Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Зах 4:1-14

Поделиться
1 И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. 2 И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; 3 и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее. 4 И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? 5 И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой. 6 Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф. 7 Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? ты — равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: "благодать, благодать на нем!" 8 И было ко мне слово Господне: 9 руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам. 10 Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь — это очи Господа, которые объемлют взором всю землю? 11 Тогда отвечал я и сказал ему: что значат те две маслины с правой стороны светильника и с левой стороны его? 12 Вторично стал я говорить и сказал ему: что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото? 13 И сказал он мне: ты не знаешь, что это? Я отвечал: не знаю, господин мой. 14 И сказал он: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли.
Свернуть

Продолжаются видения пророка Захарии, и вновь, еще более ясно, Господь возвещает ему двойственность служения грядущего Мессии, Избавителя Израиля. Образом Мессии в новом видении становится золотой семисвечник, свет которого озаряет внутренние помещения строящегося Храма. Расположенный у входа в Святая Святых, место таинственного присутствия Незримого, семисвечник был единственным источником света в Моисеевой скинии и занимал центральное положение у жертвенника в Соломоновом Храме. Его огонь символизировал опаляющее пламя Присутствия Божия, а семь лампад говорили о полноте Божественной жизни. Именно от семисвечника Моисеевой скинии берет начало обычай зажигать лампады и свечи во время молитвы, в знак того, что люди в этот момент предстоят Самому Богу. Поэтому естественно, что семисвечник стал для Захарии символом Христа, принесшего в мир свет Божественной любви.

И вот, пророк видит у лампад семисвечника две маслины, источник масла, питающего пламя светильника. В предыдущей главе пророк говорил о первосвященническом служении Раба Божьего, Мессии, и это откровение заметно отличается от известного через ранних пророков Мессии-Царя. Таким образом, Захария видит двойственное служение Христа, служение Царя и Первосвященника грядущего Завета. В современном ему Иерусалиме прообразом Мессии скорее должен был бы стать Зоровавель, князь из рода Давидова, возглавивший жителей страны по возвращении из Вавилона. И потому пророк обращается к Зоровавелю, говоря о том, что не силой оружия, не силой земной власти будет совершаться служение Мессии. Это служение иной, таинственной природы: «Не воинством и не силой, — говорит Зоровавелю Господь через пророка, — но Духом Моим» исполнится замысел об очищении, восстановлении и спасении Израиля.

Для Иерусалима тех дней эти слова означают также благословение Божие на восстановление Храма. Господь обещает, что никакие препятствия, в первую очередь — военно-политические, не остановят строительства, и Зоровавелю дано будет увидеть и завершение строительства, как видел он его начало. Однако, совершенно очевидно, что спасительное действие Божие, которое должно совершиться с приходом Мессии, не укладывается в рамки восстановления Храма. Значит, Зоровавель станет лишь прообразом Мессии, отчасти исполняющим Его служение.

Завершают четвертую главу слова о том, что две маслины у светильника изображают «двух помазанных елеем». Речь идет о князе и первосвященнике, о Зоровавеле и Иисусе, которые вместе прообразуют два разных, но неотделимых друг от друга аспекта спасительного служения Христа. Мессия — Царь и Священник, и оба эти служения Он будет совершать Духом Божиим — вот основная мысль этой главы.

Это пророчество Захарии о двойственном служении Мессии послужило одним из оснований теории двух Мессий, популярной среди иудеев времен земной жизни Господа Иисуса Христа. Сторонники этой теории полагали, что следует ожидать Мессию-Царя, предреченного ранними пророками, и Мессию-Первосвященника, который совершит в соответствии с пророчеством Захарии очищение людей. Дело в том, что с точки зрения иудейских обычаев, это соединение Царства и Священства Мессии представляется невозможным. Священство в Израиле было строго ограничено рамками колена Левиина, только потомки Аарона могли приступать к жертвеннику, и левитам предписывались браки только с женщинами левитского проихождения. Мессия же, согласно всем пророчествам, должен быть потомком Давида из колена Иудина. Однако, это противоречие разрешилось в Иисусе из Назарета: Его Пречистая Матерь была в близком родстве со священническим родом Захарии (отца Иоанна Крестителя), а усыновивший Его Иосиф был давидитом.

Главное же — что Господь Иисус действительно соединяет в себе оба служения, что и позволяет нам считать третью и четвертую главы Захарии пророчеством о Нем. Нельзя не отметить также, что сугубо земное княжеское служение Зоровавеля может толковаться как символ человеческой природы Христа, а духовное служение первосвященника — как символ Его божественной природы. Однако, вряд ли сам Захария сознательно стремился к возможности такого толкования: тайна Богочеловечества Христа оставалась сокрытой для Ветхого завета.

Другие мысли вслух

 
На Зах 4:1-14
1 И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. 2 И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; 3 и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее. 4 И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? 5 И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой. 6 Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф. 7 Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? ты — равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: "благодать, благодать на нем!" 8 И было ко мне слово Господне: 9 руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам. 10 Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь — это очи Господа, которые объемлют взором всю землю? 11 Тогда отвечал я и сказал ему: что значат те две маслины с правой стороны светильника и с левой стороны его? 12 Вторично стал я говорить и сказал ему: что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото? 13 И сказал он мне: ты не знаешь, что это? Я отвечал: не знаю, господин мой. 14 И сказал он: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли.
Свернуть
Продолжаются видения пророка Захарии, и вновь, еще более ясно, Господь возвещает ему двойственность служения...  Читать далее

Продолжаются видения пророка Захарии, и вновь, еще более ясно, Господь возвещает ему двойственность служения грядущего Мессии, Избавителя Израиля. Образом Мессии в новом видении становится золотой семисвечник, свет которого озаряет внутренние помещения строящегося Храма. Расположенный у входа в Святая Святых, место таинственного присутствия Незримого, семисвечник был единственным источником света в Моисеевой скинии и занимал центральное положение у жертвенника в Соломоновом Храме. Его огонь символизировал опаляющее пламя Присутствия Божия, а семь лампад говорили о полноте Божественной жизни. Именно от семисвечника Моисеевой скинии берет начало обычай зажигать лампады и свечи во время молитвы, в знак того, что люди в этот момент предстоят Самому Богу. Поэтому естественно, что семисвечник стал для Захарии символом Христа, принесшего в мир свет Божественной любви.

И вот, пророк видит у лампад семисвечника две маслины, источник масла, питающего пламя светильника. В предыдущей главе пророк говорил о первосвященническом служении Раба Божьего, Мессии, и это откровение заметно отличается от известного через ранних пророков Мессии-Царя. Таким образом, Захария видит двойственное служение Христа, служение Царя и Первосвященника грядущего Завета. В современном ему Иерусалиме прообразом Мессии скорее должен был бы стать Зоровавель, князь из рода Давидова, возглавивший жителей страны по возвращении из Вавилона. И потому пророк обращается к Зоровавелю, говоря о том, что не силой оружия, не силой земной власти будет совершаться служение Мессии. Это служение иной, таинственной природы: «Не воинством и не силой, — говорит Зоровавелю Господь через пророка, — но Духом Моим» исполнится замысел об очищении, восстановлении и спасении Израиля.

Для Иерусалима тех дней эти слова означают также благословение Божие на восстановление Храма. Господь обещает, что никакие препятствия, в первую очередь — военно-политические, не остановят строительства, и Зоровавелю дано будет увидеть и завершение строительства, как видел он его начало. Однако, совершенно очевидно, что спасительное действие Божие, которое должно совершиться с приходом Мессии, не укладывается в рамки восстановления Храма. Значит, Зоровавель станет лишь прообразом Мессии, отчасти исполняющим Его служение.

Завершают четвертую главу слова о том, что две маслины у светильника изображают «двух помазанных елеем». Речь идет о князе и первосвященнике, о Зоровавеле и Иисусе, которые вместе прообразуют два разных, но неотделимых друг от друга аспекта спасительного служения Христа. Мессия — Царь и Священник, и оба эти служения Он будет совершать Духом Божиим — вот основная мысль этой главы.

Это пророчество Захарии о двойственном служении Мессии послужило одним из оснований теории двух Мессий, популярной среди иудеев времен земной жизни Господа Иисуса Христа. Сторонники этой теории полагали, что следует ожидать Мессию-Царя, предреченного ранними пророками, и Мессию-Первосвященника, который совершит в соответствии с пророчеством Захарии очищение людей. Дело в том, что с точки зрения иудейских обычаев, это соединение Царства и Священства Мессии представляется невозможным. Священство в Израиле было строго ограничено рамками колена Левиина, только потомки Аарона могли приступать к жертвеннику, и левитам предписывались браки только с женщинами левитского проихождения. Мессия же, согласно всем пророчествам, должен быть потомком Давида из колена Иудина. Однако, это противоречие разрешилось в Иисусе из Назарета: Его Пречистая Матерь была в близком родстве со священническим родом Захарии (отца Иоанна Крестителя), а усыновивший Его Иосиф был давидитом.

Главное же — что Господь Иисус действительно соединяет в себе оба служения, что и позволяет нам считать третью и четвертую главы Захарии пророчеством о Нем. Нельзя не отметить также, что сугубо земное княжеское служение Зоровавеля может толковаться как символ человеческой природы Христа, а духовное служение первосвященника — как символ Его божественной природы. Однако, вряд ли сам Захария сознательно стремился к возможности такого толкования: тайна Богочеловечества Христа оставалась сокрытой для Ветхого завета.

Свернуть
 
На Зах 4:1-14
1 И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. 2 И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; 3 и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее. 4 И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? 5 И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой. 6 Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф. 7 Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? ты — равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: "благодать, благодать на нем!" 8 И было ко мне слово Господне: 9 руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам. 10 Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь — это очи Господа, которые объемлют взором всю землю? 11 Тогда отвечал я и сказал ему: что значат те две маслины с правой стороны светильника и с левой стороны его? 12 Вторично стал я говорить и сказал ему: что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото? 13 И сказал он мне: ты не знаешь, что это? Я отвечал: не знаю, господин мой. 14 И сказал он: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли.
Свернуть
Служение Господу на земле не должно быть похоже на управление государством, оно может осуществиться не...  Читать далее

Служение Господу на земле не должно быть похоже на управление государством, оно может осуществиться не воинством и не силою. Те, кто получил священное помазание и имеет благословение на особое служение, в пророческом видении уподоблены светильнику, рассеивающему тьму. Но как часто на протяжении веков людям хотелось, да и по сей день хочется, устанавливать правду и справедливость именно воинством и силой, такими привычными и кажущимися неотъемлемыми от основ бытия!

Но Господь предлагает нам светить, и если мы готовы не "наводить порядок", а мирно отражать и нести дальше Его свет и любовь, то уже вскоре сами можем увидеть, что спокойное соблюдение заповедей и молитвенное единение с Господом меняет мир может быть и не резко, но зато гораздо сильнее и надёжнее насильственных переделок.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).