Во все времена люди задавались вопросом: отчего всё на земле устроено так, как устроено? Почему всё происходит так, как происходит? И во все времена на этот вопрос было два разных ответа — разных не в деталях, а в подходе к делу. Одни сводили вопрос «почему» к вопросу «как», другие пытались доискаться до первопричины. Так же и вопрос о том, кто увлажняет землю и взращивает на ней урожай, допускает два принципиально разных ответа.
Учёный описал бы этот процесс, как чисто естественный, не прибегая ни к каким иным объяснениям, и как учёный он был бы абсолютно прав. Наука не задаётся вопросом «почему», всегда в конечном счёте сводя его к вопросу «как», к вопросу о вторичных причинах и вторичных механизмах.
В практическом плане знание этих механизмов совершенно необходимо, но для полноценной духовной жизни одного такого знания мало. Для духовной жизни самым важным вопросом оказывается вопрос о смысле происходящего, вопрос «зачем».
Понимание работы механизма, даже самого сложного, на этот вопрос ответа не даёт: ведь даже сложный механизм всё равно остаётся лишь механизмом, ответ на вопрос о том, кто его сделал, кто и зачем запустил и для чего он работает, останется открытым даже в том случае, если об устройстве и принципах его работы мы будем знать абсолютно всё.
Ответ на вопрос «зачем» может дать не природа, а дух, не «что-то», а «кто-то». И этот «кто-то» должен быть по своим масштабам соотносим с природой в целом, с мирозданием во всей его полноте. Библия как раз и предлагает нам ответ, исходя из того, что миром правит именно Кто-то, Тот, Кто его сотворил и Кто только и может придать его существованию смысл.
Но Библии чужд взгляд на Творца, широко распространившийся среди философов XVIII в., многие из которых были уверены, что Бог, однажды сотворив мир, затем оставил его в покое и больше не вмешивается в его жизнь, так, что всё, происходящие в мире, не имеет к Нему никакого отношения.
Библия видит в Боге не только Творца, но и Промыслителя, т.е. такого Творца, Который, сотворив мир, не оставляет его на произвол судьбы, участвуя затем в его жизни и вмешиваясь в то, что происходит в сотворённом Им мире.
Потому и говорит автор псалма о Боге, Который Сам посылает дождь на землю, чтобы напоить её и вырастить на ней обильный урожай. Дело тут не в средствах, которые Бог использует для этого, и даже не в том, что Он является первопричиной всего, а в том, что без Него всё потеряет свой смысл, и тогда уже не будет нужно ни дождя, ни урожая, ни земли, ни неба.
Другие мысли вслух
На Пс 66:1-20
1 Начальнику хора. Псалом Давида. Песнь
2
Да восстанет Бог (* в славянском переводе: Да воскреснет Бог), и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его.
3
Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия.
4
А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости.
5
Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицем Его.
6
Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище.
7
Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков; а непокорные остаются в знойной пустыне.
8
Боже! когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею,
9
земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай — от лица Бога, Бога Израилева.
10
Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его.
11
Народ Твой обитал там; по благости Твоей, Боже, Ты готовил необходимое для бедного.
Цари воинств бегут, бегут, а сидящая дома делит добычу.
14
Расположившись в уделах (своих), вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом.
15
Когда Всемогущий рассеял царей на сей земле, она забелела, как снег на Селмоне.
16
Гора Божия — гора Васанская! гора высокая — гора Васанская!
17
Что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно?
18
Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди их Господь на Синае, во святилище.
19
Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога.
20
Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас.
Свернуть
Воспевание Господа начинается с признания страшными и Его Самого, и Его дел, производящих сильнейшее впечатление...
Читать далее
Воспевание Господа начинается с признания страшными и Его Самого, и Его дел, производящих сильнейшее впечатление. Мы уже привыкли к мысли, что на одном страхе ничего ценного создать невозможно, страх Божий по сути своей не похож на любой из испытываемых людьми испугов. Да, это так, опровергать эту мысль не стоит. И всё-таки трудно отделаться от ощущения, что и человеческий страх поначалу был примешан к благоговейному трепету перед Непостижимым.
Стыдиться этого незачем, как бессмысленно притворяться более сильным и совершенным, чем ты есть. На то мы и люди, чтобы предстоять перед Ним такими, каковы на самом деле, не играющими роль отличника по поведению или же "крутого" перед взором Того, Кого не обманешь. Но от слабости Он ведёт нас к даруемой Им силе, от греха - к святости. От страха людского - к страху Божьему, неотделимому от изгоняющей всякий страх совершенной любви.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).