Имена Иисуса Христа
 О происхождении и значении имени Иисус -> Иисус Христос (I,А). То обстоятельство, что Иисус получил Свое имя от Самого Бога (Mat 1:21; Php 2:9), свидет-вует о Нем как о поставленном Богом Владыке мира (Php 2:10; Откр), Который наделен божеств. могуществом, но все же властвует в послушании Богу, будучи ответственным перед Ним (Co1 15:28). В этом имени человек может найти и узнать Бога. Поэтому М.Лютер говорит: "Ты спросишь, кто Он? Его зовут Иисус Христос, Господь Саваоф, и нет никакого другого Бога". (-> Имя, наречение именем.)
I: А. Когда Иисус говорит о Себе, Он стремится сказать о том, что другого Бога нет. Его речения о Себе Самом, начинающиеся с "Я есмь" [греч. эго эйми], свидетвуют о Нем как о Божьем откровении. Он как "хлеб жизни" (Joh 6:35.51) дарован человеку Богом для жизни вечной. Как "свет миру"(Joh 8:12) Иисус призывает людей выйти из тьмы греха и в Его свете найти путь к жизни. Называя Себя "дверью" (Joh 10:9), а также "путем и истиной и жизнью" (Joh 14:6), Иисус показывает, что только через Него можно прийти к истине, в к-рой человек находит вечную жизнь. Поскольку смерть, являющаяся следствием греха, преграждает путь к жизни, то Иисус есть также "воскресение и жизнь" (Joh 11:25); иными словами, вера в Иисуса приводит к Богу, к Тому единственному, у Кого и через Кого человек может получить жизнь и пребывать в ней. Поэтому Иисус заявляет о Своей исключительности: Он есть "пастырь добрый" (Joh 10:12.14), без Которого не могут жить те, кто принадлежит Ему, кого Он называет "своими". Они неразрывно связаны с Ним, как виноградная ветвь связана с "истинной виноградной Лозой" (Joh 15:1.5). В Joh 8:24.28 Иисус говорит о Себе лично: "это Я" [греч. эго эйми] (ср. Mar 14:62) и тем напоминает о Божьем откровении Моисею в Exo 3:14 (-> Имена Бога, III,1); слова Бога "Я есмь Сущий" Септуагинта переводит здесь как "это Я" (эго эйми). Как Бог стремится разъяснить Моисею Свое имя, так и Иисус говорит о Себе, что Он является окончательным, исключительным Божьим откровением (Евр 1:1 и след.) и что только в Нем Бог дарует людям Свое спасение (Act 4:12).
Б. Сложнее понять, почему Иисус называет себя "Сыном Человеческим" [евр. бен хаадам; арам. бар-энаш; греч. го гюйос ту антропу]: 
1) а) словосочетание бен хаадам в Синод. пер. ВЗ чаще всего передается как "сын человеческий" (Job 25:6; Psa 8:5; Psa 35:8; Psa 89:4; Eze 2:1; Eze 3:17 и др.). В этих стихах выражение "сын человеческий" тождеств. понятию -> человек; б) только в Дан 7:13 и след. выражение "Сын человеческий" обозначает грядущего властителя Царства Божиего (-> Мессию): "С облаками небесными шел как бы Сын человеческий". Он противопоставлен здесь четырем зверям, воплощающим великие земные царства. В подобном же значении это выражение встречается в сохранившейся только на эфиоп. языке Книге Еноха, где Сын Человеческий назван избранным и праведным; 
2) называя Себя в Евангелиях Сыном Человеческим (в синоптич. 70 раз, а в Ев. от Иоанна 12 раз), Иисус опирается на Dan 7:13. Помимо Самого Иисуса, так Его называют только Стефан (Act 7:56) и Иоанн (Rev 1:13; Rev 14:14). В Dan 7 Сын Человеческий однозначно понимается как небесный образ. В Евангелиях Сын Человеческий - это исключит. самообозначение Иисуса; данное выражение ни разу не встречается в обращении или в повествовании об Иисусе. На вопрос о значении этого имени предлагалось множество ответов. Называя себя Сыном Человеческим, Иисус имел в виду, что Его внешний облик ничем не отличается от облика других людей или что в Нем явлен истинный человек, человек, каким хотел его видеть Бог, когда сотворил его. (См. также противопоставление Адама и Христа в посланиях ап. Павла, Рим 5:12 и след.; 1 Кор 15:20 и след.) Для иудеев понятия "Сын Человеческий" и "Христос" (=Мессия) были тесно связаны (Joh 12:34), и слова Иисуса о том, что Он является Сыном Человеческим, воспринимались ими как богохульство (Mar 14:62-64). В соответствии с этим и более поздние экзегеты безапелляционно и, возм., правомерно говорят о том, что словосочетание "Сын Человеческий" является "самым притязательным самоопределением, к-рое вообще мог употребить житель древнего Востока" (Stauffer, Theologie des NT). Изречения Иисуса, в к-рых присутствует выражение "Сын Человеческий", можно разделить на три группы: а) тождественность Сына Человеческого и Иисуса (Mar 2:10; Joh 1:51), б) Его страдания (Mar 8:31; Mar 9:9.31; Mar 10:33 и пар.; Mat 26:2; Joh 8:28), в) Его явление как властителя и судьи (Mar 8:38; Mar 13:26 и парал.; Joh 5:27). 
II. А. Если до сих пор речь шла исключит. о высказываниях Самого Иисуса, то выражение "Сын Божий" является как самообозначением Иисуса, так и человеч. исповеданием Божьего откровения в Иисусе: 
1) в ВЗ понятие "сын" в отношении Бога не закреплено исключит. за Мессией: Бог мог называть так и народ Израиля (Exo 4:22; Deu 14:1; Deu 32:6.18; Jer 31:9; Hos 11:1). Правда, такие места в Библии, как Psa 2:7, получили мессианское толкование уже у раввинов; 
2) в НЗ "Сын Божий" (в ед.ч.), а также просто "Сын" - исключит. мессианское обозначение Иисуса: а) Сам Бог называет Иисуса Своим Сыном и признает Свое отцовство перед людьми (Mat 3:16.17; Mat 17:5; Luk 9:35); б) Иисус признает Себя Сыном Бога и открывает этим Свое происхождение от Бога и Свою особую связь с Ним (Mat 11:27; Joh 1:14.18; Joh 3:16). Поэтому Он, обращаясь к Богу, называет Его "Отче" и всегда говорит "Отец Мой", но никогда - "Отче наш" (в Mat 6:9; в Luk 11:2 "Отче наш" сказано от лица учеников и как наставление для них). Исключительность Иисуса как Сына Божьего подчеркивается и определением "единородный" (-> Единородный сын). Признание Иисусом того факта, что Он - Сын Божий, в конечном итоге приносит Ему смерть (Мф 26:63 и след.). Когда Иисус называет Себя Сыном Божьим, Он тем самым притязает на абсолютное главенство над всем творением (см. Кол 1:15 и след.; также Joh 1:3). Он предвечен, и все произошло от Него. Т.о., понятие "Сын Божий" равнозначно понятию "Господь"; в) когда человек исповедует Иисуса как Сына Божьего, он тем самым выражает свою веру в явленное в Нем откровение (Mat 16:16), становится членом Церкви (Act 8:37) и вступает в общение с Богом (Jo1 2:23). Но к этому исповеданию человека приводит только Сам Бог (Mat 16:17); г) даже бесы признают Иисуса Сыном Божьим (Mat 8:29; Mar 3:11), и это свидетельствует о Его вселенской власти. 
Б. Выражение "сын Давидов" также является мессианским самообозначением Иисуса и формулой признания Иисуса Мессией: 
1) обетование, данное Давиду Богом (2 Цар 7:12 и след.), истолковывается как мессианское (см. Psa 131:11). Оно часто повторяется пророками (см. Ис 9:6 и след.; Jer 23:5; Eze 34:23; Zec 12:8). Поэтому обозначение "сын Давидов" является титулом Мессии; 
2) в Mat 22:41-46 Иисус возражает не против того, что Его называют "сыном Давидовым", а против неверного представления о том, что Мессия якобы ниже Давида. Даже будучи "сыном Давидовым", Мессия является Давиду Господом, поскольку происходит от Бога. Иисус признает это обращение (Mat 9:27; Mat 21:9), а Церковь признает (Mat 1:1) и исповедует Иисуса как Сына Божьего "от семени Давидова по плоти" (Rom 1:3). Титул "сын Давидов" свидетельствует также о человеч. природе Иисуса и приобретает весомость только рядом с именем "Сын Божий" (см. Рим 1:3 и след.). Только оба имени вместе точно определяют Иисуса как Божье откровение во плоти. 
III. Существует много других имен, к-рые поясняют деяния Христа. Это, в первую очередь, такие обозначения, как "царь", "первосвященник", "пророк".
А. Цар. титул Иисуса тесно связан с обозначением "сын Давидов" (см. выше, II,Б). Царем признают Его мудрецы (волхвы) (Mat 2:2), и Сам Иисус признаёт Себя царем перед Пилатом (Joh 18:37). Его царство другого рода, оно не похоже на то, к-рое существует в человеч. представлении (Joh 18:36). Именно это стало причиной осмеяния страдающего Иисуса (Mat 27:29.37.42). Его господство скрыто, оно познается только верующими и торжествует над грехом, смертью и дьяволом. Но это истинное господство над всей вселенной (Ti1 6:15); ныне оно познается и признается верой, а в конце времен станет очевидным для всех (Mat 25:34; Rev 17:14; Rev 19:16). Т.о., титул "царь" указывает на -> Второе пришествие Иисуса в -> славе.
Б: 1) в Псалтири и в Послании к евреям Иисус назван священником и первосвященником (Psa 109:4; Heb 5:6; Heb 7:1.3.17.21; -> Первосвященник, V). Прообразом примирит. и искупит. подвига Иисуса стало ветхозаветное -> богослужение: Он Сам Своей жертвой раз и навсегда открыл людям доступ в Святое Святых, т.е. к Богу (Heb 9:12). По Своей безгрешности (Heb 4:15; Евр 7:26 и след.) и Своему милосердию (Heb 2:17; Heb 4:15) Он стоит выше всех священников и пребывает вовек (Heb 10:13); 
2) то, что Иисус приносит в жертву Себя Самого, подчеркивается обозначением "Агнец". В Isa 53:7 агнцем называется "раб Божий" (-> Исаия, III,2а,б), что указывает на Иисуса Христа, взявшего на Себя грех мира (Joh 1:29.36). Согл. Joh 19:30.31, Иисус умирает в тот момент, когда в храме иудеи закалывают пасхального агнца. Поэтому Павел вправе называть Иисуса "Пасха наша" (т.е. "наш пасхальный агнец" - Co1 5:7), ибо Он умер как праведная жертва за грехи мира (Pe1 1:19). В Oткр прославленный Иисус 29 раз является как закланный Агнец (Откр 5:6 и след.; Rev 13:8 и др.). Иисус как Агнец, пожертвовавший Собой ради Своей Церкви, дарует ей жизнь и победу (Откр 7:9 и след.; Откр 12:1 и след.; Откр 14:1 и след.). Но Он и Сам побеждает безбожные и противостоящие Богу силы (Rev 6:16.17; Rev 14:10; Rev 17:14), а в конце времен Он откроется как господствующий над всем творением и соединится навечно в браке со Своей невестой - Церковью (Откр 19:7 и след.; Rev 21:1), спасенной от обольщения антихристом, принимающим вид Агнца (Rev 13:11). 
В: 1) Иисус нигде не назван пророком в прямом смысле этого слова, напротив, всюду подчеркивается Его отличие от пророков. Народ, принимающий Его за пророка, не знает Его (Mar 6:15; Mat 16:14). С др. стороны, Моисей возвещает о Мессии как о грядущем пророке (Deu 18:15). В отдельных случаях Он именуется в НЗ "Тем пророком" (Joh 6:14; ср. также Joh 1:21; Joh 7:52), что равнозначно понятию "Мессия". Если Иисус и осознаёт Себя пророком (Luk 13:33), то именно в этом смысле, более широком, чем тот, к-рый вмещает в себя собственно понятие "пророк". В Евр 1:1 и след. Иисус противопоставляется пророкам и ставится над ними как носитель окончат., решающего слова Божьего к человеку; 
2) по-этому Иисус может быть назван и "Словом" [греч. логос]. Отличие Иисуса от пророков в том и состоит, что Он не несет, подобно им, Божье Слово, а Сам является этим Словом. Т.е. несущий откровение равен самому откровению (см. выше, I,А). Он - то Слово, к-рое было в начале, и "все чрез Него начало быть" (Joh 1:1-3; ср. Gen 1:1): как посредник сотворения мира Он был предпослан всему созданному. Но как носитель откровения Он стал обитать среди людей, став равным им (Joh 1:14) и превратившись в -> посредника жизни (Jo1 1:1). В конечном итоге Иисус как победоносное Слово Божье побеждает врагов (Rev 19:13). 
Г. Наряду с вышеперечисл. встречаются и менее употребит. имена: 
1) на основании Isa 7:14 Иисус назван в Mat 1:23 "Еммануилом", поскольку понятие "с нами Бог" становится в Нем зримой реальностью; 
2) выражение "лев от колена Иудина" (Rev 5:5) напоминает о Gen 49:9 и говорит о непобедимости Иисуса; 
3) в Pe2 1:19; Rev 22:16 Иисус назван "утренней звездой", поскольку в Нем наступает совершенство; 
4) "Женихом" Иисус называет Себя только в притчах (Mat 9:15; Mat 25:1; Joh 3:29), в к-рых метафорич. представлена Его Церковь, исполненная великой радости от общения с Ним; 
5) "Отрасль" - это имя Мессии в Jer 23:5; Jer 33:15; Zec 3:8; Zec 6:12, где говорится о Христе как об отрасли Давидовой. Будучи "отраслью от корня Иессеева" (Isa 11:1) и Сыном Божьим, "Который родился от семени Давидова по плоти" (Rom 1:3), Он открывается в Своей земной жизни как Царь царей и Господь господствующих. Обозначением "раб Мой, Отрасль" (Zec 3:8) указывается на унижение Мессии и на Его послушание вплоть до смерти (Isa 52:13 - Isa 53:12; Php 2:5-8). В имени "Отрасль" (Зах 6:12 и след.) прослеживается связь с Сыном Человеческим как "последним Адамом" и "вторым человеком" (Co1 15:45-47), Который, будучи одноврем. священником и царем, правит миром; уделом - когда-то данным Адаму, но утраченным им в результате грехопадения. 
IV. Церковь, проповедуя и действуя в вере, совершает это "во имя Иисуса". Это словосочетание никоим образом не представляет собой формулы, подобно тем, что используются в магии и чародействе. Об опасности такого злоупотребления предупреждает заповедь (Exo 20:7). Креститься "во имя Иисуса" (Mat 28:19 - упоминается вся Троица; Act 2:38; Act 8:16) - это означает через веру связать свою жизнь с Иисусом (Rom 6:3-6; Гал 3:26 и след.). Так же следует понимать слова "во имя Иисуса" и в других случаях. Действовать "во имя Иисуса" значит действовать "силой и полномочиями Иисуса". Болезни отступают "во имя (именем) Иисуса Христа", т.е. перед Его силой (Act 3:6; Act 4:10); грехи прощаются "ради имени Его", т.е. Им Самим (Jo1 2:12). И бесы повинуются тем, кто использовал полномочия, данные Иисусом (Luk 10:17; Act 16:18). Наконец, и Церковь молится во имя Иисуса Христа (Joh 14:13; Joh 15:16; Joh 16:23), т.е. Его Духом; через Него она имеет доступ к Богу и благодарит во имя Иисуса Христа (Eph 5:20). "Во имя Иисуса Христа" должно совершаться все происходящее в Церкви (Col 3:17).
V. -> Адам (I,4) -> Должность (III) -> Альфа и Омега -> Епископ -> Образ -> Краеугольный камень (II) -> Первородство, первородный -> Ходатай -> Помазанник -> Голова, глава -> Спаситель -> Святость, святой (II,4а) -> Господь (4а,в) -> Пастух, пастырь (II,3) -> Иисус Христос (I) -> Учитель (IV) -> Посредник (II) -> Священник (III).
| Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||