Хавила — а) (Быт 2.11) — одна из земель рая (см.); б) (Быт 10.7; 1Пар 1.9) — аналог. Савта; в) (Быт 10.29; 1Пар 1.23) — аналог. Алмодад (см. след.); г) (Быт 25.18; 1Ц 15.7) — земля в Аравии, населённая, по-видимому, народом, упомянутым выше в пункте «в».
Хавор (соединение) (4Ц 17.6; 18.11; 1Пар 5.26) — одна из рек Месопотамии, возможно, нынешний приток Евфрата Хабур. (См. Гозан).
Хадид (острый) (Езд 2.33; Неем 7.37; 11.34) — город удела Вениаминова (нынешнее местечко Эль-Хадите).
Хадлай (слабый, хрупкий) (2Пар 28.12) — отец (предок) Амасы.
Хазва (обманчивая, нечестная) (Чис 25.15,18) — дочь Цура, мадиамского начальника, которая пришла и прелюбодействовала с Зимри в стане израильском, и была убита вместе с ним Финеесом.
Халах (4Ц 17.6; 18.11; 1Пар 5.26) — некая провинция ассирийской империи, в которую были переселены Израильтяне.
халван (значение слова не известно) (Исх 30.34) — душистая смола, входящая в состав священного курения. (См. ароматы).
Халдей — природный житель Халдеи. Поскольку Халдея была в своё время средоточием восточной мудрости, в некоторых местах этим словом в Писании называются учёные люди — астрологи (Дан 2.2,10; 4.4; 5.7,11). (См. волхвы).
Халдея (Иер 50.10; 51.24,35; Иез 16.29; 23.16) — в узком смысле — земля в самом нижнем течении рек Тигра и Евфрата, населённая в древности народом «жестоким и необузданным» (Авв 1.6), одним из главных городов которой был Ур, родина Авраама (о происхождении Халдеи см. Ис 23.13). Но в широком смысле и чаще всего Халдейской землёй называется в Писании Вавилония (Иер 25.12; Иез 12.13), которая стала наследницей культуры и идолопоклонства древней Халдеи. (См. Вавилонская земля).
Халев (горячий, или по И.Флавию — собака) — а) (Чис 13.7,31; 14.6,24,30,38; 26.65; 32.12; 34.19; Вт 1.36; Нав 14.6,13,14; 15.13,14,16-18; 21.12; Суд 1.12-15,20; 3.9; 1Ц 25.3; 1Пар 4.15; 6.56) — сын Иефоннии, Кенезеянин (потомок Кеназа, см. Гофониил), представитель колена Иудина среди разведчиков земли, особо отмеченный Господом за его верность (Чис 14.24; Вт 1.36; Нав 14.14). Он остался в живых после сорокалетнего путешествия по пустыне, в котором погибло всё старшее поколение, и получил удел в земле обетованной. Он был участником раздела земли как представитель колена Иудина и все его потомки считаются принадлежащими к этому колену; б) (1Ц 30.14) — владения Халева, земли вокруг Хеврона (в 1Пар 2.24 названы Халев-Ефрафа); в) (1Пар 2.18,19,42,46,48-50) — сын Есрома из колена Иудина, глава поколения (в ст. 9 назван Хелувай).
халкидон (От 21.19) — одна из разновидностей кварца (халцедон), но в оригинале значение слова не ясно. (См. драгоценные камни).
халколиван (значение слова не известно) (От 1.15; 2.18) — блестящий металл или блеск металла. То же слово в Езд 8.27; Иез 1.7; Дан 10.6 переведено «блестящая медь», а в Иез 1.4,27; 8.2 — «сияние».
Халон (Иер 48.21) — город в земле моавитской.
Халхул (Нав 15.58) — город в уделе Иудином несколько севернее Хеврона (ныне селение с тем же названием).
Хам (Быт 5.32; 6.10; 7.13; 9.18,22; 10.1,6,20; 1Пар 1.4,8; Пс 77.51; 104.23,27; 105.22) — один из трёх сыновей Ноя, навлёкший за своё непочтительное отношение к отцу проклятие на своего сына Ханаана (Быт 9.25). Является родоначальником нескольких племён, населявших Египет и соседние с ним земли, а также прообразом нескольких божеств в религиях древних народов. (См. идолопоклонство).
Хамаф (горячие источники) — а) (Нав 19.35) — один из укреплённых городов удела Неффалимова южнее Тивериады (возможно, он же назван Хамоф-Дор в Нав 21.32 и Хаммон — в 1Пар 6.76); б) (1Пар 2.55) — отец (предок) и глава Рехавитов.
Хамафей (1Пар 1.16) — один из сыновей Ханаана и родоначальник племён, населявших землю Емаф (см.) (в Быт 10.18 назван Химафей).
хамелеон (Лев 11.30) — род ящерицы, обитающей в тёплых странах, способной быстро менять цвет кожи от жёлто-зелёного до коричневого. Водится на кустах и деревьях, имеет очень длинный язык, которым ловит насекомых. В оригинале, однако, значение слова не ясно.
Хамитяне (1Пар 4.40) — потомки Хама.
Хаммон (теплый, солнечный) — а) (Нав 19.28) — аналог. Аламелех (возможно, нынешнее селение Хамул южнее Тира); б) (1Пар 6.76) — см. Хамаф,а.
Хамос (Чис 21.29; Суд 11.24; 3Ц 11.7,33; 4Ц 23.13; Иер 48.7,13,46) — главное божество («мерзость») Моавитян, а также, возможно, и Аммонитян (ср. Суд 11.12,24), которому, как и Молоху, приносились человеческие жертвы (4Ц 3.26-27). (См. Молох).
Хамул (помилованный, пощаженный) (Быт 46.12; Чис 26.21; 1Пар 2.5) — один из сыновей Фареса, сына Иуды, глава поколения.
Хамуталь (подобная росе) (4Ц 23.31; 24.18; Иер 52.1) — дочь Иеремии из Ливны, одна из жён царя иудейского Иосии и мать Иоахаза и Седекии (Матфании).
Ханаан (низменная земля) — а) (Быт 9.18,22,25-27; 10.6,15; 1Пар 1.8,13) — один из сыновей Хама, на которого пало проклятие рабства. Он явился праотцом многих народов, населявших древнюю Палестину и называвшихся Хананеями (Быт 10.15-19), но вследствие проклятия, его земля подлежала передаче народу Божию, а его потомки — истреблению; б) (Исх 15.15; Ис 23.11) — земля вдоль берега Средиземного моря от Газы до Сидона (даже от Египта до Месопотамии) и в глубину — до бассейна Иордана, прекрасная и весьма плодородная, заселённая потомками Ханаана, обещанная Богом верному Аврааму и его потомкам (Быт 12.1; 13.15; 15.18-21; Евр 11.9), известная позже как Палестина (в Ам 2.9-10 названа Аморрей). Как видим, в неё входили также и Филистимская земля, и Финикия. Позже, однако, Ханаанской (Хананейской) землёй стала называться лишь часть этих земель при море и у Иордана (Чис 13.30; Нав 5.1; 11.3) или в районе Финикии (Нав 13.4; Авд 1.20). Израильтяне не должны были заключать союза ни с этими народами, ни с их богами (Исх 23.32; 34.16), но истребить их всех и истуканы их уничтожить (Вт 7.1-6). И. Навин так и начал действовать (Нав 10.25 — 11.23), но позже Израильтяне ослабили свои усилия, стали вступать в союз с Ханаанскими народами, перенимать их обычаи, поклоняться их богам, и это, в конце концов, стало гибелью для них. Иногда Ханааном («небесным Ханааном») в переносном смысле называют состояние после смерти, которую сравнивают с переходом Иордана, но это совершенно неправильно, ибо Ханаан нужно завоёвывать. Он есть символ духовного удела каждого верующего здесь, на земле. (См. народы древней Палестины, обетованная земля, Филистимляне, Хананей).
Ханан (милосердный, милостивый) — а) (1Пар 8.23) — аналог. Авдон,в; б) (1Пар 8.38; 9.44) — аналог. Азрикам,б; в) (1Пар 11.43) — сын (потомок) Маахи, один из главных воинов Давида (во 2Ц 23 не упомянут); г) (Езд 2.46; Неем 7.49) — аналог. Аккув,в; д) (Неем 8.7) — аналог. Азария,у; е) (Неем 10.10) — аналог. Венинуй; ж) (Неем 10.22) — аналог. Азур,а; з) (Неем 10.26) — аналог. Азур,а; и) (Неем 13.13) — левит, потомок Матфании, приставленный Неемией к раздаче десятин братьям.
Хананей — в широком смысле — житель Ханаанской земли, потомок Ханаана (см. Ханаан,а) (Быт 12.6). В узком же смысле это наименование прикладывается, по-видимому, только к Финикиянам, известным торговцам (Иов 40.25; Иез 17.4; Ос 12.7). (См. Ханаан,б).
Хананеянка (1Пар 2.3; Мф 15.22) — ханаанская женщина, родом из Финикии. (См. Сирофиникиянка, Ханаан,б).
Ханани (милостивый) — а) (1Пар 25.4,25) — левит, один из сыновей Емана, глава восемнадцатой чреды певцов; б) (Неем 1.2; 7.2) — брат Неемии.
Хананий (милостивый) — а) (Езд 10.20) — аналог. Гедалия,б; б) (Неем 7.2) — начальник Иерусалимской крепости; в) (Неем 12.36) — аналог. Азариил,д.
Ханания (Иегова милостив) — а) (1Пар 3.19,21) — аналог Берехия,а (но, возможно, это не потомок, а современник Зоровавеля, см. Арнан); б) (1Пар 8.24) — аналог. Аддон,в; в) (1Пар 25.4,23) — левит, один из сыновей Емана, глава шестнадцатой чреды певцов; г) (2Пар 26.11) — один из главных сановников при Озии; д) (Езд 10.28) — аналог. Афлай; е) (Неем 3.8) — сын (потомок) Гараккахима, чинивший стену Иерусалима; ж) (Неем 3.30) — сын (потомок) Шелемии, чинивший стену Иерусалима; з) (Неем 10.23) — аналог. Азур,а; и) (Неем 12.12) — аналог. Адна,в (см. след.); к) (Неем 12.41) — аналог. Езер,д (возможно, предыдущий).
Ханес (Ис 30.4) — город в среднем Египте южнее Мемфиса (ныне Ахнас).
Ханниил (расположение Божие) — а) (Чис 34.23) — сын (потомок) Ефода, представитель колена Манассиина среди участников раздела земли; б) (1Пар 7.39) — аналог. Арах,а.
Ханох — а) (Быт 25.4; 1Пар 1.33) — аналог. Авида; б) (Быт 46.9; Исх 6.14; Чис 26.5; 1Пар 5.3) — аналог. Фаллу.
Ханун (избранный) — а) (Неем 3.13) — некто, чинивший ворота Долины и часть стены (очевидно, имеется в виду группа, семья, род) (см. след.); б) (Неем 3.30) — шестой сын (потомок) Цалафа, чинивший стену Иерусалима на втором участке (возможно, предыдущий).
Харада (страх, ужас) (Чис 33.24,25) — аналог. Алуш.
Харан (путь, дело) — а) (4Ц 19.12; Ис 37.12; Иез 27.23) — см. Харран; б) (1Пар 2.46) — аналог. Газез,а.
Харашима (мастер, ремесленник) (Неем 11.35) — в оригинале: «в долине ремесленников». Это же слово в оригинале стоит и в 1Пар 4.14 (переведено «плотников»). Означает, по-видимому, местность между Лодом и Оно, где жили мастеровые. Возможно, связано с филистимским владычеством в деле изготовления и ремонта металлических изделий (1Ц 13.19-20). (См. долины, имя).
Харгаия (Неем 3.8) — отец (предок) Уззиила.
Харим (преданный) — а) (1Пар 24.8; Езд 2.39; 10.21; Неем 7.42; 10.5; 12.15) — см. Рехум,д; б) (Езд 2.32; 10.31; Неем 3.11; 7.35; 10.27) — один из родоначальников народа израильского, вернувшегося из плена с Зоровавелем, среди потомков которого были имевшие жён иноплемёнок, один из чинивших стену Иерусалима, и один из приложивших печать под договором на верность Богу (не сам, конечно, но представители его рода).
Харифиянин (1Пар 12.5) — Сафатия (см. Сафатия,б), по-видимому, потомок некоего Харифа из колена Вениаминова.
Харми (виноградарь) — а) (Быт 46.9; Исх 6.14; Чис 26.6; 1Пар 5.3) — аналог. Фаллу; б) (1Пар 2.7; 4.1) — см. Зимри,б.
Хармий (виноградарь) (Нав 7.1,18) — см. Зимри,б.
Харод (страх, опасение) (Суд 7.1) — обильный источник восточнее Изрееля, ныне Айн-Джалуд (ср. 1Ц 29.1).
Хародитянин (2Ц 23.25) — Шамма и Елика, два из главных воинов Давида, по-видимому, из селения у источника Харод. В параллельном месте (1Пар 11.27) Шамма назван Гародитянин, Елика — отсутствует.
Харошеф-Гоим (Суд 4.2,13,16) — город на северном берегу Киссона у подножия Кармила (ныне селение Эль-Харисие).
Харран (путь, дело) (Быт 11.31,32; 12.4,5; 27.43; 28.10; 29.4; Деян 7.2,4) — город в северной части Месопотамии между реками Тигр и Евфрат, в котором жили некоторое время Фарра с Аврамом и Лотом, а позже — Лаван со своим семейством (в Быт 24.10 назван город Нахора, а в 4Ц 19.12; Ис 37.12; Иез 27.23 — Харан).
Харумаф (Неем 3.10) — отец (предок) Иедаии.
Харуц (4Ц 21.19) — отец (предок) Мешуллемефы, родом из Ятбы.
Хархас (4Ц 22.14) — хранитель одежд (?), предок пророчицы Олдамы (во 2Пар 34.22 назван Хасра).
Харшиф (черепок) (Иер 19.2) — другое название Навозных ворот, за которыми была свалка черепков.
Хасра (2Пар 34.22) — см. Хархас.
Хаттуш (избранный) — а) (1Пар 3.22) — аналог. Бариах; б) (Езд 8.2) — аналог. Евед,б (не может быть предыдущим, ибо отстоит от Зоровавеля на восемь поколений, а выход Ездры состоялся всего через 79 лет после выхода Зоровавеля) (cм. Арнан); в) (Неем 3.10) — сын (потомок) Хашавнии, чинивший стену Иерусалима; г) (Неем 10.4; 12.2) — аналог. Амария,е.
Хафаф (страх, ужас) (1Пар 4.13) — сын (потомок) Гофониила.
Хахмоний (мудрый) (1Пар 27.32) — см. Ахамань.
Хацар-Шуал (посёлок лис) (Нав 15.28; 19.3; Неем 11.27) — аналог. Ацем (в 1Пар 4.28 записано Хацаршуал).
Хаци (1Пар 2.52) — см. Галменюхот, Манахаф,а.
Хашавия (Иегова оценивает) — а) (1Пар 6.45) — аналог. Авдий,б; б) (1Пар 9.14; Неем 11.15) — аналог. Азрикам,в; в) (1Пар 25.3,19) — левит, один из сыновей Идифуна, глава двенадцатой чреды певцов; г) (1Пар 26.30) — аналог. Амария,в (см. след.); д) (1Пар 27.17) — левит, сын (потомок) Кемуила, старший над левитами при Давиде (возможно, предыдущий) (см. след.); е) (2Пар 35.9) — аналог. Иеиел,ж (возможно, предыдущий, точнее — представитель его рода); ж) (Езд 8.19,24) — левит (глава семьи), вышедший из плена с Ездрою (см. след.) (см. след.); з) (Неем 3.17) — левит (глава рода, семьи), чинивший стену Иерусалима (возможно, предыдущий) (см. след. и пункт «м» ниже); и) (Неем 10.11) — аналог. Венинуй (возможно, предыдущий); к) (Неем 11.22) — аналог. Ваний,и; л) (Неем 12.21) — аналог. Адна,в; м) (Неем 12.24) — один из глав левитов (возможно, упомянутый выше в пункте «ж» или «з»).
Хашавна (Неем 10.25) — аналог. Азур,а.
Хашмона (место плодородия) (Чис 33.29,30) — аналог. Алуш.
Хашув (задумчивый) (1Пар 9.14) — аналог. Азрикам,в (в Неем 11.15 назван Хашшув).
Хашум (богатый) (Езд 2.19; 10.33; Неем 7.22; 8.4; 10.18) — один из родоначальников народа израильского, вернувшегося из плена с Зоровавелем (числа народа различаются на 105), среди потомков которого были имевшие жён иноплемёнок, и один из стоявших рядом с Ездрою во время чтения закона, а также один из приложивших печать под договором на верность Богу (не сам, конечно, но представители его рода).
Хашшув (задумчивый) — а) (Неем 3.11) — сын (потомок) Пахаф-Моава, чинивший стену Иерусалима и Печную башню (см. след.); б) (Неем 3.23) — другой Израильтянин, чинивший стену Иерусалима (см. след.); в) (Неем 10.23) — аналог. Азур,а (возможно, все три есть одно и то же лицо); г) (Неем 11.15) — см. Хашув.
Хевер (союз) — а) (Быт 46.17; Чис 26.45; 1Пар 7.31,32) — аналог. Малхиил; б) (Суд 4.11,17,21; 5.24) — один из Кенеян (см.); в) (1Пар 4.18) — один из сыновей (потомков) Мереда из колена Иудина, основатель или начальник Сохо; г) (1Пар 8.17) — аналог. Зевадия,б.
Хеврон (соединение) — а) (Исх 6.18; Чис 3.19,27; 26.58; 1Пар 6.2,18; 15.9; 23.12,19; 24.23; 26.23,30,31) — аналог. Ицгар; б) (1Пар 2.42,43) — сын Мареши (см.) из потомков Халева (текст в оригинале не ясен); в) главный город в центральной, гористой части Иудеи, один из древнейших городов земли (Чис 13.23), известный вначале как Кириаф-Арбы (Быт 23.2) (см.). Рядом с этим городом жили Авраам, Исаак, Иаков и там же они были погребены (Быт 25.9-10; 35.27-29; 49.29-31; 50.13). Этот город, по-видимому, часто давал пристанище Давиду во время его скитаний (1Ц 30.31). Происхождение и время появления названия «Хеврон» не известно. Этот город был Дан в наследие Халеву (Нав 14.14), потом он стал городом убежища (Нав 20.7) и священническим городом (Нав 21.11). В нём Давид царствовал первые семь с половиной лет (2Ц 2.1-3; 5.5), и здесь же Авессалом составил свой заговор против отца (2Ц 15.9-13). (См. Мамре, Махпела).
Хевронская долина (Быт 37.14) — возможно, так названа вся местность вокруг Хеврона, известная своим плодородием (ср. Есхол). (См. долины).
Хезлон (видение) (3Ц 15.18) — один из предков царя сирийского Венадада.
Хезир — а) (1Пар 24.15) — священник из рода Ифамара, глава семнадцатой чреды; б) (Неем 10.20) — аналог. Азур,а.
Хела (ржавчина) (1Пар 4.5,7) — одна из жён Ахшура.
Хелбон (плодородный) (Иез 27.18) — местечко севернее Дамаска (ныне Халбун), до сих пор известное своим виноградом.
Хелдай (долговечный, прочный) — а) (1Пар 27.15) — Нетофафянин, один из начальников и управителей Давида, один из его главных воинов (во 2Ц 23.29 назван Хелев, а в 1Пар 11.30 — Хелед) (см. Нетофатитянин); б) (Зах 6.10) — аналог. Иедай (в ст. 14 назван Хелем).
Хелед (1Пар 11.30) — сын (потомок) Вааны, Хетофафянин (см. Хелдай,а).
Хелеф (Нав 19.33) — один из пограничных городов удела Неффалимова (положение не известно).
Хелефеи (2Ц 8.18; 15.18; 20.7,23; 3Ц 1.38,44; 1Пар 18.17) — как и Фелефеи (см.), одно из племён Филистимлян (то же слово в 1Ц 30.14 переведено Керети, см).
Хелец — а) (1Пар 2.39) — аналог. Азария,д; б) (1Пар 27.10) — см. Палтитянин.
Хелкаф (удел) (Нав 19.25; 21.31) — один из пограничных городов удела Асирова, отданный левитам (в 1Пар 6.75 назван Хукок).
Хелкаф-Хаццурим (поле острых ножей) (2Ц 2.16) — место под Гаваоном.
Хелкия (мой удел есть Иегова) — а) (4Ц 18.18,37; Ис 22.20; 36.3,22) — отец (предок) Елиакима (см. Елиаким,а); б) (4Ц 22.4,8,10,12,14; 23.4; 1Пар 6.13; 9.11; 2Пар 34.9,14,15,20,22; Езд 7.1; Неем 11.11) — аналог. Авдон,д и Авиуд,б, первосвященник при Иосии; в) (1Пар 6.45) — аналог. Авдий,б; г) (1Пар 26.11) — аналог. Захария,и; д) (Неем 8.4) — аналог. Захария,щ (см. след.); е) (Неем 12.7,21) — аналог. Аммок (возможно, предыдущий); ж) (Неем 12.15) — аналог. Адна,в; з) (Иер 1.1) — священник, отец (предок) пророка Иеремии; и) (Иер 29.3) — отец (предок) Гемарии (см. Гемария,а).
Хелув (клетка) — а) (1Пар 4.11) — некий потомок Иуды, предок жителей Рехи; б) (1Пар 27.26) — отец (предок) Езрия.
Хен (милостивый, благодатный) (Зах 6.14) — см. Иосия,в. Это слово является характеристикой Иосии, но переведено как имя собственное (см. имя).
Хенаана (ж. род от Ханаан) — а) (3Ц 22.11; 2Пар 18.10) — отец (предок) лжепророка Седекии; б) (1Пар 7.10) — аналог. Ахишахар.
Хенадад (Езд 3.9; Неем 3.18,24; 10.9) — левит, глава рода.
Хенания (Иегова твёрд) — а) (1Пар 15.22,27) — левит, начальник музыкантов и певцов, участник перенесения ковчега в Иерусалим; б) (1Пар 26.19) — левит из рода Ицгара, начальник внешнего служения при царе.
Херес (Солнце) — а) (Суд 1.35) — гора (местность, город) на границе удела Данова (возможно, то же, что Вефсамис,а, ср. Нав 19.41); б) (Суд 8.13) — местность на восток от Иордана.
Херец (2Ц 23.26; 1Пар 11.27) — см. Палтитянин.
херувим (мн. число от евр. «керуб», точное значение не известно) — обозначение и изображение духовной силы, символизирующей постоянное служение и пребывание в присутствии Божием. Херувим был поставлен у входа в рай (на пути к дереву жизни) (Быт 3.24) и над херувимами ковчега Моисею являлся Господь (Исх 25.22; Чис 7.89). Изображения херувимов были на завесах скинии и храма и внутри Святого-святых. Их видел и пророк Иезекииль в своих видениях (в виде животных). Не сказано, с каким лицом было изображение херувима на крышке ковчега, но из сравнения Иез 1.10; 10.14 и 41.19 можно заключить, что его лицом может быть и лицо человека, и тельца (быка), и льва. Херувимы всегда изображались с крыльями. Крылатые быки были и у Ассириян, а крылатые львы — у вавилонян. Различные крылатые изображения были и на священных ковчегах Египтян, но в этих ковчегах находились кошки, змеи и т.п. «божества». В ковчеге же Евреев было только десятисловие Божие (закон), и Сам Господь невидимо являлся над ковчегом. (См. власть, животные, ковчег,в).
Хет (Быт 10.15; 23.3,5,7,10,16,18,20; 25.10; 1Пар 1.13) — один из сыновей (потомков) Ханаана, родоначальник Хеттеев (сынов Хетовых) (см.).
Хетофафянин (1Пар 11.30) — см. Нетофатитянин.
Хеттеи — один из народов древней Палестины (см.), потомки Хета и наследники древней империи хеттитов в центре нынешней Малой Азии, народ, который Израильтяне не смогли окончательно изгнать (Нав 3.10; Суд 3.5). Остатки их жили в районе Хеврона, а также, по-видимому, по соседству с Израилем как самостоятельное царство (3Ц 10.29; 4Ц 7.6). Хеттеи были среди воинов Давида (Ахимелех — 1Ц 26.6; Урия — 2Ц 11.3), а Хеттеянки были среди жён Соломона (3Ц 11.1). За смешение Израильтян с местными народами, пророк Иезекииль называет их происходящими от Аморреев и Хеттеев (Иез 16.3,45).
Хеттеянин (1Ц 26.6; 2Ц 11.3; 23.39) — Ахимелех (см. Ахимелех,б), Урия (см. Урия,б) и Беэр (см. Беэр,а).
Хеттура (благоухание) (Быт 25.1,4; 1Пар 1.32,33) — вторая жена Авраама (но скорее одна из его наложниц, ср. Быт 25.6), от которой родилось несколько сыновей, глав арабских племён.
Хефер (а — доля, часть; ост. — яма, ров) — а) (Чис 26.32,33; 27.1; Нав 17.2,3) — аналог. Асриил,а; б) (Нав 12.17; 3Ц 4.10) — город или область, по-видимому, в западной части удела Иудина; в) (1Пар 4.6) — аналог. Ахашфари; г) (1Пар 11.36) — из Махеры, один из главных воинов Давида (во 2Ц 23.34 не упомянут).
Хефциба (моя радость в ней) (4Ц 21.1) — мать Манассии.
Хецрай (огражденный) (2Ц 23.35) — Кармилитянин, один из главных воинов Давида (в 1Пар 11.37 назван Хецрой).
Хецрой (1Пар 11.37) — см. Хецрай.
Хецрон — а) (Быт 46.9; Исх 6.14; Чис 26.6; 1Пар 5.3) — аналог. Фаллу; б) (Нав 15.3) — один из городов (районов) на южной границе удела Иудина (возможно, это же место в ст. 23 названо Асор); в) (Нав 15.25) — см. Гацор,а.
Хиддекель (Быт 2.14) — еврейское название реки Тигр.
Хилен (1Пар 6.58) — священнический город в южной, гористой части удела Иудина (в Нав 15.51; 21.15 назван Холон).
Хилеон (растрачивающий) (Руф 1.2,5; 4.9) — один из сыновей Елимелеха и Ноемини, муж Орфы (см. Руф 4.10).
Хилмад (Иез 27.23) — неизвестный город или земля. Возможно также, это слово нужно читать как два слова и тогда оно означает: «вся Мада» (?).
Хим (Иов 9.9; 38.31) — еврейское название созвездия Плеяды, состоящего из очень большого числа звёзд. То же слово в Ам 5.8 переведено «семизвездие».
Химам (Иер 41.17) — в оригинале это слово одинаково с именем Кимгам (см.), поэтому можно предположить, что оно есть название села, которое раньше принадлежало ему.
Хиннароф (арфа) (Нав 11.2) — см. Галилейское море.
Хиннереф (флейта) (Нав 19.35) — один из укреплённых городов удела Неффалимова на берегу Галилейского моря. (См. Геннисаретская земля, Киннероф).
Хиннерефское море (Нав 12.3; 13.27) — см. Галилейское море.
Хиос (Деян 20.15) — остров у побережья Малой Азии против Смирны (ныне остров Скио).
Хира (знатность) (Быт 38.1,12) — Одолламитянин, друг Иуды.
Хирам (брат знатного) — а) (2Ц 5.11; 3Ц 5.1,2,7,8,10-12,18; 9.11,12,14,27; 10.11,22; 1Пар 14.1; 2Пар 2.3,11,12; 8.2,18; 9.10,21) — царь Тира, современник Давида и Соломона, царствовавший, по-видимому, не менее 50 лет (ср. 2Ц 5.11 и 3Ц 9.10-12) (однако, этим же именем мог называться и его преемник, ср. 3Ц 10.11,22; И. Флавий говорит о 34 годах его царствования); б) (3Ц 7.13,40,45; 2Пар 4.11) — художник и искусный мастер по литью из Тира, сын женщины из колена Неффалимова (Данова), присланный в Иерусалим Хирамом-царём (во 2Пар 2.13; 4.16 назван Хирам-Авий).
хитон (Исх 28.4,39,40; 29.5,8; 40.14; Лев 8.7,13; 10.5; 16.4; Иов 30.18; Песн 5.3; Ин 19.23) — одежда в виде длинной рубашки (древняя туника), но не самая нижняя одежда (см. Исх 28.42; Лев 16.4), которую носили и мужчины и женщины. Стяжной хитон — означает тканый с украшениями — полосами, квадратами, с определённой «выработкой», то есть не прямой, не гладкий.
хлебное приношение — одна из жертв Господу, приносимая как отдельно, так и с другими жертвами (Лев 2; 5.11; Чис 5.15,25; 28). Хлебное приношение являлось великой святыней и принадлежало священнику (Лев 2.10; 6.17-18; 7.9-10). Оно не должно было приноситься с закваской или мёдом, но всегда с солью и, в большинстве случаев, с ливаном и елеем. Хлебное приношение как отдельное добровольное приношение не ограничивалось количественно, но во всех остальных случаях устанавливалась точная его мера: 1/10 ефы (2,4 л) пшеничной муки и 1/4 гина (1 л) елея — на каждого агнца (Чис 15.4); 2/10 ефы (4,8 л) муки и 1/3 гина (1,3 л) елея — на овна (Чис 15.6) и 3/10 ефы (7,2 л) муки и 1/2 гина (2 л) елея — на тельца (Чис 15.9). О новом хлебном приношении — см. Пятидесятница. (См. жертвоприношение, хлебы предложения).
хлебодар (Быт 40.1,2,5,16,20,22; 41.10) — слово русского монастырского лексикона, означающее: раздаватель хлеба братии. В оригинале — главный пекарь.
хлебы предложения (Исх 25.30; 35.13; 39.36; 40.23; Лев 24.5; Чис 4.7; 1Ц 21.6; 3Ц 7.48; 1Пар 9.32; 23.29; 28.16; 2Пар 2.4; 4.19; 13.11; 29.18; Мф 12.4; Мк 2.26; Лк 6.4) — в еврейском тексте: хлебы лица или присутствия Божия. Каждый из хлебов предложения выпекался из 2/10 ефы (4,8 л) (в оригинале не ясно) чистой пшеничной муки, непременно пресным. Двенадцать таких хлебов каждую субботу укладывались в два ряда (возможно, в две стопки) на столе (1 м х 0,5 м), установленном пред завесой на северной стороне (в храме было десять таких столов — 2Пар 4.8). Хлебы эти принадлежали священникам и были великой святыней (Лев 24.9).
Хлоя (побеги травы) (1Кор 1.11) — судя по имени — женщина, очевидно, жительница Коринфа, с домом которой ап. Павел имел связь.
Хова (Быт 14.15) — город (местность) на север от Дамаска.
Ховав (возлюбленный) (Чис 10.29; Суд 4.11) — брат жены Моисея, Мадианитянин (потомки которого названы Кенеянами, см.). В оригинале в Суд 4.11 он назван тестем Моисея.
Ховар (Иез 1.1,3; 3.15,23; 10.15,20) — как полагают, один из каналов, прорытых от реки Евфрат в районе Вавилона. На этой «реке», по-видимому, было одно из молитвенных мест Евреев (см. река).
Ходеша (новолуние) (1Пар 8.9) — одна из жён Шегараима из колена Вениаминова.
Хозай (2Пар 33.19) — в некоторых манускриптах стоит: «прозорливцев» (по-гречески «хозаи»). (См. имя).
холм — как и слово «гора» в образных выражениях часто обозначает нечто выдающееся (Ис 10.32; 40.4; 41.15). На холмах строились города, устраивались капища (Ис 65.7; Иер 2.20; Иез 20.28; Ос 4.13) и поэтому многие из них имеют названия (см., например, Амма, Гарив, Гахила, Море). Поскольку «холм» по-еврейски «гива», некоторые места в большинстве других переводов обозначены следующим образом:
хомер (груда) (Лев 27.16; Ис 5.10; Иез 45.11,13,14; Ос 3.2) — см. кор.
хомет (Лев 11.30) — значение слова не известно (в других переводах стоит: песчаная ящерица, мелкая ящерица, улитка).
Хонания (Иегова укрепляет) — а) (2Пар 31.12,13) — левит, главный над кладовыми при храме во время правления Езекии; б) (2Пар 35.9) — аналог. Иеиел,ж.
Хор-Агидгад (Чис 33.32,33) — см. Гудгод.
Хоразин (Мф 11.21; Лк 10.13) — город в Галилее севернее Капернаума (возможно, это нынешние развалины Керазе). По-видимому, город погиб при землетрясении в 400 г.
Хораф (щель, пролом) (3Ц 17.3,5) — один из восточных притоков Иордана в среднем его течении (севернее Иавока).
Хорий (обитатель пещер) (Чис 13.6) — отец (предок) Сафата.
Хорив (пустынный) (Исх 3.1; 17.6; 33.6; Вт 1.2,6; 4.10,15; 5.2; 9.8; 18.16; 29.1; 3Ц 8.9; 19.8; 2Пар 5.10; Пс 105.19; Мал 4.4) — то же, что Синай (см.). Некоторые полагают, что Хорив — это соседняя с Синаем вершина, другие, что это название и характеристика всей местности.
Хорма (разрушение, опустошение) (Чис 14.45; 21.3; Вт 1.44; Нав 12.14; 15.30; 19.4; Суд 1.17; 1Ц 30.30; 1Пар 4.30) — аналог. Ацем и Атах (в оригинале это слово не имеет значения «заклятие», см. сноску к Чис 21.3).
Хоронит (Неем 2.10,19; 13.28) — см. Санаваллат.
Хорошие Пристани (Деян 27.8) — бухта и гавань на южном побережье острова Крит.
Хорреи (пещерные) (Быт 14.6; 36.21,29,30; Вт 2.12,22) — древние обитатели горной страны Сеир (см. Сеир,а), которых изгнали Идумеи, но, по-видимому, не полностью, ибо их старейшины упоминаются среди жителей земли Сеир (Быт 36.30).
Хоса (беглец) (1Пар 16.38; 26.10,11,16) — см. Иеиел,б.
Хофам (перстень с печатью) — а) (1Пар 7.32) — аналог. Иафлет,б; б) (1Пар 11.44) — см. Ароерянин.
храм — центральное и единственное место поклонения израильского народа своему Богу, дом имени Господа (3Ц 5.5), построенный по завещанию и чертежам Давида его сыном Соломоном в Иерусалиме на горе Мориа (2Пар 3.1), затем возобновлённый Зоровавелем и перестроенный Иродом (см. ниже). Храм заменил скинию (см.), когда израильский народ после сорокалетнего хождения по пустыням обосновался на Ханаанской земле.
Храмом в Священном Писании называется и скиния, явившаяся его прообразом (1Ц 1.9; 3.3; Пс 5.8; 26.4; 137.2), а также дела и сами тела отдельных верующих (1Кор 3.16-17; 6.19), и Сам Господь Бог, и Агнец Его (От 21.22; в этом же смысле нужно понимать и другие упоминания храма в книге Откровение).
В отношении Иерусалимского храма этим словом называется как только одна средняя часть здания (3Ц 6.5,17,22; 2Пар 3.13) и всё здание целиком (3Ц 6.10 и др.), так и весь комплекс построек вместе со всеми дворами и портиками. Ибо, когда говорится, что Господь учил в храме (Лк 19.45,47), то имеются в виду только дворы (возможно, только внешний), ибо, не будучи из колена Левиина и священником, Спаситель определённо не входил во внутренний двор и в само здание храма (также см. Лк 2.27,37; 18.10; Деян 3.1; 5.20,25; 21.26-30; 22.17; 24.18; 26.21). В связи с этим следует заметить, что все изображения храма, похожие на православные церкви или католические соборы, в которых стоят молящиеся, совершенно неверны, даже нелепы, ибо внутрь здания (очень небольшого по размерам и тёмного — см. ниже) никто кроме священников не имел права входить. Все молились на одном из внешних дворов.
Храм во многих местах называется также домом Божиим и домом Господним.
1. Храм Соломона.
Первый храм, построенный в Иерусалиме, был очень красив и богат. На земле не было другого такого прекрасного сооружения. Он был по сравнению с другими местами поклонения различным божествам, как Солнце по сравнению с мелкими звёздами. Глядя на второй храм во время его сооружения, старики, видевшие первый храм, плакали (Езд 3.12).
На храм было израсходовано (по 1Пар 22.14; 29.4,7): 3888,03 т золота, 36612 т серебра, много больше 648 т меди и более 3600 т железа (см. 3Ц 7.47; 1Пар 22.14; железо). Цена только этих материалов (не считая драгоценных камней — см. 1Пар 29.1,8, и др. материалов) и по древним и по современным оценкам неслыханно велика. Для сравнения можем напомнить, что плата солдата и подённого рабочего в 1 в. равнялась примерно 1 кг. серебра в год (см. деньги). (См. Соломон).
Конструктивные детали первого храма (центрального здания) описаны в 3Ц 6; 7.15-51; 2Пар 3.1 — 5.1. Он был длиною 35 м шириною 10 м и состоял из трёх частей: притвора — глубиной 5 м, средней части — глубиной 20 м и дальней части (Святого-святых, давира) — глубиной и высотой 10 м. Высота средней части была равна 15 м. Такой же высоты, по-видимому, был и притвор (по 2Пар 3.4 — 60 м).
Высота двух медных колонн, поддерживавших верхнюю часть притвора, была равна 9 м (3Ц 7.15; 4Ц 25.17; Иер 52.21) или 17,5 м (2Пар 3.15, но, может быть, здесь указана длина двух колонн). Если последняя цифра точнее предыдущей, то притвор был выше средней части здания храма и общий вид его был ступенчатый. Диаметр колонн равнялся двум метрам.
С трёх сторон храм охватывала пристройка в три этажа общей высотой 7,5 м. Слева от входа в храм (с южной стороны) на второй этаж этой пристройки вела круглая лестница.
Каменные стены храма внутри и снаружи были выложены досками (3Ц 6.9,15).
На верху средней части были сделаны несквозные (декоративные) окна (3Ц 6.4).
Храм внутри освещался только собственными светильниками. Через входную дверь в него могли проникать только лучи восходящего Солнца. Давир за завесой как и в скинии был всегда тёмным.
Перед Святым-святых (самым дальним отделением) был установлен постоянный курильный жертвенник (3Ц 6.22). Все поверхности стен, потолка и пола храма были сплошь выложены золотом. Также был выложен золотом и притвор (и его верхняя часть — «горницы») (2Пар 3.4,9). Толщина этого покрытия в давире была 0,2 мм (2,9 г золота на кв. см.) (2Пар 3.8). Храм внутри и снаружи украшали резные изображения (3Ц 6.29) и драгоценные камни (2Пар 3.6).
Непосредственно к храму прилегал «священнический двор», а вокруг него был «большой двор» (2Пар 4.9), который был обнесён стеной. Внутренний двор, по-видимому, не был обнесён стеной, но был выше внешнего (3Ц 6.36; Иер 36.10).
В Библии упоминаются следующие ворота (см.) в ограде храма или в сопряжённых с ним городских стенах, положение которых в большинстве случаев теперь определить невозможно:
храмина (Иов 4.19; 2Пет 2.13,14) — унизит. от «хоромы», то есть бедное жилище, земное тело человека.
хранилища (греч. — филактерион) — в Мф 23.5 означает две кожаные коробочки, в которые вкладывались записанные на листочках (полосках) писчего материала следующие места Священного Писания: Исх 13.1-10; 13.11-16; Вт 6.4-9; 11.13-21. Эти коробочки на основании Исх 13.9; Вт 6.8; 11.18 фарисеи навязывали на лоб и на левую руку ниже локтя (чтобы при молитве коробочка на руке прижималась к сердцу). Коробочки крепились ремнями. Длина ремней должна была быть достаточной, чтобы головной ремень свешивался на грудь, а ручной — мог быть обмотан семь раз вокруг руки, семь раз вокруг среднего пальца и ещё немного свешиваться. Всё это должно было быть чёрного цвета и сделано Евреем. Хранилища фарисеи надевали при молитве, а особо ревностные носили весь день.
хризолиф (Исх 39.13; От 21.20) — хризолит, драгоценный камень зелёного (с жёлтым) цвета, родственный оливину, топазу и хризобериллу. Является одним из камней наперсника и одним из оснований нового Иерусалима (в других переводах — берилл) (в Исх 28.20 назван хрисолит). Это же слово в Песн 5.14; Иез 1.16; 10.9; 28.13; Дан 10.6 переведено как «топаз». (См. драгоценные камни).
хрисопрас (От 21.20) — хризопраз, одна из разновидностей халцедона, камень, родственный агату и ониксу. Является десятым основанием нового Иерусалима. (См. драгоценные камни).
Христиане (Деян 11.26; 26.28; 1Пет 4.16) — ученики и последователи Христа, все верующие в Него и уповающие исключительно на Него, исповедующие Его имя и несущие на себе поругание и отвержение Его миром. Как видно из приведённых мест, название это было дано впервые около 43 г. верующим в Антиохии, Евреям и язычникам, отделившимся от своих народов, и было, очевидно, презрительной их кличкой.
христианство — это новая религия Римской империи, которая возникла в результате «признания» императором Константином в начале 4 в. веры первых Христиан в качестве догмы, и возведённая при следующем императоре Феодосии в ранг официальной государственной религии, принадлежность к которой стала обязательной для всех граждан. Признано было христианство исключительно за его «практичность», ибо Константину было «видение» в виде креста и он победил в решающей битве, водрузив над собой «христианское» знамя (видимо, с этим крестом). Как всякое другое наследие Римской империи, новая религия стала и остаётся поныне одним из столпов всего цивилизованного мира. Как всё в Римской империи, каноны и установления этой новой религии не подлежат сомнению и не пересматриваются, каждое слово Библии считается незыблемым и неизменным, хотя в ней имеется масса серьёзных ошибок и неточностей. Такое христианство даже в его собственной среде называется «номинальным» и, конечно, оно не имеет ничего общего с истинным, то есть с принадлежностью Христу. Другими словами, оно есть чистое идолопоклонство, обрядовая официальная религия. Суеверием своих «обрядов» и «священнодействий», почитанием «заступников» и «заступниц», бездумной преданностью традиции и «матушке-церкви», по богатству зданий и одежд верховных служителей христианство превосходит все другие религии. Выражение «христианский» широко употребляется в таких понятиях, как «христианский мир»(!), «христианские страны», «христианские науки», «христианские партии» и т.п. Христианство (членство в нём) постоянно преподносится как средство исцеления недугов, исправления характера, улучшения морали и пр., и пр. Специальные миссионеры с хорошо разработанной наукой «обращения душ» устремляются в хорошо организованных и хорошо оплачиваемых экспедициях во все дальние страны и уголки планеты, агитируя, уговаривая, раздавая подарки и Библии. Такое христианство и слышать не хочет об отделённости от мира, напротив, оно добивается признания и одобрения в мире, участия во всех его делах, считая себя единственно истинной религией, хотя является единственной, разделённой более, чем на 200 различных направлений, конфессий, деноминаций, сект. «Не любите мира, ни того, что в мире» (Ин 2.15) — говорит Христос, но что им до Него? У них есть своё «великое дело»! Христианство в своей практической деятельности оперирует тщательно подобранным набором цитат из Библии, постоянно повторяя, например, Ин 3.16 (конечно, извращая смысл) и никогда Иак 4.4. Оно легко пополняется всеми желающими «придти к Богу по зову сердца», оно предоставляет хорошо оплачиваемую работу своим специалистам, оно строится и управляется людьми, как любая другая организация в мире. Оно активно вовлечено во все мирские дела, тесно и добровольно координирует свои действия с мирскими организациями, вводя всех в заблуждение видимостью своего благочестия (Мф 23.28; 2Тим 3.5). Только совершенно слепые люди не видят фальши этого так называемого «христианства», но их, как и говорит Священное Писание, в мире подавляющее большинство (Мф 7.13). Словом, это религия мужественных и гордых Римлян, которые сами избрали для своей религии Христа, совершенно игнорируя тот факт, что избирает на самом деле Он! (См. Библия, воля человеческая, Евангелие, миссионерство, Павел Апостол, Писание, плен, религия, Рим, Церковь, церковь, человек, язычники).
Христос, Иисус — Сын Божий, Господь и Бог, Спаситель и Искупитель душ избранных Своих по вечной любви и изволению Божию, о Котором повествует всё Священное Писание (Ин 5.39). Слово Христос греческого происхождения и означает в переводе — Помазанник (по-еврейски Мессия, см.). Именно это слово в оригинале стоит в Дан 9.25-26. Хотя словом «помазанник» (мессия, христос) раньше назывались еврейские цари, первосвященники и пророки, после явления миру Иисуса Христа, вечного Царя, единственного Первосвященника и Пророка, это название сделалось исключительно и навсегда Его именем, самым дорогим именем для всех верующих (Деян 4.12). Достоверных сведений о точных датах рождения, служения, смерти и воскресения Христа нет и о них можно говорить лишь приблизительно. В Лк 2.42 сказано, что Иисусу было 12 лет, когда Он приходил с родителями в Иерусалим и в Лк 3.23 сказано, что Ему было около 30 лет, когда Он вышел на служение. Однако эти даты не привязаны ни к каким другим событиям. Косвенно год рождения Иисуса Христа можно представить из того факта, что царь Ирод, приказавший избить всех младенцев в возрасте до двух лет, сам умер в 3 или 4 году до РХ. С другой стороны, достоверно известно, что Пилат служил в Иерусалиме с 26 до 36 года по РХ. Таким образом, остаётся предположить, что Иисус Христос родился около 4 года до РХ и в 26 году по РХ Ему было как раз 30 лет (см. Иоанн,а). Служил Он около трёх лет (в Ин 2.13, 6.4 и 13.1 говорится о трёх Пасхах за период Его служения), следовательно, Он умер и воскрес в 29 году по РХ. Можно предположить и более раздвинутые даты, например, 10-й год до РХ и 30-й год по РХ, если иметь в виду Ин 8.57, но это выглядит намного произвольнее, чем в первом случае.
Хуб (Иез 30.5) — еврейское слово, означающее Ливия. На втором месте в данном стихе в оригинале стоит Фут.
Хуза (Лк 8.3) — некий царедворец Ирода.
Хуккок (вытесанный) (Нав 19.34) — один из пограничных городов удела Неффалимова (положение не известно).
Хул (круг) (Быт 10.23; 1Пар 1.17) — один из сыновей (потомков) Арама (Сима), родоначальник одного из племён, живших в Сирии.
хула — высказанное поношение, злословие имени Бога, которое по закону должно было караться смертью (Лев 24.11.16; Иов 2.9). Возможно, также, что хулой является и не высказанное, но осуществляемое в мыслях или в поступках оскорбление Духа Святого (ср. Еф 4.30; Евр 10.29). Никакая хула Духа Святого прощена не будет (Мк 3.28-29; 1Ин 5.16; Евр 10.26). (См. богохульство).
Хупим (1Пар 7.12,15) — аналог. Ард (в Быт 46.21 назван Хуппим, в Чис 26.39 — Хуфам, а в 1Пар 8.5 — Хурам).
Хур (белизна, чистота) — а) (Чис 31.8; Нав 13.21) — аналог. Евий; б) (1Пар 2.19,20,50; 4.1,4) — см. Ор,а; в) (Неем 3.9) — отец (предок) Рефаии.
Хурай (1Пар 11.32) — см. Иддай.
Хусарсафем (вдвойне злой Хушай, то есть, Ефиоплянин) (Суд 3.8,10) — царь месопотамский.
Хусий (поспешный или Ефиоплянин) — а) (2Ц 15.32,37; 16.16-18; 17.5-8,14,15; 1Пар 27.33) — Архитянин (см.), друг Давида (возможно, он же назван Хушай в 3Ц 4.16); б) (2Ц 18.21-23,31-32) — один из воинов Давида (возможно, Ефиоплянин); в) (Соф 1.1) — отец пророка Софонии.
Хусия (поспешный или Ефиоплянин) (Иер 36.14) — один из предков Иегудия (возможно, Ефиоплянин).
Хуш — а) (Быт 10.6-8; 1Пар 1.8-10) — один из сыновей Хама и народ, населявший земли южнее Египта (Ефиопию) (В Ис 11.11 назван Хус) (cм. Ефиопия); б) (1Пар 4.4) — в оригинале «Хуша», город или местность, основателем или начальником которой был Езер.
Хушай — а) (3Ц 4.16) — см. Хусий,а; б) (покров) (1Пар 24.13) — в оригинале «Хуппа», священник из рода Елеазара, глава тринадцатой чреды.
Хушам (торопливый) (Быт 36.34,35; 1Пар 1.45,46) — аналог. Хамла.
Хушим — а) (Быт 46.23) — сын (потомок) Дана (в Чис 26.42,43 назван Шухам); б) (1Пар 7.12) — сын (потомок) Ахера.
Хушима (1Пар 8.8,11) — аналог. Баара.
Suite à l’inscription, vous pouvez vous abonner à un acheminement de textes de n’importe quel plan de lecture de la Bible. Nous avons à l’idée de mettre en œuvre, progressivement, des possibilités de paramétrage personnalisé ainsi que d’autres services pour des utilisateurs déjà inscrits. Nous vous conseillons donc de vous inscrire dès maintenant (gratuitement, bien sûr). | ||