Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Гал 3:15-29

Поделиться
15 Братья мои, я воспользуюсь таким сравнением*Букв.: я говорю по-человечески.: если составленное человеком завещание скреплено должным образом, его никто не отменяет и не дополняет. 16 Обещания же, которые Бог дал Аврааму, даны были и потомкуЗдесь и ниже в этом ст. и в ст. 19 и 29 букв.: семени. его. (Стоит заметить, что в Писании не сказано: «И потомкам», как если бы речь шла о многих, - но как об Одном: «И Потомку твоему»Быт 13:15; 24:7., - а это и есть Христос.) 17 Я хочу сказать, что завет*Греч. диатэкэ - завет, завещание; здесь Павел использует это слово в обоих значениях. В некот. рукописях: завет о Христе. См. в Словаре Завет. давно уже был утвержден Богом, и Закон, данный четыреста тридцать лет спустя, не мог лишить силы этот завет и таким образом отменить обещание. 18 Ибо если наследство дается за послушание Закону*Букв.: ибо если наследство от Закона., то, значит, уже не по обещанию, но Аврааму Бог милостиво даровал его по обещанию.
19 Для чего же Закон? Он был дан в дополнение к завету, дабы выявлять через него преступления*Букв.: он был добавлен из-за преступлений., пока не придет Тот Потомок Авраама, к Которому относилось обещание. Закон был дан через ангелов и с участием посредника. 20 (Посредник, однако, всегда представляет не одну только сторону*Букв.: но посредник при одном не бывает., Бог же - один.)
21 Значит ли это, что Закон противоречит обещаниям [Божьим]? Ни в коем случае! Ведь если бы дан был Закон, который мог наделить жизнью, то праведность действительно достигалась бы посредством такого Закона. 22 Но Писание заявляет, что все люди - узники греха*Букв.: Писание заключило всё под грехом., чтобы обещание всем верующим могло быть дано на основании их веры в Иисуса Христа.
23 А прежде чем пришла вера, мы пребывали под стражей Закона до времени, когда вера должна была открыться. 24 Так что Закон был слугою, который велГреч. пайдагогос - наставник, воспитатель; в греч. и рим. семьях это был раб, водивший детей в школу и из школы и присматривавший за ними. нас ко ХристуДруг. возм. пер.: до времени, пока не придет Христос., чтобы нам быть оправданными на основании веры. 25 И после того, как пришла вера, мы уже больше не под надзором этого слуги.
26 Через веру во Христа Иисуса все вы - дети Божьи, 27 потому что все, во Христа*Греч. предлог эйс в своем первом значении «в связи с» здесь указывает на внутреннее единение верующего со Христом (ср. 1 Кор 12:13,27). крестившиеся, во Христа облеклись. 28 И нет больше ни иудея, ни язычника*Букв.: эллина; эллины - самоназвание древних греков. В НЗ это слово обозначает вообще всех неевреев., нет ни раба, ни свободного, нет ни мужчины, ни женщины, потому что все вы одно целое во Христе Иисусе. 29 А если вы Христовы, то вы - потомки Авраама и, по данному ему обещанию, наследники.
Свернуть

Продолжая рассуждение о Торе и о данных Богом обещаниях, Павел прибегает к юридическим аналогиям, сравнивая обещания, данные Богом Аврааму и его потомкам, с обычным человеческим завещанием, которое, будучи однажды составлено, уже не может быть изменено посторонними лицами (ст. 15). Ведя речь о завещании, апостол, несомненно, имел в виду то Царство, которое, по его мнению, и было предметом завещания: ведь, если оно было обещано как Аврааму, так и его потомкам, то право на него получал лишь тот, кто был упомянут в завещании Авраама в качестве наследника. Павел же, как видно, считает единственным законным наследником лишь Самого Спасителя (ст. 16). Возможно, апостол следовал в данном случае известной раввинистической традиции, согласно которой Мессия выступал в определённом смысле и как персонифицированный народ Божий.

Как бы то ни было, Павел справедливо полагал, что Тора, данная как закон, общий для всего народа, никак не могла отменить конкретных, данных Богом обещаний, так же, как и конкретного завещания, которое согласно Торе не могло и не должно было быть отменяемо посторонними лицами (ст. 17 – 18). На примере этой простой юридической аналогии Павел пытается донести до своих читателей тот факт, что Тора и та верность, которая связывала с Богом Авраама, а теперь связывает с Ним христиан, — вещи разные. Тора нужна до прихода Мессии, Которому и было обещано то, на что рассчитывают теперь Его последователи (ст. 19 – 20). Она нужна для того, чтобы не сбиться с пути праведности в ожидании Мессии.

Если бы Тора могла сама по себе быть источником жизни, не было бы необходимости ни в чём большем; но Тора таким источником быть не могла, она могла лишь хранить человека, идущего путём праведности, указывая ему на опасность греха там, где такая опасность была (ст. 21 – 23). Павел, разумеется, не случайно сравнивает Тору с педагогом в античном или в эллинистическом смысле этого слова: педагогом в те времена называли не учителя и не воспитателя, а слугу (чаще раба, иногда свободного), в обязанности которого входило отвести ребёнка в школу и привести обратно с тем, чтобы он не вздумал по дороге вместо школы завернуть куда-нибудь ещё (ст. 24 – 25). В самом деле, охранительная роль Торы, очевидно, теряет свою актуальность в Царстве, где грех и зло уже позади, а полнота жизни воскресшего Христа соединяет собой воедино всех, кто стал его жителем и духовным наследником Авраама (ст. 26 – 28).

Другие мысли вслух

 
На Гал 3:15-29
15 Братья мои, я воспользуюсь таким сравнением*Букв.: я говорю по-человечески.: если составленное человеком завещание скреплено должным образом, его никто не отменяет и не дополняет. 16 Обещания же, которые Бог дал Аврааму, даны были и потомкуЗдесь и ниже в этом ст. и в ст. 19 и 29 букв.: семени. его. (Стоит заметить, что в Писании не сказано: «И потомкам», как если бы речь шла о многих, - но как об Одном: «И Потомку твоему»Быт 13:15; 24:7., - а это и есть Христос.) 17 Я хочу сказать, что завет*Греч. диатэкэ - завет, завещание; здесь Павел использует это слово в обоих значениях. В некот. рукописях: завет о Христе. См. в Словаре Завет. давно уже был утвержден Богом, и Закон, данный четыреста тридцать лет спустя, не мог лишить силы этот завет и таким образом отменить обещание. 18 Ибо если наследство дается за послушание Закону*Букв.: ибо если наследство от Закона., то, значит, уже не по обещанию, но Аврааму Бог милостиво даровал его по обещанию.
19 Для чего же Закон? Он был дан в дополнение к завету, дабы выявлять через него преступления*Букв.: он был добавлен из-за преступлений., пока не придет Тот Потомок Авраама, к Которому относилось обещание. Закон был дан через ангелов и с участием посредника. 20 (Посредник, однако, всегда представляет не одну только сторону*Букв.: но посредник при одном не бывает., Бог же - один.)
21 Значит ли это, что Закон противоречит обещаниям [Божьим]? Ни в коем случае! Ведь если бы дан был Закон, который мог наделить жизнью, то праведность действительно достигалась бы посредством такого Закона. 22 Но Писание заявляет, что все люди - узники греха*Букв.: Писание заключило всё под грехом., чтобы обещание всем верующим могло быть дано на основании их веры в Иисуса Христа.
23 А прежде чем пришла вера, мы пребывали под стражей Закона до времени, когда вера должна была открыться. 24 Так что Закон был слугою, который велГреч. пайдагогос - наставник, воспитатель; в греч. и рим. семьях это был раб, водивший детей в школу и из школы и присматривавший за ними. нас ко ХристуДруг. возм. пер.: до времени, пока не придет Христос., чтобы нам быть оправданными на основании веры. 25 И после того, как пришла вера, мы уже больше не под надзором этого слуги.
26 Через веру во Христа Иисуса все вы - дети Божьи, 27 потому что все, во Христа*Греч. предлог эйс в своем первом значении «в связи с» здесь указывает на внутреннее единение верующего со Христом (ср. 1 Кор 12:13,27). крестившиеся, во Христа облеклись. 28 И нет больше ни иудея, ни язычника*Букв.: эллина; эллины - самоназвание древних греков. В НЗ это слово обозначает вообще всех неевреев., нет ни раба, ни свободного, нет ни мужчины, ни женщины, потому что все вы одно целое во Христе Иисусе. 29 А если вы Христовы, то вы - потомки Авраама и, по данному ему обещанию, наследники.
Свернуть
Разговор о Торе для Павла неотделим от вопроса о том контексте, в который она включена. А контекстом этим оказывается вся история союза-завета, история тех отношений Бога со Своим народом...  Читать далее

Разговор о Торе для Павла неотделим от вопроса о том контексте, в который она включена. А контекстом этим оказывается вся история союза-завета, история тех отношений Бога со Своим народом и со всем человечеством, которая начинается до дарования писаной Торы и завершается после того, как она перестаёт быть актуальной. В самом деле: история народа Божия начинается с Авраама, когда писаной Торы ещё не было дано, и завершается с приходом Христа в Царстве, где писаная Тора перестаёт быть актуальной, по крайней мере, в своём прежнем качестве.

Тора — педагог, приводящий верных ко Христу, педагог в том смысле, в каком это слово употреблялось в древности: человек, отводящий ребёнка в школу и приводящий его после школы домой с тем, чтобы ребёнок не свернул куда-нибудь по дороге. Тора подводит человека ко Христу, Который Сам явил миру единственный пример живой Торы, позволяя человеку идти за Христом и уподобляться Ему, пока идущий не станет живой Торой, подобно своему Учителю.

Но во всяком случае, идёт ли речь о пути праведности в дохристианском мире или о пути христианина, Тора остаётся не самоцелью, а только средством. Тора сама по себе не может дать человеку жизнь, она не животворит. Она — путь жизни, как нередко называют её в ветхозаветных книгах, но не её источник. Источник — Бог, явившийся миру во Христе. Тора и указывает на этот источник, помогая человеку выбрать нужное направление.

Она — компас в духовном мире, позволяющий определить направление к источнику жизни. Но одним компасом сыт не будешь, и нет ничего нелепее, как сделать компас и его созерцание главной целью путешествия. Между тем, в истории яхвизма и иудаизма нередко случалось именно так — из следования Торе делали самоцель, забывая о том, для чего она была дана. Павел же возвращает ей её законное место как инструмента, указывающего путь ко Христу и за Христом в Царство.

Свернуть
 
На Гал 3:15-29
15 Братья мои, я воспользуюсь таким сравнением*Букв.: я говорю по-человечески.: если составленное человеком завещание скреплено должным образом, его никто не отменяет и не дополняет. 16 Обещания же, которые Бог дал Аврааму, даны были и потомкуЗдесь и ниже в этом ст. и в ст. 19 и 29 букв.: семени. его. (Стоит заметить, что в Писании не сказано: «И потомкам», как если бы речь шла о многих, - но как об Одном: «И Потомку твоему»Быт 13:15; 24:7., - а это и есть Христос.) 17 Я хочу сказать, что завет*Греч. диатэкэ - завет, завещание; здесь Павел использует это слово в обоих значениях. В некот. рукописях: завет о Христе. См. в Словаре Завет. давно уже был утвержден Богом, и Закон, данный четыреста тридцать лет спустя, не мог лишить силы этот завет и таким образом отменить обещание. 18 Ибо если наследство дается за послушание Закону*Букв.: ибо если наследство от Закона., то, значит, уже не по обещанию, но Аврааму Бог милостиво даровал его по обещанию.
19 Для чего же Закон? Он был дан в дополнение к завету, дабы выявлять через него преступления*Букв.: он был добавлен из-за преступлений., пока не придет Тот Потомок Авраама, к Которому относилось обещание. Закон был дан через ангелов и с участием посредника. 20 (Посредник, однако, всегда представляет не одну только сторону*Букв.: но посредник при одном не бывает., Бог же - один.)
21 Значит ли это, что Закон противоречит обещаниям [Божьим]? Ни в коем случае! Ведь если бы дан был Закон, который мог наделить жизнью, то праведность действительно достигалась бы посредством такого Закона. 22 Но Писание заявляет, что все люди - узники греха*Букв.: Писание заключило всё под грехом., чтобы обещание всем верующим могло быть дано на основании их веры в Иисуса Христа.
23 А прежде чем пришла вера, мы пребывали под стражей Закона до времени, когда вера должна была открыться. 24 Так что Закон был слугою, который велГреч. пайдагогос - наставник, воспитатель; в греч. и рим. семьях это был раб, водивший детей в школу и из школы и присматривавший за ними. нас ко ХристуДруг. возм. пер.: до времени, пока не придет Христос., чтобы нам быть оправданными на основании веры. 25 И после того, как пришла вера, мы уже больше не под надзором этого слуги.
26 Через веру во Христа Иисуса все вы - дети Божьи, 27 потому что все, во Христа*Греч. предлог эйс в своем первом значении «в связи с» здесь указывает на внутреннее единение верующего со Христом (ср. 1 Кор 12:13,27). крестившиеся, во Христа облеклись. 28 И нет больше ни иудея, ни язычника*Букв.: эллина; эллины - самоназвание древних греков. В НЗ это слово обозначает вообще всех неевреев., нет ни раба, ни свободного, нет ни мужчины, ни женщины, потому что все вы одно целое во Христе Иисусе. 29 А если вы Христовы, то вы - потомки Авраама и, по данному ему обещанию, наследники.
Свернуть
Благодаря сегодняшнему чтению становится очевидно, что апостол Павел не отвергает закон как таковой и не считает...  Читать далее

Благодаря сегодняшнему чтению становится очевидно, что апостол Павел не отвергает закон как таковой и не считает человеческие установления и правила вредными по природе своей. Он говорит, что "закон был для нас детоводителем ко Христу". Иначе говоря, пока мы были детьми, нам были необходимы внешние правила и установления. Более того, эти правила были дорогой к вере. Но в тот момент, когда обретаются в полноте личные отношения с Богом, правила уже не нужны. Вопрос в том, насколько мы с вами можем позволить себе отказаться от внешнего? Достигли ли мы той полноты веры, о которой говорит Павел? Да и нет. Да - в том смысле, что, крестившись во Христа, все мы таинственно соединены с Ним. Но - и нет: потому что, полностью игнорируя внешние знаки принадлежности Ему, мы легко можем потерять нашу веру. Ведь действительно мы ещё не достигли полноты зрелости во Христе.

Свернуть
 
На Гал 3:22-29
22 Но Писание заявляет, что все люди - узники греха*Букв.: Писание заключило всё под грехом., чтобы обещание всем верующим могло быть дано на основании их веры в Иисуса Христа.
23 А прежде чем пришла вера, мы пребывали под стражей Закона до времени, когда вера должна была открыться. 24 Так что Закон был слугою, который велГреч. пайдагогос - наставник, воспитатель; в греч. и рим. семьях это был раб, водивший детей в школу и из школы и присматривавший за ними. нас ко ХристуДруг. возм. пер.: до времени, пока не придет Христос., чтобы нам быть оправданными на основании веры. 25 И после того, как пришла вера, мы уже больше не под надзором этого слуги.
26 Через веру во Христа Иисуса все вы - дети Божьи, 27 потому что все, во Христа*Греч. предлог эйс в своем первом значении «в связи с» здесь указывает на внутреннее единение верующего со Христом (ср. 1 Кор 12:13,27). крестившиеся, во Христа облеклись. 28 И нет больше ни иудея, ни язычника*Букв.: эллина; эллины - самоназвание древних греков. В НЗ это слово обозначает вообще всех неевреев., нет ни раба, ни свободного, нет ни мужчины, ни женщины, потому что все вы одно целое во Христе Иисусе. 29 А если вы Христовы, то вы - потомки Авраама и, по данному ему обещанию, наследники.
Свернуть
Бог открыл апостолу Павлу Свой удивительный замысел об усыновлении сынов человеческих, и Павел делится им с нами. А замысел в самом деле...  Читать далее

Бог открыл апостолу Павлу Свой удивительный замысел об усыновлении сынов человеческих, и Павел делится им с нами. А замысел в самом деле чудесен, ведь только чудо Божией любви и милости способно облечь во Христа каждого из нас, тем самым сделав крестившихся по вере Божиими сынами и дочерьми (см. Гал. 3:26-27). И таким образом став Христовыми, мы становимся «семенем Авраама» — наследниками, Божиим народом в его Ветхозаветном понимании. И нам никогда не постигнуть этой логики до конца хотя бы потому, что нет у нас столько любви, сколько у Бога. Но для того мы и облекаемся во Христа в крещении, чтобы Он Сам был в нас этой любовью.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).