Библия-Центр
РУ
Вся Библия
Синодальный перевод (ru)
Поделиться

Книга пророка Амоса, Глава 1

ПРОРОЧЕСТВО О СУДЕ НАД НАРОДАМИ> 1 Надписание и введение, 3 Пророчество о Дамаске, 6 Пророчество о Газе (Филистимлянах), 9 Пророчество о Тире (Финикии), 11 Пророчество о Едоме, 13 Пророчество о сынах Аммоновых
1 Слова Амоса, одного из пастухов Фекойских, которые он слышал в видении об Израиле во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского, за два года перед землетрясением. 2 И сказал он:
Господь возгремит с Сиона
  и даст глас Свой из Иерусалима,
и восплачут хижины пастухов,
  и иссохнет вершина Кармила.
Так говорит Господь:
за три преступления Дамаска
  и за четыре не пощажу его,
потому что они молотили Галаад
  железными молотилами.
И пошлю огонь на дом Азаила,
  и пожрет он чертоги Венадада.
И сокрушу затворы Дамаска,
  и истреблю жителей долины Авен
и держащего скипетр — из дома Еденова,
  и пойдет народ Арамейский в плен в Кир,
              говорит Господь.
Так говорит Господь:
за три преступления Газы
  и за четыре не пощажу ее,
потому что они вывели всех в плен,
  чтобы предать их Едому.
И пошлю огонь в стены Газы —
  и пожрет чертоги ее.
И истреблю жителей Азота
  и держащего скипетр в Аскалоне,
и обращу руку Мою на Екрон,
  и погибнет остаток Филистимлян,
              говорит Господь Бог.
Так говорит Господь:
за три преступления Тира
  и за четыре не пощажу его,
потому что они передали всех пленных Едому
  и не вспомнили братского союза.
10 
Пошлю огонь в стены Тира,
  и пожрет чертоги его.
11 
Так говорит Господь:
за три преступления Едома
  и за четыре не пощажу его,
потому что он преследовал брата своего мечом,
  подавил чувства родства,
свирепствовал постоянно во гневе своем
  и всегда сохранял ярость свою.
12 
И пошлю огонь на Феман,
  и пожрет чертоги Восора.
13 
Так говорит Господь:
за три преступления сынов Аммоновых
  и за четыре не пощажу их,
потому что они рассекали беременных в Галааде,
  чтобы расширить пределы свои.
14 
И запалю огонь в стенах Раввы,
  и пожрет чертоги ее,
среди крика в день брани,
  с вихрем в день бури.
15 
И пойдет царь их в плен,
  он и князья его вместе с ним,
              говорит Господь.
Комментарии:
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

1 В этих главах собраны сходные по структуре пророчества, произнесенные в разное время против семи народов. Господь справедлив и карает за всякую несправедливость, независимо от того, каким народом она совершена. В заключительных пророчествах против Иуды и Израиля возвещается, что кара- для избранного народа неожиданная - постигнет и его, наравне с другими, что будет высшим проявлением Божией справедливости.


1:1 "За два года пред землетрясением" - можно полагать, что землетрясение послужило поводом для составления книги, т.к. в нем увидели начало предреченных пророком бедствий. Археологические раскопки в Хасоре (Верхней Галилее) свидетельствуют, что в середине 8 в. до Р.Х. в этом месте действительно произошло землетрясение.


1:2 "Сион" - место обитания Славы Господней. Поэтому оттуда звучит грозный голос обличения. Несмотря на раскол, Иерусалим остается религиозным центром, объединяющим народ Божий.


1:3 "Три... и четыре" - может быть, поэтический образ, означающий 7 - число полноты (мера грехов исполнена), или идиома, указывающая на некое неопределенное число, большое или малое, в зависимости от контекста (ср Иер 36:23и цифровые притчи - Притч 30:15).


"Молотили Галаад..." - имеются в виду набеги сирийцев на Заиорданье. В пророчествах, обращенных к язычникам, утверждается, что и люди, не ведающие Закона, ответственны перед Богом. Их закон - это закон совести (Рим 2:14).


1:4 Азаил и его сын Венедад III - арамейские цари, непримиримые враги Израиля.


1:5 Согласно 4 Цар 16:9, это пророчество сбылось после похода Феглаффелласара в 733-732 гг: он взял Дамаск и переселил его жителей в Кир, который находился вероятно недалеко от Елама (ср Ис 22:6).


1:6-8 Слово против союза филистимских городов.


1:9 Речь идет, очевидно, о дружеских отношениях между Тиром и Израилем, возникших еще со времен Соломона (3 Цар 5 12 и 9 13, где Хирам Тирский называет Соломона своим "братом").


1:11 "Едом" - родственный, но враждебный Израилю народ. В ВЗ он становится впоследствии прообразом врагов Божиих.


1:12 "Феман" - поэтическое название Едома.


В пророческом движении Амос занимает особое место: он был первым, известным нам, пророком-писателем. Деятельность его совпадает со временем правления изр. царя Иеровоама (8 в.). Сведений о жизни Амоса сохранилось немного. Он не принадлежал к пророческим братствам («сынам пророческим»), а был простым пастухом в иудейском городке «Фекоя» (Текоя), расположенном вблизи иудейской пустыни. Неожиданно Амос услышал призыв Божий — идти в Северное израильское царство и возвестить близость Суда Божия. Когда он проповедовал в Вефиле у царского храма, незаконно воздвигнутого Иеровоамом I, местный священник Амасия изгнал его. После этого Амос уже не проповедовал публично, но стал записывать свои видения и пророчества. Стиль Амоса величественный и строгий, свидетельствующий о натуре суровой и цельной. Человек незнатного происхождения, Амос тем не менее обладал широким кругозором и хорошо знал священную письменность, историю и жизнь окружающих народов.

Книга пр. Амоса — первая в ВЗ, написанная целиком одним автором, имя которого дошло до нас. Она состоит из небольших пророческих речений, которые были сгруппированы без хронологической последовательности. Редактору принадлежит заглавие книги, а по мнению некоторых толкователей и эпилог (Amos 9:11-15). Книга распадается на три части: а) обличение народов (Amos 1-2); б) обличение Израиля (Amos 3-6); в) видения, биографический рассказ и эпилог (Amos 7-9).

Основные положения учения Амоса сводятся к следующим: а) он провозглашает строгий монотеизм и учит о Боге как Творце Вселенной — в этом он прямой продолжатель Моисеевой традиции; б) развивая учение Декалога, Амос рассматривает человечность и правду как главный вид служения Богу — обряды и жертвы не могут заменить добрых дел; в) пророк с большой страстностью обличает общественные язвы, видя в угнетении бедных оскорбление Бога; г) Амос рассматривает все народы как равные перед Богом, избранность же Израиля лишь увеличивает его ответственность; д) впервые появляется образ «Дня Ягве», т.е. близкого и страшного Суда Господня, и в то же время выражается надежда на спасение верных — «остатка Иосифова» (это выражение также впервые появляется в пророчествах — 515).

Амос оказал большое влияние на последующих пророков, особенно на Исайю и Михея. В НЗ слова его приводит первомученик Стефан в речи против законников (Actus 7:2-43 -. Amos 5:25-27).

Последняя книга евр канона пророков называется просто «Двенадцать», по-гречески Додекапрофетон, т.е. сборник книг двенадцати пророков, называемых «малыми» вследствие краткости, а не из-за меньшей ценности этих книг по сравнению с книгами «великих» пророков. Этот сборник существовал уже в эпоху мудрых Израиля (Сир 49:12). В евр Библии, а по ее примеру в Вульг и в слав. Библии, эти книги расположены в той исторической последовательности, которую им приписывает предание, тогда как в греч Библии порядок несколько иной.

Скрыть
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

1 В надписании указывается происхождение пророка и время его деятельности. Слова... которые он слышал в видении — с евр. точнее должно передать: которые он видел (chazah), т. е. видел духовными очами. В тексте слав., соответствуя LXX, начало надписания читается отлично от еврейского, именно: Словеса Амосова, яже быша в Кариафиариме от Фекуи, яже виде о Иерусалиме. Кирилл Александрийский вместо имени Кариафиарима читал Аккарим. Блаж. Феодорит объясняет греч. текст в том смысле, что, происходя из Фекои, Амос получил призвание к прор. служению в Кариафиариме. Но лучше согласиться в понимании ст. 1 с блаж. Иеронимом, который добавление греч. текста считает простой ошибкой.


2 В ст. 2-м указывается предмет пророчеств Амоса — возвещение суда над землею. По изображению пророка, на Сионе, где обитает Господь, как бы раздается гром, несущий всюду гибель. Желая обозначить степень бедствия, пророк говорит: и иссохнет вершина Кармила. Гора Кармил находилась на севере страны, на берегу Средиземного моря при устье Кисона (Нав 19:26; 3 Цар 18:19). Она была богата растительностью и хорошими пастбищами. Растительность покрывала Кармил даже и тогда, когда все засыхало вокруг. Возвещая, что иссохнет вершина Кармила, пророк желает указать на необычайность бедствия, а также дать мысль о том, что особенно пострадает от этого бедствия северная часть царства. Как бывший пастух, Амос отмечает скорбь пастухов при погибели пастбищ.


Из дальнейшего видно, что о громе и засухе пророк говорит в смысле не собственном.


3-5 Возвещение суда Божия над языческими народами пророк начинает с Сирии и Дамаска, главного города Сирии. Пророк возвещает истребление сириянам за их жестокость к жителям Галаада.


3  За три преступления Дамаска и за четыре: особенное выражение, которым указывается на множество преступлений Дамаска (ср. Иов 40:5; Притч 30:15,18,21,29).


Потому что они молотили Галаад железными молотилами. Галаад — заиорданская область десятиколенного царства, наиболее страдавшая от сирийских нашествий во время походов Азаила против Ииуя (4 Цар 10:32-33). Железное молотило, евр. charuzah, — колесо или вал, окованный железом, употреблявшийся для молотьбы хлеба. Слова пророка могут быть понимаемы и в буквальном смысле, как указание на применение известной жестокости на войне (ср. 2 Цар 12:31), и в общем смысле как образ сильного опустошения Галаада сирийцами. LXX евр. charuzah перевели словом πρίων, пила, и кроме того слово Галаад пояснили дополнением: ἐν γαστρὶ ἐχούσας, отсюда в слав.: понеже растроша пилами железными имущие в утробе, сущих в Галааде.


4 Азаил и Венадад имена сирийских царей (4 Цар 13:24), особенно заботившихся о красоте и славе Дамаска и известных своими отношениями к Израильскому царству (4 Цар 12-14 гл.). Называя имена царей, пророк собственно говорит о судьбе царства их. Пророк возвещает истребление огнем, без сомнения, в связи с опустошением страны врагами. Вместо имени Венадада в слав. чит.: сына Адерова; так же у LXX и в Сир. В ассирийских памятниках Венадад называется Bin-hidri.


5  И сокрушу затворы Дамаска: bericha — затворы ворот городских, слав.: вереи. Стоящие далее в ст. 5 географические названия понимают различно. Евр. bigath-aven (рус.: долины Авен; слав.: с поля Онова) некоторые комментаторы считают названием долины между Ливаном и Антиливаном — Келесирии (el Biga у арабов), и города на этой долине, впоследствии получившего название Гелиополиса или Баальбека. Предполагают, что город называется у пророка Авеном или Оном по аналогии с египетским Оном (ср. Быт 41:45,50; 46:20), как город культа солнца, каковой культ, по свидетельству Макробия (Sat. 1, 23) и Лукиана (De dea Syra 5), был перенесен из Египта в Келесирию. Другие комментаторы (Юнгеров, Гоонакер) евр. aven понимают в нариц. смысле нечестие; bigath-aven — долина нечестия. По мнению Гоонакера, Келесирия могла называться долиной нечестия потому, что при вход в нее, у подножия Ермона, существовал культ Ваал-Года.


Евр. Beth-Eden (рус.: из дома Еденова, слав.: от мужей Харраних) обыкновенно отождествляют с упоминающимся в летописях Ассурбанипала и Салманассара II Bit-Adini, арамейским царством, лежавшим по обоим берегам среднего Евфрата. В таком случае слова пророка получают тот смысл, что будет поражена вся область арамеев от Ливана (bigath aven) до Евфрата. Некоторые комментаторы (Юнгеров) понимают однако beth-eden в смысле нариц. «дом веселья», относя это наименование к Дамаску, который отличался красотою местоположения и плодородием земли. Но при понимании bigath-aven и beth-eden в смысле собственных имен лучше выдерживается контекст, и речь получает большую полноту и закругленность.


Держащего скипетр (thomeh) — не наместника, а самостоятельного правителя.


И пойдет народ Арамейский в плен в Кир: Арамеяне — потомки Сима, народ, родственный евреям (Быт 10:22-25) местоположение страны Кир неизвестно; его указывают в северной Армении (Баур), к северу от Алеппо (Социн), в Южной Вавилонии (Галеви), в Мидии (Шрадер), между Оронтом в Евфратом (Дилльман).


Исполнение пророчества Амоса об истреблении и пленении сирийцев можно усматривать в факте взятия Дамаска ассирийским царем Феглаффелласаром. Феглаффелласар разрушил Дамаск, убил царя дамасского Рецина и переселил жителей в отдаленные области своего царства (4 Цар 16:9; Ис 7:1-10). Вместо слов держащего скипетр... из дома Еденова в слав. с греч.: и посеку племя от мужей Харраних. Вероятно, LXX евр. thomech (держащий) производили от глаг. damah, истреблять, schevet (скипетр) приняли в значении φυλὴ, племя, колено; слова mibbeith eden читали — mibbeith aran и перевели ἐξ ἀνδρω̃ν Χαρραν. Евр. Kiroh (в Кир) LXX corhu причастием от karah, звать, называть, и перевели словом ἐπίκλητος, знаменитый; отсюда в слав.: людие сирстии нарочитии.


6-8 В ст. 6-8 пророк возвещает суд Божий над филистимлянами за то, что они уводили пленников и передавали их Едому. Вместо всей земли филистимской пророк называет Газу, один из пяти так наз. царских филистимских городов. Из ст. 6-го не видно, о каких пленниках говорит пророк; неясно также, считает ли пророк филистимлян виновными в том только, что они продавали в рабство пленников, или и в том, что они и захватывали пленников. Некоторые комментаторы (Юнгеров) полагают, что пророк говорит о пленниках из евреев (ср. ст. 9). Какие именно исторические факты имеет в виду пророк, трудно сказать. Филистимляне нападали на Иерусалим и Иудею при царе Иораме (2 Пар 21:16-17), затем при Озии (2 Пар 26:6). Слова пророка могут относиться к этим фактам, а также и к другим, нам неизвестным. Упоминание пророка об Едоме в ст. 6 и 9 показывает, что едомитяне были главными посредниками в торговле рабами.


Вместо слов потому что вывели всех (schelemah) в плен — в слав. с греч.: за еже пленити им пленение Соломоне. Чтение LXX некоторые комментаторы понимают, как истолкование ст. 6, как попытку определить, о каких пленниках идет речь: пленение Соломоне — иудеи, подвластные некогда Соломону (блаж. Феодорит), потомки Соломона (блаж. Иероним), жители городов, устроенных Соломоном (Кирилл Александрийский). Проще думать, что LXX евр. Schelemah (всех, совершенно) приняли за собственное имя Schelomoh — Соломон.


8 В числе городов филистимских пророк не упоминает о Гефе, — вероятно, потому, что ко времени Амоса он был завоеван и, может быть, разрушен. Погибнет остаток филистимлян — т. е. погибнут все до единого.


9-10 Тиру и финикиянам поставляется в вину продажа в рабство пленников. О каких пленниках идет речь, как и в ст. 6, пророк не указывает. Некоторые (Новак) полагают, что пророк говорит о пленниках финикийских, которых захватывали тиряне во время нередких междоусобных войн финикийских городов (ср. «не вспомнили братского союза»). Большинство толкователей однако же относит слова пророка к продаже пленников иудейских. В этом обвиняет финикиян также пророк Иоиль (Иоил 3:6) и Иезекииль (Иез 27:13). Вероятно, тиряне являлись перекупщиками пленников, уводившихся из израильской земли во время нападения на нее могущественных соседей (ср. 4 Цар 10:32; 3 Цар 14:25-26). И не вспомнили братского союза — если под пленниками разуметь пленников иудейских, то приведенные слова сказаны о братском союзе Едома с Иудой (Быт 33:3-15). Понимают их также и как указание на договоры о мире, заключавшиеся между Хирамом и Давидом и Соломоном (2 Цар 5:11; 3 Цар 5:1-12; 9:12-13). Слово Schelemah (всех пленных) LXX-ю, как и в ст. 6, понято в смысле; собственного имени; отсюда в слав.: заключиша пленники Соломони.


11-12 Едомитяне, родственные евреям по происхождению от брата Иакова — Исава, были всегда непримиримыми врагами иудеев и при всякой возможности обнажали против них меч (Иез 25:12; 35:5; Авд 1:7-12). За эту вековую вражду к иудеям и угрожает пророк едомитянам. Какие именно исторические факты он имеет в виду, трудно сказать. Но несомненно не только после плена Вавилонского, а в древнейшее время много было поводов для проявления вражды Едома к Иуде (ср. 4 Цар 8:20 и далее, 14:7 и далее). Вторая половина ст. 11 в слав. передается: и растлиша матерь на земли, и восхити во свидение грозу свою, и устремление свое снабде на победу. Евр. schicheth rachamim, «поразил внутренности», или в переносном смысле «подавил жалость» LXX поняли буквально и перевели ἐλυμήνατο μὴτραν (Юнгеров), «растлил чрево», что позже было исправлено в ἐλυμὴνατο μητὲρα (слав.: растлиша матерь) и пояснено добавлением слов ἐπὶ γη̃ς, на земли. Свирепствовал постоянно во гневе своем, с евр. «терзал постоянно гнев его»; евр. taraph LXX приняли в значении «похищать», laed — «постоянно» пунктировано как leed — и передано εἰς μαρτύριον; аро — гнев его, передано φρίκην αὐτου̃, «грозу его». Отсюда в слав. и восхити во свидение грозу свою.


И всегда сохранял ярость свою — у LXX καὶ τὸ ὅρμημα αὐτου̃ ἐφύλαξεν εἰς νει̃κος, слав.: и устремление свое (евр. ebratho = ярость его) снабде (евр. schemarah) на победу (nezach от арам. nazach, побеждать). Церковные учители Кирилл Александрийский и блаж. Феодорит слова греч. текста толкуют в том смысле, что едомляне, потомки Исава, враждуя с потомками Иакова, этим терзали общую мать Исава и Иакова — Ревекку.


12  Феман (= страна Юга) область Идумеи, противоположная Дедану (Иез 25:15); по свидетельству блаж. ИеронимаОномастиконе), Феманом называлась также крепость Феман, отстоявшая на 5 миль от города Петры и служившая местопребыванием римского гарнизона. Восора, неоднократно упоминаемый в Библии (1 Пар 1:44; Исх 34:6; 63:1; Иер 49:13,22) идумейский город, расположенный, как думают, на месте нынешней деревни Ель-Бусеире, к ю.-з. от Мертвого моря. Бедственное положение, о котором возвещает пророк, едомитяне переживали неоднократно во время нашествия ассириян и вавилонян и других народов (Ис 11:33; 21:11-17; Иер 49:7-22).


13-15 Возвещение суда аммонитянам. По слову пророка, их постигнет наказание за жестокость, проявленную в Галааде. О проявлениях крайней жестокости в форме рассечения беременных Библия говорит и в других местах (4 Цар 15:16; 8:12; Ис 13:16; Наум 3:10; Oc 14:1). Какие именно факты имеет в виду пророк, неизвестно.


14 Равва (слав. Раввафа) или, точнее, Рабба сынов Аммоновых — единственный упоминаемый в Библии город аммонитян. Местоположение его предполагают в 25 мил. к с.-з. от Мертвого моря, где ныне находится д. Амман.


15  И пойдет царь их (malkam) в плен, он и князья его вместе с ним: евр. malkam, согласно с Иер 49:3, некоторые комментаторы принимают за собств. имя аммонитского божества. Но стоящее рядом и князья, а также упоминание во всех предшествующих речах скипетродержцев показывает, что и в ст. 15 пророк употребляет malkam в смысле нарицат. царь их. У LXX пред словом и князья добавлено еще οἱ ἱερει̃ς αὐτω̃ν, слав. жерцы их.


Пророк Амос (Amos от amas — носитель бремени), как свидетельствует надписание его книги, был уроженцем Фекои, — небольшого города, находившегося, по свидетельству блаж. Иеронима, на расстоянии шести миль к югу от Вифлеема в колене Иудином, вблизи Иудейской пустыни (ныне деревня Фекуи). Таким образом, по своему происхождению пророк принадлежал к Иудейскому царству. Об общественном положении пророка до призвания к пророческому служению в надписании книги сообщается, что Амос был одним из пастухов (nokedim) фекойских. Так как слово noked в 2 Regum 3:4 прилагается к моавитскому царю Мете и означает богатого скотовода, то некоторые исследователи считают и пророка Амоса богатым обладателем стад и плантаций сикомор (Кихми, Ян, Гитциг, Баур, Готье). Но в Amos 7:14 сам пророк свидетельствует о себе, что он был пастух (boker), взят Господом прямо от стада и собирал (boles, надрезывал) сикоморы, очевидно, — для питания. Отсюда следует заключить, что Амос был бедным человеком и, может быть, наемником. В выступлении его на проповедь, поэтому, было нечто сходное с призванием апостолов: как и на апостолах, на нем проявилась всемогущая сила божественного Духа, избирающая «буия мира, и худородная и уничиженная».

Местом проповеднической деятельности Амоса было Израильское царство и именно Вефиль, центр незаконного служения тельцам, введенного Иеровоамом I-м (Amos 7:10-15). Своими смелыми обличениями нечестия израильских вельмож пророк возбудил против себя преследование со стороны вефильского жреца Амасии, который пытался даже обвинить Амоса пред царем в возмущении народа и в оскорблении личности царя. «Амос, — доносил он царю, — производит возмущение против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его. Ибо так говорит Амос: от меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно будет отведен в плен» (Amos 7:10-11). После этого Амасия изгнал Амоса из Вефиля. «И сказал Амасия Амосу: провидец, пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб и там пророчествуй. А в Вефиле больше не пророчествуй; ибо он святыня царя и дом царский» (Amos 7:12-13). Благочестивое предание, дополняя свидетельство книги Амоса, сообщает, что изгнанный из Вефиля пророк на пути в Иудею получил от сына Амасии тяжкий удар в голову, от которого и скончался в Фекое (Епифаний, о жизни пророков).

Свое служение Амос проходил в царствование Иеровоама II-го, царя израильского (? 787-746), и Озии, царя Иудейского (Amos 1:1; Amos 7:11). Точнее время выступления Амоса на проповедь определяется словами — «за два года до землетрясения» (Amos 1:1). Но год этого землетрясения неизвестен (ср. Zachariae 14:5). Поэтому трудно указать с точностью и время выступления Амоса на служение. Во всяком случае он выступил на проповедь не в первые годы Иеровоама II-го, потому что как видно из содержания книги Амоса и особенно из Amos 6:14, он застал уже пределы царства расширенными «от входа Емафа до моря пустыни», и государство стоящим на вершине могущества. А это было достигнуто Иеровоамом только после нескольких лет царствования, победами над дамасскими сириянами (2 Regum 14:25) Можно предполагать, что победы Иеровоама II-го над сириянами были облегчены предшествующими нападениями на них ассирийских царей Рамманирара III-го и Салманассара III-го, неоднократно захватывавших и самый Дамаск. Так как ассирийские завоевания падают на годы 806-772, то победы Иеровоама над сириянами, а также и выступление Амоса на проповедь относят ко времени несколько позднейшему, т. е. ко второй половине царствования Иеровоама II-го или к первой половине VIII-го века 1Годы царствования Иеровоама II-го трудно определить с точностью, и они указываются неодинаково: 823-783 (Юнгеров), 787-746 (Гоонакер) и др. В клинописи под 738 г. израильский царь Менахим упоминается, как данник ассирийского царя Фула (Феглаффелласара), при помощи которого он, очевидно, утвердился на трон. Если предположить, что до этого Менахим царствовал несколько лет, затем добавить 7 месяцев царствования Захарии и Селлума и 41 год царствования Иеровоама II, то начало этого последнего царствования будет падать на годы 785-780. .

Во время пророческого служения Амоса Израильское царство находилось на высоте своего могущества. Пределы царства были расширены до пределов славного царства Соломонова (2 Regum 14:25-29). Соседние народы сделались данниками израильтян. Страна украсилась величественными постройками (Amos 3:15; Amos 4:3) и обогатилась добычей, давшей возможность вельможам самарийским предаваться праздности и роскоши (Amos 6:4-6). Вместе с этим, под влиянием временного могущества, среди вельмож десятиколенного царства развилось крайнее высокомерие (Amos 6:8), уверенность в своей силе (Amos 6:13), стремление к наживе, побуждавшее притеснять бедных и неимущих (Amos 2:7; Amos 3:10), любовь к роскоши и пиршествам (Amos 6:4-6; Amos 2:7-8).

Книга Амоса, состоящая из 9 глав, может быть разделена на три части: введение, обнимающее Amos 1-2, речи против Израильского царства (Amos 3-6) и видения с изъясняющими их пророчествами (Amos 7-9). Основная тема книги пророка Амоса — возвещение суда десятиколенному царству за его нечестие. Пророчество о суде Божием раскрывается и в речах Амоса, и в видениях. Возвещение этого суда пророк начинает с иноземных народов — сириян, филистимлян, финикиян, едомитян, аммонитян, маовитян, которых он обличает в разных преступлениях (Amos 1-2:3). Затем пророк обращается к Иудейскому царству и за уклонение его вслед чужих богов угрожает тем, что огонь, посланный Иеговою, пожрет чертоги Иерусалима (Amos 2:4-5). После этого пророк почти исключительно говорит о суде над Израильским царством. Особенность обличительных речей Амоса состоит в том, что он преимущественно имеет в виду преступления народа против требований нравственного закона — пророк совершенно не касается, в отличие например от Осии, политики Израиля, а также мимоходом только говорит о религии и культе. Пророк возмущается нарушением справедливости самарийскими вельможами, тем, что они грабежом и насилием собирают себе сокровища (Amos 3:10), угнетают нищих (Amos 4:1), покупают неимущих за серебро и бедных за пару обуви (Amos 8:6). Вы, говорит пророк, «враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных» (Amos 5:12). Пророк обличает вельмож самарийских за то, что они насилием (Amos 3:10), обманной торговлей (Amos 8:5), взятками с бедных (Amos 5:11) сделались богаты, построили великолепные дома, насадили виноградники, живут в роскоши и неге (Amos 6:3-6; Amos 3:12). С особенным негодованием, при этом, пророк говорит о женщинах самарийских, своею любовью к роскоши побуждавших мужей притеснять бедных и угнетать нищих (Amos 4:1). Изнеженность и надежды на собственные силы (Amos 6:13) есть уже мерзость пред Господом. Но вельможи самарийские присоединяли к этому еще и то, что не заботились о бедствии народа (Amos 6:6) и, как бы насмехаясь над освободившим их из Египта Господом (Amos 2:9-10), «поили вином назореев и пророкам приказывали, говоря: не пророчествуйте» (Amos 2:11-12). Тяжесть указываемых преступлений увеличивалась еще тем, что Израиль не сознавал их. Господь вразумлял народ показаниями (Amos 4:6-11), но он не вразумлялся; надеясь на завет с Богом (Amos 5:14), Израиль даже желал наступления дня Господня или дня суда, уверенный, что этот суд его не коснется (Amos 5:14.18). Между тем народ по прежнему совершал незаконное служение Богу в Вефиле, Дане, Галгалах и Вирсавии (Amos 5:5; Amos 8:14), ограничиваясь принесением жертв и соблюдением праздников (Amos 5:21-23; Amos 4:4-5).

Обличая преступления народа, пророк указывает ему и идеал нравственной жизни. Пророк приглашает взыскать Господа (Amos 5:4). В Amos 5:24 пророк говорит: пусть как вода течет суд (mischfath), и правда (zedakoh) — как сильный поток. Пророк имеет в виду здесь, без сомнения, прежде всего сферу общественного и частного права, правду в смысле юридическом. Но понятия суд и правда выражают у пророка и нечто большее: пророк требует сострадания, милости, жалости (Amos 5:1-2), вообще не только добрых дел, но и настроения к добру, когда приглашает искать добра, а не зла, «возненавидеть зло и возлюбить добро» (Amos 5:14-15). Касаясь собственно религиозной жизни народа, пророк обличает тех, которые «клянутся грехом самарийским и говорят жив бог твой, Дан! и жив путь в Вирсавию» (Amos 8:14), а вместе с тем увещевает «не искать Вефиля, не ходить в Галгал и не странствовать в Вирсавию» (Amos 5:5).

Но народ в целом не способен уже принять увещания пророка и предотвратить наказание. Поэтому Амос возвещает суд Божий над народом. По слову пророка, наказание не отвратимо и народ нигде не может укрыться от него (Amos 9:2-4). Пророк составляет уже плачевную песнь о доме Израилеве: упала, не встает более дева Израилева! Повержена на земле своей, и некому поднять ее (Amos 5:1-2). Наказание постигнет не только царствующей дом, что возвещено было Илиею и Елисеем, но все царство. Гибель предстоит всем святилищам народным, всем домам большим и малым и всему народу (Amos 3:14-15; Amos 6:7-11; Amos 9:1-4). Пророк возвещает, при этом, гибель дома Иеровоама от меча (Amos 7:9), наступление разных физических бедствий (Amos 6:10; Amos 7:1-7; Amos 8:8), пленение народа (Amos 6:7) и переселение его за Дамаск (Amos 5:27). В числе предстоящих народу бедствий пророк указывает с особенной силой лишение слова Божия и жажду слышания этого слова (Amos 8:11-13). Сообщение слова Божия народу израильскому было доказательством теократического избрания его, преимуществом народа пред другими и залогом его будущего величия. Таким образом, лишение слова Божия, которым угрожает пророк, равносильно отнятию преимуществ избранного народа и лишение его теократической будущности.

Пророчества о суде Божием над Израилем, изложенные в речах, раскрываются и в символических видениях, которые созерцал пророк (Amos 7-9). В четвертом видении (Amos 8:1-2) пророку показывается образом корзины, наполненной спелыми плодами, что Израиль созрел для суда, а в пятом (Amos 9:1) видении пророк слышит уже повеление обрушить храм, в который собрался народ, на головы собравшихся, чтобы все они погибли.

Но угрожая судом Божиим дому Иакова и занятый главным образом мыслью об этом суде, пророк простирает свой взор и за пределы этого суда, и мысль его обращается к светлому будущему. Для Израильского царства, как для самостоятельного политического целого нет будущности, и оно обречено на погибель. Но есть эта будущность для Иудейского царства с его царской фамилией и, очевидно, для отдельных личностей десятиколенного царства. Рассеяние народа, по слову пророка, произведет только отделение соломы от зерен, грешных от праведников (Amos 9:9). Последние могут спастись, прибегнув под кров скинии Давидовой, т. е. царствующего дома Давидова. В период грозных судов Божиих, имеющих постигнуть и Иуду наравне с Израилем (Amos 2:4; Amos 6:1), дом Давидов лишится своего блеска и величия и превратится как бы в полуразрушенную скинию (палатку). Но Господь некогда восстановит разрушенную скинию Давида, заделает ее трещины и проломы и устроит ее, как во дни древние. Дом Давидов будет поставлен во главе очищенного народа, имеющего составиться из всех призывающих имя Господне. По внутреннему своему характеру новое царство будет царством мира, изобилия всех благ и отсутствия всяких бедствий (Amos 9:11-15).

Таково содержание кн. Амоса. Свои обличения, увещания и угрозы пророк Амос излагает от лица Божия. При этом в личности Бога Амос особенно выставляет на вид Его величие, всемогущество и правосудие. Величие и всемогущество Божие, по воззрению пророка, открывается и в природе, и в истории. В природе оно открывается в том, что Господь есть Бог воинств (Amos 3:13; Amos 4:13; Amos 6:8; Amos 9:5), Он «образует горы и творит ветер» (Amos 4:13), Он сотворил созвездие и Орион, претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным, как ночь; колеблет землю, призывает воды морские и разливает их по лицу земли (Amos 5:8; Amos 8:8; Amos 9:5-6). В истории величие и всемогущество Божие проявилось в том, что Он вывел Израиля из Египта, истребил пред лицом его Амморея (Amos 2:9-10), Он укрепляет опустошителя против сильного, и (Amos 5:9) вывел филистимлян из Кафтора и арамлян из Кира (Amos 9:7). Но указывая на величие Божие, пророк вместе с этим с особенною силою желает выставить народу на вид, нравственные свойства Существа Божия и именно Его правосудие. По воззрению пророка требование правды есть основное требование Бога, предъявляемое как к Израилю, так и ко всем другим народам (Amos 1-2), только соблюдение правды дает ценность обрядам и жертвам в очах Божиих (Amos 5:21-25). Современники пророка надеялись на завет с Богом, полагая, что в силу этого завета, независимо от своих дел, они будут безопасны, и что день суда Господня может принести им только благополучие (Amos 5:18). Вопреки этим воззрениям, пророк желает внушить, что и с Израилем Господь поступит по Правосудию, что от этого правосудия народ не укроется нигде (Amos 9:3-4), что избрание народа само по себе, независимо от поведения народа, не только не является гарантией его безопасности, а, напротив, усугубит тяжесть его ответственности (Amos 3:2).

Если сравнить учение кн. Амоса с учением кн. Осии, то, при сходстве их по существу, можно заметить и различие между ними. Амос выдвигает личности Бога, Его величие и правосудие; Осия выдвигает особенно милосердие Богу и любовь. Восставая против внешнего служения Богу, не соединяемого с внутренним отношением, Амос требует главным образом соблюдения правды, требований нравственного закона; Осия — выставляет на вид необходимость любви к Богу и верности ему. Иегова поставил нравственные требования; исполнение их есть служение Иегове: такова сущность учения Амоса. Иегова возлюбил тебя; отвечай на эту любовь любовью, и ты будешь служить Господу: такова сущность учения Осии. Очевидно, Амос и Осия восполняют один другого и раскрывают богооткровенное учение соответственно своим личным особенностям. Если Осию, по личным особенностям и по характеру его учения можно сравнить с новозаветным проповедником любви Иоанном Богословом, то Амоса можно сопоставлять с новозаветными проповедниками правды Иоанном Крестителем и ап. Иаковом.

Со стороны изложения кн. Амоса отличается высокими качествами, и является одним из наиболее совершенных произведений ветхозаветной письменности. Вопреки мнению блаж. Иеронима, который называет Амоса — imperitus sermone, неопытным в речи, новейшие комментаторы единогласно признают, что язык пророка отличается простотою, чистотою, изяществом и силою. В речи пророка изобилуют образы, причем эти образы пророк заимствует весьма часто из пастушеской жизни. Так, глас Господа пророк уподобляет рычанию льва, устрашающего пастухов (Amos 1:1-2; Amos 3:4-8); спасение Израиля уподобляет отнятие пастухом голени или части уха из пасти льва (Amos 3:12), женщин самарийских сравнивает с телицами васанскими (Amos 4:1) и т.д. Вообще, по мнению одного из комментаторов кн. Амоса, «пастушеская жизнь отражается не только в сравнениях и пророческих образах, но и в тончайших нитях представлений и языка этого пророка, во всем его жизненном опыте и мировоззрении» (Эвальд. Die Propheten. I, 84). Из других особенностей изложения пророка комментаторы отличают частое употребление одних и тех же формул с целью выдвинуть мысль (Amos 1:3-2:6; Amos 7:1-3.4-6), пользование созвучными словами или игру слов (Amos 5:5; Amos 8:1), частое употребление ἅπαξ λεγόμενα. При этом новейшие авторы находят, что в построении речей Амоса соблюдено деление на строфы, хотя в указании этих строф новейший автор весьма расходится.

Относительно текста кн. Амоса полагают, что он сохранился в большей чистоте, чем, например, текст Осии. Но в то же время есть в кн. Амоса несколько мест, темнота которых заставляет предполагать в них порчу текста.

Литература о кн. Амоса: 1) Иностранная: Baur. Der Proph. Amos erklдrt. 1847; Mitchel. Amos. 1893; Valeton. Amos und Hosea. 1894; Harper. Comment. on Amos and Hosea. 1905; Touzard. Le livre d’Amos. 1909; См. также общие труды о книгах малых пророков. 2) Русская: М. О. Вержболович. Пророческое служение в израильском десятиколенном царстве. 1891; проф. П. А. Юнгеров. Книга пророка Амоса. Введение, перевод и объяснение. 1897, — здесь на с. LIV-LV см. библиогр. указания.

Скрыть
Комментарий к текущему отрывку
Комментарий к книге
Комментарий к разделу

1 а) Или: скотовода. Амос мог быть как простым пастухом, так и владельцем овец; ср. 7:14, 15.


1 б) Текоа - иудейское селение в 8 км к юго-востоку от Вифлеема.


1 в) Озия (евр. Уззия) правил в Иудее в 767-740 гг. до Р.Х., Иеровоам II (евр. Йоровам) - в Израиле в 782-753 гг. до Р.Х.


2 а) См. примеч. к Иоил 2:1.


2 б) Букв.: горевать будут пажити / пастбища.


3 а) Букв.: за три преступления… и (даже) за четыре - здесь и далее используется числовой параллелизм, указывающий на многочисленные преступления судимых Богом народов; то же в 1:6, 9, 11, 13; 2:1, 4, 6.


3 б) Букв.: не возвращу / не отзову его; местоимение «его» здесь может служить указанием на решение, вынесенное на суде Божьем; то же ниже в этой и следующей главе.


3 в) Салазки, используемые для обмолота, делались из дерева, в которое по бортам вставлялись острые камни или железные зубья. Когда салазки тянули по обмолачиваемым снопам, камни или зубья выбивали из них зерна.


4 Дом Хазаэля - речь идет о царской династии, воссевшей на престол Сирии в 843 г. до Р.Х. (ср. 4 Цар 8:7-15), и о сыне Хазаэля, Бен-Хададе (4 Цар 13:3, 24).


5 а) Или: обитающих в Долине нечестия.


5 б) Букв.: доме наслаждений.


11 Израиль - брат Эдома (Быт 25:21-24, 29, 30).


Пусть же справедливость потечет, как река в половодье, и праведность - как поток неиссякаемый! (5:24)

Только религия как узы любви и ответственности перед Богом, как глубочайший духовный и нравственный опыт открывает человеку возможность настоящего духовного раскрепощения и восхождения. Однако известно и то, что религия столь же успешно, притом издавна, использовалась в качестве мощного средства подчинения и унижения людей. Стоило кому-нибудь, какой-либо власти, политической или религиозной, прийти к убеждению, что они точно знают верные пути к счастливому будущему, как тут же все средства для них оказывались хороши. Многочисленные свидетельства всемирной истории о разжигавшейся на почве религии ненависти, о притеснениях и убийствах во имя тех или иных религиозных верований - ошеломляют. В числе первых, кто восставал против этого зла, были библейские пророки. Их голоса, призывавшие держаться религии, несущей в себе идеи справедливости, смирения, сострадательности и сегодня по силе убедительности не имеют себе равных.

Среди таких смелых людей был провидец Амос - сельский труженик и пастух. Он бросил вызов вождям и богачам сразу двух царств - Иудеи и Израиля, для которых стяжательство, жестокость, ложь и вопиющая безнравственность стали нормой жизни.

Начало служения Амоса следует отнести примерно к 755 / 754 гг. до Р. Х. В это время - впервые на протяжении жизни нескольких поколений - израильтянам никто не угрожал войной. Иудея на юге и Израиль на севере, расширив свои владения за счет соседних народов, контролируя главные торговые пути, стремительно обогащались. Всякого рода роскошь: новые дома каменной кладки, обложенная слоновой костью мебель, изысканная пища и лучшие вина, дорогие косметические средства - стала доступной, хотя и для немногих. Впервые в истории Израиля произошло очень сильное расслоение общества на богатых и бедных. На фоне этого внешнего благополучия обличительные речи пророка прозвучали как гром среди ясного неба. Более того, они воспринимались как оскорбления, едва ли не святотатство.

Иудеи и израильтяне, к которым обращался Амос, были «весьма религиозны» в том смысле, что они ежедневно посещали языческие капища для участия в совершавшихся там оргиях и при этом ожидали наступления «Дня Господнего», в который Бог исполнит все их чаяния о процветании страны. И именно в то время, когда всё израильское общество оказалось в глубоком кризисе, Амос принес им весть от Бога, которая никак не совпадала с тем, на что они рассчитывали: «Ненавижу, презираю празднества ваши» (5:21). Богу не угодны были ни жертвоприношения их, ни песнопения. Он ждал от правителей и священников Своего народа честности, справедливости и признания прав слабых, бедных и угнетенных.

Пророк перечислил все соседние с Израилем народы, объявив и им о возмездии Божьем за их преступления против человечности. Такого рода речь была по душе тем, кто любил хвалиться своим превосходством над языческими народами. Овладев таким образом вниманием израильтян, Амос теперь мог им сказать, что Бог будет судить и их. Все они, их прекрасные дома, их жертвенники - всё будет уничтожено.

Он предостерегал вождей Израиля того времени: если они останутся глухи к его призыву, то несправедливость власть имущих по отношению к бедным и слабым погубит народ. Господь не допустит продолжения их нечестивого, жестокого правления. Раскаяние или возмездие - такова единственная, по мысли пророка, альтернатива. Амос завершает свою книгу описанием неотвратимого и необратимого торжества праведности над беззаконием, такого торжества, при котором будет восстановлено долгожданное благоденствие народа, вверившего свою жизнь Богу.

Скрыть

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Бог через пророка Амоса обращается к народам, населявшим Ближний Восток... 

Библиотека

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).