Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Mat 6:31-34

Поделиться
31 So do not worry, saying, 'What shall we eat?' or 'What shall we drink?' or 'What shall we wear?'
32 For the pagans run after all these things, and your heavenly Father knows that you need them.
33 But seek first his kingdom and his righteousness, and all these things will be given to you as well.
34 Therefore do not worry about tomorrow, for tomorrow will worry about itself. Each day has enough trouble of its own.
Свернуть

Пожалуй, один из самых «часто задаваемых вопросов», возникающий у множества людей при мысли о Боге — это претензия на то, что мы так несчастны. «Почему так происходит?» — разные люди с весьма разными побуждениями задают Богу и друг другу этот вопрос. Почему мы так несчастны? Этот вопрос подразумевает не только непостижимость и бессмысленность существования зла и страдания, но и глубинную, заложенную в самом человеческом существе, жажду жизни. Почему мне так ее не хватает?

И сегодняшний слова Господа Иисуса Христа в Евангелии от Матфея отвечают именно на этот вопрос, но отвечают, как это нередко бывает, очень неожиданным для нас образом. Стереотипное сознание полагает смысл жизни в обладании чем-либо: благами, временем, здоровьем, наконец, просто счастьем. Господь же, напротив, говорит о принадлежности. Жизнь не в том, чтобы обладать благами Небесного Царства, а в том, чтобы принадлежать к нему. Все же остальное «приложится», будет следствием этой принадлежности. Эти слова Христа могут стать удивительным источником радости для нас, если мы дадим им проникнуть глубоко в наше сердце. Между прочим, принадлежность к Небесному Царству утоляет и жажду принадлежать чему-то великому, которая тоже заложена в нас и которую мы пытаемся заглушить всякой мутью, вроде личной, социальной и национальной гордыни.

Другие мысли вслух

 
На Mat 6:33
33 But seek first his kingdom and his righteousness, and all these things will be given to you as well.
Свернуть
От начала в человеке заложено стремление к жизни. В сущности, страх за свою обеспеченность и забота о ней — естественные проявления этого стремления...  Читать далее

От начала в человеке заложено стремление к жизни. В сущности, страх за свою обеспеченность и забота о ней — естественные проявления этого стремления. Вот только весь вопрос в том, в чем же заключается жизнь, что же нужно для ее обеспечения. И здесь взгляд человека, поврежденный грехом, дает осечку. Нам кажется, что вся жизнь и весь ее смысл сосредоточены здесь, в этом мире. Именно поэтому то, к чему стремится человек, ограничивается материальным, добычей средств к существованию. Так ты становишься служителем маммоны.

Говоря «ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам», Господь открывает нам Свой замысел о нас, видение которого нам недоступно. Как говорил в молитве блаж. Августин: «Ты создал нас для Себя, и мятется сердце наше, доколе не успокоится в Тебе». Есть главное и первоочередное, а есть значимое, но второстепенное. Если обеспечить себя второстепенным и лишиться главного, разве это будет хорошо? И слова Христа ясно расставляют акценты, что именно главное, а что — важное, но без главного бессмысленное. Так можно сколько угодно мыть автомобиль, но если не залить в него бензин — он не поедет. Можно сколько угодно заботиться о заработке, но если забыть о Царстве Небесном — жизнь будет мельчать и в конце концов кончится.

Свернуть
 
На Mat 7:9-11
"Which of you, if his son asks for bread, will give him a stone?
10 Or if he asks for a fish, will give him a snake?
11 If you, then, though you are evil, know how to give good gifts to your children, how much more will your Father in heaven give good gifts to those who ask him!
Свернуть
Как видно, готовность дать благо просящему оказывается отличительной особенностью Бога, на которую Иисус обращает внимание...  Читать далее

Как видно, готовность дать благо просящему оказывается отличительной особенностью Бога, на которую Иисус обращает внимание Своих слушателей. Конечно, о готовности со стороны Бога сделать для Своего народа (равно, впрочем, как и для отдельного человека) больше, чем народ заслуживает, говорил уже Осия. Единственное, что для этого требуется от народа, — обратиться к Богу и попросить прощения за совершённые грехи. И уже допленные пророки связывали с этой готовностью Бога к незаслуженным благодеяниям саму возможность — для народа ли, для отдельного ли человека — оправдания в день Суда. А Иисус, как видно, связывает с ней саму возможность Царства, как такового. Он говорит слушающим Его людям: вы в состоянии делать добрые дела для тех, кого любите, например, для собственных детей, хотя вообще добро вашей падшей природе противоположно. Но иногда конкретные отношения с конкретными (пусть и немногими) людьми вы в состоянии строить вопреки своей природе. А для Бога хорошее отношение к каждому человеку — норма, Его природе делание добра не противоречит. С Ним достаточно лишь установить отношения, чтобы получить благо: ведь других, не благих отношений с Ним быть не может. А это, в свою очередь, открывает каждому дорогу в Царство: ведь полнота отношений с Отцом и со Христом, собственно, и приобщает человека к Царству. И Иисус свидетельствует, что Бог к таким отношениям готов всегда, так, что дело теперь только за человеком. Ему любить человека труда не составляет: ведь отношения любви — единственные органичные для Него отношения. А вот человеку для того, чтобы полюбить, всегда приходится перешагивать через себя, строить отношения с другим, будь то Бог или человек, вопреки собственной падшей природе. Но для человека дело упрощается тем фактом, что Бог всегда готов сделать Ему шаг навстречу. И даже не один шаг, а множество шагов в ответ на один, сделанный человеком, ищущим отношений с Богом и Царства.

Свернуть
 
На Mat 6:25-34
25 "Therefore I tell you, do not worry about your life, what you will eat or drink; or about your body, what you will wear. Is not life more important than food, and the body more important than clothes?
26 Look at the birds of the air; they do not sow or reap or store away in barns, and yet your heavenly Father feeds them. Are you not much more valuable than they?
27 Who of you by worrying can add a single hour to his life2 6:27 Or single cubit to his height ?
28 "And why do you worry about clothes? See how the lilies of the field grow. They do not labor or spin.
29 Yet I tell you that not even Solomon in all his splendor was dressed like one of these.
30 If that is how God clothes the grass of the field, which is here today and tomorrow is thrown into the fire, will he not much more clothe you, O you of little faith?
31 So do not worry, saying, 'What shall we eat?' or 'What shall we drink?' or 'What shall we wear?'
32 For the pagans run after all these things, and your heavenly Father knows that you need them.
33 But seek first his kingdom and his righteousness, and all these things will be given to you as well.
34 Therefore do not worry about tomorrow, for tomorrow will worry about itself. Each day has enough trouble of its own.
Свернуть
Мы живем так, как будто мы сами обеспечиваем себе свою жизнь, хотя мы даже пришли в нее не сами. Мы проводим время...  Читать далее

Мы живем так, как будто мы сами обеспечиваем себе свою жизнь, хотя мы даже пришли в нее не сами. Мы проводим время в постоянных заботах, добывая себе жизнь, где только можем. Но, будучи существами не вечными, мы не можем обеспечить себе вечную жизнь. Иисус предлагает нам строить жизнь так, чтобы получать ее от Того, Кто вечен, для этого надо искать Его присутствия и водительства, то есть Его Царства. А еще надо стараться «вписаться» в это Царство, соответствовать ему, исполнять волю Небесного Царя — это и есть правда, праведность Царства Божия. Вновь, как и во всей Нагорной проповеди, Иисус обращает наше внимание не на наши дела и заботы, а на отношения с Богом, Которому мы так дороги, что Он готов взять на Себя все наши заботы, дав нам взамен жизнь полноценную, вечную.

Свернуть
 
На Mat 6:24-34
24 "No one can serve two masters. Either he will hate the one and love the other, or he will be devoted to the one and despise the other. You cannot serve both God and Money.
25 "Therefore I tell you, do not worry about your life, what you will eat or drink; or about your body, what you will wear. Is not life more important than food, and the body more important than clothes?
26 Look at the birds of the air; they do not sow or reap or store away in barns, and yet your heavenly Father feeds them. Are you not much more valuable than they?
27 Who of you by worrying can add a single hour to his life2 6:27 Or single cubit to his height ?
28 "And why do you worry about clothes? See how the lilies of the field grow. They do not labor or spin.
29 Yet I tell you that not even Solomon in all his splendor was dressed like one of these.
30 If that is how God clothes the grass of the field, which is here today and tomorrow is thrown into the fire, will he not much more clothe you, O you of little faith?
31 So do not worry, saying, 'What shall we eat?' or 'What shall we drink?' or 'What shall we wear?'
32 For the pagans run after all these things, and your heavenly Father knows that you need them.
33 But seek first his kingdom and his righteousness, and all these things will be given to you as well.
34 Therefore do not worry about tomorrow, for tomorrow will worry about itself. Each day has enough trouble of its own.
Свернуть
Эти слова у многих и вовсе не укладываются в сознании. Как же не заботиться, если как потопаешь, так и полопаешь?...  Читать далее

Эти слова у многих и вовсе не укладываются в сознании. Как же не заботиться, если как потопаешь, так и полопаешь? Да ведь и птицы небесные, хоть и не сеют и не жнут, но постоянно работают крыльями, добывая прокорм для себя и своих птенцов?

Между тем не заботиться вовсе не значит не трудиться. Речь здесь идёт о той подавляющей человека заботе, которая перестаёт быть разумной, превращая жизнь человека в сплошное беспокойство, мешающее воспринимать многочисленные дары Небесного Отца. Понятно наше стремление свести к минимуму неожиданные неприятности, но пытаясь продумать все предстоящие варианты мы рискуем превратиться в Умную Эльзу, лишившую себя настоящего из страха перед одним из вариантов будущего.

Но если мы надеемся на Бога больше, чем на собственные ограниченные усилия, то мы спокойно можем приступить к повседневным трудам, веря, что они не станут бессмысленной тратой сил. Сам Господь будет рядом с Нами в беде и в радости.

И не случайно этот отрывок завершается призывом искать Царства Божия и правды Его. Ведь это и есть то главное, к чему приложится и всё остальное.

Свернуть
 
На Mat 6:24-34
24 "No one can serve two masters. Either he will hate the one and love the other, or he will be devoted to the one and despise the other. You cannot serve both God and Money.
25 "Therefore I tell you, do not worry about your life, what you will eat or drink; or about your body, what you will wear. Is not life more important than food, and the body more important than clothes?
26 Look at the birds of the air; they do not sow or reap or store away in barns, and yet your heavenly Father feeds them. Are you not much more valuable than they?
27 Who of you by worrying can add a single hour to his life2 6:27 Or single cubit to his height ?
28 "And why do you worry about clothes? See how the lilies of the field grow. They do not labor or spin.
29 Yet I tell you that not even Solomon in all his splendor was dressed like one of these.
30 If that is how God clothes the grass of the field, which is here today and tomorrow is thrown into the fire, will he not much more clothe you, O you of little faith?
31 So do not worry, saying, 'What shall we eat?' or 'What shall we drink?' or 'What shall we wear?'
32 For the pagans run after all these things, and your heavenly Father knows that you need them.
33 But seek first his kingdom and his righteousness, and all these things will be given to you as well.
34 Therefore do not worry about tomorrow, for tomorrow will worry about itself. Each day has enough trouble of its own.
Свернуть
Говоря о заботе Отца Небесного о своем творении, Иисус призывает своих учеников посмотреть на мир, который...  Читать далее

Говоря о заботе Отца Небесного о своем творении, Иисус призывает своих учеников посмотреть на мир, который их окружает. Птицы, которым не надо заботится о запасах еды, растения, украшенные богаче царей, рост человека — все это свидетельствует о божественном промысле. Открывая красоту вселенной и постигая ее законы, человек исполняет завет Творца. Потому что, создав Адама, Господь дал ему власть над всем живым, доверил ему мир, и потому так важно, чтобы человек узнавал, как именно этот мир устроен. Удивительная красота и гармония, заложенная в природе, могут стать самым настоящим источником богопознания. И это знание напрямую касается нас, людей, это знание о том, что «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду».

Как часто мы пренебрегаем этим наблюдением за миром, которое дает так много возможностей благодарить и постигать Его. И предпочитаем узнавать всевозможные богословские истины, вместо того, чтобы просто посмотреть вокруг и увидеть лилию, птицу или просто осознать, как удивительно точно работает твой собственный организм. И не в этом ли один из способов поиска Царства Божия?

Свернуть
 
На Mat 6:22-33
22 "The eye is the lamp of the body. If your eyes are good, your whole body will be full of light.
23 But if your eyes are bad, your whole body will be full of darkness. If then the light within you is darkness, how great is that darkness!
24 "No one can serve two masters. Either he will hate the one and love the other, or he will be devoted to the one and despise the other. You cannot serve both God and Money.
25 "Therefore I tell you, do not worry about your life, what you will eat or drink; or about your body, what you will wear. Is not life more important than food, and the body more important than clothes?
26 Look at the birds of the air; they do not sow or reap or store away in barns, and yet your heavenly Father feeds them. Are you not much more valuable than they?
27 Who of you by worrying can add a single hour to his life2 6:27 Or single cubit to his height ?
28 "And why do you worry about clothes? See how the lilies of the field grow. They do not labor or spin.
29 Yet I tell you that not even Solomon in all his splendor was dressed like one of these.
30 If that is how God clothes the grass of the field, which is here today and tomorrow is thrown into the fire, will he not much more clothe you, O you of little faith?
31 So do not worry, saying, 'What shall we eat?' or 'What shall we drink?' or 'What shall we wear?'
32 For the pagans run after all these things, and your heavenly Father knows that you need them.
33 But seek first his kingdom and his righteousness, and all these things will be given to you as well.
Свернуть
Призывая доверять тому, что Бог знает все наши нужды и не оставит нас без попечения, Господь Иисус Христос открывает нам новое, почти неизвестное измерение нашей жизни...  Читать далее

Призывая доверять тому, что Бог знает все наши нужды и не оставит нас без попечения, Господь Иисус Христос открывает нам новое, почти неизвестное измерение нашей жизни. Мы так боимся остаться без необходимого, лишиться средств к существованию, что этот страх овладевает всем сердцем, и бедные здесь не в лучшем положении, чем богатые.

А Господь говорит о жизни, которая не замыкается только в материальном мире и не ограничивается только кратким сроком земной жизни. Поразительные слова Христа о том, как Небесный Отец питает птиц и одевает полевые цветы, открывают осмысленность и красоту мира, в котором Бог поселил нас.

И эти слова Христа ставят нас перед выбором: что составляет цель нашей жизни. Важно, что выбирая Бога и Его Царство, мы ничего не теряем, потому что «все остальное приложится вам». Выбирая же сиюминутное благополучие, мы рискуем потерять нечто бесконечно ценное и невосполнимое.

Свернуть
 
На Mat 6:22-33
22 "The eye is the lamp of the body. If your eyes are good, your whole body will be full of light.
23 But if your eyes are bad, your whole body will be full of darkness. If then the light within you is darkness, how great is that darkness!
24 "No one can serve two masters. Either he will hate the one and love the other, or he will be devoted to the one and despise the other. You cannot serve both God and Money.
25 "Therefore I tell you, do not worry about your life, what you will eat or drink; or about your body, what you will wear. Is not life more important than food, and the body more important than clothes?
26 Look at the birds of the air; they do not sow or reap or store away in barns, and yet your heavenly Father feeds them. Are you not much more valuable than they?
27 Who of you by worrying can add a single hour to his life2 6:27 Or single cubit to his height ?
28 "And why do you worry about clothes? See how the lilies of the field grow. They do not labor or spin.
29 Yet I tell you that not even Solomon in all his splendor was dressed like one of these.
30 If that is how God clothes the grass of the field, which is here today and tomorrow is thrown into the fire, will he not much more clothe you, O you of little faith?
31 So do not worry, saying, 'What shall we eat?' or 'What shall we drink?' or 'What shall we wear?'
32 For the pagans run after all these things, and your heavenly Father knows that you need them.
33 But seek first his kingdom and his righteousness, and all these things will be given to you as well.
Свернуть
Слова Христа о невозможности служить двум господам и Его призыв не заботиться о завтрашнем дне нередко понимают в том смысле, что христиане не нуждаются ни в чём из того, что может...  Читать далее

Слова Христа о невозможности служить двум господам и Его призыв не заботиться о завтрашнем дне нередко понимают в том смысле, что христиане не нуждаются ни в чём из того, что может предложить человеку наш непреображённый мир, и что им не нужны ни еда, ни одежда. Между тем, Иисус не говорит ничего подобного. Он говорит лишь о том, чтобы правильно расставить духовные и жизненные приоритеты. С чего начинать: с Царства или с вопросов о еде и об одежде? Для Иисуса ответ очевиден: вначале Царство, а уж потом всё остальное. Казалось бы, для христианина тут не может быть никаких вопросов. На вопрос, живём ли мы, чтобы есть, или едим, чтобы жить, всякий христианин может дать только один ответ. Но что означает в таком контексте призыв не заботиться о завтрашнем дне? Не делать запасов? Но что, если, не сделав их, не переживёшь зиму? В конце концов, иногда подумать о завтрашнем дне накануне есть смысл именно потому, что иначе, когда завтрашний день настанет, придётся думать больше о еде, чем о Царстве. Дело, по-видимому, всё же в другом, ведь, по смыслу соответствующего греческого слова, речь идёт не о том, чтобы подумать заранее о том, о чём именно заранее и надо думать. Речь о другом: о заботе, которая довлеет над человеком, овладевает им настолько, что ни о чём другом он уже не в состоянии и думать. В пределе такая забота может довести человека до уныния и до отчаяния, мысли о будущем могут стать для него настоящим кошмаром, будущие возможные (а часто и невозможные) проблемы начинают отравлять всю его жизнь, не будущую, а настоящую. Но самое страшное даже не в том, что ни о какой нормальной духовной жизни в таком состоянии говорить не приходится, а о том, что оно напрочь отрезает человека от Царства. Забота о мире сем полностью заслоняет Царство от человека, мучимого мнимыми кошмарами завтрашнего дня, и он, формально ни от чего не отказываясь, оказывается совершенно не в состоянии не только сделать хотя бы шаг к Царству, но даже вспомнить о нём. И так, в заботах об иллюзорных проблемах, теряет спасение и жизнь.

Свернуть
 
На Mat 6:22-33
22 "The eye is the lamp of the body. If your eyes are good, your whole body will be full of light.
23 But if your eyes are bad, your whole body will be full of darkness. If then the light within you is darkness, how great is that darkness!
24 "No one can serve two masters. Either he will hate the one and love the other, or he will be devoted to the one and despise the other. You cannot serve both God and Money.
25 "Therefore I tell you, do not worry about your life, what you will eat or drink; or about your body, what you will wear. Is not life more important than food, and the body more important than clothes?
26 Look at the birds of the air; they do not sow or reap or store away in barns, and yet your heavenly Father feeds them. Are you not much more valuable than they?
27 Who of you by worrying can add a single hour to his life2 6:27 Or single cubit to his height ?
28 "And why do you worry about clothes? See how the lilies of the field grow. They do not labor or spin.
29 Yet I tell you that not even Solomon in all his splendor was dressed like one of these.
30 If that is how God clothes the grass of the field, which is here today and tomorrow is thrown into the fire, will he not much more clothe you, O you of little faith?
31 So do not worry, saying, 'What shall we eat?' or 'What shall we drink?' or 'What shall we wear?'
32 For the pagans run after all these things, and your heavenly Father knows that you need them.
33 But seek first his kingdom and his righteousness, and all these things will be given to you as well.
Свернуть
Вспомним слова пророка. «Так говорит Господь: какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились, и не сказали«...  Читать далее

Вспомним слова пророка. «Так говорит Господь: какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились, и не сказали: «где Господь, Который вывел нас из земли Египетской, вел нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек?»» (Иер 2:5-6). Господь всегда нас питает, а мы неблагодарно забываем об этом, видимо, относя все за счет собственных усилий. Но пустыня, действительно, могла бы быть образом нашей жизни, если бы не то, что дает Господь, щедрый Господь, Господь любящий. Хотя почему «могла бы»? - она и есть, ибо наша жизнь – это исход из рабства греху в землю обетованную, «из нея же течет мед и млеко». Но как тогда, могут сказать некоторые, объяснить, что люди бесчинные, люди безбожные имеют все то, чего нам так не хватает, и имеют в избытке? Потому что самый этот избыток идет им во вред, лишает их того бесценного, что есть у нас: радости духовной, радости совершенной, радости быть нищим Христа ради. И этой радости никто не может отнять, ибо нет ничего, что разлучит нас с Господом. Все земное можно отнять. Но «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 8:38, 39)

Свернуть
 
На Mat 6:22-33
22 "The eye is the lamp of the body. If your eyes are good, your whole body will be full of light.
23 But if your eyes are bad, your whole body will be full of darkness. If then the light within you is darkness, how great is that darkness!
24 "No one can serve two masters. Either he will hate the one and love the other, or he will be devoted to the one and despise the other. You cannot serve both God and Money.
25 "Therefore I tell you, do not worry about your life, what you will eat or drink; or about your body, what you will wear. Is not life more important than food, and the body more important than clothes?
26 Look at the birds of the air; they do not sow or reap or store away in barns, and yet your heavenly Father feeds them. Are you not much more valuable than they?
27 Who of you by worrying can add a single hour to his life2 6:27 Or single cubit to his height ?
28 "And why do you worry about clothes? See how the lilies of the field grow. They do not labor or spin.
29 Yet I tell you that not even Solomon in all his splendor was dressed like one of these.
30 If that is how God clothes the grass of the field, which is here today and tomorrow is thrown into the fire, will he not much more clothe you, O you of little faith?
31 So do not worry, saying, 'What shall we eat?' or 'What shall we drink?' or 'What shall we wear?'
32 For the pagans run after all these things, and your heavenly Father knows that you need them.
33 But seek first his kingdom and his righteousness, and all these things will be given to you as well.
Свернуть
Порой максимализм Евангелия просто поражает. Как можно — не заботиться о том, что пить, что есть и во что одеваться? Разве это кому-нибудь по силам? Разве это вообще имеет хоть какое-то отношение к реальности?..  Читать далее

Порой максимализм Евангелия просто поражает. Как можно — не заботиться о том, что пить, что есть и во что одеваться? Разве это кому-нибудь по силам? Разве это вообще имеет хоть какое-то отношение к реальности? Разве Бог, предлагающий людям такое, это любящий Бог? Господь, как известно, не по силам испытаний не дает (см. 1 Кор. 10:13). И если Он предлагает нам искать прежде Его Царства, не занимая себя поисками остального, и обещает нам «приложить» все, в чем мы будем нуждаться, то Он именно это и имеет в виду.

А дальше уже многое зависит от нас — от того, действительно ли мы ищем Бога и Его правду? Действительно ли мы готовы «по-честному» поставить Его на первое место, не смотря по сторонам? А то ведь получится как с Петром (Мф. 14:25-32) — мы ни на Бога смотреть не будем, ни в сторону толком не взглянем, потому что тонуть начнем (воды ведь — т.е. того, о чем можно заботиться, чего можно бояться — вокруг всегда много!)…

Конечно, Бог не хочет оставить нас совсем без удовлетворения элементарных потребностей. Ему просто «обидно», когда они начинают затмевать Его. А ведь это происходит очень быстро! Поэтому Он ставит акцент именно на том, что нужно быть готовым остаться совсем безо всего и довериться Ему, Его заботе о нас. А Он уже усмотрит, что для нас лучше, в чем мы «имеем нужду» и что действительно приведет нас ко спасению и счастью.

Свернуть
 
На Mat 6:16-34
16 "When you fast, do not look somber as the hypocrites do, for they disfigure their faces to show men they are fasting. I tell you the truth, they have received their reward in full.
17 But when you fast, put oil on your head and wash your face,
18 so that it will not be obvious to men that you are fasting, but only to your Father, who is unseen; and your Father, who sees what is done in secret, will reward you.
19 "Do not store up for yourselves treasures on earth, where moth and rust destroy, and where thieves break in and steal.
20 But store up for yourselves treasures in heaven, where moth and rust do not destroy, and where thieves do not break in and steal.
21 For where your treasure is, there your heart will be also.
22 "The eye is the lamp of the body. If your eyes are good, your whole body will be full of light.
23 But if your eyes are bad, your whole body will be full of darkness. If then the light within you is darkness, how great is that darkness!
24 "No one can serve two masters. Either he will hate the one and love the other, or he will be devoted to the one and despise the other. You cannot serve both God and Money.
25 "Therefore I tell you, do not worry about your life, what you will eat or drink; or about your body, what you will wear. Is not life more important than food, and the body more important than clothes?
26 Look at the birds of the air; they do not sow or reap or store away in barns, and yet your heavenly Father feeds them. Are you not much more valuable than they?
27 Who of you by worrying can add a single hour to his life2 6:27 Or single cubit to his height ?
28 "And why do you worry about clothes? See how the lilies of the field grow. They do not labor or spin.
29 Yet I tell you that not even Solomon in all his splendor was dressed like one of these.
30 If that is how God clothes the grass of the field, which is here today and tomorrow is thrown into the fire, will he not much more clothe you, O you of little faith?
31 So do not worry, saying, 'What shall we eat?' or 'What shall we drink?' or 'What shall we wear?'
32 For the pagans run after all these things, and your heavenly Father knows that you need them.
33 But seek first his kingdom and his righteousness, and all these things will be given to you as well.
34 Therefore do not worry about tomorrow, for tomorrow will worry about itself. Each day has enough trouble of its own.
Свернуть
Сегодняшнее чтение, на первый взгляд, призывает нас к полной беззаботности, если не к безответственности. В самом...  Читать далее

Сегодняшнее чтение, на первый взгляд, призывает нас к полной беззаботности, если не к безответственности. В самом деле, если не думать о завтрашних проблемах и не заботиться о завтрашнем дне (ст. 25 – 32), не приведёт ли это к тому, что встанут все дела, не только человеческие, но и Божии? Ведь и Божии дела в нашем мире делаются чаще всего человеческими руками. Но при более внимательном прочтении всё оказывается не столь однозначно. В самом деле, речь ведь не идёт о том, чтобы последователи Христа жили, как бесплотные ангелы, не имея отношения ни к чему земному. Иисус просто советует правильно расставить приоритеты: вначале Царство, а затем всё остальное, чего обычно ищут язычники и что ученики Иисуса получают как приложение к Царству (ст. 31 – 33). В этом контексте понятной становится и фраза о двух господах (ст. 24): в жизни приходится порой заниматься самыми разными делами, однако, если приоритеты расставлены верно, никакие дела на заслонят Царства. Но как не ошибиться, расставляя приоритеты? Здесь, очевидно, помочь может лишь то, что Иисус называет «чистым оком» (ст. 22). Не случайно слова о «чистом оке» следуют сразу же за словами о сокровищах и о сердце (ст. 19 – 22): ведь сердце в Библии обозначает то духовное «я» человека, которое и является центром человеческой личности. Именно здесь, в сердце, на уровне духовного «я» делается выбор и принимаются решения. И эти решения определяют, чем и как человек будет жить, что он изберёт для себя: небо или землю. А от выбора зависит и та система ценностей, которой человек будет руководствоваться в жизни. Она-то, собственно, и составляет наряду с духовным «я» ядро человеческой личности: ведь именно система ценностей определяет, какой выбор мы сделаем и на что будет направлена наша воля. А здесь уже всё зависит от цельности и последовательности нашей ценностной системы, которая определяет и «чистоту ока»: ведь она зависит от качества духовной жизни, от состояния духовного ядра нашей личности. «Чистое око» же в свою очередь даёт возможность расставить приоритеты так, чтобы Царство было на первом месте и чтобы его ничто не заслоняло.

Свернуть
 
На Mat 6:16-34
16 "When you fast, do not look somber as the hypocrites do, for they disfigure their faces to show men they are fasting. I tell you the truth, they have received their reward in full.
17 But when you fast, put oil on your head and wash your face,
18 so that it will not be obvious to men that you are fasting, but only to your Father, who is unseen; and your Father, who sees what is done in secret, will reward you.
19 "Do not store up for yourselves treasures on earth, where moth and rust destroy, and where thieves break in and steal.
20 But store up for yourselves treasures in heaven, where moth and rust do not destroy, and where thieves do not break in and steal.
21 For where your treasure is, there your heart will be also.
22 "The eye is the lamp of the body. If your eyes are good, your whole body will be full of light.
23 But if your eyes are bad, your whole body will be full of darkness. If then the light within you is darkness, how great is that darkness!
24 "No one can serve two masters. Either he will hate the one and love the other, or he will be devoted to the one and despise the other. You cannot serve both God and Money.
25 "Therefore I tell you, do not worry about your life, what you will eat or drink; or about your body, what you will wear. Is not life more important than food, and the body more important than clothes?
26 Look at the birds of the air; they do not sow or reap or store away in barns, and yet your heavenly Father feeds them. Are you not much more valuable than they?
27 Who of you by worrying can add a single hour to his life2 6:27 Or single cubit to his height ?
28 "And why do you worry about clothes? See how the lilies of the field grow. They do not labor or spin.
29 Yet I tell you that not even Solomon in all his splendor was dressed like one of these.
30 If that is how God clothes the grass of the field, which is here today and tomorrow is thrown into the fire, will he not much more clothe you, O you of little faith?
31 So do not worry, saying, 'What shall we eat?' or 'What shall we drink?' or 'What shall we wear?'
32 For the pagans run after all these things, and your heavenly Father knows that you need them.
33 But seek first his kingdom and his righteousness, and all these things will be given to you as well.
34 Therefore do not worry about tomorrow, for tomorrow will worry about itself. Each day has enough trouble of its own.
Свернуть
Непонятное для нас слово «маммона», собственно, означает «твердыня», то, на что можно положиться, источник надежды...  Читать далее

Непонятное для нас слово «маммона», собственно, означает «твердыня», то, на что можно положиться, источник надежды. Конечно, Господь понимает, что всем нужно есть, пить, одеваться, зарабатывать и так далее, но Он говорит, что в жизни человека не может быть две надежды, два сокровища, две цели. Он приводит в пример маленьких птичек и полевые цветы, чтобы показать, что можно быть свободным, счастливым, красивым, надеясь не на «сокровище на земле», а на Бога. Более того, эта красота чище, эта свобода яснее, чем все, что может предоставить нам «злоба дня». И речь идет не о бегстве от жизни, не о безответственности и «халяве», а об обращении к самому ценному и самому осмысленному жизненному содержанию — к Богу, Который (совершенно точно) удивительнее любого сокровища.

Свернуть
 
На Mat 7:7-12
"Ask and it will be given to you; seek and you will find; knock and the door will be opened to you.
For everyone who asks receives; he who seeks finds; and to him who knocks, the door will be opened.
"Which of you, if his son asks for bread, will give him a stone?
10 Or if he asks for a fish, will give him a snake?
11 If you, then, though you are evil, know how to give good gifts to your children, how much more will your Father in heaven give good gifts to those who ask him!
12 So in everything, do to others what you would have them do to you, for this sums up the Law and the Prophets.
Свернуть
«В этом закон и пророки»... То есть все ветхозаветное учение Иисус сводит к короткой...  Читать далее

«В этом закон и пророки»... То есть все ветхозаветное учение Иисус сводит к короткой фразе, несколько измененному Им древнему изречению, известному как «золотое правило этики». Как Он его изменяет? Он переводит его из негативной формы («не делай...») в позитивную, и это очень важно. Как часто люди полагают, что религия — это опиум народа, что христианство — это удобная психологическая ниша, в которой можно спрятаться от проблем окружающего мира. Подчас так думают и сами христиане, поэтому, наверное, в советские времена так распространено было среди «подпольных» христиан аутсайдерство. Но Иисус задает гораздо более высокий уровень требований к себе. «Не может укрыться город, стоящий на верху горы», христианская позиция в мире — позиция действия, преображения этого мира, а не бегства из него. Но, конечно, не всякое действие будет верным. Господь считает, что всякий человек все-таки себя любит, и Он предлагает нам совершать поступки по отношению к другим людям, исходя из того же мотива — любви.

Свернуть
 
На Mat 7:7-12
"Ask and it will be given to you; seek and you will find; knock and the door will be opened to you.
For everyone who asks receives; he who seeks finds; and to him who knocks, the door will be opened.
"Which of you, if his son asks for bread, will give him a stone?
10 Or if he asks for a fish, will give him a snake?
11 If you, then, though you are evil, know how to give good gifts to your children, how much more will your Father in heaven give good gifts to those who ask him!
12 So in everything, do to others what you would have them do to you, for this sums up the Law and the Prophets.
Свернуть
Христос предлагает нам просить у Отца Небесного обо всём, что нам нужно. Уже одно это не сразу укладывается в голове...  Читать далее

Христос предлагает нам просить у Отца Небесного обо всём, что нам нужно. Уже одно это не сразу укладывается в голове — да может ли такое быть, и так-таки по любому поводу мы можем Его беспокоить? Но ещё больше поражает, кому Христом предложено просить — нам, тем самым людям, которых Он же назвал злыми. Но потому и просит нас Господь раскрыть потенциал милосердия, живущий в нас невзирая на всю нашу чёрствость, что Он Сам нас любит. И если щедрость Отца Небесного противопоставлена нашей человеческой ограниченности, то мы, просящие, и те, кто просит у нас, оказываемся в одинаковом положении.

Вроде бы нетрудно увидеть себя на месте другого, но и на это нас часто не хватает. Между тем уже давно замечено, что известный нравственный принцип, именуемый «золотым правилом», Христос формулирует несколько иначе, чем до Него. Если многие древние мудрецы учили не делать другому того, что не хочется для себя, то Христос предлагает вести себя более активно и того, чего хочется для себя, делать и для ближнего.

А это значит, что Евангелие предлагает нам не ограничиваться недеянием зла со сложенными руками, оно — призыв к активности.

Свернуть
 
На Mat 7:6-14
"Do not give dogs what is sacred; do not throw your pearls to pigs. If you do, they may trample them under their feet, and then turn and tear you to pieces.
"Ask and it will be given to you; seek and you will find; knock and the door will be opened to you.
For everyone who asks receives; he who seeks finds; and to him who knocks, the door will be opened.
"Which of you, if his son asks for bread, will give him a stone?
10 Or if he asks for a fish, will give him a snake?
11 If you, then, though you are evil, know how to give good gifts to your children, how much more will your Father in heaven give good gifts to those who ask him!
12 So in everything, do to others what you would have them do to you, for this sums up the Law and the Prophets.
13 "Enter through the narrow gate. For wide is the gate and broad is the road that leads to destruction, and many enter through it.
14 But small is the gate and narrow the road that leads to life, and only a few find it.
Свернуть
Как просто быть праведником, как просто войти в обитель Отца...  Читать далее

Как просто быть праведником, как просто войти в обитель Отца — все написано в Пс. 14(15)! Только почему-то предыдущий псалом утверждает: «Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного». И Иисус, дав очень простое «золотое правило этики» (Мф. 7:12), сразу же после этого добавляет, что путь узок, и немногие находят его. Видимо, простота эта обманчива, эти слова «просто» произносятся только Богом, для Которого праведность — естественное состояние. Но если эти слова подхвачены, переданы, приняты с верой, то и спасение оказывается возможным, и праведность достижимой.

Свернуть
 
На Mat 7:1-12
"Do not judge, or you too will be judged.
For in the same way you judge others, you will be judged, and with the measure you use, it will be measured to you.
"Why do you look at the speck of sawdust in your brother's eye and pay no attention to the plank in your own eye?
How can you say to your brother, 'Let me take the speck out of your eye,' when all the time there is a plank in your own eye?
You hypocrite, first take the plank out of your own eye, and then you will see clearly to remove the speck from your brother's eye.
"Do not give dogs what is sacred; do not throw your pearls to pigs. If you do, they may trample them under their feet, and then turn and tear you to pieces.
"Ask and it will be given to you; seek and you will find; knock and the door will be opened to you.
For everyone who asks receives; he who seeks finds; and to him who knocks, the door will be opened.
"Which of you, if his son asks for bread, will give him a stone?
10 Or if he asks for a fish, will give him a snake?
11 If you, then, though you are evil, know how to give good gifts to your children, how much more will your Father in heaven give good gifts to those who ask him!
12 So in everything, do to others what you would have them do to you, for this sums up the Law and the Prophets.
Свернуть
Сегодняшнее чтение посвящено двум темам, напрямую между собой, казалось бы, не связанным. С одной стороны, речь...  Читать далее

Сегодняшнее чтение посвящено двум темам, напрямую между собой, казалось бы, не связанным. С одной стороны, речь идёт о суде и о том, что последователям Христа лучше было бы не выступать в роли судьи (ст. 1 – 5). С другой стороны, Иисус прямо советует Своим ученикам просить у Отца всего, в чём у них может возникнуть нужда (ст. 7 – 11). А предваряют этот совет слова о бережном отношении к святыне (ст. 6). На первый взгляд, речь идёт о вещах совершенно разных; но если вдуматься, можно заметить, что и здесь Иисус снова говорит о Царстве. В самом деле, ведь если и возможно человеку «не судить», то только и именно в Царстве. В нашем падшем мире любая оценка почти автоматически становится не только суждением, которое нам разрешено, но и осуждением, которое запрещено. А оценка без осуждения возможна лишь в Царстве, где иной оказывается сама среда, внутри которой происходит общение. В такой среде можно сравнивать себя с другими, не выясняя при этом, чья ступенька на иерархической лестнице выше. И не потому, что все в Царстве вдруг становятся одинаковыми, а потому, что сама лестница там теряет своё значение. В полноте Царства каждый обретает свою собственную полноту, данную ему Богом, и тогда столь привычное нам в нашем мире сравнение становится бессмысленным. Но как добиться такого видения в нашем падшем мире? Очевидно, лишь сохраняя то Царство, которое даётся каждому последователю Христа уже сейчас, в этом мире. Не случайно напоминает Спаситель о необходимости хранить святыню в чистоте, не оскверняя её ничем нечистым (ст. 6). «Псы» и «свиньи» упоминаются здесь не случайно: речь идёт о нечистых животных, которые в Библии нередко становятся символом нечистоты как таковой. И призыв относиться к людям так, как мы хотели бы, чтобы они относились к нам (ст. 12), тоже напоминает о Царстве. Казалось бы, перед нами всего лишь хорошо известное «золотое правило» этики, но это всё же не совсем так: ведь речь идёт не о том, чтобы относиться к людям так же, как они относятся к нам, а относиться к ним так, как мы бы хотели, чтобы они к нам относились. В таком случае становится очевидно, что относиться к людям мы можем только с любовью и, уж конечно, без осуждения: ведь едва ли найдётся кто-нибудь, кто не хотел бы, чтобы его любили, или хотел бы, чтобы его осуждали, даже если этот кто-то и понимает, что любить его особо не за что, а осуждать как раз есть за что. Тут-то и становится понятно, что в нашем падшем мире такое невозможно. Но невозможное здесь становится возможным в Царстве. Если же мы относимся к ближним именно так, как заповедал нам Иисус, значит, Царство уже стало для нас реальностью, а тогда и просить мы можем так, как просят в Царстве, где Бог даёт не меря. И дело не в том, что, пока мы здесь, Он не может нам дать всего, что мог бы дать там. Просто в Царстве, научившись отдавать без остатка и в полноте, мы и принимать тоже научимся в полноте. Так, как отдают и принимают в Царстве.

Свернуть
 
На Mat 7:1-12
"Do not judge, or you too will be judged.
For in the same way you judge others, you will be judged, and with the measure you use, it will be measured to you.
"Why do you look at the speck of sawdust in your brother's eye and pay no attention to the plank in your own eye?
How can you say to your brother, 'Let me take the speck out of your eye,' when all the time there is a plank in your own eye?
You hypocrite, first take the plank out of your own eye, and then you will see clearly to remove the speck from your brother's eye.
"Do not give dogs what is sacred; do not throw your pearls to pigs. If you do, they may trample them under their feet, and then turn and tear you to pieces.
"Ask and it will be given to you; seek and you will find; knock and the door will be opened to you.
For everyone who asks receives; he who seeks finds; and to him who knocks, the door will be opened.
"Which of you, if his son asks for bread, will give him a stone?
10 Or if he asks for a fish, will give him a snake?
11 If you, then, though you are evil, know how to give good gifts to your children, how much more will your Father in heaven give good gifts to those who ask him!
12 So in everything, do to others what you would have them do to you, for this sums up the Law and the Prophets.
Свернуть
Здесь нам ещё раз предлагается выйти из плена собственного эгоцентризма. Как легко упиваться собственной...  Читать далее

Здесь нам ещё раз предлагается выйти из плена собственного эгоцентризма. Как легко упиваться собственной ограниченностью, считать свои суждения о людях, да и вообще об окружающем мире непогрешимыми.

Но вот Иисус даёт нам увидеть ограниченность нашего кругозора. И хотя понять другого человека бывает очень трудно, но именно увидев границы собственного понимания мы начинаем их преодолевать, а значит, приближаться к пониманию других людей. А потом мы оказываемся на месте того, кого недавно судили, и начинаем понимать другого человека ещё лучше...

Слова о сучке и бревне нам знакомы с детства, на наше счастье, эта евангельская мудрость оказалась одной из тех, которую признавали даже многие заядлые безбожники. Правда, велик соблазн шпынять ближнего: «а у тебя-то бревно торчит», но по сути здесь не возразишь.

Труднее заметить, что сразу же за этими словами идёт предупреждение о недопустимости давать святыни псам, а жемчуга свиньям. (Вспомним, кстати, что бесценной жемчужине в другом месте Евангелия уподоблено Царство Божие). Что объединяет эти речения?

Похоже, что здесь Иисус предупреждает нас об опасности скоропалительного стремления учительствовать. Ведь даже проповедь истины можно превратить в способ самоутверждения, когда любование своим красноречием заслоняет от оратора тех, к кому он обращается.

Но не стоит тешить себя иллюзиями, даже выглядящими внешне благочестиво. Реальность обязательно прорвётся сквозь иллюзии, и хорошо ещё, если обойдётся без трагедий.

Свернуть
 
На Mat 7:1-12
"Do not judge, or you too will be judged.
For in the same way you judge others, you will be judged, and with the measure you use, it will be measured to you.
"Why do you look at the speck of sawdust in your brother's eye and pay no attention to the plank in your own eye?
How can you say to your brother, 'Let me take the speck out of your eye,' when all the time there is a plank in your own eye?
You hypocrite, first take the plank out of your own eye, and then you will see clearly to remove the speck from your brother's eye.
"Do not give dogs what is sacred; do not throw your pearls to pigs. If you do, they may trample them under their feet, and then turn and tear you to pieces.
"Ask and it will be given to you; seek and you will find; knock and the door will be opened to you.
For everyone who asks receives; he who seeks finds; and to him who knocks, the door will be opened.
"Which of you, if his son asks for bread, will give him a stone?
10 Or if he asks for a fish, will give him a snake?
11 If you, then, though you are evil, know how to give good gifts to your children, how much more will your Father in heaven give good gifts to those who ask him!
12 So in everything, do to others what you would have them do to you, for this sums up the Law and the Prophets.
Свернуть
Надеяться на Божью помощь — это так же естественно, как естественно для ребенка ожидать заботы от родителей...  Читать далее

Надеяться на Божью помощь — это так же естественно, как естественно для ребенка ожидать заботы от родителей; если вы не можете обмануть своего ребенка, то как может Небесный Отец подвести Своих детей?... Эти слова произносились не для «наивных верующих», не знающих жизни, а для вполне нормальных людей, которые знали, что не все так просто, что Бог не всегда отвечает на молитву, что есть на свете и голод, и болезнь, и смерть. Так что же это — еще одна религиозная идея, опиум для народа, или, все-таки, правда? А если правда, то как ее понимать? Кажется, что понимать это можно только в контексте радостной Вести о том, что Владыка вселенной становится для учеников Иисуса Отцом. Ведь одно дело — уметь принимать с благодарностью из руки Хозяина добро и зло, страдания и радость, а другое — знать, что любящий Отец всегда, в любых обстоятельствах будет вернее и ближе самых близких из людей...

Свернуть
 
На Mat 7:1-12
"Do not judge, or you too will be judged.
For in the same way you judge others, you will be judged, and with the measure you use, it will be measured to you.
"Why do you look at the speck of sawdust in your brother's eye and pay no attention to the plank in your own eye?
How can you say to your brother, 'Let me take the speck out of your eye,' when all the time there is a plank in your own eye?
You hypocrite, first take the plank out of your own eye, and then you will see clearly to remove the speck from your brother's eye.
"Do not give dogs what is sacred; do not throw your pearls to pigs. If you do, they may trample them under their feet, and then turn and tear you to pieces.
"Ask and it will be given to you; seek and you will find; knock and the door will be opened to you.
For everyone who asks receives; he who seeks finds; and to him who knocks, the door will be opened.
"Which of you, if his son asks for bread, will give him a stone?
10 Or if he asks for a fish, will give him a snake?
11 If you, then, though you are evil, know how to give good gifts to your children, how much more will your Father in heaven give good gifts to those who ask him!
12 So in everything, do to others what you would have them do to you, for this sums up the Law and the Prophets.
Свернуть
В сегодняшнем чтении есть несколько смысловых отрывков. Пожалуй, первый из них (ст. 1-5) по смыслу наиболее ясен...  Читать далее

В сегодняшнем чтении есть несколько смысловых отрывков. Пожалуй, первый из них (ст. 1-5) по смыслу наиболее ясен (хотя и труднее всего для исполнения!). Стих 6 дает пример довольно типичного для устной речи стилистического приема, который называется «хиазм», когда когда фраза строится по модели «ABba». В нашем случае «попрали ногами» — это свиньи, а «обратившись, растерзали» — это псы. Но о чем это все? Неужели мы должны кого-то считать псами и свиньями (напомню, что и те, и другие считались нечистыми животными)? Вряд ли! Предыдущие стихи не позволяют. Наверное, речь идет о том, что даже самые объективно хорошие вещи (предметы, идеи) не обязательно оказываются субъективно хорошими в конкретных ситуациях, и поэтому нужна мудрость в пользовании ими. Следующий отрывок (ст. 7-11) не просто побуждает нас к настойчивой молитве, но и уверяет в том, что Отец Небесный всегда отвечает на нее, причем тем, что «дает блага». В другом Евангелии в этом месте сказано «даст Духа Святого» (Который, конечно, и есть предельное «благо»). То есть ответ от Бога может быть «не совсем» таким, каким мы его ожидаем.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).