Коц родил: Анува и Цовева и племена Ахархела, сына Гарумова. 9 Иавис был знаменитее своих братьев. Мать дала ему имя Иавис, сказав: я родила его с болезнью. 10 И воззвал Иавис к Богу Израилеву и сказал: о, если бы Ты благословил меня Твоим благословением, распространил пределы мои, и рука Твоя была со мною, охраняя меня от зла, чтобы я не горевал!.. И Бог ниспослал ему, чего он просил. 11 Хелув же, брат Шухи, родил Махира; он есть отец Ештона. 12 Ештон родил Беф-Рафу, Пасеаха и Техинну, отца города Нааса (брата Селома Кенезиина и Ахазова); это жители Рехи. 13 Сыновья Кеназа: Гофониил и Сераия. Сын Гофониила: Хафаф. 14 Меонофай родил Офру, а Сераия родил Иоава, родоначальника долины плотников, потому что они были плотники. 15 Сыновья Халева, сына Иефонниина: Ир, Ила и Наам. Сын Илы: Кеназ. 16 Сыновья Иегаллелела: Зиф, Зифа, Фирия и Асареел. 17 Сыновья Езры: Иефер, Меред, Ефер и Иалон; Иефер же родил Мерома, Шаммая и Ишбаха, отца Ешфемои. 18 И жена его Иудия родила Иереда, отца Гедора, и Хевера, отца Сохо, и Иекуфиила, отца Занаоха. Это сыновья Бифьи, дочери фараоновой, которую взял Меред. 19 Сыновья жены его Годии, сестры Нахама, отца Кеилы: Гарми и Ешфемоа — Маахатянин. 20 Сыновья Симеона: Амнон, Ринна, Бенханан и Филон. Сыновья Ишия: Зохеф и Бензохеф. 21 Сыновья Силома, сына Иудина: Ир, отец Лехи, и Лаеда, отец Мареши, и семейства выделывавших виссон, из дома Ашбеи, 22 и Иоким, и жители Хозевы, и Иоаш и Сараф, которые имели владение в Моаве, и Иашувилехем; но это события древние. 23 Они 
были
 горшечники, и жили при садах и в огородах; у царя для работ его жили они там. | 
| 24 Сыновья Симеона: Немуил, Иамин, Иарив, Зерах и Саул. 25 Шаллум сын его; его сын Мивсам; его сын Мишма. 26 Сыновья Мишмы: Хаммуил, сын его; его сын Закур; его сын Шимей. 27 У Шимея было шестнадцать сыновей и шесть дочерей; у братьев же его сыновей было немного, и все племя их не так было многочисленно, как племя сынов Иуды. 28 Они жили в Вирсавии, Моладе, Хацаршуале, 29 в Билге, в Ецеме, в Фоладе, 30 в Вефуиле, в Хорме, в Циклаге, 31 в Беф-Маркавофе, в Хацарсусиме, в Беф-Биреи и в Шаариме. Вот города их до царствования Давидова, 32 с селами их: Етам, Аин, Риммон, Фокен и Ашан — пять городов. 33 И все селения их, которые находились вокруг сих городов до Ваала; вот места жительства их и родословия их. | 
| 34 Мешовав, Иамлех и Иосия, сын Амассии, 35 Иоил и Иегу, сын Иошиви, сына Сераии, сына Асиилова, 36 Елиоенай, Иакова, Ишохаия, Асаия, Адиил, Ишимиил и Ванея, 37 и Зиза, сын Шифия, сын Аллона, сын Иедаии, сын Шимрия, сын Шемаии. 38 Сии поименованные 
были
 князьями племен своих, и дом отцов их разделился на многие отрасли. 39 Они доходили до Герары и до восточной стороны долины, чтобы найти пастбища для стад своих; 40 и нашли пастбища тучные и хорошие и землю обширную, спокойную и безопасную, потому что до них жило там 
только
 немного Хамитян. 41 И пришли сии, по именам записанные, во дни Езекии, царя Иудейского, и перебили кочующих и оседлых, которые там находились, и истребили их навсегда и поселились на месте их, ибо там были пастбища для стад их. 42 Из них же, из сынов Симеоновых, пошли к горе Сеир пятьсот человек: Фелатия, Неария, Рефаия и Узиил, сыновья Ишия, 
были
 во главе их; 43 и побили уцелевший там остаток Амаликитян, и живут там до сего дня. | 
После рассказа о сыновьях Давида, вставленного в силу его важности в середину повествования, продолжается прерванная хронологическая последовательность, и перед нами перечень потомков Иуды. Но составители родословия не ограничились одним лишь перечислением имён, и вот мы читаем краткий рассказ об Иависе, человеке, рождённом в болезни, но получившем благословение Бога. Ничего не говорится о заслугах Иависа, мы знаем о нём только то, что он по собственной инициативе дерзновенно воззвал к Господу с просьбой благословить его. И вот перед нами пример того, как Господь откликается на живую и действенную веру.
Мы видим и занятия, и образ жизни упомянутых здесь людей. Хотя и сквозь туман веков, но перед нами вырисовываются образы земледельцев и скотоводов, сельских ремесленников, носителей патриархальных нравов. Они суровы, а временами жестоки, особенно когда заходит спор о том, кому владеть землёй. Этим они нисколько не отличаются от многих из тех, кто тысячелетиями вёл сходный образ жизни по всему миру.
Но Господь уже начал таинственно воздействовать на сердца.

| Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| 
 
 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
 
                                            