Bible-Center
Whole Bible
Kulakov modern translation (ru)
Share

Книга пророка Иезекииля, Глава 40

Видение о будущем Храме и стране> 1 Иезекииль перенесен в Иерусалим, 5 Восточные ворота, 17 Внешний двор, 20 Северные ворота, 24 Южные ворота, 28 Внутренний двор, 38 Строения подле северных ворот, 47 Устройство Храма и внутреннего двора
1 На двадцать пятый год нашего изгнания, в начале года, в десятый день месяцаВозможная дата - 28 апреля 573 г. до Р.Х. (со дня разрушения города Иерусалима это был четырнадцатый год) - в тот самый день коснулась меня рука ГосподняБукв.: была на нем рука Господня; см. примеч. «б» к 1:3., и Он перенес меня 2 в землю израильскую. В видениях Божьих Он перенес меня туда и поставил на весьма высокой горе. На южной стороне ее виднелись очертания городских зданий. 3 Когда Он перенес меня туда, там я увидел вестника*Букв.: человека.. Его лицо словно сияло медью, а в руке у него был льняной шнур и измерительная трость. Он стоял у ворот. 4 Обратившись ко мне, он сказал: «Вглядывайся, смертный, вслушивайся и постарайся запомнить всё, что я тебе покажу, ведь ты был перенесен сюда, чтобы всё это увидеть! И всё, что увидишь, возвести роду*Букв.: дому. Израилеву».
5 ХрамБукв.: дом; то же ниже в этой главе. был окружен со всех сторон стеной. Вестник, которого я видел, держал в руке измерительную трость длиной шесть больших локтей (каждый локоть длиннее обычного на ладонь)Единица измерения здесь и далее в этой и последующих главах - еврейский «большой» локоть, т.е. обычный локоть, около 45 см, и ладонь, около 7,5 см, итого: 52,5 см. Следовательно, измерительная трость, которую держит в руке посланный к Иеремии вестник, длиной 3,15 м.. Он измерил толщину этой внешней стеныБукв.: измерил ширину здания., и она составила одну трость, и такая же была у нее высота. 6 Затем он пошел к воротам, обращенным к востоку, поднялся по ступеням и измерил порог у ворот: порог был в одну трость глубиной…*В масоретском тексте стих заканчивается дословным повтором последнего утверждения: порог был в одну трость глубиной. 7 Боковые комнаты подле ворот по одной трости в длину и в ширину, расстояние между комнатами в пять локтей, а порог возле галереи*Галерея у ворот - это что-то вроде навеса, пристройка или портик. ворот со стороны внутреннего двора - тоже одна трость. 8 [Он измерил галерею ворот со стороны внутреннего двора - одна трость.]*Здесь масоретский текст дословно повторяет части ст. 7 и 9. Некот. переводы не включают этот стих. 9 Затем он измерил галерею ворот: восемь локтей, и опоры в два локтя толщиной - это галерея ворот со стороны внутреннего двора. 10 Боковых комнат в восточных воротах было три с одной стороны и три с другой, все одинакового размера, и разделявшие их стены*Или: опоры / пилястры. были по обеим сторонам одинакового размера. 11 Он измерил проем ворот, который был в ширину десять локтей, а в глубину - тринадцать. 12 Перед боковыми комнатами был приступок*Или: ограждение. в один локоть, и с другой стороны тоже приступок в один локоть. Сами комнаты были по шесть локтей в длину и ширину. 13 Входы в боковые комнаты были расположены один напротив другого, и когда вестник измерил расстояние в ширину между задними стенами*Так в LXX, масоретский текст: между крышами. двух внутренних комнат, оно составило двадцать пять локтей. 14 Затем он измерил галерею у ворот, она была двадцать локтей; ее со всех сторон окружал двор*Перевод этого стиха предположителен и основан на другом чтении.. 15 От входа в ворота снаружи до выхода на внутреннюю сторону - пятьдесят локтей. 16 В стенах внутренних комнат и в стенах между ними были устроены окна. Они были утоплены в стенуИли: зарешеченные. Смысл масоретского текста неясен.. И такие же окна были по периметру внутри галереи. На косякахИли: столбах (?). были изображены пальмы.
17 Провожатый привел меня во внешний двор; там были комнаты. По всему периметру двора был сделан каменный помост.*Или: помост, выложенный камнем (мозаикой?). Все тридцать комнат выходили на этот помост. 18 Помост упирался в боковые стены ворот, он был той же ширины, что и ворота. Это был нижний помост. 19 Затем провожатый измерил расстояние от входа в нижние ворота снаружи до выхода на внутренний двор, и там было по сто локтей - что от восточных ворот, что от северных.
20 Затем он измерил длину и ширину ворот внешнего двора, обращенных к северу: 21 и боковые комнаты, по три с каждой стороны, стены между ними и галерея были точно такие же, как в первых воротах; всего пятьдесят локтей в длину и двадцать пять - в ширину. 22 И окна, и притвор, и пальмы - всё было того же размера, что и в воротах, обращенных к востоку. К воротам вела лестница из семи ступеней, и за ней внутри была галерея. 23 Ворота во внутренний двор находились напротив северных и восточных ворот. Он измерил расстояние между воротами: сто локтей.
24 Затем провожатый повел меня на южную сторону, к воротам, обращенным к югу, и измерил стены и галерею. Они были такого же размера, как и другие. 25 Внутри ворот и галереи по периметру были точно такие же окна: пятьдесят локтей в длину и двадцать пять - в ширину. 26 Подниматься к воротам надо было по семи ступеням, и за ними внутри была галерея. На косяках с той и другой стороны от входа были изображены пальмы. 27 С южной стороны тоже были ворота во внутренний двор, и он измерил расстояние между внутренними и внешними воротами на южной стороне: сто локтей.
28 Потом он провел меня во внутренний двор через южные ворота, измерив южные ворота, - они были того же размера. 29 И боковые комнаты, и стены между ними, и галерея - всё было одного размера, а по периметру ворот и галереи были такие же окна: пятьдесят локтей в длину и двадцать пять - в ширину. 30 По всему периметру стены, у каждых ворот была галерея в пятьдесят локтей длиной и в двадцать пять локтей шириной.*Здесь масоретский текст проблематичен, он отсутствует в LXX. 31 Галерея выходила во внешний двор, на косяках были изображены пальмы, и к притвору вела лестница из восьми ступеней.
32 Затем он провел меня во внутренний двор через восточные ворота, измерив и их, - они были того же размера. 33 И боковые комнаты, и стены между ними, и галерея - всё одного размера, а по периметру ворот и притвора были такие же окна: пятьдесят локтей в длину и двадцать пять - в ширину. 34 Галерея выходила во внешний двор, на косяках были изображены пальмы с той и другой стороны от входа, и к галерее вела лестница из восьми ступеней.
35 Потом он провел меня через северные ворота, измерив их, - они были того же размера. 36 И боковые комнаты, и стены между ними, и галерея - всё одного размера, а по периметру ворот и галереи были такие же окна. Они были пятьдесят локтей в длину и двадцать пять - в ширину. 37 Галерея выходила во внешний двор, на косяках были изображены пальмы с той и другой стороны от входа, и к галерее вела лестница из восьми ступеней.
38 Была там еще комната, возле столбов*Так в масоретском тексте; друг. чтение: в которую входили через притвор., где омывают жертвы всесожжения. 39 А в галерее у ворот стояло по два стола с каждой стороны, чтобы разделывать на них жертвы для всесожжения, жертвы за грех и жертвы за провинность*Ср. Лев 7:1-6.. 40 А снаружи, у ступеней, ведущих к северным воротам, были два стола около одной боковой стены, и около другой - еще два. 41 То есть по одну сторону от входа были четыре стола, и по другую - четыре стола, всего восемь столов, чтобы разделывать на них туши жертвенных животных. 42 Четыре стола из отесанных камней были для жертв всесожжения*Так в масоретском тексте; друг. чтение: были около ступеней., длиной в полтора локтя, шириной в полтора локтя и высотой в локоть. На столах лежали ножи, которыми разделывают жертвы всесожжения и прочие жертвы. 43 По всему периметру стены были вбиты крюки длиной в ладонь, а столы были поставлены для того, чтобы класть на них мясо жертвенных животных.
44 Около внутренних ворот находились комнаты для певцовТак в масоретском тексте; друг. чтение: комнаты в два ряда.. Они были во внутреннем дворе, одна - у северных ворот, вход в нее с южной стороны, а другая - у восточныхТак в масоретском тексте; друг. чтение: у южных. ворот, вход в нее с северной стороны. 45 Провожатый сказал мне: «Комната, что выходит на юг - для священников, несущих служение в Храме, 46 а та комната, что выходит на север - для священников, несущих служение при жертвеннике. Это потомки Цадока, из левитов только они могут приближаться к Господу и служить Ему».
47 Он измерил внутренний двор: двор был квадратным, сто локтей в длину и сто локтей в ширину. Перед Храмом стоял жертвенник. 48 Он подвел меня к притвору Храма и измерил его стены - с той и другой стороны они были по пять локтей толщиной. Ворота были толщиной в четырнадцать локтей, а стены по бокам от входа - по три локтя с каждой стороны*Так в LXX; масоретский текст не упоминает размеры входа.. 49 Притвор был двадцать локтей в длину и двенадцать локтей*Так в в LXX; в масоретском тексте: одиннадцать локтей. в ширину. К притвору вела лестница из десяти ступеней, а по бокам от входа с той и другой стороны было по одному столбу.

Книга пророка Иезекииля, Глава 41

Видение о будущем Храме и стране> 47 Устройство Храма и внутреннего двора, 5 Комнаты вокруг Храма, 12 Строение с западной стороны, 13 Общее измерение Храма, 16 Детали Храма, 22 Деревянный жертвенник, 23 Двери
1 Провожатый ввел меня в ХрамЕвр. хекаль - дворец, храм; друг. возм. пер: большой зал. и измерил косякиИли: опоры / пилястры. стен по ту и по другую сторону от входа: по шесть локтей. 2 Сам вход был десять локтей шириной, и стены были по пять локтей с той и другой стороны от входа. А зал за входом был сорок локтей в длину и двадцать в ширину. 3 Он прошел ко входу в следующую комнату, измерив косяки этого входа: они были по два локтя. С той и другой стороны от входа были стены по семь локтей, а сам вход был шириной - шесть локтей. 4 Он измерил эту комнату: двадцать локтей в длину и двадцать в ширину, как и в первом зале. Он пояснил мне: «Это - Святая святых*Или: самое святое место (Храма).».
5 Он измерил толщину храмовых стен. Она составила шесть локтей. Вокруг Храма располагались боковые комнаты в четыре локтя шириной. 6 Эти комнаты находились одна над другой, в три яруса, по тридцать в каждом ярусе*Или: (всего) тридцать. Некот. переводят: всего тридцать три.. Стена Храма со всех сторон имела уступы, которые поддерживали перекрытия комнат. Эти перекрытия не были встроены внутрь стены Храма. 7 Винтовые лестницыТак в Таргуме; масоретский текст: его окружали., ведущие к боковым комнатам, расширялись от яруса к ярусу. Проходя сквозь средний ярус, они соединяли верхний ярус с нижним. И так как всё строение было обвито этими винтовыми лестницами и они расширялись от яруса к ярусу, ширина Храма увеличивалась кверхуЗа исключениемобщей идеи, точный смысл масоретского текста неясен. Ср. 3 Цар 6:6, 8.. 8 Я увидел, что вокруг Храма был сооружен высокий помост, высотой в одну трость (то есть шесть локтей), он служил основанием и для боковых комнат cо всех сторон. 9-10 Внешняя стена боковых комнат была в пять локтей толщиной. Между внешней стеной боковых комнат Храма*Так в LXX; в масоретском тексте предлога «между» нет. и служебными помещениями оставалось открытое пространство в двадцать локтей со всех сторон Храма. 11 Входы в боковые комнаты были со стороны этого открытого пространства, в одни комнаты - с северной стороны, а в другие - с южной. Ширина этого открытого пространства - пять локтей со всех сторон.
12 С западной стороны за этим открытым пространством было отдельное строение, его ширина внутри - семьдесят локтей, длина - девяносто, а все стены были по пять локтей толщиной.
13 Он измерил Храм - сто локтей в длину. Пространство за Храмом вместе с отдельным строением (учитывая толщину его стен) было сто локтей, 14 и пространство перед входом в Храм, с восточной стороны, было тоже шириной в сто локтей. 15 Он измерил строение, которое располагалось напротив открытого пространства позади Храма - сто локтей в длину. С той и с другой стороны строения располагались галереи.
Первый зал внутри Храма, и его внутренняя комната, а также притвор, выходящий во двор,
16 и ниши, и пороги, и круговая трехъярусная галерея боковых комнат были обшиты деревом от пола до окон (это были глухие окна). 17 До самой дверной притолоки в Храме и в наружном, и во внутреннем помещениях на равных расстояниях 18 были сделаны изображения херувимов и пальм: по пальме между двумя херувимами. У херувимов было по два лица: 19 с одной стороны на пальму смотрело человеческое лицо, а с другой - львиное. Эти резные изображения располагались со всех сторон Храма. 20 Херувимы и пальмы покрывали стену от самого пола и до дверной притолоки.
21 Вход в большой зал был с квадратными косяками, и так же выглядел вход в Святилище*Или: …косяками. Перед входом в Святилище было нечто, подобное жертвеннику..
22 Жертвенник был деревянным, три локтя высотой, по два локтя в ширину и длину. Его рога, основание*Так в LXX; масоретский текст: длина. и стенки были деревянными. Провожатый сказал мне: «Вот стол, стоящий пред Господом».
23 В Храм, как и в Святилище, что внутри Храма, вели двойные двери. 24 Каждая дверная створка состояла из двух частей, обе они поворачивались на петлях. 25 Над дверями в Храм были изображены херувимы и пальмы, точно, как на стенах. Над входом в притвор Храма с наружной стороны был деревянный навес. 26 На боковых стенах притвора с той и с другой стороны были утопленные в стену окна с изображениями пальм на косяках. Над боковыми комнатами тоже был навес.

Книга пророка Иезекииля, Глава 42

Видение о будущем Храме и стране> 1 Комнаты для священников, 15 Измерение наружной стены Храма
1 Затем провожатый вывел меня во внешний двор через северные ворота и подвел к комнатам напротив открытого пространства и здания с северной стороны. 2 То здание, что располагалось с северной стороны, было сто локтей длиной и пятьдесят локтей шириной. 3 ГалереиИли: коридоры. же, в которых были устроены комнаты, находились между открытым пространством шириной в двадцать локтей во внутреннем дворе и помостом на внешнем дворе. Эти галереи состояли из трех ярусов, возвышавшихся друг над другомИли: друг против друга.. 4 Перед комнатами был проход шириной в десять локтей и длиной в сто локтей*Так в LXX; в масоретском тексте: путь одного локтя.. Вход в комнаты был с северной стороны. 5 Верхние комнаты были уже средних, а средние - уже нижних, потому что часть их площади занимали галереи. 6 Они шли в три яруса. Таких опор, как во дворах, там не было, и потому комнаты сужались кверху - от нижнего яруса к среднему, а от среднего - к верхнему. 7 Стена, которая отделяла галереи от внешнего двора, была пятьдесят локтей длиной. 8 Глубина помещений по периметру внешнего двора также составляла пятьдесят локтей, поэтому общая длина коридора перед храмом - сто локтей. 9 Снизу с восточной стороны, из внешнего двора, был проход в эти комнаты для священников. 10 Проход этот был в ширину наружной стены двора.
Другая галерея с такими же комнатами находилась к югу*Так в LXX; в масоретском тексте: к востоку. от открытого пространства и строения за Храмом.
11 Перед ними был такой же проход, как и перед комнатами с северной стороны, и сами они были такой же длины и ширины, и были точно так же устроены, с такими же входами, 12 которые были расположены с южной стороны. Войти туда можно было через проход, который шел вдоль стены на восток.
13 Провожатый сказал мне: «Комнаты, которые с северной и южной стороны выходят на открытое пространство перед Храмом, - это священные комнаты. Там священники, которые приближаются к Господу, будут есть самые священные жертвоприношения. Туда они будут вносить особые святыни: хлебные дары, жертвы за грех и жертвы за провинность. Это - место святое! 14 Войдя туда, священники не должны выходить во внешний двор, пока не оставят там одежд, в которых служили. Это священные одежды! Им следует надеть на себя другие одежды и лишь тогда выходить к народу во внешний двор».
15 Когда он закончил измерять всё, что находилось на территории Храма, он вывел меня наружу через восточные ворота и стал измерять стены снаружи. 16 Измерительной тростью он измерил восточную сторону: всего вышло пятьсот локтей. 17 Затем он измерил измерительной тростью северную сторону: всего вышло пятьсот локтей. 18 После того измерил он измерительной тростью южную сторону: всего вышло пятьсот локтей. 19 Повернув к западной стороне, он также измерил ее измерительной тростью: вышло пятьсот локтей. 20 Со всех четырех сторон он измерил эту стену, которая отделяла священный участок в пятьсот локтей длиной и пятьсот шириной от обычной земли.

Книга пророка Иезекииля, Глава 43

Видение о будущем Храме и стране> 1 Слава Божья возвращается в Храм, 13 Описание жертвенника
1 Он подвел меня к воротам, обращенным на восток. 2 И я увидел, что с востока приближается Слава Господня, и был слышен шум, похожий на гул бушующих вод, и земля осветилась от Его Славы. 3 Это видение было похоже на то, которое я видел, когда Господь приходил*Букв.: Он приходил - так в некот. рукописях; масоретский текст: я приходил. уничтожить город; и оно было подобно тому, которое явилось мне у потока Кевар. И я пал ниц. 4 И когда Слава Господня входила в Храм*Букв.: Дом; то же ниже в этой главе. через ворота, обращенные на восток, 5 Дух поднял меня и перенес во внутренний двор. И я увидел, как Слава Господня наполнила Храм.
6 Провожатый в это время стоял рядом со мной. Я услышал, как Некто обратился ко мне из Храма. 7 Он сказал мне: «Смертный! Вот место для престола Моего, вот место для Моих ног! Здесь Я буду пребывать вовеки, среди сынов Израилевых, и впредь да не бесчестит родБукв.: дом; то же в ст. 10. Израилев своим распутством имени Моего святого, - ни сами они, ни их цари, - не бесчестит усыпальницами для трупов своих царейИли (друг. чтение): ставить в капищах мертвых идолов своих царей.! 8 Свой порог они ставили подле Моего порога, столбы для своих ворот - подле Моих столбов, и лишь стена была между Мной и ними. Бесчестили они Мое святое имя всеми мерзостями, которые творили, и потому Я истребил их во гневе. 9 Ныне же да удалят они от Меня свое распутство и трупы своих царей, и тогда Я буду вовек пребывать среди них.
10 Опиши, смертный, роду Израилеву этот Храм, чтобы они устыдились своих беззаконий и чтобы постигли устройство Храма*Или (ближе к букв.): и (пусть) они измерят образец / модель (Храма); ср. 28:12, где то же слово. . 11 Если устыдятся они всего, что делали, объясни им, как выглядит Храм, его расположение, входы и выходы, весь его внешний вид, поведай им все связанные с ним установления, устроение Храма и все указания о нем. Запиши всё это у них на глазах, чтобы они помнили его устроение и установления и следовали им. 12 Вот указание о Храме: вершина горы и всё, что вокруг, - это великая святыня! Это указание о Храме».
13 Вот размеры жертвенника в больших локтях (каждый локоть длиннее обычного на ладонь)См. примеч. «б» к 40:5.: внизу желоб в локоть глубиной и в локоть шириной, а вокруг него обрамление шириной в пядьПядь - мера длины, равная расстоянию между концами растянутых большого и указательного пальцев.. А высота у жертвенникаТак в LXX; масоретский текст: основание жертвенника. такая: 14 от дна желоба два локтя до выступа нижней плиты и еще четыре локтя от выступа нижней плиты до выступа верхней плиты, и обе плиты, как нижняя, так и верхняя, выступают на локоть, одна уже другой. 15 На верху жертвенника очаг высотой в четыре локтя, и из него выступают вверх четыре рога. 16 Очаг жертвенника квадратный: с любой из четырех сторон двенадцать локтей в длину и двенадцать - в ширину. 17 Верхняя плита квадратная с любой из четырех сторон: четырнадцать локтей в длину и четырнадцать - в ширину; ее опоясывает обрамление шириной в пол-локтя и желоб шириной в локоть. Ступени его обращены к востоку.
18 Он сказал мне: «Смертный, так говорит Владыка Господь: „Вот установления, по которым священники должны будут возносить жертвы на жертвеннике, когда его построят, и окроплять его кровью*Или (ближе к букв.): вот установления о жертвеннике: в тот день, когда его построят, чтобы приносить жертвы всесожжения и окроплять его кровью… . 19 Священникам и левитам из потомков Цадока, которые будут предстоять предо Мной, чтобы служить Мне, - это слово Владыки Господа, - дай бычка из стада, в жертву за грех. 20 Возьми его крови и окропи ею четыре рога жертвенника, четыре угла основания и обрамление вокруг - так ты очистишь его от греха и совершишь обряд, восстанавливающий единение народа с Богом*Букв.: …так следует тебе очищать его и совершать (обряд) искупления / укрытия (для защиты от наказания). В этом назидательно-прообразном служении кровь принесенного в жертву животного символически закрывала собой грехи, совершенные людьми, будучи пролитой вместо их крови (по учению НЗ), она прообразно указывала на ту Жертву, через которую Бог «всё примирит с Собою» (Кол 1:20); то же в ст. 26; ср. Исх 29:33.. 21 А самого бычка, принесенного в жертву за грех, сожги в отведенном для этого месте*Или: на (особой) площадке. за пределами Святилища.
22 На другой день принеси в жертву за грех козла без какого-либо изъяна и соверши очищение жертвенника точно так же, как и при жертвоприношении бычка. 23 Когда закончишь обряд очищения, приведи из стада еще одного бычка и барана без изъянов. 24 Принеси их Господу, и пусть священники посыплют их солью и принесут Господу в жертву всесожжения. 25 Семь дней пусть ежедневно приносят в жертву за грех закланного козла, и отдельно - бычка и барана из стада, без изъянов. 26 Семь дней они должны совершать обряд, восстанавливающий единение с Богом*См. примеч. к ст. 20., и должны очищать жертвенник - так он будет очищен и освящен. 27 Когда закончится этот срок, начиная с восьмого дня, священники смогут приносить на этом жертвеннике ваши жертвы всесожжения и ваши благодарственные жертвы, и Я приму вас*Или: Я буду милостив к вам.“», - это слово Владыки Господа.

Книга пророка Иезекииля, Глава 44

Видение о будущем Храме и стране> 1 Указание о восточных воротах, 4 Установления для Храма, 10 Левиты, исключенные из священства, 15 Священники
1 Провожатый привел меня назад к внешним воротам Святилища, обращенным на восток. Они были затворены. 2 И Господь сказал мне: «Эти ворота должны быть заперты. Они не должны отворяться, и никто да не входит через них. Сам Господь, Бог Израилев, вошел через них, и потому будут они затворены! 3 И только правителю, одному ему, позволено будет воссесть в этих воротах, чтобы совершить трапезу пред Господом. Он войдет через галерею этих ворот и так же выйдет».
4 Он провел меня через северные ворота к Храму*Букв.: дому; то же ниже в этой главе. Господню, и я увидел, что Слава Его наполняет Храм Господень, и пал ниц. 5 И Господь сказал мне: «Смертный, постарайся запомнить, вглядываясь и вслушиваясь, всё, что Я скажу тебе, все установления о Храме Господнем и все его законы. Запомни, кто может входить в Храм, и кто не должен быть допущен к Святилищу*Букв.: постарайся запомнить вход в Храм и все выходы из Святилища.. 6 Передай этому мятежному поколению*Букв.: дому; то же в ст. 12, 22. Израилеву, что говорит Владыка Господь: „Довольно вам творить мерзости, род Израилев! 7 Вы позволяете потомкам иноплеменников, тем, кто нечист сердцем и необрезан*Букв.: не обрезанных ни сердцем, ни плотью. Обрезание крайней плоти у мужчины или мальчика - религиозный обряд, широко практиковавшийся у древних народов. У евреев этот обряд посвящения означал вхождение в общество богоизбранного народа и указывал на готовность следовать всем предписаниям Завета. «Необрезанными» обычно называли язычников. Слово «обрезание» употреблялось и образно. Пророк Иеремия говорит об Израиле как о народе «с необрезанным сердцем» (9:26) или как о народе, чье «ухо не обрезано» (6:10)., приходить в Мое Святилище и осквернять Мой Храм, когда вы приносите Мне трапезу, жертвенный жир и кровь. Мерзостями своими вы нарушили Союз, Завет со Мною! 8 Сами вы не служили верно при Моих святынях, а вместо себя иноплеменников отправляли служить в Моем Святилище“.
9 Так говорит Владыка Господь: „Ни один иноплеменник, кто нечист сердцем и необрезан, из всех живущих среди сынов Израилевых, да не входит в Мое Святилище“.
10 „А левиты, которые удалились от Меня во время отступничества Израилева, которые отвернулись от Меня и служили идолам своим, - понесут наказание*Или: понесут свое беззаконие / свою вину - в том смысле, что каждый согрешающий становится должником перед самим собой, перед обществом и перед Богом, и за долги, явившиеся следствием его греха, он должен заплатить сполна; то же в ст. 12.. 11 Они будут служителями в Моем Святилище: станут храмовыми привратниками и будут прислуживать в Храме: закалывать для народа всесожжения и другие жертвы, помогать приходящим в Храм людям и служить им. 12 За то, что потворствовали народу, служили перед их идолами и вводили род Израилев в гибельный грех - за это Я занесу на них руку Мою, - это слово Владыки Господа, - и они понесут наказание! 13 Не приблизятся они ко Мне, не будут священниками, не предстанут перед святынями Моими, перед самым святым. Падет на них бесчестие за все мерзости, какие они совершали. 14 Сделаю их лишь служителями Храма во всех работах, какие надлежит совершать в нем“.
15 „Только священники из потомков левита Цадока, которые продолжали верно служить в Моем Святилище даже тогда, когда сыны Израилевы отступили от Меня, смогут приближаться ко Мне, чтобы служить Мне; лишь они предстанут передо Мной, чтобы приносить мне жертвенный жир и кровь, - это слово Владыки Господа. - 16 Они будут входить в Мое Святилище, приближаться к Моей трапезе, прислуживать Мне и совершать служение Мне. 17 Когда они будут входить через ворота внутреннего двора, им надлежит надевать на себя лишь льняные одежды. И когда они будут совершать служение в воротах внутреннего двора и в Храме, они не должны надевать на себя ничего шерстяного. 18 На головах пусть у них будут льняные головные повязки, и на бедрах - белье из льняной ткани*Ср. Исх 28:42.. И пусть не опоясываются тем, от чего могли бы вспотеть. 19 А когда будут выходить во внешний двор к народу, пусть снимают одежды, в которых совершали служение, оставят их в священных комнатах и облачатся в другие, чтобы уберечь народ от соприкосновения со священным*Букв.: чтобы одеждами своими они не освятили народ. Ср. Лев 6:27 и Иез 46:20. Законы о ритуальной чистоте, предписания об одеждах священника и обряды очищения предметов (см. Лев 8:15, Иез 43:20 и далее здесь ст. 23), входивших прямо или косвенно в соприкосновение с человеческой нечистотой и греховностью, подчеркивали отвратительность греха и его несовместимость со святостью Бога. Восстановление и сохранение единения с Богом было главной целью этих предписаний.. 20 Пусть не бреют головы, но и не отпускают длинных волос, а подстригают их. 21 Ни одному священнику не следует пить вина перед тем, как войти во внутренний двор. 22 Пусть они не берут себе в жены ни вдову, ни разведенную, а только девственниц из рода Израилева или же вдову священника. 23 И пусть они учат Мой народ отделять священное от обычного, пусть разъясняют, что нечисто*Или: осквернено., а что чисто. 24 Пусть священники сами разбирают всякую судебную тяжбу, и пусть судят народ по Моим повелениям, пусть соблюдают Мои законы и Мои установления о всех праздниках Моих и хранят святость Моих суббот. 25 Пусть никто из них не приближается к покойнику, чтобы не оскверниться. Лишь когда они будут хоронить отца, мать, сына, дочь, брата или незамужнюю сестру, они могут приближаться к ним*Букв.: лишь ради отца… они могут так сделать себя нечистыми. Ср. Лев 21:1-3.. 26 И совершив обряд очищения, пусть добавят еще семь дней*Ср. Числ 19:11-13.. 27 А когда придет их черед*Или (ближе к букв.): в день, когда им должно будет идти… идти в Святилище, что на внутреннем дворе, дабы совершать служение при святыне, пусть принесут жертву за грех“, - говорит Владыка Господь.
28 Что же до их наследства*Ср. Втор 18:2., то Я буду их наследством, и земельного владения не давайте им в Израиле, ибо Я Сам - их владение. 29 Они будут есть хлебные дары, жертвы за грех и жертвы за провинность, и всё, что в Израиле посвятили Господу*Евр. херем - «нечто посвященное, акт посвящения, заклятье». Такое посвящение по обету было более торжественным актом, чем обычное приношение; по существу, это означало отдать что-то / кого-то Богу, т.е. всецело и безвозвратно посвятить Ему на служение (так здесь и в ст. 28) или предать заклятию для полного уничтожения., будет принадлежать им. 30 Первые дары от первого урожая и все приношения, какими бы они ни были, будут достоянием священников, и первую выпечку из первого замеса теста отдавай им, чтобы на доме твоем пребывало благословение. 31 Не должен священник употреблять в пищу мясо животных и птиц, которые издохли или были растерзаны зверем*Ср. Лев 22:8.».

Книга пророка Иезекииля, Глава 45

Видение о будущем Храме и стране> 1 Распределение земли по наделам, 9 Обязанности правителя, 18 Праздники
1 Когда будете по жребию делить землю на наделыБукв.: землю в наследство., отделите Господу как дарБукв.: принесите Господу как приношение. участок земли в двадцать пять тысяч локтей длиной и в двадцать тысячТак в LXX, масоретский текст: десять тысяч. шириной - этот участок будет священным весь, во всех своих границах. 2 Часть его, квадрат пятьсот локтей в длину и пятьсот в ширину, будет отведен для Святилища, и еще по периметру вокруг него будет пятьдесят локтей свободного пространства*Или: пастбищ; или: для загонов для (домашнего) скота.. 3 Из священного участка выдели ту половину, двадцать пять тысяч локтей в длину и десять тысяч в ширину, где будет Святилище, Святая святых. 4 Эта половина священного участка будет предназначена для священников, которые служат в Святилище, предстают на свое служение перед Господом. Здесь место им для жилья, и там же будет и Святилище. 5 А вторая половина, двадцать пять тысяч локтей в длину и десять тысяч в ширину - для левитов, служащих при Храме, для селений, в которых они будут жить*Так в LXX, масоретский текст: им во владение двадцать помещений..
6 Для нового города отделите участок в пять тысяч локтей шириной и двадцать пять тысяч длиной, рядом со священным участком - эта земля будет принадлежать всему народу Израильскому.
7 А правителю дайте во владение земли с обеих сторон от священного участка и от участка, выделенного для города, к западу от их западной и к востоку от их восточной границы; по протяженности эти земли должны быть равны остальным наделам, что простираются от западной до восточной границы страны. 8 Это будет земля правителя, его владение в Израиле, и тогда правители больше не будут притеснять Мой народ и отдадут оставшуюся землю народу Израилеву, по его коленам».
9 Так говорит Владыка Господь: «Довольно вам, правители Израиля! Прекратите насилие и грабежи! Творите правый суд, перестаньте отбирать у Моего народа его наделы», - это слово Владыки Господа.
10 «Весы ваши должны быть точныВозможно, что речь идет о соответствии стандарту того времени., и такими же точными должны быть эфа и батЭфа, как и бат - меры объема сыпучих тел, 22 л.. 11 Эфа и бат должны быть одинаковыми, ведь бат вмещает десятую часть хомера*Хомер - мера объема сыпучих тел, ок. 220 л., и эфа - десятую часть хомера. Хомер определяет их объем. 12 В шекеле - двадцать гер; двадцать шекелей да еще двадцать пять шекелей да еще пятнадцать шекелей будут составлять у вас мину*Так в евр. тексте, в др.-греч. переводе: пять шекелей пусть у вас будут всегда равны пяти, десять шекелей - десяти, а в мине - пятьдесят шекелей..
13 И вот какую подать вы будете давать*Или (ближе к букв.): и вот приношение, которое вы должны приносить.: шестую часть эфы от хомера пшеницы и шестую часть эфы от хомера ячменя. 14 А для елея такое правило: десятая часть бата от каждого кора (то есть хомера, ведь в коре, как в хомере, десять батов). 15 От отары в двести овец на сочном израильском пастбище - одна овца. Всё это для жертв всесожжения, хлебных даров и благодарственных жертв, чтобы совершать обряд, востанавливающий единение народа с Богом*Букв.: совершать (обряд) искупления народа., - это слово Владыки Господа. - 16 Весь народ страны должен давать эту подать правителю в Израиле. 17 Обязанностью правителя будет совершать жертвы всесожжения, хлебные дары и возлияния в праздники, новолуния и субботы, во все праздничные дни дома Израилева. Он будет приносить жертву за грех, хлебный дар, жертву всесожжения и благодарственные жертвы, чтобы восстанавливать единение народа Израилева с Богом».
18 Так говорит Владыка Господь: «В первый день первого месяца возьми из стада бычка без изъяна какого-либо и очисти Святилище. 19 И пусть священник возьмет крови от этой жертвы за грех и окропит ею косяки дверей в Храме и четыре угла основания*Ср. 43:20. жертвенника и косяки восточных ворот внутреннего двора. 20 То же самое сделай и в седьмой день месяца за всех, кто согрешил случайно или по неведению, и так очистишь Храм.
21 В четырнадцатый день первого месяца у вас будет Пасха, семидневный праздник, когда едят только пресные лепешки. 22 В этот день пусть правитель принесет молодого быка в жертву за свои грехи и за грехи всего народа. 23 В течение семи праздничных дней он будет приносить жертвы всесожжения Господу - по семь молодых быков и по семь баранов без изъяна - ежедневно, в течение семи этих дней. И каждый день в жертву за грех - одного закланного козла. 24 С каждым бычком и бараном, принесенными в жертву, правитель должен приносить и хлебный дар по эфе муки на быка, и по эфе на каждого барана, а к каждой эфе муки - гин*Гин - мера объема жидкости, равная 4 литрам. оливкового масла. 25 Все эти жертвы за грех и всесожжения, с хлебными дарами и елеем, он должен совершать в течение всех семи дней праздника, начиная с пятнадцатого дня седьмого месяца».

Книга пророка Иезекииля, Глава 46

Видение о будущем Храме и стране> 1 Правитель и праздники, 13 Ежедневное приношение, 16 Правитель и земля, 19 Храмовые кухни
1 Так говорит Владыка Господь: «Восточные ворота внутреннего двора пусть будут закрыты все шесть рабочих дней, но в субботний день и в день новолуния они должны быть открыты. 2 Правитель Израиля будет входить в эти восточные воротаБукв.: в них. через проходИли: галерею. со стороны внешнего двора. Он остановится у косяка ворот, затем священники подойдут и принесут его жертву всесожженияЕвр. ола (то, что поднимается ввысь) указывало на молитвенное вознесение души к Богу; а полное сожжение жертвы говорило о безраздельной самоотдаче того, кто приносил ее Богу. Ср. Лев 1:3. и его благодарственные жертвы; правитель совершит поклонение Господу у порога ворот и выйдет, а ворота останутся открытыми до вечера. 3 Также и простой народ*Букв.: народ земли; то же в ст. 9. будет поклоняться Господу у входа в ворота по субботам и новолуниям.
4 По субботам, однако, правитель должен приносить Господу такое всесожжение: шесть ягнят без изъянов каких-либо и одного барана без изъяна. 5 Хлебный дар с бараном - одна эфа муки, а с ягнятами - сколько правитель пожелаетБукв.: дар руки его; то же в ст. 11.. Оливкового масла - один гин на эфу мукиЭфа - 22 л, гин - 4 л.. 6 В день же новолуния правитель должен принести во всесожжение бычка без изъяна из стада, шесть ягнят и барана без изъянов. 7 Хлебный дар с бычком - одна эфа муки, с бараном - одна эфа, а с ягнятами - сколько он пожелает. Оливкового масла - один гин на эфу муки. 8 Всякий раз правитель пусть входит через проход ворот и так же выходит.
9 А когда простой народ будет приходить к Господу в дни установленных Им праздников, то всякий, кто вошел на поклонение северными воротами, пусть выйдет через южные, а кто вошел через южные, пусть выйдет через северные. И покидая Храм, пусть никто не выходит через те же ворота, через которые вошел, но лишь через противоположные. 10 И правитель пусть входит и выходит вместе с народом.
11 В праздники и в установленные особые дни хлебный дар от правителя пусть будет по одной эфе муки с каждым бычком, и по эфе с каждым бараном, а с ягнятами - сколько он пожелает. Оливкового масла - один гин на эфу муки. 12 А если правитель сам пожелает принести жертву всесожжения или благодарственные жертвы - как приношение Господу из особого рвения, - то пусть откроют для него ворота, обращенные на восток. Пусть он принесет жертву всесожжения и благодарственные жертвы Господу таким же образом, как приносит их в субботу, и когда он выйдет, пусть закроют за ним ворота».
13 Каждый день приноси Господу во всесожжение годовалого ягненка без изъяна какого-либо. Приноси его каждое утро. 14 И хлебный дар вместе с ягненком каждое утро - шестая часть эфы муки, смешанной с одной третью гина оливкового масла. Да будет это вечным установлением. 15 Итак, постоянное, непрекращающееся всесожжение*Или: таково правило ежедневных приношений., которое будут приносить по утрам - ягненок и хлебный дар с оливковым маслом.
16 Так говорит Владыка Господь: «Если правитель даст землю в дар одному из своих сыновей, то этот участок перейдет и к его внукам, станет их наследственным владением. 17 Но если он даст участок из своего удела одному из своих слуг, он будет принадлежать тому только до года освобождения*См. Лев 25:8-13., а потом возвратится к правителю. Лишь сыновья могут получать в наследство его удел. Им он принадлежит по праву. 18 Но и правитель пусть не лишает народ его земель, и никого не вытесняет из его наследственных владений. Своим детям пусть он передает собственный надел, чтобы никто в Моем народе не был лишен своего владения».
19 Затем провожатый провел меня боковым ходом, что у ворот, к священным комнатам, которые обращены на север. Там на самом краю я увидел особое помещение к западу от Храма, 20 и он сказал мне: «Священники здесь будут готовить мясо жертв за провинность и жертв за грех, и здесь же они будут печь и хлебные дары. Они не будут выносить их во внешний двор, чтобы уберечь народ от соприкосновения со
21 Он вывел меня во внешний двор и затем подвел к каждому из четырех его углов. В каждом углу двора был еще дворик. 22 В каждом из углов двора были крытые дворики в сорок локтей длиной и в тридцать локтей шириной. У всех двориков по углам двора был один и тот же размер. 23 Все они были окружены каменными оградами, а по всему периметру ограды были устроены очаги. 24 Он сказал мне: «Это кухни, здесь храмовые служители будут готовить мясо принесенных народом жертв».

Книга пророка Иезекииля, Глава 47

Видение о будущем Храме и стране> 1 Поток у Храма, 13 Границы земли
1 Затем он вновь привел меня ко входу в ХрамБукв.: дом; то же ниже в этом стихе.. И вижу, из-под порога Храма течет вода и устремляется на восток, ведь и Храм был обращен фасадом к востоку; вода текла с правойТ.е. с южной, если взгляд направлен от Храма. стороны Храма, на юг от жертвенника. 2 Провожатый мой вывел меня через северные ворота и повел кругом к внешним воротам, обращенным на восток, - вода била ключом справа от них.
3 Он пошел на восток, держа в руке мерный шнур, и отмерил тысячу локтей. Он провел меня по воде - воды было по щиколотку. 4 Он отмерил еще тысячу, и опять провел меня по воде - воды стало по колено. Отмерил еще тысячу, и перевел меня - воды стало по пояс. 5 Затем провожатый отмерил еще тысячу, и этот поток я уже не мог перейти, было так глубоко, что по этой воде надо было плыть, перейти этот поток было невозможно. 6 Он сказал мне: «Все ли ты увидел, смертный?» - и вывел меня из этого потока, на берег.
7 Когда я вернулся на берег, то увидел очень много деревьев на обоих берегах потока. 8 Он сказал мне: «Эти воды текут к восточным областям страны, они стекутся в долину Иордана и впадут в Мертвое море - и горькая, соленая вода станет свежей*Букв.: исцелится.. 9 И повсюду, где пройдет этот поток, там вода будет кишеть всякими живыми существами, и рыбы будет много, потому что эти воды принесут исцеление*Или: сделают свежими. даже Мертвому морю, и жизнь будет везде, куда придет этот поток. 10 От Эн-Геди до Эн-Эглаима будут стоять рыбаки, на всех местах, где сушат сети, и будет там всякой рыбы, что в Великом море*Т.е. в Средиземном море., - не счесть. 11 А болота и озерца вокруг него пресными не будут*Букв.: не исцелятся., останутся для добычи соли. 12 У потока, на обоих его берегах, будут расти плодовые деревьяБукв.: деревья со съедобными (плодами). всех видов, и их листья не увянут, а плоды на них не иссякнут, но каждый месяц будут созревать новыеИли: свежие., ведь орошаемы они будут потоком из Святилища, и плоды дерев будут использоваться для еды, а листья - для исцеления».
13 Так говорит Владыка Господь: «Вот границы, внутри которых должно вам разделить землю по наделам между двенадцатью коленами Израиля (при этом Иосифу двойная часть*Надел колена Иосифа складывается из наделов колен двух его сыновей: Ефрема и Манассии.): 14 вы должны разделить землю поровну, потому что Я клятвенно обещал, что отдам ее вашим праотцам. Земля эта будет вашим наследственным владением.
15 Вот каковы должны быть границы этой земли: с севера от Великого моря рубеж должен пройти мимо Хетлона и Лево-Хамата до Цедада, 16 БеротыТак в LXX, масоретский текст: и до Цедада, (затем до) Хамата, Бероты., Сивраима, что между границей Дамаска и Хамата, и до Хацер-Хаттикона, что на границе Хаврана. 17 От моря граница пройдет до Хацар-Энона, что на границе с Дамаском, по северной границе Хамата. Таков будет северный рубеж.
18 Восточный рубеж пройдет между Хавраном и Дамаском, между Гиладом и страной Израиля, по Иордану вплоть до Восточногот.е. Мертвого. моря и далее до ТамараТак в LXX, масоретский текст: ты отмеришь.. Таков будет восточный рубеж.
19 Южный рубеж - от Тамара до вод Меривот-Кадеш, он пройдет по руслу до самого Великого моря. Таков южный рубеж.
20 А западным пределом будет Великое море, от южной границы и до Лево-Хамата. Таков западный рубеж.
21 Эту землю вы сами разделите между коленами Израиля. 22 Разделите ее между собой по наделам, включая переселенцев, которые поселились среди вас и обзавелись потомством: они должны быть у вас наравне с исконными израильтянами и должны получать наделы среди колен Израиля. 23 Выделите каждому такому переселенцу участок из надела того колена, в котором он живет», - это слово Владыки Господа.

Книга пророка Иезекииля, Глава 48

Видение о будущем Храме и стране> 1 Разделение земли среди колен, 8 Участок священной земли, 23 Земля для остальных колен, 30 Ворота города
1 «Вот колена Израилевы, названные поименноБукв.: вот имена колен; так же начинается книга Исход, с которой здесь проводится явная параллель. вместе с их землями. На дальнем севере, по дороге от Хетлона до Лево-Хамата и Хацар-Энана, что на севере граничит с Дамаском, вблизи от владений Хамата, - всё это, от восточного рубежа и до моряИли: запада, т.е. до западной границы, образуемой Средиземным морем; то же в ст. 2-8, 21, 23-27. - надел для Дана. 2 Южнее, вдоль границы Дана от восточного рубежа и до моря, - надел для Асира. 3 Южнее, вдоль границы Асира от восточного рубежа и до моря, - надел для Неффалима. 4 Южнее, вдоль границы Неффалима от восточного рубежа и до моря, - надел для Манассии. 5 Южнее, вдоль границы Манассии от восточного рубежа и до моря, - надел для Ефрема. 6 Южнее, вдоль границы Ефрема от восточного рубежа и до моря, - надел для Рувима. 7 Южнее, вдоль границы Рувима от восточного рубежа и до моря, - надел для Иуды.
8 Южнее, вдоль границы Иуды от восточного рубежа и до моря, отделите участок*Евр. терума - приношение, возношение, дар - здесь приобретает дополнительное значение: это слово означает как полосу земли вдоль всего Израиля, так и квадратный священный участок в центре Израиля. шириной двадцать пять тысяч локтей и такой же длины, как и прочие наделы, от восточного рубежа и до моря. Посреди него устройте Святилище. 9 Участок, который вы отделите для Господа, будет длиной в двадцать пять тысяч локтей и шириной в двадцать тысяч*Так в LXX. Такая ширина священного участка представляется более вероятной; см. 45:1. Масоретский текст: десять тысяч. локтей. 10 Этот священный участок должен быть разделен следующим образом: священникам двадцать пять тысяч локтей в длину на севере, десять тысяч в ширину на западе, десять тысяч в ширину на востоке и двадцать пять тысяч в длину на юге; и посреди этого надела для священников будет Святилище Господа. 11 Этот участок для священников, потомков Цадока, которые посвятили себя служению и были верны в своих обязанностях предо Мной*Ср. Быт 26:5., даже тогда, когда сыны Израилевы и левиты отступили от Меня. 12 Это будет особый надел для священников, самый священный, отделенный им от земельного запаса Израиля, вдоль границы с наделом левитов. 13 Рядом с наделом для священников будет доля левитов: двадцать пять тысяч локтей в длину и десять тысяч в ширину. Общая длина этих участков будет двадцать пять тысяч локтей, а ширина - десять тысяч. 14 Ни один из наделов этой особой земли*Букв.: первого дара земли. Или: лучшей из земель. не может быть продан, передан или обменен, ибо это святыня Господня.
15 Оставшаяся полоса земли - пять тысяч локтей в ширину и двадцать пять тысяч локтей в длину - не священна, она предназначается для города, для жилищ и пастбищ. Город будет посреди нее. 16 Вот его размеры: северная сторона - четыре тысячи пятьсот локтей, южная сторона - четыре тысячи пятьсот, восточная сторона - четыре тысячи пятьсот и западная сторона - четыре тысячи пятьсот. 17 Перед городом будут пастбища*Или: открытое пространство.: к северу двести пятьдесят локтей, к югу двести пятьдесят, к востоку двести пятьдесят и к западу двести пятьдесят. 18 Что же до остающейся земли вдоль священного участка, десять тысяч локтей к востоку и десять тысяч к западу, то всё, что уродится на ней, пусть отдают на пропитание работающим в городе. 19 Сами работающие в городе люди, из всех колен Израиля, и будут ее обрабатывать. 20 Весь этот участок - священный участок и городские владения - будет квадратным, двадцать пять тысяч локтей на двадцать пять тысяч.
21 Остающаяся территория по ту и другую сторону от священного запаса и городских владений будет достоянием правителя. Одна полоса на восток шириной двадцать пять тысяч локтей от границы священного запаса вплоть до восточного рубежа и другая полоса на запад шириной двадцать пять тысяч локтей вплоть до моря - это надел правителя. А священный участок со Святилищем будет расположен между этими землями правителя. 22 И владения левитов и городские владения также будут находиться посреди надела правителя, а сам его надел - между наделами Иуды и Вениамина.
23 Что же до остальных колен: южнее, от восточного рубежа и до моря, - надел для Вениамина. 24 Южнее, вдоль границы Вениамина от восточного рубежа и до моря, - надел для Симеона. 25 Южнее, вдоль границы Симеона от восточного рубежа и до моря, - надел для Иссахара. 26 Южнее, вдоль границы Иссахара от восточного рубежа и до моря, - надел для Завулона. 27 Южнее, вдоль границы Завулона от восточного рубежа и до моря, -надел для Гада. 28 Граница Гада будет южным рубежом, от Тамара до вод Мериват-Кадеша, а затем по сухому руслу до Великого моря*Т.е. Средиземного; ср. Числ 34:5, 6.. 29 Вот земля, которую вы поделите на наделы между коленами, и вот как вы распределите их владения», - это слово Владыки Господа.
30 Выходы из города будут такие. На северной стороне, длиной в четыре тысячи пятьсот локтей, 31 будут ворота, названные по именам колен Израиля; на северной стороне трое ворот: одни ворота Рувима, другие ворота Иуды и третьи - Левия. 32 На восточной стороне, длиной в четыре тысячи пятьсот локтей, будет также трое ворот: одни ворота Иосифа, другие ворота Вениамина и третьи - Дана. 33 На южной стороне, длиной в четыре тысячи пятьсот локтей, будет также трое ворот: одни ворота Симеона, другие ворота Иссахара и третьи - Завулона. 34 На западной стороне, длиной в четыре тысячи пятьсот локтей, будет также трое ворот: одни ворота Гада, другие ворота Асира и третьи - Неффалима. 35 Всего по периметру города - восемнадцать тысяч локтей. А имя городу с той поры будет «Господь пребывает там*Евр. Яхве-Шамма.»!

Once registered, you can subscribe for any reading plans of the Bible.

Possibilities of personalized settings and other services for the already registered users are in the pipeline, therefore we advise you to register now (for free, of course).