Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на14 Марта 2018

 

Если исходить из того, сколь многообразно и широко открывается людям милость Божия и как много Бог открыл нам о Себе (ведь во Христе явлена вся полнота Божества телесно), то напрашивается вывод, что с рождением Церкви религиозная история человечества закончилась. В сущности, это так и есть: в самом деле, что еще может дать нам Бог, отдавший ради нас жизнь Сына Своего? Дар Божий во Христе столь огромен, что у нас уходят столетия на то, чтобы осознать и вместить его. Возможность обрести подлинную жизнь в Церкви столь реальна, что ничего иного, в сущности, и не требуется. Но это только одна сторона дела: Божья.

Если внимательно прочитать то, что Бог говорит о Новом завете в Библии, особенно приведенные выше слова пророка Иеремии, или прозвучавшие на несколько лет позже слова пророка Иезекииля (Иез. 36:26-27), станет вполне очевидна правота одного современного святого, сказавшего, что христианство еще только начинается. Пророки говорят о таком глубоком преображении людей, когда исполнение воли Творца будет для нас не внешней, а внутренней необходимостью. Действие Духа Святого в участниках Нового завета призвано, оказывается, так наполнить нас, чтобы реализацией человеческой свободы был не грех, а единство с Богом, чтобы исполнение нашего предназначения могло стать нашим свободным выбором.

Великая мечта с древности воспламеняла умы и сердца лучших из людей: сделать так, чтобы грех не царствовал в нас. Для этого создавались религиозные системы и философские доктрины, но чаще всего для этого люди пытались создать совершенное общество. Те из нас, кто рос при большевиках, вспомнят здесь их обещание, что при коммунизме труд станет добровольной потребностью всех членов общества. В сущности, они были очень неоригинальны, просто собезьянничали. Вот только оказалось, что сделать подобное, не нарушая свободы человека, невозможно. И только Бог, исполняющий все Свои обетования, говорит через пророков о том, что так будет, потому что эта наша свобода быть святыми оплачена Кровью Его Сына. Понятно, что исполнение этого обетования в нас еще не наступило, но это уже зависит от нас самих. Помимо всего прочего, тем самым мы получили грандиозную перспективу — если не все человечество, то каждый человек.

Свернуть

Если исходить из того, сколь многообразно и широко открывается людям милость Божия и как много Бог открыл нам о Себе (ведь во Христе явлена вся полнота Божества телесно), то напрашивается вывод, что с рождением Церкви религиозная история человечества закончилась. В сущности, это так и есть: в самом деле, что еще может дать нам Бог, отдавший ради нас жизнь Сына Своего? Дар Божий во Христе столь огромен, что у нас уходят столетия на то, чтобы осознать и вместить его. Возможность обрести подлинную жизнь в Церкви столь реальна, что ничего иного, в сущности, и не требуется. Но это только одна сторона дела: Божья....

скрыть

Если исходить из того, сколь многообразно и широко открывается людям милость Божия и как много Бог открыл нам о Себе (ведь во Христе явлена вся полнота Божества телесно), то напрашивается вывод, что с рождением Церкви религиозная история человечества закончилась. В сущности, это так и есть: в самом деле, что еще может дать нам Бог, отдавший ради нас жизнь Сына Своего? Дар Божий во Христе столь огромен, что у нас уходят столетия на то, чтобы осознать и вместить его. Возможность обрести подлинную жизнь в Церкви столь реальна, что ничего иного, в сущности, и не требуется. Но это только одна сторона дела: Божья....  Читать далее

 

За что Ной проклинает Хама? В чём неправота сына Ноя, указавшего братьям на грех отца? Или пьянство — не грех? Вряд ли: отношение к этому пороку у всех без исключения библейских авторов однозначно негативное. Тогда, выходит, отношение Ноя к поступку Хама было несправедливым? Едва ли: ведь Ной — праведник, который, конечно, как и всякий человек, может согрешить, но который, как и всякий праведник, не станет защищать свой греховный поступок. Тогда в чём же дело? Наверное, ключевой момент, объясняющий если не всё, то многое, заключается в той насмешке, с которой указывает Хам братьям на грех отца. Он отнюдь не сочувствует ему как отцу, не говоря уже о сострадании к нему, как к ближнему. И дело тут не в личных обидах, а в том, как относится Хам к чужому греху. Здесь же возможны лишь два варианта: помочь согрешающему преодолеть свой грех, хотя бы тем, чтобы не акцентировать на нём внимание окружающих, если уж никак невозможно оказать никакой другой помощи, или высмеять грешника, ещё больше втоптать его в ту грязь, в которой он оказался с тем, чтобы самоутвердиться за его счёт. Второй вариант, конечно, весьма рискованный: ведь грешить так или иначе приходится всем, хотя и не одновременно, и всегда есть шанс, что завтра кто-то другой так же втопчет в грязь того, кто столь активно делает это сегодня. Но желание самоутвердиться в человеке часто оказывается настолько сильным, что о завтрашнем дне самоутверждающийся не думает. И тогда он перестаёт видеть в ближнем ближнего, воспринимая его лишь как инструмент собственного самоутверждения. А вместе с тем перестаёт видеть и Бога. Во всяком случае, Бога живого.

Свернуть

За что Ной проклинает Хама? В чём неправота сына Ноя, указавшего братьям на грех отца? Или пьянство — не грех...

скрыть

За что Ной проклинает Хама? В чём неправота сына Ноя, указавшего братьям на грех отца? Или пьянство — не грех...  Читать далее

 

В каком состоянии человек обычно говорит, что Бог забыл его? Ну конечно, обычно это состояние тяжкого греха. Кажется, что если я забыл о Господе, то и Ему незачем обо мне помнить. В сегодняшнем ветхозаветном чтении Господь говорит, что для Него невозможно забыть о Своём народе. Он помнит о нас просто потому, что любит — без условий, без объяснений.

Каждый из нас сам выбирает жизнь или смерть, свободу в Боге или ложную свободу греха. Но мы знаем, что на самом деле всякий грех делает человека рабом. Те, кто в сегодняшнем чтении назван узниками и сидящими во тьме, сами сделали свой выбор. Но Господь сегодня не напоминает об этом. Он говорит просто: «Выходите! Покажитесь! Настал день спасения!» Он слышит голос тех, кто взывает к Нему о спасении, и милует и спасает, потому что Он Бог милующий. Этот отрывок — песнь Самого Господа, Который радуется, избавляя и утешая Свой народ.

Свернуть

В каком состоянии человек обычно говорит, что Бог забыл его? Ну конечно, обычно это состояние тяжкого греха. Кажется, что если я забыл о Господе, то и Ему незачем обо мне помнить. В сегодняшнем ветхозаветном чтении...

скрыть

В каком состоянии человек обычно говорит, что Бог забыл его? Ну конечно, обычно это состояние тяжкого греха. Кажется, что если я забыл о Господе, то и Ему незачем обо мне помнить. В сегодняшнем ветхозаветном чтении...  Читать далее

 

Итак, вечность соприкасается с земной историей... Происходит встреча Бога и человека. Это, несомненно, новый этап откровения, однако откровение это заключается не в том, что пророк узнает некое тайное знание о Боге или о мире. Бог открывает Свое имя, означающее, что Его единственное имя — Он Сам: «Я это Я», — говорит Он Моисею в пламени купины. Это откровение — встреча в действии. Бог, открывшийся Моисею, сразу дает ему две вещи: обещание и задачу, что соответствует двум сторонам этой встречи. Бог обещает, что будет действовать через Моисея и спасет Свой народ от рабства, а Моисей, в свою очередь, должен исполнить Его задание. Тайна невыразимости Бога открывается в тайне сотрудничества смертного человека с вечным Богом — а как же еще можно узнать Непознаваемого, кроме как жить Его жизнью, желать Его воли, делать Его дело?..

Свернуть

Итак, вечность соприкасается с земной историей... Происходит встреча Бога и человека. Это, несомненно, новый...

скрыть

Итак, вечность соприкасается с земной историей... Происходит встреча Бога и человека. Это, несомненно, новый...  Читать далее

 

Бесславный конец Амана, замышлявшего извести всех иудеев за то, что они поклоняются только Единому Богу, выглядит в рамках притчи закономерным. Даже предупрежденный близкими, он не отступился от своего намерения. И решение Амана предопределяет его гибель. Можно ли здесь говорить о предопределении? Вероятно, нет. И все же гибель Амана неотвратима, потому что каждый человек несет ответственность за свои решения и поступки. Эта ответственность неотменима, потому что вся история человечества происходит перед лицом Всемогущего. Эта ответственность живоносна, когда сердце человека направлено ко благу; но если сердце прилежит злу, ответственность губительна. Этим книга Есфири возвещает важный аспект библейского отношения к истории.

Свернуть

Бесславный конец Амана, замышлявшего извести всех иудеев за то, что они поклоняются только Единому Богу, выглядит в...

скрыть

Бесславный конец Амана, замышлявшего извести всех иудеев за то, что они поклоняются только Единому Богу, выглядит в...  Читать далее

 
На Пс 90 

Псалом 90 принадлежит переходной эпохе, эпохе, когда Иерусалим, после завоевания его Давидом, стал религиозной столицей яхвизма и вместе с тем столицей новосозданного еврейского государства. Прежде Иерусалим (называвшийся тогда Шалемом или, по названию племени, на территории которого находился, Иевусом) был городом-святилищем, святилищем, почитаемым всеми окрестными племенами, где поклонялись божеству по имени Эль-Эльон, бывшему местным богом неба наподобие Зевса Олимпийского в Греции. В Синодальном переводе имя этого божества переводится обычно как «Бог Всевышний», хотя точнее соответствующий титул было бы перевести как «высокий» или «возвысившийся».

Речь, очевидно, в данном случае идёт о боге неба, но не о Боге Авраама, открывшемуся самому Аврааму с именем Эль-Шадай, которое переводится обычно как «Бог Всемогущий», хотя точнее было бы перевести его как «Бог силы», если переводить вообще — собственные имена ведь обычно не переводятся, хотя и имеют свою этимологию. В Псалме 90 между тем оба эпитета — и Эльон, относимый к прежнему хозяину святилища, и Шадай, относимый к Богу Авраама — относятся к Яхве.

Упоминание в тексте перьев и крыльев, вероятно, свидетельствует о том, что в дояхвистские времена Эль-Эльону поклонялись в образе птицы, как нередко бывало в древности на Ближнем Востоке с богами неба, священной птицей которых считался обычно орёл или ястреб. Применение обоих титулов к новому хозяину святилища — к Яхве — говорит о том, что Он занимает теперь место прежнего божества, как истинный Бог, приходящий на смену языческому владыке небес. Однако помимо истории как таковой за упомянутыми титулами стоит и подлинный духовный опыт.

Сень, крылья, тень — всё это эпитеты, служащие для описания переживания того, что мы называем обычно покровом Божьим, если, конечно, не понимать это выражение сугубо образно или аллегорически. Ощущение Присутствия действительно порой напоминает и покров, прикрывающий голову, и лёгкое дуновение, как бы от невидимых крыльев. Такой опыт свидетельствует о близости Бога — тогда человек действительно может ощущать, что Бог как бы несёт его на руках, так, что ему совершенно нечего бояться. Этот опыт можно считать вполне универсальным, но, как всякий опыт, он обычно бывает передан и описан на языке своей эпохи, порой для нас непривычном, однако вполне адекватном с точки зрения тех, кто этим языком пользовался.

Свернуть

Псалом 90 принадлежит переходной эпохе, эпохе, когда Иерусалим, после завоевания его Давидом, стал религиозной столицей яхвизма и вместе с тем столицей новосозданного еврейского государства...

скрыть

Псалом 90 принадлежит переходной эпохе, эпохе, когда Иерусалим, после завоевания его Давидом, стал религиозной столицей яхвизма и вместе с тем столицей новосозданного еврейского государства...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).