Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Деян 1:1-12

1 В первом моем повествовании я поведал тебе, Феофил*Речь идет о Евангелии по Луке. См. в Словаре Евангелие., обо всем, что совершал Иисус и чему учил Он c самого начала, 2 вплоть до дня Его вознесения, когда избранные Им апостолы*См. в Словаре Апостол. через Святого Духа получили от Него последние повеления. 3 После крестных мук Своих Иисус предстал пред ними живым и дал им возможность удостовериться в этом*Букв.: показал Себя живымсо многими доказательствами.: сорок дней Он являлся им и говорил о Царстве Божием.
4 И однажды, встретившись с апостолами*Букв.: собравшись / будучи с ними; друг. возм. пер.: во время трапезы., Иисус повелел им не отлучаться из Иерусалима, а ждать там обещанного Отцом, добавив: «Вы слышали от Меня об этом обещании. 5 Ведь Иоанн крестил водою, а вы уже через несколько дней будете крещены Духом Святым».
6 Собравшись в следующий раз, апостолы спросили Его: «Господи, не теперь ли восстановишь Ты царство народа израильского?» 7 Он же сказал им: «Вы не можете знать времена и сроки, которые Отец установил Своей властью. 8 Но вы обретете силу, когда снизойдет на вас Святой Дух, и станете свидетельствовать обо Мне*Букв.: будете Моими (в некот. рукописях: Мне) свидетелями. и в Иерусалиме, и [по] всей Иудее, и в Самарии, и даже до концов земли».
9 После этих слов прямо у них на глазах Он был вознесен, и облако скрыло Его из виду. 10 И когда они во время Его вознесения продолжали пристально смотреть на небо, вдруг предстали перед ними двое в белых одеждах*Так в Священном Писании нередко говорится об ангелах. 11 и сказали: «Галилеяне! Что стоите вы здесь и смотрите на небо? Этот Иисус, ныне взятый от вас на небо, вернется точно таким же образом, как только что покинул вас*Букв.: как вы видели Его восходящим на небо.
12 Тогда ученики возвратились в Иерусалим с горы, которая называлась МасличнойИли: Елеонской. и находилась недалеко от города, всего лишь на расстоянии субботнего путиРасстояние около 1 км, которое иудею позволялось пройти в субботу..
Свернуть

Часто ли бывает так, что мы, как «мужи Галилейские» просто стоим и смотрим? Мы под впечатлением. Может, быть от встречи с Богом. А может, от встречи с каким-то человеком, может, еще от чего… Что-то поразило нас до глубины души, хочется подольше сохранить в себе это чувство. Как сказал один небезызвестный литературный герой, «остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Нам кажется, что тут, где произошла эта встреча, тут и надо быть — ведь здесь я могу встретить Бога! Но Бог не хочет, чтобы мы стояли и караулили следующего Его появления на том же месте. К ученикам, «застрявшим» на месте Его Вознесения, Господь посылает ангелов, чтобы объяснить, что Он их видит и ждет совсем не здесь. Нужно идти дальше, нужно исполнять Его поручение, нужно делиться тем, что Он дает в этой встрече, не пытаясь оставить все себе. С Богом очень верен принцип «Когда ты думаешь, что ты стоишь на месте, — ты падаешь». Он хочет от нас движения. Движения туда, куда зовет нас Он Сам. Туда, куда ведет нас Его Дух. Без сожаления об оставленном месте встречи, но «с великою радостью» (см. Лк. 24:52).

Другие мысли вслух

 
На Деян 1:1-11
1 В первом моем повествовании я поведал тебе, Феофил*Речь идет о Евангелии по Луке. См. в Словаре Евангелие., обо всем, что совершал Иисус и чему учил Он c самого начала, 2 вплоть до дня Его вознесения, когда избранные Им апостолы*См. в Словаре Апостол. через Святого Духа получили от Него последние повеления. 3 После крестных мук Своих Иисус предстал пред ними живым и дал им возможность удостовериться в этом*Букв.: показал Себя живымсо многими доказательствами.: сорок дней Он являлся им и говорил о Царстве Божием.
4 И однажды, встретившись с апостолами*Букв.: собравшись / будучи с ними; друг. возм. пер.: во время трапезы., Иисус повелел им не отлучаться из Иерусалима, а ждать там обещанного Отцом, добавив: «Вы слышали от Меня об этом обещании. 5 Ведь Иоанн крестил водою, а вы уже через несколько дней будете крещены Духом Святым».
6 Собравшись в следующий раз, апостолы спросили Его: «Господи, не теперь ли восстановишь Ты царство народа израильского?» 7 Он же сказал им: «Вы не можете знать времена и сроки, которые Отец установил Своей властью. 8 Но вы обретете силу, когда снизойдет на вас Святой Дух, и станете свидетельствовать обо Мне*Букв.: будете Моими (в некот. рукописях: Мне) свидетелями. и в Иерусалиме, и [по] всей Иудее, и в Самарии, и даже до концов земли».
9 После этих слов прямо у них на глазах Он был вознесен, и облако скрыло Его из виду. 10 И когда они во время Его вознесения продолжали пристально смотреть на небо, вдруг предстали перед ними двое в белых одеждах*Так в Священном Писании нередко говорится об ангелах. 11 и сказали: «Галилеяне! Что стоите вы здесь и смотрите на небо? Этот Иисус, ныне взятый от вас на небо, вернется точно таким же образом, как только что покинул вас*Букв.: как вы видели Его восходящим на небо.
Свернуть
Земное служение Спасителя завершается Его вознесением. Внешнему наблюдателю может показаться, что Он просто уходит, исчезая в сияющем облаке Божьего присутствия. Уходит куда-то далеко, где Его уже не...  Читать далее

Земное служение Спасителя завершается Его вознесением. Внешнему наблюдателю может показаться, что Он просто уходит, исчезая в сияющем облаке Божьего присутствия. Уходит куда-то далеко, где Его уже не увидеть. А Он между тем отправляется туда, где и должен быть Царь того Царства, которому суждено уже очень скоро войти в мир и начать своё победоносное шествие.

В день Своего вознесения Иисус делает как раз именно то, о чём спрашивают Его апостолы: Он начинает строить Царство. Создавать его. Правда, Его ученики пока ещё по-прежнему ничего не понимают: они всё ещё надеются, что Царство будет земным, что теперь оно наконец станет всем видимо, и их Учителя признают наконец Мессией, Царём этого Царства. Они по-прежнему ждут чудес от мира сего.

Иисус же ничего им не объясняет. Он лишь говорит им: не спешите. Времена и сроки, связанные со становлением Царства, — не ваше дело. Это вообще дело не человеческое, все сроки во власти Отца. Вы же, обращается Иисус к ученикам, ждите своего часа. Ждите Святого Духа. Ждите, когда Божье дыхание ворвётся в вашу жизнь и преобразит её. Тогда и поймёте всё. Смысл слов Иисуса вполне понятен: до тех пор, пока не станешь частью того духовного процесса, который начался с появлением в мире Спасителя, Царства не увидишь. И даже Его, Царя этого Царства, не увидишь по-настоящему, не приобщившись Божьего дыхания.

Он ведь, в сущности, никуда не уходит. Он просто отправляется туда, где и должен быть царь, когда в его царстве начинаются судьбоносные события, — к престолу, в тронный зал, как в решающий момент отправляется капитан на капитанский мостик или командующий армией на свой командный пункт.

Прежде, общаясь с апостолами, Он всё время пребывал у самой границы Царства, той самой границы, что отделяет его от непреображённого ещё мира. Теперь Он направляется от границы Царства в его глубину. Это, разумеется, не значит, что больше Его апостолы не увидят. Им нужно лишь самим приобщиться к полноте жизни Царства в день Пятидесятницы. Но это у них ещё впереди. Теперь же они сидят и смотрят на небо, пока наконец явившиеся оттуда вестники Божьи не напоминают им, что их место не здесь, а в Иерусалиме, где им велено быть.

Свернуть
 
На Деян 1:1-11
1 В первом моем повествовании я поведал тебе, Феофил*Речь идет о Евангелии по Луке. См. в Словаре Евангелие., обо всем, что совершал Иисус и чему учил Он c самого начала, 2 вплоть до дня Его вознесения, когда избранные Им апостолы*См. в Словаре Апостол. через Святого Духа получили от Него последние повеления. 3 После крестных мук Своих Иисус предстал пред ними живым и дал им возможность удостовериться в этом*Букв.: показал Себя живымсо многими доказательствами.: сорок дней Он являлся им и говорил о Царстве Божием.
4 И однажды, встретившись с апостолами*Букв.: собравшись / будучи с ними; друг. возм. пер.: во время трапезы., Иисус повелел им не отлучаться из Иерусалима, а ждать там обещанного Отцом, добавив: «Вы слышали от Меня об этом обещании. 5 Ведь Иоанн крестил водою, а вы уже через несколько дней будете крещены Духом Святым».
6 Собравшись в следующий раз, апостолы спросили Его: «Господи, не теперь ли восстановишь Ты царство народа израильского?» 7 Он же сказал им: «Вы не можете знать времена и сроки, которые Отец установил Своей властью. 8 Но вы обретете силу, когда снизойдет на вас Святой Дух, и станете свидетельствовать обо Мне*Букв.: будете Моими (в некот. рукописях: Мне) свидетелями. и в Иерусалиме, и [по] всей Иудее, и в Самарии, и даже до концов земли».
9 После этих слов прямо у них на глазах Он был вознесен, и облако скрыло Его из виду. 10 И когда они во время Его вознесения продолжали пристально смотреть на небо, вдруг предстали перед ними двое в белых одеждах*Так в Священном Писании нередко говорится об ангелах. 11 и сказали: «Галилеяне! Что стоите вы здесь и смотрите на небо? Этот Иисус, ныне взятый от вас на небо, вернется точно таким же образом, как только что покинул вас*Букв.: как вы видели Его восходящим на небо.
Свернуть
Как разнится поведение учеников Христа до Его смерти и после. Когда Иисус говорил им о предстоящей смерти и о том, что идет к Отцу, они огорчились...  Читать далее

Как разнится поведение учеников Христа до Его смерти и после. Когда Иисус говорил им о предстоящей смерти и о том, что идет к Отцу, они огорчились (см. Ин. 14:28). Сейчас же, являясь свидетелями Его вознесения, они наоборот радуются, несмотря на то, что Учитель видимо их покидает: «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью». Несмотря на то, что не было еще Пятидесятницы, апостолы уже пережили такое событие, которое перевернуло всю их жизнь. Смерть и Воскресение их Учителя изменили сердце каждого из них. Кроме того, как мы читаем в Деяниях апостолов, во время Вознесения произошло еще кое-что (см. Деян. 1:10-11). Апостолам предстали два мужа в белых одеждах, сообщив о втором пришествии Господа. Как удивительно, что, не дожидаясь, что ли, сошествия Духа, Который «научит вас всему и напомнит вам все» (Ин.14:26), Господь Сам после Воскресения «в продолжение сорока дней» являлся ученикам и говорил о Царствии Божием, и вот сейчас два мужа напоминают о возвращении Иисуса. Может быть, это и есть самое главное в празднике Вознесения? То, что мы являемся свидетелями обещания Его второго пришествия, радуясь тому, что Он идет к Отцу.

Свернуть
 
На Деян 1:1-11
1 В первом моем повествовании я поведал тебе, Феофил*Речь идет о Евангелии по Луке. См. в Словаре Евангелие., обо всем, что совершал Иисус и чему учил Он c самого начала, 2 вплоть до дня Его вознесения, когда избранные Им апостолы*См. в Словаре Апостол. через Святого Духа получили от Него последние повеления. 3 После крестных мук Своих Иисус предстал пред ними живым и дал им возможность удостовериться в этом*Букв.: показал Себя живымсо многими доказательствами.: сорок дней Он являлся им и говорил о Царстве Божием.
4 И однажды, встретившись с апостолами*Букв.: собравшись / будучи с ними; друг. возм. пер.: во время трапезы., Иисус повелел им не отлучаться из Иерусалима, а ждать там обещанного Отцом, добавив: «Вы слышали от Меня об этом обещании. 5 Ведь Иоанн крестил водою, а вы уже через несколько дней будете крещены Духом Святым».
6 Собравшись в следующий раз, апостолы спросили Его: «Господи, не теперь ли восстановишь Ты царство народа израильского?» 7 Он же сказал им: «Вы не можете знать времена и сроки, которые Отец установил Своей властью. 8 Но вы обретете силу, когда снизойдет на вас Святой Дух, и станете свидетельствовать обо Мне*Букв.: будете Моими (в некот. рукописях: Мне) свидетелями. и в Иерусалиме, и [по] всей Иудее, и в Самарии, и даже до концов земли».
9 После этих слов прямо у них на глазах Он был вознесен, и облако скрыло Его из виду. 10 И когда они во время Его вознесения продолжали пристально смотреть на небо, вдруг предстали перед ними двое в белых одеждах*Так в Священном Писании нередко говорится об ангелах. 11 и сказали: «Галилеяне! Что стоите вы здесь и смотрите на небо? Этот Иисус, ныне взятый от вас на небо, вернется точно таким же образом, как только что покинул вас*Букв.: как вы видели Его восходящим на небо.
Свернуть
Вторая книга, написанная Лукой, продолжает первую, повествование неразрывно, и не только потому, что обе книги...  Читать далее

Вторая книга, написанная Лукой, продолжает первую, повествование неразрывно, и не только потому, что обе книги написаны одним евангелистом, но и потому, что дела учеников продолжают дела Учителя.

Но поначалу, даже после Воскресения, ученики продолжают недопонимать как то, что они слышат от Учителя, так и то, что им отныне поручено. Они как будто не слышат Христа, говорящего им о предстоящем крещении Духом, и спрашивают Его о восстановлении политической независимости Израиля. Христос переводит их внимание на другую задачу: свидетельство миру о Нём и принесённом Им спасении, и стоит отметить, что Он рисует последовательность проповеди в соответствии с реальными возможностями апостолов поэтапно вместить поставленное перед ними: сначала в Иерусалиме, затем во всей Иудее и Самарии, и уже после этого до края земли. Первым услышать свидетельство надлежит тем, кто рядом, землякам и соотечественникам, но затем надо идти за пределы привычного мира. Иудея и Самария упомянуты рядом, для Христа нет пропастей, вырытых человеческой враждой, одна из которых возникла между иудеями и самарянами — народом, признающим Единого Бога и чтущим ветхозаветных патриархов, но чья религиозная традиция сильно удалилась от иудейской.

Но всё это будет возможно не человеческими силами, а силой, дарованной Духом Святым. С первых же строк Лука определяет одну из смыслообразующих тем своей книги: как Святой Дух действовал и действует в Церкви.

Свернуть
 
На Деян 1:1-11
1 В первом моем повествовании я поведал тебе, Феофил*Речь идет о Евангелии по Луке. См. в Словаре Евангелие., обо всем, что совершал Иисус и чему учил Он c самого начала, 2 вплоть до дня Его вознесения, когда избранные Им апостолы*См. в Словаре Апостол. через Святого Духа получили от Него последние повеления. 3 После крестных мук Своих Иисус предстал пред ними живым и дал им возможность удостовериться в этом*Букв.: показал Себя живымсо многими доказательствами.: сорок дней Он являлся им и говорил о Царстве Божием.
4 И однажды, встретившись с апостолами*Букв.: собравшись / будучи с ними; друг. возм. пер.: во время трапезы., Иисус повелел им не отлучаться из Иерусалима, а ждать там обещанного Отцом, добавив: «Вы слышали от Меня об этом обещании. 5 Ведь Иоанн крестил водою, а вы уже через несколько дней будете крещены Духом Святым».
6 Собравшись в следующий раз, апостолы спросили Его: «Господи, не теперь ли восстановишь Ты царство народа израильского?» 7 Он же сказал им: «Вы не можете знать времена и сроки, которые Отец установил Своей властью. 8 Но вы обретете силу, когда снизойдет на вас Святой Дух, и станете свидетельствовать обо Мне*Букв.: будете Моими (в некот. рукописях: Мне) свидетелями. и в Иерусалиме, и [по] всей Иудее, и в Самарии, и даже до концов земли».
9 После этих слов прямо у них на глазах Он был вознесен, и облако скрыло Его из виду. 10 И когда они во время Его вознесения продолжали пристально смотреть на небо, вдруг предстали перед ними двое в белых одеждах*Так в Священном Писании нередко говорится об ангелах. 11 и сказали: «Галилеяне! Что стоите вы здесь и смотрите на небо? Этот Иисус, ныне взятый от вас на небо, вернется точно таким же образом, как только что покинул вас*Букв.: как вы видели Его восходящим на небо.
Свернуть
Вознесение — одно из самых загадочных событий, описанных в Книге Деяний. С одной стороны — апостолы, ожидающие, что теперь-то...  Читать далее

Вознесение — одно из самых загадочных событий, описанных в Книге Деяний. С одной стороны — апостолы, ожидающие, что теперь-то, наконец, их Учитель явит миру Свою власть и станет тем Мессией, которым Его хотели видеть многие, не исключая и самих апостолов. С другой — странный, на первый взгляд, уход Иисуса в какую-то неведомую духовную даль, при том, что до этого Он был так близко и никуда не собирался уходить.

Между тем, ничего неожиданного на самом деле не происходит, становление Царства идёт своим чередом. Царство ведь должно было не просто войти в мир, как оно вошло в него с Иисусом, оно должно было в мире раскрыться, а процесс его раскрытия предполагал также процесс, выражаясь человеческим языком, углубления Царства.

Прежде оно всё, целиком помещалось в Самом воскресшем Иисусе и вокруг Него; теперь оно должно было расшириться с тем, чтобы охватить весь мир. Иисус никуда не исчезает, облако, которое упоминает евангелист, — не грозовая туча, а то сияющее присутствие Божие, которое сопровождало как еврейский народ на протяжении всей его истории, так и Самого Спасителя в самые важные моменты Его земного служения.

Иисус просто отдаляется в глубину Царства, которое теперь неожиданно становится бесконечно большим. С той его периферии, где остались апостолы, центра, где пребывает воскресший Иисус, больше не видно, как не видно и Самого Иисуса. Его и прежде было видно не потому, что апостолы были близки к центру Царства, а потому, что глубина его ещё не была им заметна, как она стала им заметной теперь.

Увидеть воскресшего Христа возможно было бы и теперь, но лишь самому оказавшись внутри Царства. Для апостолов это было ещё впереди: они войдут в Царство в день Пятидесятницы, и тогда у них уже не останется вопросов, они уже не будут ожидать того внешнего торжества Мессии, которого ожидали даже теперь, в день Вознесения.

Изнутри же Царства воскресшего Христа будет видно так же ясно и отчётливо, как видели Его ученики в первые дни после Воскресения. Так, как увидел Его впоследствии Павел на Дамасской дороге, так, как видели Его впоследствии и многие другие христиане. Он становится невидимым для мира, но Своего Царства и Своих верных Он не оставляет. А в конце времён, когда Царство раскроется во всей своей полноте, преображая мир, Он снова станет видимым каждому. Как молния, которую, по собственным Его словам, не заметить будет невозможно.

Свернуть
 
На Деян 1:1-8
1 В первом моем повествовании я поведал тебе, Феофил*Речь идет о Евангелии по Луке. См. в Словаре Евангелие., обо всем, что совершал Иисус и чему учил Он c самого начала, 2 вплоть до дня Его вознесения, когда избранные Им апостолы*См. в Словаре Апостол. через Святого Духа получили от Него последние повеления. 3 После крестных мук Своих Иисус предстал пред ними живым и дал им возможность удостовериться в этом*Букв.: показал Себя живымсо многими доказательствами.: сорок дней Он являлся им и говорил о Царстве Божием.
4 И однажды, встретившись с апостолами*Букв.: собравшись / будучи с ними; друг. возм. пер.: во время трапезы., Иисус повелел им не отлучаться из Иерусалима, а ждать там обещанного Отцом, добавив: «Вы слышали от Меня об этом обещании. 5 Ведь Иоанн крестил водою, а вы уже через несколько дней будете крещены Духом Святым».
6 Собравшись в следующий раз, апостолы спросили Его: «Господи, не теперь ли восстановишь Ты царство народа израильского?» 7 Он же сказал им: «Вы не можете знать времена и сроки, которые Отец установил Своей властью. 8 Но вы обретете силу, когда снизойдет на вас Святой Дух, и станете свидетельствовать обо Мне*Букв.: будете Моими (в некот. рукописях: Мне) свидетелями. и в Иерусалиме, и [по] всей Иудее, и в Самарии, и даже до концов земли».
Свернуть
Слово Огласительное свт. Иоанна Златоуста (пер. с греч.)...  Читать далее

Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустого, Слово Огласительное во святой и светоносный день преславного и спасительного Воскресения Христа, Бога нашего

Всякий, кто благочестив и боголюбив, да насладится сим прекрасным и светлым торжеством; всякий раб благоразумный, да войдет, радуясь, в радость Господина своего; всякий, кто утрудился от поста, да получит ныне динарий. Всякий, работавший от первого часа, по справедливости да примет ныне должное; всякий, пришедший по третьем часе, благодарно да празднует; всякий, успевший по шестом часе, пусть ни в чем не сомневается, ибо ничего не теряет; если кто опоздал и к девятому часу, да приступит, не колеблясь; если кто поспел только к одиннадцатому часу, пусть не устрашится медлительности своей: ибо ревностно щедрый (букв. — щедрый из честолюбия) Владыка принимает последнего, как и первого; дает отдых [пришедшему в] одиннадцатый час, как трудившемуся с первого; последнего милует и о первом заботится; и тому дает, и сего одаривает. Дела принимает, и намерения приветствует; действия чтит, и устремления одобряет.

Итак, все войдите в радость Господа нашего; первые и вторые, примите награду; богатые и бедные, ликуйте друг с другом; воздержники и нерадивые, почтите сей день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне. Трапеза преизобильна — насладитесь все. Телец упитанный — пусть никто не уйдет голодным. Все насладитесь пиршеством веры, все воспользуйтесь богатством благости. Пусть никто не рыдает об убожестве — ибо явилось общее Царство; пусть никто не оплакивает прегрешений, ибо прощение воссияло из гроба; пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя — угасил ее Тот, Кого она удерживала.

Разграбил (букв. — снял доспехи с поверженного врага) ад Сошедший во ад; исполнил горечи его, вкусившего плоти Его. Заранее видевший это Исайя воскликнул, говоря: «Ад огорчился (исполнился горечи), при входе Твоем» (Ис. 14:9, по Септуагинте, Синодальный перевод: «Ад преисподний пришел в движение ради тебя»). Огорчился, ибо обрушился; огорчился, ибо поруган (букв. — высмеян); огорчился, ибо умертвлен; огорчился, ибо низложен; огорчился, ибо связан. Принял тело, и был объят Богом; принял землю, а встретил Небо; принял видимое, а подпал Невидимому.

Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос, и ты низвергнут; воскрес Христос, и пали демоны; воскрес Христос, и радуются ангелы; воскрес Христос, и жизнь властвует (букв. — обитает в своей области); воскрес Христос, и во гробах ни единого мертвого, ибо Христос, восстав от мертвых, стал первенцем из умерших — Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

Свернуть
 
На Деян 1:1-26
1 В первом моем повествовании я поведал тебе, Феофил*Речь идет о Евангелии по Луке. См. в Словаре Евангелие., обо всем, что совершал Иисус и чему учил Он c самого начала, 2 вплоть до дня Его вознесения, когда избранные Им апостолы*См. в Словаре Апостол. через Святого Духа получили от Него последние повеления. 3 После крестных мук Своих Иисус предстал пред ними живым и дал им возможность удостовериться в этом*Букв.: показал Себя живымсо многими доказательствами.: сорок дней Он являлся им и говорил о Царстве Божием.
4 И однажды, встретившись с апостолами*Букв.: собравшись / будучи с ними; друг. возм. пер.: во время трапезы., Иисус повелел им не отлучаться из Иерусалима, а ждать там обещанного Отцом, добавив: «Вы слышали от Меня об этом обещании. 5 Ведь Иоанн крестил водою, а вы уже через несколько дней будете крещены Духом Святым».
6 Собравшись в следующий раз, апостолы спросили Его: «Господи, не теперь ли восстановишь Ты царство народа израильского?» 7 Он же сказал им: «Вы не можете знать времена и сроки, которые Отец установил Своей властью. 8 Но вы обретете силу, когда снизойдет на вас Святой Дух, и станете свидетельствовать обо Мне*Букв.: будете Моими (в некот. рукописях: Мне) свидетелями. и в Иерусалиме, и [по] всей Иудее, и в Самарии, и даже до концов земли».
9 После этих слов прямо у них на глазах Он был вознесен, и облако скрыло Его из виду. 10 И когда они во время Его вознесения продолжали пристально смотреть на небо, вдруг предстали перед ними двое в белых одеждах*Так в Священном Писании нередко говорится об ангелах. 11 и сказали: «Галилеяне! Что стоите вы здесь и смотрите на небо? Этот Иисус, ныне взятый от вас на небо, вернется точно таким же образом, как только что покинул вас*Букв.: как вы видели Его восходящим на небо.
12 Тогда ученики возвратились в Иерусалим с горы, которая называлась МасличнойИли: Елеонской. и находилась недалеко от города, всего лишь на расстоянии субботнего путиРасстояние около 1 км, которое иудею позволялось пройти в субботу.. 13 Пришли они в тот дом, где обычно собирались, и поднялись в горницу. Это были Петр, Иоанн, Иаков и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков, сын Алфея, и Симон Зилот, и Иуда, сын Иакова. 14 Все они единодушно и непрестанно молились*Некот. рукописи добавляют.: и просили. вместе с некоторыми женщинами, а также с Марией, матерью Иисуса, и братьями Его.
15 В один из тех дней Петр, встав посреди собравшихся*Букв.: братьев. В некот. рукописях: учеников. (а было их около ста двадцати человек), сказал: 16 «Братья мои!Букв.: мужи братья - гебраизм, обычно используемый при обращении; то же в 2:29, 37; 7:2; 13:15, 26, 38; 15:7, 13; 22:1; 23:1, 6; 28:17. Подобные же случаи и в других обращениях: например, «мужи израильтяне» (2:22), передаются нами как «братья израильтяне» или иначе, в зависимости от контекста. Надлежало исполниться тому пророчеству Писания, где Дух Святой устами ДавидаСм. в Словаре Давид. предсказал участь Иуды, того, кто указал путь пришедшим схватить Иисуса, - 17 он был одним из нас и совершал то же самое, что и мы, служение*Букв.: он был причислен к нам и получил жребий этого служения.. 18 Но, купив поле ценой собственного нечестия, он кончил тем, что низвергся на землю вниз головой так, что тело его разорвалось надвое и выпали все внутренности его. 19 Об этом узнали все жители Иерусалима, и стали они называть на своем языке это место Акелдама, что значит кровавое поле.
20 А в книге Псалмов, - добавил Петр, - написано:
Да придет в запустение жилище его,
да не останется живущего в немПс 68(69):26.;
и еще сказано: Обязанности его да примет другойПс 109(108):8..
21 И теперь нужно, чтобы один из тех, кто постоянно был с нами, когда жил среди нас Господь Иисус, - 22 начиная со времени, как Иоанн крестил Его, до того дня, когда Он был вознесен от нас, - присоединился к нам как свидетель Его воскресения».
23 Собравшиеся предложили двоих: Иосифа Юста, называемого также Варсаввой, и Матфия. 24 И в молитве просили они: «Господи, Тебе открыто сердце каждого, покажи, кого из них двоих Ты избрал 25 для служения этогоБукв.: принять место (в некот. рукописях: жребий) этого служения. и для апостольства, которое оставил Иуда, уйдя туда, где ему местоБукв.: чтобы пойти в свое место (погибели).». 26 Они бросили жребий*Букв.: им дали жребии., и выпал жребий Матфию. Тогда он был сопричислен к одиннадцати апостолам.
Свернуть
Апостолы оказываются в состоянии ожидания: они уже не видят воскресшего Господа во плоти, и еще не живут Его...  Читать далее

Апостолы оказываются в состоянии ожидания: они уже не видят воскресшего Господа во плоти, и еще не живут Его присутствием, которое откроется им в опыте Пятидесятницы, когда они «примут силу» Святого Духа. Их состояние во многом похоже на наше. Мы и вовсе никогда не видели Господа Иисуса «по плоти», а что касается Духа, то часто мы живем чем угодно, только не Его дыханием в нас. И здесь для нас очень важно то, как прожили эти десять дней апостолы. Еще и еще раз перечитывая эти строки, мы находим в них тот путь, по которому нам следует двигаться, если мы тоже желаем «стяжания Святого Духа», обещанного всякому верующему в Иисуса. Прежде всего, это путь усердной молитвы, путь общинной любви друг ко другу и — по этому принципу избираются Матфий и Варсава — память о земной жизни Христа, о Его смерти и Воскресении.

Свернуть
 
На Деян 1:1-26
1 В первом моем повествовании я поведал тебе, Феофил*Речь идет о Евангелии по Луке. См. в Словаре Евангелие., обо всем, что совершал Иисус и чему учил Он c самого начала, 2 вплоть до дня Его вознесения, когда избранные Им апостолы*См. в Словаре Апостол. через Святого Духа получили от Него последние повеления. 3 После крестных мук Своих Иисус предстал пред ними живым и дал им возможность удостовериться в этом*Букв.: показал Себя живымсо многими доказательствами.: сорок дней Он являлся им и говорил о Царстве Божием.
4 И однажды, встретившись с апостолами*Букв.: собравшись / будучи с ними; друг. возм. пер.: во время трапезы., Иисус повелел им не отлучаться из Иерусалима, а ждать там обещанного Отцом, добавив: «Вы слышали от Меня об этом обещании. 5 Ведь Иоанн крестил водою, а вы уже через несколько дней будете крещены Духом Святым».
6 Собравшись в следующий раз, апостолы спросили Его: «Господи, не теперь ли восстановишь Ты царство народа израильского?» 7 Он же сказал им: «Вы не можете знать времена и сроки, которые Отец установил Своей властью. 8 Но вы обретете силу, когда снизойдет на вас Святой Дух, и станете свидетельствовать обо Мне*Букв.: будете Моими (в некот. рукописях: Мне) свидетелями. и в Иерусалиме, и [по] всей Иудее, и в Самарии, и даже до концов земли».
9 После этих слов прямо у них на глазах Он был вознесен, и облако скрыло Его из виду. 10 И когда они во время Его вознесения продолжали пристально смотреть на небо, вдруг предстали перед ними двое в белых одеждах*Так в Священном Писании нередко говорится об ангелах. 11 и сказали: «Галилеяне! Что стоите вы здесь и смотрите на небо? Этот Иисус, ныне взятый от вас на небо, вернется точно таким же образом, как только что покинул вас*Букв.: как вы видели Его восходящим на небо.
12 Тогда ученики возвратились в Иерусалим с горы, которая называлась МасличнойИли: Елеонской. и находилась недалеко от города, всего лишь на расстоянии субботнего путиРасстояние около 1 км, которое иудею позволялось пройти в субботу.. 13 Пришли они в тот дом, где обычно собирались, и поднялись в горницу. Это были Петр, Иоанн, Иаков и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков, сын Алфея, и Симон Зилот, и Иуда, сын Иакова. 14 Все они единодушно и непрестанно молились*Некот. рукописи добавляют.: и просили. вместе с некоторыми женщинами, а также с Марией, матерью Иисуса, и братьями Его.
15 В один из тех дней Петр, встав посреди собравшихся*Букв.: братьев. В некот. рукописях: учеников. (а было их около ста двадцати человек), сказал: 16 «Братья мои!Букв.: мужи братья - гебраизм, обычно используемый при обращении; то же в 2:29, 37; 7:2; 13:15, 26, 38; 15:7, 13; 22:1; 23:1, 6; 28:17. Подобные же случаи и в других обращениях: например, «мужи израильтяне» (2:22), передаются нами как «братья израильтяне» или иначе, в зависимости от контекста. Надлежало исполниться тому пророчеству Писания, где Дух Святой устами ДавидаСм. в Словаре Давид. предсказал участь Иуды, того, кто указал путь пришедшим схватить Иисуса, - 17 он был одним из нас и совершал то же самое, что и мы, служение*Букв.: он был причислен к нам и получил жребий этого служения.. 18 Но, купив поле ценой собственного нечестия, он кончил тем, что низвергся на землю вниз головой так, что тело его разорвалось надвое и выпали все внутренности его. 19 Об этом узнали все жители Иерусалима, и стали они называть на своем языке это место Акелдама, что значит кровавое поле.
20 А в книге Псалмов, - добавил Петр, - написано:
Да придет в запустение жилище его,
да не останется живущего в немПс 68(69):26.;
и еще сказано: Обязанности его да примет другойПс 109(108):8..
21 И теперь нужно, чтобы один из тех, кто постоянно был с нами, когда жил среди нас Господь Иисус, - 22 начиная со времени, как Иоанн крестил Его, до того дня, когда Он был вознесен от нас, - присоединился к нам как свидетель Его воскресения».
23 Собравшиеся предложили двоих: Иосифа Юста, называемого также Варсаввой, и Матфия. 24 И в молитве просили они: «Господи, Тебе открыто сердце каждого, покажи, кого из них двоих Ты избрал 25 для служения этогоБукв.: принять место (в некот. рукописях: жребий) этого служения. и для апостольства, которое оставил Иуда, уйдя туда, где ему местоБукв.: чтобы пойти в свое место (погибели).». 26 Они бросили жребий*Букв.: им дали жребии., и выпал жребий Матфию. Тогда он был сопричислен к одиннадцати апостолам.
Свернуть
Сегодняшнее чтение рассказывает нам о событии, которое предшествовало Пятидесятнице — о Вознесении...  Читать далее

Сегодняшнее чтение рассказывает нам о событии, которое предшествовало Пятидесятнице — о Вознесении (ст. 4 – 12). На первый взгляд оно кажется скорее печальным, чем радостным, ведь речь идёт о расставании учеников с Учителем, которое, конечно, отнюдь их не воодушевляло. Казалось бы, всё, обещанное Иисусом, совершилось, Он воскрес из мёртвых, как и предсказывал, и апостолы, кажется, едва начали привыкать к общению с Ним в этом Его новом качестве, ведь сорок дней постоянных встреч с Воскресшим — срок немалый, тем более учитывая духовную насыщенность этих сорока дней (ст. 1 – 3). И вот теперь Он вдруг снова уходит — куда? Зачем? Первой мыслю апостолов была, конечно же, мысль о Царстве: не настал ли, наконец, день, когда Царство станет несомненной для всех реальностью, властно вторгающейся в мир и очевидной для каждого? Ведь теперь, как им казалось, ждать действительно было уже нечего, всё, что должно было произойти, произошло, тем более, что и Сам Учитель говорил лишь о Своём воскресении, связывая торжество Царства именно с ним. Неудивительно, что апостолы задают Иисусу вопрос о Царстве: быть может, теперь, наконец, время пришло (ст. 6)? Быть может, Учитель уходит с тем, чтобы вскоре вернуться торжествующим Царём мессианского Царства? А им Он для того и велит возвращаться в Иерусалим (ст. 7), чтобы они приготовили Ему там торжественную встречу? Неудивительно, что, уже после того, как Иисус исчез в сияющем облаке славы Божией (ст. 9), апостолы всё ещё продолжали стоять на том же месте, быть может, ожидая, что Учитель скоро появится вновь. И лишь слова вестников Божиих, подтвердивших указание Самого Иисуса о необходимости идти в Иерусалим, заставило их сдвинуться с места (ст. 10 – 12). Торжество Царства, казавшееся ещё недавно столь близким, несомненным и понятным, вновь становилось странным, непонятным и уже, кажется, даже не таким близким. Оставалось лишь возвращаться в Иерусалим, как велел Учитель, и ждать обещанного.

Свернуть
 
На Деян 1:12-26
12 Тогда ученики возвратились в Иерусалим с горы, которая называлась МасличнойИли: Елеонской. и находилась недалеко от города, всего лишь на расстоянии субботнего путиРасстояние около 1 км, которое иудею позволялось пройти в субботу.. 13 Пришли они в тот дом, где обычно собирались, и поднялись в горницу. Это были Петр, Иоанн, Иаков и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков, сын Алфея, и Симон Зилот, и Иуда, сын Иакова. 14 Все они единодушно и непрестанно молились*Некот. рукописи добавляют.: и просили. вместе с некоторыми женщинами, а также с Марией, матерью Иисуса, и братьями Его.
15 В один из тех дней Петр, встав посреди собравшихся*Букв.: братьев. В некот. рукописях: учеников. (а было их около ста двадцати человек), сказал: 16 «Братья мои!Букв.: мужи братья - гебраизм, обычно используемый при обращении; то же в 2:29, 37; 7:2; 13:15, 26, 38; 15:7, 13; 22:1; 23:1, 6; 28:17. Подобные же случаи и в других обращениях: например, «мужи израильтяне» (2:22), передаются нами как «братья израильтяне» или иначе, в зависимости от контекста. Надлежало исполниться тому пророчеству Писания, где Дух Святой устами ДавидаСм. в Словаре Давид. предсказал участь Иуды, того, кто указал путь пришедшим схватить Иисуса, - 17 он был одним из нас и совершал то же самое, что и мы, служение*Букв.: он был причислен к нам и получил жребий этого служения.. 18 Но, купив поле ценой собственного нечестия, он кончил тем, что низвергся на землю вниз головой так, что тело его разорвалось надвое и выпали все внутренности его. 19 Об этом узнали все жители Иерусалима, и стали они называть на своем языке это место Акелдама, что значит кровавое поле.
20 А в книге Псалмов, - добавил Петр, - написано:
Да придет в запустение жилище его,
да не останется живущего в немПс 68(69):26.;
и еще сказано: Обязанности его да примет другойПс 109(108):8..
21 И теперь нужно, чтобы один из тех, кто постоянно был с нами, когда жил среди нас Господь Иисус, - 22 начиная со времени, как Иоанн крестил Его, до того дня, когда Он был вознесен от нас, - присоединился к нам как свидетель Его воскресения».
23 Собравшиеся предложили двоих: Иосифа Юста, называемого также Варсаввой, и Матфия. 24 И в молитве просили они: «Господи, Тебе открыто сердце каждого, покажи, кого из них двоих Ты избрал 25 для служения этогоБукв.: принять место (в некот. рукописях: жребий) этого служения. и для апостольства, которое оставил Иуда, уйдя туда, где ему местоБукв.: чтобы пойти в свое место (погибели).». 26 Они бросили жребий*Букв.: им дали жребии., и выпал жребий Матфию. Тогда он был сопричислен к одиннадцати апостолам.
Свернуть
Вряд ли случайно Лука отмечает, что расстояние, пройденное апостолами от горы Елеон до Иерусалима, было...  Читать далее

Вряд ли случайно Лука отмечает, что расстояние, пройденное апостолами от горы Елеон до Иерусалима, было равно субботнему пути. Отсюда можно заключить, что для апостолов ожидание Пятидесятницы было десятидневной Субботой, временем покоя и молитвы, необходимым для того, чтобы должным образом приготовиться к принятию обещанного им Христом. Господь может явить Себя и Свои силы в любое время, застав нас врасплох, но лучше, если мы будем готовы к встрече с Ним.

А пока апостолы собираются вместе со всей общиной, насчитывающей уже около ста двадцати человек, и в их присутствии, а вовсе не келейно, решают, кому заполнить брешь, оставленную в их рядах предательством Иуды. Для чего это необходимо, только ли в том причина, что число 12 символизирует полноту, а апостолам надлежит на 12 престолах судить 12 колен Израилевых? Да, и по этим причинам, но, кроме того, каждый, призванный Господом на апостольство, был дорог для Него по-особому. Иуда пал, и теперь Матфию предстоит продолжить те служения Иуды, которые Господь хотел ему поручить до его предательства. Доброе дело, совершавшееся отступником, не должно прекратиться, его необходимо продолжать другим, тем, кто продолжает хранить верность.

Свернуть
 
На Деян 1:12-26
12 Тогда ученики возвратились в Иерусалим с горы, которая называлась МасличнойИли: Елеонской. и находилась недалеко от города, всего лишь на расстоянии субботнего путиРасстояние около 1 км, которое иудею позволялось пройти в субботу.. 13 Пришли они в тот дом, где обычно собирались, и поднялись в горницу. Это были Петр, Иоанн, Иаков и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков, сын Алфея, и Симон Зилот, и Иуда, сын Иакова. 14 Все они единодушно и непрестанно молились*Некот. рукописи добавляют.: и просили. вместе с некоторыми женщинами, а также с Марией, матерью Иисуса, и братьями Его.
15 В один из тех дней Петр, встав посреди собравшихся*Букв.: братьев. В некот. рукописях: учеников. (а было их около ста двадцати человек), сказал: 16 «Братья мои!Букв.: мужи братья - гебраизм, обычно используемый при обращении; то же в 2:29, 37; 7:2; 13:15, 26, 38; 15:7, 13; 22:1; 23:1, 6; 28:17. Подобные же случаи и в других обращениях: например, «мужи израильтяне» (2:22), передаются нами как «братья израильтяне» или иначе, в зависимости от контекста. Надлежало исполниться тому пророчеству Писания, где Дух Святой устами ДавидаСм. в Словаре Давид. предсказал участь Иуды, того, кто указал путь пришедшим схватить Иисуса, - 17 он был одним из нас и совершал то же самое, что и мы, служение*Букв.: он был причислен к нам и получил жребий этого служения.. 18 Но, купив поле ценой собственного нечестия, он кончил тем, что низвергся на землю вниз головой так, что тело его разорвалось надвое и выпали все внутренности его. 19 Об этом узнали все жители Иерусалима, и стали они называть на своем языке это место Акелдама, что значит кровавое поле.
20 А в книге Псалмов, - добавил Петр, - написано:
Да придет в запустение жилище его,
да не останется живущего в немПс 68(69):26.;
и еще сказано: Обязанности его да примет другойПс 109(108):8..
21 И теперь нужно, чтобы один из тех, кто постоянно был с нами, когда жил среди нас Господь Иисус, - 22 начиная со времени, как Иоанн крестил Его, до того дня, когда Он был вознесен от нас, - присоединился к нам как свидетель Его воскресения».
23 Собравшиеся предложили двоих: Иосифа Юста, называемого также Варсаввой, и Матфия. 24 И в молитве просили они: «Господи, Тебе открыто сердце каждого, покажи, кого из них двоих Ты избрал 25 для служения этогоБукв.: принять место (в некот. рукописях: жребий) этого служения. и для апостольства, которое оставил Иуда, уйдя туда, где ему местоБукв.: чтобы пойти в свое место (погибели).». 26 Они бросили жребий*Букв.: им дали жребии., и выпал жребий Матфию. Тогда он был сопричислен к одиннадцати апостолам.
Свернуть
Падшему человеку трудно ждать. Просто ждать, ничего не делая. Без всякой внешней активности. Такое ожидание кажется бессмысленным. Другое дело — ждать активно. Заняться чем-нибудь, что хотя бы внешне приближает ожидаемое событие. Или как-то с ним связано...  Читать далее

Падшему человеку трудно ждать. Просто ждать, ничего не делая. Без всякой внешней активности. Такое ожидание кажется бессмысленным. Другое дело — ждать активно. Заняться чем-нибудь, что хотя бы внешне приближает ожидаемое событие. Или как-то с ним связано. Оно и понятно: падший человек ведь практически не в состоянии жить настоящим моментом. Его воля недостаточно сконцентрирована, чтобы удержать его в настоящем, а воображение и фантазия (иногда называемая планированием или прогнозированием) переносят его или в прошлое, или в будущее. Соответственно и смысл собственного существования большинство людей ищет и, как им кажется, находит или в прошлом, в былых заслугах, или в будущем, в осуществлении намеченного и задуманного.

А настоящее обычно воспринимается лишь как подготовка к главному, к этому самому осуществлению. Ничего удивительного тут нет. Для того, чтобы жить настоящим моментом, надо просто быть. Быть во всей полноте Божьего присутствия, ничего при этом не делая. Или делая что-то, но так, чтобы действие было лишь формой проявления всё того же бытия. Такое действие может стать лишь следствием достаточно длительной духовной практики, никакая религия тут не поможет. Именно поэтому глубоко религиозные люди, как правило, совершенно не мыслят себя без внешней активности. А тут требовалось как раз именно спокойное ожидание.

Нужно было просто быть перед Богом и ожидать, когда Его дыхание ворвётся в комнату, где собрались апостолы и их единомышленники. Между тем, на такое ожидание у собравшихся просто не было духовных сил. И тогда, ожидая, они переносятся волей и мысленным взглядом в будущее, решают проблемы будущего апостольства, будущего служения, о сути и смысле которого пока ещё не имеют никакого представления.

Выбирают апостола взамен Иуды — надо же его кем-то заменить. А им на самом деле надо было просто ждать. Ждать, как ждут солдаты на исходных для наступления позициях команды к этому самому наступлению. Но понять смысл ожидания в ситуации апостолов можно было лишь тому, кто умеет быть. Быть в присутствии Божьем. А апостола взамен Иуды Бог в своё время Себе найдёт. И тогда история Шауля (Савла), ставшего Павлом и апостолом Христовым, станет известна всей Церкви, а потом и всему миру.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).