Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Исх 22:1-31

Поделиться
1 Если кто украдет вола или овцу и заколет или продаст, то пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу.
2 Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему; 3 но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь. Укравший должен заплатить; а если нечем, то пусть продадут его для уплаты за украденное им; 4 если (он пойман будет и) украденное найдется у него в руках живым, вол ли то, или осел, или овца, пусть заплатит (за них) вдвое.
5 Если кто потравит поле, или виноградник, пустив скот свой травить чужое поле, (смотря по плодам его пусть заплатит со своего поля; а если потравит всё поле,) пусть вознаградит лучшим из поля своего и лучшим из виноградника своего.
6 Если появится огонь и охватит терн и выжжет копны, или жатву, или поле, то должен заплатить, кто произвел сей пожар.
7 Если кто отдаст ближнему на сохранение серебро или вещи, и они украдены будут из дома его, то, если найдется вор, пусть он заплатит вдвое; 8 а если не найдется вор, пусть хозяин дома придет пред судей (и поклянется), что не простер руки своей на собственность ближнего своего.
9 О всякой вещи спорной, о воле, об осле, об овце, об одежде, о всякой вещи потерянной, о которой кто-нибудь скажет, что она его, дело обоих должно быть доведено до судей: кого обвинят судьи, тот заплатит ближнему своему вдвое.
10 Если кто отдаст ближнему своему осла, или вола, или овцу, или какой другой скот на сбережение, а он умрет, или будет поврежден, или уведен, так что никто сего не увидит — 11 клятва пред Господом да будет между обоими в том, что взявший не простер руки своей на собственность ближнего своего; и хозяин должен принять, а тот не будет платить; 12 а если украден будет у него, то должен заплатить хозяину его; 13 если же будет зверем растерзан, то пусть в доказательство представит растерзанное: за растерзанное он не платит.
14 Если кто займет у ближнего своего скот, и он будет поврежден, или умрет, а хозяина его не было при нем, то должен заплатить; 15 если же хозяин его был при нем, то не должен платить; если он взят был в наймы за деньги, то пусть и пойдет за ту цену.
16 Если обольстит кто девицу необрученную и переспит с нею, пусть даст ей вено (и возьмет ее) себе в жену; 17 а если отец не согласится (и не захочет) выдать ее за него, пусть заплатит (отцу) столько серебра, сколько полагается на вено девицам.
18 Ворожеи не оставляй в живых.
19 Всякий скотоложник да будет предан смерти.
20 Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен.
21 Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской. 22 Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; 23 если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, 24 и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами.
25 Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста. 26 Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее, 27 ибо она есть единственный покров у него, она — одеяние тела его: в чем будет он спать? итак, когда он возопиет ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд.
28 Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси.
29 Не медли (приносить Мне) начатки от гумна твоего и от точила твоего.
Отдавай Мне первенца из сынов твоих;
 30 то же делай с волом твоим и с овцою твоею (и с ослом твоим): семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их Мне.
31 И будете у Меня людьми святыми; и мяса, растерзанного зверем в поле, не ешьте, псам бросайте его.
Свернуть

Законодательство Книги Исхода довольно последовательно проводит в жизнь так называемый принцип талиона — воздаяния подобным за подобное. Оно и понятно: ведь именно так проще всего было бы компенсировать нанесённый ближнему ущерб. Тут проявляется Божий взгляд на человеческие взаимоотношения: главное в них — они сами, отношения самоценны, а всё остальное для них лишь контекст. Справедливость важна не сама по себе, не как самоцель, а как адекватный контекст для полноценных отношений.

Обида, нанесённая ближнему — не нарушение прав, а разрушение отношений любви. Любовь же штука практическая: если любишь, помоги. Тем более помоги, если виноват в том, что человеку по жизни стало хуже, чем было, если он потерпел от тебя или из-за тебя какой-то ущерб. Наказание как таковое самоцелью не является: Бог ведь никого не наказывает специально, Он хочет, чтобы грешник обратился и остался жив, а не умирал из-за своего греха. Наказанием же для человека становится совершённый им грех, точнее, его последствия.

Вот от этих последствий и предписывает закон избавить ближнего, насколько такое избавление возможно и зависит от человека. Конечно, к делу можно подойти и формально: заплатил штраф — и живи спокойно, а если денег много, можно вообще не беспокоиться: любой ущерб нетрудно компенсировать. На отношениях такие выплаты, разумеется, никак не сказываются, но лишь в условиях обезличенного общества, вроде того, какое существует в современных мегаполисах, где никто никого не знает.

Законодательство же Книги Исхода функционировало в небольших селениях, где все друг друга знали, и тут одной формальностью дело ограничиться не могло: обидчик и обиженный были вынуждены ходить по одним и тем же улицам, так, что речь во всяком случае шла о хоть какой-то минимальной нормализации отношений, а не просто о ни к чему в дальнейшем не обязывающих выплатах. Так Тора в её конкретной интерпретации направляла людей к тому, чтобы восстановить отношения между теми, кто живёт рядом, если они оказывались нарушены или разрушены.

Другие мысли вслух

 
На Исх 22:1-31
1 Если кто украдет вола или овцу и заколет или продаст, то пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу.
2 Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему; 3 но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь. Укравший должен заплатить; а если нечем, то пусть продадут его для уплаты за украденное им; 4 если (он пойман будет и) украденное найдется у него в руках живым, вол ли то, или осел, или овца, пусть заплатит (за них) вдвое.
5 Если кто потравит поле, или виноградник, пустив скот свой травить чужое поле, (смотря по плодам его пусть заплатит со своего поля; а если потравит всё поле,) пусть вознаградит лучшим из поля своего и лучшим из виноградника своего.
6 Если появится огонь и охватит терн и выжжет копны, или жатву, или поле, то должен заплатить, кто произвел сей пожар.
7 Если кто отдаст ближнему на сохранение серебро или вещи, и они украдены будут из дома его, то, если найдется вор, пусть он заплатит вдвое; 8 а если не найдется вор, пусть хозяин дома придет пред судей (и поклянется), что не простер руки своей на собственность ближнего своего.
9 О всякой вещи спорной, о воле, об осле, об овце, об одежде, о всякой вещи потерянной, о которой кто-нибудь скажет, что она его, дело обоих должно быть доведено до судей: кого обвинят судьи, тот заплатит ближнему своему вдвое.
10 Если кто отдаст ближнему своему осла, или вола, или овцу, или какой другой скот на сбережение, а он умрет, или будет поврежден, или уведен, так что никто сего не увидит — 11 клятва пред Господом да будет между обоими в том, что взявший не простер руки своей на собственность ближнего своего; и хозяин должен принять, а тот не будет платить; 12 а если украден будет у него, то должен заплатить хозяину его; 13 если же будет зверем растерзан, то пусть в доказательство представит растерзанное: за растерзанное он не платит.
14 Если кто займет у ближнего своего скот, и он будет поврежден, или умрет, а хозяина его не было при нем, то должен заплатить; 15 если же хозяин его был при нем, то не должен платить; если он взят был в наймы за деньги, то пусть и пойдет за ту цену.
16 Если обольстит кто девицу необрученную и переспит с нею, пусть даст ей вено (и возьмет ее) себе в жену; 17 а если отец не согласится (и не захочет) выдать ее за него, пусть заплатит (отцу) столько серебра, сколько полагается на вено девицам.
18 Ворожеи не оставляй в живых.
19 Всякий скотоложник да будет предан смерти.
20 Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен.
21 Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской. 22 Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; 23 если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, 24 и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами.
25 Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста. 26 Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее, 27 ибо она есть единственный покров у него, она — одеяние тела его: в чем будет он спать? итак, когда он возопиет ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд.
28 Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси.
29 Не медли (приносить Мне) начатки от гумна твоего и от точила твоего.
Отдавай Мне первенца из сынов твоих;
 30 то же делай с волом твоим и с овцою твоею (и с ослом твоим): семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их Мне.
31 И будете у Меня людьми святыми; и мяса, растерзанного зверем в поле, не ешьте, псам бросайте его.
Свернуть
В этом чтении из книги Исход, если присмотреться повнимательней, можно увидеть образ Бога, который как-то не...  Читать далее

В этом чтении из книги Исход, если присмотреться повнимательней, можно увидеть образ Бога, который как-то не ассоциируется у нас с Ветхим Заветом: образ Того, для Кого милосердие превыше справедливости. Поначалу всё идёт вроде бы по плану: понятно, что не воровать, не обижать, не притеснять, не угнетать – всё это справедливо. Но вот в конце появляется нечто интересное и не вполне справедливое: «Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее». Давайте подумаем. Залог берут всё-таки не для собственного удовольствия. Залог – гарантия того, что деньги или что-то иное, данное взаймы, будет возвращено. Так что не возвращать залог, пока не получишь назад данное в долг, вполне логично и справедливо. Но Господь говорит: «Ты подумай о человеке – в чём он будет спать?» С точки зрения чистой справедливости вопрос неуместен. В конце концов, если он дал одежду в залог, это его личные проблемы. Но Бог приводит неоспоримый аргумент: «Когда он возопиет ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд». Милосердие превыше справедливости. Это голос Иисуса. И нет смысла пытаться разделить Бога Ветхого Завета и Бога Нового Завета. Он – Живой и Истинный – Един.

Свернуть
 
На Исх 22:22
22 Ни вдовы, ни сироты не притесняйте;
Свернуть
Закон всегда требовал от человека внимательного и бережного отношения к тем, кто особенно нуждался в защите, в частности, к вдовам и к сиротам. Конечно, во многом это было обусловлено традиционным патриархальным укладом общества, в котором действовали...  Читать далее

Закон всегда требовал от человека внимательного и бережного отношения к тем, кто особенно нуждался в защите, в частности, к вдовам и к сиротам. Конечно, во многом это было обусловлено традиционным патриархальным укладом общества, в котором действовали законы, изложенные в Книге Исхода. Большой патриархальный род в таком обществе был основой не только семейной, но и общественной, и религиозной жизни, а сироты и вдовы, нередко оказывавшиеся без традиционной родовой защиты, становились в нём особенно уязвимы. Впрочем, такая ситуация встречается далеко не только в обществе патриархальном, да и к числу особо уязвимых в нём сегодня относятся отнюдь не только сироты и вдовы. В чём же здесь логика законодателя? Идёт ли речь в данном случае только о социальной справедливости? Конечно, и о ней тоже. Едва ли стоит вести речь о нормальной духовной жизни там, где о социальной справедливости забывают. И всё же дело, наверное, не только в ней. Ведь социальная несправедливость, прежде всего, предполагает, что на некоторых людей в обществе большинство его членов перестаёт смотреть, как на людей. Это большинство начинает видеть в них не ближних, а лишь некую человеческую массу, с которой можно делать если и не всё, что угодно, то, по крайней мере, относится к ним не так, как ко всем остальным. А это путь к духовному краху: ведь, как известно, тот, кто не любит ближнего, находящегося у него на глазах, едва ли сумеет любить Бога, Которого не видит.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).