Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Деян 15:1-35

И# нёцыи сше1дше t їуде1и, ўчaху брaтію, ћкw ѓще не њбрёжетесz по њбы1чаю мwmсе1ову, не мо1жете спасти1сz.
Бы1вшей же рaспри и3 стzзaнію не мaлу пavлу и3 варнaвэ къ ни6мъ, ўчини1ша взы1ти пavлу и3 варнaвэ и3 нBкимъ други6мъ t ни1хъ ко ґпcлwмъ и3 стaрцємъ во їеrли1мъ њ вопроше1ніи се1мъ.
Nни1 же ў2бо, предпо1слани бы1вше t цRкве, прохождaху фінікjю и3 самарjю, повёдающе њбраще1ніе kзы1кwвъ, и3 творsху рaдость ве1лію все1й брaтіи.
Прише1дше же во їеrли1мъ, пріsти бы1ша t цRкве и3 ґпcлъ и3 стaрєцъ, сказaша же, є3ли6ка сотвори2 бг7ъ съ ни1ми и3 ћкw tве1рзе kзы1кwмъ две1рь вёры.
(За? #36#.) Востaша же нёцыи t є4реси фарісе1йскіz вёровавшіи, глаго1люще, ћкw подобaетъ њбрёзати и5хъ, завэщавaти же блюсти2 зако1нъ мwmсе1овъ.
Собрaшасz же ґпcли и3 стaрцы вёдэти њ словеси2 се1мъ.
Мно1гу же взыскaнію бы1вшу, востaвъ пе1тръ рече2 къ ни6мъ: мyжіе брaтіе, вы2 вёсте, ћкw t днjй пе1рвыхъ бг7ъ въ нaсъ и3збрA ўсты6 мои1ми ўслы1шати kзы1кwмъ сло1во бlговёстіz и3 вёровати:
и3 с®цевёдецъ бг7ъ свидётельствова и5мъ, дaвъ и5мъ д¦а с™aго, ћкоже и3 нaмъ,
и3 ничто1же разсуди2 междY нaми же и3 џнэми, вёрою њчи1щь сердцA и4хъ:
10 нн7э ў2бо что2 и3скушaете бг7а, (хотsще) возложи1ти и4го на вы6и ўчн7кHмъ, є3гHже ни nтцы2 нaши, ни мы2 возмого1хомъ понести2;
11 но блгdтію гDа ї}са хrтA вёруемъ спcти1сz, ћкоже и3 nни2.
12 Ўмолчa же все2 мно1жество и3 послyшаху варнaвы и3 пavла повёдающєю, є3ли6ка сотвори2 бг7ъ знaмєніz и3 чудесA во kзы1цэхъ и4ма.
13 По ўмолчaніи же є3ю2, tвэщA їaкwвъ глаго1лz: мyжіе брaтіе, послyшайте мене2:
14 сmмеHнъ повёда, ћкw пре1жде бг7ъ посэти2 пріsти t kзы6къ лю1ди њ и4мени свое1мъ:
15 и3 семY согласyютъ словесA прbрHкъ, ћкоже пи1шетъ:
16 по си1хъ њбращyсz и3 сози1жду кро1въ дв7довъ пaдшій, и3 раскHпанаz є3гw2 сози1жду и3 и3спрaвлю є3го2,
17 ћкw да взы1щутъ про1чіи человёцы гDа, и3 вси2 kзы1цы, въ ни1хже нарече1сz и4мz мое2, гlетъ гDь, творsй сі‰ вс‰.
18 Раз{мна t вёка сyть бг7ови вс‰ дэлA є3гw2.
19 Сегw2 рaди ѓзъ суждY не стужaти t kзы6къ њбращaющымсz къ бг7у,
20 но заповёдати и5мъ њгребaтисz t тре1бъ јдwльскихъ и3 t блудA и3 ўдaвленины и3 t кро1ве, и3 є3ли6ка неугHдна себЁ сyть, и3ны6мъ не твори1ти.
21 Мwmсе1й бо t родHвъ дре1внихъ по всBмъ градHмъ проповёдающыz є3го2 и4мать, въ со1нмищихъ по вс‰ суббw6ты что1мый.
22 ТогдA и3зво1лисz ґпcлwмъ и3 стaрцємъ со все1ю цRковію, и3збрaвше м{жа t ни1хъ, послaти во ґнтіохjю съ пavломъ и3 варнaвою, їyду нарицaемаго варсaву, и3 сjлу, м{жа нарHчита въ брaтіи,
23 написaвше рукaма и4хъ сі‰: ґпcли и3 стaрцы и3 брaтіz, сyщымъ во ґнтіохjи и3 сmрjи и3 кілікjи брaтіzмъ, и5же t kзы6къ, (њ гDэ) рaдоватисz.
24 Поне1же слы1шахомъ, ћкw нёцыи t нaсъ и3зше1дше возмути1ша вaсъ словесы2, развращaюще дyшы вaшz, глаго1люще њбрёзатисz и3 блюсти2 зако1нъ, и5мже мы2 не завэщaхомъ:
25 и3зво1лисz нaмъ собрaвшымсz є3динодyшнw, и3збр†нныz мyжы послaти къ вaмъ, съ возлю1бленныма нaшима варнaвою и3 пavломъ,
26 человёкома предaвшема дyшы сво‰ њ и4мени гDа нaшегw ї}са хrтA:
27 послaхомъ ў2бо їyду и3 сjлу, и3 тёхъ сло1вомъ сказyющихъ т†zжде:
28 и3зво1лисz бо с™о1му д¦у и3 нaмъ, ничто1же мно1жае возложи1ти вaмъ тzготы2, рaзвэ нyждныхъ си1хъ:
29 њгребaтисz t їдwложе1ртвенныхъ и3 кро1ве, и3 ўдaвленины и3 блудA: и3 є3ли6ка не хо1щете вaмъ бы1ти, други6мъ не твори1те: t ни1хже соблюдaюще себе2, до1брэ сотворите2. Здрaвствуйте.
30 Nни1 же ў2бо по1слани бы1вше пріидо1ша во ґнтіохjю, и3 собрaвше наро1дъ, вдaша послaніе.
31 Проче1тше же, возрaдовашасz њ ўтэше1ніи.
32 І3yда же и3 сjла, и3 т† прbрHка с{ща, сло1вомъ мно1зэмъ ўтёшиста брaтію и3 ўтверди1ста.
33 Пребы6вша же тaмw вре1мz, tпущє1на бы1ста съ ми1ромъ t брaтій ко ґпcлwмъ.
34 И#зво1лисz же сjлэ пребы1ти тaмw, їyда же возврати1сz во їеrли1мъ.
35 (За? #37#.) Пavелъ же и3 варнaва живsста во ґнтіохjи, ўч†ща и3 благовэств{юща сло1во гDне, и3 со и3нёми мно1гими.
Свернуть

Сегодняшнее чтение рассказывает нам о событии, которое историки Церкви называют обычно Апостольским собором (ст. 6). Как видно, главной проблемой, обсуждавшейся на нём, стала проблема религии и её места в Церкви. И неудивительно: ведь одним из требований, предъявлявшихся некоторыми проповедниками новообращённым, было требование обязательного соблюдения норм и законов иудейской религии (ст. 1 – 2). По-видимому, эти проповедники считали, что есть религиозные нормы и правила, обязательные для Царства. Ничего удивительного здесь нет: ведь они были, по свидетельству евангелиста, выходцами из Иудеи, а значит, как и все её жители, людьми глубоко религиозными. Для них иудейская религиозность была естественным и органичным образом жизни, вне которого они, как видно, не мыслили себе и Царства. Однако новообращённым из язычников такая религиозность была чуждой, и потому Пётр задаёт на соборе резонный вопрос: можно ли возлагать на недавних язычников то, что порой оказывалось не по силам даже самим евреям (ст. 10)? Но главное было в другом. Суть вопроса состояла в том, что необходимо для спасения, для того, чтобы войти в Царство. Как видно, в Церкви были люди, убеждённые в том, что для этого недостаточно одного принятия Христа, что без религии в Царство не войти (ст. 5). Но апостолы и другие участники собора решили иначе: для Царства вопрос религиозной принадлежности не принципиален. Выражено это решение было на языке, общепринятом тогда в Церкви, — на языке религиозного законодательства. Новообращённым из язычников было рекомендовано воздерживаться от идоложертвенного и, следовательно, от участия в языческих культах, а также от кровопролития и разврата; кроме того, было подтверждено и общеизвестное «золотое правило»: не делать другим того, чего не хочешь себе (ст. 29). Такие нормы традиционно предлагались прозелитам, не собиравшимся принимать иудаизм, но веровавшим в Бога Авраама. Тем самым Апостольский собор подтвердил, что бывшему язычнику, принявшему Христа, не обязательно для спасения принимать иудаизм. Религия и духовная жизнь были чётко разделены, а путь в Царство был открыт каждому, независимо от религиозной принадлежности. Это решение было чрезвычайно важно: оно ещё раз подчёркивало, что христианство не новая религия, а жизнь в Царстве, открытая каждому, у кого есть вера в Иисуса Христа и личные отношения с Ним. Религия же оставалась лишь средством, которое иногда могло помочь человеку на пути в Царство. Ей можно было найти место и в Царстве, и в Церкви. Но при одном непременном условии: она не должна была заслонять от ищущих Христа и закрывать им дорогу в Царство. Никому и никогда.

Другие мысли вслух

 
На Деян 15:1-35
И# нёцыи сше1дше t їуде1и, ўчaху брaтію, ћкw ѓще не њбрёжетесz по њбы1чаю мwmсе1ову, не мо1жете спасти1сz.
Бы1вшей же рaспри и3 стzзaнію не мaлу пavлу и3 варнaвэ къ ни6мъ, ўчини1ша взы1ти пavлу и3 варнaвэ и3 нBкимъ други6мъ t ни1хъ ко ґпcлwмъ и3 стaрцємъ во їеrли1мъ њ вопроше1ніи се1мъ.
Nни1 же ў2бо, предпо1слани бы1вше t цRкве, прохождaху фінікjю и3 самарjю, повёдающе њбраще1ніе kзы1кwвъ, и3 творsху рaдость ве1лію все1й брaтіи.
Прише1дше же во їеrли1мъ, пріsти бы1ша t цRкве и3 ґпcлъ и3 стaрєцъ, сказaша же, є3ли6ка сотвори2 бг7ъ съ ни1ми и3 ћкw tве1рзе kзы1кwмъ две1рь вёры.
(За? #36#.) Востaша же нёцыи t є4реси фарісе1йскіz вёровавшіи, глаго1люще, ћкw подобaетъ њбрёзати и5хъ, завэщавaти же блюсти2 зако1нъ мwmсе1овъ.
Собрaшасz же ґпcли и3 стaрцы вёдэти њ словеси2 се1мъ.
Мно1гу же взыскaнію бы1вшу, востaвъ пе1тръ рече2 къ ни6мъ: мyжіе брaтіе, вы2 вёсте, ћкw t днjй пе1рвыхъ бг7ъ въ нaсъ и3збрA ўсты6 мои1ми ўслы1шати kзы1кwмъ сло1во бlговёстіz и3 вёровати:
и3 с®цевёдецъ бг7ъ свидётельствова и5мъ, дaвъ и5мъ д¦а с™aго, ћкоже и3 нaмъ,
и3 ничто1же разсуди2 междY нaми же и3 џнэми, вёрою њчи1щь сердцA и4хъ:
10 нн7э ў2бо что2 и3скушaете бг7а, (хотsще) возложи1ти и4го на вы6и ўчн7кHмъ, є3гHже ни nтцы2 нaши, ни мы2 возмого1хомъ понести2;
11 но блгdтію гDа ї}са хrтA вёруемъ спcти1сz, ћкоже и3 nни2.
12 Ўмолчa же все2 мно1жество и3 послyшаху варнaвы и3 пavла повёдающєю, є3ли6ка сотвори2 бг7ъ знaмєніz и3 чудесA во kзы1цэхъ и4ма.
13 По ўмолчaніи же є3ю2, tвэщA їaкwвъ глаго1лz: мyжіе брaтіе, послyшайте мене2:
14 сmмеHнъ повёда, ћкw пре1жде бг7ъ посэти2 пріsти t kзы6къ лю1ди њ и4мени свое1мъ:
15 и3 семY согласyютъ словесA прbрHкъ, ћкоже пи1шетъ:
16 по си1хъ њбращyсz и3 сози1жду кро1въ дв7довъ пaдшій, и3 раскHпанаz є3гw2 сози1жду и3 и3спрaвлю є3го2,
17 ћкw да взы1щутъ про1чіи человёцы гDа, и3 вси2 kзы1цы, въ ни1хже нарече1сz и4мz мое2, гlетъ гDь, творsй сі‰ вс‰.
18 Раз{мна t вёка сyть бг7ови вс‰ дэлA є3гw2.
19 Сегw2 рaди ѓзъ суждY не стужaти t kзы6къ њбращaющымсz къ бг7у,
20 но заповёдати и5мъ њгребaтисz t тре1бъ јдwльскихъ и3 t блудA и3 ўдaвленины и3 t кро1ве, и3 є3ли6ка неугHдна себЁ сyть, и3ны6мъ не твори1ти.
21 Мwmсе1й бо t родHвъ дре1внихъ по всBмъ градHмъ проповёдающыz є3го2 и4мать, въ со1нмищихъ по вс‰ суббw6ты что1мый.
22 ТогдA и3зво1лисz ґпcлwмъ и3 стaрцємъ со все1ю цRковію, и3збрaвше м{жа t ни1хъ, послaти во ґнтіохjю съ пavломъ и3 варнaвою, їyду нарицaемаго варсaву, и3 сjлу, м{жа нарHчита въ брaтіи,
23 написaвше рукaма и4хъ сі‰: ґпcли и3 стaрцы и3 брaтіz, сyщымъ во ґнтіохjи и3 сmрjи и3 кілікjи брaтіzмъ, и5же t kзы6къ, (њ гDэ) рaдоватисz.
24 Поне1же слы1шахомъ, ћкw нёцыи t нaсъ и3зше1дше возмути1ша вaсъ словесы2, развращaюще дyшы вaшz, глаго1люще њбрёзатисz и3 блюсти2 зако1нъ, и5мже мы2 не завэщaхомъ:
25 и3зво1лисz нaмъ собрaвшымсz є3динодyшнw, и3збр†нныz мyжы послaти къ вaмъ, съ возлю1бленныма нaшима варнaвою и3 пavломъ,
26 человёкома предaвшема дyшы сво‰ њ и4мени гDа нaшегw ї}са хrтA:
27 послaхомъ ў2бо їyду и3 сjлу, и3 тёхъ сло1вомъ сказyющихъ т†zжде:
28 и3зво1лисz бо с™о1му д¦у и3 нaмъ, ничто1же мно1жае возложи1ти вaмъ тzготы2, рaзвэ нyждныхъ си1хъ:
29 њгребaтисz t їдwложе1ртвенныхъ и3 кро1ве, и3 ўдaвленины и3 блудA: и3 є3ли6ка не хо1щете вaмъ бы1ти, други6мъ не твори1те: t ни1хже соблюдaюще себе2, до1брэ сотворите2. Здрaвствуйте.
30 Nни1 же ў2бо по1слани бы1вше пріидо1ша во ґнтіохjю, и3 собрaвше наро1дъ, вдaша послaніе.
31 Проче1тше же, возрaдовашасz њ ўтэше1ніи.
32 І3yда же и3 сjла, и3 т† прbрHка с{ща, сло1вомъ мно1зэмъ ўтёшиста брaтію и3 ўтверди1ста.
33 Пребы6вша же тaмw вре1мz, tпущє1на бы1ста съ ми1ромъ t брaтій ко ґпcлwмъ.
34 И#зво1лисz же сjлэ пребы1ти тaмw, їyда же возврати1сz во їеrли1мъ.
35 (За? #37#.) Пavелъ же и3 варнaва живsста во ґнтіохjи, ўч†ща и3 благовэств{юща сло1во гDне, и3 со и3нёми мно1гими.
Свернуть
По пути в Иерусалим Павел и Варнава, проходя через Финикию и Самарию, производили радость великую...  Читать далее

По пути в Иерусалим Павел и Варнава, проходя через Финикию и Самарию, производили радость великую, рассказывая братьям об обращении язычников. Радовались те, кто жил среди язычников и иноверцев, эти братья, не вникая в законнические тонкости, радовались тому, что новые люди присоединились к спасению. Но не радуются другие уверовавшие, недавно принадлежавшие к фарисейской ереси и теперь пытающиеся привнести в церковь собственные привычные понятия. Христос заранее предупреждал учеников: «...берегитесь закваски фарисейской» (Мф. 16:6),- и вот она начала сказываться. Отпор фарисеям даёт Петр. Некоторые толкователи пытались разделить Петра и Павла, одно время даже существовала теория, стремившаяся разделить «петринизм» и «паулинизм» как различные и якобы противоречащие направления в ранней Церкви, но здесь мы видим, что Петр и Павел едины. Если между ними и были различия, то в их характере, облике, некоторых личных особенностях, сказывавшихся в служении, в сути же служения противоречий между ними не было.

Собор апостолов постановил, что новообращённые из язычников обязаны соблюдать заповеди, но не весь закон, обязательный для иудеев. В этом апостолы не противоречили иудейскому закону, не требовавшему от язычников соблюдения нравственных норм, превышающих Ноевы заповеди. Поэтому даже то в делах ранней Церкви, что многим кажется разрывом с Ветхим Заветом, соответствует написанному на его страницах.

Свернуть
 
На Деян 15:1-35
И# нёцыи сше1дше t їуде1и, ўчaху брaтію, ћкw ѓще не њбрёжетесz по њбы1чаю мwmсе1ову, не мо1жете спасти1сz.
Бы1вшей же рaспри и3 стzзaнію не мaлу пavлу и3 варнaвэ къ ни6мъ, ўчини1ша взы1ти пavлу и3 варнaвэ и3 нBкимъ други6мъ t ни1хъ ко ґпcлwмъ и3 стaрцємъ во їеrли1мъ њ вопроше1ніи се1мъ.
Nни1 же ў2бо, предпо1слани бы1вше t цRкве, прохождaху фінікjю и3 самарjю, повёдающе њбраще1ніе kзы1кwвъ, и3 творsху рaдость ве1лію все1й брaтіи.
Прише1дше же во їеrли1мъ, пріsти бы1ша t цRкве и3 ґпcлъ и3 стaрєцъ, сказaша же, є3ли6ка сотвори2 бг7ъ съ ни1ми и3 ћкw tве1рзе kзы1кwмъ две1рь вёры.
(За? #36#.) Востaша же нёцыи t є4реси фарісе1йскіz вёровавшіи, глаго1люще, ћкw подобaетъ њбрёзати и5хъ, завэщавaти же блюсти2 зако1нъ мwmсе1овъ.
Собрaшасz же ґпcли и3 стaрцы вёдэти њ словеси2 се1мъ.
Мно1гу же взыскaнію бы1вшу, востaвъ пе1тръ рече2 къ ни6мъ: мyжіе брaтіе, вы2 вёсте, ћкw t днjй пе1рвыхъ бг7ъ въ нaсъ и3збрA ўсты6 мои1ми ўслы1шати kзы1кwмъ сло1во бlговёстіz и3 вёровати:
и3 с®цевёдецъ бг7ъ свидётельствова и5мъ, дaвъ и5мъ д¦а с™aго, ћкоже и3 нaмъ,
и3 ничто1же разсуди2 междY нaми же и3 џнэми, вёрою њчи1щь сердцA и4хъ:
10 нн7э ў2бо что2 и3скушaете бг7а, (хотsще) возложи1ти и4го на вы6и ўчн7кHмъ, є3гHже ни nтцы2 нaши, ни мы2 возмого1хомъ понести2;
11 но блгdтію гDа ї}са хrтA вёруемъ спcти1сz, ћкоже и3 nни2.
12 Ўмолчa же все2 мно1жество и3 послyшаху варнaвы и3 пavла повёдающєю, є3ли6ка сотвори2 бг7ъ знaмєніz и3 чудесA во kзы1цэхъ и4ма.
13 По ўмолчaніи же є3ю2, tвэщA їaкwвъ глаго1лz: мyжіе брaтіе, послyшайте мене2:
14 сmмеHнъ повёда, ћкw пре1жде бг7ъ посэти2 пріsти t kзы6къ лю1ди њ и4мени свое1мъ:
15 и3 семY согласyютъ словесA прbрHкъ, ћкоже пи1шетъ:
16 по си1хъ њбращyсz и3 сози1жду кро1въ дв7довъ пaдшій, и3 раскHпанаz є3гw2 сози1жду и3 и3спрaвлю є3го2,
17 ћкw да взы1щутъ про1чіи человёцы гDа, и3 вси2 kзы1цы, въ ни1хже нарече1сz и4мz мое2, гlетъ гDь, творsй сі‰ вс‰.
18 Раз{мна t вёка сyть бг7ови вс‰ дэлA є3гw2.
19 Сегw2 рaди ѓзъ суждY не стужaти t kзы6къ њбращaющымсz къ бг7у,
20 но заповёдати и5мъ њгребaтисz t тре1бъ јдwльскихъ и3 t блудA и3 ўдaвленины и3 t кро1ве, и3 є3ли6ка неугHдна себЁ сyть, и3ны6мъ не твори1ти.
21 Мwmсе1й бо t родHвъ дре1внихъ по всBмъ градHмъ проповёдающыz є3го2 и4мать, въ со1нмищихъ по вс‰ суббw6ты что1мый.
22 ТогдA и3зво1лисz ґпcлwмъ и3 стaрцємъ со все1ю цRковію, и3збрaвше м{жа t ни1хъ, послaти во ґнтіохjю съ пavломъ и3 варнaвою, їyду нарицaемаго варсaву, и3 сjлу, м{жа нарHчита въ брaтіи,
23 написaвше рукaма и4хъ сі‰: ґпcли и3 стaрцы и3 брaтіz, сyщымъ во ґнтіохjи и3 сmрjи и3 кілікjи брaтіzмъ, и5же t kзы6къ, (њ гDэ) рaдоватисz.
24 Поне1же слы1шахомъ, ћкw нёцыи t нaсъ и3зше1дше возмути1ша вaсъ словесы2, развращaюще дyшы вaшz, глаго1люще њбрёзатисz и3 блюсти2 зако1нъ, и5мже мы2 не завэщaхомъ:
25 и3зво1лисz нaмъ собрaвшымсz є3динодyшнw, и3збр†нныz мyжы послaти къ вaмъ, съ возлю1бленныма нaшима варнaвою и3 пavломъ,
26 человёкома предaвшема дyшы сво‰ њ и4мени гDа нaшегw ї}са хrтA:
27 послaхомъ ў2бо їyду и3 сjлу, и3 тёхъ сло1вомъ сказyющихъ т†zжде:
28 и3зво1лисz бо с™о1му д¦у и3 нaмъ, ничто1же мно1жае возложи1ти вaмъ тzготы2, рaзвэ нyждныхъ си1хъ:
29 њгребaтисz t їдwложе1ртвенныхъ и3 кро1ве, и3 ўдaвленины и3 блудA: и3 є3ли6ка не хо1щете вaмъ бы1ти, други6мъ не твори1те: t ни1хже соблюдaюще себе2, до1брэ сотворите2. Здрaвствуйте.
30 Nни1 же ў2бо по1слани бы1вше пріидо1ша во ґнтіохjю, и3 собрaвше наро1дъ, вдaша послaніе.
31 Проче1тше же, возрaдовашасz њ ўтэше1ніи.
32 І3yда же и3 сjла, и3 т† прbрHка с{ща, сло1вомъ мно1зэмъ ўтёшиста брaтію и3 ўтверди1ста.
33 Пребы6вша же тaмw вре1мz, tпущє1на бы1ста съ ми1ромъ t брaтій ко ґпcлwмъ.
34 И#зво1лисz же сjлэ пребы1ти тaмw, їyда же возврати1сz во їеrли1мъ.
35 (За? #37#.) Пavелъ же и3 варнaва живsста во ґнтіохjи, ўч†ща и3 благовэств{юща сло1во гDне, и3 со и3нёми мно1гими.
Свернуть
На что мы ориентируемся, когда рассуждаем о том, что нужно или не нужно делать человеку для спасения, или когда...  Читать далее

На что мы ориентируемся, когда рассуждаем о том, что нужно или не нужно делать человеку для спасения, или когда обсуждаем вопросы церковного устройства, когда задаемся вопросами вроде: «как и во что верить?», «какое решение будет угодно Богу?», «чего Он ждет лично от меня»? Обычно мы вспоминаем те или иные слова из Писания, из церковных правил, из опыта других людей. На худой конец, поступаем, как нам вздумается. А книга Деяний открывает перед нами удивительный пример апостольской веры, когда Святой Дух ясно дает им увидеть, нужно ли обрезываться верующим из язычников (для апостола Петра ответ прост: раз Дух сошел на Корнилия, то они — полноценные христиане). Поэтому собор апостолов и употребляет такую откровенную и дерзновенную формулировку: «Угодно было Духу Святому и нам...» Остается только один вопрос. Если опыт апостолов сильно отличается от нашего опыта, то что это нам дает — повод к унынию и отчаянию или повод для мольбы о Духе?

Свернуть
 
На Деян 15:1-35
И# нёцыи сше1дше t їуде1и, ўчaху брaтію, ћкw ѓще не њбрёжетесz по њбы1чаю мwmсе1ову, не мо1жете спасти1сz.
Бы1вшей же рaспри и3 стzзaнію не мaлу пavлу и3 варнaвэ къ ни6мъ, ўчини1ша взы1ти пavлу и3 варнaвэ и3 нBкимъ други6мъ t ни1хъ ко ґпcлwмъ и3 стaрцємъ во їеrли1мъ њ вопроше1ніи се1мъ.
Nни1 же ў2бо, предпо1слани бы1вше t цRкве, прохождaху фінікjю и3 самарjю, повёдающе њбраще1ніе kзы1кwвъ, и3 творsху рaдость ве1лію все1й брaтіи.
Прише1дше же во їеrли1мъ, пріsти бы1ша t цRкве и3 ґпcлъ и3 стaрєцъ, сказaша же, є3ли6ка сотвори2 бг7ъ съ ни1ми и3 ћкw tве1рзе kзы1кwмъ две1рь вёры.
(За? #36#.) Востaша же нёцыи t є4реси фарісе1йскіz вёровавшіи, глаго1люще, ћкw подобaетъ њбрёзати и5хъ, завэщавaти же блюсти2 зако1нъ мwmсе1овъ.
Собрaшасz же ґпcли и3 стaрцы вёдэти њ словеси2 се1мъ.
Мно1гу же взыскaнію бы1вшу, востaвъ пе1тръ рече2 къ ни6мъ: мyжіе брaтіе, вы2 вёсте, ћкw t днjй пе1рвыхъ бг7ъ въ нaсъ и3збрA ўсты6 мои1ми ўслы1шати kзы1кwмъ сло1во бlговёстіz и3 вёровати:
и3 с®цевёдецъ бг7ъ свидётельствова и5мъ, дaвъ и5мъ д¦а с™aго, ћкоже и3 нaмъ,
и3 ничто1же разсуди2 междY нaми же и3 џнэми, вёрою њчи1щь сердцA и4хъ:
10 нн7э ў2бо что2 и3скушaете бг7а, (хотsще) возложи1ти и4го на вы6и ўчн7кHмъ, є3гHже ни nтцы2 нaши, ни мы2 возмого1хомъ понести2;
11 но блгdтію гDа ї}са хrтA вёруемъ спcти1сz, ћкоже и3 nни2.
12 Ўмолчa же все2 мно1жество и3 послyшаху варнaвы и3 пavла повёдающєю, є3ли6ка сотвори2 бг7ъ знaмєніz и3 чудесA во kзы1цэхъ и4ма.
13 По ўмолчaніи же є3ю2, tвэщA їaкwвъ глаго1лz: мyжіе брaтіе, послyшайте мене2:
14 сmмеHнъ повёда, ћкw пре1жде бг7ъ посэти2 пріsти t kзы6къ лю1ди њ и4мени свое1мъ:
15 и3 семY согласyютъ словесA прbрHкъ, ћкоже пи1шетъ:
16 по си1хъ њбращyсz и3 сози1жду кро1въ дв7довъ пaдшій, и3 раскHпанаz є3гw2 сози1жду и3 и3спрaвлю є3го2,
17 ћкw да взы1щутъ про1чіи человёцы гDа, и3 вси2 kзы1цы, въ ни1хже нарече1сz и4мz мое2, гlетъ гDь, творsй сі‰ вс‰.
18 Раз{мна t вёка сyть бг7ови вс‰ дэлA є3гw2.
19 Сегw2 рaди ѓзъ суждY не стужaти t kзы6къ њбращaющымсz къ бг7у,
20 но заповёдати и5мъ њгребaтисz t тре1бъ јдwльскихъ и3 t блудA и3 ўдaвленины и3 t кро1ве, и3 є3ли6ка неугHдна себЁ сyть, и3ны6мъ не твори1ти.
21 Мwmсе1й бо t родHвъ дре1внихъ по всBмъ градHмъ проповёдающыz є3го2 и4мать, въ со1нмищихъ по вс‰ суббw6ты что1мый.
22 ТогдA и3зво1лисz ґпcлwмъ и3 стaрцємъ со все1ю цRковію, и3збрaвше м{жа t ни1хъ, послaти во ґнтіохjю съ пavломъ и3 варнaвою, їyду нарицaемаго варсaву, и3 сjлу, м{жа нарHчита въ брaтіи,
23 написaвше рукaма и4хъ сі‰: ґпcли и3 стaрцы и3 брaтіz, сyщымъ во ґнтіохjи и3 сmрjи и3 кілікjи брaтіzмъ, и5же t kзы6къ, (њ гDэ) рaдоватисz.
24 Поне1же слы1шахомъ, ћкw нёцыи t нaсъ и3зше1дше возмути1ша вaсъ словесы2, развращaюще дyшы вaшz, глаго1люще њбрёзатисz и3 блюсти2 зако1нъ, и5мже мы2 не завэщaхомъ:
25 и3зво1лисz нaмъ собрaвшымсz є3динодyшнw, и3збр†нныz мyжы послaти къ вaмъ, съ возлю1бленныма нaшима варнaвою и3 пavломъ,
26 человёкома предaвшема дyшы сво‰ њ и4мени гDа нaшегw ї}са хrтA:
27 послaхомъ ў2бо їyду и3 сjлу, и3 тёхъ сло1вомъ сказyющихъ т†zжде:
28 и3зво1лисz бо с™о1му д¦у и3 нaмъ, ничто1же мно1жае возложи1ти вaмъ тzготы2, рaзвэ нyждныхъ си1хъ:
29 њгребaтисz t їдwложе1ртвенныхъ и3 кро1ве, и3 ўдaвленины и3 блудA: и3 є3ли6ка не хо1щете вaмъ бы1ти, други6мъ не твори1те: t ни1хже соблюдaюще себе2, до1брэ сотворите2. Здрaвствуйте.
30 Nни1 же ў2бо по1слани бы1вше пріидо1ша во ґнтіохjю, и3 собрaвше наро1дъ, вдaша послaніе.
31 Проче1тше же, возрaдовашасz њ ўтэше1ніи.
32 І3yда же и3 сjла, и3 т† прbрHка с{ща, сло1вомъ мно1зэмъ ўтёшиста брaтію и3 ўтверди1ста.
33 Пребы6вша же тaмw вре1мz, tпущє1на бы1ста съ ми1ромъ t брaтій ко ґпcлwмъ.
34 И#зво1лисz же сjлэ пребы1ти тaмw, їyда же возврати1сz во їеrли1мъ.
35 (За? #37#.) Пavелъ же и3 варнaва живsста во ґнтіохjи, ўч†ща и3 благовэств{юща сло1во гDне, и3 со и3нёми мно1гими.
Свернуть
Как видно, религиозная проблема в первохристианской Церкви стояла достаточно остро. Пришлось даже собирать то, что историки Церкви называют обычно апостольским собором: собрание апостолов и старейшин-пресвитеров...  Читать далее

Как видно, религиозная проблема в первохристианской Церкви стояла достаточно остро. Пришлось даже собирать то, что историки Церкви называют обычно апостольским собором: собрание апостолов и старейшин-пресвитеров. В некоторых случаях в тексте Книги Деяний упоминаются ещё некие «братья», но тут налицо разночтение: в ранних греческих рукописях Книги Деяний говорится не о «пресвитерах и братьях», а о «братьях-пресвитерах», что кажется вполне логичным: ведь Церковь в организационном отношении тогда представляла собой религиозное братство, а такими братствами руководил обычно именно совет старейшин. Но в Церкви особую роль играло служение апостолов — свидетелей смерти и воскресения Христа, а потому апостольская община, естественно, тоже участвовала в принятии решений, принципиально важных для Церкви.

Суть же вопроса заключалась в том, чтобы определить место религии в жизни Церкви. Конечно, на языке того времени и той традиции она формулировалась иначе: речь шла о евреях и язычниках, об обрезанных и необрезанных, о соблюдающих все религиозные предписания иудаизма и о тех, кто не считал этого для себя обязательным. Но важно иметь в виду, что язычество в те времена — уже далеко не всегда религия. Речь в большинстве случаев идёт просто о светских людях и о светском обществе. Конечно, какая-то религиозность в этом светском обществе была, и свои религиозные общины в нём тоже были.

Но в целом эллинистическое общество Римской империи в первохристианскую эпоху было вполне светским: религия в нём присутствовала, но его жизни не определяла. Иное дело общество еврейское, будь то собственно Иудея или еврейская диаспора: оно было вполне и глубоко религиозным, его жизнь определялась и направлялась религиозными нормами и предписаниями. Светского еврейства в те времена не существовало. Так, что вопрос о евреях и язычниках, об обрезанных и необрезанных был вопросом о светских и религиозных людях в Церкви. А точнее, вопросом о том, должна ли Церковь состоять из людей исключительно религиозных, или людям светским, нерелигиозным доступ туда открыт тоже.

Естественно, единственной возможной формой религиозности в первохристианской Церкви могла быть религиозность иудейская, но решение апостольского собора верно по отношению к любой религии, которая могла бы вырасти (и действительно выросла) на христианской почве. Собор (точнее, совет старейшин и апостолов) принял мудрое решение, вполне соответствующее имевшемуся на тот момент церковному опыту, в частности, опыту приобщения язычников к жизни Царства без их приобщения к иудаизму, как было, например, с Корнилием. Каждому было разрешено остаться в религиозном отношении тем, что он есть: религиозному еврею — религиозным евреем, светскому человеку — светским человеком.

Решение было выражено на языке Торы (точнее, на языке Галахи — еврейского религиозного права): язычникам, входящим в Церковь, были предписаны заповеди, называемые в еврейской традиции заповедями ноахитов, духовных наследников Ноя, который, оставаясь язычником, тем не менее был праведником и, как говорит о нём Тора, «ходил перед Богом».

Они требовали от человека верности Единому (а значит, отказа от языческих ритуальных трапез, от «идоложертвенного»), минимума ритуальной чистоты (воздержание от удавленины), воздержания от насилия («крови») и от разврата, а также следования «золотому правилу» нравственности. На языке Галахи такое постановление означало, что язычники могут войти в Церковь, оставаясь в религиозном отношении тем, что они есть. Тем самым Церковь свидетельствовала, что она — не религиозная община, а община людей, ищущих Царства и живущих в Царстве. Что же до религии, то тут христианин свободен выбирать, сохранять ли ему свою религиозность, или нет. Важно лишь не навязывать её другим. И следить, чтобы она не мешала главному: жизни в Царстве.

Свернуть
 
На Деян 15:7-21
Мно1гу же взыскaнію бы1вшу, востaвъ пе1тръ рече2 къ ни6мъ: мyжіе брaтіе, вы2 вёсте, ћкw t днjй пе1рвыхъ бг7ъ въ нaсъ и3збрA ўсты6 мои1ми ўслы1шати kзы1кwмъ сло1во бlговёстіz и3 вёровати:
и3 с®цевёдецъ бг7ъ свидётельствова и5мъ, дaвъ и5мъ д¦а с™aго, ћкоже и3 нaмъ,
и3 ничто1же разсуди2 междY нaми же и3 џнэми, вёрою њчи1щь сердцA и4хъ:
10 нн7э ў2бо что2 и3скушaете бг7а, (хотsще) возложи1ти и4го на вы6и ўчн7кHмъ, є3гHже ни nтцы2 нaши, ни мы2 возмого1хомъ понести2;
11 но блгdтію гDа ї}са хrтA вёруемъ спcти1сz, ћкоже и3 nни2.
12 Ўмолчa же все2 мно1жество и3 послyшаху варнaвы и3 пavла повёдающєю, є3ли6ка сотвори2 бг7ъ знaмєніz и3 чудесA во kзы1цэхъ и4ма.
13 По ўмолчaніи же є3ю2, tвэщA їaкwвъ глаго1лz: мyжіе брaтіе, послyшайте мене2:
14 сmмеHнъ повёда, ћкw пре1жде бг7ъ посэти2 пріsти t kзы6къ лю1ди њ и4мени свое1мъ:
15 и3 семY согласyютъ словесA прbрHкъ, ћкоже пи1шетъ:
16 по си1хъ њбращyсz и3 сози1жду кро1въ дв7довъ пaдшій, и3 раскHпанаz є3гw2 сози1жду и3 и3спрaвлю є3го2,
17 ћкw да взы1щутъ про1чіи человёцы гDа, и3 вси2 kзы1цы, въ ни1хже нарече1сz и4мz мое2, гlетъ гDь, творsй сі‰ вс‰.
18 Раз{мна t вёка сyть бг7ови вс‰ дэлA є3гw2.
19 Сегw2 рaди ѓзъ суждY не стужaти t kзы6къ њбращaющымсz къ бг7у,
20 но заповёдати и5мъ њгребaтисz t тре1бъ јдwльскихъ и3 t блудA и3 ўдaвленины и3 t кро1ве, и3 є3ли6ка неугHдна себЁ сyть, и3ны6мъ не твори1ти.
21 Мwmсе1й бо t родHвъ дре1внихъ по всBмъ градHмъ проповёдающыz є3го2 и4мать, въ со1нмищихъ по вс‰ суббw6ты что1мый.
Свернуть
Ситуация, описываемая в сегодняшнем чтении из Деяний, действительно сложная. Как известно, первые христиане соблюдали закон Моисеев. И вот в общину входят язычники. Должны ли они принять все традиции и обряды?...  Читать далее

Ситуация, описываемая в сегодняшнем чтении из Деяний, действительно сложная. Как известно, первые христиане соблюдали закон Моисеев. И вот в общину входят язычники. Должны ли они принять все традиции и обряды? Все ли внешние вещи действительно необходимы? Апостол Пётр говорит, что без всякого соблюдения традиций Бог даровал Духа Святого уверовавшим язычникам. Бог не видит различий между обращёнными из язычников и из иудеев – а люди видят? Что это значит – у людей зрение лучше, чем у Бога? Или просто люди видят то, что считают более важным? Горе нам, если для нас самое важное – внешние, поверхностные вещи. Горе нам, если для нас важно то, чего Бог не замечает. Нужно ли и можно ли стремиться к тому, чтобы все окружающие были такими, как мы, думали так, как мы, действовали так, как мы, говорили с Богом так, как мы? Для Него важно и дорого сердце каждого человека. А для нас?

Свернуть
 
На Деян 15:22-29
22 ТогдA и3зво1лисz ґпcлwмъ и3 стaрцємъ со все1ю цRковію, и3збрaвше м{жа t ни1хъ, послaти во ґнтіохjю съ пavломъ и3 варнaвою, їyду нарицaемаго варсaву, и3 сjлу, м{жа нарHчита въ брaтіи,
23 написaвше рукaма и4хъ сі‰: ґпcли и3 стaрцы и3 брaтіz, сyщымъ во ґнтіохjи и3 сmрjи и3 кілікjи брaтіzмъ, и5же t kзы6къ, (њ гDэ) рaдоватисz.
24 Поне1же слы1шахомъ, ћкw нёцыи t нaсъ и3зше1дше возмути1ша вaсъ словесы2, развращaюще дyшы вaшz, глаго1люще њбрёзатисz и3 блюсти2 зако1нъ, и5мже мы2 не завэщaхомъ:
25 и3зво1лисz нaмъ собрaвшымсz є3динодyшнw, и3збр†нныz мyжы послaти къ вaмъ, съ возлю1бленныма нaшима варнaвою и3 пavломъ,
26 человёкома предaвшема дyшы сво‰ њ и4мени гDа нaшегw ї}са хrтA:
27 послaхомъ ў2бо їyду и3 сjлу, и3 тёхъ сло1вомъ сказyющихъ т†zжде:
28 и3зво1лисz бо с™о1му д¦у и3 нaмъ, ничто1же мно1жае возложи1ти вaмъ тzготы2, рaзвэ нyждныхъ си1хъ:
29 њгребaтисz t їдwложе1ртвенныхъ и3 кро1ве, и3 ўдaвленины и3 блудA: и3 є3ли6ка не хо1щете вaмъ бы1ти, други6мъ не твори1те: t ни1хже соблюдaюще себе2, до1брэ сотворите2. Здрaвствуйте.
Свернуть
Как мы читаем Библию? В большинстве случаев мы прочитываем какой-нибудь отрывок, смотрим на то, о чем там рассказывается...  Читать далее

Как мы читаем Библию? В большинстве случаев мы прочитываем какой-нибудь отрывок, смотрим на то, о чем там рассказывается, кто это говорит и кому. Затем, возможно, следует размышление о том, как это все касается именно тебя, что Господь хочет сказать тебе этим отрывком. И как радостно бывает, когда находится что-то такое важное, касающееся насущной проблемы! Ты понимаешь, что это сказано для тебя. Что-то похожее можно сказать и про сегодняшний отрывок из книги Деяний. Слова, написанные Апостолами и пресвитерами Церкви братьям-язычникам, сказаны и нам. И не просто потому, что слова эти правильные и выполнять их хорошо. Дело в том, что мы-то и есть те, кого Апостолы в свое время причислили бы к братьям, обращенным из язычников (ведь мало кто из нас может сказать, что он совсем недавно был Иудеем). А это значит, что предписание «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15:29) напрямую относится к нам. Можно сказать, что все это не новость и давно известно, но зачем тогда вообще перечитывать Слово? Каждый день у Бога к нам есть что-то особенное и важное, и, перечитывая строки Писания, мы даем Ему возможность это что-то нам поведать. А разве человек, которому в руки попало письмо с его именем на конверте, не ознакомится с его содержанием?

Свернуть
 
На Деян 15:35-41
35 (За? #37#.) Пavелъ же и3 варнaва живsста во ґнтіохjи, ўч†ща и3 благовэств{юща сло1во гDне, и3 со и3нёми мно1гими.
36 По нёкихъ же дне1хъ рече2 пavелъ къ варнaвэ: возврaщшесz подобaетъ посэти1ти брaтію нaшу во всёхъ градёхъ, въ ни1хже проповёдахомъ сло1во гDне, кaкw пребывaютъ.
37 Варнaва же восхотЁ поsти съ собо1ю їwaнна нарицaемаго мaрка:
38 пavелъ же глаго1лаше tстyпльшагw t нaю t памфmлjи и3 не ше1дшагw съ нaма на дёло, на не1же по1слани бы1хомъ, не поsти сего2 съ собо1ю.
39 Бы1сть ў2бо рaспрz, ћкw tлучи1тисz и4ма t себє2: варнaва ќбw пое1мь мaрка tплы2 въ кv1пръ:
40 пavелъ же и3збрaвъ сjлу и3зы1де пре1данъ блгdти б9іей t брaтій,
41 прохождaше же сmрjю и3 кілікjю, ўтверждaz цRкви.
Свернуть
В некотором роде очень утешителен тот факт, что апостолы, как оказывается, тоже были живыми люди. При том, что Господь...  Читать далее

В некотором роде очень утешителен тот факт, что апостолы, как оказывается, тоже были живыми люди. При том, что Господь сотворил из них великих Своих служителей, они, по всей видимости, тоже умели ошибаться, ссориться, порой не ладили между собой. Павел с Варнавой, два водимых Духом человека, все же не могут согласиться, нужно или не нужно давать молодому ученику, один раз не оправдавшему их надежд, второй шанс. Причем так различны их мнения, что они расходятся в разные стороны, а Павел выбирает себе другого помощника. Немного даже грустно понимать, что и у них все бывало «по-человечески»… Но все же потом все вернется туда, куда нужно. Свидетельство тому, что Павел и Марк будут вновь в хороших отношениях, — то, что они даже будут вместе сидеть в одной тюрьме (см. Кол. 4:10). Для нас же эта история крайне поучительна: чтобы одновременно понимать, что все с нами не настолько плохо, как могло бы быть. Грешили и святые тоже. Но при этом нам еще есть куда расти — ведь эти грешащие все же стали святыми.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).