Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Втор 13:1-18

1 Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, 2 и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им" — 3 то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; 4 Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь; 5 а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и так истреби зло из среды себя.
6 Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, (сын отца твоего или) сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: "пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои", 7 богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или отдаленных от тебя, от одного края земли до другого — 8 то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его, 9 но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа; 10 побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; 11 весь Израиль услышит сие и убоится, и не станут впредь делать среди тебя такого зла.
12 Если услышишь о каком-либо из городов твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе для жительства, 13 что появились в нем нечестивые люди из среды тебя и соблазнили жителей города их, говоря: "пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали": 14 то ты разыщи, исследуй и хорошо расспроси; и если это точная правда, что случилась мерзость сия среди тебя, 15 порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем, и скот его порази острием меча; 16 всю же добычу его собери на средину площади его и сожги огнем город и всю добычу его во всесожжение Господу, Богу твоему, и да будет он вечно в развалинах, не должно никогда вновь созидать его; 17 ничто из заклятого да не прилипнет к руке твоей, дабы укротил Господь ярость гнева Своего, и дал тебе милость и помиловал тебя, и размножил тебя, (как Он говорил тебе,) как клялся отцам твоим, 18 если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, соблюдая все заповеди Его, которые ныне заповедую тебе, делая (доброе и) угодное пред очами Господа, Бога твоего.
Свернуть

И сегодня в христианской среде появляются люди, которые стараются отвратить нас от веры. Реклама на телевидении и в газетах предлагает нам услуги «православных» гадалок, целителей, других «верующих» чудотворцев. Ветхозаветная заповедь предлагает простое решение: отступнику — смерть. Но как сочетать это с заповедью любви к врагам, прощения, неосуждения? Ведь, осуждая других, мы и сами можем быть осуждены за неверность (а кто без греха?). Остается один выход — самый простой и, одновременно, самый трудный — научиться отделять человека от его греха, любить и не осуждать человека, но ненавидеть и осуждать неверность, отступничество, соблазн. И, конечно, самим стоять в вере (1 Кор. 16:13).

Другие мысли вслух

 
На Втор 13:1-18
1 Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, 2 и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им" — 3 то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; 4 Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь; 5 а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и так истреби зло из среды себя.
6 Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, (сын отца твоего или) сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: "пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои", 7 богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или отдаленных от тебя, от одного края земли до другого — 8 то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его, 9 но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа; 10 побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; 11 весь Израиль услышит сие и убоится, и не станут впредь делать среди тебя такого зла.
12 Если услышишь о каком-либо из городов твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе для жительства, 13 что появились в нем нечестивые люди из среды тебя и соблазнили жителей города их, говоря: "пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали": 14 то ты разыщи, исследуй и хорошо расспроси; и если это точная правда, что случилась мерзость сия среди тебя, 15 порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем, и скот его порази острием меча; 16 всю же добычу его собери на средину площади его и сожги огнем город и всю добычу его во всесожжение Господу, Богу твоему, и да будет он вечно в развалинах, не должно никогда вновь созидать его; 17 ничто из заклятого да не прилипнет к руке твоей, дабы укротил Господь ярость гнева Своего, и дал тебе милость и помиловал тебя, и размножил тебя, (как Он говорил тебе,) как клялся отцам твоим, 18 если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, соблюдая все заповеди Его, которые ныне заповедую тебе, делая (доброе и) угодное пред очами Господа, Бога твоего.
Свернуть
Законодательство Книги Второзакония за отступничество предписывает одно наказание: смертную казнь. Отступничеством при этом считается как участие в языческих культах, так и проповедь...  Читать далее

Законодательство Книги Второзакония за отступничество предписывает одно наказание: смертную казнь. Отступничеством при этом считается как участие в языческих культах, так и проповедь любых других богов помимо Яхве, будь то проповедь обычная или пророческая. В существовании языческих пророков никто тогда не сомневался, но пойти за ними означало изменить Яхве и яхвизму.

Почему же законодательство, которое находим мы в Книге Второзакония, оказывается столь жёстким к отступникам? Книга Исхода, к примеру, допускает в этом случае то, что называется еврейским словом «херем», которое означает буквально «запрет» или «табу». Тут речь могла идти или об изгнании, или об отлучении от общины, как и делалось обычно в последующие века, вплоть до сегодняшнего дня.

Жёсткость Книги Второзакония можно было бы объяснить конкретными историческими условиями — она была написана тогда, когда угроза язычества была очень велика. В эту эпоху власти Северного Царства, где и появился первый, ранний вариант Книги Второзакония, официально поддерживали двоеверие, а иногда и язычество как таковое, от которого, впрочем, двоеверие по сути было не так уж далеко. Сторонники чистого яхвизма подвергались гонениям, что способствовало лишь радикализации их взглядов. Было, однако, и ещё кое-что, уже не сводимое к одному историческому контексту книги. Оно было связано с осознанием абсолютной ценности отношений, связывающих человека с Богом.

Постепенно в яхвистской общине формировалось понимание того, что жизнь без богообщения ничего не стоит, что отношения с Богом важнее и ценнее жизни как таковой. Речь шла не о какой-то религиозной идее, а об опыте, наглядно подтверждавшем каждому, кто его пережил, что полноценная жизнь возможна именно и только в контексте богообщения, тех отношений человека с Богом, вне которых — если не мгновенная смерть, то медленное умирание, утрата силы и самой жизни. Отношения с Богом поэтому стали цениться выше жизни как таковой — они были её условием и её смыслом.

Религиозность же, столь ярко выраженная в Книге Второзакония, распространила эти представления на весь народ как единое духовное целое — и если кто-то становился виновником нарушения единства, он должен был умереть: ведь его жизнь теряла смысл и значение для Бога и для людей. Измерение духовной жизни человека религиозной меркой было, конечно, данью истории, данью месту и времени, где и когда была написана книга — но система приоритетов, стоящая за этим законодательством, вполне соответствует Декалогу и Торе в целом.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).