Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Рим 13:1-2

Поделиться
1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. 2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
Свернуть

Воспринятые отдельно от контекста всего послания, слова апостола о том, что нет властей не от Бога, вызывают не то что недоумение, но мгновенный протест. Мы все так или иначе связаны с чудовищной историей 20 века — века, в который изобретено оружие массового поражения, века гонений на христиан разных конфессий, века лагерей смерти и Хиросимы. Хочется сразу сказать — да просто апостол и представить себе такого не мог! Тут-то мы и ошибемся. Не стоит забывать, что Павел жил во времена, когда открыто исповедовать Христа значило навлечь на себя гнев властей, где бы ты ни жил — в Палестине или в Риме. Более того, он пишет общине, находящейся в самых сложных условиях с этой точки зрения — в Риме, сердце Империи, в это время открыто уничтожающей христиан, причем самым страшным образом. Вспомним и судьбу самого Павла, взятого в узы и избежавшего смерти на месте только лишь потому, что он римский гражданин. (см. Деяния, гл. 21 и далее) Что же он хочет сказать, говоря «противящийся власти противится Божию установлению»?

Но вчитаемся внимательно — Павел нигде не говорит о том, что власть хороша, что она правильна, он нигде не оправдывает деяния властных лиц. Самое главное для него, что власть (будь она сто раз ужасна и бесчеловечна) установлена для нас Богом, это те условия, которые нам даны для нашего спасения.

Но что же делать, когда действия властей чудовищны и бесчеловечны, когда внутри все протестует, когда мы видим и становимся сами жертвами несправедливости? И тут следует вспомнить все то, о чем пишет Павел в предыдущей главе, а самое главное, то, чем она завершается — «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.»

В наших руках есть самое мощное, а, главное, единственное, оружие против зла — явить этому миру Божью любовь и милосердие, напоить голодного и утешить плачущего. И только так мы можем повернуть этот мир от зла к добру.

Другие мысли вслух

 
На Рим 13:1-7
1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. 2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. 3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, 4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. 5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. 6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. 7 Итак отдавайте всякому должное: кому пóдать, пóдать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
Свернуть
Рассуждая о земных властях, Павел остаётся верен свидетельству о Царстве...  Читать далее

Рассуждая о земных властях, Павел остаётся верен свидетельству о Царстве, которое, по слову Спасителя, «не от мира сего». Он не говорит о лояльности какой бы то ни было конкретной власти и не отдаёт предпочтения никакому государственному или общественному устройству. В самом деле, если, по слову апостола, любая власть от Бога (ст. 1 – 2), это может означать лишь то, что Богу безразлична любая конкретная форма власти, так же, как безразличны Ему и имеющие отношение к властной структуре персоналии. Такое отношение к государству и земным властям вообще возможно лишь в том случае, если Царство и его действие в нашем ещё не до конца преображённом мире никак не зависит от деятельности какой бы то ни было земной власти и никак ею не определяется. Если принять Царство как нечто именно «не от мира сего», т.е. как нечто такое, что живёт по законам, не имеющим никакого отношения к экономике или социологии, такой подход окажется не только естественным, но и единственно возможным. Но свидетелям Царства, однако, предстоит действовать в мире, где история земных государств и правительств ещё не завершилась, а потому им нужны критерии оценки действий этой земной власти и знание того, как к ней относиться.

И здесь Павел вполне последователен: он, как и Сам Иисус, говорит о возможности для свидетелей Царства быть лояльными любой власти в том, что касается дел, не выходящих за рамки «мира сего», наподобие налогов, установленных властями правил общежития, государственных установлений и прочего подобного (ст. 5 – 7). Апостол, как видно, отнюдь не поддерживает никакие мессианские религиозно-политические движения, представители которых нередко отрицали светскую государственность как таковую, считая, что подлинно справедливое государство может основать на земле лишь Мессия, для Которого именно эта задача и станет главной. Такой политический мессианизм был в те времена широко распространён в еврейской среде, и не исключено, что подобного рода взгляды могли проникать и в Церковь, так что Павлу, как видно, приходилось напоминать христианам о подлинном Царстве, которое принёс в мир Иисус.

Но критерий отношения к конкретным действиям конкретных представителей власти Павел определяет: они «Божьи слуги», если действуют «на добро» (ст. 3 – 4). Как видно, апостол допускает, что представитель светской, языческой власти, как и всякий человек, может делать как добрые дела, так и злые. Павел и здесь вполне последователен: он ведь не отказывает язычникам в возможности знания «естественной Торы» и следования ей. Если же язычник руководствуется в своих действиях «естественной Торой», то он объективно не будет противостоять Царству и его свидетелям. Для апостола никакая власть не сакральна сама по себе, он и говорит-то, собственно, не столько о какой-то абстрактной власти, сколько о людях, этой властью облечённых. О людях, которые находятся в таком же отношении к Царству, как всякий человек. Не больше и не меньше.

Свернуть
 
На Рим 13:1-7
1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. 2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. 3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, 4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. 5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. 6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. 7 Итак отдавайте всякому должное: кому пóдать, пóдать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
Свернуть
Текст о повиновении властям всегда вызывает множество вопросов и споров. Но апостол...  Читать далее

Текст о повиновении властям всегда вызывает множество вопросов и споров. Но апостол Павел очень конкретен и особо отмечает две вещи. Первое – это необходимость самого принципа власти для каждого общества. Не признание любого облеченного властью человека «высшим существом», но необходимость для людей установления общих правил совместной жизни, без которых нет возможности для безопасной жизни для каждого. Как бы человек не относился к другим людям, для себя он всегда требует справедливости и уважения своих прав. Именно в этом смысле государство и является необходимым сводом правил жизни сообщества людей.

Второй момент тоже очень важен. Государство по апостолу Павлу не может регулировать вопросы веры. Деньги и налоги, управление и суд — все это может находиться в ведении государства. Но личный выбор каждого, а также отношение человека к деятельности власть предержащих — все это принадлежит человеку. Никто не вправе лишить человека называть тирана тираном, никто не вправе диктовать человеку, во что ему верить.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).