Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Деян 10:44

44 Петр еще произносил эти слова, когда Дух Святой сошел на всех, слушавших весть его.
Свернуть

Этот стих отмечает переломный момент в истории Церкви. И до этого Петр и другие апостолы проповедовали, свидетельствовали о Христе — и люди откликались, принимали крещение и исполнялись Духом Святым, но всегда это происходило с людьми, верующими в Единого Бога, иудеями (по вере). Здесь первый раз мы видим полное обращение язычников - при этом они исполняются Духом Святым еще до крещения, до выраженного покаяния. Тем самым от Бога засвидетельствована их принадлежность к Его народу, и Петру, даже не предполагавшему ничего подобного, остается только совершить крещение. Так открываются двери Церкви для обращенных из язычников. Еще раз подчеркнем, что не человеческим решением это совершилось, но явным действием Божиим.

И в истории Церкви, и в наших личных историях мы обнаруживаем подобные переломные моменты. Нам иногда кажется, что эти изменения – дело рук человеческих, но, скорее всего, это значит, что мы плохо смотрели...

Другие мысли вслух

 
На Деян 10:44-48
44 Петр еще произносил эти слова, когда Дух Святой сошел на всех, слушавших весть его. 45 И верующие из иудеевБукв.: из обрезанных., пришедшие с Петром, изумились, что Святой Дух дарован был и язычникамБукв.: дар Святого Духа был излит и на язычников.. 46 Ибо слышали, как те говорили на разных языках и величали Бога.
Тогда Петр сказал:
47 «Может ли кто отказать в крещении водою тем, кто, как и мы, получили Духа Святого?» 48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. А потом они попросили его остаться у них на несколько дней.
Свернуть
Сегодня мы наконец-то читаем, чем закончилась история с Петром и сотником Корнилием. Т.е. ничем она, на самом деле, еще не...  Читать далее

Сегодня мы наконец-то читаем, чем закончилась история с Петром и сотником Корнилием. Т.е. ничем она, на самом деле, еще не закончилась. И не закончится, пока Дух дышит в Церкви. Потому что во многом благодаря описанному в этих главах обращению Корнилия и всех его домочадцев большинство из нас получило "доступ" ко спасению. Хоть этот путь был открыт Самим Господом, Его ученики вольно или невольно этот доступ ограничивали. Они приняли тот порядок, который наблюдали до сих пор, за единственно верный. Им и в голову не приходило, что для Бога могут быть хоть как-то интересны язычники. Однако это так. И Бог расширяет границы и переворачивает все с ног на голову. Он посылает на обратившихся язычников Своего Духа, т.е. по факту делает их христианами раньше, чем их таковыми признают братья. Сегодня Господь Сам расширил для нас вход в Церковь. Только бы нам самим его не сузить...

Свернуть
 
На Деян 10:24-48
24 В Кесарию пришли они на следующий день. Корнилий ждал их, созвав своих родственников и близких друзей. 25 Когда Петр вошел, Корнилий встретил его и, пав к ногам, приветствовал его в глубочайшем почтении. 26 Петр же поднял его и сказал: «Встань, я всего лишь человек».
27 Беседуя с ним, он прошел в дом и увидел, что там собралось много народа. 28 Он сказал им: «Вы сами знаете, что запрещено иудею общаться с иноплеменниками или входить к ним в дом, но Бог открыл мне, что никого нельзя считать поганым или нечистым. 29 Вот почему, когда вы за мной послали, я пришел без возражений. Теперь хотел бы я узнать, зачем вы прислали за мной?»
30 «Три дня назад, примерно в это же время, около трех часов дня, я молился*В некот. рукописях: четыре дня назад до этого часа я постился и в три часа молился. в доме своем, - сказал Корнилий. - И вдруг увидел я перед собой мужа в сияющем одеянии, 31 который сказал мне: Корнилий! Услышана твоя молитва и милостыни твои не забыты Богом*Букв.: помянуты перед Богом.. 32 Пошли в Иоппию за Симоном, которого зовут также Петром, он гостит в доме кожевника Симона возле моря*Некот. рукописи добавляют: он придет и скажет тебе.. 33 Я сразу же послал к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. И вот теперь все мы здесь пред Богом и готовы выслушать всё, что повелел тебе сказать Господь*В некот. рукописях: Бог.».
34 «Теперь я действительно понимаю, что Бог беспристрастен, - открыв уста, заговорил Петр. - 35 Угоден Ему всякий, кто чтит Его и поступает по правде, из какого бы народа тот ни был. 36 Бог послал слово Свое народу*Букв.: сынам. Израиля, и было оно для них Благой Вестью о мире через Иисуса Христа, Который есть Господь всех. 37 Вам известно, что происходило по всей Иудее*Друг. возм. пер.: что возвещено было по всей Иудее., начиная с Галилеи, после крещения, которое проповедовал Иоанн. 38 Слышали вы о том, как Бог помазал Иисуса из Назарета Духом Святым и силою, и Иисус ходил повсюду, творя добро и исцеляя всех угнетаемых дьяволом, потому что Бог был с Ним.
39 И мы - свидетели всего, что совершил Он в стране иудейской и [в] Иерусалиме и как убили Его, распяв на кресте*Букв.: повесив на дереве; см. примеч. к 5:30.. 40 Но Бог воскресил*Или: поднял / пробудил. Его [на] третий день и дал возможность людям увидеть Его - 41 не всему народу, а лишь тем свидетелям, которых Бог заранее избрал, - нам, кто ел и пил с Ним по воскресении Его из мертвых. 42 И Он повелел нам проповедовать об этом людям и свидетельствовать, что Его поставил Бог судить живых и мертвых. 43 Все пророки свидетельствуют о Нем и говорят, что всякий верующий в Него получает прощение грехов силою и властью имени Его».
44 Петр еще произносил эти слова, когда Дух Святой сошел на всех, слушавших весть его. 45 И верующие из иудеевБукв.: из обрезанных., пришедшие с Петром, изумились, что Святой Дух дарован был и язычникамБукв.: дар Святого Духа был излит и на язычников.. 46 Ибо слышали, как те говорили на разных языках и величали Бога.
Тогда Петр сказал:
47 «Может ли кто отказать в крещении водою тем, кто, как и мы, получили Духа Святого?» 48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. А потом они попросили его остаться у них на несколько дней.
Свернуть
Господь открыл Петру, а через него и остальным апостолам и братьям, что язычники уже не должны рассматриваться как...  Читать далее

Господь открыл Петру, а через него и остальным апостолам и братьям, что язычники уже не должны рассматриваться как нечистые, общение с кем невозможно. Но это значит, что правила о ритуальной нечистоте, которых иудеи придерживались веками, во Христе больше не обязательны. Они были необходимы для отделения народа, призванного Богом, от язычников, но теперь Сам Господь призывает к Себе язычников, а сынам Израиля настало время идти к ним с проповедью Евангелия. Поэтому Господь убирает барьеры между народами. Но дело не только в этом. Судя по всему, голгофская жертва Христа таинственно воздействовала на весь мир, а значит, и на тех людей, которые не узнали о ней. Такие люди всё ещё находятся в зависимости от языческих представлений и демонических сил, но власть тьмы над ними уже ослаблена.

Корнилий крестился вместе со всем своим домом, но Дух Святой сошёл на уверовавших ещё до крещения. Такое явно произошло впервые, и это не только означало милость Бога к уверовавших из язычников, но и явилось знаком для уверовавших из обрезанных, свидетельствующим, что Дух дышит, где хочет, а значит, способен действовать и среди тех, кто не соответствует привычным представлениям о ритуальной чистоте и духовном уровне. Может быть, люди, первоначально чуждые вере, потому к ней и приходят, что их сердец коснулся призыв Духа Святого...

Свернуть
 
На Деян 10:24-48
24 В Кесарию пришли они на следующий день. Корнилий ждал их, созвав своих родственников и близких друзей. 25 Когда Петр вошел, Корнилий встретил его и, пав к ногам, приветствовал его в глубочайшем почтении. 26 Петр же поднял его и сказал: «Встань, я всего лишь человек».
27 Беседуя с ним, он прошел в дом и увидел, что там собралось много народа. 28 Он сказал им: «Вы сами знаете, что запрещено иудею общаться с иноплеменниками или входить к ним в дом, но Бог открыл мне, что никого нельзя считать поганым или нечистым. 29 Вот почему, когда вы за мной послали, я пришел без возражений. Теперь хотел бы я узнать, зачем вы прислали за мной?»
30 «Три дня назад, примерно в это же время, около трех часов дня, я молился*В некот. рукописях: четыре дня назад до этого часа я постился и в три часа молился. в доме своем, - сказал Корнилий. - И вдруг увидел я перед собой мужа в сияющем одеянии, 31 который сказал мне: Корнилий! Услышана твоя молитва и милостыни твои не забыты Богом*Букв.: помянуты перед Богом.. 32 Пошли в Иоппию за Симоном, которого зовут также Петром, он гостит в доме кожевника Симона возле моря*Некот. рукописи добавляют: он придет и скажет тебе.. 33 Я сразу же послал к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. И вот теперь все мы здесь пред Богом и готовы выслушать всё, что повелел тебе сказать Господь*В некот. рукописях: Бог.».
34 «Теперь я действительно понимаю, что Бог беспристрастен, - открыв уста, заговорил Петр. - 35 Угоден Ему всякий, кто чтит Его и поступает по правде, из какого бы народа тот ни был. 36 Бог послал слово Свое народу*Букв.: сынам. Израиля, и было оно для них Благой Вестью о мире через Иисуса Христа, Который есть Господь всех. 37 Вам известно, что происходило по всей Иудее*Друг. возм. пер.: что возвещено было по всей Иудее., начиная с Галилеи, после крещения, которое проповедовал Иоанн. 38 Слышали вы о том, как Бог помазал Иисуса из Назарета Духом Святым и силою, и Иисус ходил повсюду, творя добро и исцеляя всех угнетаемых дьяволом, потому что Бог был с Ним.
39 И мы - свидетели всего, что совершил Он в стране иудейской и [в] Иерусалиме и как убили Его, распяв на кресте*Букв.: повесив на дереве; см. примеч. к 5:30.. 40 Но Бог воскресил*Или: поднял / пробудил. Его [на] третий день и дал возможность людям увидеть Его - 41 не всему народу, а лишь тем свидетелям, которых Бог заранее избрал, - нам, кто ел и пил с Ним по воскресении Его из мертвых. 42 И Он повелел нам проповедовать об этом людям и свидетельствовать, что Его поставил Бог судить живых и мертвых. 43 Все пророки свидетельствуют о Нем и говорят, что всякий верующий в Него получает прощение грехов силою и властью имени Его».
44 Петр еще произносил эти слова, когда Дух Святой сошел на всех, слушавших весть его. 45 И верующие из иудеевБукв.: из обрезанных., пришедшие с Петром, изумились, что Святой Дух дарован был и язычникамБукв.: дар Святого Духа был излит и на язычников.. 46 Ибо слышали, как те говорили на разных языках и величали Бога.
Тогда Петр сказал:
47 «Может ли кто отказать в крещении водою тем, кто, как и мы, получили Духа Святого?» 48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. А потом они попросили его остаться у них на несколько дней.
Свернуть
Встреча Петра с Корнилием была событием знаменательным. Знаменательным в первую очередь с точки зрения церковной истории: речь идёт о первом опыте переживания Царства человеком, к еврейскому народу отношения не имевшим...  Читать далее

Встреча Петра с Корнилием была событием знаменательным. Знаменательным в первую очередь с точки зрения церковной истории: речь идёт о первом опыте переживания Царства человеком, к еврейскому народу отношения не имевшим. Можно было бы, конечно, вспомнить ещё эфиопского евнуха, но о его опыте в момент крещения не говорится ничего. Здесь же священнописатель описывает, в сущности, новую Пятидесятницу, локального масштаба, связанную с домом Корнилия. Хотя правильнее это событие было бы назвать продолжением Пятидесятницы, затронувшей на сей раз людей, верных Богу Израиля, но с еврейским народом никак не связанных. Пётр видит в этом исполнение того, о чём говорили древние пророки.

Ещё до Вавилонского плена им было открыто, что с приходом Мессии Бог станет Богом не только евреев, но и ищущих истины язычников, к какому бы народу они ни принадлежали. И теперь это время настало. Правда, не совсем так, как ожидали многие верующие евреи. Тогда большинство евреев, даже христиан, было уверено, что ищущий Мессии и Царства должен прежде всего стать евреем, приняв иудаизм (еврейство в те времена было феноменом этноконфессиональным, и всякий, принимавший иудаизм во всей полноте, считался евреем). И лишь затем, став евреем, человек мог рассчитывать на большее. На деле же всё оказалось не так.

Петру Бог явно указал, что для Него нет непреодолимой преграды между евреем и представителем любого другого народа, если только речь идёт об ищущем Царства. Иудаизм — лишь средство, а не цель. Он нужен как форма, в которую облекается Откровение. Но форма эта не абсолютна, и вполне может оказаться, что недавние язычники найдут Мессию и войдут в Царство, никак себя с ней не отождествляя.

Так, как было с Корнилием. Он не принял иудаизма, не стал евреем, но дыхание Царства на него снизошло, и в Царство он вошёл. Оставалось лишь крещение: ведь для того, чтобы стать жителем Царства, с прежней жизнью надо расстаться, а без крещения это невозможно. Но больше ничего ни от Корнилия, ни от его домашних Бог не потребовал. Верности Богу и Христу оказалось достаточно. Оно и понятно: Царство ведь и основано не на религии, а на этой верности.

Свернуть
 
На Деян 10:1-48
1 В Кесарии был человек по имени Корнилий, центурион Италийской когорты. 2 Он жил благочестиво, почитал со всем домом своим единого Бога*Букв.: (был) боящийся Бога; так называли язычников, еще не принявших обрезания, но уверовавших в единого Бога, Которому поклонялись израильтяне., щедро помогал бедным и постоянно молился Богу. 3 Однажды, около трех часов пополудни, было ему видение, в котором Корнилий ясно увидел, как ангел Божий вошел и обратился к нему: «Корнилий!»
4 Корнилий в испуге посмотрел на него и спросил: «Что, Господи?»
Ангел ответил ему: «Молитвы твои и милостыни твои приняты Богом, и Он помнит о них*Букв.: …милостыни твои вознеслись как (жертва) воспоминания пред Богом..
5 Теперь пошли людей своих в Иоппию за человеком по имени Симон, которого зовут также Петром. 6 Он гостит сейчас у Симона-кожевника, дом которого у моря*Некот. рукописи добавляют: он скажет тебе, что делать.».
7 Когда ангел, говоривший с ним, удалился, Корнилий вызвал двух своих слуг и одного благочестивого воина из своей охраны. 8 Рассказав им обо всем случившемся, он отправил их в Иоппию.
9 На следующий день, когда люди Корнилия были еще в пути и приближались к городу, Петр (было около полудня) поднялся на плоскую крышу дома, чтобы помолиться. 10 Он был голоден и очень хотел хоть что-нибудь съесть. Пока готовили поесть, Петру было видение*Или: Петр впал в транс. Греч. экстасис отстранение, исступление, удивление. Здесь это слово обозначает состояние ума или духа человека, при котором Бог дает ему откровение.: 11 он увидел, что раскрылись небеса и нечто, похожее на большую скатерть, которую держат за четыре конца, опускается на землю. 12 На ней были всякого рода четвероногие животные земные*Некот. рукописи добавляют: дикие звери; ср. 11:6., пресмыкающиеся и птицы небесные. 13 И он услышал обращенный к нему голос: «Встань, Петр, заколи и ешь!»
14 «Ни за что, Господи, - ответил Петр. - Никогда не ел я ничего поганого или нечистого».
15 И снова донесся до него голос, во второй раз: «Что Бог очистил, того ты больше не считай нечистым».
16 Так было трижды, и тотчас*В некот. рукописях: вновь. всё это было поднято на небо.
17 Пока Петр еще был в недоумении о том, что бы значило это видение, у ворот остановились люди, посланные Корнилием: они разузнали, где находится дом Симона-кожевника, 18 и теперь громко спрашивали, не гостит ли здесь Симон, называемый Петром.
19 Тут Дух сказал Петру, продолжавшему размышлять о видении: «Пришли три*В некот. рукописях: два; некот. рукописи вообще опускают число. человека и ищут тебя. 20 Поспеши к ним*Букв.: но встань, спустись. и без всякого сомнения иди с ними, ибо Я послал их».
21 Петр спустился с крыши и сказал им: «Я тот, кого вы ищете. Что привело вас сюда?»
22 «Мы пришли, - ответили они, - от центуриона Корнилия, человека праведного, чтущего единого Бога и очень уважаемого всем иудейским народом. Святой ангел велел ему пригласить тебя прийти к нему домой, чтобы услышать то, что ты скажешь ему». 23 Тогда Петр предложил им войти и приютил их в доме.
Наутро он собрался и отправился с ними в путь, и некоторые из иоппийских братьев сопровождали его.
24 В Кесарию пришли они на следующий день. Корнилий ждал их, созвав своих родственников и близких друзей. 25 Когда Петр вошел, Корнилий встретил его и, пав к ногам, приветствовал его в глубочайшем почтении. 26 Петр же поднял его и сказал: «Встань, я всего лишь человек».
27 Беседуя с ним, он прошел в дом и увидел, что там собралось много народа. 28 Он сказал им: «Вы сами знаете, что запрещено иудею общаться с иноплеменниками или входить к ним в дом, но Бог открыл мне, что никого нельзя считать поганым или нечистым. 29 Вот почему, когда вы за мной послали, я пришел без возражений. Теперь хотел бы я узнать, зачем вы прислали за мной?»
30 «Три дня назад, примерно в это же время, около трех часов дня, я молился*В некот. рукописях: четыре дня назад до этого часа я постился и в три часа молился. в доме своем, - сказал Корнилий. - И вдруг увидел я перед собой мужа в сияющем одеянии, 31 который сказал мне: Корнилий! Услышана твоя молитва и милостыни твои не забыты Богом*Букв.: помянуты перед Богом.. 32 Пошли в Иоппию за Симоном, которого зовут также Петром, он гостит в доме кожевника Симона возле моря*Некот. рукописи добавляют: он придет и скажет тебе.. 33 Я сразу же послал к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. И вот теперь все мы здесь пред Богом и готовы выслушать всё, что повелел тебе сказать Господь*В некот. рукописях: Бог.».
34 «Теперь я действительно понимаю, что Бог беспристрастен, - открыв уста, заговорил Петр. - 35 Угоден Ему всякий, кто чтит Его и поступает по правде, из какого бы народа тот ни был. 36 Бог послал слово Свое народу*Букв.: сынам. Израиля, и было оно для них Благой Вестью о мире через Иисуса Христа, Который есть Господь всех. 37 Вам известно, что происходило по всей Иудее*Друг. возм. пер.: что возвещено было по всей Иудее., начиная с Галилеи, после крещения, которое проповедовал Иоанн. 38 Слышали вы о том, как Бог помазал Иисуса из Назарета Духом Святым и силою, и Иисус ходил повсюду, творя добро и исцеляя всех угнетаемых дьяволом, потому что Бог был с Ним.
39 И мы - свидетели всего, что совершил Он в стране иудейской и [в] Иерусалиме и как убили Его, распяв на кресте*Букв.: повесив на дереве; см. примеч. к 5:30.. 40 Но Бог воскресил*Или: поднял / пробудил. Его [на] третий день и дал возможность людям увидеть Его - 41 не всему народу, а лишь тем свидетелям, которых Бог заранее избрал, - нам, кто ел и пил с Ним по воскресении Его из мертвых. 42 И Он повелел нам проповедовать об этом людям и свидетельствовать, что Его поставил Бог судить живых и мертвых. 43 Все пророки свидетельствуют о Нем и говорят, что всякий верующий в Него получает прощение грехов силою и властью имени Его».
44 Петр еще произносил эти слова, когда Дух Святой сошел на всех, слушавших весть его. 45 И верующие из иудеевБукв.: из обрезанных., пришедшие с Петром, изумились, что Святой Дух дарован был и язычникамБукв.: дар Святого Духа был излит и на язычников.. 46 Ибо слышали, как те говорили на разных языках и величали Бога.
Тогда Петр сказал:
47 «Может ли кто отказать в крещении водою тем, кто, как и мы, получили Духа Святого?» 48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. А потом они попросили его остаться у них на несколько дней.
Свернуть
Это рассказ о том, как раз и навсегда Бог отделил Свою Церковь от всякого рода национализма...  Читать далее

Это рассказ о том, как раз и навсегда Бог отделил Свою Церковь от всякого рода национализма. Для Бога не существует «нечистых народов», не существует «стран-изгоев», Он одинаково милосерд ко всем (праведным и неправедным), и Ему приятен всякий, поступающий по правде во всяком народе. Это в теории. А на практике мы, христиане слишком часто становились носителями всевозможных «анти-измов» — антисемитизма, антиисламизма, антиамериканизма и так далее. Колебания апостола Петра еще можно объяснить тем, что он был воспитан в понятиях отделенности, богоизбранности своего народа. А чем можно оправдать наше поведение? К счастью, Бог активно действует для преодоления этих греховных предрассудков — стоит родным и близким Корнилия услышать от Петра первые слова Благой Вести, Он изливает на них Своего Духа, показывая тем самым, что Его Церковь — для всех.

Свернуть
 
На Деян 10:1-48
1 В Кесарии был человек по имени Корнилий, центурион Италийской когорты. 2 Он жил благочестиво, почитал со всем домом своим единого Бога*Букв.: (был) боящийся Бога; так называли язычников, еще не принявших обрезания, но уверовавших в единого Бога, Которому поклонялись израильтяне., щедро помогал бедным и постоянно молился Богу. 3 Однажды, около трех часов пополудни, было ему видение, в котором Корнилий ясно увидел, как ангел Божий вошел и обратился к нему: «Корнилий!»
4 Корнилий в испуге посмотрел на него и спросил: «Что, Господи?»
Ангел ответил ему: «Молитвы твои и милостыни твои приняты Богом, и Он помнит о них*Букв.: …милостыни твои вознеслись как (жертва) воспоминания пред Богом..
5 Теперь пошли людей своих в Иоппию за человеком по имени Симон, которого зовут также Петром. 6 Он гостит сейчас у Симона-кожевника, дом которого у моря*Некот. рукописи добавляют: он скажет тебе, что делать.».
7 Когда ангел, говоривший с ним, удалился, Корнилий вызвал двух своих слуг и одного благочестивого воина из своей охраны. 8 Рассказав им обо всем случившемся, он отправил их в Иоппию.
9 На следующий день, когда люди Корнилия были еще в пути и приближались к городу, Петр (было около полудня) поднялся на плоскую крышу дома, чтобы помолиться. 10 Он был голоден и очень хотел хоть что-нибудь съесть. Пока готовили поесть, Петру было видение*Или: Петр впал в транс. Греч. экстасис отстранение, исступление, удивление. Здесь это слово обозначает состояние ума или духа человека, при котором Бог дает ему откровение.: 11 он увидел, что раскрылись небеса и нечто, похожее на большую скатерть, которую держат за четыре конца, опускается на землю. 12 На ней были всякого рода четвероногие животные земные*Некот. рукописи добавляют: дикие звери; ср. 11:6., пресмыкающиеся и птицы небесные. 13 И он услышал обращенный к нему голос: «Встань, Петр, заколи и ешь!»
14 «Ни за что, Господи, - ответил Петр. - Никогда не ел я ничего поганого или нечистого».
15 И снова донесся до него голос, во второй раз: «Что Бог очистил, того ты больше не считай нечистым».
16 Так было трижды, и тотчас*В некот. рукописях: вновь. всё это было поднято на небо.
17 Пока Петр еще был в недоумении о том, что бы значило это видение, у ворот остановились люди, посланные Корнилием: они разузнали, где находится дом Симона-кожевника, 18 и теперь громко спрашивали, не гостит ли здесь Симон, называемый Петром.
19 Тут Дух сказал Петру, продолжавшему размышлять о видении: «Пришли три*В некот. рукописях: два; некот. рукописи вообще опускают число. человека и ищут тебя. 20 Поспеши к ним*Букв.: но встань, спустись. и без всякого сомнения иди с ними, ибо Я послал их».
21 Петр спустился с крыши и сказал им: «Я тот, кого вы ищете. Что привело вас сюда?»
22 «Мы пришли, - ответили они, - от центуриона Корнилия, человека праведного, чтущего единого Бога и очень уважаемого всем иудейским народом. Святой ангел велел ему пригласить тебя прийти к нему домой, чтобы услышать то, что ты скажешь ему». 23 Тогда Петр предложил им войти и приютил их в доме.
Наутро он собрался и отправился с ними в путь, и некоторые из иоппийских братьев сопровождали его.
24 В Кесарию пришли они на следующий день. Корнилий ждал их, созвав своих родственников и близких друзей. 25 Когда Петр вошел, Корнилий встретил его и, пав к ногам, приветствовал его в глубочайшем почтении. 26 Петр же поднял его и сказал: «Встань, я всего лишь человек».
27 Беседуя с ним, он прошел в дом и увидел, что там собралось много народа. 28 Он сказал им: «Вы сами знаете, что запрещено иудею общаться с иноплеменниками или входить к ним в дом, но Бог открыл мне, что никого нельзя считать поганым или нечистым. 29 Вот почему, когда вы за мной послали, я пришел без возражений. Теперь хотел бы я узнать, зачем вы прислали за мной?»
30 «Три дня назад, примерно в это же время, около трех часов дня, я молился*В некот. рукописях: четыре дня назад до этого часа я постился и в три часа молился. в доме своем, - сказал Корнилий. - И вдруг увидел я перед собой мужа в сияющем одеянии, 31 который сказал мне: Корнилий! Услышана твоя молитва и милостыни твои не забыты Богом*Букв.: помянуты перед Богом.. 32 Пошли в Иоппию за Симоном, которого зовут также Петром, он гостит в доме кожевника Симона возле моря*Некот. рукописи добавляют: он придет и скажет тебе.. 33 Я сразу же послал к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. И вот теперь все мы здесь пред Богом и готовы выслушать всё, что повелел тебе сказать Господь*В некот. рукописях: Бог.».
34 «Теперь я действительно понимаю, что Бог беспристрастен, - открыв уста, заговорил Петр. - 35 Угоден Ему всякий, кто чтит Его и поступает по правде, из какого бы народа тот ни был. 36 Бог послал слово Свое народу*Букв.: сынам. Израиля, и было оно для них Благой Вестью о мире через Иисуса Христа, Который есть Господь всех. 37 Вам известно, что происходило по всей Иудее*Друг. возм. пер.: что возвещено было по всей Иудее., начиная с Галилеи, после крещения, которое проповедовал Иоанн. 38 Слышали вы о том, как Бог помазал Иисуса из Назарета Духом Святым и силою, и Иисус ходил повсюду, творя добро и исцеляя всех угнетаемых дьяволом, потому что Бог был с Ним.
39 И мы - свидетели всего, что совершил Он в стране иудейской и [в] Иерусалиме и как убили Его, распяв на кресте*Букв.: повесив на дереве; см. примеч. к 5:30.. 40 Но Бог воскресил*Или: поднял / пробудил. Его [на] третий день и дал возможность людям увидеть Его - 41 не всему народу, а лишь тем свидетелям, которых Бог заранее избрал, - нам, кто ел и пил с Ним по воскресении Его из мертвых. 42 И Он повелел нам проповедовать об этом людям и свидетельствовать, что Его поставил Бог судить живых и мертвых. 43 Все пророки свидетельствуют о Нем и говорят, что всякий верующий в Него получает прощение грехов силою и властью имени Его».
44 Петр еще произносил эти слова, когда Дух Святой сошел на всех, слушавших весть его. 45 И верующие из иудеевБукв.: из обрезанных., пришедшие с Петром, изумились, что Святой Дух дарован был и язычникамБукв.: дар Святого Духа был излит и на язычников.. 46 Ибо слышали, как те говорили на разных языках и величали Бога.
Тогда Петр сказал:
47 «Может ли кто отказать в крещении водою тем, кто, как и мы, получили Духа Святого?» 48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. А потом они попросили его остаться у них на несколько дней.
Свернуть
Сегодняшнее чтение посвящено описанию события, которое становится ещё одним, очень важным, свидетельством...  Читать далее

Сегодняшнее чтение посвящено описанию события, которое становится ещё одним, очень важным, свидетельством вхождения Царства в мир. Речь идёт об обращении ко Христу римского центуриона («сотника») по имени Корнилий. Он, как видно, принадлежал к числу прозелитов, которых в книгах Нового Завета называют иногда «боящимися Бога» (ст. 1 – 2). Он, судя по рассказу евангелиста, получил от Бога откровение о том, что для спасения ему совершенно необходимо встретиться с Петром, который скажет ему нечто принципиально важное (ст. 3 – 6). Речь, несомненно, с самого начала шла о том, что Корнилию необходимо услышать весть о Христе. Но ситуация была необычной в том отношении, что Корнилий и его семья должны были стать первыми христианами, не принадлежащими к еврейскому народу. До сих пор, как видно, все, принимавшие Христа, были евреями, и мессианство воспринималось в таком контексте как исключительно еврейский феномен, а Церковь — как часть Синагоги, открытая только евреям. По-видимому, даже Петру расширение границ Церкви и включение в эти границы язычников, пусть даже язычников, обратившихся к Богу Авраама и уже, по сути, переставших быть язычниками, казалось чем-то совершенно невероятным. Между тем, древние пророки не раз говорили о том, что в мессианское Царство путь будет открыт не только остатку из народа Божия, но и представителям других народов, которые в конце времён обратятся к Богу Израиля. Но в евангельскую эпоху все такие пророчества интерпретировались обычно в том смысле, что язычники прежде должны будут принять иудаизм во всей его полноте, очиститься, войти в Синагогу, и лишь после всего этого перед ними откроется возможность приобщиться к Царству вместе с народом Божиим. А Петру Бог открывает нечто совершенно иное: Он даёт понять Своему служителю, что для Царства, где очищено всё, прежние рамки и правила ритуальной чистоты перестают быть актуальными (ст. 10 – 16). Практический смысл видения становится ясен апостолу тогда, когда к нему приходят посланцы Корнилия с тем, чтобы сообщить о бывшем центуриону откровении (ст. 17 – 20). И тогда смысл видения становится апостолу ясен: он понимает, что пришло время исполнения древних пророчеств, время, когда язычники войдут в Церковь, но войдут не так, как говорила об этом раввинистическая традиция того времени (ст. 25 – 43). А доказательством истинности свидетельства Петра стало нисхождение Духа Божия на Корнилия и на всех его домашних (ст. 44 – 48). Конечно, такое расширение границ Церкви стало событием само по себе. Но оно, кроме того, стало практическим доказательством очень важной истины: возможность войти в Царство не связано с исповедуемой входящим религией и вообще не определяется его религиозностью. Важны лишь живые отношения с Богом (ст. 34 – 35). И если они есть, то путь в Царство открыт.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).