Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Мф 5:31-48

31 Было сказано и так: Тот, кто разводится с женой, должен дать ей разводное свидетельство*Втор 24:1.. 32 А Я говорю вам: всякий, кто разводится со своей женой, если только не из-за неверности*Или: не из-за блуда / разврата / распутства. ее, обрекает ее на прелюбодеяние; и тот, кто женится на разведенной, прелюбодействует.
33 Еще вы слышали, что было сказано вашим праотцам: Не давай ложной клятвы, но исполняй перед Господом клятвы твои*Лев 19:12; Числ 30:3.. 34 А Я говорю вам: не клянитесь вовсе. Ни небом, ибо оно престол Божий, 35 ни землей - это место, где ноги Его покоятся, ни Иерусалимом, ибо то город великого Царя, 36 ни головой своей не клянитесь, ибо не можете вы ни единого волоса сделать ни белым, ни черным. 37 Пусть слово ваше будет: да, если да, и нет, если нет; а что сверх того - то от духа злого.
38 Вы слышали, что было сказано также: Око за око и зуб за зуб*Исх 21:24; Лев 24:19, 20.. 39 А Я говорю: не противься злому. Если ударит тебя кто по правой [твоей] щеке, подставь ему и другую. 40 Если же захочет кто-то отсудить у тебя рубашку, пусть забирает и верхнюю одежду. 41 И если кто принудит тебя идти с его ношей одну версту*Букв.: (римскую) милю - мера длины, около 1,5 км., пройди с ним две. 42 Тому, кто просит у тебя, дай и от того, кто у тебя занять хочет, не отворачивайся.
43 Вы слышали, что было сказано: Люби ближнего своего*Лев 19:18. и ненавидь врага своего. 44 А Я говорю вам: любите своих врагов и молитесь за тех, кто преследует вас. 45 Только так будете вы детьми Отца вашего Небесного, ибо по воле Его солнце восходит и над злыми, и над добрыми, и дождь проливается и для праведных, и для неправедных. 46 Если же любите только тех, кто вас любит, в чем тут заслуга? Разве не то же самое делают и сборщики налогов? 47 И если вы только братьев своих приветствуете, что же тут особенного? Не то же ли самое и язычники делают?
48 Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.
Свернуть

Сегодняшний отрывок показывает, насколько всерьез нас воспринимает Бог. Здесь Иисус говорит о том, какими бы Он хотел нас видеть, без всяких скидок на нашу слабость, немощь. И нам остается, честно читая эти слова, только сокрушаться: «Этого я не могу. И этого не могу. И этого тоже». И так мы дочитываем до последнего, сорок восьмого, стиха и уже почти с облегчением выдыхаем: «Ну вот, я же говорил, что не могу!» Но, конечно, здесь и ответ на все наши «не могу». Только Бог может быть совершенным, и весь призыв Христа к нам — это: «Дайте место Богу в вашей жизни, и она станет совершенной!»

Другие мысли вслух

 
На Мф 5:33-48
33 Еще вы слышали, что было сказано вашим праотцам: Не давай ложной клятвы, но исполняй перед Господом клятвы твои*Лев 19:12; Числ 30:3.. 34 А Я говорю вам: не клянитесь вовсе. Ни небом, ибо оно престол Божий, 35 ни землей - это место, где ноги Его покоятся, ни Иерусалимом, ибо то город великого Царя, 36 ни головой своей не клянитесь, ибо не можете вы ни единого волоса сделать ни белым, ни черным. 37 Пусть слово ваше будет: да, если да, и нет, если нет; а что сверх того - то от духа злого.
38 Вы слышали, что было сказано также: Око за око и зуб за зуб*Исх 21:24; Лев 24:19, 20.. 39 А Я говорю: не противься злому. Если ударит тебя кто по правой [твоей] щеке, подставь ему и другую. 40 Если же захочет кто-то отсудить у тебя рубашку, пусть забирает и верхнюю одежду. 41 И если кто принудит тебя идти с его ношей одну версту*Букв.: (римскую) милю - мера длины, около 1,5 км., пройди с ним две. 42 Тому, кто просит у тебя, дай и от того, кто у тебя занять хочет, не отворачивайся.
43 Вы слышали, что было сказано: Люби ближнего своего*Лев 19:18. и ненавидь врага своего. 44 А Я говорю вам: любите своих врагов и молитесь за тех, кто преследует вас. 45 Только так будете вы детьми Отца вашего Небесного, ибо по воле Его солнце восходит и над злыми, и над добрыми, и дождь проливается и для праведных, и для неправедных. 46 Если же любите только тех, кто вас любит, в чем тут заслуга? Разве не то же самое делают и сборщики налогов? 47 И если вы только братьев своих приветствуете, что же тут особенного? Не то же ли самое и язычники делают?
48 Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.
Свернуть
Иногда при чтении Нагорной проповеди может показаться, что, объясняя Тору, Иисус изменяет и даже отменяет некоторые...  Читать далее

Иногда при чтении Нагорной проповеди может показаться, что, объясняя Тору, Иисус изменяет и даже отменяет некоторые её нормы и положения. В самом деле, как иначе понять, к примеру, запрет мести (ст. 38 – 42) или развода (ст. 31 – 32)? Между тем, ситуация с этими нормами ветхозаветного Закона не так проста. Конечно, Тора и в самом деле допускает месть (Исх 21:23–25; Лев 24:19–20) и развод (Втор 24:1–3). Но эти нормы едва ли следует считать указаниями и руководством к действию. Ведь, например, в случае нанесения телесных повреждений той же Торой предусмотрены и другие варианты возмещения ущерба (Исх 21:18–19). Очевидно, принцип «око за око и зуб за зуб» является скорее ограничительным, это своего рода дань нормам обычного права, которые были распространены у евреев ещё до появления Торы. Месть в те времена вообще была распространена повсеместно, а принцип «око за око и зуб за зуб» был призван ввести её в известные границы. Идеалом был бы, конечно, отказ от мести вообще, но идеал этот оставался недостижимым не только во времена Моисея, но и во времена гораздо более поздние. А Иисус предлагает именно полный отказ от мести, без всяких скидок на человеческую слабость (ст. 39 – 41). Речь идёт именно об отказе от мести, в данном случае от мести за публичное оскорбление, которым считалась данная при всех пощёчина. То же и с разводом: Сам Иисус прямо говорит о том, что право на развод есть не что иное, как уступка человеческой греховности, человеческому «жестокосердию» (Мф 19:7–8), и Сам Он таких уступок делать не намерен. Эта бескомпромиссность может показаться жёсткой до жестокости, если забыть о главном, о том, что целью Иисуса является, ни много ни мало, сделать Своих учеников и последователей подобными Отцу Небесному (ст. 45). Но такое подобие возможно лишь в том случае, если отношения человека и к Богу, и к другим людям являются отношениями любви, притом такой любви, которая не признаёт ни исключений, ни компромиссов (ст. 43 – 48). Очевидно, без такой любви в Царство не войти. А Спаситель призывает нас изгнать из нашей жизни всё, что может помешать нам войти в Царство.

Свернуть
 
На Мф 5:33-48
33 Еще вы слышали, что было сказано вашим праотцам: Не давай ложной клятвы, но исполняй перед Господом клятвы твои*Лев 19:12; Числ 30:3.. 34 А Я говорю вам: не клянитесь вовсе. Ни небом, ибо оно престол Божий, 35 ни землей - это место, где ноги Его покоятся, ни Иерусалимом, ибо то город великого Царя, 36 ни головой своей не клянитесь, ибо не можете вы ни единого волоса сделать ни белым, ни черным. 37 Пусть слово ваше будет: да, если да, и нет, если нет; а что сверх того - то от духа злого.
38 Вы слышали, что было сказано также: Око за око и зуб за зуб*Исх 21:24; Лев 24:19, 20.. 39 А Я говорю: не противься злому. Если ударит тебя кто по правой [твоей] щеке, подставь ему и другую. 40 Если же захочет кто-то отсудить у тебя рубашку, пусть забирает и верхнюю одежду. 41 И если кто принудит тебя идти с его ношей одну версту*Букв.: (римскую) милю - мера длины, около 1,5 км., пройди с ним две. 42 Тому, кто просит у тебя, дай и от того, кто у тебя занять хочет, не отворачивайся.
43 Вы слышали, что было сказано: Люби ближнего своего*Лев 19:18. и ненавидь врага своего. 44 А Я говорю вам: любите своих врагов и молитесь за тех, кто преследует вас. 45 Только так будете вы детьми Отца вашего Небесного, ибо по воле Его солнце восходит и над злыми, и над добрыми, и дождь проливается и для праведных, и для неправедных. 46 Если же любите только тех, кто вас любит, в чем тут заслуга? Разве не то же самое делают и сборщики налогов? 47 И если вы только братьев своих приветствуете, что же тут особенного? Не то же ли самое и язычники делают?
48 Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.
Свернуть
Слова Христа о любви к врагам вызывают, наверное, больше всего споров и попыток истолкования. Кто-то отвергает их...  Читать далее

Слова Христа о любви к врагам вызывают, наверное, больше всего споров и попыток истолкования. Кто-то отвергает их, отстаивая свое право на месть и ненависть к врагу, кто-то, наоборот, отвечает идеологией пацифизма и непротивленчества. Но кажется, что и там и там движущей силой является стремление обезопасить себя, утвердить собственную недосягаемость для врага — либо с помощью силы, либо с помощью равнодушия. А в Евангелии предлагается как раз поведение, построенное не на стремлении собственной безопасности, не на уходе в себя, а на активном ответе обидчику: «благословляйте, делайте добро, молитесь...». И речь, похоже идет не о пацифизме и не об умении терпеть боль и сносить обиды, а о гораздо более трудной науке — об умении любить.

Свернуть
 
На Мф 5:33-41
33 Еще вы слышали, что было сказано вашим праотцам: Не давай ложной клятвы, но исполняй перед Господом клятвы твои*Лев 19:12; Числ 30:3.. 34 А Я говорю вам: не клянитесь вовсе. Ни небом, ибо оно престол Божий, 35 ни землей - это место, где ноги Его покоятся, ни Иерусалимом, ибо то город великого Царя, 36 ни головой своей не клянитесь, ибо не можете вы ни единого волоса сделать ни белым, ни черным. 37 Пусть слово ваше будет: да, если да, и нет, если нет; а что сверх того - то от духа злого.
38 Вы слышали, что было сказано также: Око за око и зуб за зуб*Исх 21:24; Лев 24:19, 20.. 39 А Я говорю: не противься злому. Если ударит тебя кто по правой [твоей] щеке, подставь ему и другую. 40 Если же захочет кто-то отсудить у тебя рубашку, пусть забирает и верхнюю одежду. 41 И если кто принудит тебя идти с его ношей одну версту*Букв.: (римскую) милю - мера длины, около 1,5 км., пройди с ним две.
Свернуть
Господь говорит нам сегодня: не клянись вовсе. Давайте попробуем понять, о каких клятвах здесь говорится. Наверное...  Читать далее

Господь говорит нам сегодня: не клянись вовсе. Давайте попробуем понять, о каких клятвах здесь говорится. Наверное, первое, что приходит в голову: вроде бы невинная на первый взгляд клятва Ирода (Мк 6:6-14), но оказавшаяся такой зловеще страшной по ее исполнении. Но только ли об этом здесь идет речь? Обратимся к параллельному месту из книги Чисел. «Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его» (Чис 30:3). Здесь, напротив, речь о благочестивом обычае. А что у нас? Может, мы тоже имеем подобные «благочестивые обычаи»? Конечно, имеем, хотя больше 2000 лет прошло с тех пор, как Христос запретил нам это. Очень часто сегодня можно прочесть даже и в текстах современных нам иерархов, что, например, на Великий пост надо брать, кроме телесного воздержания, различные зароки: не смотреть телевизор, перечесть Четвероевангелие, поласковее быть с родителями и прочее. Все это ложь для самого себя и Богу предлагаемая. Каждый день надо жить как на разрыв аорты, каждый день может стать последним как для тебя, так и для всего мира, и это не зависит от того, на Великий пост приходится этот день или на пасхальное время. И как глупы на этом фоне все обеты и зароки. Отец Георгий Чистяков, настоятель Покровского храма в Республиканской детской клинической больнице, однажды вспоминал свой приход на служение. «И в какой-то момент я понял: наверное, раз никто из священников не начал здесь регулярно работать, значит, это должен сделать я. Не могу теперь точно сказать, когда мне стало ясно, что я должен этим заниматься. Я не давал никакого обета, я не переживал никакого озарения. Это получилось как-то очень просто, естественно, можно сказать, без моего участия, без участия наших прихожан, моих друзей, — все произошло помимо нас».

Свернуть
 
На Мф 5:33-41
33 Еще вы слышали, что было сказано вашим праотцам: Не давай ложной клятвы, но исполняй перед Господом клятвы твои*Лев 19:12; Числ 30:3.. 34 А Я говорю вам: не клянитесь вовсе. Ни небом, ибо оно престол Божий, 35 ни землей - это место, где ноги Его покоятся, ни Иерусалимом, ибо то город великого Царя, 36 ни головой своей не клянитесь, ибо не можете вы ни единого волоса сделать ни белым, ни черным. 37 Пусть слово ваше будет: да, если да, и нет, если нет; а что сверх того - то от духа злого.
38 Вы слышали, что было сказано также: Око за око и зуб за зуб*Исх 21:24; Лев 24:19, 20.. 39 А Я говорю: не противься злому. Если ударит тебя кто по правой [твоей] щеке, подставь ему и другую. 40 Если же захочет кто-то отсудить у тебя рубашку, пусть забирает и верхнюю одежду. 41 И если кто принудит тебя идти с его ношей одну версту*Букв.: (римскую) милю - мера длины, около 1,5 км., пройди с ним две.
Свернуть
Отмена принципа равного воздаяния, о которой говорит Господь в сегодняшнем отрывке из Нагорной проповеди...  Читать далее

Отмена принципа равного воздаяния, о которой говорит Господь в сегодняшнем отрывке из Нагорной проповеди, знаменует принципиально новый этап духовной эволюции человечества. В древности, когда Моисеев закон провозгласил «око за око и зуб за зуб», нормальным был принцип, сформулированный Ламехом, который убил отрока за нанесенную рану и человека за царапину. Тогда принцип равного воздаяния был верхом цивилизованности и милосердия. Но вот, настало время, когда и «око за око и зуб за зуб» перестало быть высшим духовным достижением человечества. Господь призывает нас вообще отказаться от возмездия.

Обычно толкование этого факта основывают на сказанных в Ветхом завете словах Божиих о том, что только Ему принадлежит право отмщения и воздаяния. Но Сам Господь ничего не говорит об этом. Он не утверждает, что «Бог отомстит за тебя», он говорит «откажись от мести, не противься злому». Значит, мы вновь встречаемся в этих словах с призывом к Крестному пути.

Свернуть
 
На Мф 5:33-41
33 Еще вы слышали, что было сказано вашим праотцам: Не давай ложной клятвы, но исполняй перед Господом клятвы твои*Лев 19:12; Числ 30:3.. 34 А Я говорю вам: не клянитесь вовсе. Ни небом, ибо оно престол Божий, 35 ни землей - это место, где ноги Его покоятся, ни Иерусалимом, ибо то город великого Царя, 36 ни головой своей не клянитесь, ибо не можете вы ни единого волоса сделать ни белым, ни черным. 37 Пусть слово ваше будет: да, если да, и нет, если нет; а что сверх того - то от духа злого.
38 Вы слышали, что было сказано также: Око за око и зуб за зуб*Исх 21:24; Лев 24:19, 20.. 39 А Я говорю: не противься злому. Если ударит тебя кто по правой [твоей] щеке, подставь ему и другую. 40 Если же захочет кто-то отсудить у тебя рубашку, пусть забирает и верхнюю одежду. 41 И если кто принудит тебя идти с его ношей одну версту*Букв.: (римскую) милю - мера длины, около 1,5 км., пройди с ним две.
Свернуть
Отношение Иисуса к Торе оказывается избирательным, и избирательность эта определяется...  Читать далее

Отношение Иисуса к Торе оказывается избирательным, и избирательность эта определяется характером содержащихся в ней конкретных законов. Как и в случае с правом на развод, которое Иисус для Своих последователей фактически отменяет, право на месть и на клятву священным именем Он отвергает. В самом деле, норма, иногда называемая «правилом другой щеки», является не чем иным, как запретом мести, которую норма «око за око, зуб за зуб» за человеком признаёт, разумеется, ограничивая месть принципом соразмерности: ведь речь в данном случае идёт о пощёчине, а не об избиении, об оскорблении, а не о насилии. Так же точно Тора признаёт за человеком право клятвы священным именем, требуя, чтобы такие клятвы соблюдались неукоснительно: ведь, призывая Бога в свидетели, клянущийся делает Его гарантом исполнения обещанного, а с таким Гарантом от обещаний лучше не отказываться и данного слова лучше не нарушать. Но, с другой стороны, та же Тора принципу «око за око, зуб за зуб» предпочитает материальную компенсацию за нанесённый ущерб, а к клятвам призывает относиться осмотрительно и прибегать к ним лишь в особо важных случаях. Очевидно, как и в случае с разводом, право на который Тора человеку всё же даёт, все эти нормы являются своеобразной уступкой человеческой слабости и греховности. Если уж никак нельзя не мстить, то, по крайней мере, нужно ограничить месть принципом соразмерности, чтобы она не стала преступлением. Развестись в крайнем случае можно, но нельзя вновь жениться на разведённой или выйти замуж за того, с кем развелась, чтобы право на развод не превратилось в право на разврат. Если уж никак нельзя без клятвы, без того, чтобы впутывать Бога в свои дела, не спросив Его согласия, то, по крайней мере, нужно стараться делать это как можно реже, а сделав, постараться исполнить обещанное. Иисус же, как видно, не согласен на такие компромиссы: если нечто является грехом, этого надо избегать, никакие уступки и компромиссы тут невозможны. И действует Он так не из законнического ригоризма, а потому, что Своих последователей Он призывает к жизни в том Царстве, которое принёс в мир. В Царстве, где места греху быть не может..

Свернуть
 
На Мф 5:33-37
33 Еще вы слышали, что было сказано вашим праотцам: Не давай ложной клятвы, но исполняй перед Господом клятвы твои*Лев 19:12; Числ 30:3.. 34 А Я говорю вам: не клянитесь вовсе. Ни небом, ибо оно престол Божий, 35 ни землей - это место, где ноги Его покоятся, ни Иерусалимом, ибо то город великого Царя, 36 ни головой своей не клянитесь, ибо не можете вы ни единого волоса сделать ни белым, ни черным. 37 Пусть слово ваше будет: да, если да, и нет, если нет; а что сверх того - то от духа злого.
Свернуть
Христова заповедь из Нагорной проповеди призывает нас избавиться от двоедушия...  Читать далее

Христова заповедь из Нагорной проповеди призывает нас избавиться от двоедушия, стать внутренне цельными, быть в мире с самими собой. Христос, умирая за нас, меняет нашу жизнь (она перестает быть умиранием). Мы становимся новыми людьми; грех, разделение уже не властны внутри нас и в наших отношениях с Богом и ближними. Совершается примирение, наполнение миром нашей жизни и душа наша благословляет Бога и Его мир (Пс. 102).

Свернуть
 
На Мф 5:38-48
38 Вы слышали, что было сказано также: Око за око и зуб за зуб*Исх 21:24; Лев 24:19, 20.. 39 А Я говорю: не противься злому. Если ударит тебя кто по правой [твоей] щеке, подставь ему и другую. 40 Если же захочет кто-то отсудить у тебя рубашку, пусть забирает и верхнюю одежду. 41 И если кто принудит тебя идти с его ношей одну версту*Букв.: (римскую) милю - мера длины, около 1,5 км., пройди с ним две. 42 Тому, кто просит у тебя, дай и от того, кто у тебя занять хочет, не отворачивайся.
43 Вы слышали, что было сказано: Люби ближнего своего*Лев 19:18. и ненавидь врага своего. 44 А Я говорю вам: любите своих врагов и молитесь за тех, кто преследует вас. 45 Только так будете вы детьми Отца вашего Небесного, ибо по воле Его солнце восходит и над злыми, и над добрыми, и дождь проливается и для праведных, и для неправедных. 46 Если же любите только тех, кто вас любит, в чем тут заслуга? Разве не то же самое делают и сборщики налогов? 47 И если вы только братьев своих приветствуете, что же тут особенного? Не то же ли самое и язычники делают?
48 Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.
Свернуть
Трудно усвоить то, что здесь сказано. Здесь нам даны те самые заповеди, над которыми противники христианства веками привыкли издеваться...  Читать далее

Трудно усвоить то, что здесь сказано. Здесь нам даны те самые заповеди, над которыми противники христианства веками привыкли издеваться. Не станем отрицать, что и самим христианам нелегко их усвоить.

Но обратим внимание на то, что Христос нигде не говорит о непротивлении злу. Ведь и Он Сам в пустыне совсем недавно противился искушениям, то есть тому же злу. Речь здесь идёт о непротивлении злому, то есть человеку, одержимому злом. Но зло — та болезнь, которой заражены все мы, и от которой Христос хочет нас исцелить.

В обыденном восприятии слова о подставлении правой щеки слишком долго казались ещё одним названием слабости и капитуляции. Но почему-то мало кто замечает, что во многих ситуациях для подставления щеки требуется мужество. Например, мы вправе сказать, что человек, выходящий безоружным навстречу врагам, будь то парламентёр, пытающийся вступить в переговоры о перемирии, или же тот, кто идёт заменить собой захваченных заложников, подставляет вторую щёку ради спасения людей. И вообще любой человек, пытающийся прекратить вражду, тем более закоренелую, рискует быть побитым обеими сторонами. Однако такие попытки не прекращаются.

Если вдуматься, здесь нам предложены самые нормальные правила поведения: не зацикливаться на себе, не жадничать, прощать обиды. Но эти заповеди усилены призывом не лелить людей на своих и врагов. По сути, Господь призывает нас приступить к прекращению вражды и ненависти.

И здесь Иисус раскрывает перед нами высоту, на которую мы призваны подняться. Не просто к соблюдению заповедей или к благочестию Он призывает учеников, этого мало — мы должны стать совершенными, как совершен наш Небесный Отец!

Конечно, мы привыкли считать себя слабыми грешниками, но ни грехи, ни слабости не должны владеть нами, ведь Христос пришёл именно для того, чтобы избавить нас от них.

То, что здесь Христос предлагает нам, для большинства людей всё ещё кажется невыполнимым. Но если мы хотим выполнять только то, что в наших силах, то нас и на это не хватит.

Свернуть
 
На Мф 5:38-42
38 Вы слышали, что было сказано также: Око за око и зуб за зуб*Исх 21:24; Лев 24:19, 20.. 39 А Я говорю: не противься злому. Если ударит тебя кто по правой [твоей] щеке, подставь ему и другую. 40 Если же захочет кто-то отсудить у тебя рубашку, пусть забирает и верхнюю одежду. 41 И если кто принудит тебя идти с его ношей одну версту*Букв.: (римскую) милю - мера длины, около 1,5 км., пройди с ним две. 42 Тому, кто просит у тебя, дай и от того, кто у тебя занять хочет, не отворачивайся.
Свернуть
Перед нами классический пример отрывка из Библии, который вызывает протест у многих, его читающих. Эти слова задевают как...  Читать далее

Перед нами классический пример отрывка из Библии, который вызывает протест у многих, его читающих. Эти слова задевают как верующих людей, так и особенно тех, кто не признает Бога. Именно эти слова, к сожалению, иногда становятся тем, что мешает последним обратиться к Господу. Очень часто в глазах таких людей христиане предстают какими-то слабовольными сопляками, которые не способны постоять за себя… Кроме того, эти слова являются еще одним доказательством того, что нельзя вырывать строки из контекста и опираться всего лишь на что-либо одно, не обращая внимания на все остальное, сказанное в Библии. Мы с вами знаем, что у Христа совершенно однозначное отношение ко греху, злу, ненависти — это противно Богу и Его природе. Достаточно вспомнить Его поступок в Храме, когда Иисус пресекает торговлю (см. Мф. 21:12-13). Ведь после такого никто не скажет, что Иисус — Тот, Кто потворствует злу? Слова «не противься злому» означают предостережение от подобного «злого» поведения. Ведь месть или конкретный отпор злому подобными же действиями — это тоже зло, потому что от этого гнев, раздражение и грех в мире только увеличиваются. И лишь прощение в любви может остановить эту цепочку. Как вода гасит круги от упавшего в нее камня…

Свернуть
 
На Мф 5:42-48
42 Тому, кто просит у тебя, дай и от того, кто у тебя занять хочет, не отворачивайся.
43 Вы слышали, что было сказано: Люби ближнего своего*Лев 19:18. и ненавидь врага своего. 44 А Я говорю вам: любите своих врагов и молитесь за тех, кто преследует вас. 45 Только так будете вы детьми Отца вашего Небесного, ибо по воле Его солнце восходит и над злыми, и над добрыми, и дождь проливается и для праведных, и для неправедных. 46 Если же любите только тех, кто вас любит, в чем тут заслуга? Разве не то же самое делают и сборщики налогов? 47 И если вы только братьев своих приветствуете, что же тут особенного? Не то же ли самое и язычники делают?
48 Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.
Свернуть
Заповедь Христа любить своих врагов, обидчиков и гонителей — возможно, одна из самых трудно исполнимых для нас заповедей...  Читать далее

Заповедь Христа любить своих врагов, обидчиков и гонителей — возможно, одна из самых трудно исполнимых для нас заповедей. Конечно, можно сказать, что, мол, я всех люблю, всем все прощаю и у меня нет врагов. Но мало кто может это сказать искренне. Ведь врагом человеку может быть кто угодно. Даже самые близкие. На самом деле, в первую очередь больше всего напряжений возникает именно между близкими людьми. Именно они ранят больнее всего, именно от них приходится терпеть самые тяжелые гонения. Возможно, поэтому Господь в другом месте сказал: «Враги человеку — домашние его» (Мф.10:36). И все-таки Он призывает нас любить врагов — и ближних, и дальних. И мы пытаемся молиться и благословлять не тех, кто нам нравится, кто делает нам «приятно», а тех, кого любить труднее всего, — тех, кто причиняют нам боль. Кто-то может назвать этот подход мазохистским, но это не так. Это то, что христианство может противопоставить мазохизму — смирение и кротость, заповеданные нам не потому, что так легче жить, но потому, что это неотъемлемая характеристика Самого нашего Господа. Мы не обязаны следовать Его образу действий, но если мы хотим понять, что такое настоящая любовь, настоящее счастье, то научиться прощению врагов нам придется.

Свернуть
 
На Мф 5:42-48
42 Тому, кто просит у тебя, дай и от того, кто у тебя занять хочет, не отворачивайся.
43 Вы слышали, что было сказано: Люби ближнего своего*Лев 19:18. и ненавидь врага своего. 44 А Я говорю вам: любите своих врагов и молитесь за тех, кто преследует вас. 45 Только так будете вы детьми Отца вашего Небесного, ибо по воле Его солнце восходит и над злыми, и над добрыми, и дождь проливается и для праведных, и для неправедных. 46 Если же любите только тех, кто вас любит, в чем тут заслуга? Разве не то же самое делают и сборщики налогов? 47 И если вы только братьев своих приветствуете, что же тут особенного? Не то же ли самое и язычники делают?
48 Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.
Свернуть
Призывая Своих учеников быть совершенными, как совершен Отец Небесный, Господь Иисус Христос...  Читать далее

Призывая Своих учеников быть совершенными, как совершен Отец Небесный, Господь Иисус Христос заново открывает для нас возможность быть подобными Богу. Это означает для нас восстановление того богоподобия, к которому был призван человек от начала мира, и которое мы утрачиваем в результате греха. И это богоподобие, главным образом, заключается в том, чтобы прощать врагов и делать им добро.

Сам Господь всей Своей жизнью и Крестной смертью явил нам, что это такое. И для нас важно понимать, что смысл новой и истинной жизни, к которой Он призывает нас, именно в этом. Что бы мы ни искали в вере и в религии — утешения или решения проблем, возвышенности или иллюзорного бегства от мира, общения с Невидимым или премудрости — в конечном итого Бог приводит нас именно к этим словам Сына Своего. Наверное, мы можем из этого заключить, что в этом-то и состоит суть христианства.

Свернуть
 
На Мф 5:42-48
42 Тому, кто просит у тебя, дай и от того, кто у тебя занять хочет, не отворачивайся.
43 Вы слышали, что было сказано: Люби ближнего своего*Лев 19:18. и ненавидь врага своего. 44 А Я говорю вам: любите своих врагов и молитесь за тех, кто преследует вас. 45 Только так будете вы детьми Отца вашего Небесного, ибо по воле Его солнце восходит и над злыми, и над добрыми, и дождь проливается и для праведных, и для неправедных. 46 Если же любите только тех, кто вас любит, в чем тут заслуга? Разве не то же самое делают и сборщики налогов? 47 И если вы только братьев своих приветствуете, что же тут особенного? Не то же ли самое и язычники делают?
48 Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.
Свернуть
Призывая Своих учеников и последователей быть «совершенными, как Отец Небесный», Иисус тем самым продолжает и доводит до логического...  Читать далее

Призывая Своих учеников и последователей быть «совершенными, как Отец Небесный», Иисус тем самым продолжает и доводит до логического завершения традицию, восходящую ещё к допленным временам. Именно тогда, в написанной ок. середины IX в. до н.э. второй части Книги Левита, появляется регулярно повторяющийся призыв Бога «будьте святы, потому, что Я свят». Этот призыв предполагал, что, однажды освятившись у алтаря Божия, человек затем сохраняет состояние освящённости, пребывая в нём постоянно. Послепленная традиция, связанная с понятиями внутренней Торы и «живой Торы», без которых праведность была немыслима, была связана со стремлением осуществить то, к чему призывал автор второй части Книги Левита. Как видно, и Иисус призывает Своих учеников и последователей к тому же самому, хотя несколько другими словами. Но Он главным признаком полноты праведности и полноты освящённости считает любовь, притом любовь не только к друзьям и вообще к тем, кто нас любит, но и к врагам. Конечно, о любви к врагам кое-что говорит и Тора, а послепленный иудаизм любовь к врагам считает одним из признаков праведности. Но ни собственно Тора, ни послепленная традиция не требуют от человека любви к врагам, как чего-то абсолютно необходимого. Иисус же, очевидно, ставит вопрос именно так. Что это: требование полноты праведности, которая прежде была идеалом, а теперь должна стать нормой? Наверное, да. Но почему? Только из желания видеть Своих учеников и последователей лучшими в мире людьми? Наверное, всё же не поэтому или, по крайней мере не только поэтому. Скорее уж из желания видеть их жителями Царства. А в Царстве нужно быть именно совершенным. И не потому, что другими там брезгуют, а потому, что в Царстве имеет смысл только быть совершенным или совершенным становиться. Иначе там делать нечего: ведь по-другому к полноте жизни Царства не приобщиться. А без этого и само пребывание в нём теряет всякий смысл.

Свернуть
 
На Мф 5:42-48
42 Тому, кто просит у тебя, дай и от того, кто у тебя занять хочет, не отворачивайся.
43 Вы слышали, что было сказано: Люби ближнего своего*Лев 19:18. и ненавидь врага своего. 44 А Я говорю вам: любите своих врагов и молитесь за тех, кто преследует вас. 45 Только так будете вы детьми Отца вашего Небесного, ибо по воле Его солнце восходит и над злыми, и над добрыми, и дождь проливается и для праведных, и для неправедных. 46 Если же любите только тех, кто вас любит, в чем тут заслуга? Разве не то же самое делают и сборщики налогов? 47 И если вы только братьев своих приветствуете, что же тут особенного? Не то же ли самое и язычники делают?
48 Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.
Свернуть
«Ибо, если возлюбите любящих вас, какая вам награда?» Есть такая удивительная святая, мать Тереза Калькуттская. Нам порой...  Читать далее

«Ибо, если возлюбите любящих вас, какая вам награда?» Есть такая удивительная святая, мать Тереза Калькуттская. Нам порой непросто бывает приобщаться к молитвенному опыту святых, ибо мы другие. Но вот есть у нее такие слова, которые сразу проникают в сердце. И хотя они обращены к человеку, она, конечно, обращала их к самой себе, все-таки хочется назвать это молитвой, ибо их можно произносить только в присутствии Бога. Поэтому так и назовем это, молитва. И когда думаешь о ней, кажется, она возникла как отклик на сегодняшнее чтение. Вот, что она однажды написала. «Люди неблагоразумны, нелогичны и заняты собой. Люби их, несмотря на это. Если сделаешь что-то доброе, тебя упрекнут в эгоизме и тайном умысле. Делай добро, несмотря на это. Если ты чего-то добьешься, ты обретешь ложных друзей и настоящих врагов. Трудись, несмотря на это. Добро, которое ты делаешь, уже завтра будет забыто. Делай добро, несмотря на это. Порядочность и открытость поставят тебя под удары. Несмотря на это, будь порядочным и открытым. То, что ты с трудом созидал много лет, превратиться может в руины за одну минуту. Созидай, несмотря на это. Твоя помощь действительно необходима, но когда будешь помогать людям, они могут наброситься на тебя за это. Помогай, несмотря на это. Ты отдашь миру все, а тебе выбьют зубы. Несмотря на это, отдай миру все».

Свернуть
 
На Мф 5:43-48
43 Вы слышали, что было сказано: Люби ближнего своего*Лев 19:18. и ненавидь врага своего. 44 А Я говорю вам: любите своих врагов и молитесь за тех, кто преследует вас. 45 Только так будете вы детьми Отца вашего Небесного, ибо по воле Его солнце восходит и над злыми, и над добрыми, и дождь проливается и для праведных, и для неправедных. 46 Если же любите только тех, кто вас любит, в чем тут заслуга? Разве не то же самое делают и сборщики налогов? 47 И если вы только братьев своих приветствуете, что же тут особенного? Не то же ли самое и язычники делают?
48 Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.
Свернуть
Господь, говоря о любви к врагам, знает, как это сложно для человека. Вероятно, именно поэтому Иисус и оставляет такую заповедь. Нередко мы видим...  Читать далее

Господь, говоря о любви к врагам, знает, как это сложно для человека. Вероятно, именно поэтому Иисус и оставляет такую заповедь. Нередко мы видим врагов в тех, кто ими совсем не является. И что же в таком случае произошло бы, если бы Господь не оставил нам этой заповеди? Мы, считая себя в полном праве ненавидеть врагов, ненавидели бы этих людей, совсем не желающих нам зла… Но, естественно, заповедь любви к ближнему и врагу дана нам не только для предотвращения подобных ситуаций. Мир на земле, несмотря ни на что, возможен лишь путем умиротворения сердца каждого человека, на этой земле живущего. А если в сердце есть злоба и ненависть, даже если она «справедлива», мира в таком сердце нет… Да и простить все, включая, к сожалению, неизбежное причинение боли, может лишь любовь, которая «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:7).

Свернуть
 
На Мф 5:44-45
44 А Я говорю вам: любите своих врагов и молитесь за тех, кто преследует вас. 45 Только так будете вы детьми Отца вашего Небесного, ибо по воле Его солнце восходит и над злыми, и над добрыми, и дождь проливается и для праведных, и для неправедных.
Свернуть
Выйдите на улицу и опросите первых 10-20-30 встречных, возможно ли это. Догадываетесь, какой будет результат? Всякому...  Читать далее

Выйдите на улицу и опросите первых 10-20-30 встречных, возможно ли это. Какой будет результат? Всякому хочется быть чадом Божьим, наследником Того, Кто Всемогущ, Всеведущ и всем обладает. Но для этого еще нужно быть любящим всех и всемилостивым (см. Мф. 5:48). Нет, человекам это невозможно. Неужели Иисус дает нам принципиально неисполнимые заповеди? Ответ парадоксален: да. Но Он же дает нам и возможность их исполнить, потому что Он — Тот, Кто, уже будучи Сыном Божьим, их исполнил. Значит, невозможное стало возможным в Нем и через Него, и совершенство достижимо.

Свернуть
 
На Мф 5:27-37
27 И еще вы слышали, что было сказано: Не прелюбодействуй!*Исх 20:14. 28 А Я говорю вам: кто посмотрел на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействовал с ней в сердце своем. 29 Если же правый глаз твой влечет тебя на зло, вырви его и отбрось! Лучше тебе лишиться части тела своего, чем всё оно будет ввергнуто в геенну. 30 И если правая рука твоя влечет тебя на зло, отруби ее и отбрось! Лучше тебе лишиться части тела своего, нежели всё оно окажется в геенне.
31 Было сказано и так: Тот, кто разводится с женой, должен дать ей разводное свидетельство*Втор 24:1.. 32 А Я говорю вам: всякий, кто разводится со своей женой, если только не из-за неверности*Или: не из-за блуда / разврата / распутства. ее, обрекает ее на прелюбодеяние; и тот, кто женится на разведенной, прелюбодействует.
33 Еще вы слышали, что было сказано вашим праотцам: Не давай ложной клятвы, но исполняй перед Господом клятвы твои*Лев 19:12; Числ 30:3.. 34 А Я говорю вам: не клянитесь вовсе. Ни небом, ибо оно престол Божий, 35 ни землей - это место, где ноги Его покоятся, ни Иерусалимом, ибо то город великого Царя, 36 ни головой своей не клянитесь, ибо не можете вы ни единого волоса сделать ни белым, ни черным. 37 Пусть слово ваше будет: да, если да, и нет, если нет; а что сверх того - то от духа злого.
Свернуть
Продолжая раскрывать важность соответствия внутренней жизни и внешнего поведения, Иисус переходит к рассмотрению отношений между полами...  Читать далее

Продолжая раскрывать важность соответствия внутренней жизни и внешнего поведения, Иисус переходит к рассмотрению отношений между полами, и то, что Он говорит, звучит сурово. Сейчас для многих такая суровость кажется чрезмерной, а то и вовсе несовременной. Но что, если на самом деле то, что скоропалительно называют современностью, упустило что-то важное?

Да, для многих людей предлагаемый здесь уровень семейных отношений оказался непосильным. Господу чуждо формальное фарисейское законничество, Его справедливость неразрывна с милостью. Но именно потому, что Он знает всю слабость и неустойчивость наших сердец, Иисус и дал нам представление о норме, какой бы трудной нам она ни казалась.

Нормой должна стать и правдивость, которая нарушается ещё чаще, чем супружеская верность. Когда речь людская стала лживой, возникла клятва для подтверждения истинности хотя бы тех слов, к которым клятва относится. Вот только со временем ложь проникла и в клятвенную речь. Из такой ситуации можно выйти, усиливая степень клятвы, но Иисус предлагает другой выход, гораздо труднейший и неизмеримо более простой: Он предлагает вернуть простому слову его подлинный смысл, отказавшись и от лжи, и от клятвы. И не случайно упоминание о лукавом, ведь ложь вошла в души людей тогда, когда поддавшиеся лукавому Адам и Ева на прямой вопрос Бога вместо простого «да» начали в ответ строить извилистые словесные комбинации...

Свернуть
 
На Мф 5:27-32
27 И еще вы слышали, что было сказано: Не прелюбодействуй!*Исх 20:14. 28 А Я говорю вам: кто посмотрел на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействовал с ней в сердце своем. 29 Если же правый глаз твой влечет тебя на зло, вырви его и отбрось! Лучше тебе лишиться части тела своего, чем всё оно будет ввергнуто в геенну. 30 И если правая рука твоя влечет тебя на зло, отруби ее и отбрось! Лучше тебе лишиться части тела своего, нежели всё оно окажется в геенне.
31 Было сказано и так: Тот, кто разводится с женой, должен дать ей разводное свидетельство*Втор 24:1.. 32 А Я говорю вам: всякий, кто разводится со своей женой, если только не из-за неверности*Или: не из-за блуда / разврата / распутства. ее, обрекает ее на прелюбодеяние; и тот, кто женится на разведенной, прелюбодействует.
Свернуть
Иисус говорит о том, что грех действует внутри нас...  Читать далее

Иисус говорит о том, что грех действует внутри нас, поражая наши помыслы и ведя к дурным поступкам. Наша неверность — внутренняя, а не внешняя. Но: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс. 115:4) — и Христос входит внутрь нас, вытесняя грех на периферию нашего «я». Внешний человек тлеет, а внутренний со дня на день обновляется, принимая царство жизни.

Свернуть
 
На Мф 5:27-32
27 И еще вы слышали, что было сказано: Не прелюбодействуй!*Исх 20:14. 28 А Я говорю вам: кто посмотрел на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействовал с ней в сердце своем. 29 Если же правый глаз твой влечет тебя на зло, вырви его и отбрось! Лучше тебе лишиться части тела своего, чем всё оно будет ввергнуто в геенну. 30 И если правая рука твоя влечет тебя на зло, отруби ее и отбрось! Лучше тебе лишиться части тела своего, нежели всё оно окажется в геенне.
31 Было сказано и так: Тот, кто разводится с женой, должен дать ей разводное свидетельство*Втор 24:1.. 32 А Я говорю вам: всякий, кто разводится со своей женой, если только не из-за неверности*Или: не из-за блуда / разврата / распутства. ее, обрекает ее на прелюбодеяние; и тот, кто женится на разведенной, прелюбодействует.
Свернуть
Как видно, отношение Иисуса к разврату, к прелюбодеянию такое же, как к убийству: если к...  Читать далее

Как видно, отношение Иисуса к разврату, к прелюбодеянию такое же, как к убийству: если к убийству Он приравнивает ненависть, то к прелюбодеянию — вожделение. Как видно, причины и логика здесь те же, что и в том случае, когда дело касается убийства и ненависти: намерение и в этом случае оказывается для Царства даже важнее самого поступка. И так же, как в случае с ненавистью, Иисус предлагает своего рода «работу на опережение»: именно так, по-видимому, нужно понимать Его слова о соблазняющей руке и о соблазняющем глазе. Как и в случае ненависти, когда оказывается, что лучше примириться с соперником ещё по дороге в суд, чем разжигать страсти, до вожделения дело лучше не доводить. Конечно, здесь перед нами развитие уже существовавшей в те времена традиции, которая основана на понимании того, что страсть легче предупредить, чем потом с ней бороться. Достаточно вспомнить хорошо всем тогда известные слова одного из великих учителей Торы, Гиллеля, сказавшего: страсть вначале заглядывает в твой дом, как прохожий, затем заходит в него, как гость, а в конце концов поселяется в нём, как хозяин. Обрести внутреннюю Тору, не работая специально над тем, чтобы не допустить появления греховных страстей и намерений, было невозможно. Но дело было не только в обретении внутренней Торы: ведь и сама она была лишь средством для полноценной жизни в Царстве. А для Царства, где качество отношений определяет всё, предотвращение греховных страстей и намерений чрезвычайно важно. Конечно, если говорить о Царстве, раскрывшемся во всей полноте, в нём проблемы греховных намерений уже не будет: ведь и человеческая природа его жителей тоже будет уже преображена полностью, так, что ничему греховному в жизни этих преображённых людей места быть не может. Но на пути к полноте Царства и к полноте преображения проблема остаётся, и Иисус напоминает о том, что может помочь её решению. А духовную планку Он ставит абсолютно высоко: к примеру, запрет развода, о котором Он говорит достаточно однозначно, предполагает качество отношений, немыслимое в нашем, ещё не преображённом, мире. Но Иисус, разумеется, прекрасно понимает, что данное Торой человеку право на развод — уступка человеческой греховности, которая может дать лишний повод к тем самым греховным намерениям, с которыми нужно бороться. И Он не хочет оставлять Своим последователям этой лазейки. Ведь в Царстве мелочей не бывает, и компромиссы тут невозможны.

Свернуть
 
На Мф 5:27-32
27 И еще вы слышали, что было сказано: Не прелюбодействуй!*Исх 20:14. 28 А Я говорю вам: кто посмотрел на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействовал с ней в сердце своем. 29 Если же правый глаз твой влечет тебя на зло, вырви его и отбрось! Лучше тебе лишиться части тела своего, чем всё оно будет ввергнуто в геенну. 30 И если правая рука твоя влечет тебя на зло, отруби ее и отбрось! Лучше тебе лишиться части тела своего, нежели всё оно окажется в геенне.
31 Было сказано и так: Тот, кто разводится с женой, должен дать ей разводное свидетельство*Втор 24:1.. 32 А Я говорю вам: всякий, кто разводится со своей женой, если только не из-за неверности*Или: не из-за блуда / разврата / распутства. ее, обрекает ее на прелюбодеяние; и тот, кто женится на разведенной, прелюбодействует.
Свернуть
Одно из самых важных откровений Нового завета, новое и по сравнению с Ветхим заветом, и по сравнению с языческой религиозностью...  Читать далее

Одно из самых важных откровений Нового завета, новое и по сравнению с Ветхим заветом, и по сравнению с языческой религиозностью — слова, которые мы читаем сегодня в Евангелии от Матфея. Ветхий завет относится к делам, которые мы совершаем только мысленно и не совершаем в физической, так сказать, реальности, как к небывшим. Однако, если человек в самом деле является существом, соединяющим в себе видимую и невидимую реальность, то совершающееся внутри него, в глубинах его личности, не может пренебрегаться. Уже пророки возвестили избранному народу, что Владыка вселенной не оставляет без внимания истинные мотивы наших поступков и скрытые побуждения нашего сердца. И вот, Господь Иисус Христос с предельной ясностью определяет равнозначность поступков, совершенных в реальности и в мысли.

Мы большей частью воспринимаем эти Его слова как сугубое обличение. Уже не только в делах, но и в мыслях не скроешься от правды Божией, уже и всякий гнев и нелюбовь к людям порочат тебя в глазах Всемогущего. Но не менее важно помнить, какой вывод делает из этого свт. Иоанн Златоуст в своем Слове на Пасху: «ибо ревностно щедрый Владыка принимает последнего, как и первого... Дела принимает, и намерения приветствует; действия чтит, и устремления одобряет».

Свернуть
 
На Мф 5:17-32
17 Не думайте, что упразднить Я пришел Закон*См. в Словаре Закон. или пророков: не упразднить Я пришел, но исполнить. 18 Заверяю васБукв.: аминь ведь говорю вам; аминь (евр.) - «истинно так». Этим словом Христос, как видно, предварял Свои высказывания, чтобы обратить внимание слушателей на важность этих высказываний, и указывал на Божественный авторитет, с которым они произносились (ср. Ис 65:16 - «Бог истины», букв.: «Бог аминь»). Это выражение часто встречается у Матфея и переводится нами как «заверяю вас / тебя» или иначе в зависимости от контекста., пока не исчезли земля и небо, ни одна, даже самая малая, букваБукв.: ни одна йота. Имеется в виду самая маленькая еврейская буква «йод», похожая на апостроф. и черточкаБукв.: рожок, т.е. маленькая, незначительная часть буквы. ни одна из Закона не выпадет, пока не сбудется всё. 19 А если кто хотя бы одной - пусть самой малой - из заповедей этих не повинуется и научит тому людей, ничтожнейшим назван он будет в Царстве Небесном. Но кто следует этим заповедям и других тому учит, великим будет назван в Царстве Небесном. 20 Потому говорю Я вам: если праведность ваша не превзойдет праведности фарисеев и книжников, не войдете вы в Царство Небесное.
21 Вы слышали, что праотцам вашим было сказано: Не убивай!*Исх 20:13. Если же убьет кто, должен ответить перед судом. 22 А Я говорю вам: всякий, кто гневается на брата, подлежит суду. Кто скажет брату своему: Глупец, должен ответить перед СинедриономСм. в Словаре Синедрион., а кто безумцемИли: богоотступником. его назовет, того гееннаСм. в Словаре Геенна. ждет огненная.
23 И если, придя с даром своим к жертвеннику, вспомнишь ты вдруг, что брат твой имеет что-то против тебя, 24 оставь свой дар там, у жертвенника, и прежде пойди, примирись с братом и только потом вернись и принеси дар свой Богу.
25 Спеши добром уладить спор свой с противником в самом начале.*Букв.: мирись с противником твоим без промедления, пока ты с ним на пути. Иначе передаст тебя противник судье, а судья - страже, и окажешься ты в тюрьме. 26 Поверь Мне, не выйдешь оттуда, пока не отдашь всё до последнего гроша*Букв.: последнего кодранта - самая мелкая римская монета в эпоху НЗ..
27 И еще вы слышали, что было сказано: Не прелюбодействуй!*Исх 20:14. 28 А Я говорю вам: кто посмотрел на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействовал с ней в сердце своем. 29 Если же правый глаз твой влечет тебя на зло, вырви его и отбрось! Лучше тебе лишиться части тела своего, чем всё оно будет ввергнуто в геенну. 30 И если правая рука твоя влечет тебя на зло, отруби ее и отбрось! Лучше тебе лишиться части тела своего, нежели всё оно окажется в геенне.
31 Было сказано и так: Тот, кто разводится с женой, должен дать ей разводное свидетельство*Втор 24:1.. 32 А Я говорю вам: всякий, кто разводится со своей женой, если только не из-за неверности*Или: не из-за блуда / разврата / распутства. ее, обрекает ее на прелюбодеяние; и тот, кто женится на разведенной, прелюбодействует.
Свернуть
В беседах с учениками и в проповедях Иисус нередко говорит о Торе и о правильном её понимании. В Синодальном тексте...  Читать далее

В беседах с учениками и в проповедях Иисус нередко говорит о Торе и о правильном её понимании. В Синодальном тексте Тора называется обычно «Законом», но, при формальной правильности такого перевода, он всё же не полностью передаёт значение соответствующего еврейского слова. Тора — больше, чем просто закон в том смысле, в каком мы обычно употребляем это слово, больше, чем только законодательство или определяемый им правопорядок. Тора предполагает ещё и соответствующий закону образ жизни, включая и внутреннее, духовное состояние человека, такому образу жизни соответствующее. В евангельские времена в раввинистической среде и в Синагоге вообще довольно широко распространилось понятие «живой Торы», которой в идеале должен был стать каждый верующий иудей. Имелось в виду такое духовное состояние человека, при котором Тора становится чем-то ему внутренне присущим, определяя всю жизнь человека во всех её проявлениях. Иисусу такое понимание было очень близко, не случайно Он Сам говорит о том, что Он пришёл вовсе не для того, чтобы разрушать или изменять Тору, а для того, чтобы довести её до полноты (ст. 17; в Синодальном переводе эта мысль передана словом «исполнить»). И первое, на что Он обращает внимание Своих слушателей, — их намерения, или, как говорят сегодня психологи, их интенции. Если ненавидишь, считай, что ты убийца (ст. 21 – 22); если вожделеешь, считай, что ты развратник (ст. 27 – 28). Иначе, по слову Иисуса, наша праведность не выходит за рамки обычной религиозности, «не превосходит праведности книжников и фарисеев» (ст. 20), которые, будучи людьми глубоко религиозными, внешне, на поведенческом уровне, все заповеди Декалога, разумеется, исполняли. Но, оказывается, для Царства этого мало. И речь идёт не о требованиях, специально завышенных для того, чтобы быть «святее всех». Просто в этом мире наше духовное качество и состояние определяют наши поступки, а в Царстве — наши намерения. Можно было бы сказать, что в нашем падшем мире мы являемся тем, что мы делаем, а в Царстве станем тем, чего желаем. И если, ненавидя кого-то, мы воздерживаемся от убийства ради Бога, для нашего падшего мира это серьёзное духовное достижение. Но для Царства это провал. А столь высоко поднятая Иисусом духовная планка нужна для того, чтобы уберечь нас от такого провала.

Свернуть
 
На Мф 5:17-32
17 Не думайте, что упразднить Я пришел Закон*См. в Словаре Закон. или пророков: не упразднить Я пришел, но исполнить. 18 Заверяю васБукв.: аминь ведь говорю вам; аминь (евр.) - «истинно так». Этим словом Христос, как видно, предварял Свои высказывания, чтобы обратить внимание слушателей на важность этих высказываний, и указывал на Божественный авторитет, с которым они произносились (ср. Ис 65:16 - «Бог истины», букв.: «Бог аминь»). Это выражение часто встречается у Матфея и переводится нами как «заверяю вас / тебя» или иначе в зависимости от контекста., пока не исчезли земля и небо, ни одна, даже самая малая, букваБукв.: ни одна йота. Имеется в виду самая маленькая еврейская буква «йод», похожая на апостроф. и черточкаБукв.: рожок, т.е. маленькая, незначительная часть буквы. ни одна из Закона не выпадет, пока не сбудется всё. 19 А если кто хотя бы одной - пусть самой малой - из заповедей этих не повинуется и научит тому людей, ничтожнейшим назван он будет в Царстве Небесном. Но кто следует этим заповедям и других тому учит, великим будет назван в Царстве Небесном. 20 Потому говорю Я вам: если праведность ваша не превзойдет праведности фарисеев и книжников, не войдете вы в Царство Небесное.
21 Вы слышали, что праотцам вашим было сказано: Не убивай!*Исх 20:13. Если же убьет кто, должен ответить перед судом. 22 А Я говорю вам: всякий, кто гневается на брата, подлежит суду. Кто скажет брату своему: Глупец, должен ответить перед СинедриономСм. в Словаре Синедрион., а кто безумцемИли: богоотступником. его назовет, того гееннаСм. в Словаре Геенна. ждет огненная.
23 И если, придя с даром своим к жертвеннику, вспомнишь ты вдруг, что брат твой имеет что-то против тебя, 24 оставь свой дар там, у жертвенника, и прежде пойди, примирись с братом и только потом вернись и принеси дар свой Богу.
25 Спеши добром уладить спор свой с противником в самом начале.*Букв.: мирись с противником твоим без промедления, пока ты с ним на пути. Иначе передаст тебя противник судье, а судья - страже, и окажешься ты в тюрьме. 26 Поверь Мне, не выйдешь оттуда, пока не отдашь всё до последнего гроша*Букв.: последнего кодранта - самая мелкая римская монета в эпоху НЗ..
27 И еще вы слышали, что было сказано: Не прелюбодействуй!*Исх 20:14. 28 А Я говорю вам: кто посмотрел на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействовал с ней в сердце своем. 29 Если же правый глаз твой влечет тебя на зло, вырви его и отбрось! Лучше тебе лишиться части тела своего, чем всё оно будет ввергнуто в геенну. 30 И если правая рука твоя влечет тебя на зло, отруби ее и отбрось! Лучше тебе лишиться части тела своего, нежели всё оно окажется в геенне.
31 Было сказано и так: Тот, кто разводится с женой, должен дать ей разводное свидетельство*Втор 24:1.. 32 А Я говорю вам: всякий, кто разводится со своей женой, если только не из-за неверности*Или: не из-за блуда / разврата / распутства. ее, обрекает ее на прелюбодеяние; и тот, кто женится на разведенной, прелюбодействует.
Свернуть
«Ваша праведность должна быть выше, чем праведность фарисеев», — наверное эти слова...  Читать далее

«Ваша праведность должна быть выше, чем праведность фарисеев», — наверное эти слова воспринимались так же, как предложение выпить море или прыгнуть выше головы. Ведь книжники и фарисеи как раз и уделяли особое внимание праведности — старались исполнять все религиозные предписания, чтобы угодить своей жизнью и поведением Богу, давшему людям закон. А эти слова были обращены к ученикам Иисуса, среди которых были люди недалекие, слабые, с сомнительной репутацией, словом — грешники. И они должны были жить более праведно, чем «специалисты» по правильной жизни! Может быть, этот явный нравственный тупик должен был принципиально изменить само миропонимание Его слушателей? Богу нельзя угодить своей жалкой праведностью, в Его глазах раздражение или страстный взгляд на чужую жену — такое же преступление, как убийство или измена. Он не подсчитывает наши грехи и добрые дела — это бесполезно, потому что отношения с Ним — не торговля. Ясно, что ученики Христа должны жить по-другому, по-новому, как соль земли, как свет мира. Они должны стать местом присутствия Бога на земле.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).