Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ин 17:20-26

20 Но не только о них Я прошу,
обо всех прошу, кто, внимая их слову,
приходит к вере в Меня,
21 чтобы все они едины были.
Как Ты, Отец, во Мне, и Я - в Тебе,
так и они да будут в Нас*Некот. рукописи добавляют: одно / едино.,
дабы поверил мир, что это Ты послал Меня.
22 Тою же самой славой, которую Ты дал Мне,
Я их наделил, чтобы, как Мы, они едины были.
23 И теперь, когда Я - в них и Ты - во Мне,
они могут быть в полном единстве,
чтобы знал мир, что Ты послал Меня
и что они Тобой любимы, как Я Тобою любим.
24 Отец, Ты дал их Мне, и Я хочу,
чтобы со Мной они были там, где Я,
чтобы видели славу Мою,
которую Ты дал Мне,
ибо любил Меня еще до создания мира.
25 Отец Мой праведный, мир не знает Тебя,
но знаю Тебя Я*Или: и мир Тебя не познал / не узнал, но Я Тебя познал / узнал., и они знают, что это Ты послал Меня.
26 Я открыл им Тебя*Букв.: имя Твое. и буду открывать вновь и вновь,
чтобы любовь, какой Ты любишь Меня,
была в них, как Я в них».
Свернуть

Перед нами Тайная вечеря, прощальная беседа с учениками. Сегодня Церковь предлагает нам, казалось бы, лишь 7 стихов из нескольких больших глав, в которых Иисус напоследок беседует с будущими апостолами. Ведь так много нужно сказать перед Своим «уходом» — подготовить их к главному испытанию их жизни… Именно поэтому эти стихи так полны — Иисус не может позволить Себе терять время ни на лишние слова, ни на пространные объяснения. Ученики все равно не в состоянии понять сейчас все, что Он говорит, но потом придет Дух и напомнит им все (см. Ин. 14:26). Напомнит им об этой молитве Учителя, Его страстном желании единства Его учеников и всех тех, кто уверует по их свидетельству. И слова «да будут совершены воедино» означают гораздо больше единых идеологий, устремлений и тому подобного — речь идет о совершенном единстве, объединяющем все сферы наших жизней. И еще Иисус молится о том, чтобы каждый человек познал то, что Отец возлюбил его так, как Сына (см. Ин.17:23). Ведь именно это знание может преобразить мир, объединяя всех людей в то единство, которого ждет наш Господь.

Другие мысли вслух

 
На Ин 17:20-26
20 Но не только о них Я прошу,
обо всех прошу, кто, внимая их слову,
приходит к вере в Меня,
21 чтобы все они едины были.
Как Ты, Отец, во Мне, и Я - в Тебе,
так и они да будут в Нас*Некот. рукописи добавляют: одно / едино.,
дабы поверил мир, что это Ты послал Меня.
22 Тою же самой славой, которую Ты дал Мне,
Я их наделил, чтобы, как Мы, они едины были.
23 И теперь, когда Я - в них и Ты - во Мне,
они могут быть в полном единстве,
чтобы знал мир, что Ты послал Меня
и что они Тобой любимы, как Я Тобою любим.
24 Отец, Ты дал их Мне, и Я хочу,
чтобы со Мной они были там, где Я,
чтобы видели славу Мою,
которую Ты дал Мне,
ибо любил Меня еще до создания мира.
25 Отец Мой праведный, мир не знает Тебя,
но знаю Тебя Я*Или: и мир Тебя не познал / не узнал, но Я Тебя познал / узнал., и они знают, что это Ты послал Меня.
26 Я открыл им Тебя*Букв.: имя Твое. и буду открывать вновь и вновь,
чтобы любовь, какой Ты любишь Меня,
была в них, как Я в них».
Свернуть
В сегодняшнем чтении Иисус молит Отца о Церкви Своей. И главное, о чём Он просит, — это единство...  Читать далее

В сегодняшнем чтении Иисус молит Отца о Церкви Своей. И главное, о чём Он просит, — это единство. Сегодня, через две тысячи лет, мы видим, что те, кто уверовал по слову апостолов, верующие во Христа, не едины. Сколько между нами барьеров, перегородок. И не случайно Иисус говорит: «Да будут в Нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня». Для многих неверующих разделение христиан – лишнее свидетельство против Церкви. Действительно, поди разберись, кто прав, кто неправ… Проще сказать, что раз уж христиане не способны разобраться в своих спорах и прийти к единому мнению, наверное, не так уж важно то, что их объединяет…

Но мы знаем, что объединяет нас Сам Господь. Что может сделать каждый из нас для единения Церкви? Ничего – и очень много. Потому что единство начинается сегодня, сейчас: когда мы признаём друг в друге братьев и сестёр, когда мы молимся вместе, когда мы вместе трудимся для Бога… когда мы ищем того, что объединяет, а не того, что разделяет нас.

Свернуть
 
На Ин 17:20-26
20 Но не только о них Я прошу,
обо всех прошу, кто, внимая их слову,
приходит к вере в Меня,
21 чтобы все они едины были.
Как Ты, Отец, во Мне, и Я - в Тебе,
так и они да будут в Нас*Некот. рукописи добавляют: одно / едино.,
дабы поверил мир, что это Ты послал Меня.
22 Тою же самой славой, которую Ты дал Мне,
Я их наделил, чтобы, как Мы, они едины были.
23 И теперь, когда Я - в них и Ты - во Мне,
они могут быть в полном единстве,
чтобы знал мир, что Ты послал Меня
и что они Тобой любимы, как Я Тобою любим.
24 Отец, Ты дал их Мне, и Я хочу,
чтобы со Мной они были там, где Я,
чтобы видели славу Мою,
которую Ты дал Мне,
ибо любил Меня еще до создания мира.
25 Отец Мой праведный, мир не знает Тебя,
но знаю Тебя Я*Или: и мир Тебя не познал / не узнал, но Я Тебя познал / узнал., и они знают, что это Ты послал Меня.
26 Я открыл им Тебя*Букв.: имя Твое. и буду открывать вновь и вновь,
чтобы любовь, какой Ты любишь Меня,
была в них, как Я в них».
Свернуть
О Своих учениках Иисус молится как о тех, кто продолжит Его дело в мире, оставаясь единым целым с Ним Самим. Он молится о них не как о последователях в религиозном или идейном отношении. Не как о продолжателях своего дела в том смысле, в каком продолжают дело основателя какого-нибудь религиозного движения его соратники. Иисус молится о Своих учениках как о жителях Своего Царства...  Читать далее

О Своих учениках Иисус молится как о тех, кто продолжит Его дело в мире, оставаясь единым целым с Ним Самим. Он молится о них не как о последователях в религиозном или идейном отношении. Не как о продолжателях своего дела в том смысле, в каком продолжают дело основателя какого-нибудь религиозного движения его соратники. Иисус молится о Своих учениках как о жителях Своего Царства, которые будут нести это Царство в мир так же, как принёс его в мир Он сам. Но нести его можно, лишь будучи самому жителем Царства. Живя его жизнью, а значит, и жизнью его Царя. Вот об этой самой жизни для Своих учеников и просит Иисус Своего небесного Отца. Как Учитель Он приобщил их к ней, но теперь им придётся жить этой жизнью самостоятельно. Конечно, Он не оставит их без поддержки. Но теперь для учеников начинается новый этап пути.

Прежде они могли приобщаться к жизни Христовой, к жизни Царства просто общаясь с Учителем. Общаясь непосредственно, лицом к лицу. Пока было общение, была и жизнь. Теперь же ситуация менялась. Конечно, встретиться со Христом лицом к лицу возможно и сегодня. Многие встречались с Ним уже после Его воскресения и вознесения — Павел был первым, но отнюдь не последним. Но теперь гораздо больше будет зависеть от самого человека. От его духовного состояния. От его собственной жизни и её духовной наполненности.

Прежде полноту Царства нёс в Себе один Иисус. Теперь вместе с Ним её понесут в мир Его ученики. И не только те двенадцать, которые были с Ним во время Тайной Вечери, но и другие. Те, которые примут Его по свидетельству двенадцати. Царство начнёт распространяться в мире. Это, собственно, и есть христианская миссия. Христианство ведь и есть не какая-то новая религия, а именно вот эта самая жизнь Царства. Сделать человека христианином не в человеческих силах, но в человеческих силах помочь ему встретиться со Христом.

Показать Царство и его жизнь. А дальше каждый уж будет решать сам, нужно ли ему всё это, или нет. И если решит, что нужно, а затем будет в своём решении последователен, то в мире присутствие Царства увеличится ещё немного. А затем ещё и ещё. До тех пор, пока миру не будет таким образом явлена известная мера полноты присутствия Царства. Тогда-то и станет возможным возвращение Христа во славе. И преображение мира, который в конце времён становится новой землёй под новым небом.

Свернуть
 
На Ин 17:20-26
20 Но не только о них Я прошу,
обо всех прошу, кто, внимая их слову,
приходит к вере в Меня,
21 чтобы все они едины были.
Как Ты, Отец, во Мне, и Я - в Тебе,
так и они да будут в Нас*Некот. рукописи добавляют: одно / едино.,
дабы поверил мир, что это Ты послал Меня.
22 Тою же самой славой, которую Ты дал Мне,
Я их наделил, чтобы, как Мы, они едины были.
23 И теперь, когда Я - в них и Ты - во Мне,
они могут быть в полном единстве,
чтобы знал мир, что Ты послал Меня
и что они Тобой любимы, как Я Тобою любим.
24 Отец, Ты дал их Мне, и Я хочу,
чтобы со Мной они были там, где Я,
чтобы видели славу Мою,
которую Ты дал Мне,
ибо любил Меня еще до создания мира.
25 Отец Мой праведный, мир не знает Тебя,
но знаю Тебя Я*Или: и мир Тебя не познал / не узнал, но Я Тебя познал / узнал., и они знают, что это Ты послал Меня.
26 Я открыл им Тебя*Букв.: имя Твое. и буду открывать вновь и вновь,
чтобы любовь, какой Ты любишь Меня,
была в них, как Я в них».
Свернуть
В сегодняшнем фрагменте Евангелия от Иоанна присутствует очень важная для христианина идея единства. Идея, которая является одной из...  Читать далее

В сегодняшнем фрагменте Евангелия от Иоанна присутствует очень важная для христианина идея единства. Идея, которая является одной из основополагающих в понимании и опыте Церкви. Больше того, в евангелии она предстает как то, чего Иисус желал для своих учеников едва ли не больше всего на свете.

Другое дело, какое единство имеется в виду в словах: «…Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе…» и далее. Обычно их толкуют так – Иисус призывал к тому. чтобы все придерживались одних и тех вероучительных формулировок и состояли в одной всеобъемлющей церковной организации. Однако, как известно, формализм и заорганизованность убивает, а вот живые взаимоотношения оживотворяют.

Скорее, речь идет не столько о церковной структуре, объединяющей всех под своей юрисдикцией, хотя она часто естественно втекает из единства веры и жизни христианского сообщества. (В конце концов, все в нашем мире вынуждены брать на себя определенные правовые обязательства, чтобы полноценно сосуществовать с другими людьми.) Но более вероятно то, что Иисус предлагал ученикам стремиться к внутреннему единству – не по горизонтали, а по вертикали: подобно Его единству с Отцом, каждому иметь единство с Отцом и Сыном, которые приходят к соблюдающему слово Их и «обитель сотворяют» в его сердце и в его жизни. Собственно только путем живой мистической связи с Отцом и открывающим Его Словом и созидается внутреннее Царство, которое одухотворяет человеческое бытие на самых последних его глубинах. Тогда все житейские дела и церковные проекты обретают твердый фундамент в сердцах людей, созвучных сердцам трех – Отца, Сына и Духа…

Все смертно в этом мире – и страны, и народы, и церковные структуры (при чем разрушаться все они могут буквально на глазах одного поколения, как это было в трагические 20-е и 30-е годы прошлого столетия в СССР), но неизменным остается то единство, та личная сопричастность Богу, которая в любых исторических условиях и жизненных обстоятельствах остается вечно бьющим ключом христианской молитвы и действования.

Свернуть
 
На Ин 17:20-26
20 Но не только о них Я прошу,
обо всех прошу, кто, внимая их слову,
приходит к вере в Меня,
21 чтобы все они едины были.
Как Ты, Отец, во Мне, и Я - в Тебе,
так и они да будут в Нас*Некот. рукописи добавляют: одно / едино.,
дабы поверил мир, что это Ты послал Меня.
22 Тою же самой славой, которую Ты дал Мне,
Я их наделил, чтобы, как Мы, они едины были.
23 И теперь, когда Я - в них и Ты - во Мне,
они могут быть в полном единстве,
чтобы знал мир, что Ты послал Меня
и что они Тобой любимы, как Я Тобою любим.
24 Отец, Ты дал их Мне, и Я хочу,
чтобы со Мной они были там, где Я,
чтобы видели славу Мою,
которую Ты дал Мне,
ибо любил Меня еще до создания мира.
25 Отец Мой праведный, мир не знает Тебя,
но знаю Тебя Я*Или: и мир Тебя не познал / не узнал, но Я Тебя познал / узнал., и они знают, что это Ты послал Меня.
26 Я открыл им Тебя*Букв.: имя Твое. и буду открывать вновь и вновь,
чтобы любовь, какой Ты любишь Меня,
была в них, как Я в них».
Свернуть
Мы, можно сказать, должны считать себя счастливыми людьми, потому что мы имеем возможность «слышать» то, как молился наш Бог, и еще потому, что Он молился за нас. Вчитываясь в слова Его молитвы, мы видим что-то вроде концентрической схемы...  Читать далее

Мы, можно сказать, должны считать себя счастливыми людьми, потому что мы имеем возможность «слышать» то, как молился наш Бог, и еще потому, что Он молился за нас. Вчитываясь в слова Его молитвы, мы видим что-то вроде концентрической схемы: Иисус, Его ученики — апостолы, за которых Он молится в начале 17 главы Евангелия от Иоанна, и мы — третий круг — верующие в Него по слову апостолов (см. Ин. 17:20). А что это нас в третий круг, можем мы спросить? Далековато будет... Правда, в тоже время, вряд ли кто из нас станет претендовать на роль и крест апостолов… Но давайте посмотрим с другой стороны: ведь Он и о нас молится, мы Ему тоже очень важны и Он помнит о каждом из нас перед Своей смертью. Кроме того, о чем же молится Иисус? О единстве. Да не просто о каком-нибудь единстве, а о той его полноте, которую можно найти лишь между Ним и Отцом (см. Ин. 17:21)! Он молится о единстве и для учеников (ранее) и сейчас для нас. И тогда становится понятно, что каждый из нас для Него — апостол, призванный к благовестию и «соединению» мира в любви.

Свернуть
 
На Ин 13:31-18:28
31 Когда вышел Иуда, Иисус сказал:
«Вот теперь уже явлен в славе Своей Сын Человеческий,
и в Нем Сам Бог явлен в славе Своей.
32 [И если Бог в Нем прославлен], то и Бог не замедлит
в Себе явить миру славу Сына Человеческого*Букв.: если Бог прославлен в Нем, то и Бог прославит Его в Нем и тотчас прославит Его..
33 Дети Мои, недолго осталось Мне быть с вами,
потом будете искать Меня,
но, как сказал Я книжникам и фарисеям*Букв.: иудеям., а теперь и вам говорю,
куда иду Я, не сможете вы пойти за Мной.
34 Даю вам новую заповедь: любите друг друга!
Как Я вас полюбил, так и вы любите друг друга.
35 И если будет любовь между вами,
все будут знать, что вы - ученики Мои».
36 Симон Петр спросил Его: «Господи, куда Ты пойдешь?»
«Куда Я иду, - ответил [ему] Иисус, - ты пока не можешь туда идти за Мной, но позже пойдешь».
37 «Господи, - возразил Ему Петр, - почему не могу сейчас следовать за Тобой? Я жизнь свою отдам за Тебя!»
38 Иисус сказал на это: «Ты жизнь готов отдать за Меня? Поверь же, еще до того, как поутру пропоет петух, трижды отречешься ты от Меня».
1 «Пусть не тревожится сердце ваше!
Доверьтесь Богу и Мне доверьтесь!*Или: веруйте в Бога и в Меня веруйте; или: вы верите в Бога / доверяете Богу, верьте и в Меня / доверяйте и Мне.
2 Много покоев в доме Отца Моего
(и если бы не так это было, сказал бы вам).
Иду Я туда приготовить и для вас место.*Друг. возм. пер.: будь это не так, разве Я сказал бы вам: «Я иду приготовить вам место»?
3 Я уйду и после того, как приготовлю вам место,
приду вновь и возьму вас к Себе,
чтобы и вы могли быть там, где Я.
4 И вы ведь знаете путь, что ведет туда, куда [Я] иду*В некот. рукописях: а куда Я иду, вы знаете, и знаете путь.».
5 Фома возразил Ему: «Господи, не знаем мы, куда Ты пойдешь. Как можем мы знать путь туда 6 Иисус ответил:
«Я - путь, истина и жизнь.
Никто не может прийти к Отцу иначе,
как через Меня, Посредника вашего.
7 Если Меня знаете, будете знать и Отца Моего.В некот. рукописях: если бы вы знали Меня, то и Отца Моего знали бы.
Да вы и знаете Его ужеИли: отныне., и видели вы Его».
8 «Господи, - промолвил Филипп, - покажи нам Отца, и довольно с нас». 9 «Столько времени Я был с вами, - ответил Иисус, - и ты всё еще не знаешь Меня, Филипп?
Видевший Меня видел Отца.
Как можешь ты говорить: Покажи нам Отца?
10 Или не веришь, что Я - в Отце, и Отец - во Мне?
Сами слова, которые Я вам говорю, не от Себя говорю.
Отец, во Мне живущий*Или: во Мне пребывающий., во Мне и действует, всё это - Его дела.
11 Верьте Мне, когда говорю,
что Я - в Отце, и Отец - во Мне;
или хотя бы по самим делам, творимым Мною, верьте.
12 Уверяю вас, верящий в Меня будет делать то,
что Я делаю, и даже большие дела совершит,
потому что Я ухожу к Отцу.
13 И тогда всё, о чем ни попросили бы вы во имя*См. в Словаре Имя. Мое,
сделаю Я, чтобы прославлен был Отец в Сыне.
14 Я сделаю всё, о чем вы ни попросите Меня*Некот. рукописи опускают: Меня. во имя Мое.
15 Вы же, если любите Меня,
будете соблюдать*В некот. рукописях: исполняйте. заповеди Мои.
16 Я Отца попрошу,
и даст Он вам вместо Меня другого Утешителя*Или: Ходатая / Помощника / Советника / Защитника; букв.: призываемого (на помощь); то же в ст. 26.,
Который навеки останется с вами,
17 Духа истины даст, Которого мир не может принять,
потому что не видит Его и не знает;
а вы знаете Его,
потому что Он с вами пребывает и в вас будет*В некот. рукописях: и в вас есть..
18 Не оставлю осиротевшими вас, снова приду к вам.
19 Еще немного, и мир уже не увидит Меня,
но вы Меня будете видеть;
и потому, что Я живу, вы жить будете.
20 И когда придет тот День, вы узнаете,
что Я - в Отце Моем, что вы - во Мне, и Я - в вас.
21 Кто хранит заповеди Мои и соблюдает их,
тот действительно любит Меня,
а кто любит Меня, тот будет любим Отцом Моим,
и Я буду любить его,
и открою ему Себя в Своей любви ясно».
22 Иуда (не Искариот, а другой Иуда) сказал Ему тогда: «Господи, как это так? Ты хочешь открыться только нам, а не миру?»
23 «Тот, кто любит Меня, - ответил Иисус, -
будет поступать по слову Моему*Букв.: будет хранить / соблюдать слово Мое; то же в ст. 24.,
Отец Мой будет любить его;
к нему Мы придем и будем жить у него.
24 Не любящий Меня
не будет и поступать по слову Моему.
Слово*Или: учение., которое слышите вы, не Мое,
но слово Отца, пославшего Меня.
25 Я сказал вам всё это, пока нахожусь еще с вами.
26 Утешитель же, Дух Святой,
Которого пошлет Отец во имя Мое*В знач. «пошлет Отец потому, что вы теперь Мои».,
всему научит вас и напомнит всё, что говорил вам [Я].
27 Ныне же мир и покой вам оставляю.
Дарю вам Мой мир,
какого на земле никто вам не даст*Букв.: не так, как мир дает, Я даю вам..
Пусть не тревожится сердце ваше, пусть не страшится!
28 Вы ведь слышали, Я вам сказал:
Ухожу, но опять приду к вам.
Если бы вы действительно любили Меня,
то радовались бы тому, что Я иду*В некот. рукописях: тому, что Я сказал: «Я иду…». к Отцу,
потому что Отец больше Меня.
29 Я сказал вам всё теперь,
сказал до того, как это произошло,
чтобы, когда это произойдет,
окрепла вера ваша*Букв.: вы поверили / уверовали..
30 Недолго осталось Мне говорить с вами,
ибо князь мира этого уже на своем пути сюда.
Не властен он надо Мной*Букв.: идет, и во Мне не имеет он ничего.,
31 но мир должен узнать, что люблю Я Отца
и делаю именно то, что Он Мне поручил.
Теперь же вставайте, уйдем отсюда!»
1 «Я - истинная виноградная лоза,
а Мой Отец - виноградарь.
2 Всякую ветвь на Мне, что не приносит плода,
Он обрезает,
а ту, что плод приносит, Он очищает,
чтобы больше плода приносила.
3 Уже очищены вы; совершилось то через Слово*Очевидно, здесь имеется в виду как учение Христово, так и Само Слово - второе лицо Святой Троицы.,
Которое вам возвестил Я.
4 Пребудьте во Мне, тесно связаны будьте со Мной,
и Я в вас пребуду.
Как ветвь сама по себе не может плод приносить,
если не будет она на лозе,
так не принесете и вы никакого плода,
если во Мне, в тесной связи со Мной, не пребудете.
5 Я - лоза, а вы - ветви.
Только тот, кто во Мне пребывает, и в ком Я пребываю,
приносит много плода;
без Меня ведь ничего не сможете сделать.
6 А те, что не пребывают во Мне,
ветвям бесплодным подобны:
выбрасывают их, и они засыхают.
Собирают их, бросают в огонь, и сгорают они.
7 Если в единении со Мной*Букв.: во Мне. вы пребудете
и слова Мои в вас пребудут,
можете просить, о чем хотите, - всё получите!
8 Когда урожай приносите вы обильный
и во всём являете себя учениками Моими*В некот. рукописях: явите себя учениками Моими; друг. возм. пер.: будете Моими подлинными учениками. ,
Отца Моего прославляете.
9 Как Отец полюбил Меня, так и Я полюбил вас.
Окруженные любовью Моей, живите в ней!*Букв.: пребудьте в любви Моей.
10 Исполняя заповеди Мои,
вы будете жить в Моей любви,
как и Я исполнил то, что поручил Мне Отец Мой*Или: как и Я (всегда) соблюдал заповеди Отца Моего.,
и в Его любви пребываю.
11 Сказал Я всё это, чтобы вы могли разделить Мою радость*Букв.: радость Моя была в вас.
и сами радости преисполнились.
12 Любите друг друга, как Я вас люблю*Букв.: полюбил., -
это Моя заповедь вам.
13 Никто не может превзойти любовь того,
кто жизнь свою отдает за друзей своих.
14 Вы - друзья Мои, если делаете то, что Я заповедую вам.
15 Я уже не называю вас слугами -
слуга не знает о намерениях*Букв.: слуга / раб не знает, что делает. своего господина;
друзьями зову вас,
ведь Я обо всем вам поведал, что узнал от Отца Моего.
16 Не вы избрали Меня,
но Я вас избрал и на труд поставил,
чтобы в мир вы шли
и служение ваше плоды приносило,
плоды непреходящие;
и Отец даст вам всё,
о чем бы ни попросили Его вы во имя Мое.
17 Исполняйте же то, что вам заповедую Я:
любите друг друга.
18 Если мир ненавидит вас, знайте:
прежде, чем вас, Меня возненавидел он.
19 Будь от мира сего вы от грешного,
полюбил бы он вас как своих.
Но вы не от мира,
Я сделал Свой выбор и увел вас из мира,
поэтому ненавидит он вас.
20 Помните, что Я вам говорил:
Слуга не больше господина своего.
Если Меня преследовали, то и вас преследовать будут;
а если Моему слову внимали, то и вашему будут тоже*Букв.: соблюли, соблюдут и ваше..
21 Преследовать же вас будут из-за Меня*Букв.: но всё это сделают вам из-за имени Моего.,
ибо не знают они Того, Кто Меня послал.
22 Если бы не пришел Я и не говорил им,
не было бы греха на них;
но теперь - не оправдать им грех свой.
23 Кто ненавидит Меня, тот и Отца Моего ненавидит.
24 Если бы не совершал Я у них дел,
каких никто другой никогда не делал,
не было бы на них греха.
Но они видели дела Мои и всё равно
ненавидят и Меня, и Отца Моего.
25 Однако это лишь исполнениеБукв.: но, чтобы исполнилось; или: но так исполнится; см. примеч. к 9:3.
написанного в их Законе:
Возненавидели Меня без причины Пс 35(34):19; 69:4(68:5). Слово «Закон» используется здесь в собирательном смысле для обозначения всех книг, которые у иудеев считались Священным Писанием..
26 Но когда придет к вам Утешитель,
исходящий от Отца Дух истины,
Которого Я к вам пошлю, когда буду у Отца*Букв.: Которого Я пошлю вам от Отца.,
Он будет свидетельствовать обо Мне.
27 Вы тоже Мои свидетели,
ибо от начала вы со Мной.
1 Я сказал вам всё это,
чтобы ничто не поколебало веры вашей*Или: чтобы вы не поколебались..
2 Изгонят*Или: отлучат. вас из синагог;
и даже наступит такое время,
когда всякий убивающий вас будет думать,
что служит он этим Богу.
3 Люди будут делать это,
потому что не знают ни Отца, ни Меня.
4 Вам же всё это сказал Я,
чтобы, когда придет то время*Букв.: их (или: тому) час.,
вспомнили вы, что вам Я заранее об этом сказал.
Не говорил вам этого с самого начала,
потому что Сам Я был с вами тогда.
5 Но теперь ухожу Я к Тому, Кто Меня посылал,
и ни один из вас не спрашивает Меня:
Куда Ты идешь?
6 И оттого, что сказал Я вам это,
не радостью, а печалью наполнились ваши сердца.
7 Но поверьте*Букв.: но Я истину говорю вам.: для вас же лучше, что Я ухожу.
Если Я не уйду, не придет Утешитель к вам,
а если уйду, то пошлю Его к вам.
8 Когда же придет Утешитель, людям мира сего Он покажет,
как неверно думают они о грехе,
и о праведности, и о Божьем суде.
9 Покажет Он им, что их грех - нежелание верить в Меня;
10 что в том праведность явит себя,
что Я к Отцу ухожу*Букв.: о грехе, что не веруют в Меня; о праведности, что Я к Отцу иду.,
и больше не увидите Меня;
11 даст людям знать Он и о суде,
ибо князь мира сего уже осужден.
12 Еще о многом мог бы сказать Я вам,
но сейчас это слишком тяжкое бремя для вас.
13 Когда же придет Дух Истины,
поведет Он вас к полной истине.
Ведь не от Себя будет говорить,
а только то, что услышит, скажет,
и о грядущем Он вам возвестит.
14 Он возвеличит Меня,
возвещая вам о том, что возьмет у Меня.*Букв.: Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.
15 Всё, что есть у Отца, Мое.
Вот почему Я сказал:
Дух откроет вам то, что возьмет у Меня.
16 Скоро уже не увидите вы Меня больше,
но немного спустя увидите снова».
17 Иные из учеников Его стали спрашивать друг друга: «О чем это Он говорит: Скоро уже не увидите вы Меня, но немного спустя увидите снова? И что значит: Иду к Отцу? 18 А как понимать Его, [когда Он говорит]: Скоро уже? - недоумевали они. - Мы не знаем, что Он имеет в виду».
19 Иисус, зная, что они хотели спросить Его, Сам сказал им: «Вы спрашиваете один у другого, что Я имел в виду, когда сказал: Скоро уже не увидите вы Меня, но немного спустя увидите снова?
20 Поверьте Мне, плакать вы будете и рыдать,
а мир станет радоваться;
печали полны будете, но печаль ваша в радость обратится.
21 Женщина, когда приходит час ее, мучается при родах,
но, родив ребенка, о муках уже не помнит от радости,
что человек родился на земле.
22 Так и у вас: печальны вы теперь,
но Я увижу вас снова,
и радостью наполнятся сердца ваши,
и этой радости вашей уже никто не отнимет у вас.
23 В тот день не будет у вас больше нужды
спрашивать Меня о чем бы то ни было.*Друг. возм. пер.: вы не будете (больше) просить Меня ни о чем.
Верьте, о чём бы вы ни попросили Отца во имя Мое,
Он даст вам.
24 До сих пор вы ни о чем не просили во имя Мое.
Просите же - и получите, и радость ваша будет полной.
25 Многое говорил Я вам прикровенно и иносказательно*Букв.: это Я в притчах сказал вам; то же и ниже в этом стихе и в ст. 29.,
но скоро наступит время, когда без всяких иносказаний,
открыто скажу вам об Отце.
26 Когда придет тот день, вы сами будете просить во имя Мое,
потому и не нужно Мне говорить,
что Я буду просить Отца о вас;
27 Сам Отец любит вас,
потому что вы полюбили Меня и поверили,
что от Бога*В некот. рукописях: от Отца. пришел Я.
28 Я оставил Отца и пришел в этот мир;
теперь покидаю мир и возвращаюсь к Отцу».
29 Тогда ученики сказали: «Теперь Ты говоришь прямо и открыто, не прибегая к иносказаниям. 30 Теперь знаем мы, что всё ведомо Тебе; вопросы наши Ты знаешь прежде, чем задаем мы их Тебе*Букв.: и не имеешь нужды, чтобы кто Тебя спрашивал; ср. ст. 19.. Поэтому и верим, что от Бога Ты пришел». 31 Иисус ответил им:
«Теперь вы верите?
32 Но знайте, близок час, да он уже и наступил,
когда вынуждены вы будете рассеяться:
пойдет каждый своим путем*Букв.: рассеетесь, каждый к себе.,
а Меня оставите одного.
Но Я не один - со Мной Отец.
33 Сказал Я вам это,
чтобы во Мне нашли вы мир для себя.
Здесь, на земле, муки вас ждут.
Но мужайтесь: Я мир победил».
1 Сказав это, Иисус поднял взор Свой к небу и стал молиться:
«Отец! Вот и пришел этот час.
Открой же миру славу Сына Твоего,
чтобы Сын мог явить Твою славу.*Букв.: прославь Твоего Сына, чтобы Сын прославил Тебя.
2 Ты дал ведь Ему власть над всеми людьми,
дабы всем, кого Ты доверил Ему*Букв.: как Ты дал Ему власть над всякой плотью, чтобы всем, кого даровал Ты Ему.,
даровал Он вечную жизнь.
3 А жить вечной жизнью -
это знать Тебя, единого истинного Бога,
и Иисуса Христа, Которого Ты послал.
4 Открыл Я людям на этой земле славу Твою,
исполнив то, что поручил Ты Мне.
5 И теперь, Отец, опять у Тебя
дай же Мне снова ту славу,
какой у Тебя обладал Я уже,
прежде чем мир появился!
6 Я открыл Тебя*Букв.: Я открыл / явил Твое имя. людям,
которых из мира Ты взял, чтобы дать их Мне.
Твои они были, Ты Мне дал их.
Они слово Твое соблюли
7 и знают теперь, что всё,
что Ты дал Мне, - от Тебя исходит оно.
8 То, что Ты Мне сказал, Я передал им;
они приняли это и действительно поняли,
что Я от Тебя пришел;
и поверили они, что Ты послал Меня.
9 Прошу за них, не за мир прошу,
а за тех, кого дал Ты Мне, ведь Твои они
10 (ибо всё, что есть у Меня, - Твое,
как и Твое всё - Мое),
и Я прославлен ими*Друг. возм. пер.: через них явлена слава Моя; букв.: и Я прославлен в них..
11 Не в мире уже Я: к Тебе возвращаюсь;
а они еще в мире.
Святой Мой Отец, Ты дал Мне силу, силу имени Твоего,
сохрани же их этой силой*Букв.: Отец Святой, соблюди / сохрани их в имени Твоем (или: именем Твоим), которое (в некот. рукописях: которых) Ты дал Мне.,
чтобы едины они были, как Мы с Тобой.
12 Когда Я был с нимиНекот. рукописи добавляют: в мире., хранил Я их силой,
которую Ты дал Мне, силой имени ТвоегоБукв.: хранил Я их в имени Твоем / именем Твоим.,
и уберег: никто из них не потерян,
кроме одного, погибелью рожденногоБукв.: кроме сына погибели..
Так и исполнится предсказанное в ПисанииИли: во исполнение Писания..
13 Ныне к Тебе возвращаюсь,
и говорю об этом еще здесь, в мире,
чтобы преисполнились они радостью Моей.
14 Я передал им слово Твое, и мир возненавидел их,
потому что не от мира они, как и Я не от мира.
15 Не о том прошу, чтобы из мира Ты взял их,
но чтобы от зла*Букв.: от злого, в знач. от дьявола. сохранил.
16 Не от мира они, как не от мира и Я.
17 Освяти же их истиною.*Букв.: освяти их в истине / через истину; греч. хагиадзо - отделять / посвящать для Бога; делать святым; то же в ст. 19.
Слово Твое - истина.
18 Как Ты Меня в мир послал,
так и Я послал их.
19 Их спасениюБукв.: ради них. Я Себя посвящаю,
чтобы, в истине пребывая, ониДруг. возм. пер.: чтобы они истинно. Тебе посвящены были.
20 Но не только о них Я прошу,
обо всех прошу, кто, внимая их слову,
приходит к вере в Меня,
21 чтобы все они едины были.
Как Ты, Отец, во Мне, и Я - в Тебе,
так и они да будут в Нас*Некот. рукописи добавляют: одно / едино.,
дабы поверил мир, что это Ты послал Меня.
22 Тою же самой славой, которую Ты дал Мне,
Я их наделил, чтобы, как Мы, они едины были.
23 И теперь, когда Я - в них и Ты - во Мне,
они могут быть в полном единстве,
чтобы знал мир, что Ты послал Меня
и что они Тобой любимы, как Я Тобою любим.
24 Отец, Ты дал их Мне, и Я хочу,
чтобы со Мной они были там, где Я,
чтобы видели славу Мою,
которую Ты дал Мне,
ибо любил Меня еще до создания мира.
25 Отец Мой праведный, мир не знает Тебя,
но знаю Тебя Я*Или: и мир Тебя не познал / не узнал, но Я Тебя познал / узнал., и они знают, что это Ты послал Меня.
26 Я открыл им Тебя*Букв.: имя Твое. и буду открывать вновь и вновь,
чтобы любовь, какой Ты любишь Меня,
была в них, как Я в них».
1 Сказав всё это и окончив молитву, Иисус с учениками ушел из города. Прошли они через долину Кедрон в том месте, где был сад, в который Он и вошел с учениками Своими. 2 Иуда, предающий Его, знал это место, потому что Иисус и ученики Его часто собирались там. 3 Теперь он пришел туда с отрядом римских солдат и храмовой стражей, посланной первосвященниками и фарисеями.*Букв.: потому Иуда, взяв когорту, а от первосвященников и фарисеев - (их) слуг, приходит туда. Они были вооружены и несли фонари и факелы.
4 Зная всё, что ждет Его, Иисус вышел к ним и спросил: «Кого ищете вы?»
5 «Иисуса НазарянинаСм. примеч. к Мф 2:23.», - ответили Ему.
Иисус сказал: «ЭТО ЯСм. примеч. к 4:26; то же в ст. 6 и 8.». (Иуда, предающий Его, стоял тут же вместе с пришедшими.)
6 Как только Иисус сказал: «ЭТО Я», они подались назад и пали на землю.
7 Он снова спросил их: «Кого вы ищете?»
«Иисуса Назарянина», - ответили они.
8 «Я же сказал вам: ЭТО Я, - повторил Иисус, - потому, если Меня ищете, этих людей оставьте, пусть они идут». 9 (Так должны были исполниться Его слова: «Из тех, кого Ты дал Мне, никого не потерял Я».)
10 У Симона Петра был при себе меч. Петр извлек его, ударил слугу первосвященника (того звали Малх) и отсек ему правое ухо.
11 «Вложи меч свой в ножны, - Иисус сказал Петру. - Это та самая чаша, которую дал Мне Отец. Не должен ли Я испить ее?»
12 Тогда римские воины вместе с трибуном и стражники иудейские схватили Иисуса и, связав, 13 отвели Его поначалу к Анне, тестю Каиафы, который был первосвященником в тот год. 14 (Это был тот самый Каиафа, который убеждал иудеев, что для них будет лучше, если один человек умрет за весь народ*Или: вместо народа..)
15 За Иисусом шли Симон Петр и еще один ученик. Ученик этот был знаком с первосвященником и потому вошел в его двор вместе с Иисусом. 16 Петр же остался стоять снаружи, у ворот. Тогда другой ученик, знавший первосвященника, вышел и, поговорив с привратницей, ввел Петра.
17 Та спросила Петра: «А ты не из учеников ли Того Человека?»
«Нет!» - ответил он.
18 Было холодно. Слуги и стражники развели костер и грелись, стоя вокруг. Петр стоял вместе с ними и тоже грелся.
19 Тем временем первосвященник стал спрашивать Иисуса об учениках Его и о самом Его учении.
20 «Говорил Я открыто: любой мог слышать Меня*Букв.: Я открыто сказал миру., - отвечал Иисус, - Я учил всегда в синагогах или в Храме, где собираются все иудеи, и тайно не учил ничему. 21 Что ты Меня спрашиваешь? Спроси тех, кто слышал слова Мои. Они знают, что Я говорил».
22 После этих слов один из стражников, стоявший рядом, ударил Иисуса по лицу, раздраженно заметив: «Как отвечаешь Ты первосвященнику?!»
23 «Если Я что-то неверно сказал, - ответил Иисус, - скажи всем об этом*Букв.: свидетельствуй о плохом.. Если же верно, почему бьешь Меня?»
24 Тогда Анна послал Его связанным к первосвященнику Каиафе.
25 А Симон Петр всё еще стоял во дворе и грелся. Его спросили: «А ты не из Его ли учеников тоже?»
«Нет», - отрицал он.
26 Но один из слуг первосвященника, родственник того, которому Петр отсек ухо, настаивал: «Не тебя ли я видел вместе с Ним в саду?» 27 Снова Петр стал отрицать это, и тотчас запел петух.
28 Рано утром повели Иисуса от Каиафы в преторий*Так называлась резиденция наместника в римских провинциях.. Но в помещение иудеи не вошли, чтобы им не оскверниться, иначе не смогли бы они участвовать в пасхальном празднестве.
Свернуть
В Страстную пятницу, в Страстную пятницу, которая не далека от нас, а близка как никогда, пусть нас и не было тогда на свете...  Читать далее

В Страстную пятницу, в Страстную пятницу, которая не далека от нас, а близка как никогда, пусть нас и не было тогда на свете, владыка Антоний митрополит Сурожский говорил с амвона такие слова. «<...> Мать стояла у Креста; Ее Сын, преданный, поруганный, изверженный, избитый, истерзанный, измученный, умирал на Кресте. И Она с Ним со-умирала... Многие, верно, глядели на Христа, многие, верно, постыдились и испугались и не посмотрели в лицо Матери. И вот к Ней мы обращаемся, говоря: Мать, я повинен – пусть среди других – в смерти Твоего Сына; я повинен – Ты заступись. Ты спаси Твоей молитвой, Твоей защитой, потому что если Ты простишь – никто нас не осудит и не погубит... Но если Ты не простишь, то Твое слово будет сильнее всякого слова в нашу защиту... <...>Вот, встанем перед судом нашей совести, пробужденной Ее горем, и принесем покаянное, сокрушенное сердце, принесем Христу молитву о том, чтобы Он дал нам силу очнуться, опомниться, ожить, стать людьми, сделать нашу жизнь глубокой, широкой, способной вместить любовь и присутствие Господне. И с этой любовью выйдем в жизнь, чтобы творить жизнь, творить и создавать мир, глубокий и просторный, который был бы, как одежда на присутствии Господнем, который сиял бы всем светом, всей радостью рая. Это наше призвание, это мы должны осуществить, преломив себя, отдав себя, умерев, если нужно – и нужно! – потому что любить – это значит умереть себе, это значит уже не ценить себя, а ценить другого, будь то Бога, будь то человека, жить для другого, отложив заботу о себе. Умрем, сколько можем, станем умирать изо всех сил для того, чтобы жить любовью и жить для Бога и для других.» Так близка нам эта пятница, когда владыка говорил эти слова, как все Страстные пятницы, что были и будут. «Я повинен». Меня тогда не было на свете, но я повинен. Нельзя воспринимать сегодняшний день как символическое воспоминание о когда-то бывших событиях. Нет. Ибо Тело и Кровь, которых мы причащаемся не символ, а Само Тело и Сама Кровь. Вот я, и я виноват здесь и сейчас. Пугает, когда люди заранее начинают поздравлять друг друга с Пасхой (это действительно бывает и бывает часто!). Сегодня я ничего не знаю о Пасхе, я знаю только одно – я виновата или я виноват, ибо Он умер, а я ничего не сделал, чтобы это предотвратить.

Свернуть
 
На Ин 17:18-26
18 Как Ты Меня в мир послал,
так и Я послал их.
19 Их спасениюБукв.: ради них. Я Себя посвящаю,
чтобы, в истине пребывая, ониДруг. возм. пер.: чтобы они истинно. Тебе посвящены были.
20 Но не только о них Я прошу,
обо всех прошу, кто, внимая их слову,
приходит к вере в Меня,
21 чтобы все они едины были.
Как Ты, Отец, во Мне, и Я - в Тебе,
так и они да будут в Нас*Некот. рукописи добавляют: одно / едино.,
дабы поверил мир, что это Ты послал Меня.
22 Тою же самой славой, которую Ты дал Мне,
Я их наделил, чтобы, как Мы, они едины были.
23 И теперь, когда Я - в них и Ты - во Мне,
они могут быть в полном единстве,
чтобы знал мир, что Ты послал Меня
и что они Тобой любимы, как Я Тобою любим.
24 Отец, Ты дал их Мне, и Я хочу,
чтобы со Мной они были там, где Я,
чтобы видели славу Мою,
которую Ты дал Мне,
ибо любил Меня еще до создания мира.
25 Отец Мой праведный, мир не знает Тебя,
но знаю Тебя Я*Или: и мир Тебя не познал / не узнал, но Я Тебя познал / узнал., и они знают, что это Ты послал Меня.
26 Я открыл им Тебя*Букв.: имя Твое. и буду открывать вновь и вновь,
чтобы любовь, какой Ты любишь Меня,
была в них, как Я в них».
Свернуть
На каждой службе мы молимся «о соединении всех» в Церкви Бога Живого. О каком это единстве мы молимся, и почему...  Читать далее

«На каждой службе мы молимся «о соединении всех» в Церкви Бога Живого. О каком это единстве мы молимся, и почему нужно именно молиться о нем? Мы молимся, потому что единство, которое разрушил человек, восстановить может только Бог: критерии его слишком высоки, мерки его не человеческие, а Божии. Такое единство – тайна по природе, чудо по существу. Христианское единство нельзя определить в категориях содружества, сообщества. Это не «совместность», это «единство»: «Да будут они едины, как и Мы – едино», – обращался Господь в Своей последней молитве к Отцу. Это славный и трепетный призыв и образец, потому что в нем заложено державное повеление для всего рода человеческого: достигнуть подобия Святой Троице, быть Ее образом и Ее откровением; а это и обещание, но также и ответственность. И мы легко забываем и то, и другое. Опыт этого славного и страшно-трепетного единства и есть само бытие, существо Церкви, ее природа: Церковь есть само это единство; Церковь есть едина и нераздельна, хотя христианский мир разбит на части нашими грехами. Просите мира Иерусалиму, граду слитому в одно... (см. Пс 121).
(Антоний митрополит Сурожский «… и о соединении всех Господу помолимся»)

Свернуть
 
На Ин 17:18-26
18 Как Ты Меня в мир послал,
так и Я послал их.
19 Их спасениюБукв.: ради них. Я Себя посвящаю,
чтобы, в истине пребывая, ониДруг. возм. пер.: чтобы они истинно. Тебе посвящены были.
20 Но не только о них Я прошу,
обо всех прошу, кто, внимая их слову,
приходит к вере в Меня,
21 чтобы все они едины были.
Как Ты, Отец, во Мне, и Я - в Тебе,
так и они да будут в Нас*Некот. рукописи добавляют: одно / едино.,
дабы поверил мир, что это Ты послал Меня.
22 Тою же самой славой, которую Ты дал Мне,
Я их наделил, чтобы, как Мы, они едины были.
23 И теперь, когда Я - в них и Ты - во Мне,
они могут быть в полном единстве,
чтобы знал мир, что Ты послал Меня
и что они Тобой любимы, как Я Тобою любим.
24 Отец, Ты дал их Мне, и Я хочу,
чтобы со Мной они были там, где Я,
чтобы видели славу Мою,
которую Ты дал Мне,
ибо любил Меня еще до создания мира.
25 Отец Мой праведный, мир не знает Тебя,
но знаю Тебя Я*Или: и мир Тебя не познал / не узнал, но Я Тебя познал / узнал., и они знают, что это Ты послал Меня.
26 Я открыл им Тебя*Букв.: имя Твое. и буду открывать вновь и вновь,
чтобы любовь, какой Ты любишь Меня,
была в них, как Я в них».
Свернуть
Сейчас в большей части цивилизованного мира только и разговоров, что о единстве. Называют это единство по-разному: кто-то...  Читать далее

Сейчас в большей части цивилизованного мира только и разговоров, что о единстве. Называют это единство по-разному: кто-то просто и без обиняков говорит, что "вместе мы сила", кто-то борется за или против глобализации, кто-то молится о единстве Церкви, кто-то размышляет над глубинным стремлением человека к жизни с другими и "сопричастности". Некоторые только размышляют, а кто-то даже пытается что-то построить - создает организации, союзы и советы. В общем, тема актуальная. Только если попробовать всех людей, этим делом занятых, собрать вместе и предложить им договориться о том, каким должна быть эта искомая общность, то начнется такое! И все потому, что несмотря на общее стремление, каждый все равно тянет одеяло на себя. Каждый видит единство по-своему и места распределяет согласно собственным представлениям. И возможно, что никогда люди договориться о форме не смогут. Потому что настоящее единство - это то, о чем просит для нас у Отца Иисус. Такое единство, которое по-человечески достичь невозможно - единство Троицы. Настолько близко, как близки и едины лица Троицы, мы даже подпустить к себе не в состоянии, не говоря уже о том, чтобы постоянно находиться в такой "сопричастности" - когда мы и разные, и одно. Однако именно этого от нас ждет Бог. И именно Он может сделать это реальностью. Только этого надо действительно хотеть.

Свернуть
 
На Ин 17:18-26
18 Как Ты Меня в мир послал,
так и Я послал их.
19 Их спасениюБукв.: ради них. Я Себя посвящаю,
чтобы, в истине пребывая, ониДруг. возм. пер.: чтобы они истинно. Тебе посвящены были.
20 Но не только о них Я прошу,
обо всех прошу, кто, внимая их слову,
приходит к вере в Меня,
21 чтобы все они едины были.
Как Ты, Отец, во Мне, и Я - в Тебе,
так и они да будут в Нас*Некот. рукописи добавляют: одно / едино.,
дабы поверил мир, что это Ты послал Меня.
22 Тою же самой славой, которую Ты дал Мне,
Я их наделил, чтобы, как Мы, они едины были.
23 И теперь, когда Я - в них и Ты - во Мне,
они могут быть в полном единстве,
чтобы знал мир, что Ты послал Меня
и что они Тобой любимы, как Я Тобою любим.
24 Отец, Ты дал их Мне, и Я хочу,
чтобы со Мной они были там, где Я,
чтобы видели славу Мою,
которую Ты дал Мне,
ибо любил Меня еще до создания мира.
25 Отец Мой праведный, мир не знает Тебя,
но знаю Тебя Я*Или: и мир Тебя не познал / не узнал, но Я Тебя познал / узнал., и они знают, что это Ты послал Меня.
26 Я открыл им Тебя*Букв.: имя Твое. и буду открывать вновь и вновь,
чтобы любовь, какой Ты любишь Меня,
была в них, как Я в них».
Свернуть
Собирая людей вместе, созидая из них Церковь, Господь не просто противостоит человеческой разобщенности...  Читать далее

Собирая людей вместе, созидая из них Церковь, Господь не просто противостоит человеческой разобщенности, происходящей от греха. Дело не только в том, что мы все, как Каин, не в состоянии быть вместе. Мы разные, и причина этому — воля Творца, а не наш грех. И преодоление разобщенности не имеет ничего общего с преодолением индивидуальности каждого человека. Сегодня мы читаем в отрывке из Последней беседы Христа с учениками, что, говоря словами апостола Павла, «Бог предусмотрел о нас нечто лучшее». Он дает нам участвовать в тайне единства Троицы, в том единстве, которое не поглощает и не нивелирует личности. В том единстве, где жизнь, отданная другому, не исчезает, но прирастает. В том единстве, которым едины Отец и Сын.

Это единство невозможное для этого мира, поэтому Христос говорит «да будут в Нас едино». И за этими словами стоит не менее поразительная вещь: Он хочет, чтобы мы были в Них — в Отце и Сыне. После Вознесения в Троице, как мы видим Ее на рублевской иконе, Один из Трех — Богочеловек, значит, в том числе и человек! И в Иисусе Христе, в Его Плоти и Крови, для каждого из нас находится место не просто рядом с престолом Божиим, но в Них Самих! Вот, оказывается, что имеют в виду восточные отцы Церкви, когда говорят о том, что спасение заключается в обожении человека.

Свернуть
 
На Ин 17:18-26
18 Как Ты Меня в мир послал,
так и Я послал их.
19 Их спасениюБукв.: ради них. Я Себя посвящаю,
чтобы, в истине пребывая, ониДруг. возм. пер.: чтобы они истинно. Тебе посвящены были.
20 Но не только о них Я прошу,
обо всех прошу, кто, внимая их слову,
приходит к вере в Меня,
21 чтобы все они едины были.
Как Ты, Отец, во Мне, и Я - в Тебе,
так и они да будут в Нас*Некот. рукописи добавляют: одно / едино.,
дабы поверил мир, что это Ты послал Меня.
22 Тою же самой славой, которую Ты дал Мне,
Я их наделил, чтобы, как Мы, они едины были.
23 И теперь, когда Я - в них и Ты - во Мне,
они могут быть в полном единстве,
чтобы знал мир, что Ты послал Меня
и что они Тобой любимы, как Я Тобою любим.
24 Отец, Ты дал их Мне, и Я хочу,
чтобы со Мной они были там, где Я,
чтобы видели славу Мою,
которую Ты дал Мне,
ибо любил Меня еще до создания мира.
25 Отец Мой праведный, мир не знает Тебя,
но знаю Тебя Я*Или: и мир Тебя не познал / не узнал, но Я Тебя познал / узнал., и они знают, что это Ты послал Меня.
26 Я открыл им Тебя*Букв.: имя Твое. и буду открывать вновь и вновь,
чтобы любовь, какой Ты любишь Меня,
была в них, как Я в них».
Свернуть
Неудивительно, что последней молитвой Иисуса перед Его страданиями стала молитва о Церкви. Интересно другое...  Читать далее

Неудивительно, что последней молитвой Иисуса перед Его страданиями стала молитва о Церкви. Интересно другое: какой видит Церковь её Основатель. Молитва Иисуса о единстве как раз и позволяет нам понять, что подразумевает под Церковью Спаситель. Конечно, упоминая в Своей молитве о единстве Своих учеников, Иисус имеет в виду и отсутствие между ними разделений тоже. Впрочем, в первые века христианской истории никому, наверное, и в голову не могло прийти, что Церковь может распасться на несколько конкурирующих между собой общин (а вернее, на несколько конкурирующих между собой структур), и конкуренция дойдёт до взаимных проклятий и анафематствований. Но дело, разумеется, не только в отсутствии разделений. Дело ещё и в том сущностном, духовном единстве, которое связывает как Самого Иисуса с Его Отцом, так и учеников и последователей Иисуса с Ним Самим. Это единство и есть Церковь: весь смысл земного служения Спасителя заключался в том, чтобы к моменту его завершения в мире появилась бы община Его последователей, которая была бы готова жить одной с Ним жизнью, жизнью того Царства, которое Он принёс в мир. А приобщиться к жизни Царства можно было, только не утратив связи с Иисусом и с Его небесным Отцом. О таком единстве и просит Иисус Отца. При этом Он, разумеется, понимает, что община будет расти, а потому просит Отца не только о самих апостолах, но и о тех, кто присоединится к Церкви позже, вследствие их свидетельства. Церковь должна была стать, в известном смысле, продолжением в мире Самого Иисуса, носителем того самого Царства, которое Он Сам являл миру на всём протяжении Своего земного служения. Павел позже именно в этом смысле назовёт Церковь «телом Христовым». Так молитва Иисуса о единстве напоминает нам о смысле существования Церкви: быть носителем в мире Царства во всей его полноте, являя его миру так же, как являл его Сам Иисус во время Своего земного служения.

Свернуть
 
На Ин 17:1-26
1 Сказав это, Иисус поднял взор Свой к небу и стал молиться:
«Отец! Вот и пришел этот час.
Открой же миру славу Сына Твоего,
чтобы Сын мог явить Твою славу.*Букв.: прославь Твоего Сына, чтобы Сын прославил Тебя.
2 Ты дал ведь Ему власть над всеми людьми,
дабы всем, кого Ты доверил Ему*Букв.: как Ты дал Ему власть над всякой плотью, чтобы всем, кого даровал Ты Ему.,
даровал Он вечную жизнь.
3 А жить вечной жизнью -
это знать Тебя, единого истинного Бога,
и Иисуса Христа, Которого Ты послал.
4 Открыл Я людям на этой земле славу Твою,
исполнив то, что поручил Ты Мне.
5 И теперь, Отец, опять у Тебя
дай же Мне снова ту славу,
какой у Тебя обладал Я уже,
прежде чем мир появился!
6 Я открыл Тебя*Букв.: Я открыл / явил Твое имя. людям,
которых из мира Ты взял, чтобы дать их Мне.
Твои они были, Ты Мне дал их.
Они слово Твое соблюли
7 и знают теперь, что всё,
что Ты дал Мне, - от Тебя исходит оно.
8 То, что Ты Мне сказал, Я передал им;
они приняли это и действительно поняли,
что Я от Тебя пришел;
и поверили они, что Ты послал Меня.
9 Прошу за них, не за мир прошу,
а за тех, кого дал Ты Мне, ведь Твои они
10 (ибо всё, что есть у Меня, - Твое,
как и Твое всё - Мое),
и Я прославлен ими*Друг. возм. пер.: через них явлена слава Моя; букв.: и Я прославлен в них..
11 Не в мире уже Я: к Тебе возвращаюсь;
а они еще в мире.
Святой Мой Отец, Ты дал Мне силу, силу имени Твоего,
сохрани же их этой силой*Букв.: Отец Святой, соблюди / сохрани их в имени Твоем (или: именем Твоим), которое (в некот. рукописях: которых) Ты дал Мне.,
чтобы едины они были, как Мы с Тобой.
12 Когда Я был с нимиНекот. рукописи добавляют: в мире., хранил Я их силой,
которую Ты дал Мне, силой имени ТвоегоБукв.: хранил Я их в имени Твоем / именем Твоим.,
и уберег: никто из них не потерян,
кроме одного, погибелью рожденногоБукв.: кроме сына погибели..
Так и исполнится предсказанное в ПисанииИли: во исполнение Писания..
13 Ныне к Тебе возвращаюсь,
и говорю об этом еще здесь, в мире,
чтобы преисполнились они радостью Моей.
14 Я передал им слово Твое, и мир возненавидел их,
потому что не от мира они, как и Я не от мира.
15 Не о том прошу, чтобы из мира Ты взял их,
но чтобы от зла*Букв.: от злого, в знач. от дьявола. сохранил.
16 Не от мира они, как не от мира и Я.
17 Освяти же их истиною.*Букв.: освяти их в истине / через истину; греч. хагиадзо - отделять / посвящать для Бога; делать святым; то же в ст. 19.
Слово Твое - истина.
18 Как Ты Меня в мир послал,
так и Я послал их.
19 Их спасениюБукв.: ради них. Я Себя посвящаю,
чтобы, в истине пребывая, ониДруг. возм. пер.: чтобы они истинно. Тебе посвящены были.
20 Но не только о них Я прошу,
обо всех прошу, кто, внимая их слову,
приходит к вере в Меня,
21 чтобы все они едины были.
Как Ты, Отец, во Мне, и Я - в Тебе,
так и они да будут в Нас*Некот. рукописи добавляют: одно / едино.,
дабы поверил мир, что это Ты послал Меня.
22 Тою же самой славой, которую Ты дал Мне,
Я их наделил, чтобы, как Мы, они едины были.
23 И теперь, когда Я - в них и Ты - во Мне,
они могут быть в полном единстве,
чтобы знал мир, что Ты послал Меня
и что они Тобой любимы, как Я Тобою любим.
24 Отец, Ты дал их Мне, и Я хочу,
чтобы со Мной они были там, где Я,
чтобы видели славу Мою,
которую Ты дал Мне,
ибо любил Меня еще до создания мира.
25 Отец Мой праведный, мир не знает Тебя,
но знаю Тебя Я*Или: и мир Тебя не познал / не узнал, но Я Тебя познал / узнал., и они знают, что это Ты послал Меня.
26 Я открыл им Тебя*Букв.: имя Твое. и буду открывать вновь и вновь,
чтобы любовь, какой Ты любишь Меня,
была в них, как Я в них».
Свернуть
Молитва, которой молится Иисус за Своих учеников, подводит итог всему тому, что было сказано во время Тайной Вечери...  Читать далее

Молитва, которой молится Иисус за Своих учеников, подводит итог всему тому, что было сказано во время Тайной Вечери. Молитву эту называют обычно молитвой о единстве, с чем, без сомнения, можно согласиться. Но речь в ней идёт не только о единстве внешнем. Иисус снова просит Отца о том, чтобы Он сохранил то единение между Ним Самим и Его учениками, какое существует у Него с Отцом (ст. 21 – 23). Как видно, без такого единения невозможно никакое свидетельство, без него мир не поверит, что апостолы действительно посланы в мир Самим Спасителем. Между тем, именно свидетельство о Царстве и явление миру Царства оказывается главной задачей посланных. Обращаясь к Отцу, Иисус как бы передаёт порученную Ему Отцом миссию апостолам, а самих апостолов поручает Отцу. Он говорит: Я дал жизнь Царства, которую Ты передал мне, каждому, кто хотел её принять, Я исполнил всё, что Ты Мне поручил (ст. 1 – 5). Я открылся Сам и открыл Тебя и Твоё Царство тем, кого Ты мне послал, и они приняли всё (ст. 6 – 8). И теперь, говорит Иисус, Я ухожу, а они остаются, и Я прошу о них, о тех, которые принадлежат Тебе (ст. 9 – 11). Такая просьба была вполне естественной: ведь именно апостолы становились теперь свидетелями того Царства, о котором прежде говорил миру Иисус, а апостольская община должна была стать ядром Церкви. Прежде Иисус Сам хранил Своих учеников во враждебном им мире, теперь же, уходя к Отцу, Он просит о том, чтобы Отец помог апостолам сохранить ту радость Царства, которую они познали во время земного служения Спасителя (ст. 12 – 13). Речь не идёт о том, чтобы увести апостолов из мира куда-то в иную, особую реальность, ведь Царство должно было быть явлено здесь, а не где-то на другой планете или в ином измерении (ст. 14 – 16). Но для того, чтобы явить его, апостольская община должна была быть освящена, вместив полноту живого откровения Божия, воплощением которого стал Сам Спаситель (ст. 17). Только тогда смогут апостолы стать свидетелями Царства, а их община — ядром Церкви, смыслом существования которой и становится хранение Царства в нашем, ещё не до конца преображённом, мире и свидетельство о нём. И ядро это будет расти, Церковь будет расширяться, включая в себя каждого ищущего Царства и вечной жизни (ст. 18 – 21).

Свернуть
 
На Ин 17:1-26
1 Сказав это, Иисус поднял взор Свой к небу и стал молиться:
«Отец! Вот и пришел этот час.
Открой же миру славу Сына Твоего,
чтобы Сын мог явить Твою славу.*Букв.: прославь Твоего Сына, чтобы Сын прославил Тебя.
2 Ты дал ведь Ему власть над всеми людьми,
дабы всем, кого Ты доверил Ему*Букв.: как Ты дал Ему власть над всякой плотью, чтобы всем, кого даровал Ты Ему.,
даровал Он вечную жизнь.
3 А жить вечной жизнью -
это знать Тебя, единого истинного Бога,
и Иисуса Христа, Которого Ты послал.
4 Открыл Я людям на этой земле славу Твою,
исполнив то, что поручил Ты Мне.
5 И теперь, Отец, опять у Тебя
дай же Мне снова ту славу,
какой у Тебя обладал Я уже,
прежде чем мир появился!
6 Я открыл Тебя*Букв.: Я открыл / явил Твое имя. людям,
которых из мира Ты взял, чтобы дать их Мне.
Твои они были, Ты Мне дал их.
Они слово Твое соблюли
7 и знают теперь, что всё,
что Ты дал Мне, - от Тебя исходит оно.
8 То, что Ты Мне сказал, Я передал им;
они приняли это и действительно поняли,
что Я от Тебя пришел;
и поверили они, что Ты послал Меня.
9 Прошу за них, не за мир прошу,
а за тех, кого дал Ты Мне, ведь Твои они
10 (ибо всё, что есть у Меня, - Твое,
как и Твое всё - Мое),
и Я прославлен ими*Друг. возм. пер.: через них явлена слава Моя; букв.: и Я прославлен в них..
11 Не в мире уже Я: к Тебе возвращаюсь;
а они еще в мире.
Святой Мой Отец, Ты дал Мне силу, силу имени Твоего,
сохрани же их этой силой*Букв.: Отец Святой, соблюди / сохрани их в имени Твоем (или: именем Твоим), которое (в некот. рукописях: которых) Ты дал Мне.,
чтобы едины они были, как Мы с Тобой.
12 Когда Я был с нимиНекот. рукописи добавляют: в мире., хранил Я их силой,
которую Ты дал Мне, силой имени ТвоегоБукв.: хранил Я их в имени Твоем / именем Твоим.,
и уберег: никто из них не потерян,
кроме одного, погибелью рожденногоБукв.: кроме сына погибели..
Так и исполнится предсказанное в ПисанииИли: во исполнение Писания..
13 Ныне к Тебе возвращаюсь,
и говорю об этом еще здесь, в мире,
чтобы преисполнились они радостью Моей.
14 Я передал им слово Твое, и мир возненавидел их,
потому что не от мира они, как и Я не от мира.
15 Не о том прошу, чтобы из мира Ты взял их,
но чтобы от зла*Букв.: от злого, в знач. от дьявола. сохранил.
16 Не от мира они, как не от мира и Я.
17 Освяти же их истиною.*Букв.: освяти их в истине / через истину; греч. хагиадзо - отделять / посвящать для Бога; делать святым; то же в ст. 19.
Слово Твое - истина.
18 Как Ты Меня в мир послал,
так и Я послал их.
19 Их спасениюБукв.: ради них. Я Себя посвящаю,
чтобы, в истине пребывая, ониДруг. возм. пер.: чтобы они истинно. Тебе посвящены были.
20 Но не только о них Я прошу,
обо всех прошу, кто, внимая их слову,
приходит к вере в Меня,
21 чтобы все они едины были.
Как Ты, Отец, во Мне, и Я - в Тебе,
так и они да будут в Нас*Некот. рукописи добавляют: одно / едино.,
дабы поверил мир, что это Ты послал Меня.
22 Тою же самой славой, которую Ты дал Мне,
Я их наделил, чтобы, как Мы, они едины были.
23 И теперь, когда Я - в них и Ты - во Мне,
они могут быть в полном единстве,
чтобы знал мир, что Ты послал Меня
и что они Тобой любимы, как Я Тобою любим.
24 Отец, Ты дал их Мне, и Я хочу,
чтобы со Мной они были там, где Я,
чтобы видели славу Мою,
которую Ты дал Мне,
ибо любил Меня еще до создания мира.
25 Отец Мой праведный, мир не знает Тебя,
но знаю Тебя Я*Или: и мир Тебя не познал / не узнал, но Я Тебя познал / узнал., и они знают, что это Ты послал Меня.
26 Я открыл им Тебя*Букв.: имя Твое. и буду открывать вновь и вновь,
чтобы любовь, какой Ты любишь Меня,
была в них, как Я в них».
Свернуть
Господь Иисус несколько раз говорит в Иоанновом Евангелии о том, что Он пришел, чтобы люди, слышащие Его весть...  Читать далее

Господь Иисус несколько раз говорит в Иоанновом Евангелии о том, что Он пришел, чтобы люди, слышащие Его весть, Его ученики уверовали и имели жизнь, которую Он принес от Отца. Поэтому в Своей последней перед арестом молитве Он просит об учениках и их последователях, а не о мире, не о тех, кто Его не принял. Но в то же время, Он просит и о мире — в косвенной форме — чтобы мир поверил в Него, видя единство учеников. Тем самым, Он ожидает от тех, кто поверил в Него, продолжения Его работы — способствовать спасению и оживотворению всего мира, не заменяя Христа, а являя Его присутствие в своем единстве, свидетельствующем о том, что они уже живут божественной жизнью, подражая неподражаемому единству Отца и Сына.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).