
|  Песнь Давида | 
| 1  Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю. 2  Я сказал Господу: Ты — Господь мой;  блага мои Тебе не нужны. | 
| 3  К святым, которые на земле, и к дивным Твоим —  к ним все желание мое. | 
| 4  Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому;  я не возлию кровавых возлияний их, и не помяну имен их устами моими. | 
| 5  Господь есть часть наследия моего и чаши моей.  Ты держишь жребий мой. 6  Межи мои прошли по прекрасным местам,  и наследие мое приятно для меня. | 
| 7  Благословлю Господа, вразумившего меня;  даже и ночью учит меня внутренность моя. 8  Всегда видел я пред собою Господа,  ибо Он одесную меня; не поколеблюсь. | 
| 9  Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой;  даже и плоть моя успокоится в уповании, 10  ибо Ты не оставишь души моей в аде  и не дашь святому Твоему увидеть тление. | 
| 11  Ты укажешь мне путь жизни:  полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек. | 
Господу не нужны наши блага, ведь Он Сам их податель, мы ничего не сможем Ему предложить, что не было бы Его творением. Но Ему нужна наша верность, расположение наших сердец. И потому бессмысленно обращение к чужим богам, бессмысленно даже повторение их имён. Господа же псалмопевец называет частью наследия и чаши его. Этот образ, отражающий древние понятия, необычно звучит для современного слуха, но позволяет вспомнить о той чаше, которая будет приниматься верными при воспоминании Тайной Вечери.
Понимая, что Господь — истинный податель земных благ, не только за них и за многократно проявленную заботу благодарит Его псалмопевец. Не меньше он благодарит Господа за вразумление, за неоднократно проявленное Им открытие верных путей. И, наконец, в псалме выражена надежда не только на жизнь в согласии с Ним на земле, но и на спасение от смерти и ада. Полнота жизни, полнота радости — всё это у Господа, и путь к ним Он не закрывает от людей.
| 10  Они заключились в туке своем;  надменно говорят устами своими. | 
Трудно сказать точно, когда впервые появилась в сознании народа Божия мысль о воскресении. Можно лишь констатировать тот факт, что уже в допленных псалмах мысль эта звучит порой совершенно ясно. При этом обычно шанс преодоления смерти, выхода из шеола связывается с тем, что в библейских книгах называется «святостью». Речь идёт не о праведниках, которых в христианском мире в Средние века начали называть «святыми», а о святости в собственно библейском смысле, об освящённости, которая уже в допленный период начинает мыслится, как нечто неотделимое от праведности. Традиционно, к примеру, в Книге Левита главной задачей человека считается сохранение ритуальной чистоты: ведь именно чистота позволяет ему подойти к алтарю и освятиться. Но уже во второй части этой книги зазвучал призыв «будьте святы, ибо свят Я, Господь, Бог ваш». Почему же святость связывается с преодолением смерти, с воскресением? Очевидно, потому, что в изначальном смысле слова святость означала принадлежность непосредственно Богу, подобно тому, как принадлежат нам предметы нашего повседневного использования. А такая принадлежность, конечно, предполагает и особые, тесные отношения с Богом, которые меняют саму природу человека. Главное же, как видно, заключается в том, что речь в данном случае нужно вести уже о царстве Божием: ведь непосредственные отношения человека с Богом и составляют основу этого Царства. А в Царстве, конечно, уже не может быть места смерти. Так формировались представления народа Божия о воскресении. Те представления, без которых едва ли можно было бы вести речь о спасении и о новом Завете.
| 8  Храни меня, как зеницу ока;  в тени крыл Твоих укрой меня | 
Не стоит требовать от псалмопевца буквальной точности: ведь псалмы — это в первую очередь молитвы, молитвенно-поэтическое творчество. Глупо спрашивать Давида, где он все-таки видел Господа — перед собой или справа. Выражение «одесную меня» означает «мой помощник», «моя правая рука» — во многих псалмах Давид использует именно эти выражения. Но заодно это позволяет немного проникнуть в природу того, как Давид «видит» Господа. Невозможно человеку увидеть невидимого и непостижимого Бога своим физическим зрением, но доступен Бог зрению духовному, можно Его увидеть «глазами веры». Именно для этого зрения важно не пространственное положение объекта (впереди или справа), а смысловое: Давид видит Бога как своего помощника, прокладывающего ему путь. Именно поэтому он без колебаний идет по этому пути — ведь путь проложен Самим Господом, Которому Давид безоговорочно доверяет.
|  Молитва Давида | 
| 1  Услышь, Господи, правду (мою),  внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых. 2  От Твоего лица суд мне да изыдет;  да воззрят очи Твои на правоту. | 
| 3  Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью,  искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои. 4  В делах человеческих, по слову уст Твоих,  я охранял себя от путей притеснителя. 5  Утверди шаги мои на путях Твоих,  да не колеблются стопы мои. | 
| 6  К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже;  приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои. 7  Яви дивную милость Твою,  Спаситель уповающих (на Тебя) от противящихся деснице Твоей. | 
| 8  Храни меня, как зеницу ока;  в тени крыл Твоих укрой меня 9  от лица нечестивых, нападающих на меня, —  от врагов души моей, окружающих меня. | 
| 10  Они заключились в туке своем;  надменно говорят устами своими. 11  На всяком шагу нашем ныне окружают нас;  они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю. | 
Господу не нужны наши блага, ведь Он Сам их податель, мы ничего не сможем Ему предложить, что не было бы Его творением. Но Ему нужна наша верность, расположение наших сердец. И потому бессмысленно обращение к чужим богам, бессмысленно даже повторение их имён. Господа же псалмопевец называет частью наследия и чаши его. Этот образ, отражающий древние понятия, необычно звучит для современного слуха, но позволяет вспомнить о той чаше, которая будет приниматься верными при воспоминании Тайной Вечери.
Понимая, что Господь — истинный податель земных благ, не только за них и за многократно проявленную заботу благодарит Его псалмопевец. Не меньше он благодарит Господа за вразумление, за неоднократно проявленное Им открытие верных путей. И, наконец, в псалме выражена надежда не только на жизнь в согласии с Ним на земле, но и на спасение от смерти и ада. Полнота жизни, полнота радости — всё это у Господа, и путь к ним Он не закрывает от людей.

| Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| 
 
 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
 
                                            